Нижний Новгород университет лобачевского

>Профессия журналист: вузы, карьера, трудоустройство

Деньги и романтика

Журналист — одна из самых романтичных, высокооплачиваемых и опасных профессий. Медиа играют роль регулятора в демократических странах, являются эффективным инструментом общественного контроля. Спрос на профессионалов в этой сфере весьма высок в любой стране. Настоящий журналист должен обладать широким кругозором, грамотной речью, недюжинным писательским талантом и иметь пытливый ум.

Крупные, международные и федеральные СМИ отличаются гораздо большей финансовой независимостью, чем региональные. Спецификой российских медиа является подчиненность региональных СМИ интересам местного бизнеса и чиновников, относительно низкий уровень подготовки местных журналистов. Однако широкое распространение интернета открыло доступ к лекциям лучших вузов страны и мира. Производство контента стало быстрым и дешевым, и сейчас небольшие редакции имеют все шансы завоевать внимание аудитории и получить спонсорскую поддержку.

Благодаря появлению цифровых версий печатных изданий и абсолютно новых сетевых СМИ географическая близость журналиста к месту работы (редакции) уже не играет большой роли. Главные требования к современному специалисту — опытность, грамотность, эрудиция, стремление развиваться, осваивать новые инструменты визуализации данных и рассказывать истории. Сейчас блеснуть и стать штатным сотрудником именитой редакции может любой: что житель глубинки, что выходец из столичного вуза.

Редактор, журналист сайта газеты «Патриоты Нижнего» Анастасия Назарова — выпускница факультета перевода и переводоведения НГЛУ по специальности «международный журналист». «Знание языков мне только в плюс, хотя в нынешней работе этот навык я не использую. По окончании вуза сомневалась, что буду работать по специальности, но в итоге устроилась сначала в информагентство, потом в газету. И, надо сказать, поминаю преподавателей добрым словом. Полученные знания пригодились!» — улыбается она.

Вузовское образование и ЕГЭ

В Нижнем Новгороде по специальности «журналистика» готовят выпускников только два университета: НГЛУ имени Добролюбова и ННГУ имени Лобачевского. Для поступления в вузы необходимо сдавать экзамены по русскому, иностранному языкам и литературе.

В лингвистическом университете занятия проводятся в очно-заочной и заочной формах. Стоимость обучения составляет 52 тысячи рублей в год, продолжительность — пять лет. По окончании курса выпускник получает диплом бакалавра. Минусом обучения в НГЛУ является отсутствие бюджетных мест. В 2017 году проходной балл в университете составил 96.

В ННГУ журналистов готовит Институт филологии и журналистики. Высшее образование можно получать как очно (четыре года), так и заочно (пять лет). По окончании вуза студент становится бакалавром. Стоимость очного обучения составляет 109 тысяч рублей в год, заочного — 47 тысяч рублей Проходной балл в 2017 году достиг 97. Плюсом обучения в университете имени Лобачевского является наличие бюджетных мест как на очном отделении (16 мест, проходной балл — 252), так и на заочном (20 мест при 97-ми баллах).

Кроме того, журналистами часто устраиваются выпускники с дипломами по специальности «филология». Филологов готовят в ННГУ, НГЛУ и Высшей школе экономики.

В ННГУ преподавание ведётся в очной, заочной и очно-заочной формах и длится пять, пять и четыре года соответственен. Обучение на очном отделении стоит 97 тыс. руб. в год, на заочном — 40 тыс. руб., на очно-заочном — 47 тыс. руб. На каждом из отделений есть бюджетные места: 35 на очном, 25 на очно-заочном и 10 на заочном. Проходной балл относительно невысок и составляет 97.

В НГЛУ филологов готовят на факультетах английского языка и романо-германских языков, только в очной форме. Будущие бакалавры «стоят» родителям 94 тыс. руб. в год. На каждом факультете есть по восемь бюджетных мест (проходной балл — 254).

В Высшей школе экономики филологи учатся на факультете гуманитарных наук. Стоимость обучения составляет 140 тыс. руб. в год. Проходной балл 2017 г. достиг 175. На факультете 20 бюджетных мест. Форма обучения — очная. Выпускники также получают дипломы бакалавра. Также будущие журналисты могут получить хороший базис, обучаясь по специальности «Русский язык». Преподавание ведут в НГПУ им. Минина на факультете гуманитарных наук по трём специальностям: «Педагогическое образование/Иностранный (английский) язык и Русский язык как иностранный», «Педагогическое образование/Русский язык и литература» и «Педагогическое образование/Русский язык как иностранный».

Проходной балл 2017 г. на специальностях «Русский язык как иностранный» и «Русский язык и литература» составлял 118, на специальности «Иностранный язык и русский язык как иностранный» — 108. Бюджетные места (25 и 30) есть на специальности «Русский язык и литература» (очном и заочном отделениях соответственно), стоимость обучения достигает 47,4 тыс. руб. в год на заочном отделении, 95,3 тыс. в год на очном. Стоимость обучения по специальности «Русский язык как иностранный» — 95,3 тыс. руб. в год.

«Я окончила ННГУ им. Лобачевского по специальности „филология“. Филфак ННГУ дает хорошее классическое образование, — считает заместитель директора по стратегическим коммуникациям АО УК „Аэропорты Регионов“ Екатерина Молева. — Принцип обучения был построен не на зубрежке, а на умении рассуждать, размышлять, на умении находить нужную информацию. Все это пригодилось и в жизни, и в будущей профессии. Плюс учёбы в хорошем университете — это университетское братство, знакомства, которые остаются со студенческих времен. Бонус — абсолютная грамотность».

Трудоустройство и подводные камни

Получить первый опыт работы в редакции как в Нижнем Новгороде, так и любом другом российском городе довольно просто. Даже во время обучения в университете студент может пройти стажировку в местном печатном или интернет-СМИ, получить необходимые навыки в федеральных медиа (к примеру, ТАСС, РБК и других). По желанию можно напроситься на стажировку в симпатичное вам издание — многие издания идут навстречу активным новичкам. Однако стоит иметь в виду, что в большинстве случаев стажировка не оплачивается.

Существуют и долгосрочные образовательные проекты, нацеленные на подготовку специалистов. К примеру, сетевое издание Meduza реализует проект под названием «Ферма», ориентированный на молодых журналистов и редакторов. В течение нескольких лет журнал «Русский репортер» проводит летнюю школу, на которую собираются школьники и студенты со всей страны.

Найти работу как в региональных, так и федеральных СМИ сегодня довольно легко. Региональные редакции, как правило, не обучают сотрудников, полагаясь на то, что новый человек просто вольется в коллектив. Федеральные медиа обучают в процессе работы, активно проводят семинары, реализуют совместные проекты, встречи с опытными журналистами и руководителями.

Объем загрузки штатного журналиста во многом зависит от специфики и жанра СМИ. К примеру, тележурналистика ориентирована на высокий темп сбора и обработки материала. Ежемесячные печатные издания, глянец существуют в менее напряженном режиме. Как правило, региональные журналисты редко отправляются в командировки (в том числе из-за ограниченных материальных ресурсов редакций). Дальние поездки, перелеты более типичны для федеральных редакций.

«Почти 15 лет назад я сделала выбор в пользу PR, поступив на филологический факультет (теперь ИЖИФ) ННГУ, — рассказывает специалист по связям с общественностью РЦ „Волжский“ Райффайзенбанка Валентина Кулакова. — Тогда это направление набирало популярность в Нижнем Новгороде, вузы формировали первые учебные планы, в которых было множество пересечений с журналистикой. Часто я не только предоставляю информацию и корректирую материалы, но и самостоятельно готовлю тексты с нуля. Максимальный интерес и, как мне кажется пользу нам приносили занятия с практикующими преподавателями, которые помогали сформировать более правильное представление о профессии, дополняя и корректируя базовые теоретические знания».

>Николай Лобачевский

Лобачевский, Николай Иванович – создатель неевклидовой геометрии, русский математик, ректор Казанского университета.

Биография

Николай Иванович Лобачевский появился на свет 1 декабря 1792 года в Нижнем Новгороде. Отец, Иван Максимович Лобачевский, служил в геодезическом департаменте. Мать, Прасковья Александровна, воспитывала троих детей и занималась хозяйством.

В 1802 году Николай был отдан в Казанскую гимназию, где проучился четыре года на казенном содержании. Демонстрировал хорошие познания по немецкому, латинскому, французскому языках, математике.

В 1806 году Лобачевский попробовал вступить в недавно созданный Казанский университет, но провалился на вступительных экзаменах. Впрочем, уже через несколько месяцев повторил попытку, которая на этот раз оказалась удачной. В 1807 году Николай был официально зачислен в университет. Сначала он уделял много внимания медицине, но вскоре решил сосредоточиться на физико-математических науках. В 1808 году попал в карцер за свои пиротехнические опыты.

В 1811 году Николай окончил университет со степенью магистра математики и физики. Он остается при университете и продолжает заниматься научной деятельностью.

В 1814 году Лобачевский начинает преподавать в Казанском университете. В 1816 году – становится экстраординарным профессором. Преподает алгебру, арифметику, тригонометрию.

В 1819 году университет посетил ревизор, которому очень не понравилось состояние факультетов. Всех, кроме физико-математического. Его декан Бартельс вместе с другими иностранцами уехал, и деканом назначили Лобачевского. В 1824 году молодой декан был представлен к ордену св. Владимира IV степени.

В 1826 году, сразу после восхождения на престол Николая I, враждующего с Лобачевским попечителя Магницкого смещают с должности. Его обвиняют в злоупотреблениях и судят на сенате. Уже в следующем году Лобачевский становится ректором университета.

На этой должности Николай Иванович зарекомендовал себя только с лучшей стороны. В списке его забот: строительство учебных корпусов, реорганизация штата, поддержание библиотеки, развитие минералогической коллекции, участие в издании газеты «Казанский Вестник» и много чего еще. Он ведет курсы по тригонометрии и геометрии, алгебре, теории вероятностей, физике, механики, астрономии. Самостоятельно замещал отсутствующих преподавателей.

Все это время Лобачевский активно работает над главным делом своей жизни – созданием неевклидовой геометрии. 23 февраля 1826 года Лобачевский делает доклад «Сжатое изложение начал геометрии». Теперь эта дата считается днем рождения неевклидовой геометрии.

В 1832 году Николай Иванович женился. Его женой стала Варвара Алексеевна Моисеева, которая была моложе своего мужа на 20 лет. В том же году в Петербурге труды Лобачевского по неевклидовой геометрии подверглись резкой критике. Тем не менее, постепенно критики успокоились. В 1836 году Николай I лично наградил Лобачевского орденом Анны II степени. После этого Николай Иванович автоматически становился потомственным дворянином.

В 1845 году Лобачевский становится попечителем Казанского учебного округа и в четвертый раз избирается на должность ректора. В следующем году его отстранили от преподавательской деятельности за выслугой лет.

Вскоре Лобачевского начали преследовать несчастья. Он разорился, за долги продали и его дом, и имение жены. От туберкулеза умирает сын Андрей. Слабеет здоровье и самого Николая Ивановича, он теряет зрение. В 1855 году он закончил свой последний труд «Пангеометрия», который диктовал своим ученикам.

24 февраля 1856 года Николай Иванович Лобачевский скончался. Его тело было погребено на Арском кладбище в Казани.

Основные достижения Лобачевского

  • Главные достижения Лобачевского, конечно же, относятся к геометрии. Он стал создателем неевклидовой геометрии. Его идеи были поддержаны тогдашним «королем математики» Гауссом. Большинством же современников Лобачевский остался непризнанным, но в будущем его труды были оценены по достоинству. Уже во второй половине 1860-х годов труды Лобачевского стали популярны в России и за ее пределами, а за полное собрание его сочинений Казанский университет захотел получить 600 рублей. Только спустя 16 лет удалось собрать работы математика, но часть из них оказалась утеряна и не обнаружена до сих пор.
  • Лобачевский добился значительных результатов и в других математических разделах. Он разработал новый метод решения уравнений, создал ряд теорем о тригонометрических рядах, изучил непрерывную функцию.
  • Опубликовал ряд замечательных статей по алгебре и анализу, физике, механике, астрономии, теории вероятности.

Важные даты биографии Лобачевского

  • 1 декабря 1792 года – рождение в Нижнем Новгороде.
  • 1802 год – поступление в Казанскую гимназию.
  • 1806 год – окончание гимназии, поступление в Казанский университет.
  • 1811 год – окончание университета со степенью магистра. Публикация рассуждения «Теория эллиптического движения небесных тел». Работа при университете.
  • 1814 год – утверждение адъюнктом чистой математики. Начало преподавательской деятельности.
  • 1816 год – утверждение экстраординарным профессором.
  • 1818 год – член Училищного комитета округа.
  • 1820 год – назначение деканом физико-математического факультета казанского университета.
  • 1824 год – награждение орденом св. Владимира IV степени.
  • 1826 год – публикация доклада «Сжатое изложение начал геометрии». Рождение неевклидовой геометрии.
  • 1827 год – избрание ректором университета.
  • 1832 год – женитьба на Варваре Алексеевне Моисеевой.
  • 1836 год – награждение орденом Анны II степени из рук Николая I.
  • 1838 год – пожаловано дворянство.
  • 1845 год – назначение попечителем Петербургского учебного округа.
  • 1846 год – смерть дочери Надежды. Отстранение от должности ректора и профессорской деятельности.
  • 1855 год – завершение работы над последним трудом «Пангеометрия».
  • 24 февраля 1856 года – умер у себя дома после болезни.

Интересные факты из жизни Лобачевского

  • В гимназии увлекался пиротехническими опытами, за что попал в карцер. Его недолюбливали преподаватели за вольнодумие, упорство.
  • Стал магистром в 19 лет, а в 24 года – профессором.
  • Любил заниматься садоводчеством. Его «любимцами» в саду были кедры. Лобачевский говорил, что не дождется их плодов. Они были сняты всего через несколько месяцев после смерти ученого.
  • Лобачевский боялся, что его труды будут забыты после его смерти. Эти опасения подогревала интенсивная критика его работ.
  • В 1992 году была учреждена медаль имени Лобачевского. Ее выдают каждых пять лет за выдающиеся достижения в исследовании геометрии.
  • Лобачевский имел все шансы попасть в армию, когда вышел указ, предписывающий отдавать на службу тех студентов, которые отличались дурным поведением.
  • Во время учебы в университете нередко проявлял непочтительность к религии, что ему прощали только за блестящие познания в математике.
  • Активно внедрял всевозможные новшества в сельском хозяйстве. За некоторые достижения на этом поприще даже получал награды.
  • Владел замечательным даром убеждения. Одного своего студента, который любил выпить и даже бросался на людей с ножом, Лобачевский утихомирил лишь спокойным разговором.
  • Любил весело провести время со студентами, но панибратства никогда не допускал.

Биография Лобачевского

Николай Иванович Лобачевский (1792-1856 гг.) – великий русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии. Также был народным просветителем и ярким деятелем университетского образования. Знакомый с биографией Лобачевского У. Клиффорд назвал своего коллегу “Коперником геометрии”.

Детские и юные годы

Николай Иванович Лобачевский родился 20 ноября (1 декабря) 1792 г., в Нижнем Новгороде, в семье чиновника геодезического департамента, И. М. Лобачевского.

В 1802 г. поступил в Казанскую гимназию и закончил ее в 1806 г. Особенно хорошие знания он показал в области математики, а также французского, немецкого и латинского языков.

В те годы в гимназии преподавал Г. И. Карташевский. Именно благодаря ему у Николая пробудился интерес к математике.

В феврале 1807 г. юный Лобачевский стал студентом Императорского Казанского училища.

Начало научной деятельности

Университет Лобачевский закончил в 1811 г. Получив степень магистра по физике, он был оставлен при университете. Летом 1811 г. он, совместно с И. М. Симоновым, наблюдал комету. В октябре этого же года принялся за изучение работ Гаусса и Лапласа. Это способствовало началу самостоятельных поисков.

В конце 1811 г. Лобачевский Николай Иванович представил свою работу “Теория эллиптического движения небесных тел”.

В 1813 г. он написал еще одно исследование – “О разрешении алгебраического уравнения”.

Основные научные открытия

Лобачевский считал Евклидову аксиому параллельности произвольным ограничением. По его мнению, это требование было чересчур жестким. Оно существенно ограничивало возможности теории, которая описывала пространственные свойства.

Николай Иванович изменил существующую аксиому на другую. Она звучит так: “через точку, не лежащую на прямой, может проходить множество прямых параллельных с первой”.

В 1826 г. ученым было сделано устное заявление о своем открытии. После этого он опубликовал несколько трудов, посвященных этой теме.

Современники Лобачевского отнеслись прохладно к его идеям. В 1832 г. он представил свой труд “О началах геометрии”. Эта работа была отрицательно оценена М. В. Остроградским.

Пытаясь найти понимание за границей, в 1837 г. Лобачевский опубликовал свою статью “Воображаемая геометрия” в немецком журнале “Крелле”. Идеи русского ученого удалось продвинуть “королю математиков”, К. Ф. Гауссу. Заинтересованный его трудами, он даже начал изучать русский язык, чтобы ознакомиться с ними в оригинале.

Лобачевский сделал и иные открытия. Независимо от Ж. Данделена, он разработал метод приближенного решения уравнений. В мат.анализе им было получено несколько теорем о тригонометрических рядах. Также Лобачевский дал понятие о признаке сходимости рядов и о непрерывной функции.

Смерть

Николай Иванович Лобачевский ушел из жизни 12 (24) февраля 1856 г. В этот же день тридцать лет назад он впервые опубликовал свою теорию неевклидовой геометрии. Выдающийся русский математик был похоронен на казанском Арском кладбище.

>Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Изучая краткую биографию Лобачевского, следует знать, что он умер непризнанным. Позже огромную роль в признании трудов выдающегося ученого сыграли А. Пуанкаре, Ф. Клейна и Э. Бельтрами.
  • Когда Николай был еще гимназистом, он не пользовался любовью и уважением учителей. Они считали его “упорным вольнодумцем, имеющим огромное самомнение”. Это не мешало ему отлично учиться.
  • В своем имении, в Беловолжской Слободке, Лобачевский развел великолепный сад и высадил рощу, которая дожила до наших дней. Высаживая кедры, он нередко говорил, что он едва ли дождется их плодов. Так оно и вышло. Первые кедровые орешки были сняты только после смерти выдающегося математика.

Оценка по биографии

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Национальный исследовательский университет
(ННГУ)

Оригинальное название

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)

Международное название

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod — National Research University

Год основания Тип

государственный

Целевой капитал

₽ 5,8 млн. (31.12.2014)

Ректор

Чупрунов, Евгений Владимирович

Президент

Стронгин, Роман Григорьевич

Иностранные студенты Расположение

Россия Россия:
Нижний Новгород

Метро

Горьковская
Покровская (проектируется)
Гагаринская (проектируется)

Юридический адрес

603950, Россия, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23

Сайт

Координаты: 56°17′58″ с. ш. 43°59′00″ в. д. / 56.29944° с. ш. 43.98333° в. д. (G) (Я)К:Учебные заведения, основанные в 1916 году

Нижегоро́дский госуда́рственный университе́т и́мени Н. И. Лобаче́вского (ННГУ) — крупнейший вуз Нижнего Новгорода, один из национальных исследовательских университетов России. Входит в число 15 российских университетов — участников программы Правительства Российской Федерации по повышению международной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Краткое описание

Был открыт 31 января (17 января по старому стилю) 1916 года, как Нижегородский народный университет. В период с 1932 по 1990 годы назывался Горьковский государственный университет. В 2009 году получил статус национального исследовательского университета России.

Включает 19 факультетов, 132 кафедры, 6 научно-исследовательских институтов.

В настоящее время в университете обучается около 30 000 студентов, свыше 1000 аспирантов и докторантов, работает 1200 кандидатов и более 450 докторов наук. ННГУ является третьей по численности работников организацией в Нижнем Новгороде, уступая пальму первенства Горьковскому автомобильному заводу и Горьковской железной дороге.

В 2013 году ННГУ занял 74 место в международном рейтинге университетов QS BRICS, 20 место в рейтинге вузов стран СНГ и Балтии. Успехи ННГУ отмечены пятью звездами QS Stars в области образования, трудоустройства выпускников, инноваций, инфраструктуры. В числе 15 российских университетов ННГУ получил грант Правительства РФ для повышения международной конкурентоспособности и вхождения в ведущие мировые рейтинги.

История

Университет был открыт 17 (31) января 1916 года как один из трёх Народных университетов России, входящих в систему «вольных» университетов. Для Нижнего Новгорода это было первое высшее учебное заведение.

В 1918 году в Нижний Новгород эвакуируется Варшавский политехнический институт. После слияния этого университета с этим институтом и с Высшими сельскохозяйственными курсами, он впервые в стране получает статус государственного университета.

В 1921 году происходит значительное сокращение количества факультетов. 4 мая 1921 года выходит постановление СНК РСФСР о ликвидации всех историко-филологических факультетов страны и организации на их месте факультетов общественных наук. Количество преподавателей в 1922 году сокращается с 239 до 156 человек.

14 апреля 1930 года СНК РСФСР принял постановление о расформировании ряда вузов, в том числе ННГУ. Некоторые факультеты преобразуются в институты:

  • Механико-машиностроительный институт (в 1934 году вошёл в состав Горьковского индустриального института),
  • Химико-технологический институт (в 1934 году вошёл в состав Горьковского индустриального института),
  • Педагогический факультет в 1930 году выделен в педагогический институт,
  • Агрономический факультет в 1930 году выделен в сельскохозяйственный институт,
  • Архитектурно-строительный факультет в 1930 году выделен в строительный институт,
  • Медицинский факультет в 1930 выделен в медицинский институт.

Уже через год, 11 ноября 1931 года, университет был создан вновь.

К 1932 году в составе ННГУ работали следующие отделения: физическое, механическое, зоологическое, ботаническое, химическое, математическое.

20 марта 1956 года указом президиума Верховного Совета СССР Горьковскому государственному университету присвоено имя Н. И. Лобачевского.

>Рейтинги

В 2014 году агентство «Эксперт РА», включило ВУЗ в список лучших высших учебных заведений Содружества Независимых Государств, где ему был присвоен рейтинговый класс «D».

Структура

Факультеты

  1. Биологический факультет (организован в 1916 году, в 1921 вошёл в состав медицинского факультета, с 1931 года вновь выделен в отдельный факультет)
  2. Химический факультет (с 1918 года)
  3. Исторический факультет (с 1918 по 1921 год, вновь создан в 1946 году, в декабре 2013 г. реорганизован и включен в Институт международных отношений и мировой истории)
  4. Радиофизический факультет (с 1945 года)
  5. Физический факультет (образован в 1959 году разделением физико-математического факультета, до 1998 года — факультет Прикладной физики и микроэлектроники)
  6. Механико-математический факультет (образован в 1959 году разделением физико-математического факультета, в феврале 2015 г. реорганизован и включен в Институт информационных технологий, математики и механики)
  7. Экономический факультет (с 1959 года, в январе 2014 г. реорганизован и включен в Институт экономики и предпринимательства)
  8. Факультет вычислительной математики и кибернетики (с 1963 года, в феврале 2015 г. реорганизован и включен в Институт информационных технологий, математики и механики)
  9. Филологический факультет (образован в 1986 году разделением историко-филологического факультета)
  10. Факультет «Высшая школа общей и прикладной физики» (с 1991 года)
  11. Юридический факультет (с 1991 года)
  12. Факультет управления и предпринимательства(создан в 1994 году как Высший колледж управления, с 1996 — Факультет управления и предпринимательства). Приказом Министерства образования и науки России от 23 апреля 2012 г. № 321 к Нижегородскому государственному университету им. Н.И. Лобачевского присоединен Нижегородский коммерческий институт, который органично вписался в структуру факультета управления и предпринимательства. Факультет управления и предпринимательства стал одним из самых крупных структурных подразделений ННГУ и одним из ведущих центров подготовки специалистов по полному спектру коммерческих, экономических и юридических специальностей. В январе 2014 г. реорганизован и включен в Институт экономики и предпринимательства.
  13. Финансовый факультет (с 1995 года, в январе 2014 г. реорганизован и включен в Институт экономики и предпринимательства)
  14. Факультет социальных наук (выделен из состава Исторического факультета в 1996 году)
  15. Факультет военного обучения (с 1926 года)
  16. Факультет физической культуры и спорта (с 1948 года — кафедра физического воспитания, в 2001 году преобразована в факультет)
  17. Факультет международных отношений (выделен из состава исторического факультета в 2002 году, в декабре 2013 г. реорганизован и включен в Институт международных отношений и мировой истории)
  18. Факультет иностранных студентов (с 2005 года)
  19. Центр дополнительного профессионального образования (с 1987 года организован как Специальный факультет по прикладной математике и вычислительной технике, с 1996 года имеет современное название)

Институты

Основная статья: Научные учреждения Нижнего Новгорода

  • Институт биологии и биомедицины с 2015 года
  • НИИ Химии (образован в 1944 году)
  • Научно-исследовательский физико-технический институт
  • НИИ Механики
  • НИИ прикладной математики и кибернетики
  • НИИ молекулярной биологии и региональной экологии
  • Научно-исследовательский радиофизический институт (НИРФИ, с 2016 года)
  • Институт стратегических исследований
  • Институт аспирантуры и докторантуры (с 2003 года)
  • Институт Международных отношений и мировой истории (с 2013 года)
  • Институт открытого образования (с 2014 года)
  • Институт экономики и предпринимательства
  • Институт информационных технологий, математики и механики (с 2015 года)

Прочие дочерние структуры

  • Малая академия государственного управления
  • Фундаментальная библиотека ННГУ
  • Арзамасский государственный педагогический институт

>См. также

  • Вузы Нижнего Новгорода
  • Научные учреждения Нижнего Новгорода
  • Ректоры ННГУ
  • Академический хор ННГУ

Напишите отзыв о статье «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского»

  1. Рейтинг высших учебных заведений России и стран членов Содружества Независимых Государств.

Ссылки

МИФИ · МИСиС · НИУ ВШЭ · МАИ · МГТУ · МФТИ · МИЭТ · МГСУ · МЭИ · РНИМУ · РГУНиГ

Горный · Университет ИТМО · СПбГПУ · СПбАУ НОЦ НТ РАН

КГТУ · КазГТУ

ПГНИУ · ПНИПУ

ТГУ · ТПУ

БелГУ · ИРНИТУ · МордГУ · ННГУ · НГУ · СГУ · СГАУ · ЮУрГУ

Москва Санкт-Петербург Казань Пермь Томск Другие

Учебные заведения Нижнего Новгорода

Прочие учебные заведения

Отрывок, характеризующий Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского

Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses ! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.
– Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее.

– Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер.
– Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин.
– Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…
– Nous y voila, – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d’un desastre publique, et je n’ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu’est ce que vous faites, vous personnellement?
– Mais rien, – отвечал Пьер, все не поднимая глаз и не изменяя выражения задумчивого лица.
Граф нахмурился.
– Un conseil d’ami, mon cher. Decampez et au plutot, c’est tout ce que je vous dis. A bon entendeur salut! Прощайте, мой милый. Ах, да, – прокричал он ему из двери, – правда ли, что графиня попалась в лапки des saints peres de la Societe de Jesus?
Пьер ничего не ответил и, нахмуренный и сердитый, каким его никогда не видали, вышел от Растопчина.
Когда он приехал домой, уже смеркалось. Человек восемь разных людей побывало у него в этот вечер. Секретарь комитета, полковник его батальона, управляющий, дворецкий и разные просители. У всех были дела до Пьера, которые он должен был разрешить. Пьер ничего не понимал, не интересовался этими делами и давал на все вопросы только такие ответы, которые бы освободили его от этих людей. Наконец, оставшись один, он распечатал и прочел письмо жены.
«Они – солдаты на батарее, князь Андрей убит… старик… Простота есть покорность богу. Страдать надо… значение всего… сопрягать надо… жена идет замуж… Забыть и понять надо…» И он, подойдя к постели, не раздеваясь повалился на нее и тотчас же заснул.
Когда он проснулся на другой день утром, дворецкий пришел доложить, что от графа Растопчина пришел нарочно посланный полицейский чиновник – узнать, уехал ли или уезжает ли граф Безухов.
Человек десять разных людей, имеющих дело до Пьера, ждали его в гостиной. Пьер поспешно оделся, и, вместо того чтобы идти к тем, которые ожидали его, он пошел на заднее крыльцо и оттуда вышел в ворота.
С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видал больше Пьера и не знал, где он находился.
Ростовы до 1 го сентября, то есть до кануна вступления неприятеля в Москву, оставались в городе.
После поступления Пети в полк казаков Оболенского и отъезда его в Белую Церковь, где формировался этот полк, на графиню нашел страх. Мысль о том, что оба ее сына находятся на войне, что оба они ушли из под ее крыла, что нынче или завтра каждый из них, а может быть, и оба вместе, как три сына одной ее знакомой, могут быть убиты, в первый раз теперь, в это лето, с жестокой ясностью пришла ей в голову. Она пыталась вытребовать к себе Николая, хотела сама ехать к Пете, определить его куда нибудь в Петербурге, но и то и другое оказывалось невозможным. Петя не мог быть возвращен иначе, как вместе с полком или посредством перевода в другой действующий полк. Николай находился где то в армии и после своего последнего письма, в котором подробно описывал свою встречу с княжной Марьей, не давал о себе слуха. Графиня не спала ночей и, когда засыпала, видела во сне убитых сыновей. После многих советов и переговоров граф придумал наконец средство для успокоения графини. Он перевел Петю из полка Оболенского в полк Безухова, который формировался под Москвою. Хотя Петя и оставался в военной службе, но при этом переводе графиня имела утешенье видеть хотя одного сына у себя под крылышком и надеялась устроить своего Петю так, чтобы больше не выпускать его и записывать всегда в такие места службы, где бы он никак не мог попасть в сражение. Пока один Nicolas был в опасности, графине казалось (и она даже каялась в этом), что она любит старшего больше всех остальных детей; но когда меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший Петя, этот курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках, попал туда, к этим большим, страшным, жестоким мужчинам, которые там что то сражаются и что то в этом находят радостного, – тогда матери показалось, что его то она любила больше, гораздо больше всех своих детей. Чем ближе подходило то время, когда должен был вернуться в Москву ожидаемый Петя, тем более увеличивалось беспокойство графини. Она думала уже, что никогда не дождется этого счастия. Присутствие не только Сони, но и любимой Наташи, даже мужа, раздражало графиню. «Что мне за дело до них, мне никого не нужно, кроме Пети!» – думала она.

В последних числах августа Ростовы получили второе письмо от Николая. Он писал из Воронежской губернии, куда он был послан за лошадьми. Письмо это не успокоило графиню. Зная одного сына вне опасности, она еще сильнее стала тревожиться за Петю.
Несмотря на то, что уже с 20 го числа августа почти все знакомые Ростовых повыехали из Москвы, несмотря на то, что все уговаривали графиню уезжать как можно скорее, она ничего не хотела слышать об отъезде до тех пор, пока не вернется ее сокровище, обожаемый Петя. 28 августа приехал Петя. Болезненно страстная нежность, с которою мать встретила его, не понравилась шестнадцатилетнему офицеру. Несмотря на то, что мать скрыла от него свое намеренье не выпускать его теперь из под своего крылышка, Петя понял ее замыслы и, инстинктивно боясь того, чтобы с матерью не разнежничаться, не обабиться (так он думал сам с собой), он холодно обошелся с ней, избегал ее и во время своего пребывания в Москве исключительно держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность.
По обычной беспечности графа, 28 августа ничто еще не было готово для отъезда, и ожидаемые из рязанской и московской деревень подводы для подъема из дома всего имущества пришли только 30 го.
С 28 по 31 августа вся Москва была в хлопотах и движении. Каждый день в Дорогомиловскую заставу ввозили и развозили по Москве тысячи раненых в Бородинском сражении, и тысячи подвод, с жителями и имуществом, выезжали в другие заставы. Несмотря на афишки Растопчина, или независимо от них, или вследствие их, самые противоречащие и странные новости передавались по городу. Кто говорил о том, что не велено никому выезжать; кто, напротив, рассказывал, что подняли все иконы из церквей и что всех высылают насильно; кто говорил, что было еще сраженье после Бородинского, в котором разбиты французы; кто говорил, напротив, что все русское войско уничтожено; кто говорил о московском ополчении, которое пойдет с духовенством впереди на Три Горы; кто потихоньку рассказывал, что Августину не ведено выезжать, что пойманы изменники, что мужики бунтуют и грабят тех, кто выезжает, и т. п., и т. п. Но это только говорили, а в сущности, и те, которые ехали, и те, которые оставались (несмотря на то, что еще не было совета в Филях, на котором решено было оставить Москву), – все чувствовали, хотя и не выказывали этого, что Москва непременно сдана будет и что надо как можно скорее убираться самим и спасать свое имущество. Чувствовалось, что все вдруг должно разорваться и измениться, но до 1 го числа ничто еще не изменялось. Как преступник, которого ведут на казнь, знает, что вот вот он должен погибнуть, но все еще приглядывается вокруг себя и поправляет дурно надетую шапку, так и Москва невольно продолжала свою обычную жизнь, хотя знала, что близко то время погибели, когда разорвутся все те условные отношения жизни, которым привыкли покоряться.
В продолжение этих трех дней, предшествовавших пленению Москвы, все семейство Ростовых находилось в различных житейских хлопотах. Глава семейства, граф Илья Андреич, беспрестанно ездил по городу, собирая со всех сторон ходившие слухи, и дома делал общие поверхностные и торопливые распоряжения о приготовлениях к отъезду.
Графиня следила за уборкой вещей, всем была недовольна и ходила за беспрестанно убегавшим от нее Петей, ревнуя его к Наташе, с которой он проводил все время. Соня одна распоряжалась практической стороной дела: укладываньем вещей. Но Соня была особенно грустна и молчалива все это последнее время. Письмо Nicolas, в котором он упоминал о княжне Марье, вызвало в ее присутствии радостные рассуждения графини о том, как во встрече княжны Марьи с Nicolas она видела промысл божий.
– Я никогда не радовалась тогда, – сказала графиня, – когда Болконский был женихом Наташи, а я всегда желала, и у меня есть предчувствие, что Николинька женится на княжне. И как бы это хорошо было!
Соня чувствовала, что это была правда, что единственная возможность поправления дел Ростовых была женитьба на богатой и что княжна была хорошая партия. Но ей было это очень горько. Несмотря на свое горе или, может быть, именно вследствие своего горя, она на себя взяла все трудные заботы распоряжений об уборке и укладке вещей и целые дни была занята. Граф и графиня обращались к ней, когда им что нибудь нужно было приказывать. Петя и Наташа, напротив, не только не помогали родителям, но большею частью всем в доме надоедали и мешали. И целый день почти слышны были в доме их беготня, крики и беспричинный хохот. Они смеялись и радовались вовсе не оттого, что была причина их смеху; но им на душе было радостно и весело, и потому все, что ни случалось, было для них причиной радости и смеха. Пете было весело оттого, что, уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом мужчиной; весело было оттого, что он дома, оттого, что он из Белой Церкви, где не скоро была надежда попасть в сраженье, попал в Москву, где на днях будут драться; и главное, весело оттого, что Наташа, настроению духа которой он всегда покорялся, была весела. Наташа же была весела потому, что она слишком долго была грустна, и теперь ничто не напоминало ей причину ее грусти, и она была здорова. Еще она была весела потому, что был человек, который ею восхищался (восхищение других была та мазь колес, которая была необходима для того, чтоб ее машина совершенно свободно двигалась), и Петя восхищался ею. Главное же, веселы они были потому, что война была под Москвой, что будут сражаться у заставы, что раздают оружие, что все бегут, уезжают куда то, что вообще происходит что то необычайное, что всегда радостно для человека, в особенности для молодого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *