О илий ноздрин

Отец Илий

Паломническая поездка к старцу Илии

Уточнить информацию о приеме отца Илия можно по телефону

+7-968-806-20-05 (только по смс) если Вам не ответили, это не значит что вас игнорируют — просто на номере нет средств.

По номеру 8-800-707-45-17, 8-495-177-37-47 информацию не даем!

В жизни каждого человека случаются периоды черной безысходности, когда мир сжимается до формата тесной сферы уныния и душевной боли. И кажется, что выхода нет… В этот момент важно просто понять, что разорвать порочный круг вполне реально, и тогда снова вернется радость жизни, сердце наполнится теплом и надеждой, а путь озарится светом. Помочь в этом сможет беседа с человеком, которого уже давно и вполне заслуженно называют «посланником Бога» на Земле – это отец Илий Ноздрин служит храме Спаса Преображения в Переделкино.

Уточнить информацию о приеме отца Илия можно по телефону

+7-968-806-20-05 (только по смс) если Вам не ответили, это не значит что вас игнорируют — просто на номере нет средств.

Немного о людях, отец Илий и духовности

Родившись в 1932 году, сегодня он вполне оправдывает свой статус духовного старца в силу возраста, жизненного опыта, обретенных за много лет служения Богу интеллекта и душевности. Главное то, что встреча с этим человеком и откровенная беседа с ним позволяют пробить брешь в стене отчаяния и беспросветности, а некоторым даже и вовсе избавиться от воздвигнутых обстоятельствами острогов!

Когда нас одолевает хворь, мы отправляемся к врачу, желая вылечить тело, но совершенно не задумываемся о здоровье души. А ведь она требует еще большей заботы и различных профилактических мероприятий в виде молитвы, исповеди, соборования. На это, погрязнув в бытовой суете, работе и семейных хлопотах, мы, как правило не находим времени. А зря… Накапливая раздражение, зависть, обиды, душа покрывается зловонной коростой, отравляя постепенно весь организм. Радует одно – даже полностью сокрушенным, вам поможет отыскать чудодейственный источник исцеления Илий Ноздрин. Для этого придется просто отправиться к нему с визитом для духовной беседы в храм Переделкино.

Прием отец Илий (храм в Переделкино )

Многие едут на прием и обращаются к отцу Илию которое находиться в храме в Переделкино. Многие люди говорят что от батюшки Илия чувствуют и отмечают исходящую удивительную благость. Его кротость и смирение действуют успокаивающе даже на самых темпераментных и буйных. Человек надолго заряжается этой умиротворенностью, наслаждаясь ею еще очень долго после встречи с старцем Илией в храма Спаса Преображения в Переделкино. Практически все говорят о его прозорливости, благодаря которой не требуется много слов, чтобы поведать ему о своей беде. Однажды попав к отцу Илию на прием, хочется возвращаться снова и снова, сообщая ему не только о горестях и проблемах, но и разделять с этим светлым человеком свою радость и духовные достижения.

Мы устраиваем поездки по местам духовной силы и к старцам для желающих найти свою дорогу к Богу или тех, кто уже давно по ней шествует. Все хлопоты и организационные вопросы компания берет на себя, а вам остается только выбрать направление и тщательно подготовиться к встрече.

Попасть на встречу с отцом Илия храм Спаса Преображения в Переделкино

Вы можете с помощью благотворительной поездки, которая позволит Вам встретится со старцем в его жилище и побывать в намоленных местах Переделкино. Об этом подробнее .

Долгой жизни старцам

Внимание! За деньги нельзя купить очередь или прием любого из Старцев!

Старец Илий Ноздрин — последний русский старец нашего времени

Говорят, что сегодня в России совсем не осталось старцев. Священнослужителя Илия называют последним, кто может удостоиться такого звания. Известный в народе и церковной среде старец Илий Ноздрин, несмотря на преклонный возраст, по-прежнему принимает посетителей и является персональным духовником Патриарха Московского.

Путь к любви и вере

Вера в Илии, которого при рождении родители нарекли Алексеем Афанасьевичем Ноздриным, кажется была всегда. Еще мальчишкой Алексей ходил в церковь, молиться Богу мальчик начал уже в три года.

Родился этот уникальный человек в селе Становой Колодезь. После окончания школы в 50-х годах поступил служить в армию. Там был зачислен в ряды комсомольцев, о чем по возвращению к гражданской жизни сильно сожалел.

Раскаяние так захватило Алексея, что он решился сжечь партийный билет. И вновь обратился к вере, как к единственному источнику благодати и праведности.

Затем Алексей Афанасьевич обучался в техникуме. Работал в городе Камышин. После работы молодой человек часто приходил в местную церковь к священнику Иоанну Букоткину. Он то и посоветовал Алексею поступить в духовную семинарию.

Учась в семинарии в Санкт-Петербурге, Алексей стал близко общаться с будущим Патриархом Кириллом. В 1966 году от рук митрополита Никодима получил постриг в монашество. В это же время был наречен духовным именем Илиан в честь одного из сорока святых мучеников Севастийских. Тем же митрополитом был назначен в сан иеромонаха. Служил в разных ленинградских церквях, монастырях и приходах.

Был направлен в Оптину пустынь в 1989 году для работы духовником, где настоятель обители постриг его в великую схиму с именем Илий. Там живет старец Илий Ноздрин и сегодня.

Духовное и житейское мировоззрение старца

Схиархимандрит крайне отрицательно относится к любым проявлениям коммунизма. Сталин и Ленин для него – злейшие враги народа и веры. Его общественные взгляды представляют собой следующее:

  • Старец является противником абортов. Считает их недопустимыми. Называет их следствиями разрушения морали и устоев русских семей. Старец Илий активно борется за запрет абортов на территории России. Движение против хирургического прерывания беременности «За жизнь» получило от него благословение. Илий сам поставил свою подпись на документе, который позволил бы запретить такие медицинские действия.
  • Илий также выступает против возведения памятников Сталину и возврата к сталинизму, считая это настоящей погибелью для России. Нахождение в мавзолее Ленина священнослужитель называет проклятьем земли русской.
  • Еще духовник Илий много говорит о любви к простому человеку, и словом, и делом доказывает свою любовь к ближнему. Помогает людям советами и наставлениями.

Оптинский старец ведет простую жизнь. Он много молится и занимается регулярным приемом людей, нуждающихся в его совете.

Как живет последний старец России?

Уклад жизни в Оптиной пустыни довольно суров. Духовник Илий носит обычный подрясник. Выглядит худым и сгорбленным. Но все, кто попадает к нему на прием, наперебой твердят о той святости, которая исходит от этого воина Христа.

Старец Илий говорит тихим голосом и простыми словами. Но они как будто проникают в сердце, отзываются там чем-то уже давно известным, но пока до конца не осознанным. Священнослужитель Илий очень хорошо знает Библию, церковную историю, жития святых. Он разбирается во многих мирских проблемах. И часто переезжает с места на место по своим церковным делам. И везде его находят люди, желающие получить от старца благословение.

Кто такие духовные старцы?

Тех, кто только поступает работать в церковь, называют новоначальными. Этакими духовными младенцами, только что ступившими на путь веры.

А кто же тогда духовные старцы? Звание старца нельзя получить по чьему-то приказу. Старцами становятся те священнослужители, которые стремятся к единению с Богом, живут согласно Божьим законам и отмечены Божьей милостью. Эти люди проходят сложный путь веры и любви. Они наделены прозорливостью, но не показывают ее без меры, их мудрость тихая, а вера очень глубокая.

Старцы умеют вселить в человека духовную силу, чтобы он мог справиться со своими проблемами самостоятельно. Они лишь указывают направление и делятся своей благодатью с верующими.

Истинные старцы чисты душой как дети. Они действительно преисполнены любви к миру, лишены страстей, спокойны и смиренны. Такое состояние достигается людьми тогда, когда они много трудятся духовно, занимаются духовным развитием. Все вышеперечисленное есть и в Илии Ноздрином. И подтверждением этому служит тот нескончаемый людской поток, который как будто не иссякает рядом со старцем.

Оптинский старец Илий Ноздрин является примером высокодуховного человека. Его деяния просты и лишены пафоса, а результаты от них превосходят все ожидания. Будут ли в дальнейшем в России старцы, подобные ему? На этот вопрос ответить сложно. Но христианство, как и весь мир, непрерывно развивается. Поэтому надежда на такую духовную опору остается всегда. Ведь из года в год все больше людей приходит к Богу. Возможно, вера кого-то из них будет столь сильна, а жизнь чиста, что появится новый старец, который будет неустанно помогать людям решать их проблемы, поддерживать их и направлять по правильному пути.

Про духовника Патриарха – старца Илия (или караул, православные, грабють!!!)

Про духовника Патриарха – старца Илия (или караул, православные, грабють!!!)

Просмотрел ленту друзей. Как говорится, что-то я не понял. Картина вырисовывается такая: Патриарх – не тот, старцы – не те, иереи – тоже не те, все не так. Прям как у Высоцкого: «в церкви смрад и полумрак, черти курят ладан, нет, и в церкви все не так все не так, как надо…». В общем, караул, православные, грабють!!!

Вроде хорошие люди (блогеры), а катють бочку с дегтем на старца Илия. Что скажешь? Слов нет… Давайте все замажем дегтем, ну все. Пускай все будет черное, особенно в РПЦ МП. Ну нет там белого, даже серого – один черный вонючий деготь? Так?

Нет, не так. Ведь врете, засланцы (засранцы), врете.

Я тоже лично знаком со старцем Илием. Могу рассказать, если интересно. В 1994 году поехал я в Оптину, искать волю Божию. Вопрос был конкретный: надо ли мне оставаться на прежней работе (научной) или уходить с потрохами в Церковь. Все рассказывать не буду, как ехал, как добирался, какие искушения терпел в дороге и в самой Оптиной – долго рассказывать. В общем приехал. Попал как раз на всенощную службу под Воскресенье. Переночевал вместе с паломниками в храме на матрасах, брошенных прямо на деревянном храмовом полу перед солеей. Проснулись рано, чтобы попасть на раннюю литургию в Скиту. Потом водосвятный молебен у мощей преп. Амвросия Оптинского, потом вторая литургия. Потом, как настоящий, всамделяшний паломник, пошел на послушания. Направили (не помню, кто именно из монахов благословил) на стройку. Но там никого не нашел. И каким-то образом оказался я вместо стройки на загрузке фуры книгами. Как потом выяснилось, книги – это и было мое дальнейшее церковное послушание в скором будущем. Но в тот момент я этого еще не знал. А вопрос оставался неразрешенным: оставаться в науке или уходить? И вдруг вижу, идет по монастырскому двору старец Илий. Идет совершенно спокойно, один, никто его не окружает и не преследует. Я его сразу узнал, потому что видел раньше на Подворье Оптиной Пустыни в Останкино. Я к нему, батюшка благословите, можно спросить? «Спрашивайте». Объясняю свое душевное смятение: уйти или не уйти?

И тут отец Илий дал мне ответ, совершенно простой, но для меня он оказался именно тем, с чем моя душа сразу согласилась и успокоилась. Это был ответ для меня и только для меня. И я его услышал из уст старца Илия. Смысл его был примерно следующий. Наука – это хорошо. А если разобраться, что собственно для человека наука? Вот Адам – ученым мудрецом не был, а Господь дал ему столько премудрости, что он, не будучи ученым, понимал существо всех вещей в мире, так что Господь поручил ему нарещи имена всякой твари, что Адам и исполнил. А ведь имя – есть выражение сущности чего бы то ни было. И прежде чем назвать вещь своим именем, следует понимать сущность этой вещи. Вот и весь ответ.

Что-то было еще, но я не помню. Остальное забыл. Однако на главный вопрос ответ был получен, и судьба моя решилась. Я стал сторожем Подворья Псково-Печерского монастыря, за что я бесконечно благодарен Господу Богу и старцу Илию, через которого Господь открыл мне Свою благую волю. Началось мое духовное обучение, а точнее исцеление. Так, на Подворье, а потом Сретенском монастыре, я и прошел школу церковного благочестия. Эти три класса церковно-приходской школы при монастыре многого стоят, и уж точно превосходят по своей практической значимости в плане Жизни Вечной все высшие учебные заведения, аспирантуры, кандидатские минимумы, сами кандидатские, докторские и профессорские вместе взятые.

И кто скажет мне, что старец Илий – повторять пустозвонство не буду.… – тьфу на того.

Интервью с о. Илием (Ноздриным).

50 лет хиротонии схиархимандрита Илия

21 мая 2016 года исполняется 50 лет священнической хиротонии духовника Святейшего Патриарха Кирилла схиархимандрита Илия (Ноздрина).

Он родился в 1932 г. Пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. С 1966 г. в течение десяти лет нес послушания в Псково-Печерском монастыре. С 1976 г. направлен в русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне.

В конце 1980-х гг. направлен в качестве духовника в Оптину пустынь, где принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В 2010 г. на Пасху возведен в сан схиархимандрита.

Является духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Схиархимандрита Илия знают не только в России, Белоруссии, на Украине, но и в Америке и на Святой Горе Афон в Греции. Главное призвание батюшки — духовничество, то есть духовное окормление людей.

Основное служение отца Илия — это душепопечение, духовная забота о людях, разрешение сложных жизненных ситуаций и проблем, но в первую очередь — молитва. К нему приезжают со всей России, в православном народе его называют старцем. Сам же отец Илий о себе со смирением говорит: «Ну, какой я старец? Просто старик».

Многие, не имея возможности лично встретиться с батюшкой, задают ему вопросы в письменной форме. Отец Илий получает сотни и тысячи писем из России и зарубежья. Иногда он находит время для бесед с журналистами, выступает на телевидении.

Главное, что отличает отца Илия — это безмерная любовь, любовь к людям и Богу. Все, кто хотя бы раз встречался с батюшкой, помнят его глаза, лучистую улыбку!

(…)

Ксения Тихомирова, соучредитель проекта Rublev.com

* * *

— Отец Илий, как современному человеку правильно устроить свою жизнь, чтобы и душу спасти, и с людьми не разругаться?

— Прежде всего надо всем нам понимать сущность нашей жизни, понимать нашу православную веру. И надо признать главное положение: есть Господь, и есть наша Православная Церковь.

Закон нашей жизни, написанный закон — это Священное Писание, особенно в Новом Завете (Евангелие, Послания апостолов). И святая Церковь основу нашей веры и учения берет из Нового Завета. Есть также и предания, но это незначительная часть, а основное — это Новый Завет. Именно этим мы должны в жизни руководствоваться. Надо верить и иметь воцерковление.

Что такое воцерковление? Это значит, что мы должны стремиться к познанию Церкви Православной, ее жизни, истории, сущности.

К сожалению, у нас часто отсутствует понимание смысла жизни. А основной смысл — это наша жизнь с Богом, жизнь по церковному порядку. А как живет Церковь? Церковь осуществляет идеал нашего христианского вероучения. Как Господь говорит: «Прежде всего ищите Царства Небесного и правды его».

— Какие могут быть помехи? Что мешает нам спастись?

— Какие главные помехи в нашей жизни? Это наше незнание сути жизни, и наше нестарание ее понять. В чем состоит смысл нашей жизни? Прежде всего это признание бытия Бога. Также не следует забывать и о существования темной силы — диавола.

Наша жизнь состоит из трудов. Труд молитвы. Потом и остальные труды — по благоустройству, в том числе и материальному.

Все мы учимся. Впрочем хорошее образование имеют немногие, а тем паче в старые времена. Раньше люди очень просто жили. Но они были в большинстве случаев более мудрее, чем мы сейчас, оканчивающие один, два и более ВУЗов. Почему? Потому что мы чаще поддаемся неправильному пониманию образования. Мы скатываемся к нашим страстям, поддаемся им, а они уклоняют нас от правильного жизненного пути.

Страсть — это увлечение. Самые страшные наши страсти — начиная от алкоголя, наркомании, потом наша зависть и так далее… Не руководствуясь Законом Божиим, мы живем по своим прихотям. Не устраиваем внутренний мир своей души, который целиком зависит от нашего отношения к Богу. Не понимаем злого действия диавола, который постоянно старается человеку навредить.

Как сказал один известный философ, «величайшей победой диавола было внушить людям, что его нет». Но он есть и всячески старается человека отвлечь от правильного пути жизни, от правильного понимания. И он наводит на человека все эти человекоубийственные страсти. Заражаясь ими, человек очень рано сходит с арены жизни. Малый срок жизни, рано она обрывается, быстро…

— В семейной жизни бывает немало трудностей, помех и испытаний. Как сохранить семью?

— Очень важно правильное устроение семьи. И тут важно учитывать накопленный исторический опыт. Исторически на Руси была твердая, крепкая семья.

Но для этого нужен труд, терпение, смирение. Если мы не хотим на это обращать внимание, то не сможем правильно выстроить свою жизнь. Мы ищем какие-то выходы, увлекаемся новыми учениями и теориями; меняем места жительства, меняем работу…

Работа нам нужна. Если мы получили образование, мы должны стараться по этому образованию и жить, стремиться к стабильности. И приобретать таким образом навык. Для этого нужно любить свою профессию, именно любить! И одновременно семью выстраивать.

А для семьи необходимо терпение. Прежде всего, осознание того, что не надо искать какого-то идеала, надеяться, что все и во всем будет идеально. Его не найдешь в жизни, идеал. Но нужно стремиться к доброму благоустройству. А для этого обязательно надо уметь идти на компромисс.

Тогда будет у нас стабильность — как в семье, так и на работе, в нашей специальности.

Что касается места жительства, то важно, чтобы оно давало благоприятные условия для нашего здоровья, для нашего благополучия, для развития семьи.

И надо быть довольным тем, что у нас есть. Конечно, надо искать благоустройства, лучших благ как в материальном состоянии, так и в духовном. Но если мы будем жить с Богом, тогда у нас будет понимание и настоящего и будущего. И мы не будем куда-то рваться, куда-то лезть. Будем довольствоваться тем, что имеем на сегодняшний день. И теми людьми, что нас окружают — и в семейном кругу, и на нашей работе.

Потому что всегда может наступить такой момент в жизни, когда перед нами предстанут большие трудности. И кажется, что не хватает терпения. Но для этого надо быть с Богом.

Когда мы с Богом, тогда Господь всегда подскажет, наша душа сама подскажет, как нам выходить из трудного положения и, казалось бы, невыносимой ситуации. И если мы будем молиться, то Господь всегда поможет найти выход из трудных положений, из трудных обстоятельств.

— Как можно простить предательство близких людей? А если муж изменил?

— Как самим не предать и как быть с предательством близких? Вот об этом как раз говорит одна из притч Евангелия. Один человек встретил хозяина, состоятельного начальника, которому он задолжал большую сумму денег. И тот правитель потребовал от него отдать долг. Но не мог он в силу своего трудного положения это выполнить, и тогда он упал на колени, просил о прощении и просил еще потерпеть, подождать с возвращением долга.

И тот сжалился над должником, видел, как ему трудно, и простил его… Но уже через некоторое время этот должник встретил другого человека, который в свою очередь у него самого занимал долг. Тот должен был сравнительно небольшую сумму. Но этот человек с угрозой стал требовать немедленно вернуть долг. Тот должник тоже не имел возможности расплатиться и тоже просил прощения, но этот человек, в отличие от своего хозяина, правителя, продолжал требовать и даже этого небольшого долга не простил.

Когда правитель узнал, что его должник так жестоко поступил со своим уже должником, хозяин сказал: «Как же так?! Я тебе столько простил, большую сумму, а ты даже такой малой суммы простить не смог…»

А теперь, пожалуйста, попробуем сделать из этого вывод! Мы сами перед Богом — громадные должники. То есть каждый день мы не исполняем волю Божию, зачастую грешим, обижаем других. То есть перед Богом мы грешные, виновные. Но Бог все-таки нас терпит и прощает.

Следовательно, и нам тоже надо прощать тех людей, которые виноваты перед нами. Нужно сознавать, что они виноваты перед нами в гораздо меньшей степени, чем мы виновны пред Богом. Поэтому естественно мы должны прощать и предательство от людей, даже измену мужа… Может быть, и укорить мужа таким безобразным предательством. Но все же, в конечном итоге, простить.

— Вопрос из писем: «Мои родители, православные христиане, но уже несколько лет не ходят на исповедь и причастие… Как бы я ни пытался их уговаривать и объяснять, что это крайне необходимо для спасения души, они относятся к этому несерьезно. А если начинаем говорить об этом серьезно, то все эти серьезные разговоры забываются… Батюшка, подскажите, пожалуйста, как быть? Очень хочу, чтобы мои родители спаслись и наследовали жизнь вечную!»

—Ну, конечно, сначала словами можно сказать, потом дать им литературу. Может кто-то другой, кто-то из друзей им подскажет, что надо найти время.

Ведь наша жизнь сокращается, и не знаем, когда Господь позовет нас на суд. А что такое жизнь — раз, и вдруг она обрывается, наша жизнь. И мы уходим в вечность. А там уже не загладить свою вину. Мы — грешные, каждый день чем-то согрешаем. И наша обязанность постоянно думать о нашей смерти. Сказано: «помни последняя твоя и вовек не согрешишь». Чтобы нам иметь всегда чистую совесть, незазорную нашу жизнь и думать, как мы предстанем пред судом Божиим. Потому что, сказано, будет переход в вечность и дальше суд.

— Батюшка, а молиться за таких родителей как-то надо?

— Да, и молиться, обязательно молиться за них. И, может быть, подобрать им какую-то литературу хорошую.

— Батюшка, бытует такое поверье, что когда мы заказываем за человека (родственника или супруга) сорокоуст (то есть регулярное молитвенное поминание о его здравии в течение сорока дней), то нужно быть готовым, что на этого человека могут посыпаться искушения, могут возникнуть какие-то трудности у него в жизни. Как к этим слухам относиться?

— Да нет, что вы! Нет такой закономерности, что если мы заказываем за него сорокоуст, усиленную молитву, то как реакция на это его будут ждать неприятности. Нет этого!

— Еще записка с вопросом: «Я часто хожу в церковь, но никогда не причащалась, не исповедовалась. Но когда захожу в церковь, душа просто поет, не хочется уходить из храма. В последнее время испытываю острую потребность в духовном развитии, начала читать православную литературу. Еще не все понятно. Не знаю, с чего начать? Как найти духовного наставника?»

— Ведь Господь, как сказано, стучит в дверь к нам, чтобы войти, войти в нашу душу. Господь ждет, чтобы мы открыли. А как открыли? Это наше желание быть с Богом. И, конечно, уже много значит, что мы пришли в храм, молимся — здесь особая благодать. Мы можем, конечно, молиться и дома, но в церкви молитва для нас выше — как вы сами говорите, душа поет.

Естественно, Господь призывает каждого. Бог любит нас больше, чем даже мы сами себя. Ради нас Бог, Спаситель, распялся. И Господь желает нам добра. Но есть одно положение: Бог призывает каждого человека — не принуждая его.

Он хочет спасения. Вы еще не причащались, но должна быть полнота нашей духовной жизни. Как это установлено не веками даже, а тысячелетиями духовной жизни. Поэтому мы не должны игнорировать того, что Церковь нам предлагает.

Ясно, что человек ощущает благодать Божию именно в Церкви. Иногда некоторые, если кто одинокий, многие уходят в монастыри, где жизнь построена по заповедям Божиим, на исполнении главного принципа — спасения души. Но когда у человека семья и общественные обязанности, естественно нельзя бросать семью или работу, также и военным или имеющим бизнес.

Как быть с исповедью? Как старец Силуан говорит, необязательно искать какого-то идеала. Но если обращаетесь к духовнику, Господь через него откроет то, что нужно, как нам поступать.

Вот в ближайшую церковь ходи и обращайся к своему батюшке, который там служит.

— А Господь через любого священника может открыть Свою волю?

— Да. Вот старец Силуан так и говорит: обращайтесь, и Господь, видя твою душу, откроет и этому батюшке.

— Снова вопрос из письма: «Я хотела бы венчаться с мужем. Мы женаты уже одиннадцать лет, уверена, что это поможет укрепить нашу семью. Но муж относится к этому скептически. Хоть и крещен, иногда ходит в церковь, но веры, видимо, недостаточно ему. Не могу же я его силком тянуть к алтарю?»

— Надо больше читать Новый завет, Послания апостолов. Там все есть, есть ответ и на этот вопрос. Там сказано, что неверный муж (то есть неверующий) призывается, обращается верной женою. Если она с ним живет, терпит его, молится за него. Также и наоборот: неверная (неверующая) жена обращается, укрепляется верным, верующим мужем. Также и в отношении венчания. Если в данный момент не венчаны, со временем, может, и венчание будет.

«Не могу же силком тянуть?» Нет, говорить надо, но не принуждать.

— Вот тяжелый вопрос пришел. Человек пишет:

«Не так давно я проклинал словами некоторых людей во время гнева и раздражения. Кого-то я проклинал, когда я был один и никто не слышал, а кому-то даже в лицо говорил слова проклятия. В прошлом я дерзал со злостью проклинать коллег, родителей, родного брата. Я исповедал свой грех на исповеди, но тяжесть не проходит. Батюшка, подскажите, что мне сделать, чтобы исправить мои ошибки? Я бы хотел, чтобы все эти мои проклятия не исполнились и были сняты со всех людей, которых я проклинал».

— Хорошо. Бог знает всю нашу жизнь: вот мы родились, и Господь знает все, что с нами произойдет, где и как мы закончим. И если мы что плохого сейчас сделали, то потом будем сожалеть. А такие проклятия говорили по неведению. Конечно, вот сейчас по нашему раскаянию эти проклятия не дадут такого результата, такого эффекта на этих людей. Потому что Господь уже тогда знал, что мы покаемся в этом. Вот сейчас мы уже сожалеем об этом.

Мы еще не во всем раскаялись, что причинили, какой след могли оставить этих проклятий на людях. Естественно, душа еще чувствует какую-то горечь этого проклятия. Но будем молиться и каяться в этом! И наша душа получит облегчение. И, конечно, не нужно бояться, что все пропало. Нужно только молиться и каяться.

— Батюшка, вы говорите о душе человека, который проклинал. Но автор этого беспокоится еще и за тех — кого проклинал, кому нанес вред. Как этот вред исправить?

— Ну вот будем каяться. Я говорю, что Господь знал, что мы в данный момент покаемся и поэтому, конечно, такого проклятия не будет. Господь все ведает, Богу все известно.

Если бы мы не покаялись, то, конечно, тому, кого мы проклинали, было бы хуже — а больше всего было бы хуже нам самим. Потому что сказано даже так: вот это незаконное и неправильное проклятие больше обращается на нас самих. Но раз мы каемся, то каемся и за себя, и ради облегчения тем, кому мы повредили.

— А как-то молиться за них надо?

— Да. И прежде всего помолиться, чтобы не исполнились эти проклятия.

— Другая записка: «В чем причина беснования и одержимости людей? Чем бесноватые отличаются от окружающих, чем они хуже?»

— Бесы нам всем вредят, они каждый день каждому вредят. Где-то больше, кому-то меньше. Если мы живем по-христиански, по Божьему закону – встали, помолились, особенно если были в храме, исповедовались, — естественно диавол столько не вредит нам. Однако все же он находит где-то лазейки, где бы нам повредить. Поэтому чем мы больше с Богом, тем меньше враг нам сделает вреда.

Ну а бесноватый, он чем отличается? Возможно, где-то за какой-то большой тяжкий грех ему попущено. Особенно, вот допустим, колдуны. Как в народе называется — чародеи. Они, конечно, имеют самое страшное и ужасное положение. Почему? Потому что они сделали, получили контракт с диаволом. Конечно, это несчастнейшие люди! Потому что им уже трудно от диавола. Только родственники могут умолить, да и то это маловероятно…

А в более широком смысле бесноватые — это те, которые не хотят признать Бога, не хотят даже зайти в храм. И они еще клевещут, считают верующих людей какими-то ненормальные.

Вот эти и есть самые бесноватые. Потому что враг их держит.

Если собственно бесноватый (в узком смысле) еще идет в храм, хочет освободиться от диавола, то он менее бесноватый, чем те люди, которые не хотят даже заглянуть в храм. И так и живут с диаволом, бес держит их всю жизнь. Конечно, это ужасно. И страшно они умирают, без Церкви…

Вечность… Неизбежна вечность! Слишком маленький у нас срок жизни. Какой в среднем срок жизни? Редко-редко кто достигает ста лет. Преимущественно же жизнь обрывается где-то в семьдесят, восемьдесят, ну, девяносто лет.

Жизнь человека обрывается… И человек уходит в Вечность. Она есть — хотим мы или не хотим. Как есть бытие Бога и будущая вечная жизнь.

http://www.pravoslavie.ru/84014.html
Беседовала Анастасия Синякова

Признаться, схиархимандрит Илий (Ноздрев) всегда вызывал во мне подспудное чувство неприязни и отторжения. В отличие от таких действительно духоносных старце, как о. Кирилл (Павлов), о. Николай Гурьянов (схиепископ Нектарий), о. Паисий Святогорец, о. Иероним Санаксарский, о. Гурий (Чезлов), о. Таврион (Батозский) и многие другие.

В Сети можно найти аудиозапись некоего инока Александра, в которой он рассказывает о видениях, бывших с ним при клинической смерти. Можно по разному относиться к ним -верить или не верить! Но там есть интересный фрагмент, в котором инок рассказывает о том, что дьявол посчитал схиархимандрита Илия СВОИМ сразу после того, как тот «благословил» (дело было, согласно видению, не в Оптиной, а в какой-то официальной, помпезной резиденции) принятие для народа электронного документа в виде пластиковой карточки (он якобы в раздумье прибавил при этом фразу такого смыслового содержания: ну, раз это так удобно…)

Напомним, что практически все старцы (за исключением архимандрита Иоанна (Крестьянкина) КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЛИ брать пластиковые документы в качестве паспорта — говоря об этом как о некоей «точке невозврата»: всякий принявший их, по словам старцев, непременно примет впоследствии и начертание антихриста!

Кроме того, «старец» Илий очень некрасиво выглядит в истории с о. Симеоном (Лариным). Это один старейших по возрасту насельников Оптиной, фронтовик! Так вот, именно из-за притеснений «старца» этот человек был вынужден покинуть монастырь. Как свидетельствует сам о. Симеон, в Оптиной пустыне многие с иронией в голосе обозначают схиархимандрита Илия как «схимник» — вкладывая туда весьма многозначительный смысл!

Алексей Анатольевич Чеверда

Появилось сообщение, что недавно состоялась т.н. «Миссионерская экспедиция Русской Православной Церкви» во главе со схиархимандритом Илием (Ноздриным), который именуется «известным всему православному миру духовной силой, мудростью и кротостью старцем».

В сообщении, в частности, говорится, что «после службы прихожане… ждали появление духоносного батюшки, которого уже сейчас величают старцем Земли Русской, прикоснуться к нему, подойти под его благословение».

Приведем свидетельства некоторых православных верующих, которые позволяют усомниться в «старчестве» и «духовной мудрости» всеми уважаемого схиархимандрита Илии.

Прежде всего, я хочу сказать, что являюсь противником того, чтобы отца Илия называли старцем. В моем понимании он таковым не является. Старчество предполагает не только духовную опытность, но определенную духовную общность и преемственность, а какая у отца Илия преемственность? С кем из старцев 70–90-х у него духовная общность? Я бы сказал, что в свое время его назначили быть старцем Оптиной пустыни… Что не удивительно. Веточка эта тянется от митрополита Никодима (Ротова), который был сложной личностью, и скорее всего, работал на КГБ, плюс ко всему высказывал и исповедовал еретические взгляды, и позорный грех экуменизма, который тянется за РПЦ МП, лежит и на его совести.

Постриг отца Илия совершил митрополит Никодим (Ротов), он же затем рукоположил его во иеродиакона и иеромонаха. О Псково-Печерском пребывании отца Илии в монастырских стенах (с 1966 по 1976 год) – тишина. 10 лет – никакой информации.

Про отца Иоанна (Крестьянкина) в этом период известно намного больше (он появился в Печорах в 1967 году). И о его монашеском пути. Тогда еще были живы некоторые из старцев, которые и стали духовно окормлять отца Иоанна.

Собственно говоря, в Оптину в конце 80-х отец Илий был послан с определенным «заданием» – открытие обители и ее жизнь должны были происходить под надзором и контролем церковных властей, которые по-прежнему были тесно связаны с КГБ и КПСС. Отец Илий был «свой» человек. На должность духовника он подходил, как нельзя лучше. Но тут возникли непредвиденные препоны. Оказалось, что есть и другие, взгляды, которые идут вразрез с «линией партии». Но стало понятно, что эта «партия» не остановится ни перед чем. Впрочем, сам отец Илий был далек от выполнения «задания». Просто проявлял удивительное малодушие. А линию партии исполнял отец Мелхиседек (Артюхин)…

Вскоре после Поместного Собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по духовной академии, вновь избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и перебрался в Переделкино, на подворье Троице-Сергиевой Лавры. Впрочем, меня это не удивляет… Клан митрополита Никодима (Ротова) одержал неожиданную победу. Надеюсь, что временную. Митрополит Иларион (Алфеев), викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, из той же когорты. По сути тесная смычка власти и РПЦ никуда не исчезла, а в высших эшелонах церковной власти оказались те, кто был в свое время близок к власти светской. Вот она преемственность!

Ничего не могу сказать об отце Илии как о монахе и священнике. Поскольку его духовная жизнь – тайна Божия. И мне надлежит проявлять уважение к его монашескому чину. Хотя бы формальное. Но интересно, были ли еще примеры назначения старцем в истории Церкви? Когда и кому делали мощную PR-кампанию в СМИ?

Бóльшая часть преподобных и старцев эпохи СССР и даже после 1991 года в той или иной степени были гонимы, или властью, или своими же братьями, и нередко существовали в опале (впрочем, это было и в общецерковной истории). Тут удивительный пример, когда старца «раскручивают» еще и сверху. Безусловно, опала не признак святости. Но в данном случае, речь о другом…

Почитал, что пишут на некоторых православных форумах об отце Илии – стиль речи простой – религиозная экзальтация. Совершенно чуждый православному духу. Православные информационные сайты буквально «забиты» под завязку беседами, интервью и наставлениями о. Илия. Уже пишут, что это «чуть ли не последний настоящий старец» Русской Православной Церкви (http://www.pravmir.ru/starik-i-vechnost/)

К счастью, отец Илий себя таковым не считает. В этом он честен пред Богом.

По сути, в настоящий момент, руководство РПЦ МП – это «духовные чада» одиозного митрополита Никодима (Ротова).

http://sergeev555.li…urnal.com/74660.html

Жившие в Оптиной издавна, после появления игумена Илия в Оптиной, должны помнить скандал с фотопортретом папы римского Иоанна Павла II в келье сего «старца».

И только когда многие из братии возроптали и отказались идти на исповедь к Илию, портрет висевший недалеко от икон был снят.

Это услышано мной от моего духовника, игумена Никона, одного из восстановителей Оптиной, молитвенника и верного воина Христова.

http://heres-rus.liv…rnal.com/39572.html

Был знаком с о. Никоном, если речь идет об игумене оптинском Никоне, который последнее время подвизался на подворье Оптиной в Москве и уже почил.

Он был в опале – это точно. Знаю и о. Илия и знаю некоторые подробности из его жизни от схиархимандрита Серафима (Томина), который был благочинным в монастыре на Святой Горе Афон, когда о. Илий (тогда еще иеромонах Илиан) подвизался там библиотекарем. Он и там имел в келье портрет Папы римского, чем смущал братию.

А однажды на Афон прибыл кардинал. Братия игнорировали его приезд, а о.Илиан вышел к кардиналу навстречу с крестом, как к архиерею. После этого братия перестала с ним общаться и через некоторое время о. Илиан вернулся в Россию.

Он говорил, что там было тяжело ему. Потому что на Афоне только игумены в свободном режиме, а иеромонахи должны нести послушания как и простые монахи. И он вернулся в Россию, чтобы получить здесь игуменство. Он постригся в схиму, получил игуменство и хотел вернуться на Афон, но его пригласил о.Евлогий в Оптину не старцем, а духовником братии. Из Оптиной Илий писал письмо архимандриту Софронию (Сахарову), но ответа так и не получил.

Думаю, что о.Илий как человек неплохой. Вот только его вера искаженная. Он считает, что католики не еретики, а наши братья во Христе. Об этом он говорил при мне одному монаху из Оптиной пустыни и говорил с фанатизмом.

Тот показывал о.Илию письмо старца Амвросия, где Старец осуждает ересь латинян, а о.Илий его чихвостил по чем свет стоит, называя «сатаной» и «раскольником».

о.Илий – простец. Он и двух слов связать не может, посмотрите его видео беседы – они все противоречивы и парадоксальны.

Простота – это хорошо, но главный дар истинного старца – рассудительность. Старец никогда не будет хвалить того, кто вредит Отечеству, а о. Илий почитает Горбачева, развалившего наше государство. о.Илий даже благословил своих чад напечатать портреты Горбачева и раздавал их в храме.

Я не осуждаю Церковь и тем более не выступаю против Церкви, рассказывая тут об о. Илие. Не трудитесь меня обвинять в этом.

Я просто хочу предостеречь людей от опасности, которая поджидает их при обращении к о.Илию. Думаю что и опубликованная здесь статья имеет туже цель.

Схиархимандрит Илий привлекает своим «смиренным» видом. Но попробуйте при нем начать разговор про католиков, назовите их еретиками и вы увидите как его «смирение» исчезнет как пар. Почему-то сразу же во всем станут виноваты коммунисты. Так о.Илий реагирует на любой и политический вопрос.

Еще большая беда его вероисповедания – это оригеновская ересь. Он считает что спасутся все – независимо от веры. И думает, что это его проявление любви. «“Бог есть любовь”. Он не может сделать так чтобы кто-то страдал», – говорит о. Илий.

Не знаю что это: прелестное заблуждение или еретическое убеждение?

Время покажет, а Господь рассудит. Простите, если кого-то смутил. Будьте бдительны. А врагам Церкви, хулящим Патриарха и священство, советую обратить внимание на свои грехи, а если вы их не видите, то сходите в храм Божий. Там предостаточно добрых пастырей, искренно ищущих спасения.

«Старец» Илий (Ноздрин) как орудие информационной войны

Как пропагандируют православный антисоветизм?

  1. Берётся человек, имеющий образ «заслуженного авторитета» (в некоторых случаях этот образ раскручивается искусственно).
  2. Его побуждают высказываться на камеру по вопросам, в которых он априори некомпетентен.
  3. После получения необходимого результата идёт накачка информационного поля готовым материалом.
  4. Православные благоговейно впитывают предложенную ушную лапшу, поскольку… «это жестарецидуховник Патриарха».
  5. PROFIT!

В качестве «заслуженного авторитета» в данном случае выступил духовник Святейшего Патриарха Кирилла, схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Например, о «могильщике» великой державы (или «империи зла») СССР Б.Н. Ельцине «старец» Илий высказался так: «Была б моя власть, я бы сделал памятник ему. Он, как Георгий Победоносец, при всем синклите этом – ЦК – бросил билет партийный… Он шёл на растерзание… Его заслуга в том, что миллионы, миллиарды людей обратились к Богу, и Церковь стала нормальной».

Налимов Михаил

…Знаю и о. Илия и знаю некоторые подробности из его жизни от схиархимандрита Серафима (Томина), который был благочинным в монастыре на Святой Горе Афон, когда о. Илий (тогда еще иеромонах Илиан) подвизался там библиотекарем. Он и там имел в келье портрет Папы римского, чем смущал братию.
А однажды на Афон прибыл кардинал. Братия игнорировали его приезд, а о.Илий вышел к кардиналу навстречу с крестом, как к архиерею. После этого братия перестала с ним общаться и через некоторое время о. Илий вернулся в Россию.
Он говорил, что там было тяжело ему. Потому что на Афоне только игумены в свободном режиме, а иеромонахи должны нести послушания как и простые монахи. И он вернулся в Россию, чтобы получить здесь игуменство. Он постригся в схиму, получил игуменство и хотел вернуться на Афон, но его пригласил Евлогий в Оптину не старцем, а духовником братии. Из Оптиной Илий писал письмо архиминдриту Софронию (Сахарову), но ответа так и не получил.
Думаю, что о.Илий как человек неплохой. Вот только его вера искаженная. Он считает, что католики не еретики, а наши братья во Христе. Об этом он говорил при мне одному монаху из Оптиной пустыни и говорил с фанатизмом. Тот показывал о.Илию письмо старца Амвросия, где Старец осуждает ересь латинян, а о.Илий его чихвостил по чем свет стоит называя «сатаной» и «раскольником».
О.Илий — простец. Он и двух слов связать не может, посмотрите его видео беседы — они все противоречивы и парадоксальны. Простота — это хорошо, но главный дар истинного старца — рассудительность. Старец никогда не будет хвалить того, кто вредит Отечеству, а о. Илий почитает Горбачева, развалившего наше государство. о.Илий даже благословил своих чад напечатать портреты Горбачева и раздавал их в храме.
Я не осуждаю Церковь и тем более не выступаю против Церкви, рассказывая тут об о. Илие. Не трудитесь меня обвинять в этом. Я просто хочу предостеречь людей от опасности, которая поджидает их при обращении к о.Илию. Думаю что и опубликованная здесь статья имеет туже цель. Схиархимандрит Илий привлекает своим «смиренным» видом. Но попробуйте при нем начать разговор про католиков, назовите их еретиками и вы увидите как его «смирение» исчезнет как пар. Почему-то сразу же во всем станут виноваты коммунисты. Так о.Илий реагирует на любой и политический вопрос.
Еще большая беда его вероисповедания — это оригеновская ересь. Он считает что спасутся все — независимо от веры. И думает, что это его проявление любви. «Бог есть любовь» Он не может сделать так чтобы кто-то страдал», — говорит о. Илий.
Не знаю что это: прелестное заблуждение или еретическое убеждение?

К этому:
http://sergeylarin.livejournal.com/177301.html

Не хотел писать об этом, но чувствую — надо.

Жившие в Оптиной издавна, после появления игумена Илия в Оптиной должны помнить скандал с фотопортретом папы римского Иоанна Павла II в келье сего «старца».
И только когда многие из братии возроптали и отказались идти на исповедь к Илию, портрет висевший недалеко от икон был снят.

Это услышано мной от моего духовника, игумена Никона, одного из восстановителей Оптиной, молитвенника и верного воина Христова.

Источник информации: http://evstoliya-3.livejournal.com/25963.html?thread=80747#t80747

ДОПОЛНЕНИЕ: Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример ОФИЦИАЛЬНОГО старчества

Прежде всего, я хочу сказать, что являюсь противником того, чтобы отца Илия называли старцем. В моем понимании он таковым не является. Старчество предполагает не только духовную опытность, но определенную духовную общность и преемственность, а какая у отца Илия преемственность? С кем из старцев 70-90-х у него духовная общность? Я бы сказал, что в свое время его НАЗНАЧИЛИ быть СТАРЦЕМ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ…Что не удивительно. Веточка эта тянется от митрополита Никодима (Ротова), который был сложной личностью, и скорее всего, работал на КГБ, плюс ко всему высказывал и исповедовал еретические взгляды, и позорный грех экуменизма, который тянется за РПЦ МП, лежит и на его совести.
(Тем не менее, отец Никодим, скорее всего, искренне заблуждался. Мне хотелось бы верить в именно такой вариант. Или его экуменизм был вынужденный. Духовную жизнь он вел весьма подвижническую. Но это уже другая история). Постриг отца Илия совершил митрополит Никодим (Ротов), он же затем рукоположил его во иеродиакона и иеромонаха. О Псково-Печерском пребывании отца Илии в монастырских стенах (с 1966 по 1976 год) — тишина. 10 лет — никакой информации.
Про отца Иоанна (Крестьянкина) в этом период известно намного больше (он появился в Печорах в 1967 году). И о его монашеском пути. Тогда еще были живы некоторые из старцев, которые и стали духовно окормлять отца Иоанна.

Собственно говоря, в Оптину в конце 80-х отец Илий был послан с определенным «заданием» — открытие обители и ее жизнь должны были происходить под надзором и контролем церковных властей, которые по-прежнему были тесно связаны с КГБ и КПСС. Отец Илий был «свой» человек. На должность духовника он подходил, как нельзя лучше. Но тут возникли непредвиденные препоны. Оказалось, что есть и другие, взгляды, которые идут вразрез с «линией партией». Но стало понятно, что эта «партия» не остановится ни перед чем. Впрочем, сам отец Илий был далек от выполнения «задания». Просто проявлял удивительное малодушие. А линию партии исполнял отец Мелхиседек (Артюхин)….

Вскоре после Поместного Собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по духовной академии, вновь избранного патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и перебрался в Переделкино, на подворье Троице-Сергиевой Лавры. Впрочем, меня это не удивляет….Клан отца Никодима (Ротова) одержал НЕОЖИДАННУЮ победу. Надеюсь, что временную. Митрополит Иларион (Алфеев) викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, из той же когорты. По сути тесная смычка власти и РПЦ никуда не исчезла,
а в высших эшелонах церковной власти оказались те, кто был в свое время близок к власти светской. Вот она преемственность!!!!

Ничего не могу сказать об отце Илии, как о монахе и священнике. Поскольку его духовная жизнь — тайна Божия. И мне надлежит проявлять уважение к его монашескому чину. Хотя бы формальное. Но интересно, были ли еще примеры НАЗНАЧЕНИЯ старцем в истории Церкви? Когда и кому делали мощную PR-кампанию в СМИ?
Большая часть преподобных и старцев эпохи СССР и даже после 1991 года, в той или иной степени были гонимы, или властью, или своими же братьями, и нередко существовали в опале (впрочем, это было и в общецерковной истории). Тут удивительный пример, когда старца «раскручивают» еще и СВЕРХУ. Безусловно, опала не признак святости. 🙂 Но в данном случае, речь о другом….
Почитал, что пишут на некоторых православных форумах об отце Илии — стиль речи простой — религиозная экзальтация. Совершенно чуждый православному духу. Православные информационные сайты буквально «забиты» под завязку беседами, интервью и наставлениями о. Илия. Уже пишут, что это «ЧУТЬ ЛИ НЕ ПОСЛЕДНИЙ НАСТОЯЩИЙ СТАРЕЦ» Русской Православной Церкви.
http://www.pravmir.ru/starik-i-vechnost/

К счастью, отец Илий себя таковым не считает. В этом он честен пред Богом.

По сути, в настоящий момент, руководство РПЦ МП — это «духовные чада» одиозного митрополита Никодима (Ротова)
http://rusk.ru/st.php?idar=105426

Источник информации:

Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может»

Подлинные задачи и ошибки духовничества, выбор священника, способного стать настоящим учителем для человека, вступающего в Церковь, — мало найдется тем для разговора сложнее, чем эти. Свои непростые вопросы «Фома» решил задать одному из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, оптинскому старцу Илию.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

— Батюшка, скажите, для чего необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться?

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

— Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас терроризм, сатанинская ненависть, деградация нашей деревни — все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь.

Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: Спаситель ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное — чему учить и как.

Христианство дает на это четкий ответ. Наша вера, богатство нашей духовной жизни зарабатывается в первую очередь прямым общением с Богом, то есть молитвой, через которую человек закрепляет свою веру, и без которой, по словам Феофана Затворника, бывшего, кстати, ректором Петербургской духовной академии, теоретические знания и образование стоят немного. Но в то же время это не отрицает значения знания, которое также является неотъемлемой частью духовной жизни, и которым человек не может ни в коем случае пренебрегать. Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать.

Учиться духовной жизни означает совмещать молитву и образование. И, конечно, прежде всего важно понимать, что духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами. Ведь нередко, приходя в Церковь, человек думает сразу же стать святым, получить от Бога особые духовные дары. Но так не бывает.

Молитва, обращение к Богу должны сочетаться с образованием, получением знаний и изменениями в повседневной жизни человека.

И вот как раз эти изменения должен направлять духовник, но сам по себе он не много даст человеку, если тот не готов принимать. Духовник может что-то объяснить, но, как сказано в евангельской притче, сеятель сеет, а затем прилетают воробьи и галки, клюют зерна и человек опять остается пустой. Человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека.

— Считается, что духовник должен научить человека мыслить самостоятельно, самостоятельно расти духовно. Однако многие люди предпочитают просто вверить себя полностью священнику, советуясь с ним даже о том, какие обои им следует купить. Многие осуждают такой отказ мирянина от своей воли. Это действительно неправильно?

— Человек должен сохранять свою волю и сам принимать решения. Потому что только сам человек может сделать в своей душе окончательный выбор.

Разве Господь не мог избавить Иуду от предательства? Мог бы, конечно. Но почему тогда Он этого не сделал? Потому что сделать это можно было только насилием. А принуждение человека для Бога, для святости Божией недопустимо. Принудительное добро не может быть добром. Ведь почему распялся Спаситель? Он мог весь мир сделать идеальным и без этого, чтобы никаких пороков на земле не осталось, и человек ни в чем бы ни нуждался, ни в каких армиях и канцеляриях. Но Господь мог сделать это лишь принудительно, сломав свободную волю людей. И Он не пошел на это, оставив людям возможность самостоятельно выбирать между добром и злом.

Наша социальная жизнь дает человеку готовые знания, культуру, готовый опыт, но как этим пользоваться, человек решает сам. Также и в жизни духовной. Господь дает нам, через свою искупительную миссию, через крест, возможность побеждать свои немощи, бороться с дьяволом. Но воспользоваться этой возможностью мы можем лишь по собственной воле. Господь сотворил для нас мироздание, создал законы, по которым мы живем, дал нам воду, пищу, всё, что необходимо. Но как именно жить в этом мире, обусловлено, в первую очередь, нашей волей, нашим трудом и знаниями. А потому важно, чтобы жизнь строилась и на соблюдении Божественных установлений, и на свободном человеческом выборе.

— А если духовник откровенно ломает человеческую волю, пытается не учить, а приказывать?

— Тогда это не духовник. Что тут говорить, ведь все сказано в Евангелии. Посмотрите, как действовал Спаситель, как действовали апостолы. Так должен действовать и духовник. А если он не поступает по Писанию, не следует евангельским заповедям, и пытается принуждать… как он может тогда быть духовным учителем христианина?

Конечно, побуждать человека к тому, чтобы он изменился, надо, надо исправлять и направлять, но в то же время ни в коем случае нельзя подавлять личность.

— Некоторые люди принципиально ищут духовника в монастыре и даже не заглядывают в храм рядом со своим домом…

— Это опять же неверно, когда человек ищет где-то за морем, думая, что там будет лучше. Старец Силуан говорит, что если человек верит духовнику, то Господь ему открывает через духовника мудрость, независимо от того, насколько духовник мудрый, ученый, или опытный. Тут нужно больше доверия вопрошающего к Господу. Если есть доверие Богу, то благодать Божия открывает то, что необходимо вопрошающему.

— Во многом тяготение к монастырю у новообращенного человека связано с тем, что путь монаха считается более правильным, более спасительным, а жизнь мирянина представляется своеобразной «полумерой».

— Жизни монаха и мирянина, конечно, серьезно различаются. Это два разных пути, но они в равной степени ведут к главной цели человеческой жизни: спасению души и соединению с Богом.

Если человек уходит в монастырь, он целиком посвящает свою жизнь спасению души. Его жизнь складывается из молитвы и послушания, которое должно быть неотъемлемой частью жизни любого монаха. И здесь, кстати, роль духовного руководителя, степень подчинения ему должна быть значительно выше.

Но и жизнь мирянина также подчинена той же цели спасения. Разница лишь в том, что у мирян она сопряжена с другими обязанностями: обеспечением семьи, воспитанием детей, другими важными богоугодными заботами. К тому же в жизни человека, не удалившегося от мира, встречается масса мирских искушений, но это не только лишняя опасность, но и лишняя возможность, потому что, преодолевая эти искушения, человек приобретает бесценный духовный опыт.

Важно помнить, что Господь знает, кому какие испытания послать. Нет человека, который не может спастись. Поэтому, выбирая свой путь, нужно помнить, что как путь монаха, так и путь мирянина одинаково спасительны, и выбор важно сделать осмысленно, без спешки, исходя из своих внутренних приоритетов. И поступить в соответствии со своей совестью, по Божией правде.

— Так что же делать человеку, который только пришел в Церковь и ищет своего духовника? Как сделать правильный выбор?

— Важно помнить, что наш мир лежит во зле, все мы грешны после грехопадения Адама, и здесь у каждого человека, у каждого духовника есть тоже свои грехи. Полного идеала никогда не бывает.

Действительно, есть люди большого знания и духовного опыта, к которым можно пойти под духовное руководство. Однако выбирать нужно внимательно, понимая, что даже очень хороший духовник может по каким-то причинам не подходить лично вам. Даже очень эрудированный и опытный духовник может не подойти по каким-то чисто человеческим критериям, и вам будет трудно выстроить свои отношения, поэтому важно оценить всё, в том числе и человеческую совместимость

И кроме того, я хотел бы напомнить, что говорил Феофан Затворник о начале духовной жизни человека. Что такое Царствие Небесное? Это богообщение, чистота души и благодать Божия. Очистить себя от своих грехов и лично обратиться к Богу — главное, для чего человек приходит в Церковь. И если человек научился покаянию, перемене души и молитве, то он сможет жить при любом духовнике, сам действовать, самостоятельно делать выбор в пользу добра, стремиться к нему. Если же не научился — никакой духовник ему не поможет.

Важно также не забывать в своем доверии к человеку самостоятельно оценивать происходящее. Необходимо соотносить слова духовника со словами Евангелия, с учением Отцов Церкви, с ее соборными решениями, которые важно изучать и понимать. Никакой авторитет духовника не может перекрывать их.

И, конечно же, человеку, пришедшему в Церковь, нужно непрестанно молиться, ведь общение с Богом — это и есть главное, к чему стремится каждый христианин.

***
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (XIX в.):

«Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе… Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния… Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи».

***
Преподобный Симеон Новый Богослов (X в.):

«Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».

***
Преподобный Иоанн Лествичник (VI в.):

«Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели».

***
Святой Макарий Великий (IV -V вв.):

«Встречаются души, соделавшиеся причастницами Божественной благодати… вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном… которое требуется и доставляется истинным подвижничеством. <…> В монастырях употребляется о таких старцах изречение: «свят, но не искусен», и наблюдается осторожность в советовании с ними… чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев».

Опубликовано в журнале «Фома»

Вы прочитали статью Схиархимандрит Илий (Ноздрин): о духовниках. Читайте также:

О духовнике и старцах

Духовный отец – кто он?

Духовный отец – кто это?

Страшно ли стать духовником

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *