Обряды православной церкви

Православные обряды

Так исторически сложилось, что большинство граждан России исповедуют православие. Тем не менее, современная церемония прощания с усопшим далеко отошла от принятых в данной конфессии канонов. Одни верующие попросту не знают всех правил, и потому часть из них не соблюдают. Другие, наоборот, настолько принципиально относятся к исполнению православных обрядов, что стремятся во всём найти соответствие в Библии. Третьи смешивают христианские обычаи с языческими суевериями.

Не претендуя на истину в последней инстанции, ниже опишем традиционные похороны в Православии. Возможно, в вашей местности существуют собственные обычаи, дополняющие общепринятую церемонию погребения.

Соборование

Престарелые люди часто чувствуют приближение кончины. Они ощущают слабость, онемение в членах и холод. Иначе такое состояние именуется «дыханием смерти». В таких случаях возле постели умирающего собираются все члены семьи. Некоторые приезжают для этого издалека. Считается, что при жизни следует решить все разногласия между близкими, простить друг друга и уже со спокойной душой предстать перед ликом Господа.

В прошлые времена перед самой смертью на дом приглашали священника. Умирающий исповедовался ему в самых своих потаённых грехах и причащался. В православии считается, что только озвученные прегрешения прощаются Богом. И если при жизни человек ещё боялся признаться в содеянном, то на последней исповеди он старался обнажить свою душу и очистить её от плохих мыслей, прошлых злодеяний, негативных эмоций.

Соборование или Елеосвящение должно проводиться семью духовными лицами («собором»). На деле таинство совершает один священник, но семикратно. Нередко после отпущения грехов и помазания елеем ранее больной человек выздоравливает и встаёт на ноги. Такое исцеление приписывают благотворному воздействию молитв и последствиям очищения души.

В самый момент, когда происходит последний вздох, произносится Канон на исход души или Отходная молитва. Искренние слова обращённые к Господу помогают душе обратиться к Ангелу-Хранителю и не пристать к бесам, поджидающим её возле тела. Если нет возможности пригласить священника для прочтения Отходной молитвы, священный текст проговаривают ближайшие родственники.

Омовение

Сразу после кончины над телом совершают омовение. Для этого приглашаются вдовы или женщины в возрасте, известные своим благочестивым поведением. Ни в коем случае это не должны быть родственницы покойному. Ведь близкий человек всё равно при омовении не удержится и прольёт слёзы по безвременно ушедшему. А оплакивание новопреставившегося не соответствует православным обычаям. Усопший предстаёт перед Богом – и потому не стоит из этой встречи делать трагедию.

Традиционно тело обмывается на полу, возле порога. Ногами покойный должен быть обращён к печке. В наши дни часто для этого используется свободная комната, а сам ритуал проводится на столе. С человека снимаются все одежды и сжигаются. При обмывании начитывают молитвы «Господи помилуй» и «Трисвятое». Таким образом происходит одновременное очищение тела и души, чтобы перед Господом человек появился опрятным и непорочным. Этап омовения – богоугодное дело. Считается, что совершающему его прощается один тяжкий или несколько мелких грехов.

После совершения обряда воду выливают в нехоженое место; гребни, посуду и обмылки выкидывают далеко в овраг или на дальнем перекрёстке. По поверьям, пришедшим с языческих времён, на все вещи переходит аура потустороннего мира и потому от них необходимо избавиться.

В мегаполисах омовение совершают в морге. Данный процесс производится скорее из санитарно-гигиенических соображений, без учёта конфессиональной принадлежности умершего.

Облачение в одежды

Чистое тело новопреставившегося одевают в новые или выстиранные одежды. Это может быть как одеяние, специально подготовленное покойным к такому печальному событию, так и купленное уже накануне похорон. В последнем случае рекомендуют приобретать наряд на 1-2 размера больше, чем усопший носил при жизни. Иначе придётся его разрезать по спине, т.к. тело умершего раздаётся из-за начавшихся процессов разложения.

Одеяние для женщин состоит из:

  • нижнего белья,

  • чулок,

  • косынки или платка на голову,

  • платья с длинным рукавом тёмных цветов.

Последний элемент одежды может быть заменён на юбочный костюм или халат. Сейчас не так строго относятся к обязательному наличию платья.

Облачение для мужчин включает в себя:

  • нижнее бельё,

  • носки,

  • костюм чёрного или тёмного цвета,

  • рубашка пастельных или приглушённых тонов.

Как и для женщин, стандартный костюм может быть заменён на брюки и свитер, под который одета рубашка. Ремни и галстук недопустимы – они как бы связывают усопшего с миром живых и душа не может отправиться на Небеса. Иногда на голову мужчины надевают венок, но это не обязательно.

Ещё одним важным атрибутом при облачении являются похоронные тапочки. Как правило, они белого цвета, на мягкой подошве. Такая обувь не запятнает дорогу к Богу и будет удобна для восшествия на Небо. С практической точки зрения полотняные тапочки быстрее утилизируются, чем на прорезиненной или синтетической подошве. Крещённым людям на шею надевают нательный крестик.

Использование чужой одежды для покойного запрещено. Суеверные люди говорят, что тот, чьи вещи кладутся в гроб – и сам может вскоре последовать на тот свет.

Рано преставившихся девушек часто облачают в подвенечное платье. Иногда во время похорон имитируют свадебное торжество, с распитием шампанского и обменом подвенечными кольцами. Вместо настоящего обручального на безымянный палец правой руки невесты одевают восковое позолоченное колечко. Православная церковь не осуждает такой обряд, но он не считается христианским.

Положение во гроб

Гроб или домовина – это последнее пристанище для усопшего. Ранее его делали цельным, выдалбливая сердцевину из толстого ствола дерева. Сейчас гроб делают из быстроразлагающихся материалов – ДСП, тонкая доска, фанера. В качестве основы используются все породы древесины кроме осины. Хотя пластиковая домовина легче, следует учитывать, что синтетические материалы утилизируются несколько столетий. Самые дорогие гробы – из дуба или экзотических деревьев. Снаружи они инкрустируются и покрываются лаком.

Внутри домовина оббивается мягким материалом и устилается белым покрывалом. В изголовье кладут специальную подушку. Старые люди могут заранее её себе подготовить, набивая при жизни вычесанными из головы волосами. При этом необходимо следить, чтобы ничьи чужие волосы не попали в такую подушку. Кроме мнимого удобства для умершего, данный атрибут несёт в себе практическую цель: при возложении на подушку, голова новопреставившегося не запрокидывается назад, а смотрит на руки, где располагается образок.

Руки усопшего располагаются на груди крест на крест, правая сверху левой. В одну из ладоней вкладывается рукописная молитва для отпущения грехов, а на лбу размещают венчик – полосу бумаги с надписью «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Если гроб с телом находится в доме до похорон, в руки устанавливают свечу. Её зажигают при отпевании или прощании с безвременно ушедшим.

Нижнюю часть тела накрывают саваном. Это может быть обычное белое покрывало или с изображёнными на нём святыми, православным крестом, характерными погребальными надписями.

Ранее для положения во гроб надевали рукавицы. Сейчас это скорее санитарно-гигиеническое требование, чем относящееся к христианским канонам.

День захоронения

В Православии третий день по наступлению смерти следует организовать погребение тела. Священники эту дату трактуют как вознесением первый раз к Господу. Якобы первые два дня душа всё ещё ходит среди живых и присутствие её на захоронении нежелательно. Отсчитывают дату так: если кончина наступила 18-го, то третий день – это 20-е число. Принимаются во внимание календарные сутки, даже если смерть пришла за несколько минут до полуночи.

По христианским традициям предание земле не проводится в два церковных праздника: Пасху и Рождество. Также не принято хоронить первого января, чтобы с печального события не начинать Новый год. Если третий день приходится на эти даты, погребение переносят на следующие сутки.

В наше время не столь строго соблюдаются сроки похорон. Учитываются такие факторы, как сохранность тела, оформление необходимых документов, транспортировка гроба к месту захоронения. В жару и при смерти от инфекционного заболевания церемонию проводят днём раньше, в холода, когда рытьё могилы осложнено погодными условиями, погребение устраивают позднее.

Вынос тела в гробу

При выносе тела стараются не задеть косяки дверей и порог, чтобы не потревожить умершего. Суеверные люди переворачивают вверх ножками стулья, на которых располагался гроб, или кладут на них раскалённую кочергу, или садятся. В данном случае действует принцип замещения: живущие как бы вытесняют дух умершего из своего жилья. Данный обряд не относится к христианству и является отголоском язычества.

В Православии из дома выносят гроб с усопшим ногами вперёд. Такой же ритуал соблюдают, если прощание происходит в церемониальном зале морга. Расположение в катафалке может быть любым: головой как по ходу движения, так и в обратную сторону.

В церковь заносят и выносят домовину ногами вперёд. При отпевании тело располагается головой к алтарю, чтобы присутствующие могли в последний раз взглянуть на новопреставившегося.

Похоронная церемония к могиле имеет следующий порядок:

  • оркестр,

  • устроитель церемонии,

  • человек с портретом усопшего в чёрной рамочке,

  • человек с наградами и знаками отличия умершего,

  • люди с венками,

  • несущие крышку гроба,

  • носильщики гроба,

  • близкие родственники,

  • иные скорбящие.

Носильщиками гроба и крышки не могут быть люди из числа родственников. Хотя православными обычаями это не запрещено, традиционно для этой работы нанимают посторонних людей.

Во время шествия процессия не должна нигде останавливаться. Исключения – перекрёсток с оживлённым движением. Переходить путь несущим гроб также не желательно. Возле памятных мест – рабочего офиса, парка отдыха или дома родственника сопровождающие могут замедлить свой ход.

Отпевание умершего

По христианским традициям необходимо, чтобы над безвременно ушедшим до самого погребения беспрерывно читались Псалтыри. Ранее для этого нанимали специальных людей, которые денно и нощно проговаривали молитвы над гробом. Сейчас попросту заказывают Сорокоуст в нескольких церквях. Его можно заказать как до захоронения, так и после, если родственники узнали о смерти близкого позднее.

Отпевание в церкви происходит единожды, в день похорон. Православная панихида же может служиться неоднократно, независимо от даты погребения. В храм заносится гроб с телом, устанавливается головой к алтарю и священник над ним зачитывает Вечную память и разрешительную молитву. Так с усопшего снимаются неисполненные клятвы и при жизни совершённые грехи, в которых тот успел покаяться. Если какие-то обеты или грехи были сознательно сокрыты на исповеди, то они не отпускаются. Скорбящие держат при этом горящие церковные свечи.

Окончание службы знаменуется обходом присутствующих вокруг гроба. Они тушат свечи, целуют лоб новопреставившегося, просят у него прощения и прощаются. Затем тело накрывается саваном, а домовина накрывается крышкой. Открывать её более не следует. Вынос тела из храма до могилы или катафалка сопровождается пением Трисвятого.

Допускается также заочное отпевание, когда родственники умершего по объективным причинам не могут присутствовать на похоронах, и с приглашением священника домой

Погребение

Согласно православным традициям, церемония захоронения начинается с обеда и должна закончиться до захода солнца. К моменту транспортировки гроба на кладбище яма должна быть уже подготовлена. Если отпевания в церкви не происходило, то прощание с умершим происходит перед погребением. Иногда служба проводится прямо возле могилы. Скорбящие по очереди, начиная с самых близких родственников, прощаются с телом, целуют усопшего. После домовина накрывается крышкой и заколачивается.

Гроб опускают на длинных отрезах материи или полотенцах. Уже на спущенный гроб каждый из присутствующих кидает горсть земли. Иногда это делают трижды. Данное действие символично и помогает принять безвременный уход почившего близкого человека.

Во время погребения могут звучать молитвы нараспев, траурная музыка. Часто на похоронах военнослужащих играют торжественные марши или гимн. Погибшим на поле боя салютуют залпами орудий. Хотя подобное сопровождение скорее часть гражданской церемонии, православные священники с пониманием относятся к проявлениям подобного внимания.

Над могильным холмом, в ногах, ставится крест правильной формы. Существует два варианта трактовки его расположения:

  • чтобы умерший мог взирать на победу Иисуса Христа над дьяволом;

  • чтобы усопший мог опереться на него при воскресении из мёртвых.

Постоянный памятник с изображением креста устанавливают через год после погребения, когда земля на могиле осядет до необходимого уровня.

Сопутствующие обряды

Сложно сказать, что из нижеследующих обычаев принадлежит к православию, а что пришло к нам с языческих времён. Знающие люди в таких случаях обычно говорят: «Так принято».

  1. Мусор не выметается из дома пока не будет вынесен гроб с покойным. Скорее это делается с практической целью и связано с традицией прощания. Ведь сказать последнее слово умершему приходят разные люди – знакомые, соседи, коллеги. При этом не принято разуваться и гости в уличной обуви проходят в комнату, где стоит гроб.

  2. Все отсвечивающие поверхности – зеркала, стёкла – занавешиваются чёрной или белой тканью, согласно принятому в той местности обычаю. Одни утверждают, что таким образом закрывается дверь в потусторонний мир, чтобы других членов семьи туда не утянуло. Другие говорят, что душа усопшего может увидеть себя в зеркале и остаться в мире живых.

  3. Свечи, горевшие при отпевании покойного, укладываются в гроб. Выполняется по вполне объективным причинам: огарок из рук умершего высвободить нелегко.

  4. Дорогу к могиле после прохождения похоронной процессии устилают лапником. Делается это для того, чтобы покойный не тревожил живых. Якобы иглы от сосны и ели будут колоть его босые ноги, предотвращая обратное возвращение.

  5. Перед опусканием гроба в могилу кидают мелкие монеты. Ими откупается место на кладбище у обитающих там умертвий или способствует переправе души усопшего через огненную реку. Православные священники высказываются против данного языческого обряда.

  6. После закапывания могилы и крошки от поминальной трапезы оставляют птицам. Также является отголоском язычества, когда небесные твари считались душами умерших.

Поминовение

Первые 40 дней по смерти самые важные для поминовения. В этот период ещё решается, куда отправится душа: в Ад или в Рай. Считается, что молитвы живых могут отмолить деяния самого заблудшего грешника. Значимыми датами являются:

  • 3-й день (вознесение души на Небеса);

  • 9-й день (душа первый раз предстаёт перед ликом Господа);

  • 40-й день (принимается окончательное решение относительно местонахождения души).

Память умерших родственников также чтят спустя полгода после смерти. Далее отмечают годовщины смерти и, в отдельных случаях, дни рождения упокоенного.

Существуют и специальные дни, в которые, по православным обычаям, принято поминать умерших родственников:

  • В Родительские субботы (Мясопустную, Дмитриевскую).

  • Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста. Совершают факультативно.

  • На 9-й день после Пасхи. На Радоницу или Радуницу посещают кладбище, убирают могилы, поминают всех безвременно ушедших. В наши дни часто ритуал совершают в воскресенье накануне этого дня.

  • На Троицу.

  • Для поминовения военнослужащих отдельно выделены Церковью:

  • 9 мая (убиенных в годы ВОВ);

  • 11 сентября, в День Усекновения главы Иоанна Предтечи (погибших на поле битвы).

В эти дни может заказываться поминальная служба и организовываться трапеза. Следует понимать, что совместный обед нацелен не на чревоугодничество, а для воспоминаний о деяниях усопшего. Традиционно на столе присутствует кутя, с которой начинают. Далее следует первое блюдо. В качестве основного готовится студень, рыба или мясо с картофелем. Завершается поминовение сладким блюдом – оладьями, блинами, пирогами. В дни поста стол должен быть соответствующим. Священники отрицательно относятся к наличию спиртного, но редко какие поминки обходятся без него.

Перед портретом покойного ставится символическая рюмка с ломтем хлеба. Иногда за столом выделяется отдельное место – для души умершего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *