Очень по христиански

Почему во всех православных церквях к прихожанам обращаются «дитя божие», и только в русской церкви обращаются «раб божий»?

Александр Гуна 428 3 года назад Студент.Знаю обо всём помногу и понемногу.Но определить-значит ограничить.

Я так понимаю, вопрос навеян недавним постом ВКонтакте. Я не специалист-богослов, но считаю, что это просто неправильное толкование.

Недавно я случайным образом на 5 дней очутился с моими новыми знакомыми-британцами в лагере для христиан. В собраниях я участвовал чисто из интереса(почти как натуралист, наблюдающий за каким-либо явлением). Так вот нужно понимать, что «раб божий» пришло чисто из индивидуального понимания каждого верующего. Единого понимания Бога у верующих нет. Самое распространённое- «отец», отсюда мы все его сыны и дочери. Но есть люди, которые обратились в веру потому, что до того были «заблудшими»(и они в первую очередь себя так позицианируют). Я общался с одним из таких, и он со всей искренностью заявлял, что обрёл покой в душе и благодарен за это Богу. Диссонанс с его прошлой жизнью порождал в его сознании ощущение некоторого умиротворения, за которое он был бесконечно благодарен Всевышнему. Поэтому, чтобы выразить свою благодарность и признательность, а также раскаяние, некоторые верующие возводят себя в должников Бога, которые обязаны ему, то есть «рабы Божьи». Скорее всего, это просто гипертрофированная признательность.

Кроме того, это связано с культом Иисуса в западной традиции. Он тот, кто искупил греховность людей, поэтому мы в вечном долгу перед ним и перед Богом(хотя некоторые отождествляют), и мы рабы.

Но поверьте, большинство считает себя именно сынами Божьими. Рабы -скорее устоявшийся оборот. И тут нет различия в православной , католической или иных ответвлениях,а также внутри них.Точно так же,как на Западе Бога могут называть «God Lord» или просто «Lord». Вообще, вера-очень интимная вещь. Она должна быть пропитана личным пониманием и в меньшей степени толкованием официальной церкви. Благо сейчас не 16-й век и Библию каждый может прочесть самостоятельно.

Православно

НЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
«

В нашем понимании, православный — это, прежде всего, человек с добрым, горячим и открытым сердцем, с твердыми моральными принципами, человек, который если берется за дело, то делает его качественно и блестяще. Поэтому, хотелось бы, чтобы приставка — «православное» воспринималось людьми как качественно лучшее.

«
— Православное такси «Московская тройка»

Православно — положительный эпитет в мицголизме. Характерно, что данный эпитет несколько иначе используется (и, видимо, понимается) самим Мицголом. Скорее всего, этот мем происходит от фразы (№ 221) Мицгола «Православное национал-коммунистическое самодержавие».

В последнее время наблюдается тенденция к употреблению слова «православно» с оттенком соответствия духу чего-либо (закона, сообщества и т. п.). Это совпадает с оттенком слова «готично», но несколько отличается от оттенка слов «кошерно» и «канонiчно».

Примеры

  • GNU Emacs — очень православный редактор!
  • Vim, кстати, тоже очень православен.
  • — Я тут прикрутил <XXXX> к <YYYY> и стало <ZZZZ>.
    — Православно!

Ещё пример

Золотятся кресты золотые Над моей православной страной, Православно стоят постовые, Сторожа православный покой. Нынче вечер, к тебе ехать поздно, Мы бредем по Москве наугад. Православные красные звезды Над Кремлем канонично горят. Православно крестясь на «Макдоналдс» Нашим русским широким крестом, Ты, как схимница, кланялась в пояс И в сердцах говорила о том, Что как жарко бы ты ни молилась, Дни и ночи проводишь в тоске, И дрожал недоеденный «Сникерс» В твоей худенькой детской руке. Благовонный, как софринский ладан, Самосвал мимо нас прошуршал. В моем сердце зажглася лампада, Я тебе православно сказал: «Ты страдаешь, поскольку изверясь Поборать злую похоть страстей, Ввергла сердце в софийную ересь И как есть не избегла сетей.» Ты упала мне в ноги с рыданьем, Лобызая мои казаки, А вокруг, как в полях под Рязанью, Православно бродили быки. Так свершилась в тебе метанойя, Ты кенозис постигла вполне. Вот такая вот вышла история В православной российской стране, Вот такие, ребята, истории Происходят в российской стране!

© С. Калугин, задолго до появления мицголизма.

Алсо

Когда Русь ещё не приняла православное христианство, среди простого люда было распространено язычество, с десятками б-гов на каждый случай. Одной из великого пантеона была б-гиня любви, ласки и домашнего уюта Лада. Когда требовалось показать одобрение, соответствующее менталитету этой страны, народ невозбранно говорил «Ладно!». Например, «ладно скроенный кафтан!».

«Через тысячу лет именем богини нарекли ведро на колёсах в знак того, что язычество — это неправославно», — констатирует Капитан Очевидность.

Православный — перевод Google’ом английского слова orthodox. И перевод с греческого слова ὀρθοδοξία («правильное мнение», «правильное прославление»).

Примечателен эксперимент, когда служба такси «Московская тройка» отказалась обслужить якобы кавказца. В интервью с одним из водителей такого православного такси тот заявил, что оно обслуживает исключительно православных: «Никаких тебе грузин, армян, только хорошие люди, православные». Налицо когнитивный диссонанс, но православным похуй.

Галерея

  • Православными бывают и методы лечения алкоголизма

  • Православный скриншот на ЛОРе (оригинал)

  • Православный хлеб, ещё какой!

  • Православный истребитель пятого поколения

  • Православный чебурашка

  • Крещение в Израиле? Это православно!

  • Матан православен, а то как же!

  • Молекулярная биология, из серии

  • Православный кодъ

  • Православный офiсъ

> См. также

  • Кошерно
  • Готично
  • Канонiчно
  • Православие

Примечания

  1. Например, свободное и открытое программное обеспечение в противовес закрытому деньгопоклонническому
  2. Здесь хорошо прослеживается еще один оттенок этого мема — «Право, славно!»

Ссылки

  • Православный торрент-трекер
  • «Общество православных врачей России» (ОПВР)
  • Поступки епископа Екатеринбургского и Верхотурского вылились в скандал, перехлестнувший далеко за церковную ограду
  • Социальная сеть для православнутых
  • Светёлка, православный сайт знакомств
  • Православный твиттер

Православно — это расово и мицгольно, ещё как!
Мета Мицгол • Мицголизм • Геленджикская война • Список мицголизмов • Паранойя
По нраву Ё • Zarubezhom.com • Аниме • Арам-зам-зам • Бан_сет • Буква «Ѣ» • Гипертекстовый фидонет • Григорий Климов • Избы • Канатная дорога • Квас • Константин Крылов • Майонезная баночка • Православное национал-коммунистическое самодержавие • Расология • Торадицийо • Троллейбус • Усы • Фундаментальное огораживание • Холмогоров • Царская Россия
Не по нраву Апач • Врачи ФГМ • ЕРЖ • Жидопидарасы • Зельднер • Иудаизм • Кащениты • Маца • Медбрат • Попобава • Совок • Тифаретник • Фурри • Цой • Шиитман • Ящерики
Отдельные фразы Бездна анальной оккупации (архив) • БлЪ • Вдругоряд • Жидорептилоиды • И если один скажет «зиг»… • Люто, бешено ненавижу • НЪтъ • Невозбранно • Ненавижу и стремлюсь уничтожить • Нордично • Православно • Расово • Чуть более, чем наполовину
«Православно — опиум для народа!»
Религии и мировоззрения Агностицизм • Адвайта • Атеизмсрач (æ • Orthodox Edition • Церковь Святого Атея) • Вуду • Даосизм • Детерминизм • Дзен • Зороастризм • Иудаизм • Ислам • Культ карго • Нигилизм • Ницшеанство • Нью-эйдж • Православиеканонiчное (РПЦборьба с инакомыслием) • Растафарианство • Синтоизм • Солипсизм • Хульство • Эскапизм
Боги и пророки Mihole-Христос • Б-г • Будда • Иисус (Jesus Is a Jerk • Jesus lol • Jesus saves • Raptor Jesus • What would Jesus do?) • Император Человечества • Ктулху • Левашов • Ошо • Покровитель интернетов • Распутин • Спиноза • Шри Япутра
Cекты и сектанты Аум Синрикё • Вселенные люди • Движение Объединения • ДРУГГ • Долбославие • ИГИЛ • ИПХ (Владыка Амвросий) • Источник Жизни • Каббала • КОБ • Монолит • Мормоны • РоСД • Саентология • Сатанизм (666 • Лавей) • Сетевой маркетинг • Синтон • Союз православных хоругвеносцев • Тренинги личностного роста • Харизматы
Культы от балды Inglip • Абдуловера • Джедаизм • Культ Богини (Silvy • Культ Гаечки • Харухизм) • Онотоле • Пастафарианство • Теория Разумного падения • Угнетатель • Церковь Евгения Вагановича Петросяна
Непременные атрибуты Агасфер • Ад • Анафема • Духовность • Иван Купала • Исламский туалетный этикет • Каналы информации (Tomorrow’s Pioneers • Радио Радонеж) • Канонiчно/Православно • Нарекаю тебя Коловратом • ПГМ • Пентаграмма • Платочек • Помолясь • Принять ислам • Просветление • Свобода воли • Священная корова • Сотворение Адама • Споры с наукой • Тайная вечеря (Святой Грааль) • Три обезьяны • Хиджаб • Шахсей-вахсей • Экзистенциальный кризис
Ревнители веры MC Покайся • Аббатус • Агещев • Даниил • Дворкин • Димитрий-Сергий • Достоевский • Дугин • Журавлёв • Инквизиторы • Кураев • Мамонов • Мельков • Милонов • Охлобыстин • Папа римский • Патриарх • Проханов • Стерлигов • Сысоев • Тагава • Торквемада • Трехлебов • Фролов • Холмогоров • Энтео
Язычники Аратов • Асов • Ахиневич • Добролюбов • Доброслав • Крада
Крамольные книги Божественная комедия • Векторная религия • Книга Велеса • Православный ёжик • Роза мира • Священный Ахредуптусъ (Адъ и Израиль • Титановый лом) • Турбо-суслик
Ересь Brb, church • Pope song • Pussy Riot • Ансамбль Христа Спасителя • Жопа Хэнка • Карикатуры на Мухаммеда • Матильда • Мы евреи • Невинность мусульман • Оскорбление чувств верующих • Чудо

«Моцарт и Сальери»: литературный первоисточник как оперное либретто

Материалы » Камерные оперы Н.А. Римского-Корсакова: особенности воплощения литературного первоисточника » «Моцарт и Сальери»: литературный первоисточник как оперное либретто

Страница 2

С «легкой руки» А. С. Пушкина «моцартианство» и «сальеризм» стали широко понимаемыми символами двух полярных типов творца и творческого процесса, актуальными и по сей день. Один из них олицетворяет способ жить и творить, а другой — способ творить без жизни. Именно в этом случае возникает «вымученность» и холодность произведения, в котором есть все, кроме души.

Маленькая трагедия А. С. Пушкина отмечена поразительно тонким проникновением в глубины глубин духа моцартовской музыки. Что было тому причиной: тончайший ли внутренний слух А. С. Пушкина, или поэт угадал в композиторе родственную душу? Моцарт для него — гений музыки, ее олицетворение. И в этом нет случайности: А. С. Пушкин сам был один из тех светлых гениев, к которым относится и Моцарт, и Рафаэль…

В «Моцарте и Сальери» А. С. Пушкина нет ничего лишнего, второстепенного, случайного; гений в самом сжатом виде (а в произведении такая концентрированность достигает едва ли не высшей точки — это самая короткая из всех маленьких трагедий), зачастую через детали, может воплотить целостный взгляд на явление, выражая «большое в малом». Здесь важна каждая реплика для раскрытия характеров; видимо, поэтому Н. А. Римский-Корсаков использовал текст полностью.

Каким же предстает в пьесе гений музыки, перед которым преклоняются века?

«Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…», — говорит Сальери. Но пушкинский Моцарт тут же приземляет пафос высказанного признания веселой репликой вполне раблезианского толка: «Ба! право? может быть… Но божество мое проголодалось». Возвышенное и земное моментально сжимаются в этой фразе в один неразрывный узел. Такой Моцарт мог одновременно писать устремленный в недосягаемую высь «Реквием» и потешаться над собственным сочинением в исполнении слепого скрипача. «Ты, Моцарт, недостоин сам себя» — заключает Сальери.

В этой диалектичности видится гений композитора — в соединении сложности и простоты. Приведя слепого старика — скрипача, Моцарт обращается к Сальери:

«Слепой скрыпач в трактире

Разыгрывал voi che sapete. Чудо!

Не вытерпел, привел я скрыпача,

Чтоб угостить тебя его искусством».

Затем композитор торжественно обращается к скрипачу:

«Из Моцарта нам что-нибудь!».

Старик играет мелодию знаменитой арии Церлины из оперы «Свадьба Фигаро», а «Моцарт хохочет» — как сказано в пушкинской ремарке. Этот хохот — счастливый смех гениального мастера, получившего «доказательство» признания у простых людей.

Эту идею «искусства для всех» А. С. Пушкин обозначает в трагедии не на прямую, а как бы «от противного», противопоставляя ей мысль Сальери: «Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля».

Моцарт в пушкинской трагедии — художник, который не должен идти от умозрительных теорий. Здесь обязательно должны включаться сердце, интуиция, чувства. В его речи, в отличие от Сальери, нет философских сентенций, нравственных или эстетических деклараций. Его лексика импульсивна, эскизна, наполнена непосредственными впечатлениями на жизненные ситуации («Смешнее отроду ты ничего не слыхивал…»), реакциями на настроение («Ты, Сальери, / Не в духе нынче. / Я приду к тебе / В другое время»), разнообразными эмоциями — от детской веселости до страхов и мрачных предчувствий («Мой Requiem меня тревожит», «Мне день и ночь покоя не дает / Мой черный человек»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

В Петербурге с недавних пор очень любят Люку Дебарга. Старший коллега Люки – Давид Фрэ напомнил о том, что есть и другие французские пианисты. Вместе с ним можно назвать и известного сегодня Седрика Тибергьена, который в 2002 году предстал перед петербуржцами как «молодой и подающий большие надежды» музыкант. Приезжала и Брижит Анжерер – незадолго до смерти выступила с Борисом Березовским в Концертном зале Мариинского театра. Туда же периодически заглядывает с сольными концертами Пьер-Лоран Эмар. Составить по этим исполнителям картину французского пианизма XXI века можно, но лишь отчасти. Французы пластичны, театральны, остры в интонации, темпераменты в динамике и контрастах, никогда не занудны, хотя иногда и поверхностны, и все создают впечатление, будто только что вернулись с бала у короля-солнце, чтобы взахлеб рассказать об этом. При этом каждый из названных – абсолютный индивид с яркими чертами своего исполнительского стиля.

37-летний Давид Фрэ впервые выступил в Петербурге в 2012 году на фестивале камерного исполнительства «Серебряная лира»: он исполнял Баха, Моцарта и Бетховена, и его концерт стал одним из главных фестивальных событий. Шесть лет и для человека, и для пианиста – срок немалый. За это время многое может измениться – от внешности до манеры и способности видеть дальше и глубже. Сейчас те, кто слышал Давида тогда, ждали от него чего-то нового, каких-то звуковых интриг. Возможно, в нем стало чуть меньше спонтанности, чуть больше серьезности и углубленности. Однако с молодостью музыкант прощаться не желал, что всячески и демонстрировал в подчас нарочитой экстравагантности интонационного «жеста».

И в первый приезд, и теперь Давид Фрэ больше всего впечатлил интерпретацией Баха. Только в этот раз Бах звучал лишь в качестве двух бисов, которыми стали Сарабанда из Второй партиты и хоральная прелюдия Nun komm’ der Heiden Heiland BWV 659 («Гряди, Спаситель народов, обетованный Сын Девы»). Возведенное в культ вслушивание в звук, любование им (еще один признак французского пианизма) плюс любовь к пиано и суггестивной кантилене позволяют Фрэ находить в баховской музыке правильные струны. При этом он не заглядывает в духовные глубины, оставаясь большей частью сознания на поверхности. И именно такое неглубокое, но вполне чувствительное касание струн и подкупало публику в его исполнении.

Основную программу Фрэ выстроил из Фантазии и Сонаты до минор Моцарта, его же Рондо ля минор и Сонаты № 22 Шуберта, которую представил абсолютно в моцартовском ключе. Эти сочинения объединяет то, что все они написаны в поздний период творчества. В Фантазии Моцарта слышатся обескураживающие откровения, распахивающие двери в будущее бесстрашными, бесконечно богатыми гармониями, в ней присутствует ритм, предвосхищающий бетховенские «темы судьбы» из Пятой симфонии и «Аппассионаты», а из финала Сонаты моцартианец Чайковский позаимствовал для танца принцессы Авроры, уколовшейся веретеном в его «Спящей красавице», вращающийся мотив как фигуру трагического прощания.

Давид Фрэ приковал внимание с первых звуков, взятых на пиано, – своем любимом нюансе, заставляющем публику вслушиваться. Но злоупотребление одним динамическим оттенком – «таинственным шепотом» – гасило в невызвученности немало нот. Он пленял музыкальностью, нежной влюбленностью в звук, но обратной стороной этой влюбленности оказывалась содержательная пустота и «прохладная температура» исполнения.

Настроение, заданное в сонате Шуберта, с одной стороны, не мешало слушать хорошо известную музыку и слышать имеющиеся в ней моцартовские мотивы. Однако порхающее, неглубокое туше превращало моцартовское в псевдомоцартовское, опустошая Шуберта, лишая его той томительной романтической глубины, которую мы знаем по интерпретациям и Альфреда Бренделя, и Елизаветы Леонской, и много кого еще. В полной мере удалась Давиду Фрэ медленная часть сонаты, в которой пианист обострил контрасты, выстроив бездну между взрывчатыми роковыми аккордами и кантиленой тоски по несбывшемуся.

>
Борисова
Очень православно, очень по-христиански

Еще песни Борисова

(бесконечная прокрутка)

    • слушать

    Борисова — море волнуется (cover) (добавить в избранное)(текст песни) 02:20

    • слушать

    Борисова — без фальши (cover) (добавить в избранное)(текст песни) 02:34

    • слушать

    Борисова — торопись захлебнуться весной(1) (добавить в избранное) 03:10

    • слушать

    Борисова — 22.07.15 (добавить в избранное) 00:59

    • слушать

    Борисова — моя ты гибель (добавить в избранное) 02:58

    • слушать

    Борисова — стань же моей рукой (Макс Корж) (добавить в избранное) 02:38

    • слушать

    Борисова — запрети мне носить airmax’ы (Feduk & 158) (добавить в избранное) 02:42

    • слушать

    Борисова — море внутри меня (Елка) (добавить в избранное) 03:07

    • слушать

    Борисова — 3 полоски (добавить в избранное) 04:14

    • слушать

    Борисова — кельтская сказка(в) (Канцлер Ги) (добавить в избранное) 04:22

    • слушать

    Борисова — кельтская сказка (Канцлер Ги) (добавить в избранное) 04:02

    • слушать

    Борисова — давайте делать паузы (Сплин) (добавить в избранное) 03:07

    • слушать

    Борисова — будь как дома путник (КиШ) (добавить в избранное) 02:10

    • слушать

    Борисова — ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК. Курсы для начинающих. Урок 1 (добавить в избранное) 05:34

    • слушать

    Борисова — ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК. Курсы для начинающих. Урок 2 (добавить в избранное) 01:14

>Жить по-христиански гораздо труднее, чем кажется

Противостоять натиску духа времени

Протоиерей Александр Ильяшенко

Несколько лет назад я был в Кронштадте. Через улицу, напротив дома, в котором жил святой праведный Иоанн Кронштадтский, стоял снесенный ныне Андреевский собор. По той же стороне улицы, левее, находится здание гимназии, в которой Иоанн Кронштадтский преподавал Закон Божий. На стене гимназии укреплена мемориальная доска, я подумал, что на ней отражено, что когда-то сам Кронштадтский пастырь там учил детишек. Но ошибся – надпись на доске гласит, что в этой гимназии с 1907 года учился выдающийся советский физик, лауреат Нобелевской премии академик Петр Леонидович Капица.

П.Л. Капица – это ученый, внесший выдающийся вклад в мировую науку, один из основателей физики низких температур и физики сильных магнитных полей. Он из тех, кто составляет гордость отечественной науки.

Первые годы своей жизни Петр Леонидович жил в Кронштадте, ходил по одной улице с отцом Иоанном и наверняка с ним встречался, не мог не встречаться, наверняка его водили в Андреевский собор. Отец Иоанн, может быть, у него не преподавал Закон Божий, ему оставалось прожить год-два, но гимназия была наполнена его духом, и старшие школьники учились у отца Иоанна. Академик П.Л. Капица, несомненно, был человеком нравственным, но свидетельств о том, что он был верующим человеком, мне обнаружить не удалось. Скорее всего, как и многие другие ученые той эпохи, верующим он не был.

Святой Иоанн Кронштадский

Ребенком П. Л. Капица мог видеть и слышать отца Иоанна, казалось бы, детские впечатления очень сильны, но, тем не менее, гигантского масштаба Иоанна Кронштадтского не хватило на то, чтобы противостоять натиску духа времени, отталкивающему людей от Церкви.

Жил великий святой человек, чудотворец, но сколь многие его современники не видели его святости и не принимали его одухотворенных слов. Насколько лукавый дух века сего растлевал и растлевает людские души, насколько общество, утратившее веру, потерявшее Христа – культура, газеты, круг общения, родители, друзья родителей, их дети, – сильное влияние оказывает на своих членов.

Кажется, что в начале XX века всё было направлено на то, чтобы настроить народ, в том числе и лучших его представителей, против Церкви.

В семье должна быть гармония

Сейчас повторяется нечто подобное. Создается впечатление, что лукавый дух вновь победу торжествует. Это проявляется и в негативном отношении к многодетным семьям. Кто говорит, что многодетные «плодят нищету», кто говорит, что многодетным быть модно. Не знаю, на чем основываются подобные утверждения, знаю, что, согласно переписи населения 2010 года, в нашей стране больших семей (более 4-х детей) только лишь 3%.

Разве могут 3% семей оказывать какое-то негативное влияние на нашу страну? А вот позитивное могут. Напомню, что великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев и прославленный оружейный конструктор Михаил Тимофеевич Калашников были 17-ми детьми в своих семьях, знаменитый авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин – 12-м. Ну, а 97% могут своим пренебрежительным отношением оказывать сильнейшее влияние на своих членов, чтобы они и не пытались создавать большие семьи.

Проблема есть, трудности могут быть в любой семье. Почему сводят все только к многодетной семье? Почему обсуждается тема именно большой семьи?

Надо говорить о воспитании детей вообще и об ошибках, которые родители допускают, когда воспитывают детей. Какая разница, много их или мало? Отец Павел совершенно справедливо говорит, что в семье должна быть гармония, основанная на любви. При чем тут большое количество детей? Мы как раз видим, как часто родители и с одним ребенком не справляются. Великий педагог Макаренко говорил, что одного ребенка нравственным человеком могут воспитать только гениальные родители. Где-то проблемы возникают общие, а где-то они строго индивидуальные. И речь идет о нашем внутреннем состоянии: либо мы успешно преодолеваем многие, как правило, типичные искушения, либо мы их не преодолеваем.

Семья отца Александра

Здоровая душа ищет подвига, потому что к подвигу нас призывает Господь

Когда священник говорит, что можно и что нельзя, он говорит не от себя – так нам заповедано благодатной памятью Церкви. Современный прихожанин хочет, с одной стороны, причащаться и причащаться регулярно, а с другой стороны, очень хочет жить комфортно, а поэтому ожидает определенных послаблений. Но Церковь должна высоко держать планку. Если же ее опускать, то где предел, дойдя до которого, необходимо остановиться? И, собственно, уровень задан не нами, а самим Господом Богом, Священным Писанием и Преданием.

В Евангелии есть эпизод, как к Спасителю обращается юноша, который живет благочестивой жизнью, и Спаситель ему говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). И юноша отошел от Него опечаленный, потому что он был привязан к своему имуществу.

Причащение – это дар Божий. Когда мы стоим в храме и причащаемся Святых Христовых Тайн, должны мы хоть как-то походить на наших великих предков, хоть как-то соответствовать тем требованиям, которые Господь предъявляет к человеку.

И если ты не хочешь этим требованиям следовать, ну тогда отойди. Вот тот юноша из Евангелия и отошел, он был честный. А мы хотим и того, и другого, так как живем не в I, а в ХХI веке. В древности люди были цельные, даже в своем грехе были цельные, а мы вот такие – раздвоенные, расслабленные, хотим выступать в роли ласковых телят, которые двух маток сосут. Но Церковь говорит, что это не получится, это неправильно, Богу это неугодно.

Люди должны дать себе отчет, что, если они не хотят иметь детей и не могут воздерживаться, тогда для них нужна какая-то особая покаянная дисциплина, и частое причащение для них невозможно, да и не полезно. Какая должна быть покаянная дисциплина, – это очень трудно сказать, это надо решать в индивидуальном порядке, на то есть духовник, и нужно этот вопрос с ним обсуждать.

Если христианин хочет приступать к Христовым Тайнам, необходимо соблюдать покаянную дисциплину, какое-то воздержание, должна быть борьба с самим собой. Если ее совсем нет, и не будет, тогда мы потеряем тот уровень, который хранит Святая Православная Церковь, и это приведет, на самом деле, на грань катастрофы. Тогда как раз и начнется повальный уход людей, особенно молодежи, из Церкви, потому что, как святые говорят, душа каждого человека по природе – христианка, и здоровая душа ищет подвига, потому что к подвигу нас призывает Господь. А если подвига никакого нет, и усилий никаких делать не нужно, тогда и Церковь не нужна. Зачем?

Если с Богом, если по-настоящему, по-христиански нести крест ради Христа и нести его с Ним, потому что в одиночку ни одному человеку это не посильно, тогда такое крестоношение приносит душе свет и радость. А если идешь путем наименьшего сопротивления, не хочешь бороться с собой и преодолевать свои слабости, что очень трудно, – тогда при чем тут Церковь и Христос?

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Чем хуже человеку, тем лучше лукавому

Отец Павел совершенно прав, говоря о любви, – в семье должна быть теплая, искренняя, бескорыстная, самоотверженная любовь. Если ее нет, тогда всё становится не по силам. И церковные, и нецерковные семьи распадаются – вот такое страшное влияние духа века сего. Если мы ему будем потворствовать, значит, будет только хуже, тогда он будет одолевать. Чем хуже человеку, тем лучше лукавому. Нельзя с ним не бороться, он идет до конца. Очень трудно ему противостоять, он тонкий психолог с фантастическим опытом, фантастически могущественный. И бороться с ним в одиночку просто смешно. А перед Богом он бессилен. Если человек с Богом, тогда и перед человеком, укрепленным благодатью Божией, он оказывается бессилен.

В Нагорной проповеди Господь произносит удивительные слова: «Блаженны кроткие, потому что они унаследуют землю». Святитель Николай Сербский эти слова Спасителя прокомментировал неожиданным для нас образом: «Удивительно, почему Спаситель сказал – кроткие. Не воинственные, не агрессивные, не активные, не многочисленные, а кроткие, и они унаследуют землю. Вы посмотрите на русский народ. Посмотрите, какая у него огромная земля! Потому что он кроткий». Это было сказано лет 70 назад. Теперь давайте мы на себя посмотрим. Что мы, кроткие, что ли?

С нашим псевдохристианством, совсем невысокого уровня, потому что оно псевдо, пытаемся о чем-то судить, и ничего доброго у нас не получится.

Разговор сводится к тому, что дайте мне делать то, что я хочу. Не хочу иметь много детей – давайте подгоните мне такой ответ, чтобы я спокойненько мог жить, не напрягаясь, а так, как я хочу.

Недавно я услышал подтверждение слов святителя Николая. Первый митрополит Московский Петр перенес кафедру из Владимира в Москву. Почему-то он выбрал именно Москву, у него ведь было несколько вариантов. Почему? Потому что, когда он посетил Москву в первый раз, его поразила кротость московских жителей. Вот теперь давайте возьмем увеличительное стекло и пойдем искать в Москве кротких людей.

Жить по-христиански очень трудно, гораздо труднее, чем кажется

Тезис «Любая добродетель, которая стала вынужденной, рискует превратиться из добродетели в настоящую беду» я не понимаю, это какое-то недоразумение. Что значит добродетель, которая стала вынужденной? Христианство – это религия свободы. Если ты сам себя загоняешь в угол, значит, ты делаешь неправильный выбор. Тебе можно сочувствовать, можно разбираться с тобой, как ты оказался в углу, и что ты там делаешь? Что за добродетель, если она тебя вынудила? На свои ли силы ты полагаешься, маловерный ли ты, не молишься, не каешься? Значит, где-то ты что-то перепутал, сбился с пути, значит, будучи духовно слепым, ты не туда идешь.

Боюсь, что мы что-то очень важное пропускаем. Жить по-христиански очень трудно, гораздо труднее, чем кажется. И задачи перед нами труднее, чем нам кажется. Кажется, что такого? Раз-два – сделал. Но это все равно, что подойти к роялю с намерением заиграть так же вдохновенно и виртуозно, как Святослав Рихтер.

Совсем недавно мы были в советском далеке, а теперь оказались в Церкви. Так это колоссальный путь – от жизни нецерковной к жизни одухотворенной, и мы все, в подавляющем большинстве, находимся только в самом-самом начале пути. Да и то, многие даже с этого начального пути сбиваются, идут куда-то не туда. Получается, что мы – общество, которое блуждает в потемках, и каждый при этом считает, что раз он несколько книжек прочитал, в церковь походил, то он уже чего-то знает и живет духовной жизнью. Нет, всё оказывается гораздо сложней. Гораздо сложней.

Можно говорить правильные слова, и имя Божие к месту употреблять, и о любви говорить тоже к месту, но не решить проблему, потому что она в другом. Если мы берем какую-то, пусть болезненную, пусть острую проблему, но если мы ее вырываем из контекста и пытаемся решить ее саму по себе – боюсь, мы загоняем сами себя в угол, потому что так она не решается. Если сосредоточить усилия на поиске главной проблемы, ключевой точке – как быть христианином в современном мире, как жить по воле Божией, как нам вместе строить христианскую жизнь – тогда, наверное, мы подойдем к решению всех других, совсем непростых проблем.

Записала Тамара Амелина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *