Образ и подобие

Человек — образ Божий

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

Я давно задавался этим вопросом и пытался найти ответ в различных источниках — зачем же бог создал человека. Ведь должна же была быть у него какая-то цель, замысел ,которыми он руководствовался!

Причем, вопрос этот соседствует с другими: зачем он создал таким несовершенным, зачем создал плохих людей, зачем вообще создал зло? Ведь он же всемогущий, и, что более важно, всеведающий.

Вот примеры вопросов, которые задают люди, в том числе и я:

Зачем бог создал человека, если он знал, что тот будет несовершенен, что будет творить зло? Зачем обрек его на муки? Значит ли это, что он совсем не так хорош, как нам рассказывают священнослужители?

И вот примеры ответов:

Для вечной жизни с Богом. Назначение человека — познавать, любить и прославлять Бога. Глиняный горшок не спрашивает гончара — зачем ты меня лепишь.

Вот честно, эти ответы меня не удовлетворяют. Да больше того, на мой взгляд, это даже и не ответы вовсе. Особенно последний — гончар не дает горшку возможности мыслить. А бог человеку дал. Значит, человек не только может задаваться таким вопросом, но и должен!

Давайте рассуждать. Если бог создал человека и, при этом, он (бог) знает все, что произойдет с человеком, то он (бог) за все и ответственен. Развивая аналогию с горшком: если горшок получился кривоват, то горшок-то в этом не виноват — только гончар. И дальше — горшок (реальный) нужен гончару (реальному): в него можно воды налить, в нем можно приготовить пищу, его можно продать, наконец. Но зачем гончару горшок, если гончар не испытывает нужды в воде, пище, да вообще ни чем — он самодостаточен.

Разумеется, есть нерациональный стимул — жажда творчества. Ведь на то он и творец. Однако, повторюсь, нелогично творцу перекладывать ответственность на свое творение, которое он полностью контролирует. А именно это нам и говорят практически все религии. Отсюда вывод, что стимулом к созданию человека была не только жажда творчества.

То есть, совсем непонятно.

Уже слышу окрики: «Не суди о боге человеческими мерками!»

А какими мне судить? Он создал меня человеком и у меня человеческие мерки. Он дал мне разум (какой ни есть, а мой) и возможность мыслить. И именно, как человеку. Нет у меня иных инструментов. А значит я буду рассуждать и судить, пользуясь человеческими мерками!

Итак, какие исходные данные: бог всемогущ и всезнающ, а, следовательно, ему известно все, что произойдет в ней с момента создания до момента её гибели (ну, если гибель предусмотрена задумкой). Вы себе представляете, что значит всезнание? Мне представляется, что это кошмарная скука, которая длится вечность!

Да, конечно, бог обладает свободой воли и в любой момент может изменить историю вселенной. Но его всезнание-то от этого не изменится. Например, произведет он некие изменения во вселенной, которых не предполагал вчера, но ведь опять же он будет знать результаты этих изменений до скончания веков.

Есть ли выход? Да, конечно! Надо создать того, кто, так же как и Создатель, обладает свободой воли! Того, чье сознание и душа не обязаны подчиняться причинно-следственным связям и закону детерминизма. ЧЕЛОВЕКА!

Бог и создал человека по образу своему. Причем, вряд ли имелся ввиду образ визуальный и физиологический. Главное в образе бога — его свобода воли, индетерминированность. И именно это свойство Творец вложил в человека. Он дал право нам стать со-творцами этого мира! Он передал нам самое главное!

Бог, создав нас, получается пожертвовал своим всезнанием. Только этим можно объяснить то, что в мире существует зло. Его мы создали сами! Мы сами несем ответственность за все происходящее. Да, бог тоже в этом участвует и, наверняка, исправляет самые грубые ошибки. И помогает нам. Но мы так же, как и он, творим наш мир.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *