Ныне же будешь со мной в раю

Ныне же будешь со мною в раю Как вы понимаете выражения Иисуса Христа

Спрашивает Александр
Отвечает Даниил Седых, 03.03.2019

Здравствуйте, Александр

Ваш вопрос достаточно интересный, пару лет назад во время обучения в семинарии на богословском факультете я занимался исследованием данной темы. Эти слова Иисус произнес, вися на кресте, когда по 2-м сторонам от него так же были распяты 2 разбойника. Один из разбойников злословил его, а другой напротив покаялся и попросил Христа: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!». Иисус ответил покаявшемуся разбойнику, сказав ему слова утешения.

«И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

(Евангелие от Луки 23:43)

Следует отметить что прочтение и толкование этого отрывка кардинально отличается в разных христианских традициях. Различия эти в основном коренятся в учении и в догматах церквей, которые зачастую противоречат друг другу. Обусловлены эти расхождения в различиях понимания учения о рае и аде. Исходя из этого появляется проблема: Подразумевал ли Иисус что, разбойник именно в тот день умрет и его душа попадет в рай? Здесь толкователи делятся на две условные группы, те кто соглашаются с данным толкованием и, кто не соглашается с ним, так как не верят в учение о бессмертии души, в учение о рае и вечных мучениях души в аде. Лично я, прочитывая этот текст не вижу в нем доказательств того, что в тот же день душа разбойника попала в рай.

Вопрос:

Вопрос такой: в Евангелие от Матфея, Марка и Иоанна в описании казни Иисуса Христа говорится о разбойниках распятых вместе с ним в тот

день: » Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф.27:44). И только в Евангелие от Луки говорится: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39-41). Как Вы прокомментируете «недосказанность» такого факта в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна? Ведь приход разбойника к Вере во Христа на кресте и прощение ему грехов — не мог быть не замеченным его учениками.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Сразу же надо исключить какую-либо мысль о «противоречии». Апостол Лука приступил к написанию Евангелия после тщательного исследования, как сам об этом свидетельствует. Он использовал повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (1:1-2). Как ближайший спутник и помощник св. апостола Павла, он, несомненно, был знаком со всеми апостола, в том числе и с Матфеем и Марком. Св. Лука дополняет повествования двух первых евангелистов. Только у него рассказывается: о Благовещении, рождении св. Иоанна Предтечи, о женщине, помазавшей ноги Иисуса Христа миром (7:37-50), о милосердном самарянине (10:29-37), о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне, о мытаре и фарисеи, об обращении Закхея. Повествование о покаянии разбойника также нужно рассматривать как важное дополнение двух первых Евангелий. Как согласовать рассказы священных писателей о разбойнике? Ответ на это содержится в святоотеческой экзегетике. Святитель Иоанн Златоуст, блаж. Феофилакт и другие говорят, что сначала злословили два разбойника. Но потом один из них на кресте «познал благость и божество Иисуса из тех слов, кои Он изрек за распинателей, говоря: «Отче! прости им». Ибо слова сии не только исполнены совершенного человеколюбия, но обнаруживают много и собственной власти. Иисус не сказал: Господи, молю Тебя, прости им, но просто также, как и со властию: «Отче! прости им». Вразумленный сими словами, тот, кто прежде злословил Иисуса, признает Его истинным Царем, заграждает уста другому разбойнику и говорит Иисусу: помяни меня во царствии твоем. Что же Господь? Как человек — Он на кресте, а как Бог — везде, и там, и в раю все наполняет, и нет места, где Его нет» (блаж.Феофилакт). Спаситель наш страдал на Кресте около шести часов. За это время могла произойти спасительная перемена в душе разбойника. В Евангелии есть и другие примеры чудесного обращения грешника. Закхей был начальником над мытарями в Иерихоне. Слово мытарь у евреев было нарицательным как синоним человека крайне порочного и нечистого. Обращение к нему Спасителя подействовало на Закхея исцеляюще: «И он поспешно сошел и принял Его с радостью» (Лк.19:6). Из закоренелого грешника он в короткое время стал сын Авраама (19:9).

В душе разбойника также произошла великая перемена. Он оказался достойным рая. Исцелила его благодать Божия, но мы не должны умалять и личной его заслуги. Обратившийся разбойник совершил три подвига. Прежде всего, подвиг веры. Книжники и фарисеи, знавшие все пророчества о Мессии и видевшие многочисленные чудеса и знамения, совершаемые Иисусом Христом, оказались слепыми и приговорили Спасителя к смерти. Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры. Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях. Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» (23:41). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога? Благоразумный разбойник совершил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении, хотя, казалось, уже не было время для исправления и плодов покаяния.

Благоразумный разбойник

Дисмас


Благоразумный разбойник на дьяконской двери иконостаса (московская иконописная школа, 1560-е годы)

Родился

10-е

  • Галилея, Северный округ Израиля, Израиль

Умер

ок. 33 года н. э.
Голгофа, Иудея, Римская империя

Почитается

в католической, православной и других церквях.

В лике

мучеников

День памяти

25 марта в католицизме;
в православии отдельный день памяти отсутствует, но поминается в Великую пятницу

Атрибуты

крест, иногда Райский сад

Медиафайлы на Викискладе

Благоразу́мный разбо́йник (также До́брый разбо́йник; апокрифические имена Ди́смас, Тит, в древнерусской традиции — Рах) — преступник, распятый на Голгофе вместе с Иисусом Христом и Гестасом (подробнее см. Меж двух разбойников). Искренне раскаявшись и уверовав в божественность Иисуса, Рах получил от него обещание пребывать с ним в раю, став первым спасённым из людей, уверовавших во Христа.

Жизнеописание

В канонических Евангелиях имена и биографии распятых с Христом разбойников отсутствуют, однако многочисленные предания находятся в апокрифических источниках. Дисмас был сыном разбойника, жившим на пути в Египет. Мать Дисмаса болела сердцем и не могла кормить ребёнка. Во время бегства в Египет Святое семейство было захвачено мужем больной женщины, и Дева Мария в течение шести дней кормила Дисмаса своей грудью.

Под именем Тит Благоразумный разбойник упоминается в Арабском евангелии детства Спасителя, в котором он предстаёт одним из двух дозорных, уговаривает Думаха пропустить Святое семейство и не причинять ему вреда, отдав напарнику 40 драхм и пояс с деньгами, а Иисус предсказывает свою казнь:

Увидав, что благое дело ради них совершил разбойник, молвила Владычица госпожа Мария ему:
— Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит.
И сказал в ответ матери Своей Господь Иисус:
— Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное. Арабское евангелие детства Спасителя, гл. 23

Икона Распятия «меж двух разбойников», 1711 год. По правую руку от Христа — Дисмас

Дисмас был распят на Голгофе вместе с Христом и Гестасом, по правую руку от Иисуса. Во время казни, в отличие от Гестаса, покаялся в своих грехах и уверовал в божественность Спасителя, за что и прозван Благоразумным разбойником. Распятие разбойников упоминается во всех четырёх канонических Евангелиях, однако наиболее полный рассказ о казнённых вместе с Христом приводится в Евангелии от Луки:

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

— (Лк. 23:39-43)

Поскольку согласно христианскому вероучению спасение невозможно без принятия крещения, считается, что Благоразумный разбойник получил таинство от воды и крови, истёкших из ребра Христа, после того, как сотник Лонгин пронзил его бок копьём.

В апокрифическом Евангелии от Никодима содержится развёрнутое описание Сошествия Христа во ад, после которого следует вознесение душ праведников в рай, где они встречаются с уже находящимися там Енохом, пророком Илией и Благочестивым разбойником. Там же появляется имя разбойника — Джиман, что является славянской транскрипцией греческого имени Δυσμάς, которое на латыни и современном русском языке звучит как «Дюсмас» или «Дисмас».

В древнерусской традиции встречается также вариант имени Рах, которого нет ни в одном литературном источнике. Предполагается, что это имя появилось в результате эволюции имени Варвар—Варах—Рах. Согласно другой версии, это не имя, а прозвище разбойника, означающее «распятый».

Почитание

Благоразумный разбойник почитается как пример истинного покаяния. Традиционно считается, что он стал первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа. В Западной Европе широкое почитание Благоразумного разбойника началось с конца XI века, когда после первого крестового похода одним из мест паломничества стала деревня Латрун, которая, из-за созвучия с латинским словом latro, считалась его родным селением, а в средневековых свидетельствах паломников она называется «замок доброго разбойника» (Castrum boni latronis). Крест Благоразумного разбойника находился на Кипре, откуда он в XIV веке был перенесён в Болонью, в церковь святых Виталия и Агриколы.

Имя Дисмас в почитании Благоразумного разбойника на Западе закрепилось благодаря употреблению в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV век), популярном в Позднем Средневековье. Кардинал Цезарь Бароний в конце XVI века писал о широком распространении почитания Дисмаса, во имя которого были освящены многие алтари. В XVI веке наметилась тенденция отказа от употребления имени Дисмас ввиду его апокрифического происхождения. Службы в честь Дисмаса изымались из бревиариев. Бароний в конце XVI века внёс память Доброго разбойника в Римский мартиролог под 25 марта, но уже без имени. Несмотря на это, имя Дисмас всё равно было распространено среди верующих.

Привилегию литургического чествования Доброго разбойника (без имени) Папа Сикст V даровал ордену мерседариев. Такое же право в 1724 году было дано Конгрегацией богослужения монашеской Конгрегации благочестивых работников сельских катехизаторов (итал.)русск., особым покровителем которой считался Добрый разбойник. В настоящее время почитание Дисмаса сохраняется в формах народного благочестия на юге Италии, например, в городе Галлиполи, где Доброго разбойника считают своим небесным покровителем.

В православной церкви, несмотря на историческое почитание Благоразумного разбойника, формально он не канонизирован, более того, среди духовенства нет единого мнения и относительно его святости. Официальное мнение Церкви по этому вопросу отсутствует, однако его поминают на каждой литургии и ежегодно в службе Великой пятницы. По всей видимости, на Руси Благоразумный разбойник был почитаем в Средние века, но к XIX веку его образ потерял свою актуальность. Между тем в настоящее время списки алтарных дверей вешаются в некоторых храмах как самостоятельные поклонные образы. В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха.

Лоно Авраамово и Благоразумный разбойник (в центре с крестом). Деталь иконы «Страшный суд», XVI векБлагоразумный разбойник, фреска собора Снетогорского монастыря. 1313 год.

Древняя традиция написания икон Благоразумного разбойника приводится в качестве одного из свидетельств почитания Благоразумного разбойника в Средние века. В византийской иконографии Дисмас представлен в композициях «Распятие», дополненных изображением казни двух разбойников, и «Страшный Суд», где изображён в раю возле восседающей на троне Богоматери. В древнерусском искусстве, кроме того, получили распространение расширенные композиции «Воскресение — Сошествие во ад», описывающие пребывание Дисмаса в раю. Широкое распространение на Руси получила традиция помещать образ Благоразумного разбойника на северных дверях иконостаса, что обусловлено с символическим пониманием восточной части храма как рая, а также преданием о том, что Дисмас был распят по правую руку от Христа. Белый фон дверей или атрибуты райского сада (цветы, птицы, растительные побеги) служат указанием на пребывание Благоразумного разбойника в раю.

Изображается обнажённым по пояс с препоясанием на чреслах, голову окружает нимб. Обязательным атрибутом является орудие мученичества — крест. На заре христианства, когда ещё были актуальны античные понятия о красоте, Благоразумного разбойника писали без бороды; с развитием же христианского мировоззрения, борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и Дисмас стал изображаться уже с бородой.

Примечания

  1. Каган-Тарковская М. Д. Слово о крестном древе // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред.: Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб. : Наука, 1999. — Т. 3: XI–XII века. — 413 с. — 2000 экз.
  2. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя / Пер., исслед. и коммент.: А. П. Скогорева. Науч. ред.: И. С. Свенцицкая. — СПб. : Алетейя, 2000. — 480 с. — (Античное христианство. Источники). — 1600 экз. — ISBN 5-89329-275-8.
  3. Благоразумный разбойник. Православная энциклопедия «Азбука веры». Дата обращения 28 июня 2017. Архивировано 28 июня 2017 года.
  4. Георгий Максимов. Вне церкви нет спасения. Православная энциклопедия «Азбука веры». Дата обращения 4 июля 2017. Архивировано 4 июля 2017 года.
  5. 1 2 3 4 5 Губарева О. В. Благоразумный разбойник. Портал «Слово». Дата обращения 4 июля 2017. Архивировано 4 июля 2017 года.
  6. Архимандрит Амвросий (Погодин). Благоразумный разбойник (толкование притчи). Миссионерский центр имени преп. муч. Афанасия игумена Брестского. Дата обращения 5 июля 2017. Архивировано 5 июля 2017 года.
  7. 1 2 3 Зайцев Д. В. Дисмас // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV : «Димитрий — Дополнения к „Актам Историческим“». — С. 401. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  8. 1 2 Пивоварова Н. В. Благоразумный разбойник // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V : «Бессонов — Бонвеч». — С. 314—315. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  9. Виктор Кутковой. О некоторых особенностях иконографии распятия. Православие.Ru (25 июня 2007). Дата обращения 4 июля 2017.

Литература

  • Пивоварова Н. В. Благоразумный разбойник // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V : «Бессонов — Бонвеч». — С. 314—315. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Зайцев Д. В. Дисмас // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV : «Димитрий — Дополнения к „Актам Историческим“». — С. 401. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.

Ссылки

  • Губарева О. В. Благоразумный разбойник. Портал «Слово». Дата обращения 4 июля 2017. Архивировано 4 июля 2017 года.
Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии.

Разбойник Благоразумный, св.

Благоразумный разбойник — один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом,по преданию, по правую руку Спасителя) Искренне раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа Иисуса Христа обетование: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:39-43).
Все четыре евангелиста с большими или меньшими подробностями говорят о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом (Мф.27:44, Мк.15:32, Ин.19:18), наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки (Лк 23:39-43).
В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Гестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа назван Дисмасом. В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом.
Существует позднее народное предание, что именно благоразумный разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семейство напали грабители намерениями. Но праведный Иосиф имел только осла, на котором сидела Пресвятая Богородица с Сыном, и пожива была невелика. Один из разбойников уже схватился за осла, но, увидев Младенца Христа, удивился необычайной красоте ребенка и воскликнул: «Если бы Бог взял Себе тело человеческое, то не был бы красивее этого дитя!» И повелел этот разбойник своим сотоварищам пощадить путников. И тогда Пресвятая Дева сказала столь великодушному разбойнику: «Знай, за то, что ты теперь сохранил Сего Младенца, заплатит Он тебе великою наградою». Этим грабителем был Рах.
Другое предание иначе передает встречу благоразумного разбойника со Святым семейством. У Е. Поселянина это описано так: «Схваченные разбойниками, путники были приведены в их притон. Там лежала больная жена одного из разбойников, имевшая грудного младенца. Болезнь матери тяжело отзывалась на ребенке. Тщетно силился он высосать каплю молока из ее истощенной груди. Богоматерь увидела страдания ребенка, терзания несчастной матери. Она подошла к ней, взяла младенца к себе на руки и приложила его к своей груди. И от таинственной капли, проникшей в увядающий телесный состав, мгновенно жизнь вернулась в зачахшего ребенка. Щеки оживились румянцем, глаза заблестели, полутрупик превратился опять в веселого цветущего мальчика. Таково было действие таинственной капли. И в этом мальчике осталось на всю жизнь воспоминание о чудной Жене, у персей которой он, умирающий, исцелился. Жизнь не была к нему добра; он пошел проторенной его родителями дорогой преступления, но жажда духовная, стремление к лучшему никогда не оставляло эту загубленную жизнь. (Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. – М: АНО Православный журнал «Отдых христианина», 2002. С.40.). Разумеется, этим младенцем оказался Рах.

Благоразумный разбойник воспоминается в песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати Евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом третьего антифона («Блаженны») Литургии и великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Благоразумный разбойник

Антонелло да Мессина, «Распятие с Марией и Иоанном», 1475, Антверпен

Меж двух разбойников — выражение, описывающее особенно позорный характер смерти Иисуса Христа, крест которого, согласно сообщениям Евангелий, был воздвигнут между распятиями преступников, получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников.

В переносном значении — человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Тексты

Евангельское описание

Евангелисты, описывая распятие Христа, упоминают о двух казнённых вместе с ним людях, называя их разбойниками или злодеями. Наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки:

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

(Лк.23:32-43)

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай. Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Истолкование в христианстве

Братья Лимбурги, «Снятие с креста», миниатюра из Великолепного Часослова герцога Беррийского

Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живым). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим совершает чудо — он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес»;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».

Иоанн Лествичник рассматривает пример благоразумного разбойника как показатель возможности быстрых перемен в человеке: «Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник — в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis), которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение, но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Святитель Феофан Затворник, характеризуя веру Благоразумного разбойника, пишет, что крест благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, в то время, как Крест Господень — крест жертвы чистой и непорочной.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом).

Пророчества

Пророчества о распятии Христа между двумя разбойниками сделал пророк Исаия в цикле своих пророчеств о пришествии Мессии:

  • «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.» (Ис.53:9)
  • «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Ис.53:12)

Кроме того, рассказ Иоанна о распятии включает фразу: «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин.19:32-33), что является исполнением пророчества из Псалмов: «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» (Пс.33:21).

Ганс фон Тюбинген. «Распятие», фрагмент, ок. 1430. Душа Безумного разбойника отлетает от его уст и её забирает дьявол.

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Арабское «Евангелие детства Спасителя» сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет. После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария — она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

И въздои Богородица отрочя разбойничее 6 дний другых. И оздравѣ жена разбойнича, а чадо разбойниче бысть добрѣ.

— Слово о Крестном Древе

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима», которое называет их Дижман — благоразумный разбойник, и Геста — хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он — творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай».

Благоразумный разбойник в раю. Фрагмент пятичастной иконы XVII в. Разбойника встречают Енох и Илия, справа — херувим с огненным мечом, охраняющий рай

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад, хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Сократ Схоластик сообщает сведения о судьбе двух крестов, принадлежавших разбойникам. По его данным, они были найдены равноапостольной Еленой во время её поисков Креста Господня. Раскопки на Голгофе позволили обнаружить практически три идентичных креста. Чтобы выяснить, какой именно принадлежал Иисусу, потребовалось чудо.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Елене на острове Кипр. В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Стоит же тот крест на воздух ничем не прикреплен к земле, но так, Духом Святым носим в воздухе. И тут я, недостойный, поклонился святыне той чудной, и видел глазами своими грешными Благодать Божию на месте том, и исходил тот остров как следует.

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни, рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом. В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками, но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV—XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх.15:23-25) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа. Дальнейшая судьба креста Безумного разбойника неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов, которые, впрочем, называют их по-разному:

«Благоразумный разбойник Рах». Икона московской школы, XVI в. Рах представлен в раю, о чём свидетельствуют райские деревца на фоне иконы

  • Дижман и Геста («Евангелие от Никодима») — наиболее распространённая версия на западе.
  • Дизмас и Гевьста («Слово о страданиях и крестной смерти Христа» по рукописям XVI—XVII веков)
  • Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах)
  • Тит и Думах (арабское «Евангелие детства Спасителя»)
  • Фесда-иерихонец и Дима-галилеянин (Ерминия Дионисия Фурноаграфиота)
  • Араг и Геста (рукопись XVI века, библиотека новгородской Софии)
  • Дижмон и Эста (лицевые подлинники, посвящённые страстям Господним)
  • Благоразумный разбойник Варвар (в иконописных подлинниках XVI века). Так как его часто путали с одноимённым мучеником-разбойником времён Юлиана Отступника, происходившим из Фракии, часто он изображался во фракийских одеждах.
  • Варах

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии — Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas)) — самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания — Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии — Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» — имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар—Варах—Рах. Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса.

Иконография

«Распятие», Эммануил Лампардос, XVII в., критская школа. Эрмитаж

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились начиная с V—VI вв.

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный — с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.

Прочие тексты

  • Аристид-философ. «Слово о благоразумном разбойнике» — первый по времени из известных памятников письменной церковной проповеди, сохранившихся до настоящего времени (не позже 125 г.).
  • Патриарх Феофил Александрийский (385—412) написал «Проповедь о Распятии и Благоразумном разбойнике», которая является классикой коптской литературы.
  • Слово монаха Кирилла Туровского о снятии тела Христова с Креста и о Мироносицах:

Ныне же вижу тебя, как злодея, распятого меж двух разбойников и копьем пробитого в ребра — мертвого, и вот почему я в горести силы теряю!

  • Генри Лонгфелло в своей «Золотой легенде» описывает нападение этих двух разбойников на Святое Семейство во время Бегства в Египет, используя апокрифические мотивы.
  • Эту же тему разрабатывает Николай Лесков во своём псевдо-апокрифе «Сошествие в ад».
  • «Таинственная капля» — духовная поэма Федора Глинки, посвященная спасению младенца-Благоразумного разбойника благодаря молоку Богородицы.

Интересные факты

  • Согласно законодательству Украины, в исправительном учреждении должна быть церковь: храм, построенный в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области, посвящён Благоразумному разбойнику.
  1. Ексапостиларий перед 9-м Евангелием
  2. Последование изобразительных
  3. Слово в среду первой седмицы Великого поста на повечерии. О покаянном плаче.
  4. Иоанн Златоуст. Беседа о кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов
  5. Вторник шестой седмицы Великого Поста
  6. Святитель Феофан Затворник. «Три слова о несении Креста».
  7. Аристид философ, Слово о благоразумном разбойнике
  8. Арабское евангелие детства Спасителя. 23.
  9. 1 2 Слово о Крестном Древе
  10. В. П. Зверев. Богородичные мотивы в поэтическом творчестве Ф. Н. Глинки
  11. 1 2 Евангелие от Никодима
  12. Крылов Н. История Креста, на котором был распят Христос. М., 1855 год.
  13. Сократ Схоластик. Церковная история
  14. Христофору Е. Обитель парящего креста // Всемирный следопыт, 2006 г № 15
  15. Хождение игумена Даниила
  16. Титло с Животворящего Креста Господня на сайте Православие.Ru
  17. О некоторых особенностях иконографии Распятия
  18. St.Dismas at www.catholic-forum.com
  19. О некоторых особенностях иконографии Распятия
  20. Аристид-философ. «Слово о благоразумном разбойнике»
  21. Слово монаха Кирилла Туровского о снятии тела Христова с Креста, и о Мироносицах
  22. Н. Лесков «Сошествие в ад»
  23. Новости сайта pravoslavie.ru

Cсылки

  • Иконы с изображением Благоразумного разбойника
  • Архетип сюжета «Благоразумный разбойник» для русской классической литературы

Ноты Великого Поста

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ

Наш сборник «На реках Вавилонских»;

Наш сборник «Покаяния отверзи ми двери» выпуск 32а;

Наш сборник «Покаяния отверзи ми двери» выпуск 32б;

Другие наши сборники.

1. Покаяния отверзи ми двери на «Помощник и Покровитель», Д. Бортнянского;

2. Покаяния отверзи ми двери, П. Чесноков, редакция Шебалина;

3. Покаяния отверзи ми двери, знаменный распев, гармонизация арх. Ионафана;

4. На реках Вавилонских, муз. Крупицкого, упрощенное;

5. Покаяния отверзи ми двери, Киевский распева, гармонизация арх. Ионафана;

6. На реках Вавилонских, старинного напева, в обр. А Кастальского;

7. Объятия Отча, Киевский распев, переложение Львовского;

8. На реках Вавилонских, Демественный распев, гарм. арх. Ионафана;

9. Объятия Отча, монастырского распева;

10. Помышляю день страшный. Г. Ломакина;

11. Стихира Божией Матери, глас 6;

12. Седе Адам. Валаамского распева;

13. На реках Вавилонских, Валаамского распева, ред. Кустовского;

14. На реках Вавилонских, Д. Ильин;

15. Покаяния отверзи ми двери, Д. Ильин;

16. Покаяния отверзи ми двери № 2, Д. Ильин;

17. Н. В. Лебедев. Сборник — Песнопения постной Триоди, Страстной Седмицы и Пасхи;

18. На реках Вавилонских, Н.В. Бутомо;

19. На реках Вавилонских, напева Киево-Печерской лавры;

20. На реках Вавилонских, Н. Римский-Корсаков;

21. Покаяния отверзи ми двери, ми минор;

22. Покаяния отверзи ми двери, знаменный распев;

23. Покаяния отверзи ми двери, В. Пономарев;

24. Помышляю день страшный, А. Ведель;

25. Седе Адам прямо рая, В. Ковальджи;

26. Объятия Отча, М Шмелькова;

27. Помышляю день страшный, М. Шмелькова;

28. Покаяния отверзи ми двери, А. Веделя;

ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА

БЛАГОВЕЩЕНИЕ В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ (полное чинопоследование наряду для клироса).

Великое повечерие с Великим каноном Андрея Критского в Пн, Вт, Ср и Четверг 1-ой седмицы Великого Поста (чинопоследование для клироса).

ПАССИЯ (полное чинопоследование для клироса);

Наш сборник «Вкусите и видите»;

Наш сборник «Разбойника благоразумнаго»;

Наш сборник «Ныне силы»;

Другие наши сборники.

1. С нами Бог, для большого хора, напев Соловецкого монастыря, гарм. арх. Ионафана;

2. С нами Бог, для четырехголосного хора, напев Соловецкого монастыря, гарм. арх. Ионафана;

3. Помошник и Покровитель, Киевский распев, гарм. арх. Ионафана;

4. Помошник и Покровитель, Киевский распев, для ТРИО;

5. Душе моя, знаменный распев;

6. Душе моя , знаменный распев, др;

7. Великие прокимны, в Недели вечера Четыредесятницы, обиходного напева;

8. Господи Сил, Соловецкого напева;

9. Душе моя, П. Чесноков;

10. Душе моя, Мясникова;

11. Ирмосы Великого канона, Старинный напев. Гарм.: Гончарова И.Н.;

12. Ирмосы Великого канона, Старинный напев. Гарм.: Гончаров И.Н. муж/хор;

13. Господи Сил, знаменного распева, обр. Архангельского;

14. Господи Сил, знаменного распева, обр. Климова;

15. Ирмосы Великого канона, Д. Бортнянского;

16. Ирмосы Великого канона, Киево-Печерского распева;

17. Ирмосы Великого канона, Московского напева;

18. Кондак Великого канона «Душе моя», на «Помошник и Покровитель»;

19. Кондак Великого канона, Древнего распева;

20. Окончание Великого повечерия, знаменного распева, обр. Соловьева;

21. Сборник: Постная Триодь, учебное пособие по церковному пению, с приложением (95 страниц);

22. С. Сегаль, «Душе моя» (кондак Великого канона);

23. Душе моя, М. Шмелькова;

24. Великий прокимен на вечерни в неделю сыропустную, М. Шмелькова;

25. Великие Прокимны, Местного напева;

26. Дал еси достояние, женский хор;

27. Не отврати лица Твоего, женский хор;

28. Да исправится молитва моя № 2, муз. Д. Бортнянского;

29. Да исправится молитва моя, Турчанинова;

30. Да исправится молитва моя, Обиходное, знаменного распева;

31. Ныне Силы Небесныя, Г. Ломакина;

32. Ныне Силы Небесныя, Обиходное;

33. Ныне Силы Небесныя, С. Зайцева;

34. Припевы хора к «Да исправится…», Обиходное;

35. Вкусите и видите, Г. Ломакина;

36. Вкусите и видите, Обиходное;

37. Вкусите и видите, С. Зайцева;

38. Вкусите и видите, Валаамский напев;

39. Трисвятое погребальное, А. Архангельского;

40. Днесь Владыка твари, неизвестного автора;

41. Стихира на поклонение Кресту, И. Смирнова;

42. Да исправится молитва моя, О. Ануфриевой;

43. Литургия Преждеосвященных Даров, Архангельского;

44. Да исправится молитва моя № 5, В. Ковальджи;

45. П.И. Чайковский, Да исправится молитва, трио с хором;

46. Да исправится молитва моя, Воронежское;

47. Да исправится, Д. Ильин, женский хор;

48. Ныне Силы, Д. Ильин;

49. Вкусите и видите, Д. Ильин;

50. Приидите вернии, стихира на поклонение, напев ТСЛ;

51. В неделю Православия: Анафема, Вечная память, Многая лета;

52. Ныне Силы Небесныя, А. Михель;

53. Ныне Силы Небесныя № 1, В. Ковальджи;

54. Ныне Силы Небесныя, Г. Ломакина;

55. Сборник: Воскресные службы постной Триоди (68 страниц);

56. Антифоны Торжеству Православия;

57. Антифоны в неделю Крестопоклонную;

58. Да исправится молитва моя, М. Шмелькова;

59. Вкусите и видите № 1, В. Ковальджи;

60. Вкусите и видите, Г. Ломакина;

ЛАЗАРЕВА СУББОТА И НЕДЕЛЯ ВАИЙ

1. Задостойник в Лазареву Субботу;

2. Задостойник в Лазареву субботу, знаменного распева;

3. Задостойник в Лазареву субботу Киево-Печерского распева;

4. Задостойник в Лазареву субботу П. Чеснокова;

5. Причастен в Лазареву субботу знаменного распева;

6. Стихира на «И ныне…» в Неделю Ваий;

7. Стихира в Неделю Ваий Греческого распева;

8. Днесь благодать Святаго Духа…, С. Сегаля;

9. Стихира на Литии в Неделю Ваий;

10. Задостойник в Неделю Ваий, Киево-Печерского распева;

11. Задостойник в Неделю Ваий, П. Чеснокова;

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Полное чинопоследование всех служб Страстной Седмицы, от Недели Ваий до Великой Субботы (весь текст и необходимый нотный материал).

1. Чертог Твой вижду, до мажор;

2. Разбойника благоразумнаго, М. Старицкого;

3. Чертог Твой, В. Ковальджи;

4. Вечери Твоея, муз.А. Львова, переложение В. Ковальджи;

5. Вечери Твоея, В. Ковальджи;

6. Чертог Твой вижду, обиход;

7. Чертог Твой, Киевского распева, переложение Азеева;

8. Чертог Твой, Киевского распева;

9. Концерт «Днесь Владыка твари», А. Веделя;

10. Егда славнии ученицы.., обиход;

11. Антифоны Великого Пятка, Д. Ильина;

12. Вечери Твоея тайныя, Д. Ильина;

13. Седален по 5 Евангелии, К. Постернака;

14. Н.В. Лебедев, Песнопения постной Триоди, Страстной Седмицы и Пасхи;

15. Чертог Твой вижду, Киево-Печерского распева;

16. Тропарь в Великий Четверток, Киевского распева;

17. Вечери Твоея тайныя, в обычной гармонизации;

18. Вечери Твоея тайныя, А. Львова;

19. Вечери Твоея тайныя, знаменного распева, в гарм. Кустовского;

20. Задостойник в Великий Четверток, Киево-Печерского распева;

21. Разбойника благоразумнаго, ми минор;

22. Разбойника благоразумнаго, М. Березовского;

23. Разбойника благоразумнаго, муз. Лжицина;

24. Разбойника благоразумнаго, фа минор;

25. Разбойника благоразумнаго, Озерова;

26. Разбойника благоразумнаго, К. Туева;

27. Разбойника благоразумнаго, си бемоль мажор;

28. Разбойника благоразумнаго, соль минор;

29. Разбойника благоразумнаго, В. Ковальджи № 4;

30. Разделиша ризы, Лаврский напев;

31. Прокимен на утрени в Великий Пяток, А. Шишкина;

32. Се, Жених грядет, до мажор;

33. Прокимен утрени Великой Пятницы, ми минор;

34. Чертог Твой, С. Сегаль;

35. Се, Жених, обиходное;

36. Сборник: Великий Пяток (96 страниц), для муж. и смеш. хора;

37. Днесь висит на древе;

38. Тебе, одеющагося, Болгарского распева;

39. Тебе одеющагося, П. Турчанинов;

40. Трипеснец на повечерии;

41. Блаженны, К Пастернака;

42. Опев Евангелия, К Пастернака;

43. Трипеснец, К. Пастернака;

44. Трипеснец, знаменный распев;

45. Вечери Твоея тайныя, П. Чесноков;

46. Разбойника благоразумнаго, К Пастернака;

47. Разделиша ризы, знаменный распев, обр. Пастернака;

48. Седален по 1-ом Евангелии;

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

1. Приидите ублажим Иосифа, муз. Д. Бортнянского;

2. Бог Господь.. и Благообразный Иосиф, глас 2, болгарский распев;

3. Тропари: Благообразный Иосиф и Мироносицам женам;

4. Благообразный Иосиф, глас 2, закарпатский напев;

5. Да молчит всякая плоть, Киевский распев;

6. Да молчит всякая плоть, ля минор;

7. Да молчит всякая плоть, И. Дворецкий;

8. Да молчит всякая плоть, из сборника Бекаревича;

9. Да молчит всякая плоть, А. Львова;

10. Приидите ублажим, древне-малороссийского напева;

11. Приидите ублажим Иосифа, Верхановского;

12. Бездну заключивый, Кондак Великой Субботы, С. Сегаль;

13. Не рыдай Мене Мати, С. Сегаль;

14. Канон Великой Субботы, Московский напев;

15. Воскресни Боже суди.., фа мажор;

16. Канон Великой Субботы, глас 6, ми минор;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *