Новодевичий монастырь

Отзыв: Новодевичий монастырь (Россия, Москва) — Древняя московская обитель

Сегодня мне хочется рассказать еще об одной обители российской столицы — это Новодевичий женский монастырь.

Находится этот монастырь недалеко от центра Москвы, в районе станции метро «Спортивная».
Впервые я побывала в этой обители во время прохождения летней университетской практики, когда мы с однокурсниками, пользуясь предоставленным свободным временем, старались посетить как можно больше святых мест Москвы.
Новодевичий монастырь был построен в первой половине 16-го века, о чем гласит соответствующая табличка, прикрепленная возле ворот обители.

Как и многие монастыри, построенные в средние века, особенно в центральной части России, Новодевичья обитель сооружена в виде оборонительной крепости с толстыми стенами и большим количеством башен. Это совсем неудивительно, так как наша страна в это время регулярно страдала от набегов различных захватчиков.

Первым храмом, который встречает и радует глаз всякого приходящего в Новодевичий монастырь человека, является Преображенский храм.

Он находится прямо над монастырскими воротами, и поэтому его назвали надвратным.
Несколько его маленьких золотых куполов и его красно-белые стены, создают впечатление некоего красивейшего дворца, который над воротами парит, будто в воздухе. Жаль, что побывать внутри этого храма мне не посчастливилось, он был всё время закрыт.
Хочу сказать, что довольно часто в средние века при строительстве монастырей практиковалось сооружать храмы над воротами обители. Такую красоту можно увидеть и в Троице-Сергиевой лавре и во многих других древних монастырях. А в Новодевичьей обители надвратных храмов несколько, кроме Преображенского, на противоположных воротах возвышается не менее красивый Покровский храм.

Пройдя на территорию обители, я увидела радующую глаз чистоту. Множество тропинок и аллей, и всё вокруг в зелени и цветах, вот что предстает перед взором, входящего в монастырь человека.
Помимо названных мною ранее, на территории Новодевичьего монастыря есть ещё несколько храмов.
Главным из них является Смоленский собор, освященный в честь иконы Пресвятой Богородицы «Смоленская».

Этот храм был построен одним из первых в Новодевичьем монастыре.
Смоленский собор, как и многие другие храмы, поражает своеобразием своей архитектуры. Его 5 куполов (4 серых и посредине большой золотой), придают храму массивность и величественность.
Его внешний облик (не считая только цвета куполов) напомнил мне Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, о котором я писала ранее в отзыве про город Сергиев Посад.
К счастью, Смоленский собор практически всегда открыт и сюда можно зайти помолиться и полюбоваться древней живописью и архитектурой, а здесь действительно есть на что посмотреть.
Также в Новодевичьем монастыре есть небольшой храм, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского.

Данный храм не сильно выделяется среди остальных, вероятно из-за своей внешней простоты и малой вместимости, но при этом он идеально сочетается с другими храмами, находящимися рядом с ним.

Внутри Амвросиевского храм мне также побывать не довелось, по той причине, что он был закрыт.
И, наконец, из отдельно стоящих храмов на территории обители, есть ещё Успенский храм, который был построен почти в самом конце 17-го века.

По внешнему виду он похож на Преображенский храм, находящийся над главными воротами обители, тут такая же красота и великолепие.
Помимо храмов, в Новодевичьей обители, как водится, построена колокольня. Она, как и большинство находящихся здесь храмов, построена в конце 17 века, и внутри ее имеется несколько храмовых приделов.

По высоте, монастырская колокольня возвышается более чем на 70 метров и является самым высоким сооружением в Новодевичьей обители. Видна колокольня довольно с больших расстояний, и будто на голову выше храмов обители.

На территории Новодевичьего монастыря есть свой некрополь, который находится не в одном месте, а как бы разбросан по разным частям монастыря. Тут похоронены и монахини, и политики, и ученые, и высшие чины военных 19-го — 20-х годов. Рядом со Смоленским собором находится могила военного писателя Дениса Давыдова, известного по войне России против Наполеона.

Хочется еще сказать о том, что при Новодевичьей обители имеется музей. Вход туда, к сожалению, платный, но всё же если кому посчастливится побывать в монастыре, советую посетить и музей.

Тут представлено для обозрения большое количество древних икон, иконостасы и другие экспонаты, связанные с духовным наследием данной святой обители.
Также, на здешней территории имеются небольшие здания так называемых палат.

Дело всё в том, что в Новодевичьей обители подвизались в молитве очень многие представители царской династии, в основном княгини и царевны. Кто-то из них в расцвете сил, а кто-то на закате прожитых лет принимали монашество, и жили здесь до конца своих дней как раз в этих палатах.
Как я уже упомянула в начале отзыва, на стенах этой обители построены башни. Когда-то они были нужны для защиты монастыря, а сейчас на фоне храмов и колокольни, они являются как бы декоративным дополнением к общему виду Новодевичьего монастыря.

Прямо за стенами обители располагается одноименное кладбище.
Побывав в монастыре, мне захотелось погулять и по этому кладбищу, и посмотреть, кто из знаменитых людей здесь похоронен. Оказалось что таких известных захоронений здесь достаточно много.
Гуляя по Новодевичьему кладбищу, я встретила могилы советского актера и клоуна Юрия Никулина, писателя Николая Гоголя, президента России Бориса Ельцина, генерала Лебедя, Марка Бернеса, Мстислава Растроповича и многих других.

После посещения Новодевичьего монастыря на душе было удивительное чувство умиротворения. Такое благодатное чувство всегда возникает, когда человек бывает в святой обители.

Подобные поездки по святым местам очень нужны, в первую очередь для духовной поддержки, когда можно спокойно помолиться, немного задуматься о своей жизни, и, быть может, что-то исправить в лучшую сторону, опираясь на веру в Бога и Его святые заповеди.

Рекомендую каждому, кто еще не был в московском Новодевичьем монастыре, непременно посетить эту святую обитель. Это принесет вам и новые знания, и много хороших впечатлений, и, конечно же, невообразимое чувство благодати.

Новодевичий монастырь

Видео: Новодевичий монастырь

Основные моменты

Купола Смоленского собора

Музейная часть Новодевичьего монастыря подробно рассказывает о его истории, известных личностях, чьи судьбы в разное время были связаны с этим местом, работает экскурсионный отдел. Также здесь ежедневно проходят богослужения, на которых можно присутствовать всем желающим. Помимо осмотра отдельных достопримечательностей, по тенистой территории Новодевичьего просто приятно совершать неторопливые созерцательные прогулки.

Вид на Новодевичий монастырь

Существует несколько версий происхождения названия монастыря. Первая гласит, что святыня получила свое имя из-за места, где была построена – Девичьего поля. По преданию, именно здесь выбирали самых красивых девушек, которых отправляли в качестве дани хану Золотой Орды. Вторая версия утверждает, что название происходит от фамилии первой настоятельницы – Елены Девочкиной. Третья – наиболее реалистична и чаще всего используется историками. Согласно ей, монастырь с самого начала был создан для женщин, то есть был девичьим. Приставку же начали использовать для того, чтобы отличать святыню от похожей, открытой ранее в Кремле.

История Новодевичьего монастыря

Строительство Новодевичьевого монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI в.

В XVI веке на Самсоновом лугу, который также назывался Девичьим полем, Василий III основал монастырь. Когда московский князь отправлялся отвоевывать занятый литовцами Смоленск, он дал обет, что в случае победы построит святыню. Почти через 10 лет после того, как город все же был взят, Василий III сдержал свое обещание. Место было выбрано неслучайно, ведь именно с Самсонова луга чудотворная икона Одигитрии была отправлена из столицы в отвоеванный Смоленск.

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре (1879 г.), картина Ильи Репина

Первоначально величественный комплекс построек, а также стены его территории были выполнены из дерева. Вскоре после окончания строительства здесь появилась первая узница царских кровей, которых впоследствии будет много. Василий III смог добиться развода с княгиней Сабуровой, которая на протяжении долгих лет супружества так и не смогла родить наследника. Первая жена московского князя была сослана в Новодевичий и до конца жизни прожила в его стенах.

После прихода к власти Бориса Годунова большая часть построек была заменена на каменные, созданные по образцу кремлевского монастыря. Но даже массивные зубчатые стены не смогли предотвратить страшное разорение, постигшее святыню в Смутное время. Тогда обитель превратили в крепость, несколько раз она переходила из рук в руки, а потом и вовсе была подожжена.

Панорама Новодевичьего монастыря

Новый этап начинается для Новодевичьего монастыря с приходом к власти Романовых. В этот период святыне передают в дар землю, драгоценности. Сама обитель пользуется большим почетом в царской семье. Огромный вклад в развитие святыни внесла пришедшая к власти Софья Алексеевна. Благодаря ей практически все здания были переделаны в стиле столичного барокко, а также появилось несколько новых жилых и религиозных построек.

Богородицкая башняАмвросиевская церковь с трапезной и палатами Ирины Годуновой XVI-XVII вв.

В 1689 году царственная меценатка стала узницей в стенах любимой обители, сюда ее заточил Петр I. Кстати, его первая жена также была вынуждена окончить свою жизнь в этом монастыре. Однако она оказалась здесь по милости Петра II. Впрочем, это место было не только тюрьмой, сюда часто уходили женщины из знатных русских династий, добровольно посвящая себя служению Богу, жертвуя свои украшения и другие богатства при постриге.

С трудом удалось спасти Новодевичий после отхода войск Наполеона, которые собирались подорвать святыню. После Октябрьской революции здесь открыли «Музей раскрепощения женщины». В советские годы монастырь для богослужений не использовался и только в конце XX века был возвращен церкви.

Схема Новодевичьего монастыря

Архитектура святыни

Смоленский собор, 1524-1525 гг.

Несколько храмов монастыря выстроены таким образом, что образуют православный крест, повернутый на восток. Центральное место в ансамбле занимает Смоленский собор. Именно здесь содержится древнейший список иконы Иверской Божьей матери, который считается главной и наиболее чтимой реликвией Новодевичьего монастыря. Большой пятиглавый собор сохранил уникальные фрески XVI века и иконостас XVII века, полюбоваться которыми сегодня может каждый посетитель. В архитектурном ансамбле смешались московское барокко и более поздний стиль Средневековья. Этот облик сложился еще в первые столетия существования обители и с тех пор почти не изменился. Несмотря на такое сочетание, храмовая композиция смотрится очень гармонично. Бело-багровые постройки монастыря красиво выделяются на фоне густой зелени, произрастающей на территории святыни.

Колокольня, 1689-1690 гг.Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной, 1685-1687 гг.

Считается, что главным зодчим, участвовавшим в создании большинства построек, был известный московский архитектор того времени Петр Потапов. По крайней мере, именно его имя значится в строительных документах.

В монастыре располагается вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого московская колокольня. Шесть ее уровней поднимаются на высоту в 72 метра. Очень живописно смотрится чередование ажурных и сплошных ярусов.

Мариинские палаты

Отдельные помещения и здания монастыря закрыты для посещения по разным причинам, но наиболее художественно ценные постройки все же доступны для осмотра. При Новодевичьей обители расположено одноименное кладбище, ставшее последним пристанищем многих знаменитых деятелей искусства, культуры, политики.

Новодевичье кладбищеЗахоронения у южной стены

Как добраться

Адрес: Новодевичий проезд, дом 1. Доехать до монастыря можно на метро. Необходимо выйти на станции Спортивная, откуда легко дойти пешком: по улице Савельева, далее через сквер и по переулку Учебному. Также можно добраться автобусами 64 или 132, троллейбусами номер 5 и 15.

Напротив Новодевьего монастыря установлен памятник «Дайте дорогу утятам»Воскресная служба

Время работы, порядок посещения

Каждый день, кроме вторника, с 10.00 до 17.00 вы можете посетить Новодевичий монастырь. Касса экскурсионного бюро открыта до 16.45. Вход для экскурсионных и паломнических групп, а также иностранных посетителей платный: 300 рублей для взрослых, 100 и 50 для детей и льготных категорий соответственно. Дополнительно оплачивается обслуживание группы – 1000 рублей. Вход для самостоятельного осмотра бесплатный. Отдельной программой посетителям предлагают экскурсию по Новодевичьему некрополю. Заказать билеты и получить справочную информацию можно по телефону 8 (499) 246-85-26.

Новодевичий монастырь зимой

Мощи священномученика Илариона (Троицкого)

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1886–1929), жизнь свою положивший за Церковь Христову, – выдающийся иерарх, один из крупнейших церковных деятелей XX века, настоятель Сретенского монастыря в 1920-е годы и Небесный покровитель нашей обители.

С. Ивлева. Портрет священномученика Илариона (Троицкого)

28 декабря 1929 года архиепископ Иларион, только что отбывший срок на Соловках и приговоренный к новой ссылке в Казахстан, отошел ко Господу в тюремной больнице Ленинграда. Ему было всего 43 года. Похоронили измученного заключением, голодом и тяжелым тифом страдальца на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, а впоследствии Патриарха Алексия I. Могила владыки Илариона стала местом почитания для многих верующих: благоговейная память о святителе в Церкви не исчезала, несмотря на десятилетия церковных гонений.

Воскресенкий Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург

Работа по сбору материалов о жизни, подвигах и трудах архиепископа Илариона (Троицкого) продолжалась несколько лет, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) составил его «Житие». С марта 1996 года работа по сбору материалов продолжилась в Сретенском монастыре.

9 мая 1999 года честные останки архиепископа Илариона были доставлены из Санкт-Петербурга в Москву на маленьком самолете ЯК-40. Святыню сопровождали настоятельница Петербургской Новодевичьей обители монахиня София (Силина), ныне игумения, с несколькими сестрами, а также наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Мощи владыки Илариона были обретены нетленными, и даже облачение сохранилось в сырой петербургской земле, не утратив чистоту мученических одежд.

Мощи владыки Илариона были обретены нетленными, и даже облачение сохранилось в сырой петербургской земле

На следующий день, 10 мая 1999 года, владыка Иларион был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии. На торжественной службе молились множество почитателей подвижника, в том числе большое количество монашествующих из обителей Москвы и Петербурга. Святейший Патриарх Алексий II зачитал решение Священного Синода о канонизации владыки Илариона (Троицкого) и возжег над ракой с мощами нового святого неугасимую лампаду.

Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого) в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Любовь Тимофеевна Чередова
(1898-1999)

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) рассказывал следующую чудесную историю: «Многие из наших прихожан помнят Любовь Тимофеевну Чередову, последнюю духовную дочь священномученика Илариона (Троицкого). Ей было уже больше ста лет, но она с полной убежденностью говорила, что не умрет, пока не будет прославлен в лике святых владыка Иларион. Настал момент, когда был поднят вопрос о его канонизации. Любовь Тимофеевна была в это время уже тяжело больна. Она не вставала, и врачи поражались, что она еще жива. И вот, поехав в последний раз ее причащать, я принес ей радостную весть: решение о канонизации священномученика Илариона принято Синодом. После Причастия мы прочитали несколько молитв и в том числе “Ныне отпущаеши…” Через три дня она отошла ко Господу».

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви владыка Иларион был причислен к сонму святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

25 мая 2017 года мощи священномученика Илариона (Троицкого) были перенесены крестным ходом из нашего древнего собора в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в новый храм монастыря, освященный в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где священномученик Иларион находился в заключении с 1924 по 1929 год.

Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков

Память священномученика Илариона (Троицкого) совершается в день его смерти 28 декабря (15 декабря ст.ст.), в день прославления – 10 мая (27 апреля ст.ст.), 24 июля (11 июля ст.ст.) в день обретения его мощей (1998), а также в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских – 7 февраля (25 января ст.ст.), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 7 февраля.

С. Ивлева. Портрет священномученика Илариона (Троицкого)

Новодевичий монастырь.
«Новодевичий 1-го класса необщежительный женский монастырь против Воробьевых гор на берегу Москвы — реки у Девичьего поля».Так – по-старинному. Современный адрес – Новодевичий проезд, 1. Когда — то это была окраина Москвы, дорога на Смоленск.
История монастыря богата событиями. Главный собор посвящен чудотворной иконе Смоленской Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Первоначально икона была как дар привезена в Москву в 1398 г. дочерью великого князя литовского Витовта,великой княжной Софьей,супругой великого князя Василия Димитриевича,и поставлена в Благовещенском соборе в иконостасе близ царских врат.
В 1456 г. польский король Казимир отправил в Москву посольство, в котором был епископ Михаил. По просьбе короля и смоленских граждан великий князь с благословения святителя Ионы возвратил икону в Смоленск, оставив с нее точную копию. Икону торжественно проводили за город, до Саввинского подворья, где отслужили молебен.
В 1514 г. великий князь Василий Иоаннович, внук Василия III Темного, возвратил Смоленск под свой скипетр. Была традиция отмечать военные победы и иные важные события сооружением церквей и монастырей. Покорение Смоленска и ежегодный крестный ход явились поводом к основанию Новодевичьего монастыря в 1524 г. и в нем собора в честь Смоленской Божией Матери на том самом месте, где служили молебен, отпуская икону. Уже через год, в 1525 г., храм готов был принять икону (то есть копию), которую перенесли из Благовещенского собора. С тех пор и поныне ежегодно в монастыре празднуется 28 июля (10 августа н. ст.) в честь этого события.
Икона Богоматери Одигитрии Смоленская привезена из Греции в Чернигов — в 1046 г. царевной Анной Мономах, женой черниговского князя Всеволода Ярославича. Написана икона, по преданию, евангелистом Лукой. Изъятая в 30 х годах в Смоленский музей, подлинная икона значится бесследно пропавшей около 1939 г. Не исключено, что она была унесена в народ и до поры хранится среди верующих. В соборе г.Смоленска находится древняя копия с нее, взятая из стоявшей над Днепром часовни.
Первая церковь на месте монастыря была деревянной и заложена на месте переправы по льду Василия III, возвращавшегося из вновь покоренного Смоленска с образами Смоленской Богоматери и Спаса Смоленского. Монастырь назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим» – в отличие от Вознесенского монастыря в Кремле,именовавшегося Стародевичьим.



Неоднократно монастырь был наделен несколькими дворцовыми деревнями и селами и пожалован тарханными и несудимыми грамотами – великим князем Василием III, а потом царем Иоанном IV Грозным.
Из за того, что Грозный в припадке ярости убил старшего сына Иоанна, престол унаследовал Феодор, по мягкости характера прозванный слабоумным. После его смерти супруга его Ирина Годунова приняла постриг под именем Александры и находилась в монастыре со своим братом Борисом Годуновым, остававшимся здесь до избрания на московский престол. Иринины палаты примыкают к Амвросиевской церкви (XVI в.). Предполагается, что, когда Ирина там жила (первая русская «самодержавная» царица), над палатами возвышался деревянный терем.
В Смутное время (конец XVI – нач. XVII в.) монастырь был разорен, не однажды переходил в руки неприятеля и служил крепостью; в 1611 г. пан Гонсевский выжег его.
При царе Михаиле Феодоровиче монастырь был восстановлен, возобновлен, а при Алексее Михайловиче (отце Петра I) наделен вотчинами, украшен царскими вкладами и сделался царским «богомольем». С этого времени начинается его процветание.




Собор Смоленской иконы Богоматери возведен в 1524 — 25 гг. по образцу Успенского собора Московского Кремля, но имеет много отличий. Роспись собора датируется 1526 -1530 гг. Во фресках ясно звучит тема победы и строительства Русского государства: много изображений святых воинов и русских князей. Позже стали изображать события Ветхого и Нового заветов и чудеса Смоленской иконы. Роспись сводов близка по стилю ко времени Бориса Годунова. Вероятно, ее значительно обновили как плохо сохранившуюся. И позже фрески не раз переписывались, но ведущиеся реставрационные работы мало помалу возвращают росписям их первоначальный вид. Пятиярусный иконостас исполнен в 1683 — 86 гг. по заказу царевны Софьи Алексеевны мастерами Оружейной палаты. Водосвятная чаша в центре храма – 1685 г.
Стены и башни монастыря возведены в конце XVI в. при Годунове по образцу Московского Кремля. Крепостные стены, как и кремлевские, увенчаны зубцами. По углам крепости поставлены четыре круглые башни, между ними – восемь квадратных. В XVII в. башни украшены изящными ажурными коронами.
Большое строительство началось в 1680-х гг. при Софье. В короткий срок возведены почти все основные сооружения: трапезная палата с Успенской церковью (1685 -1687), Преображенская и Покровская надвратные церкви, колокольня, два корпуса для сестер Петра I – царевен Марии (1683-1688) и Екатерины (1687-1688), и другие сооружения, определившие облик монастыря. Все выполнено в кирпиче с применением белокаменных деталей и связано единством приемов и форм «московского барокко», благодаря чему ансамбль отличает редкая целостность. В расположении зданий тоже очевиден отчетливый план. Главные строения стоят по центральным осям: на оси восток запад – колокольня, собор, трапезная; на оси север юг – Преображенская надвратная церковь, собор, Покровская надвратная церковь.
Но не все было столь благолепно. Для управления монастырскими вотчинами, суда и заведования сборами монастыря в нем учрежден был особый приказ, в котором при Петре I во время стрелецких бунтов производился допрос, на стенах монастыря вешали стрельцов – перед окнами кельи царевны Софьи, сестры и соперницы Петра I, заточенной им сюда в 1689 г. и постриженной в монахини в 1698 г. Здесь она в 1704 г. и скончалась.
Известна картина И.Репина (1879 г.) с подробным названием «Царевна Софья Алексеевна» через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году»: Софья в полный рост, а за решеткой окна – повешенные стрельцы. Лицо царевны выражает гнев, отчаяние, энергию и вместе с тем бессилие что то изменить… Близкий сюжет – «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова, но здесь действие происходит на Красной площади близ Кремля. Присутствует сам Петр I. Обе картины экспонируются в Третьяковской галерее.

Новодевичий входил в полукольцо расположенных тогда за пределами города монастырей (Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский, Андроников), защищавших Москву с юга. В XVI — XVIII вв. это был один из самых богатых и почитаемых женских монастырей. Он был связан с царским домом и многими боярскими родами. Патриарх Никон, показывая обитель Антиохийскому патриарху Макарию и его сыну диакону Павлу, сказал, что нет в Московской земле монастыря богаче. Павел записал: «Мы дивились и изумлялись… Даже в царских церквах мы не находили таких украшений, как в этой церкви… Все монахини, которые в него поступают, – княгини, жены государственных сановников, вдовы и дочери их – являются со всем богатством своим и всем имуществом: драгоценностями, золотом и камнями и жертвуют их на монастырь».
При начале раскола (сер. XVII в.) в монастыре недолго содержалась 30 — летняя Феодосия Морозова (род. в 1632 г., ум. в 1675 г.). На картине Сурикова закованную в цепи боярыню увозят в изгнание. Двуперстием приветствует она людей, стоящих по обе стороны санного пути…
В 1724 г. при монастыре основан приют для подкидышей и детей женского пола (более 250 чел.), которых питомицы выписанных Петром I Брабантских монастырей обучали прядению голландских ниток и плетенью кружев. Приют этот – зародыш будущего Воспитательного дома.
С 1764 г. монастырь зачислен в 1 — й класс.
В 1812 г. Москву заняла наполеоновская армия. Игумения Мефодия 30 августа 1812 г. получила приказание взять ценные вещи, главную ризницу и вывезти в Вологду, то есть покинуть обитель. Остались казначея Сарра, несколько монахинь. Со 2 сентября наезжали французы, но в монастырь не могли попасть: ворота были заперты. 4 сентября поставили против ворот две пушки, приехало до 2000 солдат, вошли внутрь, по приказанию Наполеона здесь была устроена батарея. Сарра упрашивала не жечь монастыря. Есть сообщение, что Мюрат распорядился богослужения в соборе не прекращать. 25 сентября Наполеон осмотрел монастырь, но с лошади не сходил (видимо, из чрезмерной храбрости), приказал взорвать приходскую церковь около монастыря во имя Иоанна Предтечи, что и было сделано. 6 октября объявили уход, с 8 — го на 9 — е в 10 часов пополуночи засветили свечи, лепили их к деревянным строениям, иконостасам, кидали на пол, в солому. Сарра с монахинями побежали по кельям. Увидели под собором 6 ящиков патронного пороха и 6 бочонков с порохом раскупоренные, на них зажженные фитили. Потушили фитили, порох залили водой. Что загорелось от свечей, погасили. «Монахиня Сарра не ушла в 1812 г. из Новодевичьего монастыря, так как дала обет Богу жить в нем неисходно…»
В монастыре замечательные иконы: Смоленская икона Богоматери, список 1456 г.; Иверская икона Богоматери, список 1648 г. с подлинной иконы, исполненной на Афоне; пять икон Симона Ушакова. В ризнице (трапезная Смоленского храма) – золотые кресты, много облачений, царская хоромная посуда. Особенно великолепна плащаница, шитая в 1546 г. в монастыре и принесенная в дар Смоленскому епископу Гурию. Похищенная поляками в 1612 г., отдана ими Базилианскому униатскому монастырю в Вильне, в 1820 — х гг. пожертвована монахами в Пулавский музей. В августе 1864 г. плащаницу отыскали в Клемешковском замке графов Замойских в Люблинской губернии и возвратили монастырю.
Успенская церковь не раз подвергалась переделкам. После 1917 г. трапезную превратили в музейный склад, но церковь вновь освящена 29 декабря 1945 г. Был в ней придел ап. Иакова Алфеева – «В память избавления от взрыва» при нашествии Наполеона, позже упраздненный. Как видим, и светские, и церковные власти постоянно что — то переустраивали, убирали, перемещали…
В соборе 4 гробницы: царевны Софьи; царицы Евдокии; царевен Евдокии и Екатерины – сестер Софьи; под алтарем храма каменная гробница Анны Иоанновны (ум. в 1550 г.), дочери Грозного; плиты князей Одоевских, Воротынских и др. В монастыре погребены также жена старшего сына Ивана Грозного Елена, Б.Хитрово, начальник Оружейной палаты, немало захоронений дворян.
За алтарем собора палатка с крестом. Здесь покоится первая игумения монастыря схимонахиня Елена (Девочкина; умерла в 1548 г.).
Вокруг собора и Успенской церкви покоятся А.И.Тургенев,близкий Пушкину человек,провожавший его и в Лицей, и в последний путь в Святогорский монастырь,поэт — партизан,участник войны 1812 г. Денис Давыдов;писатели Загоскин, Лажечников;археолог Уваров; отец Александра Герцена Яковлев; историк Соловьев; сын его философ Владимир Соловьев; генерал Брусилов и др.
Монастырь закрыт был в 1922 г., в 1926 г. преобразован в Историко — бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь» – так спасали многие культовые сооружения. Последний храм закрыли весной 1929 г.
В недавние времена Новодевичий монастырь был непременной достопримечательностью, предлагаемой иностранным туристам (второй после Кремля).
Рядом с монастырем – знаменитое Новодевичье кладбище. В 1930 — е годы из уничтожаемых некрополей других монастырей сюда были перенесены останки некоторых выдающихся деятелей культуры. Здесь теперь великий русский писатель Н.В.Гоголь,поэты Д.В.Веневитинов,Н.М.Языков,А.С.Хомяков,славянофилы отец и сын Аксаковы,И.Левитан,А.П.Чехов.Здесь похоронена актриса Мария Ермолова, чей портрет работы В. Серова экспонируется в Третьяковской галерее, а один из московских театров носит ее имя.
После 1917 г. похоронили здесь сына Леонида Андреева духовидца Даниила Андреева, Надежду Аллилуеву – покончившую с собой (или убитую) жену Сталина. Надгробие незаурядной работы. Сохранилась и низенькая, но массивная гранитная скамья, на коей сиживал Сталин, посещая могилу супруги.
На могиле Михаила Булгакова – камень с надгробия Гоголя («Голгофа»). Гоголю новое правительство поставило памятник в своем «вкусе» – помпезный, мрачный. На расширенной территории упокоились Хрущев (модернистский памятник работы Неизвестного), многие советские писатели, военачальники, космонавты, артисты, вплоть до Вертинского, Шаляпина, Райкина и пр.
В 1970 — 80 — е гг. решено было кладбище «облагообразить», многие старинные могилы и даже часовни были уничтожены, на их месте разбили безликие нелепые газоны, расставили пушечки… С 1977 г. не было свободного посещения кладбища, в 1990 г. вход стал платным и, главным образом, для «организованных экскурсий».
Монастырь приходил в упадок, требовалась реставрация, и к 1990 — м годам работы продвинулись значительно. Вероятно, благодаря «туристичности» «объекта», ибо иностранцам принято было демонстрировать «только лучшее»…

Большая часть монастыря занята музеем.Здесь – отделы оружия,древнерусской живописи,реставрации,часть отдела дерева и керамики (изразцы),научно — просветительский отдел.
В Новодевичьем монастыре жил знаменитый реставратор П. Д. Барановский (умер в 1984 г.).Выдающийся профессионал,эрудит и самоотверженный человек, буквально жизни своей не щадивший в борьбе за сохранение всего,что дорого в отечественной истории,спас многие церкви,отстоял,в частности,обреченный на снос храм Василия Блаженного,что на Красной площади.
К 1917 г. в монастыре было 7 храмов с 13 престолами.К 1990 г. действовали 2 храма с 4 престолами; 4 храма с 7 престолами постепенно передаются верующим.
Церковь Николая Чудотворца, устроенная в 1752 г.,была передвижной,ее престол не был укреплен в земле,мог быть снял и перенесен для совершения службы в другое место. После 1812 г. не упоминается – вероятно,была упразднена.Вновь появилась после обновления монастыря в 1899 г.Вход в нее был, видимо, извне монастыря.Ныне – никаких следов.
Над тремя арками северных ворот, главным входом в монастырь, высится Преображенская церковь – самое ликующе — праздничное сооружение комплекса. Удлиненные пропорции четверика подчеркнуты сдвоенными колонками; пышные наличники, одинаковые во всех трех этажах, закрывают плоскость стен белокаменным декором; необычно крупные раковины закомар, усложненное пятиглавие – во всем этом ощущается кульминация стиля «московское барокко».
К церкви примыкает Лопухинский корпус, где с 1727 по 1731 г. жила царица Евдокия – монахиня Елена. Наличники окон корпуса, однотипные наличникам церкви, сплошной лентой тянутся по всему фасаду. Семиярусный резной иконостас храма выполнен в 1687 г. мастерами Оружейной палаты. Внутри, кроме иконостаса, обращает на себя внимание большое серебряное паникадило, а также малое серебряное паникадило в притворе. В левом углу притвора – великолепная изразцовая печь последней трети XVII в. Из Лопухинских палат в храм ведет вновь построенный парадный вход с деревянной резной лестницей. Реставрационные работы в храме велись тщательно, оттого он прекрасно выглядит и снаружи, и внутри.
Церковь Покрова Богородицы над южными воротами построена в 1683 — 1688 гг. Декор более скромный, хотя план тот же, что у Преображенской. Завершение иное: каждый из трех объемов увенчан своим куполом. Внутри сохранился старый барочный иконостас с иконой Введения во храм Пресвятой Богородицы (1690 г., работы Кирилла Упанова). С востока к церкви примыкают палаты, где, по преданию, жила царевна Софья. Ныне ворота затворены, храм отремонтирован, но хода внутрь посетителям нет: там находится сектор реставрации масляной живописи, графики и темперы ГИМ.
Колокольня построена в 1690 г. Шестиярусная башня ее увенчана луковичной главой, высота 72 м (высота Ивана Великого – 81 м), что утверждает ее господство над округой. 3 — й и 5 — й ярусы открыты для колоколов. Восьмерики всех ярусов (кроме барабана купола) окружены галереями с белокаменными балюстрадами, ребра подчеркнуты белокаменными колоннами. В обрамлении окон и арок варьируется мотив наличника Преображенской церкви и Лопухинского корпуса, что обеспечивает неповторимое единство ансамбля.
В 1920 — х гг. в замолкшей звоннице получил мастерскую художник Вл. Татлин, запускавший с нее изобретенный им летательный аппарат «Летатлин»…
Колокольню реставрировали в 1979 — 1981 и 1990 гг. Хода внутрь посетителям нет. На колокольне – несколько старинных колоколов: малый зазвонный, литой при Иване Грозном в 1551 г.; данный князем Воротынским в 1628 г.; данный матерью царя Михаила инокиней Марфой в 1630 г.; с латинской надписью 1673 г.; литой в Москве при царе Алексее Михайловиче в 1651 г. Несколько колоколов снято и выставлено для обозрения перед западной папертью Смоленского собора, который является собственностью музея. Здесь проходят интересные выставки.
Когда монастырь был возобновлен, возглавила Новодевичью обитель принявшая постриг под именем Серафимы представительница знаменитого рода Чичаговых, внучка новомученика Серафима, химик, доктор наук. Всего за несколько лет монастырская жизнь была налажена, кельи заселены (более 40 монахинь). Умерла игумения Серафима осенью 1999 г. и с высокими почестями похоронена близ Успенской церкви.
Монастырь живет своей жизнью. В Успенской церкви постоянно происходят богослужения. Тот, кто хочет познакомиться с православной службой, с обрядами, которые отличаются особой красотой, кто хочет послушать несравненные церковные песнопения, могут посетить монастырь не только как богатейший музей, имея в виду, что разные службы (заутреня, литургия, вечерня, всенощная) происходят в разное время, начиная с 7 — 8 часов утра. Особенно торжественны и великолепны богослужения на Рождество Христово и Пасху.

Иверская икона Божией Матери (Новодевичий монастырь)

Дорогие братия и сестры, представляем вашему вниманию список с Иверской иконы Божией Матери, Новодевичьего монастыря.

Иконописец: Осипов Александр. Сергиев Посад. Август, 2018 год. Размер иконы 40х25 см.

Икона выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской и Византийской школе письма.

С более подробным описанием Иверской иконы Богородицы вы можете ознакомиться

Далее расскажем об иконе Новодевичьего манастыря.

1.) В царствование Алексея Михайловича архимандрита, афонскаго Иверскаго монастыря Пахомий приехал в 1647 году в Москву для сбора пожертвований. Царь Алексей Михайлович, по просьбе бывшаго у него в милости новоспасскаго архимандрита Никона, желавшаго приобрести список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, повелел, чтобы архимандрит Пахомий доставил в Москву самый верный список с Иверской чудотворной иконы Бoжиeй Матери. Иверский архимандрит, возвратившись в свою обитель, не замедлил исполнением царской воли и просьбы архимандрита Никона и послал точный список иконы Богоматери к Никону в Москву с почтенными иверскими иноками при граматах (посланиях) к царю и Никону от 15 июня 1648 года. В этих двух граматах обстоятельно изъяснено, как была писана икона, препровожденная в Москву: «Как есми приехал в наш монастырь (пишет Пахомий в грамате царю), собрав всю свою братию 365 братов и сотворили есьмя великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипариснаго древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи преподобному инокосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую и священную икону. (Далее описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а братия по-дважды в неделю совершали всенощныя моления и по вся дни литургии).
И та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, – только слово в слово новая, аки и старая». Икона отправлена была в Москву с иepoмонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием (подвизавшимся в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший Иверскую чудотворную икону с моря); с Корнилием были посланы еще келарь инок Игнатий (путешествовавший в Москву с Пахомием и в 1647 году) и инок диакон Дамаскин. С этою иконою послано было описание чудес от нея и зданий Иверскаго монастыря. Икона прибыла в Москву 18-го октября и встречена была у Воскресенских ворот царем Алексеем Михайловичем и его семейством, патриархом Иосифом и духовенством, боярами и безчисленным множеством народа; а 14-го октября был у государя стол по столовой избе. По свидетельству диакона Павла Алеппскаго, бывшаго с антиохийским патриархом Паимием в Москве в 1655 и 1656 годах, царица Марья Ильинична взяла у Никона эту икону, без сомнения, вскоре по принесении ея с Афона; а чрез 5 месяцев по прибытию ея Никон рукоположен был в митрополита новгородскаго.

В 1654 году эта икона торжественно провождена была из Москвы в воинский поход против поляков. «Тогож месяца мая в 15 день – говорят Дворцовые Разряды – государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы из соборныя церкви в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверсия, которая принесена в царствующий град Москву из Царяграда от Парфения, патриархa цареградскаго, а за тем образом отпустил Государь в Вязьму Корнилия, митрополита казанскаго и свияжскаго. А из соборныя церкви образ Пречистыя Богородицы до монастыря Пречистыя Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея России да святейший Никон, патриархъ московский». Из техже Дворцовых записок видно, что митрополит Корнилий был с иконою и под Смоленском. Эта икона, по всей вероятности, стояла в образной или в домовой церкви царицы, а пред провождением ея в поход перенесена в Успенский собор, по возвращении же снова поставлена в палатах царицы, и об ней более нигде не упоминается. Она находится теперь в московском Новодевичьем монастыре, что явствует из нижеследующаго:

  • На этой иконе в самом низу пред полем есть греческая надпись, написанная золотыми буквами, разделяющаяся на два стиха и гласящая: «Писал сию со старанием Ямвлих Романов, в келлияхъ Иверских живущий. Лета 7156.» Под нею другая надпись по золоту красными словами: «Старанием и иждивением Пахомия II архимандрита Иверскаго. Лета 1648.»
  • В граматах Пахомий говорит, что список Иверской иконы, посылаемый в Москву, писан на кипарисной доске,- Новодевическая Иверская икона написана на кипарисной доске.
  • Известно, что по двум боковым полям афонской Иверской иконы изображены 12 апостолов, а вверху по сторонам венца Богоматери – два ангела. И на Новодевиченской иконе на правой сторон Богоматери (а от смотрящаго на левой) на поле изображены шесть апостоловъ, в следующем сверху порядке: Петр, Иоаннъ Богослов, Марк, Андрей, Симон, Филипп; на левомъ поле: Павел, Матвей, Лука, Иаковъ, Варфоломей, Фома. – Петръ держит свиток, свитый таким образом, что представляет форму и двух ключей; евангелисты держат евангелия, на разогнутых страницах которых написаны по-гречески первыя слова евангелий; апостол Павел изображен с согнутою книгою, прочие апостолы – с согнутыми свитками. Над каждым апостолом написано имя его по-гречески. По обеимъ сторонам Богоматерняго венца в углах изображены два архангела в кругах, обращенные к Богоматери, с греческою надписью: apy (архангел). (На Валдайской Иверской иконе архангелы названы: Михаил и Гавриил.)
  • Все прочия слова и надписи на Новодевиченской иконе также греческие. Между архангелами над главою Богоматери надпись в две строки: «Вратарница Иверская» а над правым плечом: «милостивая» (Тоже и на Валдайской Иверской иконе.)
  • На левой исподней стороне этой иконы на разстоянии 9,5 вершков от низу у края сделан ящичек (выдолблен) почти в вершок в квадрате ширины и около 3/4 вершка глубины. Он задвигался со стороны крышкою, которая не сохранилась. Это объясняется тем сказанием об афонской Иверской иконе, по которому никейская вдовица, решившись пустить ее на воду, выдолбила на нижней стороне иконы ящичек и положила в него три монеты, по которым впоследствии и узнана была икона, когда явилась на Афоне. То же сделано и на копии, посланной в Россию.
  • Что касается меры, то рассматриваемая икона только на 3/4 вершка (и в длину, и в ширину) менее афонской: она имеет 1 арш. 14 1/4 вершк. в длину или высоту и 1 арш. 2 3/4 вершка в ширину; афонская же высотою 1 арш. 15 вершк., а шириною 1 арш. 3 1/2 вершка. Это – разность незначительная. Могло быть, что дска для иконы, посланной в Россию в 1648 году, заготовлена была из непросохшаго дерева и потом усохла. (Иверская Валдайская, или Святоозерская икона, которая также есть точный список с Афонской, имеет в высоту 1 арш. 15 1/2 вершк., а в ширину 1 арш. 3 1/2 вершка.
  • К внешним признакам присоединяются соображения на основании исторических данных в подтверждение той мысли, что Новодевиченская Иверская икона есть та самая, которая принесена с Афона в 1648 году. Царица Марья Ильинична взяла, как сказано выше, эту икону себе; поэтому надобно полагать, что она стояла или в ея домовой церкви, или в образной. От Марьи Ильиничны икона эта перешла к дочери ея Софии, постриженной с именем Сусанны в Новодевичьем монастыре и скончавшейся здесь схимонахинею; гробница ея стоить у той же южной стены собора, где находится и икона. На иконе, как видно, не было оклада, кроме серебряных венцовъ – на Богоматери и на Богомладенце. Это объясняется – во первыхъ, тем, что она стояла в домовой моленной царицы, и во вторых, тем, что она писана по золоту, так что , обший фон ея был золотой, почему она и без ризы имела вид ризы и блистала красотою. Теперь краски, особенно на полях, во многих местах опали, от чего немало пострадали изображения апостолов.

Купить Иверскую икону Божией Матери

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Божией Матери – Иверская. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ Иверской иконы Богоматери выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мы приложим все силы, навыки и умения, весь наш духовный опыт, чтобы рукописный список Иверской иконы Божией Матери, приобретенный в нашей мастерской, освятил Ваш дом, принес мир, любовь, благополучие Вам и всем Вашим домочадцам.

Строгий и печальный взгляд Царицы Небесной постоянно напоминает нам, что Русь свята, свет всему миру, что цель русского народа нести веру Христову миру, который сейчас так нуждается в этом. На протяжении всей истории нашей страны, светит нам особым светом духовной звезды Мать, прижимающая к себе Ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *