О фильме остров

Почему каждому стоит посмотреть фильм «Остров»?

Фильм «Остров» вышел в прокат в ноябре 2006 года и стал визитной карточкой православного кино. К 10-летию с дня выхода предлагаем вам вспомнить или узнать, за что лента так понравилась верующим и неверующим людям и какие жизненные уроки дает нам пример главного героя — старца Анатолия.

Само название «православные фильмы» сегодня никого не удивляет. По благословению священства и без него, на профессиональном уровне и на аматорском, при храмах и монастырях и от себя сегодня снимается много кинолент. Но далеко не все они интересны даже верующему, не то что широкому кругу зрителей.

Но есть среди этих работ такие, которые заслуживают пристального внимания публики и даже собирают кинозалы для проката. Таким был и остается фильм Павла Лунгина «Остров». За 10 лет с момента его выхода в мир интерес к киноленте не исчезает.

Сюжет фильма «Остров»

На Севере России, в холодной глубинке у Белого моря, на незаселенном острове, находится маленький монастырь. Более 30 лет в нем живет и служит Богу отец Анатолий. Бог наградил его особым даром — прозорливостью. Монах знает, что в будущем ждет людей, которые к нему обращаются. Также по молитвам инока Бог исцеляет от болезней. Можно вполне назвать отца Анатолия старцем. И к этому старцу приезжают люди с разных уголков страны.

Отец Анатолий помогает им, но делает это не совсем обычно. Чтобы не возгордиться, монах притворяется келейником того самого старца, к которому все едут. Поэтому не говорит прибывшему к нему человеку все напрямую, а якобы идет совещаться со старцем.

Фильм «Остров» подробно показывает чудеса, которыми наполнена жизнь отца Анатолия. Старец отговаривает девушку, пришедшую за «благословением на аборт», от греха детоубийства. Страдающей вдове он дает надежду: ее муж не погиб на войне, а попал в плен и пребывает во Франции. Вместе с мальчиком Ваней на костылях и его мамой он молится о здравии. И чудо — Ваня начинает ходить сам. Бесноватую дочку адмирала он избавляет от тяжелой духовной болезни.

Очень аккуратно отец Анатолий обличает и братию монастыря. Фильм «Остров» подробно раскрывает характеры еще двух монахов, подвизающихся в обители.

Один инок, отец Иов, страшно завидует старцу Анатолию и его дару помогать людям. Как бы не старался монах Иов, Его молитву не принимает Господь. Вместо того, чтобы прямо указать на зависть и злобу брата, старец Анатолий спрашивает его: за что Каин убил Авеля?

Настоятель обители, отец Филарет, очень светлый и кроткий монах. Его сердце наполнено любовью и благодарностью. Но есть в нем один грех: игумен привязан к двум вещам: удобным кожаным сапогам (благословение владыки) и мягкому одеялу, купленному во время поездки в Грецию.

Во время пожара частично сгорела келья настоятеля, поэтому он временно переселился к отцу Анатолию. И старец решил избавиться от двух «бесов», мучающих отца Филарета. С легкой подачи юродивого Анатолия сапоги оказываются в топке, а одеяло — в море. Кроткий отец Филарет после такой выходки от искреннего сердца благодарит старца за облегчение.

Но в то время, пока никто не видит, монах Анатолий со слезами просит Бога о покаянии. В чем же каяться этому иноку? Фильм «Остров» начинается с истории убийства — молодой кочегар стреляет в адмирала. Оказывается, этот молодой кочегар — будущий старец. В 1942 году он якобы застрелил человека. А произошло это так. На судно с углем напали немцы. В лодке были только кочегар Анатолий и адмирал Тихон. Анатолий очень боялся смерти. Тогда в обмен на жизнь немцы предложили ему застрелить Тихона. В состоянии аффекта парень нажал на курок.

И с этим грузом на душе монах проживает более 30 лет, пока перед смертью не узнает, что адмирал Тихон выжил после выстрела и простил Анатолия за малодушие.

Старец знает о своей кончине. Он заблаговременно заказывает гроб, одевается в белую длинную рубашку и просит монаха Иова звонить в колокола — извещать о смерти отца Анатолия. Со словами покаяния он отходит ко Господу.

Интересные факты о фильме «Остров»

Фильм снимали в поселке Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Специально для съемок один из домов перестроили под церковь и освятили.

Главные роли в киноленте сыграли Петр Мамонов (старец Анатолий), Виктор Сухоруков (отец Филарет), Дмитрий Дюжев (монах Иов).

Отец Анатолий — собирательный персонаж. Но некоторые его поступки позаимствованы из жития оптинских старцев, Севастьяна Карагандинского и даже Николая (Гурьянова), но более всего — от юродивого Феофила Киевского. Святой Феофил также страдал от придирок брата Иова за что и спросил его о ненависти Каина к Авелю. Диалог между старцем и отцом Филаретом списан с жития киевского юродивого. Кончина отца Анатолия в фильме «Остров» в точности напоминает житие юродивого Феофила.

Автором песни «Господи, помилуй, Господи, прости», которую под колокольный звон исполняет монах Анатолий, является старец Николай Гурьянов.

Режиссера и актеров консультировали настоящие монахи, чтобы не допустить каких-то фактических нелепостей.

Фильм «Остров» и его духовные уроки

  1. Настоящие старцы скрывают свои духовные дарования, чтобы не впасть в гордыню.
  2. Бог всемилостив, он готов простить даже самые тяжелые грехи, если человек кается от всей души.
  3. Не стоит обличать брата, если он ведет себя непонятно. Только Богу известно, что у этого человека на душе.
  4. Молящийся с верою и дерзновением получает просимое.
  5. Если обидел брата, сразу же попроси у него прощение. Если нет возможности, моли Бога о прощении.
  6. Человек создан для вечной жизни, поэтому не стоит привязываться к материальному.
  7. Умирать не страшно. Страшно предстать пред Богом во смраде грехов.

Предлагаем вам посмотреть фильм «Остров» или хотя бы его самые яркие моменты:

> “Остров” Павла Лунгина глазами священников

Опасный и искусительный ход

Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, магистр богословия:

Религиозная тема звучит в нашем кинематографе очень слабо, а церковная вообще не звучит. Пожалуй, только два российских художественных фильма заслуживают в этом смысле серьезного разговора. Это “Мусульманин” Владимира Хотиненко (1995 год), и “Свадьба” Павла Лунгина (2000 год). В “Свадьбе” представитель Церкви, попав на свадебное торжество, выполняет, по сути, все те функции, которые в сознании современного общества призвана выполнять Церковь: он удовлетворяет весьма неразвитые духовные потребности нашего общества, очень хорошо строит отношения со спонсорами и с начальством. Но когда этот священник, следуя стихии всеобщего веселья, становится наконец самим собой, он снимает с себя подрясник, берет в руки гармошку и начинает вместе со своей матушкой горланить похабные песни. То есть священнослужитель предстает перед нами как ряженый, хотя на самом деле это каноничный, благодатный священник. Конечно, это не значит, что все духовенство у нас такое, хотя есть, безусловно, и такие священники. Но в сознании нашего общества священник предстает именно таким, и фильм Лунгина очень ярко это показывает, создает убедительный образ. Поэтому, когда я услышал, что Лунгин снял фильм, в котором церковная тема является доминирующей и дается в другом ракурсе, нельзя было этим не заинтересоваться.

Лично у меня фильм оставил глубокое, но в то же время очень двойственное впечатление. Очень сильно показана военная линия в самом начале картины. Мы видим, что любая война – это, прежде всего, стихия, в которой происходит испытание человека. И воюют не немецкие и советские солдаты, а конкретные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации. В этих условиях любой эпизод может определить всю человеческую судьбу, что и происходит с главным героем. И вот после военной сцены мы переносимся в семидесятые годы, где перед нами возникает полуразрушенный монастырь. Состояние развала и опустошенности в нем ярко подчеркнуто. Это наша страна, наша душа, в которой нет места вере в Бога. Но может ли быть в стране, пережившей страшную войну и годы гонений, благолепная Церковь, благолепная религиозность с блеском риз, колокольным звоном и запахом ладана? Главный герой фильма являет нам образ совсем другой Церкви.

Я член Синодальной комиссии по канонизации, и я очень устал от того, что в народе высшим типом святости зачастую считается юродство. В своеобразном “народном рейтинге” святых именно юродивые занимают первое место! Даже мученики, отдавшие жизнь за Христа, на этом фоне отходят на второй план. Однако юродство главного героя фильма, монаха Анатолия, не совсем обычное. Перед нами – кающийся грешник, который идет к Богу церковным путем, но не тем, которым, строя храмы и золотя купола, пытаются идти сегодня многие. Образ кающегося предстает перед нами на фоне реального развала, который происходит в стране, и на фоне других монахов, которые этой разрухи как бы не замечают. И ведь действительно, занимаясь сегодня церковной работой, многие из нас делают вид, будто не было церковного Апокалипсиса XX века. А главный герой, монах Анатолий, как раз олицетворяет другую духовную жизнь, убедительную для жителя России, страны, которая столько пережила.

Но роли оппонентов Анатолия – игумена и иеромонаха – выглядят провальными на фоне образа юродивого старца.

Почему же в “Свадьбе” у Лунгина получился жуткий и в то же время убедительный священник, а в “Острове” лучше всех смотрится юродивый монах Анатолий, и столь неприглядно показаны другие насельники обители? Главный герой постоянно эпатирует официальную Церковь, но у меня возникает вопрос: а что может предложить он сам? Иными словами, этот фильм очень легко может вызвать у зрителя ощущение, что некое индивидуальное, харизматическое христианство намного выше традиционной церковности. Безусловно, такой путь свойственен некоторым святым в разные времена, но предлагать его через кинематограф как единственный образец, достойный подражания – значит покушаться на устои. И я считаю, что это – очень опасный и искусительный ход режиссера. У нас и так слишком многие готовы бежать за первым попавшимся Грабовым только из-за того, что священник на приходе пьет водку. А большинство современных юродивых – это, к сожалению, не Анатолии, а Григории Распутины!

Набор ярких чудес

Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии “Град Петров”:

После просмотра “Острова” у меня осталось ощущение китча. Что ожидают сейчас от Церкви люди, которые еще не пришли в нее и не живут церковной жизнью? Они ожидают ярких чудес, изгнания бесов и других знамений, целый набор которых мы и видим в фильме. Христос здесь как-то не подразумевается.

Не Его ищут в монастыре те, кто туда приезжает, и не Его открывает им старец Анатолий. Так же можно было бы приезжать к экстрасенсу. Меня как священника настораживает такой православный монастырь. В то же время мне показался интересным образ старца Анатолия. Он показан не благостным светящимся преподобным (пусть даже и юродствующим), а очень реальным, в чем-то страстным, внутренне не успокоенным, колючим человеком. И в то же время творит чудеса. Возможно ли такое?

Чтобы не возникло иллюзии

Священник Констанин Слепинин:

Главный герой фильма сострадает людям, которые приходят к нему, остро чувствует их горе и стремится помочь им своей молитвой. Но когда по этой молитве совершается чудо, он настаивает на том, чтобы исцелённые приступали к исповеди и Причастию. Это очень важный момент, который меня порадовал; Анатолий не “заменяет собой Христа”, а направляет страждущих ко Христу, к Евхаристии.

Большое упущение авторов фильма – то, что не показаны какие-то вехи духовного роста главного героя. Только что это был трясущийся от страха матрос, стреляющий в своего капитана, и буквально тут же мы видим человека незаурядных духовных дарований, чудотворца. У зрителя может возникнуть иллюзия, что такое превращение может произойти очень просто, как бы само по себе. А ведь этому должны были предшествовать годы тяжкого аскетического труда.

Для меня загадка, каким образом этот фильм будет восприниматься широкой аудиторией. Такое количество молитв, церковнославянских выражений, которое звучит с экрана – для нашего кинематографа неслыханно. Православному зрителю не составит труда понимать церковнославянскую речь, а вот человеку неподготовленному может быть очень трудно.

Остров (фильм, 2006)

У этого термина существуют и другие значения, см. Остров (значения).

Остров

Жанр

драма

Режиссёр

Павел Лунгин

Продюсер

Павел Лунгин
Сергей Шумаков

Автор
сценария

Дмитрий Соболев

В главных
ролях

Пётр Мамонов
Виктор Сухоруков
Дмитрий Дюжев
Виктория Исакова

Оператор

Андрей Жегалов

Композитор

Владимир Мартынов

Кинокомпания

«Студия Павла Лунгина»

Длительность

112 мин

Бюджет

$1 500 000

Сборы

$2 600 000

Страна

Россия

Язык

русский и немецкий

Год

IMDb

ID 0851577

Официальный сайт​ (рус.)

«Остров» — российский художественный фильм 2006 года режиссёра Павла Лунгина.

Сюжет

Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере немецкий корабль захватывает советскую баржу, перевозящую уголь. На борту корабля находятся шкипер Тихон и кочегар. Оба попытались спрятаться в угле, но немецкие моряки находят кочегара. После побоев и попытки разыграть не понимающего вопрос на немецком «Где капитан?» кочегар выдаёт Тихона. Пленников ставят у борта с намерением расстрелять. Кочегар начинает рыдать, умоляя сохранить ему жизнь, Тихон же держится спокойно и демонстративно закуривает. Тогда немецкий офицер предлагает кочегару спасти свою жизнь, застрелив своего товарища, и даёт ему пистолет с одним патроном. Кочегар бьется в истерике, но всё же стреляет в Тихона, и тот падает за борт. Немцы оставляют кочегара в живых, минируют баржу и покидают её. Кочегар остаётся на заминированном судне, которое вскоре взрывается.

Монахи подбирают на берегу почти безжизненное тело.

Действие переносится в 1976 год. Кочегар значительно постарел. Он принял монашество и теперь носит имя Анатолий. Его основное послушание — трудиться в монастыре истопником. Живёт он в котельной, где спит на угле. К нему, как к старцу, с разными нуждами и болезнями приезжают люди, так как он обладает даром прозорливости и способностью исцелять при помощи молитвы.

Общаясь с братией отец Анатолий ведет себя как юродивый: мажет сажей ручки дверей, пускает игрушечные кораблики, бьет без нужны в колокола, ни с того ни с сего громко запевает песни. Странностей старца Анатолия монахи не понимают, особенно отец Иов жалующийся об этом настоятелю отцу Филарету: что молится отдельно от всех, не моет лица и рук, опаздывает на службу, отворачивается от алтаря во время службы. В ответ на увещевания, Анатолий в своей манере проучает отца Иова — просит растолковать прописную истину: за что Каин убил Авеля? Тем самым намекает на зависть отца Иова. Настоятель, отец Филарет, пытается наладить отношения с отцом Анатолием, но кочегар отвечает цитатами из Библии, демонстрируя свое послушание. Приютив отца Филарета после пожара, Анатолий среди ночи начинает изгонять бесов и в процессе сжигает архиерейские сапоги — потому что на них много грехов написано, и топит в воде принесенное Филаретом одеяло, а также чуть не губит его самого — закрыв дверь на замок напускает в кочегарку дыма из печей. Но Филарет благодарит Анатолия за избавление от лишних, хоть и ценных вещей, и за проверку способности принять смерть. Анатолий же сам не рад своему «дару» — говорит что все его благодетели «смердят».

Несмотря на смирение и раскаяние, старцу не даёт покоя совершенное им преступление. Он часто садится в лодку и уплывает на уединённый остров, где усердно молится и кается в совершённом грехе.

Однажды в монастырь приезжает видный адмирал со своей одержимой дочерью. Старец везёт её на остров и с помощью молитвы изгоняет из неё беса. Адмирал же оказался тем самым Тихоном, в которого стрелял Анатолий. В беседе выясняется, что Анатолий лишь ранил Тихона в руку, и тому удалось спастись. Тихон говорит Анатолию, что давно простил его.

Теперь Анатолий знает, что может спокойно умереть. Отец Анатолий просит отца Иова принести ему простой гроб. Тот приносит, но не понимает для чего. Отец Анатолий шутя ругает отца Иова за слишком роскошный «буфет». Отец Иов пытается загладить свою вину и трёт гроб углём. Отец Анатолий, тем временем, ложится в него и просит отца Иова пойти и сказать братии, что он скончался. Отец Иов бежит к колокольне и бьёт в колокола, оповещая о смерти старца. Гроб с телом монаха везут в лодке на его остров.

Создание фильма

КолокольняБаржаЦерковь

Место для съёмок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было 4 экспедиции: съёмочная команда проехала по Мурманской области, побывала на Ладоге, Онежском озере, в Кижах, на Псковских озёрах. Ни один из действовавших в тех местах монастырей не подошёл режиссёру, так как ему требовался «маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесённые высокими стенами города»

Во время пятого выезда натура нашлась — это было окраина маленького посёлка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Подошло всё: и пейзаж, который отвечал замыслам сценариста и художника, и естественные декорации. Вокруг — море, в котором разбросаны острова. На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики. Островом стал полуостров, отделённый от материка небольшим перешейком. Из башни сделали колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство. Особое значение для режиссёра имела затопленная деревянная баржа, к которой была привязана вся декорация монастыря. По рассказу режиссёра, баржа, скорее всего, осталась от заключённых: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы».

По словам Павла Лунгина, исполнитель главной роли Пётр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актёр получил благословение у своего духовника. Кроме того, со съёмочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, который провёл молебен в первый день съёмок.

Снимать пришлось быстро. Нужно было успеть завершить съёмки прежде, чем Белое море покроется льдом. Съёмки начались в октябре, а закончились в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съёмки велись вне Рабочеостровска. Военные сцены были отсняты на Волге, под Дубной; по словам Вадима Корюзлова, «снимали ночью, чтобы не было видно, что это не море, а река». Сцену, где Настя со своим отцом Тихоном едут в поезде, снимали на Рижском вокзале в Москве.

В 2007 году режиссёр Павел Лунгин сказал:

Мы жили <…> на окраине рабочего посёлка в маленькой пустой гостинице. Там есть причал, откуда уходят корабли на Соловецкие острова. Зимой, конечно, они уже не ходили. Оттуда в своё время отправляли заключённых в лагеря. Это места, надышанные и первой русской святостью, подвижниками, монастырями и в то же время политые кровью безвестных мучеников советских времён. Там осталась колючая проволока, ржавые рельсы. Та баржа, которую мы затопили в картине, тоже сохранилась с тех времен. Именно на таких баржах заключенных увозили на Соловки. Поэтому место это для нас было особое. На протяжении съёмок у нас в группе было чудесное ощущение общности, никто чужой к нам не приходил. Воспоминания остались у нас очень счастливые. Актёры играли лучше, чем всегда. Оператор Андрей Жегалов совершил какой-то колоссальный прорыв и снял так, как он не снимал никогда. Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности. Такое бывает раз в жизни. И я счастлив, что в моей жизни это произошло.

В ролях

Актёр Роль
Пётр Мамонов отец Анатолий
Виктор Сухоруков отец Филарет
Дмитрий Дюжев отец Иов
Юрий Кузнецов адмирал Тихон Петрович
Виктория Исакова Настя
Нина Усатова вдова
Яна Есипович девушка
Ольга Демидова женщина с ребёнком
Тимофей Трибунцев молодой Анатолий
Алексей Зеленский молодой Тихон
Гриша Степунов ребёнок
Сергей Бурунов адъютант

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Дмитрий Соболев
  • Режиссёр: Павел Лунгин
  • Режиссёрская группа:
    • Соня Массон
    • Анна Мачильская
    • Алексей Шихатов
  • Продюсеры:
    • Павел Лунгин — генеральный продюсер
    • Сергей Шумаков — генеральный продюсер
    • Ольга Васильева — продюсер
  • Оператор-постановщик: Андрей Жегалов
  • Художники-постановщики:
    • Игорь Коцарев
    • Александр Толкачев
  • Композитор: Владимир Мартынов
  • Звук:
    • Стефан Альбине
    • Владимир Литровник
  • Монтаж: Альбина Антипенко
  • Художник-гримёр: Валерия Никулина
  • Костюмы: Екатерина Дыминская

Призы и награды

  • 2006 — лучший фильм на кинофестивале «Московская премьера».
  • 2007 — Шесть премий «Золотой орёл» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучший режиссёр» (Павел Лунгин), «Лучший сценарий» (Дмитрий Соболев), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно).
  • 2007 — Шесть премий «Ника» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучшая режиссёрская работа» (Павел Лунгин), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно), «Лучшая работа звукорежиссёра» (Стефан Альбине, Владимир Литровник, Степан Богданов).

Технические данные

  • Производство: «Студия Павла Лунгина»
  • Художественный фильм, цветной
  • Ограничения по возрасту: нет
  • Прокатное удостоверение № 11191 от 21 июня 2005 года
  • Выход в прокат: 23 ноября 2006 года
  • Бюджет: 1,9 миллиона долларов
  • Сборы: 2 530 791 долларов
  • Единственный фильм в широком российском прокате, у которого зафиксирован рост сборов на втором уик-энде
  • Первый показ по центральному ТВ: 7 января 2007 года, телеканал «Россия»

Оценки

Как отметил епископ Игнатий (Депутатов): «после этого фильма большое количество людей пришли в Церковь и многое осознали. Когда я был священником, на исповеди многие говорили, что обратились к вере под влиянием фильма „Остров“. Знаю даже людей, которые приняли монашество после просмотра этого фильма».

Примечания

  1. 1 2 3 4 Фильм «Остров»: в главной роли Рабочеостровск | Журнал о путешествиях по России | Страна. Ру
  2. 1 2 3 История создания фильма «Остров» — РИА Новости, 24.11.2006
  3. К-фм «Остров» :: Кинорежиссёр Павел Лунгин о Соловках
  4. Безрук Мария. Такое бывает раз в жизни. Газета «Труд», № 1, 10.01.2007
  5. Фильм – ОСТРОВ. kinobusiness.com. Дата обращения 27 октября 2017.
  6. https://www.booksite.ru/civk/1_st-101.html

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме: Остров (фильм, 2006)

Страница фильма на сайте «Наше кино»

  • «Остров» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Остров» — сюжет и два мнения: положительное и отрицательное
  • Кошк М., Деболд Э. Оживляя русскую душу // Журнал «Что такое просветление?» — № 38, октябрь—декабрь 2007.
  • Места съёмок фильма «Остров» (18 фотографий)

Фильмы Павла Лунгина

  • Такси-блюз (1990)
  • Луна-парк (1992)
  • Линия жизни (1996)
  • Свадьба (2000)
  • Олигарх (2002)
  • Дело о «Мёртвых душах» (2005)
  • Бедные родственники (2005)
  • Остров (2006)
  • Ветка сирени (2007)
  • Царь (2009)
  • Дирижёр (2012)
  • Родина (2015)
  • Дама пик (2016)
  • Братство (2019)

1988—2000

  • Покаяние (1988)
  • Холодное лето пятьдесят третьего… (1989)
  • Ашик-Кериб (1990)
  • Астенический синдром (1991)
  • Небеса обетованные (1992)
  • Анкор, ещё анкор! (1993)
  • Макаров (1994)
  • Увлеченья (1995)
  • Особенности национальной охоты (1996)
  • Кавказский пленник (1997)
  • Вор (1998)
  • Про уродов и людей (1999)
  • Хрусталёв, машину! (2000)

2001 — н. в.

  • Дневник его жены (2001)
  • Телец (2002)
  • Кукушка (2003)
  • Возвращение (2004)
  • Свои (2005)
  • 9 рота (2006)
  • Остров (2007)
  • Монгол (2008)
  • Стиляги (2009)
  • Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину (2010)
  • Край (2011)
  • Жила-была одна баба (2012)
  • Фауст (2013)
  • Географ глобус пропил (2014)
  • Трудно быть богом (2015)
  • Милый Ханс, дорогой Пётр (2016)
  • Рай (2017)
  • Аритмия (2018)
  • Война Анны (2019)

«Кукушка» (2003) · «Возвращение» (2004) · «72 метра» (2005) · «9 рота» (2006) · «Остров» (2007) · «12» (2008) · «Дикое поле» (2009) · «Стиляги» (2010) · «Как я провёл этим летом» (2011) · «Елена» (2012) · «Белый тигр» (2013) · «Легенда № 17» (2014) · «Солнечный удар» (2015) · «Про любовь» (2016) · «Рай» (2017) · «Салют-7» (2018)· «Война Анны» (2019)

Фильм Остров

На холодный уединенный остров стремятся люди, потерявшие надежду. Все они ищут встречи с чудаковатым старцем Анатолием, чьи молитвы исцеляют тела и души. Вот только свой грех Анатолий отмолить не может, как ни старается. Фильм-событие 2006 года стал второй совместной работой режиссера Павла Лунгина и Петра Мамонова, завоевав шесть премий «Золотой орёл» и шесть премий «Ника». Предысторией к основным событиям стал случай, произошедший с кочегаром советской баржи, которого немецкие моряки во время войны вынудили убить товарища-шкипера в обмен на жизнь. Волны выбросили Анатолия на берег, и он остался жить среди выходивших его монахов. Трудом, смирением и молитвами жил он с тех пор, заслужив славу целителя. Остальные монахи недолюбливают Анатолия, странности его поведения раздражают многих, а необычные способности вызывают зависть. Помогая очередному просителю, Анатолий, наконец, получает шанс искупить грех убийства, который мучил его долгие годы. Для того чтобы узнать, как дальше будут развиваться события, рекомендуем смотреть онлайн «Остров».

Остров — православный фильм Павла Лунгина, 2006 год. Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство — расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в островном монастыре, ему удается выжить… Проходят годы. На острове старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает ему покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, что скоро будет прощен… Канал «МИРоВОЗЗРЕНИЕ» на YouTube: https://goo.gl/6bQ1nr Православный проект «ИСТИНА»: всё самое основное о православии по темам и разделам в алфавитном порядке. САЙТ проекта: http://истина.net КАНАЛ «ИСТИНА» на YouTube: https://goo.gl/gTLZrw КАНАЛ «МИРоВОЗЗРЕНИЕ» на YouTube: https://goo.gl/6bQ1nr МЫ в СОЦСЕТЯХ: — группа ВКонтакте: http://vk.com/truth_net — группа на ОдноКлассники: http://ok.ru/group/53773552582781 — группа на МойМир: http://my.mail.ru/community/true.net — группа на FaceBook: http://www.facebook.com/groups/true.net — группа в ЕЛИЦЫ: https://elitsy.ru/communities/82429/ — Твиттер: https://twitter.com/christolube

Главный герой фильма остров – отец Анатолий. В молодости он совершил преступление, и с тех пор его мучает раскаяние. Он живет в монастыре и свои материальные потребности сводит к минимуму. Тем больше места остается для духовной работы. Его внешний облик говорит о том, что он – маленький человек. Но за видимой оболочкой скрыты необыкновенная красота и чистота.
Антагонист главного героя – отец Иов. Он выделяется среди окружающих Анатолия людей своим стремлением поставить непослушного монаха на место. Его способы воздействия на отступника изощренны и тонки, и они обнажают глубину ума и высокую степень адаптации к жизни отца Анатолия. Отец Иов заставляет своего противника выявлять то, что скрываемо под маской простоты. Когда настоятель Филарет посылает его к отцу Анатолию с предложением поселиться в его келье, он вынужден из кожи вон лезть, чтобы обуздать непокорного. Отец Анатолий заранее предвидит, что разговор не будет приятным, и мажет ручку входной двери сажей.

Отец Иов слишком чистюля и слишком брезглив, чтобы пропустить этот факт незамеченным. Начинается разговор-противостояние. С одной стороны – напор, окрашенный оттенком презрительности к человеку, который живет ниже среднего уровня, неустроен. С другой стороны – очень тонкие ответы, демонстрирующие высокую степень уверенности в себе отца Анатолия. В этом разговоре отец Иов терпит сокрушительное поражение – подчиненный ему монах не только ослушался его указаний, но и намекнул на такой порок, как зависть. Иов ищет поддержки у отца Филарета и перечисляет ему грехи Анатолия: сообщает, что тот не моет лицо и руки, всегда опаздывает на службу, пришел в храм обутым на одну ногу, не выходит на молебны, к тому же к нему приезжают миряне и превращают монастырь в проходной двор.
К несчастью для отца Иова, его способы воздействия на непокорного монаха ограничены необходимостью смирения и борьбы с собственными грехами. В сцене, где отец Анатолий пускает в озеро самодельный кораблик, все, что он может сделать – это продемонстрировать свое превосходство, намекая на невменяемость старца. Но тот умеет защититься от скрытого агрессора, потому что в его собственной душе нет злобы. «Тебе впору за меня молиться. У меня грехов втрое больше, чем у тебя» – отвечает отец Анатолий на скрытую манипуляцию, а затем выводит на свет истину: «Да ведь ты меня не любишь. Отец Филарет любит, а ты ради него стараешься». Отец Иов вынужден согласиться, а Анатолий в это время просит у него прощения, совершая поклоны в сторону от него. Противостояние героя и антагониста заканчивается смертью отца Анатолия, но это страшное событие выглядит как его победа и поражение отца Иова. Сначала отец Анатолий присылает Иову ладан. Тот возмущен, считая это очередной выходкой непокорного. В желании вывести его на чистую воду он заказывает гроб и приносит его к отцу Анатолию. Начинает расхваливать великолепные качества гроба.
Отец Анатолий не показывает признаков обескураженности: «Что ж ты наделал? Мне же гроб нужен, а не буфет» – говорит он. Отец Иов, выражая стремление угодить, берет уголь и начинает уничтожать высокое качество изделия. В его цели входит загнать противника в тупик, но он сам оказывается в западне. Он обнаруживает, что намеки отца Анатолия на свою близкую смерть были предвидением, а не очередной выходкой. Когда отец Анатолий ложится в гроб, Иов понимает, что все это всерьез. Он становится свидетелем высокого мужества человека, которого обвинял в недостойности.
Сюжет фильма остров не развивается вокруг загадки, а представляет собой последовательное повествование о последних днях старца с экскурсом в его молодость и несколькими подсюжетами с мирянами, благодаря которым становится особенно выпуклым вопрос о душевной чистоте человека. Фильм имел бы самый высокий рейтинг, если бы в сюжет была внесена интрига, загадывающая загадку на тему о том, что именно произошло в ранней молодости отца Анатолия, что заставляет его сильно мучиться.
Сюжет развивается посредством слов не в меньшей степени, чем посредством действий. В нем даже молитвы имеют особое значение – они раскрывают, как образовался характер главного героя.
Восприятие героев показано. Глубина кадра позволяет понять, как они относятся к происходящему.
Когда немцы захватывают корабль, Анатолий не контролирует свой ужас перед врагами. Плохо понимает, что происходит. Им движет инстинктивное желание спасти свою жизнь. Немцы приказывают ему убить товарища – и он стреляет, не осознавая свои действия. Когда он приходит в себя на берегу, не может понять, жив он или умер. Монахи забирают его в монастырь, там он и проводит всю свою жизнь.
Во время разговора с девушкой, решившей сделать аборт, Анатолий делает вид, что сердится, однако это не так. Он наполнен жалостью к ней. Его симпатия вызвана выражением глаз собеседницы – в них отражается чистая душа. Он видит, что впереди у нее тяжелая жизнь, что она будет много страдать, что ребенок будет ей отрадой и утешением. Его цель – зарядить девушку энергией, чтобы она смогла преодолеть трудности. Знает, что после этого разговора ей будет легче.
Анатолий часто посещает необитаемый островок, чтобы молиться в одиночестве. Боль души заставляет его приезжать в это тихое место. Обращения к Богу помогают ему уменьшить страдания. Он уже давно избавился от зависимостей от земного, лишь одно желание живет в нем – облегчить свою внутреннюю боль. Чувствует, что ему нечего делать на этой земле.
Когда к Анатолию приходит Иов с предложением от настоятеля Филарета перебраться в его келью, он чувствует себя дискомфортно. С начальником давно сложились неприязненные отношения, и это усиливает его душевную боль. Он видит, что Иов надел на себя маску любвеобильного монаха, но также для него не секрет, что за внешней оболочкой спрятана враждебность. Однако и ему приходится напрягаться, чтобы скрыть свое истинное отношение к собеседнику. Он понимает, что это противостояние, что он вынужден защищаться от начальника. Когда спрашивает Иова, за что Каин убил Авеля, осознает, что это его способ посмеяться над ним. Подобные случаи выпадают редко, чаще всего ему приходится безропотно терпеть нападки. Ему причиняет дискомфорт необходимость постоянно напрягаться в присутствии этого человека.
Когда Анатолий разыгрывает представление перед вдовой погибшего во время войны солдата, он глубоко входит в роль. Ему кажется, что он на самом деле общается с отцом Анатолием. К нему сама собой идет информация о том, что ее муж живет во Франции и хочет повидать ее перед смертью. Если девушку, с которой он разговаривал накануне, он жалел, то по отношению к этой женщине он чувствует неприязнь. Его раздражает противоречивость ее чувств – с одной стороны, она любит мужа, с другой – боится расстаться со своим имуществом ради него.
Во время лечения больного мальчика Анатолий чувствует глубокую любовь к нему. Боится, что его усилия окажутся безуспешными, что он не оправдает надежд людей, пришедших к нему за помощью. Но берет на себя ответственность и идет вперед. Он был не в силах отказаться от лечения, посчитал бы это актом предательства. И теперь он возлагает огромные надежды на то, что просьба мальчика дойдет до Бога, представляет себя неким каналом к высшему существу, которым может воспользоваться больной. Надеется на то, что Бог откликнется на его молитву об исцелении Вани, потому что в его сердце живет огромная любовь к Создателю. Он просит о здоровье мальчика, но одновременно и отдает – свою любовь, свои обещания чистой жизни в будущем. Когда он забирает у мальчика костыли, не осознает отчетливо, зачем это делает. Не анализирует, зачем нужно причастить мальчика – просто точно знает, что нужно сделать это. Когда мать ребенка заявляет, что им необходимо срочно уехать, он чувствует, как в душе поднимается злоба. Он в очередной раз сталкивается с противоречивостью человеческой души. Почему женщина одновременно хочет вылечить сына и в то же время не хочет?

Когда Анатолий сжигает в топке сапоги Филарета, он не осознает четко, что делает. Просто знает, что это необходимо. Если он не уничтожит вещи Филарета, ему будет очень больно. Затем он закрывает заслонку, дым проникает в помещение. Филарет задыхается. Анатолий вынужден разыграть это представление – некая сила ведет его. Одновременно он контролирует состояние Филарета – как тот отнесся к его жестоким действиям? В его душе поднимается жалость к настоятелю, ведь у него добрая, чистая душа. Почему-то Филарет любит его. Признается ему, что Господь наставляет его, а сам в это время думает, что в таких случаях на него что-то находит, что заставляет его действовать не по своей воле. Просто он чувствует, что легче сделать это, потому что в противном случае сильная боль свяжет его душу.
Когда Анатолий сообщает Иову, что следует готовиться к похоронам, он не анализирует свои слова и не знает, что скажет в следующую секунду. Иов определяет позиции, издевательски намекая на то, что в среду будут хоронить Анатолия. Анатолий в это время думает о том, что наконец-то определилось, кто умрет – это он сам. Удивляется этой мысли, не может понять, почему ему умирать скоро. Ему впервые становится жалко Иова, хочет помириться с ним перед смертью. Слушая слова Иова о том, что Господь отвергает его жертву, думает: «Отречься от всего надо, чтобы Господь принял твою жертву, а не тянуть все на себя».
Во время встречи с Тихоном Анатолий думает: «Я так и знал, что он живой». Ему хочется плакать от счастья, как будто с родным человеком встретился. Смотрит на Тихона и удивляется: «Его душа такая же грязная, как и у многих людей, а я всю жизнь мучился, считая его святым, а себя – грязным». Думает о том, как все перевернулось по-противоположности. Сам не понимает, зачем рассказывает Тихону о своем предательстве, следует своей интуиции. Ему неприятно это общение, хочет побыстрее расстаться с Тихоном.
Дочь Тихона Настя очень нравится Анатолию. В этой девушке он видит особую чистоту, его душа открывается навстречу ей. Он наконец-то обрел внутренний покой, потому что понял, что зря всю жизнь мучил себя покаянием. Он точно знает, что вылечит Настю. Раньше у него были сомнения, когда он лечил людей, а теперь он видит себя сильным воином, который может все, что захочет. Тем более что эта девушка чистая, на нее хорошо пойдет энергия Бога.
Когда Анатолий ложится в гроб, он не понимает отчетливо, что делает. Это его очередное пророчество. Чувствует, что наполнен любовью ко всем. Он себя простил, и Иова простил. Теперь он счастлив, освободился от страданий.
Каково восприятие отца Иова? Когда он приходит к Анатолию с предложением переселиться в келью настоятеля Филарета, оценивает его как дурака, который ерепенится и противопоставляет свою волю. Но он смиренен. Он выработал в себе привычку не сердиться, поэтому и сейчас остается спокойным. Его способность к смирению дает ему ощущение собственного превосходства, он видит себя выше отца Анатолия, который не подчиняется установленным правилам. Когда тот спрашивает, учился ли он грамоте, Иов пытается понять – где здесь подвох. Анатолий всегда насмехался над ним, с ним нужно быть настороже. Анатолий интересуется, за что Каин убил своего брата, и Иов злится – вот к чему клонил старец. Но тут же уничтожает возникающую в душе агрессию, чтобы чувствовать себя смиренным. Все же непокорность дурака выводит его из себя. Он обращается за помощью к настоятелю Филарету, рассказывает ему о поведении Анатолия, нарушающим заведенный порядок. Старается донести информацию как можно более убедительно, чтобы Филарет понял серьезность ситуации.
Хочет угодить начальнику – видит в этом высшее смирение. Во время следующей беседы с Анатолием, когда тот пускает самодельный кораблик в озеро, Иов понимает, что его гнев по отношению к этому человеку беспричинный – этот старец всего лишь дурачок, блаженный. Относится к нему снисходительно. Анатолий обвиняет его в плохом отношении, и Иов срывается, высказывает обиду. Слишком много накопилось в душе. Анатолий просит прощения, кланяясь в сторону, и Иов приходит в растерянность – поведение старца похоже на издевку. Не знает, как защищаться от этого сумасшедшего. Ему кажется, что он скоро сам сойдет с ума вместе с ним. В церкви, во время песнопений, Иов чувствует умиротворение. Анатолий нарушает правила, поворачиваясь в сторону от икон, и в гармоничном процессе возникает непорядок. Иов злится, сообщает о поведении непокорного старца Филарету, чтобы получить силу воздействовать на дурака. Ему важно иметь хорошие отношения с настоятелем монастыря. Когда случается пожар, он пытается утешить Филарета, показывает ему уцелевшую курицу – хочет обрадовать его. Тот ругается в ответ. Иов думает, что к нему несправедливы, но смиряется.
Самое главное для него – это смирение. Когда Анатолий сообщает, что умрет в следующую среду и хочет, чтобы его похоронили его в ящике из-под рыболовных сетей, Иов думает: «Что мне делать с этим дураком». Он устал. Ему надо, чтобы ему подчинялись, чтобы сохранялся порядок, а его не слушаются. Он уверен, что этот монах издевается над ним. В отместку он приказывает изготовить дубовый гроб и доставляет его в котельную к Анатолию. Когда Анатолий ложится в гроб, Иов чувствует себя очень виноватым. Ему страшно. Он бежит звонить в колокол не осознавая ясно, что делает. Это паника.
Каково восприятие отца Филарета? Во время реставрации иконы он находится в медитации. Ему очень неприятно, что отец Иов нарушил это состояние своим внезапным появлением. Иов слегка дотрагивается до него, а ему кажется, что этот человек налегает на его плечи всей своей тяжестью. Он чувствует агрессию, исходящую от Иова, но тут же прощает его. Его цель – быть смиренным и все выдержать, и никого не осуждать. Иов заводит разговор о неправильном поведении отца Анатолия. Филарет оценивает это как тяжесть греха Иова. Ему не нравится, когда ябедничают. Он не хочет лицезреть эту грязь, тем более когда она одета в благообразные маски. У него есть способность видеть то, что скрыто за оболочками, и это часто причиняет ему боль.
В Анатолии он видит чистую душу, несмотря на то, что поведение этого человека мятежно и нарушает заведенный порядок. Пытается мягко наставить его на путь истинный, так чтобы не обидеть. Во время службы Иов выводит его из медитативного состояния, чтобы в который раз сообщить о неправильном поведении Анатолия, и Филарет вспыхивает гневом. Но тут же смиряет его. Когда отец Анатолий бросает в топку его сапоги, он не сердится на старца, а только хочет понять суть происходящего. Интуиция подсказывает ему, что в этом действии скрыт глубокий смысл. Он уверен, что Анатолию можно доверять. Выбравшись на свежий воздух, он чувствует смирение. Понимает, что его душа освободилась от грязи благодаря Анатолию. Это намного важнее, чем потерянные сапоги и одеяло. Думает: «Я бы годами дожидался такого смирения, а отец Анатолий сделал это за короткое время». Главное для него – лишь бы старая грязь не вернулась в душу. Когда он разговаривает с отцом Анатолием о его скорой смерти, чувствует огромную печаль. Понимает, что этот человек был для него стержнем, он показывал пример внутренней чистоты.
Образы героев достоверны. В них сочетаются положительные и отрицательные черты. Особенно замечателен образ отца Анатолия, в котором автору удалось показать многогранность человеческой души, содержащей в себе жесткость и мягкость, агрессию и доброту, предательство и самоотверженность. В общении с мирянами Анатолий показывает себя простоватым. Многие из них знают только его имя, но не знают, как он выглядит, потому что он не признается в том, что он и есть знаменитый целитель. Он – ясновидец, но предпочитает скрываться за маской человека недалекого ума, чей удел – тяжелая физическая работа. Он очень умен, но берет на себя роль шута.
Идея фильма Остров — сильная. Она звучит так: «Живи духовным, очищай свою душу, освобождайся от материальных зависимостей». Пример отца Анатолия заставляет задуматься над многими вопросами. Что такое красота – привлекательный облик или чистота помыслов? Что такое дар ясновидения и исцеления – результат чистой духовной жизни? Что такое доброта – показная благочестивость или стремление помочь? Стоит ли угнетать себя за грехи прошлого? Как отвечать недоброжелателю, вызывающему у тебя агрессию? Зачем нужно смирение? Возможно ли, имея смирение в душе, не подчиняться общепринятым правилам? Что такое святость – сочетание незаурядных способностей со скромностью? На каком уровне должна быть зависимость от материальных условий? Отречение от материи есть ли дезадаптация, или оно дает как результат наилучшую адаптацию?
Куратор О.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *