О Василий росляков

Комментарии 1

Христос посреди нас! И есть, и будет!

Отец Василий (иеромонах Филофей (Сергиев), иеромонах Игнатий (Миролюбов)), Вы не один год трудитесь на благо Православной Церкви и Святой Руси, и всегда руководя другими, Вы скрывали себя, как и подобает, когда человек творит добро тайно. Но сегодня, когда Вы используете Ваш авторитет, Ваши ресурсы в СМИ, доверие читателей, чтобы насаждать заблуждение и неправду, хочу обличить Вас и Ваше поведение.

Наше личное знакомство, моё уважение к Вам, не может стать причиной молчаливого попустительства к Вашим непонятным поступкам и словам. Когда мы встречались с Вами в Москве несколько лет тому назад в подвале редакции газеты «Дух Христианина» (ДХ), которой Вы руководите, мы разговаривали о «патриархе» Кирилле. Я спрашивал Вас, почему Вы перестали обличать его. Вы сказали, что если бы я знал, как с Вами поработали ФСБ-шники, тогда бы я понял.

Вам они запретили касаться «патриарха», и с того времени газета ДХ взяла такой курс — обличение ереси экуменизма, но не трогая еретика патриарха. Угроза есть угроза, что с Вами делали, Вы тогда мне не рассказали, и я этого не знаю, пишу то, что Вы сказали мне, что органы оказали на Вас давление и из-за этого Вы «патриарха» не трогаете. Не имею право судить Вас – ни за то, что Вы их послушались, ни за то, что Вы продолжили издание газеты ДХ и стали недоговаривать правду.

Сегодня же, когда ревнители стали обличать патриарха в ереси и отступничестве от Святаго Православия, стали применять 15-е правило, Вы опубликовали следующие статьи, внесли смущение в души Православных:

Иеромонах Филофей (Сергиев). Ответ священнику Иоанну на вопрос о 15-м правиле Двукратного Собора

Поминать или не поминать Патриарха Кирилла? Иеромонах Филофей (Сергиев). Второй ответ священнику Иоанну на вопрос о 15-м правиле Двукратного Собора

Тот в Истине, кто в Церкви: О письме святогорцев, оправдывающих непоминание епископов. Комментарий иеромонаха Игнатия (Миролюбова)

Прискорбная клевета: Ответ о. Филофея (Сергиева) на несправедливые обвинения о. Алексия Мороза

Отец Василий (иеромонах Филофей (Сергиев), иеромонах Игнатий (Миролюбов)), объясните, почему Вы пошли против Истины? Какая тому причина? Кто дал Вам право отменять правило, которое установлено Духом Святым и Святыми Отцами Православной Церкви?! Почему Вы обманываете, а на самом деле угрожаете Православным, которые хотят применить 15-е правило и прервать евхаристическое общение с лжепатриархом, что они уходят из Церкви? Что учиняют раскол?

Преступно во время Церковной смуты, которую спровоцировали еретики экуменисты, их совсем не трогать, ведь так велели Вам ФСБ-шники, но за то обличать, клеветать и наговаривать на Православных ревнителей, которые применяют Святоотеческий опыт в борьбе с еретиками. Преступно и не по-монашески, о. Василий (иеромонах Филофей (Сергиев), иеромонах Игнатий (Миролюбов)), угрожать Православным расколом, а на самом деле исполнять и озвучивать ФСБ-шные угрозы – не трогать «папу русского»! Ведь если Вы сами не желаете идти этим благословенным путём, для чего закрывать его для других, которые не желают соучаствовать в беззакониях лжепатриарха?

Отец Василий (иеромонах Филофей (Сергиев), иеромонах Игнатий (Миролюбов)), Вы отвергаете исповеднический опыт Святой Горы Афон, где 15-е правило применяли не только отдельные священники, а несколько монастырей. Во время непоминания Константинопольского патриарха еретика, Святогорцы не поминали другого епископа, хотя были в общении с епископом, который, как и сами Святогорцы, был непоминающим. Применение 15-ого правила даёт возможность не поминать лжеепископа, но не указывает, что нужно поминать другого епископа.

Путь 15-ого правила явление временное – до разрешения Церковной смуты, когда непоминающие снова станут поминающими, но не еретика, а нового Православного Патриарха. Православный Собор осудит ереси и еретиков, а до того времени Православные, которые увидели и узнали, что патриарх или епископ впали в ересь, обязаны отделиться от еретика, прервать с ним евхаристическое общение. Но это отделение не от Церкви Христовой, а напротив сохранение верности Господу нашему Iисусу Христу и Его Святой Церкви!

Так учат Правила Православной Церкви и наши Святые Отцы. Вы сам скоро сможете почитать на Русском языке труд о 15-ом правиле Православного Христианина из Греции, который был секретарем Архиерея, который применял 15-ое правило. Над этим трудом о 15-ом правиле он работал 8 лет. Исторически испытанная, каноническая формула поминания, когда применяется 15-ое правило: «ВСЯКОЕ ЕПИСКОПСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ».

Отец Василий (иеромонах Филофей (Сергиев), иеромонах Игнатий (Миролюбов)), Вы восстали против Святых Отцов и против ныне здравствующих Старцев иеросхимонаха Рафаила (Берестова) и схимонаха Гавриила Карейского. Ваши оскорбления и обвинения наших Старцев о. Рафаила и о. Гавриила, иером. Саввы Лавриота, о. Алексия (Мороза), Алексея Добычина и меня грешного в расколе являются Вашим личным мнением, обоснованным не Священными Канонами и Святыми Отцами, как Вы это представляете читателям, а клеветой и ложью.

Мы – Православные, а не раскольники! Мы члены Русской Православной Церкви МП, члены Церкви Христовой. Вы надеетесь, что Вашу ложь и клевету в статьях, в которых приводите многие Святоотеческие цитаты, читатели легче проглотят? Но прошу Вас, скажите честно: Когда, как и кому можно применять 15-е правило? Не противьтесь Святым Отцам, Старцам и ревностным священникам! Покайтесь и оставьте это дело, когда Вы идёте против Истины Христовой — это путь богоборчества.

Вы приводите слова Святых Отцов и другие правила Православной Церкви, которые не относятся к вопросу: Как Православным противостоять сегодня ереси и еретикам в нашей Русской Церкви? А выставляете ситуацию так, как будто кто-то не согласен со Священными Правилами и цитатами Святых Отцов, которые Вы приводите. По этому вопросу преп. Феодор Студит пишет: «Мы неправильно ссылаемся на изречения Святых Отцов и от этого впадаем в отцеборчество или, лучше сказать в богоборчество». Все правила, которые Вы приводите, относятся к отношениям Православных к своему Православному Патриарху или епископу, но не к патриарху или епископу еретику!

Имеют ли право Православные отделяться от патриарха еретика?

Святой преп. Иосиф Волоцкий, «Просветитель», 12 гл.: «Иоанн Златоуст: Если святитель отдает неправедное повеление — не покоряйся ему, даже если он будет ангелом.

Святой Афанасий Александрийский: Уклонимся от пути соблазнительного и извержем не чувственное око, но духовное: если епископ или пресвитер, являющиеся очами церковными, живут неподобающим образом и соблазняют людей, следует извергнуть их. Лучше людям без них собираться в храм для молитвы, нежели вместе с ними, как с Анною и Каиафою, быть ввергнутым в геенну огненную. Ведь Соломон говорит: суетная клятва подобна летающим птицам — не найдешь следа ее (Ср.: Прем. 5, 11.). Когда Бог попускает, безумные восстают на мудрых, нечестивые на благочестивых и неправедные на праведных, уничижая и творя обиды.

Из святых Правил: Те, кто отходят от общения с епископами, впавшим в какую-либо ересь, не только не подлежат запрещению по Правилам, но и сподобятся чести, подобающей православным, ибо они презрели не епископов, но лжеепископов и ложных учителей, и не разрушили единство церковное, но старались устранить церковные расколы и разделения (15-е правило Константинопольского собора Двукратного.).»

Обратите внимание, о. Василий (иеромонах Филофей (Сергиев), иеромонах Игнатий (Миролюбов)), что на 15-е правило указывает св. преп. Иосиф Волоцкий, и сам он применял его в борьбе с жидовствующими еретиками! «В это время (около 1493г.) по призыву Новгородского святителя на борьбу с жидовством со всей силой пламенной веры и ревности о Господе встал преподобный Иосиф Волоцкий.

Он видел, что призывы святителя Геннадия к верховной власти об искоренении ереси не достигают результатов, и пошел по иному пути: обращался к епископам, монахам, благочестивым мирянам с воззванием противостать злоумышленникам, «за Христа пострадать и за Пречистую Богородицу”. К Суздальскому епископу Нифонту, именуя его «главой всем”, так как еретика Зосиму он не мог считать главой Русской Церкви, преподобный Иосиф пишет: «…На престоле чудотворцев Петра и Алексия и иных великих православных святителей ныне сидит скверный злобесный волк, облекшийся в пастырскую одежду, чином святитель, а делами Иуда предатель, бесам причастник… какого и среди древних еретиков и отступников не бывало… Если не искоренится этот второй Иуда — мало-помалу отступничество овладеет и всеми людьми…” («Просветитель»)

Так преп. Иосиф Волоцкий писал о предстоятеле Русской Церкви, который еще не был осужден Собором! Как Вы будете судить Святого Отца? Нельзя хулить предстоятеля? Недопустимо такое говорить? Это раскол? Простите, но это путь Святых Отцов, которые обличая еретика, обличали не епископа, а лжеепископа, о чём и говорится в 15-ом правиле.

Кто из архиереев Русской Церкви сейчас борется с всеересью экуменизма? Кто из архиереев обличает нового Зосиму лжепатриарха? Но если нет архипастырей, слава Богу! есть священники, монахи и мiряне. Есть правила, которые дают нам возможность отвергнуть ересь и еретиков, и самим не уйти в раскол, а оставаться в Церкви Христовой и удостоится похвалы от Бога и Святых Отцов, что мы встали на защиту Православия.

Святитель Никодим (Милаш) Исповедник даёт толкование на 15-е правило:»…Если кто-либо из епископов, митрополитов или патриархов начнет проповедовать какое-либо еретическое учение, противное Православию, тогда прочие священно- и церковно-служители вправе и даже обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха, причем за это не только не будут подвержены какому бы то ни было каноническому наказанию, наоборот, удостоены будут похвалы, ибо этим они не осудили и не восстали против настоящих, законных епископов, а против лже-епископов, лже-учителей, и не раскол образовали они этим в Церкви, напротив, по мере сил освободили Церковь от раскола, предупредили разделение».

А еще, чтобы немного успокоить Вас, хочу сказать, что хотя пока нет архиереев в Русской Церкви, которые открыто борются с экуменистами, но есть Архиереи сочувствующие ревнителям, и они не согласны с политикой п.Кирилла и его еретическими высказываниями и поступками. Дай Бог, чтобы кто-то из них встал на путь исповедничества. И эти Архипастыри благословляют антиминсы, даже с надписью для служения «идеже прилучится», т.е. эти антиминсы предназначены для времен гонений на Православных, а времена эти уже наступили.

На антиминсах можно служить, где придётся – в домашнем храме, в лесу или в поле. Сочувствующие архипастыри благословляют сооружение домашних храмов, святое миро, рукополагают священников и др. Так что, о. Василий (иеромонах Филофей (Сергиев), иеромонах Игнатий (Миролюбов)), не всё так плохо как Вам кажется, ибо непоминающие никуда из РПЦ МП не уходят и связь с Русскими Архипастырями не разрывают. Мы не согласны с их молчанием сегодня, но все мы молимся и надеемся, что кого-то из них Господь воздвигнет на борьбу за Святое Православие.

Те из Архипастырей, кто не участвуют в ереси экуменизма, кто не разделяет еретические взгляды экуменистов, кто не гонит и не запрещает Православных за правду, такие Архипастыри не еретики и не враги Церкви. Они молчат страха ради иудейска, увы, сейчас они боятся «патриарха» больше, чем Бога. Лжепатриарх открыто на Архиерейском соборе внес ересь экуменизма, а архиереи своим молчаливым согласием утвердили её. Но покаяние и исправление для них всегда открыты, ибо они не злоупорствующие еретики как лжеепископы Кирилл и Иларион.

Господи, Матерь Божия, помогите нашим Архипастырям отвергнуть страх иудейский и встать на защиту Православной Веры, осудить ересь экуменизма и нераскаянных еретиков!

Отец Василий (иеромонах Филофей (Сергиев), иеромонах Игнатий (Миролюбов)), ведь если действительно нельзя было бы отделяться от патриарха еретика, как бы тогда Святые Отцы Исповедники защищали бы Православие? Получается, что они уходили в раскол? Или им надо было оставаться под властью еретиков и во всем им оказывать послушание? Конечно же, нет!Очень важно понять, что отделение от патриарха или епископа впавшего в ересь, не есть отделение от Церкви Христовой!

Отец Василий (иеромонах Филофей (Сергиев), иеромонах Игнатий (Миролюбов)), Вам не кажется странным, что Вы так быстро и необоснованно вынесли приговор нам — Православным, что мы раскольники, но за то Ваше долготерпение к патриарху еретику так велико, что Вы остаётесь в общении с ним и призываете то же самое делать всем? Ведь если вы ревнуете за чистоту Православия и видите какие-то наши ошибки, и знаете, как лучше поступить, почему по-братски не напишите: братия, вы здесь ошибаетесь, нужно поступить так-то и так-то.

Но этого нет. От Вас мы слышим/читаем необоснованные обвинения и оскорбления, никаких примеров из истории Церкви, как именно вести борьбу с еретиками Вы не указываете. Все цитаты, которые Вы приводите, не относятся к случаю, когда патриарх впал в ересь и отступничество. Или Вы предлагаете быть в общении с экуменистом и бороться с экуменизмом?

Если на Русской земле разносится ересь экуменизма, то эта ересь имеет своих носителей. Невозможно бороться с ересью, не обличая и не осуждая конкретных еретиков, которые распространяют это зловерие. Если писать и выступать против ереси, а с еретиками общаться, это будет и самообманом, и соучастием в их злых делах. Это будет молчаливым предательством Православной Веры.

Имеют ли силу запреты архиереев, если эти запреты против истины и если запреты исходят от еретиков, которых Православные ревнители не поминаем по 15-му правилу?

«Просветитель», 12 гл.: «Святой Дионисий Ареопагит: Если епископ отлучит кого-либо против воли Божией, Божий суд не согласуется с этим.

Василий Великий: Если кто-нибудь оставляет кого-либо без благословения на неопределенное время, сам да пребудет без благословения. Епископ или священник, отлучающий кого-либо от Причастия без определенной причины, сам да пребывает без Причащения столько времени, как решит епископ, которому он подчинен.

134-е правило Карфагенского собора: Если какой-либо епископ отлучит причетника своего, не обличенного в грехах, но осудит его лишь своим судом, да будет и сам отлучен иными епископами, которые да не вступают в общение с ним, чтобы он избегал говорить поспешно о том, чего не может доказать.

4-е правило Седьмого святого Вселенского Собора, которое дано епископам отчасти для того, чтобы они сообща по-отечески исправляли прегрешения подчиненных им причетников и прочих людей духовного звания: Если какие-нибудь епископы, пользуясь властью, отлучают кого-либо, или запрещают, или не допустят кого-либо к службе, или закроют церковь, так что в ней не будет службы,— по своей страстной воле, ради получения денег или по другой причине,— то таковые воистину будут претерпевать те же страдания: да получит епископ от митрополита отлучение, да обратится болезнь его на главу его (См. Пс. 7, 1.), ибо он преступил заповеди Божии и апостольские повеления. Пусть учатся не запрещать понапрасну».

Отец Василий (иеромонах Филофей (Сергиев), иеромонах Игнатий (Миролюбов)), Ваше мнение:

«Но есть также правила, которые однозначно говорят, что власть судить епископов и выносить определения об их уклонениях имеют только соборы епископов, а никак не священники и уж тем более не простые монахи и миряне».

Ответ снова беру у преп. Иосифа Волоцкого, «Просветитель», 13 гл.

«Теперь скажем еще об одном еретическом мнении: если, мол, и подобает судить или осуждать еретиков или отступников, то подобает это царям, князьям, святителям и судьям мирским, а не инокам, которые отреклись от мира и от всего, что в мире, и которым подобает лишь внимать себе и никого не осуждать — ни еретика, ни отступника.

На это мы ответим следующее.

Если инокам не подобает осуждать ни еретика, ни отступника, то как же Антоний Великий (17 января.) осуждал их? Ведь он говорил, что слова еретиков страшнее яда змеиного, и наказывал ученикам своим не иметь никакого общения с мелетианами или с арианами и прочими еретиками.

И святой Пафнутий исповедник, бывший на Первом Соборе, вместе со святыми отцами осудил Ария в заточение.

А преподобный Пахомий (Пахомий Великий, 15 мая.) всегда осуждал еретиков и говорил, что вступающий в общение с еретиками и читающий писания Оригена, Мелетия, Ария и прочих еретиков сходит на дно ада.

Также и Макарий Великий (19 января.) вышел из пустыни ради того, чтобы осудить еретика и прекратить его ересь, что и сделал.

И преподобный Ефрем Сирин (28 января.), услышав, что умножаются еретические мудрования Аполлинариевы, оставил пустыню и пришел в Константинополь, и не только осудил Аполлинария, но и предал его злой смерти своим благорассудным искусством.

Дивный же Исаакий Далматский (30 мая.) поселился в пустыне с самых младенческих лет, но когда услышал, что Валент распространяет Ариеву ересь, пришел в Византию, и не только осудил Валента, но и предал огню.

И Василий Великий (1 января.) жил в Понте, пребывая в безмолвии, вместе со святым Григорием Богословом; когда же они услышали о множестве еретиков, пришедших в Кесарию, то оставили свои жилища и отправились в Кесарию, и оставались там, пока не прогнали всех еретиков.

Также и великий Евфимий (20 января.), хотя сам и не был на Третьем Соборе, но послал на Собор своих учеников и повелевал осуждать и проклинать еретиков.

Святой же Авксентий (14 февраля.), который по причине глубокой старости и великих трудов не мог пойти на Собор святых отцов, когда те собрались для осуждения ереси Нестория, повелел привести пару волов и отвезти его на Cобор, чтобы осудить и проклясть еретиков.

Точно так же и святой Даниил Столпник (11 декабря.), который не мог ходить своими ногами вследствие сильной немощи, повелел людям отвести его на Собор святых отцов, чтобы проклясть и осудить еретиков.

Подобным образом поступил и Савва Освященный (5 декабря): увидев, что умножается ересь Северова, он отправился из Иерусалима в Константинополь, к царю Анастасию, и умолял его осудить и проклясть еретиков. Великий же Феодосий (11 января.), увидев, что Северова ересь распространяется по миру, оставил монастырь, вышел из пустыни и обходил села и города, чтобы утвердить верных и осудить и посрамить еретиков. Потом он собрал всех иноков, пришел в Иерусалим с Саввою Освященным, и они вошли в церковь, а следом за ними шли ученики их, множество иноков, около десяти тысяч. И Феодосий Великий и Савва Освященный взошли на амвон и осудили и прокляли Севера и всех еретиков.

Так же было и на Шестом Соборе: вместо патриарха Александрийского прибыл монах Петр со святыми отцами и осудил еретиков.

Так же поступила и святая мученица девица Феодосия (29 мая.), которая родилась по обетованию святой мученицы Анастасии, семи лет постриглась в иноческий образ и с тех пор пребывала в монастыре неотлучно. Услышав, что царь Лев, из Исаврии, послал своего спафария, чтобы он сбросил и разбил икону Владыки Христа, изображенную на медных городских воротах, святая Феодосия поспешила к месту тому, и, увидев, что спафарий трижды ударил секирой по образу Спаса Христа, немедленно сбросила лестницу на землю, и предала спафария горькой смерти.

Потом вместе с другими инокинями она отправилась в патриархию, и они побили камнями патриарха Анастасия, иконоборца, и здесь же святая была убита злочестивым царем, за образ Господа нашего Иисуса Христа. А чтобы не сказал никто, что Христова мученица Феодосия сотворила это дело не по божественному повелению — своими руками предала человека смерти, — для этого преблагой Владыка Христос по смерти прославил ее множеством чудес и дивными знамениями, и тело ее сохранил целым и нетленным, чтобы все приходящие к ее гробу получали исцеление от всяких недугов. И святые божественные отцы почтили ее песньми и похвалами, канонами и тропарями, и наравне с великими мучениками и мученицами Христовыми повелели праздновать ее память, мая в 29 день.

Позднее же, вместе со святой царицей Феодорой и с благочестивым царем Михаилом, собрались святые великие постники и чудотворцы: великий Иоанникий, Арсакий, Исакий и Феофан исповедник, и многие другие, которые оставили монастыри и пустыни и пришли в город, чтобы осудить и проклясть еретиков. Да и на все Вселенские и поместные Соборы приходили иноки, оставляя монастыри и пустыни и стекаясь в города.

Так же и князья, и воеводы, и простые люди, мужчины и женщины — все православные христиане, вместе со святителями и священниками, осуждали еретиков. И, под действием Святого и Животворящего Духа, были написаны божественные правила. Кроме того, к божественным правилам добавили и гражданские законы, чтобы не только осуждать еретиков, но и проклинать, и предавать лютым казням.

Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.

Богу нашему слава ныне, всегда и во веки веков. Аминь».

Прошу Вас, о. Василий, попросите прощения у наших Старцев – они Божии ревнители, попросите прощение у о. Саввы, о. Алексея, Алексея Добычина и у всех Православных ревнителей, у Православных, которых Вы соблазнили своими статьями. Я лично Вас прощаю и не обижаюсь. Все мы можем ошибиться, главное не упорствовать в заблуждении, а покаяться и помириться.

Иеромонах Василий Росляков

1960-1993 СТРАНИЦА ПАМЯТИ
Возможно ли спасение в современном мире? Для чего нужно читать Евангелие и выполнять утреннее и вечернее молитвенное правило? По этим вопросам много было сказано и написано угодниками Божьими в прошлые века. В данном разделе мы хотели бы кратко рассказать Вам о человеке, который жил в одно с нами время и на примере своей жизни показал что для того, кто твердо решил идти к Богу и не оставляет этой решимости на протяжении всего своего пути, не могут быть препятствиями никакие внешние причины (окружающая безнравственность и т.д.). В приведенных нами письмах иеромонаха Василия к его духовной дочери (его бывшей преподавательнице) даны конкретные советы о том, что нужно для того, чтобы приблизиться к Богу или, точнее сказать, как не удалять себя от Него. Уже сами письма дают достаточно полное представление о написавшем их человеке, о том, какого духовного уровня он достиг. Мы решили не останавливаться подробно на биографии отца Василия (подробнее о его жизни Вы можете прочитать в книге «Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Благословенно воинство (Мученичество в жизни церкви). Свято-Веденская Оптина Пустынь» ), а только очень сжато дополнить эти письма отдельными выдержками из его биографии, заимствованными (большей частью дословно) из вышеупомянутой книги.
Иеромонах Василий (Игорь Иванович Росляков) родился 23 декабря 1960 года.
С третьего класса Игорь начал заниматься водным поло и к концу последнего курса факультета журналистики (на который поступил в 1985 году) он уже стал членом сборной команды СССР. В команде Игорь пользовался большим уважением, его слово в случае возникновения каких-либо спорных вопросов всегда было решающим.
Каким образом в Игоре разгорелась вера в Бога, неизвестно, поскольку его внутренняя жизнь была закрыта для посторонних. Близкие к нему люди не могли оценить и те перемены в Игоре, которые были для них заметны. Когда после гибели иеромонаха Василия один из его товарищей по водному поло крестился вместе со всей своей семьей и стал соблюдать посты, он понял насколько непросто поститься, даже если сидеть дома. Игорь же соблюдал посты и во время соревнований, причем не ел даже рыбы. Товарищи боялись проиграть из-за него на соревнованиях, если он ослабеет из-за поста. Однажды Великим постом Игорь сказал одному из них: «Главное, чтобы были духовные, а физические силы после придут. Силы дает дух, а не плоть». Это высказывание Игорь подтвердил вскоре своей игрой в решающем финальном мачте, в ходе которого он забил много голов. Команда победила и тот факт, что Игорь постился во время соревнований, оправдал себя в глазах его товарищей.
Характер у Игоря по словам знавших его людей был самостоятельный, твердый и ровный. Как рассказала его учительница, преподавательница литературы: «Это был человек одаренный, отмеченный свыше. Ему рано стали знакомы понятия «долг» и «надо».
Игорь отличался нравственной строгостью, молчаливостью, скромностью, душевной красотой. Его не видели гневающимся или даже просто чем-нибудь недовольным. Он никого не обижал. Что касается профессии журналиста, Игорь получал приглашения сотрудничать в крупных московских газетах, но, зная о зависимости прессы от властей, отказывался. Всегда был тихим и скромным. В споры старался не вступать, говорил лишь тогда, когда спрашивали.
Никто не может сказать, откуда у Игоря появилась любовь к монастырям и к монашеству, что могло подвигнуть его к воцерковлению, где мог он приобрести глубоко христианскую культуру, которой ни в школе, ни в университете нельзя было научиться.
В 21 июля 1988 года Игорь приехал в Оптину Пустынь (до этого он уже не раз ездил работать во славу Божью в Псково-Печерский монастырь) и пробыл здесь до конца августа. Здесь он приходит к окончательному решению уйти в монастырь. Игорь едет в Москву, чтобы рассчитаться с миром.
17 октября 1988 года он прибыл в Оптину Пустынь, где он прошел путь от трудника до иеромонаха. Вот основные даты из монастырского периода жизни Игоря Рослякова/отца Василия:
29 апреля 1989 года – облачение в подрясник ( = стал послушником).
5 апреля 1990 года — постриг в рясофор ( = стал иноком) и наречение именем Василий
8 апреля 1990 года — рукоположение во иеродиакона
23 августа 1990 года — постриг о. Василия в мантию ( = мантийный монах)
21 ноября 1990 года – рукоположение во иеромонаха.
5/18 апреля 1993 года – убийство в первый день Пасхи о. Василия и двух иноков (Ферапонта и Трофима) сатанистом.
Жившим с о. Василием в монастыре людям запомнилось его немногословие, склонность к уединению, строгое даже по монастырским меркам соблюдение постов. Те, кто слышал проповеди о. Василия говорят, что он был одним из лучших проповедников Оптиной Пустыни. Носил всегда старую рясу, на которой были даже заплаты, и сам стирал ее. На ногах кирзовые сапоги (с портянками по-солдатски): это были еще его послушнические сапоги. Кто-то вспоминал: «Батюшку Василия было слышно издалека: когда он шел, то сапогами гремел». Попытки переобуть его во что-либо удобное не удавались, так до конца жизни он в этой кирзе и проходил: зимой и летом, и в монастыре и в Москве на послушании, и во время поездок в Троице-Сергиеву Лавру (он учился заочно в Московской духовной семинарии).
Мы приведем только несколько воспоминаний об о. Василие из книги «Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Благословенно воинство (Мученичество в жизни церкви). Свято-Веденская Оптина Пустынь»:
Отец И.: «Исповедовался он кратко, цельно, по существу, без оговорок, объяснения обстоятельств, которые могли что-то извинить, смягчить, то есть без всякой пощады к своему ветхому человеку. Это было продуманное слово, это, действительно было покаяние – глубоко прочувствованное сознание своей греховности. Он старался избавиться от всего, что мешало его духовной жизни».
м.Л.: «Он нам говорил: нужно понять, что монашество заключается не в одежде, даже не в правиле, а в покорности воле Божией».
«Отец Василий был человеком очень большой воли. Мне кажется, что он никогда в жизни не опускал свое молитвенное правило, — говорит отец Ф. – Во время поездки в Архангельскую область мы с ним так уставали порой, что я думал: «Какое тут правило? Только бы рухнуть». А он качался, но все равно читал правило… Полунощницу читал каждый день, повечерие все вычитывал… Мы уже на ногах не держимся, падаем, а он все стоит, читает».
Легок был о. Василий на подъем, когда просили его приехать для исповеди и Причастия. Иегумен П. вспоминает: «Однажды в два часа ночи позвонили из больницы, сказав, что умирает православный человек и надо прислать священника. Я знал, что о. Василий перегружен до предела. Но кого послать? Этот стар, тот болен… И я постучался в келлию о. Василия. Вот что меня поразило тогда: он будто ждал моего прихода, был одет и мгновенно поехал в больницу. Причастить больного не удалось, так как он уже был без сознания, но всю ночь до последней минуты рядом с ним молился о. Василий.
Мы привели лишь немногие из воспоминаний об о. Василие. О. Василий и два инока, убиенные вместе с ним сатанистом еще не причислены к лику святых. Но они уже прославлены Богом через чудеса, совершаемые на их могилах и прославлены людьми, получившими помощь при обращении к этим оптинским новомученикам. Таких случаев много. Вот лишь один из них, на наш взгляд, наиболее яркий:
24 октября 1998 года, — пишет жительница города Козельска Л.В.Т., — на Собор Оптинских старцев я пошла после литургии на могилки новомучеников. К могилкам подошел паломник и, как-то странно и неловко прижимая к себе бумагу, попросил меня набрать в нее земли с могил новомучеников. «Разве Вы сами не можете?» – удивилась я. Но тут взглянула на его руки и мне стало стыдно: кисти его рук были бледно-восковые и, как у мертвеца совершенно обескровленные. Он не мог владеть ими. Я, конечно, тут же стала набирать ему земельки с могилок и говорю: «Да Вы хоть приложите руки к могилкам». Наклонился он над могилкой о. Василия, водит руками по земле. Вдруг засмеялся и сел на лавочку возле могилки, показывая мне свои пальцы: «Смотрите, — говорит, — руки живые, а врачи хотели мне их отнять». Чудо исцеления произошло у меня на глазах». Чтобы засвидетельствовать свое исцеление, паломник А.Н.А. после возвращения из Оптиной сходил к врачу, а вскоре от него было получено письмо с вложенной медицинской справкой, в котором он описал свое исцеление: » … Я положил руку на могилку о. Василия и стал молиться о помощи. Минут через пять я почувствовал, что кисть руки потеплела, а в следующие десять минут пальцы порозовели и кровообращение восстановилось. В тот же день я работал в монастыре на послушании – возил на тачке дрова от разобранного сарая. Работал голыми руками, но руки не замерзали».
От себя еще хотелось бы добавить, что Господь сказал: «Будьте святы потому, что Я свят». О. Василий выполнил эту заповедь (он уже соответствовал ей еще до ухода в монастырь). Можно после прочтения этих кратких выдержек из жизнеописания о. Василия найти себе такие отговорки, что в отличие от него святость – это не наш удел. Мы, дескать, обычные грешники… Но ведь слова Господа обращены ко всем. «Будьте святы потому, что Я свят». Каждому Бог определил свое место в жизни, свой путь спасения и степень трудности этого пути, ибо Бог смотрит на сердце. Он знает, сколько Он дал нам талантов и сколько с кого из нас потребовать. Наше дело использовать то, что дано нам добросовестно, не ища себе поблажек и отговорок потому, что придет время, когда каждый должен будет дать ответ за прожитую жизнь. Что ответим тогда Богу (глядя на двери рая) за то, что могли делать, но не делали из-за нерадения, опять «я же не святой»?
Отец Василий, моли Бога о нас!

ВАСИЛИЙ (РОСЛЯКОВ)

Иеромонах Василий (Росляков)

Василий (Росляков) (1960 — 1993), иеромонах.

В миру Игорь Иванович Росляков, родился 23 декабря 1960 года в Москве. Отец, Иван Федорович Росляков, был человек военный. Мать, Анна Михайловна, работала ткачихой на московской фабрике. Игорь был крещен в честь благоверного великого князя Игоря Черниговского.

Семья Росляковых жила в Москве, в небольшой квартире пятиэтажного дома. Игорь рос очень добрым, смышленым и самостоятельным ребенком. В школьные годы начал серьезно заниматься спортом — водным поло, писал стихи. Когда Игорю шел 19-й год, внезапно умер отец.

Из воспоминаний классного руководителя и преподователя литературы школы №466 г. Москвы Натальи Дмитриевны Симоновой:

Когда в школу приезжала комиссия с проверкой, учителя старались вызвать к доске Игоря Рослякова, зная, что в этом случае школа «блеснет». Он с отличием шел по всем предметам и был настолько скромным, что хотелось бы, сказать: вот обыкновенный школьник. Но это не так. Это был человек одаренный и отмеченный свыше. Ему рано были знакомы понятия «долг» и «надо». Уже с 3 класса жизнь Игоря была расписана по минутам, и собранность у него была необыкновенная. Уезжая на соревнования, он отсутствовал в школе по 20 дней. Учителя возмущались: «Опять уехал!» А по возвращении выяснялось, что Игорь уже прошел самостоятельно учебный материал и готов сдать сочинения и зачеты. Это впечатляло — особенно одноклассников. Он очень много читал, и в 17 лет был уже взрослым, думающим человеком. И одновременно это был живой, элегантный парень — он прекрасно танцевал, любил поэзию, музыку, живопись, а в те годы следил еще за модой. Однажды, вернувшись из-за границы, он пришел в школу в джинсах, а у нас их еще тогда не носили. Ему сделали замечание, и больше этого не повторялось. Вот удивительное свойство Игоря — у него никогда не было конфликтов с людьми, он так просто и искренне смирялся перед каждым, что его любили все. Класс был дружный. Многие знали друг друга еще с детского сада и любили собираться вместе вне школы. Помню, в шестом классе на вечеринке Игорь по-мальчишески закурил и попробовал вина. Но все это ему так не понравилось, что было вычеркнуто из жизни уже раз и навсегда. И когда уже взрослыми одноклассники собирались вместе, все знали — Игорю нужно, чтоб был чай, а еще он любил сладкое.

Игорь Росляков в студенческие годы

По воспоминаниям одноклассников: Он был из простой, скромной семьи, единственный и долгожданный ребенок. Очень одаренный, скромный, замкнутый мальчик, в классе с ним дружили многие, все девчонки были влюблены в него. Прекрасно учился, параллельно занимался водным поло, был капитаном юношеской сборной, потом и на международный уровень вышел… С 1 класса Игорь занимался плаванием, мы вместе с ним ходили на тренировки, потом я бросил, а он продолжил. Затем перешел заниматься водным поло, добился хороших результатов, был игроком молодежной сборной и кандидатом в основную сборную СССР, объездил всю Европу… …Выделялся своей добротой… Интересный умный парень, который часто уезжал на соревнования… Даже много отсутствуя, он учился лучше большинства, имел нестандартное мышление, что поощрялось нашей «классной» на уроках литературы да и в жизни…

По окончании школы № 466 один год работал на автомобильном заводе.

В 1980 году поступил в Московский Государственный университет на факультет журналистики. В составе университетской ватерпольной команды выступал на всесоюзных и международных соревнованиях. Выполнил норматив на звание мастера спорта.

В 1985 году закончил МГУ с квалификацией — литературный работник газеты.

Был женат на гимнастке Марии, затем разведен. Детей от брака не было.

С 1985 года по 1988 год работал инструктором спорта в Добровольном спортивном обществе профсоюзов.

Игорь познакомился с иеромонахом Рафаилом (Огородниковым), служившим на приходе в городе Прохорове Псковской губернии, который стал духовным наставником будущего инока. 18 ноября 1988 года отец Рафаил погиб в автомобильной катастрофе, в 60-ти километрах от Новгорода.

29 апреля 1989 года Игорь был принят послушником в Оптину Пустынь.

5 января 1990 года был пострижен в иночество с именем в честь святителя Василия Великого.

23 августа этого же года пострижен в монашество с именем в честь Христа ради юродивого Василия Блаженного.

8 апреля 1990 года был рукоположен в иеродиакона, а на Преполовение Пятидесятницы, 9 мая, ему впервые поручили произнести проповедь.

Вскоре, как одному из лучших проповедников, ему поручали проповеди на праздничные дни.

21 ноября 1990 года был рукоположен во иеромонаха.

Сан священника, который он принял за послушание, открыло новую страницу в его жизни. Отец Василий составил для себя краткие обязанности священника, чтобы всегда благоговейно предстоять Престолу Божию.

В феврале 1993 года он в последний раз побывал в Троице-Сергиевой Лавре на очередной сессии в духовной семинарии. На обратном пути заехал к матери в Москву, отслужил панихиду на могиле отца.

Иеромонах Василий (Росляков)

Погиб от руки сатаниста на Пасху 18 апреля 1993 года вместе с иноками Трофимом (Татарниковым) и Ферапонтом (Пушкарёвым).

В то Пасхальное утро отцу Василию предстояло идти на послушание в Скит, он должен был исповедовать причащающихся на средней скитской Литургии. Тихо пропев Пасхальные часы пред иконами в своей келье, он направился к скитской башне, через ворота которой можно выйти на тропинку, ведущую в Скит. Внезапно тишину нарушил колокольный звон. Это иноки Ферапонт и Трофим, прорезая утреннюю тишину, возвещали миру Пасхальную радость. В Оптиной есть добрая традиция: звонить на Пасху во все колокола в любое время на протяжение всей Светлой Седмицы. Но на этот раз звон как-то неожиданно оборвался. Большой колокол ударил еще несколько раз и затих. Отец Василий остановился: что-то произошло. Не предаваясь раздумьям, быстро направился к колокольне. Навстречу ему бежал человек в солдатской шинели.

— Брат, что случилось? — спросил отец Василий бежавшего. Тот пробормотал что-то невнятное, делая вид, что направляется к воротам скитской башни. Но, сделав несколько шагов в этом направлении, выхватил из-под полы шинели острый 60 — сантиметровый меч и сильным ударом в спину пронзил отца Василия. Батюшка упал на землю. Убийца хладнокровно накинул край мантии на голову отца Василия и надвинул клобук на его лицо. По-видимому, это действие было одним из правил ритуала, ибо убитых им перед тем на колокольне иноков Ферапонта и Трофима также нашли с сильно надвинутыми на лицо клобуками.

Использованные материалы

  • Ольга Денисенко. Иеромонах Василий (Росляков): «Обыкновенный» святой
  • Мученики Оптинские. Об отце Василии (Рослякове), публикация на сайте Правмир.ру
  • Иеромонах Василий Росляков, публикация на сайте Отцы.ру
  • Книга «Жизнеописание иеромонаха Василия (Рослякова)». — М., 2000

Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2009 год > Иеромонах Василий Росляков

Оптинский новомученик иеромонах Василий (Росляков)

Обращение человека к Богу происходит не в результате общественно-политической ситуаций, в которой оказывается человек, а от того, что Господь Сам ему открывается и избирает для служения Себе. И произойти это может в самое окаянное время. Со времен основания Церкви Христос предупреждал своих учеников, что те всегда будут гонимы изменившимся после грехопадения миром. Но никогда не будет Церковь Христова побеждена. Особенно тяжело всегда приходится монахам — избранным воинам Христовым. В наше время, когда кончилось физическое уничтожение Церкви, происходившее в начале XX века, когда богоборческие силы решили, что всё — церковь уничтожена, даже корни вырублены, а если что и осталось, пусть оно само потихоньку уйдет — старики умрут, молодёжь, одурманенная пропагандой, туда не пойдёт. И начался период общественного забвения, исключения Церкви из общественной жизни. Но в это время по московскому району Кузьминки гуляла молодая женщина с коляской, в которой лежал ее новорожденный сын Игорь. Он родился 23 декабря 1960 г. Родители были не чужды церкви – т.е. окрестили ребёнка и ходили в храм по большим праздникам. Воцерковлёнными людьми родители мальчика не были. Отец, Иван Фёдорович, родился в 1917 году, воспитывался в детском доме и своих родителей не помнил. Он был рабочим, во время Великой Отечественной служил на флоте моряком. Но человек он был честный и прямодушный. Умер в 1979 г., когда Игорь заканчивал учение в школе. Мама, Анна Михайловна, много лет проработала на ткацкой фабрике. Игорь учился в школе № 466, неподалёку от которой располагался храм. И когда он почувствовал призыв Господа, мы не знаем, это тайна его души. Никаких внешних причин, обычно побуждающих человека искать помощи у Бога, не было. Обычно это тяжёлое горе или встреча с каким-то святым человеком. Но ему встретить такого человека было в ту пору негде.

С 3-го класса мальчик начинает заниматься спортом – водным поло. К 9-му классу становится мастером спорта международного класса и входит в состав сборной команды СССР. О успешном спортсмене начинают писать в газетах, но в то же время молодой человек чувствует, что спорт — не его призвание. Его внутренняя жизнь была закрыта для посторонних, но близкие люди к тому времени начинают замечать происходящие в юноше перемены, хотя и не могут по-настоящему их оценить. После школы Игорь год работает на автомобильном заводе АЗЛК, после чего потом поступает на факультет журналистики МГУ. И почти одновременно в Институт физкультуры им. Лесгафта в Ленинграде. Он получает два высших образования, и это уже говорит о том, какой это человек. Во-первых, это человек целеустремлённый, собранный, организованный, ответственный и к тому же имеет большие интеллектуальные способности. А душу ему Господь дал монашескую, и заслуга этого человека в том, что его душа сама себя познала и поняла, к чему она призвана.

Он ездит на международные соревнования, но в это же время уже начинает поститься. Его вера и влияние на окружающих людей были так велики, что потом вся его команда с семьями пришла к Богу. Его приятель по команде вспоминал, что однажды очень ответственные соревнования пришлись на время Великого поста. Все знали, что Игорь поститься, и боялись, что он ослабнет и команда проиграет. Кормили мясом, это ведь основной источник белка. Друзья предлагали своему капитану поесть, на что тот сказал: «Главное, чтобы были духовные силы, а физические придут». Оценить этот подвиг друзья смогли только потом, когда сами начали поститься.

Сокурсники вспоминают, что Игорь был очень образованным и, поскольку он пользовался авторитетом в команде, они старались за ним тянуться. «Помню, купил он Библию за границей — и мы Библию покупать». Один из товарищей вспоминает, что Игорь во время игры прятал крестик под плавательную шапочку. Спортивное руководство, узнав о том, что Игорь посещает храм, сделало его невыездным — запретило выезжать за границу.

Интересно отношение Игоря к демократии. Тогда начались политические изменения в стране. Однажды на собрании члены команды заговорили о демократии в спорте и как её расширить. На что Игорь сказал: «Команда — это монархия, и если не подчинить игру единой воле, то какая это будет игра». После тяжёлых соревнований спортсменам давали месячный отпуск. Все ехали отдохнуть к морю, а Игорь на это время уезжал в Псково-Печерский монастырь, где трудился на разных послушаниях. Существует предположение, что он исповедовался у архимандрита Иоанна Крестьянкина, который однажды и сказал ему: «Ну что, пойдём в монахи?» Понимая, насколько средства массовой информации зависят от власти, Игорь решил, что не будет работать журналистом. Он устроился инструктором по спорту, там можно было внутренне оставаться свободным от влияния властей.

Игорь Росляков был высоким, сильным и очень красивым. При таких физических данных он, казалось бы, должен был пользоваться успехом у девушек и быть душой компании, но юноша тогда уже понимал, что ему этого не нужно, и всячески избегал шумных компаний и женского общества. Хотя на втором курсе МГУ женился, но брак просуществовал полгода, об этом браке никто не вспоминал. Больше он не искал жены. Его никогда не видели гневающимся или чем-то недовольным. Но в то же время его замкнутость и внутреннюю сосредоточенность на себе люди иногда принимали это за холодность. Он постоянно был как бы погружён в самого себя.

В плюс к своим талантам Игорь Росляков писал стихи. Сначала они были обыкновенные — рифмованные, светские, но на духовные темы. А потом стал писать церковные гимны, тексты на церковнославянском языке. И в это время он все свои мирские стихи сжёг. Они ему не нравились. Тогда пошла мода на песни духовного содержания под гитару, но Игорь говорил: «Конечно, красиво сидеть у костра и петь эти песни, только бутылки не хватает». Игорь уже тогда смотрел на это с другой стороны — глазами монаха и понимал, что надо подниматься от душевного к духовному. В печать своих стихов он не предлагал.

Всё время он вёл дневники. Но составить представление жизни по дневникам нельзя. В них он фиксировал не события жизни и не себя описывал, это были в основном впечатления от прочитанных святоотеческих книг и размышления о Боге. Поэтому вся его жизнь составлена по воспоминаниям его друзей. Но какие-то события он отмечал в своём дневнике. 12 апреля он написал: «Мама нашла мой крещальный крестик. Я его надел впервые после крещения, бывшего 27 лет назад. Явный знак Божий, указующий, может быть, приблизительно день моего крещения. Мама не помнит. Это радостно. И напоминает слова Христовы: «Возьми крест свой и следуй за мной». Это пока тягостно». Вскоре наступает Великий пост. А Игорь едет на соревнования в Тбилиси и, хотя со стороны друзьям казалось, что ему это не так тяжело, пишет: «Познал опытно слова Давида: «Колени мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось духа». Господи! Спаси и сохрани!». 20 апреля возвращается в Москву и идёт на литургию в Богоявленский собор. Он часто посещает храм. Люди вспоминают, что, когда смотрели на него в то время на церковной службе, то многие решали, что это монах молится. 28 апреля 1988 года Игорь идёт на выставку живописи Константина Васильева, пишущего на мистические темы. Многим нравится, потому что это красиво. Но Игорь смотрит выставку и думает: «Интересно, талантливо, красиво, т. е. душевно, а хочется духа. Людям нравится, говорят: возвращение к истокам. А к каким? Истоки Руси в христианстве, а не в дремучем лесу. Васильев, видно, увлекался Вагнером, и поэтому в картинах о России тот же языческий привкус. То есть соколиный взгляд, волчьи глаза, а хочется побольше доброты и милосердия. Тут же вспоминаются слова Христа: «Милости хочу, а не жертвы». В это время у него уже такие глубокие рассуждения обо всём, полученные с Божией помощью, но без постоянного духовного руководства.

В конце июня 1988 г. Игорь едет в Оптину пустынь. До этого он маме уже несколько раз говорил, что хочет быть монахом. Но Анна Михайловна, как всякая мать, тем более женщина мирская на тот момент, даже не волновалась. Он ведь постоянно уезжал в Псково-Печерский монастырь на работу. Мама вспоминала: «Я так и думала, что поработает год и приедет. И даже не волновалась, на послушании побудет и вернётся». 21 июня он приезжает в Оптину и остаётся до конца августа. На это время проходит только год с момента открытия монастыря после периода запустения. Там тяжелейшая физическая работа, и полный сил молодой человек успешно работает на всех этих тяжелейших послушаниях. И принимает решение остаться в монастыре. Но чтобы рассчитаться со всеми делами, с миром, как он говорит, ему нужно вернуться в Москву. Игорь приезжает в Москву, увольняется с работы, делает всё что положено и 15 сентября встаёт перед матерью на колени. Со слезами на глазах начинается проситься у неё в монастырь. «Мама, благослови меня». После отъезда сына мать всё время плакала. Однажды увидела сон: раздался звонок в дверь, она решила, что вернулся Игорь, подошла, открыла, а там стоял старый монах. Она дверь захлопнула. Потом опять раздался звонок, она подошла, открыла, там уже стояла женщина. Лицо женщины показалось знакомым, а руки у неё были сложены как для причастия — на груди. Потом мать вспомнила, что видела это лицо на иконах. И. испугавшись этой женщины, дверь закрыла.

17 октября Игорь прибывает в Оптину пустынь уже навсегда. Сначала живёт в общей келье при монастыре, а потом его переводят в скит, в хибарку преподобного Амвросия. Из всех Оптинских старцев больше всех он почитает именно этого. В этот день пишет: «Пришёл в монастырь преподобного Амвросия. Отче Амвросие, моли Бога о мне». В течение всей своей монашеской жизни он обращался к нему, очень часто ходил к нему на могилу. Одна трудница писала, что даже сердилась на отца Василия и отца Феропонта: «У меня земля готова, нужно цветы сажать, а они молятся и молятся. И никак я не могу их дождаться. Отец Василий увидит – отойдёт в сторонку, а отец Феропонт по 40 минут стоит. Только уйду за цветами, приду, а они опять молятся у могилы».

Оптину пустынь возвращали верующим частями. На территории монастыря располагался филиал Калужского краеведческого музея, жили мирские семьи. В скиту, в кельях старцев, располагались музеи Толстого и Достоевского.

Живя в скиту, будущий мученик за Христа, продолжает писать церковнославянские поэтические тексты. Он называет их стихирами. По этим первым пробам, где церковнославянский язык не всегда правилен, уже видно, что это очень многообещающие произведения, созданные от сердца и вдохновлённое верой в Бога. У него был несомненный талант церковного песнописца. Явление очень редкое в истории Церкви. Игорь Росляков был монахом только 4 года, но даже за этот небольшой срок, т, что было написано, принесло свой первоначальный плод. Он пишет: «Откуда приему слёзы аще не от тебя, Боже. Камо гряду в день печали аще не во храм твой, Владыка». Очень много своих работ он посвящает Оптиной пустыни. 17 апреля по распоряжению отца наместника его из скита переселяют в один из братских корпусов уже в самом монастыре. К этом времени отец наместник понимает, что к нему пришёл образованный, одарённый послушник и ему дают другие послушания. Его постригают с именем Василий — в честь Василия Великого. А потом, когда постригали в иеромонаха, — в честь Василия Блаженного. А небесный покровитель, данный ему при крещении, — Игорь, князь Черниговский. Иконы этих трёх святых постоянно находятся у него в кельи.

После рукоположения в священнический сан молодой монах начинает служить литургии, принимать исповедь. Одна паломница вспоминает: «Когда он начал служить, я пришла в храм первый раз. Тут народу много, а здесь мало. Подошла к отцу Василию. А к исповеди не приготовилась. Не знаю, что говорить, у меня нет особых грехов. Хочу, чувствую, а не знаю». Тогда отец Василий начал ей задавать вопросы. «Отвечаю довольно бодро: убивать — не убивала, воровать — не воровала». А когда выяснилось, что я не пощусь, что верю в переселение душ, батюшка обхватил голову руками, облокотился на аналой и так тяжело вздохнул, что у меня просто мурашки по спине побежали. Потому что я поняла, как он расстроился и как за меня переживает. Тяжесть своих грехом я поняла только по реакции батюшки. В какое тяжёлое состояние он пришёл от моих грехов».

Отец Василий брал на себя чужие грехи. Один из монахов вспоминал: «У меня в праздник было послушание, связанное с постоянным хождением по храму. А отец Василий проводил общую исповедь. И по тем словам, которые невольно, проходя мимо, услышал, я понял, что батюшка берёт грехи всех, кто перед ним исповедуется, на себя. Я тогда ещё подумал, как же ты умирать будешь, если столько грехов на себя берёшь?»

4 года прослужил отец Василий в Оптиной. Наступает Пасха 1993 г. Пасхальная служба кончилась 5.30, а в 6 часов начиналась служба в скиту, и отец Василий должен был принимать исповедь. Один священник вспоминает, что был в тот год ответственным за расписание Пасхальной недели. Батюшка глянул в последний момент на расписание и понял, что в скиту нет никого из священников на исповеди. Он пошёл к отцу Василию, а тот как будто испугался и стал отказываться. Пошёл за послушание по благословению отца наместника.

Иноки Феропонт и Трофим пошли звонить на колокольню. Оглушенные радостным пасхальным звоном, они не услышали приближение преступника, идущего к ним с ножом. Оба инока были зарезаны прямо у колокольни. Отец Василий в это время пошел в скит. Преступник побежал ему навстречу. Перед этим Отец Василий слышал удар в набат, который удалось сделать раненым инокам, и понял: что-то случилось. Об этом он спросил приближающегося к нему человека. В ответ последовал удар ножом. Час раненый батюшка находился в родном монастыре, потом вызвали «скорую». Умер отец Василий по дороге в больницу.

Несмотря на то, что монахи и к смерти должны относиться спокойно, как ко всему посланному Богом, их первоначальная скорбь по убитым инокам была очень тяжёлой. И когда сообщили архимандриту Иоанну Крестьянкину в Псково-Печерскую обитель, то он расплакался.

Хоронили погибших на территории монастыря с закрытыми лицами, как положено у монахов. Во время похорон игумен сказал: «Это были три ангела. Мы не знали, что в нашем монастыре живут ангелы». Позже над могилами мучеников за Христа построили часовню. У каждого из них был свой талант от Бога. У инока Феропонта — молитва, у инока Трофима – любовь к людям, у отца Василия – слово.

Вся жизнь и смерть отца Василия, выросшего в условиях крайней изоляции Церкви, лишний раз доказывает, что Церковь Христова — не историческое предание, не лавка древности, не социальный институт и не культурная традиция, а мистическое тело Христово, в котором живёт Дух Святой, и который творит все, что хочет. Нам они как примеры, как укор людям, говорящим: «Не научили меня в детстве, и не буду ничего делать. Вы виноваты, что меня не научили». Нужно самим делать хотя бы маленький шажок. Старцы говорят: «Мы делаем маленький шажок навстречу Господу, а он в ответ идёт к нам навстречу с распростёртыми объятиями».

Биография

Семья

Отец, Иван Фёдорович Росляков — военный. В годы Великой Отечественной войны сражался на Северном флоте, после окончания войны служил в правоохранительных органах. Мать, Анна Михайловна, работала ткачихой на московской фабрике.

Детство и юность

Вскоре после рождения Игорь был крещён со своим именем (Игорь) — в честь благоверного Великого князя Игоря Черниговского.

Молодые годы

Закончил факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Серьёзно занимался водным поло. Выступал за университетскую команду по водному поло, в то время одну из сильнейших в СССР. В его активе — звание лучшего игрока чемпионата Европы среди юношеских команд.

Оптина пустынь

В ноябре 1987 года бывшая в советское время музеем Оптина пустынь была передана Русской православной церкви. Началось восстановление обители, а 3 июня 1988 года в ней прошло первое богослужение. Узнав о возрождении пустыни, Игорь решил её посетить и приехал в обитель — послушником, вскоре после состоявшегося 6 июня 1988 года прославления преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (Гренкова). Пробыв малое время в обители, Игорь почувствовал желание остаться в ней. Он вернулся домой, чтобы рассчитаться с мирскими делами, и 17 октября 1988 года вновь приехал в обитель — на этот раз навсегда. Так случилось, что в этот приезд его поселили в келии самого́ старца Амвросия.

В монастыре Игорь выполнял различные послушания — разгружал кирпичи, убирал мусор, трудился в иконной лавке, читал в храме Псалтирь, дежурил у монастырских ворот. 29 апреля 1989 года, в Страстную субботу, был принят в братию. Так писал он в это время в своём дневнике: «Милость Божия даётся даром, но мы должны принести Господу всё, что имеем».

Выполняя послушания, безропотно переносил замечания и упрёки, быв сосредоточен на покаянном размышлении и воспоминании о страданиях Христовых. Писал, что «взять крест и пойти за Христом означает готовность принять смерть за Него и пострадать, а кто имеет желание умереть за Христа, тот едва ли огорчится, видя труды и скорби, поношения и оскорбления».

Однажды в монастырь приехала его мать Анна Михайловна. Она долго просила его оставить монастырь, но Игорь был твёрд в намерении остаться в обители.

5 января 1990 года Игорь Росляков был пострижен в иночество с именем Василий в честь святителя Василия Великого. Поселился в монастырском доме. Постель изготовил из двух досок, положенных на раскладушку и покрытых поверху войлоком, подушку — из двух кирпичей склепа с мощами преподобного оптинского старца Иосифа. Основное имущество, бывшее в этой келии, — большое количество святоотеческих книг, читаемых им иногда по нескольку одновременно. Отличался смиренномудрием, неосуждением, стремлением к уединению и келейной молитве, был строгим постником. Так, Великим постом принимал пищу лишь один раз в день — овощи или кислые ягоды с небольшим количеством хлеба.

8 апреля 1990 года инок Василий был рукоположён во иеродиаконы, и 9 мая, на Преполовение Пятидесятницы, впервые произнёс проповедь. Многие отметили её глубину, и впоследствии, как одному из лучших проповедников, отцу Василию поручали читать проповеди на праздники. В проповедях стремился раскрывать причины греха, избегая обличений.

23 августа 1990 года был постри́жен в мантию в честь московского Христа ради юродивого Василия Блаженного. Обязанности священника, связанные с необходимостью часто общаться с прихожанами, не полностью согласовывались со стремлением к уединению, но отец Василий воспринял рукоположение как послушание, стремясь нести свой пастырский долг с сострадательностью и заботливым вниманием к своим духовным чадам, коих у него было немного.

21 ноября 1990 года, на Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, был рукоположён во иеромонахи. Постепенно расставаясь со своими мирскими привычками, вскоре после рукоположения прекратил писать стихи. Вместо этого начал писать стихи́ры. Так, составил несколько стихир об Оптиной пустыни, работал над составлением службы преподобным оптинским старцам, которую не успел закончить. Проходил послушание канонарха, пропевал стихиры. Вёл катехизаторские беседы в тюрьме города Сухиничи, беседы с баптистами в тюрьме города Ерцево, воскресную школу в городе Сосенском и школу для паломников в Оптиной пустыни.

Великий пост 1993 года отец Василий проходил с особенной строгостью. На Страстной седмице совсем не вкушал пищи. Братия отмечала в то время его слабость и бледность. В Великую субботу весь день исповедовал, а вечером ему вдруг стало плохо из-за сильного переутомления. Перед пасхальной литургией совершал проскомидию, в конце литургии — канонарил.

Мученическая кончина

В пасхальное утро 18 апреля 1993 года отправился по послушанию в скит — исповедовать причащающихся на средней скитской литургии. По пути услышал колокольный звон — звонили иноки Ферапонт и Трофим. Звон вдруг неожиданно оборвался. Отец Василий направился к звоннице. Навстречу ему шёл незнакомый человек, который, поравнявшись, нанёс ему удар длинным кинжалом. Около часа отец Василий ещё был жив, но рана была смертельной — кинжал пронзил почку, лёгкое и повредил сердечную артерию, и до конца литургии отец Василий скончался. Как было вскоре обнаружено, на звоннице таким же образом были убиты иноки Ферапонт и Трофим. Следствием было установлено, что отец Василий встретился лицом к лицу с убийцей и меж ними был короткий разговор, после которого отец Василий повернулся к убийце спиной.

Патриарх Алексий II в тот день направил в Оптину пустынь телеграмму:

Христос воскресе! Разделяю с Вами и с братией обители Пасхальную радость! Вместе с вами разделяю и скорбь по поводу трагической гибели трёх насельников Оптиной Пустыни. Молюсь об упокоении их душ. Верю, что Господь, призвавший их в первый день Святаго Христова Воскресения через мученическую кончину, сделает их участниками вечной Пасхи в невечернем дни Царствия Своего. Душой с Вами и с братией. Патриарх Алексий II, 18 апреля 1993 года.

Последняя запись в дневнике отца Василия:

Духом Святы́м мы познаём Бога. Это новый, неведомый нам о́рган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости. Это какое-то новое око, новое ухо для ви́дения невиданного и для услы́шания неслы́ханного. Это как если бы тебе дали крылья и сказали: а теперь ты можешь летать по всей вселенной. Дух Святы́й — это крылья души.

Ссылки

  • Виртуальный музей иеромонаха Василия (Игоря Рослякова).
  • Павлова Н. А. Пасха Красная. О трех Оптинских новомучениках убиенных на Пасху 1993 года. — Адрес-Пресс, 2002. ISBN 5-8305-0030-2. // — Альта-Принт, 2008. ISBN 978-5-98628-090-5.
  • Павлова Н. А. Пасха Красная. Братиков убили! на сайте Православие и мир.
  • Жизнеописание оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. — Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптина Пустынь, 2003.
  • Небесные ратники. Жизнеописание и чудеса Оптинских новомучеников. — М.: Святитель Киприан, 2008. — 336 с. — 10 000 экз. — ISBN 5893200683..
  • Биография Игоря Рослякова на сайте Поэзия МГУ.
  • Жизнеописание Оптинского иеромонаха Василия (Рослякова).
  • Игорь Росляков на сайте Peoples.Ru.
  • Воспоминания Т. В., преподавателя МГУ.
  • Красная Пасха в Оптиной пустыни на сайте Orthodoxy.Ru.
  • Игумен Ипатий (Хвостенко). Светильники Оптиной пустыни. // Благовест, 15.09.2000.
  • Васина Г. Красная Пасха в Оптиной пустыни. // Русская линия, 6.05.2003.
  • Готовцева О. Пасха красная. // Благовест, 23.04.2004.
  • Петросова А. Ангелы среди нас… Когда монахов убивали, они не сопротивлялись. // Русская линия, 9.02.2007.
  • Мученики Оптинские. Об отце Василии (Рослякове). // Православие и мир, 19 мая 2006.
  • Об отце Василии (Рослякове). Часть 2. // Православие и мир, 26 мая 2006.
  • Жизнеописание иеромонаха Василия (Рослякова) // Официальный сайт монастыря Оптина пустынь.
  • Уголовное дело по обвинению Н. Н. Аверина в убийстве иноков Оптиной пустыни о. Ферапонта, о. Трофима и о. Василия 18.04.93)
  • Фотографии
  • Пасха Красная — Нина Павлова, Павлова Нина Александровна. Пасха Красная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *