Никита Михалков роли в кино

Петр Первый

Советский историко-биографический фильм с Николаем Симоновым, Михаилом Жаровым, Николаем Черкасовым, Михаилом Тархановым, Виктором Добровольским и Аллой Тарасовой в главных ролях, поставленный Владимиром Петровым по пьесе Алексея Толстого «Петр Первый».

Съемочная группа фильма Петр Первый / Petr Pervyi

Режиссер: Владимир Петров
Авторы сценария: Николай Лещенко, Владимир Петров, Алексей Толстой
В ролях: Николай Симонов, Михаил Жаров, Николай Черкасов, Михаил Тарханов, Виктор Добровольский, Алла Тарасова, Константин Гибшман, Николай Орлов, Федор Богданов, Владимир Гардин и другие
Операторы: Вячеслав Горданов, Владимир Яковлев
Композитор: Владимир Щербачев

Сюжет фильма Петр Первый / Petr Pervyi

После поражения от шведов под Нарвой Петр Первый (Николай Симонов) предпринимает решительные меры для укрепления армии и флота России.

Царские реформы далеко не всем в стране по нраву — ропщут бояре, недовольны церковники, даже сын Петра, царевич Алексей (Николай Черкасов) не разделяет энтузиазма своего родителя.

Но несмотря на трудности и непонимание подданных Петр продолжает преобразование Руси в Российскую империю. Перемены в государстве сопровождаются не только великими военными победами, подъемом экономики и успехами во внешней политике, но и тайными заговорами, дворцовыми переворотами и жестокими казнями.

История создания фильма Петр Первый / Petr Pervyi

Премьера первой серии картины «Петр Первый» состоялась 31 августа 1937 года, вторая серия вышла на экраны 7 марта 1939 года.

К съемкам масштабной и сложной в постановочном плане картины режиссер Владимир Петров приступил после имевшей большой успех в нашей стране и за рубежом драмы «Гроза» по одноименной пьесе Александра Островского.

В первоначальные планы создателей фильма входило снять три серии, над которыми предполагалось работать вместе с французскими кинематографистами и актерами. Картина должна была выйти в трех вариантах — на русском, французском и английском языках.

Однако из-за возникших сложностей от совместного с иностранцами производства пришлось отказаться, и из трехсерийной лента стала двухсерийной — первую часть, посвященную юности царя, решено было не снимать.

Фильм «Петр Первый» — экранизация не известного романа Алексея Толстого, а его пьесы с таким же названием, основой которой стало ранее драматургическое произведение писателя — «На дыбе», написанное в 1929 году. В ходе работы над фильмом пьеса была переработана в оригинальный киносценарий.

Владимир Петров так обозначил задачу, которую он ставил перед собой и своими коллегами:

«Мы должны создать образ не болезненного выродка императорской фамилии, не дебошира и пьяницы, каким часто изображали Петра Первого, а образ крупнейшего государственного деятеля и реформатора своей эпохи. Нельзя забывать также, что это человек чрезвычайно многогранный, наделен многими внутренне и внешне неповторимыми чертами. Задача трудная, тяжелая, но мы — я уверен — ее решим».

Большинство исполнителей на центральные роли были утверждены довольно быстро — Алла Тарасова (Екатерина), Михаил Жаров (Меншиков), Ирина Зарубина (Ефросинья), Михаил Тарханов (Шереметьев) и другие.

Актера же на главную роль искали долго. Среди претендентов были Владимир Гайдаров, Константин Хохлов, и даже Николай Черкасов. Николай Симонов оказался пятнадцатым в очереди. Посмотрев пробы актера, вся съемочная группа единодушно проголосовала за Симонова.

Толстой, увидев Симонова на экране, с радостью объявил: «Вот это Петр! Не правда ли? Ну конечно он! Утверждаю!» На робкое возражение консультантов картины о том, что актер — единственный из кандидатов на роль, кто не похож ни на один из известных двадцати пяти портретов царя, писатель ответил: «Неважно. Если Симонов сыграет именно так, то запомнят его. Это и будет двадцать шестой портрет, потому что, вспоминая Симонова, будут представлять себе Петра».

Готовясь к съемкам, Николай Симонов изучал различные документы петровской эпохи — царские указы, решения сената, служебную переписку, личные письма императора. По графическим и живописным портретам, по воспоминаниям современников актер воспроизводил мимику и жесты Петра, его походку, манеру говорить и держать себя.

Для большего сходства Николая Симонова и его героя гримерам и костюмерам пришлось изрядно потрудиться и пойти на некоторые хитрости. Чтобы зрительно увеличить актеру лоб, ему немного подбрили волосы, изготовили парик, скопировав прическу Петра, сделали усы в соответствии с их описанием — «как у кошки», густые брови. А чтобы Симонов в кадре выглядел выше остальных актеров (его рост был 182 сантиметра — до петровских 204-х недоставало более 20 сантиметров), смастерили специальную обувь — она не только была на высоком каблуке, но и внутри имела пробковые подкладки под ступни.

Для съемок фильма по эскизам и макетам художника Николая Суворова были сооружены декорации крепостных стен, монастыря, дома Меншикова, старинных городских улиц. В Озерках, неподалеку от Поклонной горы, мастера-декораторы возвели почти настоящую шведскую крепость, на постройку которой ушло сорок вагонов леса. Съемки второй части проходили на Одесской киностудии, куда из Ленинграда были отправлены 28 вагонов с костюмами, реквизитом, декорациями, пиротехникой и киноаппаратурой.

Съемочный период работы над фильмом стартовал 2 августа 1935 года.

В 1937 году первая серия картины «Петр Первый» была отмечена особым дипломом (Владимир Петров) на Международной выставке декоративных искусств в Париже. За работу над фильмом в 1941 году режиссер Владимир Петров и актеры Николай Симонов и Михаил Жаров были удостоены Сталинской премии I степени.

В 1965 году лента была восстановлена на киностудии «Мосфильм». При этом фильм был значительно сокращен — были удалены или урезаны некоторые сцены, убраны пояснительные титры и заменены закадровым текстом. Кроме того, были перемонтированы вступительные титры и переозвучены некоторые эпизоды.

Интересные факты о фильме Петр Первый / Petr Pervyi

— Во время проб Жарова на роль Меншикова произошла забавная история. Актер облачился в высокий парик времен Мольера, в котором он выглядел очень смешно: его типично русское лицо с носом «картошкой» и широким подбородком никак не гармонировало с по-европейски завитыми пышными локонами. Все, кто видел Жарова в таком виде, не могли сдержать улыбку, но при этом понимали, что ему вряд ли удастся получить роль. Но Алексей Толстой, за которым оставалось решающее слово, посчитал иначе. Внимательно рассмотрев лицо Жарова, он вдруг расхохотался, а затем воскликнул: «Ведь это же великолепно! Какой предметный урок! Вот что получается с русской головой, если на нее напялить французский парик!» Вопрос об утверждении Жарова был решен.
— Николай Черкасов сначала хотел пробоваться на роль Петра. Самостоятельно загримировавшись, он зашел в кабинет Петрова и остановился, оценивая произведенный своим появлением эффект. Присутствовавший в комнате ассистент режиссера Николай Дарьин, подойдя к «императору», слегка потянул его за приклеенные усы. Усы отлетели, и собравшиеся узнали Черкасова. «Да… Немного бы постарше и поплотнее, так и искать больше не надо», — вздохнул Петров, а Дарьин, вглядевшись в лицо Николая Константиновича, произнес: «Алексей! Готовый Алексей, даже гримировать почти не надо!». Так нашли исполнителя роли царевича.
— Для костюмов исполнителей главных ролей и актеров массовки было изготовлено 1400 треуголок, 200 гренадерских шапок, 1300 туфель, 1000 штыков, 60 тысяч пуговиц.
— К Михаилу Жарову надолго «пристало» словосочетание «мин херц», которым Меншиков называл Петра Первого. Уже спустя много времени после окончания работы над фильмом актер иногда обращался с этими словами к своим собеседникам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *