Нестор монах киево печерского монастыря

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.

Содержание

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.

Вниманию всех любителей русской истории
Лицевой летописный свод →

Читать онлайн

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).

Антокольский, Марк Матвеевич

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Антокольский.

Марк Матвеевич Антокольский


Портрет работы Васнецова

Имя при рождении

Мо́рдух Ма́тысович Антоко́льский

Дата рождения

21 октября (2 ноября) 1843

Место рождения

Вильно

Дата смерти

26 июня (9 июля) 1902 (58 лет)

Место смерти

  • Бад-Хомбург, Дармштадт, Гессен, Германия

Страна

  • Российская империя

Жанр

скульптура

Учёба

  • Императорская Академия художеств

Стиль

академизм

Награды

Звания

академик ИАХ (1871)
профессор ИАХ (1880)
действительный член ИАХ (1893)

Медиафайлы на Викискладе

Марк Матве́евич Антоко́льский (Мо́рдух Ма́тысович Антоко́льский; 21 октября 1843, Вильна, Виленская губерния, Российская империя — 26 июня 1902, Франкфурт-на-Майне, Германская империя) — русский скульптор-реалист, с 1871 — академик Императорской Академии художеств, с 1880 — профессор скульптуры.

Ранние годы

Мордух Матысович (Марк Матвеевич) Антокольский родился 21 октября (по старому стилю) 1840 года в Вильне. Фамилия происходит от названия пригорода Антоколь (Antakalnis, ныне один из районов города), где и жила семья.

Он был одним из восьмерых детей в еврейской семье, в которой росли помимо него сыновья Меер (1833), Нохим (1836), Михл-Пейсах (1837) и дочери Блюма-Рывка (1843), Эстер (1849), Буня (1852), Рахиль (1856). Его родители Матыс Янкелевич (1815—1888) и Кейля-Хена Беньяминовна (1817—?) Антокольские были людьми небогатыми и очень религиозными. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог, — на столе, на стенах… Родители относились к этому его увлечению резко негативно. Но когда сын подрос, отдали его в обучение резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова — известная покровительница искусств А. А. Назимова. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).

«Иван Грозный»

В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году — золотая за горельеф «Скупой». Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). Совет Академии художеств присудил Марку Антокольскому звание академика.

Зрелые годы

Надгробие на могиле Антокольского

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. В то время это была обычная для выпускников Академии художеств практика. Считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. В 1878 году он показал свои новые работы на Всемирной выставке в Париже и получил её высшую награду и французский орден Почётного легиона. Вскоре его избрали почётным членом многих западноевропейских академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.

В 1889 году скульптор создаёт статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак».

Антокольский много писал, известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность», в «Вестнике Европы» в 1887 опубликована его «Автобиография», незадолго до смерти написал роман «Бен-Изак» — хронику из еврейской жизни.

Под редакцией В. В. Стасова и с его большим предисловием после смерти скульптора была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» (Санкт-Петербург — Москва, 1905).

Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам — в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище. Его могила и надгробие все еще можно найти там, недалеко от въездных ворот. Он был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал традиции иудаизма. На надгробном памятнике изображены менора, свиток Торы и Звезда Давида, а также был установлен бронзовый бюст Антокольского работы его ученика И. Я. Гинцбурга. В книге Кобака и Пирютко сообщается об отсутствии бюста на могиле; согласно еженедельному приложению к «Красной газете», журналу «Бегемот», бюст был похищен в начале 1928 года.

Семья

  • Жена Елена (семейное прозвище — Гена).
    • Старшая дочь Эсфирь София Антокольская. В 1899 году вступила в брак с одним из представителей выдающегося английского рода Монтефиоре. Ещё до смерти отца Эсфирь у пары родились дети, внуки Марка Антокольского.
    • Младшая дочь Александра (также иногда Анна) Антокольская. В 1903 году Александра вышла замуж за мексиканского дипломата, второго секретаря мексиканской дипмиссии в Париже по имени Луи Рикой. Позже их брак распался, Александра получила его расторжение в Риме. Уже в 1914 году в кругах аристократии активно обсуждался её грядущий брак с графом Сфорца, по одним данным — Карло Сфорца, министром иностранных дел Италии, по другим — графом Гвидо Сфорца. Живя в Париже, Александра вращалась в светском обществе, её фотографии можно найти в модных журналах, таких как Les modes. Уже будучи графиней Сашей Сфорца, она была запечатлена на портрете кисти испанского художника Федерико Бельтрана Массеса.
  • Племянница (дочь брата Михла-Пейсаха Матысовича Антокольского, 1837—1888) — Елена Павловна Тарханова-Антокольская (1862—1930), художница, была замужем за физиологом Иваном Романовичем Тархановым.
  • Фото М. Антокольского, конец 1890-х годов.

  • Фото М. Антокольского

  • Фото М. Антокольского

  • Фото М. Антокольского в его парижской студии

  • Александра Антокольская, в замужестве Рикой. Le Figaro-Modes, Ноябрь, 1903 год.

  • Александра Антокольская, в замужестве Рикой. Les Modes, январь, 1903 год.

  • Фотография портрета Саши Сфорца кисти испанского художника Федерико Бертрана Массеса. Портрет был выставлен на Венецианском биеннале в 1920 году.

Произведения

Наиболее известные произведения:

  • «Еврей-портной» (1864, дерево)
  • «Скупой» (1868, кость, дерево)
  • «Мальчик, крадущий яблоки» (1865, кость)
  • «Спор о Талмуде» (1868, воск, дерево)
  • «Нападение инквизиции на евреев» (1863—1869, воск)
  • «Иван Грозный» (1870 или 1871, гипс, утрачен; 1871, бронза; 1875, мрамор; в 1871 за эту скульптуру получил звание академика),
  • Портрет В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина),
  • «Христос перед судом народа» (1874, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ)
  • «Смерть Сократа» (1875, мрамор)
  • Надгробный памятник княгине Оболенской (1876, Рим)
  • Барельефы «Последний вздох» и «Безвозвратная потеря» (оба — 1876)
  • Барельеф-портрет барона М. Гинцбурга (1878)
  • Портрет И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ)
  • «Спиноза» (1882, мрамор)
  • «Мефистофель» (1883, мрамор)
  • «Не от мира сего (христианская мученица)» (1887, мрамор, выставлена в Третьяковской галерее)
  • горельеф «Ярослав Мудрый» (1889, майолика, Русский музей)
  • «Нестор-летописец» (1890, мрамор, Русский музей)
  • «Ермак» (1891, бронза, Русский музей).
  • «Ангел» (для надгробного памятника Терещенко, 1895)
  • Статуя императора Александра II (1896)
  • Статуя императора Александра III (для установки в залах Музея императора Александра III),
  • Памятник императрице Екатерине II для Вильны (1897; открыт уже после смерти автора в 1902 году)
  • Памятник Петру I в Таганроге (1898)
  • Памятник создателю училища для слепых детей К. К. Гроту в Санкт-Петербурге (1906)
  • Памятник Петру I в Архангельске (1911)

  • «Мефистофель» (1883)

  • «Нестор-летописец» (1890)

  • «Христос»

  • «Не от мира сего. (Христианская мученица)»

  • Мемориальная доска в Вильнюсе

  • «Иван Грозный» (1871)

  • «Смерть Сократа» (1875)

  • Фото надгробия

  • «Русалка» (1900)

  • «Ангел» (для надгробного памятника княгине Юсуповой)

  • Бюст С. С. Полякова

Память

  • В 2016 году к 150-летию основания Русского исторического общества Центральный Банк России выпустил золотую памятную монету номиналом 50 рублей: Скульптура М. Антокольского «Нестор Летописец» Золотая памятная монета 50 рублей Центрального Банка России 2016 года

> Ученики

  • Илья Гинцбург
  • Борис Шац

Интересные факты

  • Работа Марка Антокольского «Царь Иоанн Васильевич Грозный», купленная в Кенсингтонский музей, была первой скульптурой из России, приобретенной на Западе.
  • В честь Марка Антокольского названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Вильнюсе и Санкт-Петербурге.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Весна 1867 года — доходный дом Аренс — 7-я линия В. О., 4, кв. 4;
  • 1867 год — 7-я линия, 28;
  • Весна 1868—1870 годы — дворовый флигель дома М. С. Воронина — 5-я линия В. О., 4;
  • 1884—1888 годы — доходный дом И. О. Утина — Конногвардейский бульвар, 17.

Примечания

  1. Library of Congress Authorities — Library of Congress.
  2. RKDartists
  3. Большая российская энциклопедия — Большая российская энциклопедия, 2016. — ISBN 978-5-85270-320-0
  4. Скульптор Марк Антокольский. Известные скульптуры, памятники, биография. ART CONTEXT.
  5. Антокольский Марк Матвеевич (1843—1902) (недоступная ссылка). FUNERAL — SPB.RU. Дата обращения 18 октября 2017. Архивировано 6 апреля 2016 года.
  6. Запись о рождении 2 ноября и обрезании 8 ноября 1840 года в канцелярии виленского городского раввина доступна на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org. На надгробном памятнике ошибочно выбита дата рождения 1842, в других источниках также ошибочно указан 1843 год рождения (21 апреля 1843 года родилась его сестра Блюма-Рывка).
  7. Тернии.
  8. Berthold Laufer. Two Chinese Imperial Jades // Fine Arts Journal. — 1915. — Т. 32, вып. 6. — С. 237. — ISSN 2151-2760. — DOI:10.2307/25603480.
  9. В. И. Саитов, «Петербургский некрополь», т. I, СПб., 1912—1913, с.75.
  10. «Исторические захоронения на Еврейском кладбище» в книге А. В. Кобака и Ю. М. Пирютко «Исторические кладбища Санкт Петербурга», М., Центрполиграф, 2011
  11. «Бегемот», Л., № 3, январь 1928, с.8
  12. М. Гланц. «Где же мой дом? Искусство и жизнь русско-еврейского скульптора Марка Антокольского».
  13. Les modes. — Paris, 1903, Janvier.
  14. «A Russian Duchess for the House of Sforza (Duchesse Guido Sforza was Mlle Anna Antokolsky, daughter of Marc Antokolsky, sculptor)» // Vogue. — 1916. — Август.
  15. Толстова А. Из черты оседлости к звездам // Коммерсантъ. — 2011. — 16 ноября.

Литература

  • Антокольский, Марк Матвеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Варшавский Л. Р. Антокольский Марк Матвеевич. М.-Л., 1944.
  • Гинцбург И. Антокольский, Марк Матвеевич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Кривдина О. А. Марк Матвеевич Антокольский. От России — для России. СПб., 2008.
  • Кузнецова Э. В. М. М. «Антокольский. Жизнь и творчество». Москва, 1989.
  • Марк Матвеевич Антокольский: его жизнь, творения, письма и статьи / Под ред. В. В. Стасова. СПб.-М., 1905.
  • Шалимова В. П. Марк Матвеевич Антокольский. Л., 1970.
  • Olga Litvak. Rome and Jerusalem: The Figure of Jesus in the Creation of Mark Antokol’skii // The Art of Being Jewish in Modern Times. Eds. Barbara Kirshenblatt-Gimblett and Jonathan Karp. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 2007 (Jewish Culture and Contexts)
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 243. — 454 с.

Ссылки

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич. Биография и творчество
  • М. М. Антокольский в Абрамцеве
  • Антокольский, Марк Матвеевич в библиотеке «Старатель»
  • Фото надгробия
  • Любовь Головина. Марк Антокольский: «Я сделал все, что мог». Журнал «Третьяковская галерея», #3 2013(40)

НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ — М.М. АНТОКОЛЬСКИЙ

Posts from This Journal “ИСКУССТВО” Tag

  • БЛОНДИ – КОМИКС О ЖИЗНИ

    Блонди — американский комикс, публикуется в газетах с 1930 года и по настоящее время, выходит в 2 000 газет на территории 47 стран,…

  • ЖУРНАЛ НЬЮ-ЙОРКЕР (THE NEW YORKER) ВЫНОСИТ ПРИГОВОР

    Американский журнал Нью-Йоркер выпускается с 1925 года и является одним из влиятельнейших в сфере журналистики, в нём публикуются рассказы,…

  • КАЗАЦКИЙ ИЛИ КАЗАЧИЙ? ВОПРОСЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

    Константин Сомов. Казацкий бал. 1924. Франция Если раньше мы только читали о казаках в книгах, а кто-то, возможно, слышал рассказы бабушек и…

  • ПАМЯТНИК ДОНАЛЬДУ ТРАМПУ В СЛОВЕНИИ НИЧЕМ НЕ ХУЖЕ ПАМЯТНИКА ЕГО СУПРУГЕ

    Памятник высотой в восемь метров выполнен из дерева. Внутри есть механизм, позволяющий менять выражение лица – от дружелюбного в будни…

  • ГРАФФИТИ НА ВАГОНАХ (КЕНИЯ)

    В центре Найроби, столицы Кении, рядом с казалось бы заброшенными железнодорожными вагонами и заросшими путями, процветает община художников.…

  • В СЛОВЕНИИ ВОЗДВИГНУТА СТАТУЯ ПЕРВОЙ ЛЕДИ США МЕЛАНИИ ТРАМП

    Шутка в том, что это не шутка, это сама статуя и есть. Фигура первой леди вырезана из липы бензопилой. Получилось нечто в стиле…

  • ГРАВЮРА: ПАРИЖ НЕЗАДОЛГО ДО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

    Engraving showing Notre-Dame in 1780, shortly before the French Revolution engraving , …

  • ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧЬ ЛЬЁ ПОД ВОДОЙ — НЕУВЯДАЮЩАЯ КЛАССИКА

    Vingt mille lieues sous les mers , дословно Двадцать тысяч льё под морями — научно-фантастический роман Жюля Верна, впервые опубликованный…

  • НОВЫЕ ФРЕСКИ ОБНАРУЖЕНЫ В ЕГИПЕТСКОЙ ПИРАМИДЕ

    Во время раскопок в Египте обнаружены фрески, созданные 4 300 лет тому назад, в период, который принято называть эпохой строительства пирамид.…

Памятник Нестору-летописцу в Киеве был установлен 10 июня 1988 года в честь торжественного события – 1000-летия принятия христианства как государственной религии на Руси. Крещение Руси состоялось предположительно в 988 году при князе Владимире Святославиче. Гранитный монумент находится в небольшом скверике на улице Лаврской недалеко от входа в Киево-Печерскую Лавру. Фигура Нестора высечена из серого гранита, он стоит на невысоком постаменте с огромной раскрытой книгой в руках.

Нестор-летописец известен как автор летописного свода «Повесть временных лет». Преподобный Нестор родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Придя еще юношей к преподобному Феодосию, принял постриг и стал послушником. В монастыре Нестор нес послушание летописца. «В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами» – говорил он.

Создатели памятника – скульптор Фридрих Мкртчевич Согоян и архитектор Николай Иванович Кислый. Рядом с монументом находится камень, на котором высечено название памятника, дата установки и авторы.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Церковь чтит его память 28 сентября, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *