Нотр дам витражи

Собор Парижской Богоматери!

Собор Парижской Богоматери: страсти под колокольный перезвон

Монументальный и величавый Собор Парижской Богоматери возвышается на острове Сите в центре Парижа. Его удивительная история насыщена событиями страшными, кровавыми, дерзкими и эпическими.

Собор Парижской Богоматери в Париже (фото)

Он был очевидцем революций и войн, разрушений и реконструкций, увековечен в искусстве, продолжая удивлять строгой и насыщенной готической архитектурой, вплетенной в литое единство романского стиля.

Музейная карта Парижа (Paris Museum Pass): вход в музеи

Забронируйте посещение крыши Собора

Храму быть! – решил король

Людовик VII

В 1163 году царствовал Людовик VII. Изначально он собиравшийся стать монахом, но волею судьбы был вынужден принять трон, когда его старший брат Филипп – главный наследник, погиб, упав с лошади. Став королем, Людовик всю жизнь оставался верен церкви, и именно при нем началось возведение Нотр-Дам де Пари, а краеугольный камень в основание имел честь заложить папа Александр III.

Этот величественный храм занял территорию, на которой высшими силами предназначено строить божьи дома. По исследованиям археологов в разные эпохи тут стояли четыре церкви.

Самой первой, в IV веке, осветила землю раннехристианская церковь, за ней следовала базилика Меровингов, далее каролингский собор, затем романский кафедральный собор, который впоследствии полностью разрушили, а камни пустили на фундамент ныне действующему святилищу.

Читайте также: Катакомбы Парижа: описание, история, фото

В 1177 г. выросли стены, а главный алтарь водрузили и осветили в 1182 г. Это событие знаменовало завершение обустройства восточной части трансепта. С этого момента в здании уже можно было вести богослужения, хотя кропотливой работе еще предстояло длиться не одно десятилетие. В 1186 г. на территории появилась первая могила – герцога Бретани Жоффрея, а в 1190 – королевы Изабеллы де Эно.

Нотр-Дам де Пари в Париже

Подходило к завершению строительство нефа, и в 1200 г. приступили к сооружению западного фасада, который сейчас легко узнать по двум отличительным башням у центрального входа. Места грандиозному строению было мало, и в 1208 г. пришлось снести несколько близстоящих домов.

Южная колокольня стала функционировать в 1240 г., а северная башня через 10 лет. Это принято считать завершением первого этапа возведения знаменитого собора.

Завершающие работы длиною в век

К 1257 г. были построены вначале северный, а затем южный фасады для трансепта (крестообразного карниза на плане). В этом же году на свинцовой крыше водрузили шпиль, который был разрушен в 1789 г. во время революционных волнений, и сейчас на его месте копия, установленная в процессе реставрации 1840 г. Энженом Виолле-де-Дюком.

Нотр-Дам де Пари в Париже

Боковые часовни продолжали строиться до XIV столетия, но последним штрихом считается завершение установки ограждения вокруг литургического хора с роскошными откидными креслами, в которых располагались каноники. Мелкие работы еще некоторое время проводились, но формально Собор Парижской Богоматери был завершен в 1351 г., и оставался в нетронутом виде до XVIII столетия.

События и лица в истории

Жан де Шелль (Jehan de Chelles)

На протяжении двух веков над архитектурным ансамблем работало много зодчих, но наиболее известными стали имена Жан де Шеля и Пьер де Монтрея. Жан приступил к работе в 1258 г., и его детище, это примыкающие к нефу фасады и ворота с южной и северной стороны, о чем сообщает табличка на южном боковом фасаде.

После смерти Жана, в 1265 г. на смену пришел Пьер, известный человек времен «лучистой готики», которого называли доктором каменных дел.

Периодически внутренний интерьер менялся, дополнялся или реставрировался.

В годы 1708 – 1725 дизайнер и архитектор времен раннего рококо – Роберт де Кот, изменил внешний вид пространства перед основным алтарем – соборным хором. В 1711 г. он извлек из-под престола элементы колонны Столпа корабельщиков, которую некогда поставила корабельная корпорация из Лютеции. На это место были установлены новый главный алтарь и скульптуры.

На краю гибели

Далее свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».

Собор в Париже

Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли». При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.

Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.

Собор в Париже (фото)

Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен. Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.

Возрождение былого величия

Виктор Гюго

До начала XIX века Нотр-Дам постепенно приходил в упадок. Величественный собор дряхлел, осыпался, превращался в руины, и у власти уже возникла мысль о его сносе.

В 1802 г. Наполеон возвращает здание в лоно церкви, которая поспешила его вновь освятить. Но чтобы пробудить в парижанах желание спасти храм, пробудить любовь к своей истории и архитектуре, нужен был толчок. Им стал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где на страницах разворачиваются любовные страсти, опубликованный в 1831 г.

Благодаря архитектору-реставратору Виолле-де-Дюку, храм не просто получил новую жизнь, а обрел свежее лицо.

Прежде всего, он позаботился об устранении серьезных повреждений, чтобы остановить дальнейшую разруху. Далее принялся за восстановление разрушенных статуй, скульптурных композиций, не забыл про шпиль, который тоже был снесен во время революции.

Новая игла имеет 96 м, выполнена из дуба и оббита свинцом. У основания ее с четырех боков окружают фигуры апостолов, а перед ними крылатые тетраморфы: бык – символ Луки, лев – Марка, ангел – Матфея, орел – Иоанна. Примечательно, что все изваяния обратили свой взор на Париж, и только святой Фома, покровительствующий архитекторам, полуобернулся, и рассматривает шпиль.

Собор Нотр-Дам в Париже

На все работы ушло 23 года, что говорит о катастрофическом состоянии храма до начала реставрации.

Виолле также предложил снести строения, которые в те времена находились в непосредственной близости к собору, и теперь на их месте перед фасадом раскинулась современная площадь.

Собор Нотр-Дам в Париже (фото)

С тех пор здание оставалось в относительно постоянном состоянии, лишь иногда подвергаясь вынужденным косметическим работам. Оно даже не пострадало во время последних войн. В конце ХХ столетия было решено провести генеральную работу, чтобы освежить его и восстановить первоначальный золотистый оттенок песчанику фасада.

И родились диковинные звери

Очень удачной стала идея посадить у подножия башен химер. Они стали не только экзотическим украшением, но и маскировкой системы сточных труб, которые не дают влаге скапливаться на крыше, провоцируя возникновение плесени и постепенно подтачивая кладку.

Химеры Нотр-Дама в Париже

Тут можно различить животных, драконов, горгулий, демонов, других фантастических существ и людей. Все горгульи внимательно всматриваются вдаль, повернув головы на запад в ожидании, когда солнце спрячется за горизонтом, наступит время детей ночи, и тогда они оживут.

Горгульи Нотр-Дама в Париже

А пока звери застыли в выжидательной позе с выражением нетерпения на мордах, словно неумолимые стражи нравственности в поисках проявления греха. Эти потусторонние обитатели Нотр-Дам де Пари наделяют знаменитый храм особой харизмой. Если захотите взглянуть им в глаза, за отдельную плату наверх вас поднимут подъемником.

Внешнее убранство собора

Находясь рядом, хочется рассмотреть его во всех деталях, не уставая удивляться мастерству зодчих, сумевших добиться потрясающего результата в гармонии образов и законченности форм.

Нотр-Дам в Париже

Основной вход имеет трое стрельчатых ворот, иллюстрированных экспозициями из Евангелия. Центральный рассказывает историю Страшного суда с главным судьей – Иисусом Христом. По бокам арки выстроились по семь изваяний, внизу – восставшие из своих усыпальниц мертвецы, разбуженные горнами ангелов.

Среди разбуженных мертвых можно рассмотреть женщин, воинов, одного папу и короля. Такая разношерстная компания дает понять, что все мы, независимо от статуса, предстанем перед высшим правосудием, и одинаково ответим за свои земные деяния.

Нотр-Дам в Париже

Правый вход украшен статуей Пресвятой Девы с младенцем, а левый отдан Богородице и включает изображения символов зодиака, а также сцену, когда на голову Девы Марии надевают корону.

Сразу над тремя порталами находятся 28 венценосных статуй – тех самых королей, которые были свергнуты со своих пьедесталов во время революции, и которых позже восстановил Виолле-де-Дюк.

Собор Парижской Богоматери витражи!

Выше расцвела большая западная роза ветров. Она единственная, сохранившая частичную аутентичность. В ней два круга с лепестками-витражами (в малом 12 лепестков, большом – 24), заключенные в квадрат, что символизирует единство божественной бесконечности и материального мира людей.

Впервые соборная роза была украшена витражами в 1230 г., а рассказывают они о вечной борьбе между пороками и добродетелью. Еще в нее включены символы зодиака и сцены работы крестьян, а в центре расположена фигура Богоматери с младенцем.
Помимо центральной розы, диаметром 9,5 м, другие две по 13 м украшают фасады с юга и севера, считаясь самыми большими в Европе.

Собор Парижской Богоматери витражи!

Присмотревшись к башням у главного входа, вы заметите, что северная, которая стоит ближе к Сене, выглядит массивнее своей южной соседки. Это потому, что только на ней до XV столетия звонили колокола. Если главный набат подает голос в редких случаях, то остальные оповещают время в 8 и 19 часов.

Читайте также: Эйфелева башня: описание, история, высота, фото

Каждый колокол имеет индивидуальность, отличаясь собственным именем, тональностью и весом. «Анжелик Франсуаза» – дама тяжеловесная, в 1765 кг и голоском до-диез. Менее фактурная, но тоже внушающая уважение – «Антуанетта Шарлотта» в 1158 кг, звучащая в ре-диез. За ней идет «Гиацинт Жанна», вес которой всего 813 кг, а поет она нотой фа. И, наконец, самый миниатюрный колокол – «Дэнис David», не превышающий вес 670 кг и подпевающий в перезвоне, как фа-диез.

Внутри святая святых

О роскошном внутреннем убранстве храма можно говорить часами, но куда приятнее окунуться в это великолепие лично. Предвкушая осмотр достопримечательности, взгляните на Собор Парижской Богоматери фото, и ощутите его торжественность атмосферы.

Собор Парижской Богоматери внутри!

Нельзя не упомянуть о впечатлении, когда зал купается в дневных лучах солнца, преломленных сквозь многочисленные витражи, отчего освещение выглядит футуристическим, волшебным, неземным и таинственным, играющим разноцветными бликами.

Всего в соборе 110 окон, и все застеклены витражами с темой на библейские темы. Правда далеко не многие уцелели, поскольку беспощадное время и люди большинство из них уничтожили в разное время, и на их место были установлены копии еще в середине XIX столетия.

Витражи Нотр-Дама в Париже (фото)

Однако некоторым стеклянным панно удалось дожить до наших дней. Они уникальны тем, что из-за несовершенства технологии изготовления стекла того времени выглядят более массивными, неравномерными, и в них присутствуют случайные вкрапления и шарики воздуха. Но даже эти изъяны прежние мастера сумели превратить в достоинства, заставив картины в этих местах искриться, играть переливами света и краски.

Внутри храма розы ветров смотрятся еще удивительней, и даже таинственно, благодаря проникающему сквозь их витражи свету. Нижнюю часть центрального цветка перекрывает внушительный по размерам орган, а вот боковые видны во всем великолепии.

Собор Парижской Богоматери витражи (фото)

Орган всегда присутствовал в Нотр-Даме, но впервые в 1402 г. он стал действительно большим. Вначале сделали просто – старый инструмент поместили в более новую готическую оболочку. Чтобы поддерживать звучание и вид на должном уровне, его на протяжении истории множество раз настраивали и перестраивали. Не обошла его вниманием и современная цивилизация – в 1992 г. медный кабель сменили на оптический, а принцип управления сделали компьютеризированным.

Собор внутри (фото)

В храме вы проведете не один час, уделяя внимание картинам, скульптурам, барельефам, орнаментам, витражам, люстрам, колоннам. Ни одну деталь невозможно проигнорировать, ведь каждая, это неотъемлемая часть уникального ансамбля, часть библейской и светской истории.

Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Фотогалерея витражи Нотр-Дам-де-Пари 1 of 12 Собор Парижской Богоматери витражи (фото) Витражи Нотр-Дама в Париже (фото) Собор Парижской Богоматери витражи! Собор Парижской Богоматери витражи! Витражи в Соборе Нотр-Дам Витражи в Соборе Нотр-Дам Витражи Нотр-Дам-де-Пари Витражи Нотр-Дам-де-Пари Витражи Собор Парижской Богоматери Витражи Собор Парижской Богоматери Витражи Нотр-Дам Витражи Нотр-Дам Витражи Собора Парижской Богоматери Витражи Собора Парижской Богоматери Нотр-Дам-де-Пари витражи Нотр-Дам-де-Пари витражи Витражи собора Нотр-Дам Витражи собора Нотр-Дам Витражи Нотр Дам Де Пари Витражи Нотр Дам Де Пари

Внутри время словно течет по-другому. Будто проходишь сквозь временную петлю, и окунаешься в совершенно иную реальность. Присядьте на скамью, позвольте себе удивиться уникальному, роскошному интерьеру, а затем закройте глаза и впитайте торжественные звуки органа, насладитесь ароматом свечей.

Но особенно ярко вы ощутите грань веков, когда покинете стены собора, и не сможете устоять перед искушением, вновь вернуться в умиротворяющую атмосферу.

Нотр-Дам де Пари в Париже

Также вам стоит спуститься в сокровищницу, которая хранит уникальные вещи, а расположена под площадью перед собором. Особую гордость представляет священный артефакт – терновый венец Спасителя, который в 1239 г. передал храму монарх Людовик IX, выкупив у византийского императора.

Яркий след в жизни и культуре

Многие века Собор Парижской Богоматери вдохновлял, объединял и собирал под своими сводами людей разных эпох. Сюда приходили рыцари, чтобы помолиться перед Крестовым походом; тут короновали, венчали и отпевали королей; в его стенах собирались члены первого парламента Франции; тут отмечали победу над фашистскими войсками.

Собор в Париже (фото)

За сохранение и воскрешение столь прекрасного памятника архитектуры надо благодарить, в том числе, и Виктора Гюго, ведь своим великим произведением он смог достучаться до парижан. Сегодня это величественное строение вдохновляет писателей современников, кинематографистов и авторов компьютерных игр на свои вариации событий, с вероломными врагами и отважными героями, раскрывающими вековые тайны и загадки.

Собор Парижской Богоматери на карте

О реальных событиях минувших лет можно узнать, посетив тут же музей, и внимательно слушая рассказы опытных гидов, а за 5 € будет доступна услуга аудиогид на вашем языке.

Собор Парижской Богоматери видео

Хотя вход в собор бесплатный, все же придется приготовить кошелек, чтобы оплатить подъем на колокольню в размере 15 €, если вам больше 26-и лет. Люди младше этого возраста смогут войти бесплатно.

Чтобы попасть в сокровищницу, дети 6-12 лет заплатят 1 €, 12-26 лет – 2 €, все, кто старше – 4 €. А вот в пятницы Великого Поста и первые числа нового месяца остаются бесплатными для всех.

Точный адрес: 6, Place du Parvis Notre Dame

Телефон: +33 (1) 42 34 56 10

Время работы: пн-пт 08:00-18:45; сб, вскр 8:00-19:15 (в настоящее время собор ЗАКРЫТ в связи с пожаром 15 апреля 2019 года) Переходите для более подробной информации!

Официальный сайт: http://www.notredamedeparis.fr/

Нотр-Дам де Пари Фото

Фотогалерея Собор Парижской Богоматери 1 of 30 Нотр-Дам де Пари в Париже Собор в Париже (фото) Собор внутри (фото) Собор Парижской Богоматери витражи (фото) Витражи Нотр-Дама в Париже (фото) Нотр-Дам в Париже Нотр-Дам в Париже Собор Парижской Богоматери витражи! Собор Парижской Богоматери витражи! Собор Парижской Богоматери внутри! Горгульи Нотр-Дама в Париже Химеры Нотр-Дама в Париже Собор Нотр-Дам в Париже (фото) Собор Нотр-Дам в Париже Собор в Париже (фото) Собор в Париже Нотр-Дам де Пари в Париже Нотр-Дам де Пари в Париже Собор Парижской Богоматери в Париже (фото) Собор Парижской Богоматери Собор Парижской Богоматери Собор Парижской Богоматери витражи Собор Парижской Богоматери витражи Собор Парижской Богоматери архитектура Собор Парижской Богоматери архитектура Собор Парижской Богоматери внутри Собор Парижской Богоматери внутри Витражи Собор Парижской Богоматери Витражи Собор Парижской Богоматери Собор Парижской Богоматери скульптуры Собор Парижской Богоматери скульптуры Собор Парижской Богоматери Собор Парижской Богоматери Собор Парижской Богоматери в Париже Собор Парижской Богоматери в Париже Собор Парижской Богоматери ночью Собор Парижской Богоматери ночью Витражи собора Нотр-Дам Витражи собора Нотр-Дам Собор Парижской Богоматери в Париже Собор Парижской Богоматери в Париже

Лора Мур

LiveInternetLiveInternet

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи. Это и витражи высоких стрельчатых окон, и окна-розы.

Окна-розы имеют свою историю. «Большой розой» называют в архитектуре готических соборов круглое здание в центре западного фасада. По одной из версий, впервые «розу» на западном фасаде церкви поместил около 1140 г. аббат Сюжер. Согласно легенде, королева Бланка Кастильская и её сын Людовик IX Святой (1226 – 1270) приносили в дар храмам розы, свои любимые цветы, а также, по рыцарской традиции, посвящали «каменные розы» — круглые окна с витражами в качестве символических венков из роз. Переплеты таких окон с разноцветными стеклами действительно похожи на розы. Сердцевина цветка символизирует присутствие Бога в материальном мире. Западный фасад собора для человека, находящегося внутри, означает «темную сторону» (Запад считали страной демонов). Горящее всеми цветами радуги окно-роза при закате солнца выделяется на темной стене нефа, но это окно не освещает, а расцвечивает, в символическом смысле — делает видимым свет Евангелия.

Там лап ленивых плавное движенье

Рождает страшный тишины раскат,

Но вот одна из кошек, взяв мишенью

Блуждающий по ней тревожно взгляд,

Его вбирает в свой огромный глаз, —

И взгляд, затянутый в водоворот

Зрачка, захлебываясь и кружась,

Ко дну навстречу гибели идет,

Когда притворно спящий глаз, на миг

Открывшись, вновь смыкается поспешно,

Чтоб жертву в недрах утопить своих:

Вот так соборов окна-розы встарь,

Взяв сердце чье-нибудь из тьмы кромешной,

Его бросали богу на алтарь.

Р.М.Рильке

В конце XVII века, собор пережил тяжелые времена, многие витражи были разрушены. Поэтому значительная их часть — относительный «новодел», выполненный во время реставрации в середине 19 века. Главный же витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков. В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.

Собственную символику имеют розы трансепта (поперечного нефа) храма.В Соборе Парижской Богоматери они огромные (13 метров в диаметре, самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

Использованы материалы Википедии.

Париж

При виде витражей в Нотр-Дам-де-Пари мне вспоминаются яркие картинки детского калейдоскопа. Они напоминают мне блеск разноцветной мозаики витража, пронизанной лучом света. Витраж в форме цветка розы над входом в собор Парижской Богоматери, напоминает мне черную розу Александра Блока: «…я послал тебе чёрную розу в бокалезолотого, как небо, аи…»

Понравилось! 4 4

Роза южного поперечного нефа собора Парижской Богоматери.

Согласно легенде, королева Бланш Кастильская с сыном Людовиком IX (прозванным в народе Святым) приносили в храмы свои любимые цветы-розы. «Каменные розы» — круглые окна с витражами, в те годы по рыцарской традиции посвящали храмам в качестве символических венков из роз.Понравилось! 4 4 И все-же королева Бланка, принцесса Кастильская, не была первой, кто придумал размещать витражи в виде розы на фасад церкви. Считается, что это сделал на западном фасаде церкви аббат Сюжер, живший ста годами раньше.
В готическом соборе от средневековых витражей остались лишь ажурные окна-розы в поперечном нефе и на западном фасаде. Роза витража северного поперечного нефа переливается всеми цветами радуги. Она сохранилась лучше других. Внутри собора роза пронизана золотым светом и четко горит яркими цветами в своем черном обрамление. В центре, озаряемая 16 лучами, сидит Мадонна с Младенцем.
Окно-роза при закате солнца расцвечивает красками темную стену нефа, украшает интерьер, но это готическое окно не служит освещением помещению храма. Но если внимательно вглядеться, на витраже можно увидеть фигуры пророков и царей из Ветхого Завета. Сюжету спасения посвящена Роза южного поперечного нефа, расположенная напротив. Сердцевина цветка символизирует присутствие Бога в материальном мире.
Западный фасад собора для тех, кто находится внутри, означает «темную сторону». Запад считали страной демонов. Окно-роза символизирует видимый свет Евангелия.
Понравилось! 4 4 Каменные розы на фасаде Нотр-Дам-де-Пари — готический символ Парижа. Витражи собора Парижской Богоматери — это целая эпоха. Старинные витражи одиннадцатого века, вернее, их фрагменты, сохранились в соборе Сен-Дени в предместье Парижа, служившем усыпальницей французских королей. В этом соборе можно увидеть элементы и мотивы, характерные для готического искусства. Но первым собором, построенном в готическом стиле в Париже является Нотр-Дам.
За 850 лет интерьер собора Парижской Богоматери значительно обновился. Изменения претерпели органы, колокола храма и, конечно, его витражи. Необыкновенно чистый звук издает шести тонный колокол в правой башне собора. Считается, что своим необыкновенно чистым звучанием колокол собора обязан золоту и серебру парижан, сделавших пожертвования.
Готический собор Парижской Богоматери с его каркасными архитектурными формами практически лишен живописных изображений на поверхности стен, как это было принято в романскую эпоху.
Мозаики расписных оконных стекол собора украшают интерьеры храма, яркими картинами сияя на свету. На светлом фасаде храма ярким цветовым пятном выделяется главный витраж в форме розы.Понравилось! 7 7 Свет поступает в Нотр-Дам-де-Пари через живописные картины витражей, созданных в середине девятнадцатого века во время реконструкции собора.
Понравилось! 7 7 Благодаря настойчивости известного писателя Проспера Мериме, который инспектировал исторические памятники Франции, витражи в знаменитом соборе выполнили в духе средневековья, разноцветными, а не прозрачными, как планировалось.

В соборе даже днем необычное освещение и в темных уголках высоких залов храма некоторые фотографии получаются плохого качества. Из-за недостаточного освещения в интерьерах собора свет проникающий через витражи выделяет их, делая похожими на настенные фрески. Живописные картины на витражах изображают сценки из повседневной жизни крестьян.
Понравилось! 7 7 Витраж в виде цветка розы над входом в собор Парижской Богоматери старинный, но хорошо сохранился и был отреставрирован. В центре розы находится Богоматерь, а на «лепестках» изображены знаки зодиака, символы добродетелей и пороков. Диаметр главного витража — около десяти метров. Он состоит из восьмидесяти известных сценок из Ветхозаветной истории. Два боковых витража тоже выполнены в виде роз диаметром тринадцать метров. Это самые большие витражи в Европе.Понравилось! 3 3 Расцвет витражного искусства Франции произошел в тринадцатом веке в Шартре. Первые фигурные стекла с орнаментом были не окрашены. Эти подобия средневековых витражей Нотр Дама были обнаружены в церквях монастырей Англии в седьмом веке.
Истории известно, что в Византии в четвертом веке использовали цветное стекло в оконных переплетах. Трактат Плиния Старшего «Naturalis historia» рассказывает о том, как в первом веке до нашей эры цветные мозаики раньше украшающие пол, «перешли на своды, уже из стекла». В это время зародилось искусство витража, благодаря которому залы собора Парижской Богоматери озаряет радужный свет.

Пожар в Нотр-Даме: уникальные ценности собора Парижской Богоматери

Media playback is unsupported on your device Пожар в Нотр-Даме. Видео

Катастрофический пожар охватил в понедельник вечером собор Нотр-Дам в Париже. Пламя уничтожило крышу здания, привело к обрушению шпиля, нанесло значительный урон внутреннему убранству и угрожает остальным частям знаменитого на весь мир здания.

Заместитель мэра Парижа Эмманюэль Грегуар сообщил, что собору нанесены колоссальные повреждения и что экстренные службы пытаются спасти произведения искусства и другие бесценные сокровища, хранившиеся в соборе.

Деревянные части конструкции собора были уничтожены огнем.

Какими еще характерными элементами знаменито это 850-летнее здание в готическом стиле и почему оно так уникально даже для города, который заполнен историческими достопримечательностями?

Оконные розы

Правообладатель иллюстрации Getty Images

В числе наиболее известных отличительных черт парижского собора — три огромных витражных окна-розы, восходящие к XIII веку. На данный момент неизвестно, уцелела ли в результате пожара хоть одна из них.

Первая и самая маленькая витражная роза, диаметром 9,6 метров расположенная на западном фасаде, была завершена около 1225 года. Как снаружи, так и изнутри в центр венчика окна-цветка помещена Богородица с Младенцем.

Диаметр южной розы — около 13 метров, она состоит из 84 панелей.

Лишь часть оригинальных витражей смогла дожить до наших дней, многие были уничтожены во время предыдущих пожаров.

Две башни

Правообладатель иллюстрации AFP

Взоры многочисленных посетителей приковывают две готические башни, венчающие западный фасад собора.

Работы над западным фасадом начались в 1200 году, однако первая из двух башен — северная, была достроена лишь 40 лет спустя.

На завершение работ над южной башней ушло еще 10 лет, ее строительство завершилось в 1250 году.

Высота обеих башен — 68 метров, хотя они не совсем одинаковы: северная башня массивнее южной. До начала XV века колокола находились только в северной башне.

Чтобы попасть на самый верх, откуда открываются панорамные виды на Париж, посетителям нужно преодолеть 387 ступеней.

Гаргульи и химеры

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Химера на фасаде собора

Еще одна знаменитая на весь мир отличительная черта собора Парижской Богоматери — устрашающего вида гаргульи и химеры, мимо которых проходит каждый, кто чувствует в себе силы вскарабкаться по ступеням на самый верх.

Эти фантастические существа, как правило являющие собой смесь из нескольких животных, венчают торчащие концы балок собора.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Химеры — статуи фантастических животных. Самая известная из них — Стрикс, полуженщина-полуптица, взирает на город с вершины собора, подпирая голову руками.

Колокола

В соборе Парижской Богоматери установлены 10 колоколов. Самый большой, весом 23 тонны, носит имя Эммануэль. Он был установлен на южной башне в 1685 году. В 1944 году именно звон Эммануэля возвестил об освобождении Парижа от нацистов.

В 2012 году, в преддверии празднования 850-летия собора, колокола вновь появились и на северной башне собора. Это была уже копия — оригинальные колокола были переплавлены на ядра во время Французской революции. А заменившие их колокола XIX века диссонировали с Эммануэлем.

  • Восемь с половиной веков самого знаменитого собора

Восемь новых колоколов были отлиты в Вильдьё-Ле-Пуаль в Нормандии с использованием древнеегипетских методов. Каждому было присвоено имя одного из святых.

В Нотр-Даме происходит действие романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Задачей писателя было вывести в качестве главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести либо модернизировать.

В романе Виктор Гюго описал собор так: «Человек понимает искусство созерцания, когда он может заметить дух времен и королевские черты, едва постучавшись в дверь».

Главный персонаж произведения, горбун Квазимодо, пугает своим уродливым обликом местных жителей, однако находит пристанище в соборе и получает работу его звонаря.

Готический шпиль

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Снимок шпиля, сделанный в прошлом году, и фотография во время пожара

Знаменитый шпиль Нотр-Дама изначально был установлен в XII веке.

За многовековую историю строительства и достройки храма он претерпел череду перемен, в том числе демонтаж во время Французской революции и восстановление в 1860-е годы. Его высота — 96 метров.

Реликвии

В соборе Парижской Богоматери хранятся важные христианские реликвии. Среди них, как считается, фрагмент Креста Господня, гвоздь и терновый венец.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Терновый венец, который, как считается, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания, удалось уберечь от огня

Сообщалось, что венец, который, согласно Евангелиям, римские воины надели на голову Христа перед распятием, был спасен от огня, поскольку содержался в защищенном хранилище.

Также поступала информация, что другие реликвии и особо ценные предметы искусства, хранившееся в соборе, были вывезены из него перед началом реставрационных работ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *