Очное обучение в школе

При очном обучении вы будете посещать учебное заведение практически ежедневно. При заочном – посещать только занятия во время установочной сессии (обычно по 1-2 недели каждый семестр) и сдавать экзамены. Очно-заочная форма предполагает посещение занятий в вечернее время и выходные дни.

Казалось бы все просто – вот и ответ на ваш вопрос. Но это не так. Различия не только в периодичности и времени посещения – форма обучения влияет на ваш диплом, образовательную программу и перспективы при трудоустройстве.

Что такое очное обучение

Очная форма (она же классическая, дневная) – это естественное продолжение школьных занятий, предполагающее занятия с 8 утра и до середины дня (либо до вечера в зависимости от образовательной программы) и длительный личный контакт с педагогами. Студенты техникумов и колледжей обучаются от 2 до 4 лет. Студенты ВУЗов – 4 года (бакалавр), 5 лет (специалист), 6 лет (магистр) и более при поступлении в аспирантуру, ординатуру и интернатуру.

Отличительные черты очной формы:

  • дневное посещение, предполагающее невозможность работы;
  • объемные образовательные программы;
  • личный контакт с преподавателем;
  • длительность – не менее 4 лет;
  • посещение лекций и семинаров, прохождение практики.

Студенты, обучающиеся очно, получают сразу «бонусы» в виде стипендии, отсрочки от армии, общежития, льготы на приобретение проездных билетов и другие блага. Если говорить о стипендии, то она предоставляется только очникам и может быть стандартной (выплачивается за хорошую успеваемость), повышенной (для отличников) и социальной (для студентов, нуждающихся в соц помощи).

Объем знаний, которые студенты-очники получают в стенах ВУЗов, априори больше, чем при очно-заочной и заочной формах обучения. Методичное посещение лекций, семинаров и практик делают образовательный процесс более комфортным.

Одновременно с этим поступить на очную форму в ряд учебных заведений крайне сложно, например, в случае с востребованными специальностями. Особенно если речь идет о бюджетных местах. Будьте готовы к высоким проходным баллам и жесткой конкуренции (иногда доходит до 300 претендентов на место).

Что такое заочное обучение

Заочная форма – это образовательная модель, сочетающая дневное и самостоятельное изучение теории. Студенты изучают 70% теоретического материала вне стен ВУЗов. В соответствии со стандартами профессиональной подготовки обучение осуществляется по тем же программам, что и при очном образовании. Дважды в год студенты посещают установочные сессии (начитки), которые обычно длятся 1-2 недели. Спустя примерно полгода проходят экзамены.

Ключевые характеристики заочной формы:

  • Минимум времени в университете – можно работать.
  • 70% материала необходимо освоить самостоятельно.
  • Нет стипендии и отсрочки от армии.
  • Минимальный личный контакт с преподавателями.
  • Длительность – 6 лет.

При этом заочно можно обучаться и по ускоренной программе (на базе высшего, реже среднего профессионального образования). В этом случае срок меньше – от 3 лет в зависимости от специальности и программ конкретного учебного заведения. Конкурс низкий, стоимость семестра ниже, чем на очной форме. Однако некоторые специальности недоступны. Под запретом не только юристы: вы не сможете стать, например, врачом или пилотом.

Очно-заочное обучение – это как

Вечерняя или очно-заочная форма – это возможность работать и учиться одновременно, не посещая университет в утреннее и дневное время. Расписание индивидуально для разных учебных заведений и специальностей. Занятия могут начинаться в 6-7 часов вечера и проходить ежедневно, либо в заранее оговоренные дни.

Не пропустите: Как выбрать ВУЗ для поступления: ТОП-5 советов

Что значит очно-заочная форма обучения для студента:

  • можно совмещать учебу с работой;
  • сохраняется прямой контакт с преподавателем;
  • изучение материала методичное – лекции, семинары, практика;
  • нет стипендии и отсрочки от армии;
  • довольно большой объем материала осваивается самостоятельно.

Срок зависит от специальности и образовательной программы. Часто эту форму используют для получения второго высшего образования на базе среднего профессионального – в этом случае срок составляет 3.5 года, в остальных – от 4 лет. Студенты располагают большим количеством свободного времени, а в сравнении с заочниками меньше готовятся самостоятельно. При этом они лишены многих льгот и преимуществ, доступных очникам.

Чем отличается очное обучение от заочного

Чаще всего студенты выбирают именно между ними. Потому важно понять, что значит очное и заочное обучение, каковы перспективы образования и к чему нужно готовиться во время поступления. Выше мы дали определение обоим формам, теперь же попробуем разобраться в их содержании и ключевых особенностях учебного процесса. В чем разница:

Очная – классическая, дневная. Здесь важна посещаемость. Сочетать очное обучение в авторитетном ВУЗе с работой невероятно сложно. При этом сам образовательный процесс более комфортный: вы поэтапно осваиваете материал в ходе лекций, закрепляете его на практических занятиях и в ходе практики. Объем самостоятельной подготовки минимальный. В большинстве случаев на работу охотнее берут именно выпускников очных форм, так как их уровень подготовки в целом выше, чем у заочников.

Заочная – это максимум самообразования. В рамках установочных сессий преподаватели не столько вкладывают в вас знания, сколько задают векторы. На основании их рекомендаций и выданных методик вы должны будете готовиться самостоятельно.

Программы для очников и заочников де-факто одинаковые, но объективно преподаватели более лояльны, и сдавать экзамены проще – в большинстве случаев к студентам-заочникам не предъявляются особенно жесткие требования, многие контрольные тесты являются формальными, проходят дистанционно.

Разница между заочной и очной формой обучения в тезисах:

  • Заочники редко посещают университет, очники – планово и методично;
  • Заочная форма не дает права на отсрочку от армии;
  • Платное очное обучение стоит дороже заочного;
  • Для заочников практически недоступны бюджетные места;
  • Стипендию получают только очники;
  • Общежитие в первую очередь дают студентам очной формы, заочникам же только при наличии свободных мест;
  • Заочники могут совмещать работу и учебу, очникам делать это крайне сложно;
  • Поступить на заочное отделение проще, чем на очное.

Некоторые специальности заочникам недоступны – в частности, нельзя обучаться медицине и юриспруденции.

Заочная форма дает максимум свободы. Откровенно говоря, качественно освоить профессию в этом случае сложно – слишком много материала отдается на самостоятельное изучение. Нужно обладать феноменальной самодисциплиной, чтобы освоить необходимую теорию и получить профессиональные навыки.

Плюсы и минусы каждой из форм обучения

Некоторые достоинства и недостатки относительны, ведь не всем важно качество знаний, льготы, те же контакты с преподавателями. Кому-то по силам организовать собственное время и изучать теорию самостоятельно. Кто-то нуждается в контроле со стороны преподавателя. Потому сравним варианты по ключевым критериям.

Очная форма

Плюсы:

• методичное, комфортное обучение;
• стипендия, общежитие, отсрочка от армии;
• лучшие перспективы при трудоустройстве.

Минусы:

• сложно совмещать учебу с работой;
• высокая стоимость семестра;
• конкуренция при поступлении.

Заочная форма

Плюсы:

• можно учиться и работать одновременно;
• минимальный конкурс при поступлении;
• проще сдавать экзамены.

Минусы:

• нет стипендии, отсрочки от армии и общежития;
• 70% материала приходится изучать самостоятельно;
• нет методичного контроля со стороны преподавателей.

Очно-заочное обучение

Плюсы:

• свободный график – можно работать;
• присутствует личный контакт с преподавателями;
• изучение материала поэтапное, методичное.

Минусы:

• нет отсрочки от армии, общежития, стипендии;
• нет других льгот (например, на проезд и питание);
• практически отсутствуют бюджетные места.

Важно отметить принцип распределения мест в общежитии. Теоретически, получить его могут и заочники, но на практике добиться этого крайне сложно. Дело в том, что сначала расселяются очники и по итогам мест обычно не остается. Соответственно для студентов заочных и очно-заочных форм шанс получить место в общежитии сводится к нулю.

Не пропустите: Как поступить за границу: где лучше учиться за рубежом

Какую форму обучения выбрать

Здесь важно расставить приоритеты и трезво оценить свои возможности. Если вы хотите совмещать постоянную работу с учебой – очное образование точно не для вас. Если же желаете сконцентрироваться на знаниях, лично контактировать с преподавателями, стать настоящим профессионалом – сделать это при заочном и очно-заочном обучении будет практически невозможно. Как понять, что вам действительно нужно? Давайте разберем на примерах.

Очное. Идеально для абитуриентов, которые планируют полностью посвятить себя учебе. Конечно, если баллов по ЕГЭ хватает для поступления на бюджет, либо студент сможет оплачивать свое обучение. Молодые люди будут посещать учебное заведение ежедневно, за исключением редких выходных. При хорошей и отличной учебе студенты-очники получают стипендию и многочисленные льготы, имеют дополнительные преимущества при трудоустройстве. Также будет предоставлена отсрочка от армии (пока вы не окончите учебу, либо не будете отчислены из ВУЗа).

Заочное. Идеально подойдет абитуриентам, которые хотят совмещать работу с учебой, получить второе высшее образование или повысить квалификацию (например, получить высшее образование на базе имеющегося среднего профессионального). Стоимость семестра ниже, время посещения ВУЗа ограничивается несколькими неделями за год. Жаль, что при этом нельзя претендовать на отсрочку от армии, общежитие и стипендию.

Очно-заочное. Подойдет абитуриентам, которые планируют работать, но при этом хотят получить полноценное образование. Свободный график в сочетании с лекциями, семинарами и практикой. Стоимость семестра ниже, чем для очников. Бюджетных мест практически нет, равно как и доступных студентам очных отделений льгот. При этом вы будете обучаться поэтапно, процесс будут контролировать преподаватели.

Резюме

Постарайтесь понять, чего вы действительно хотите. Хотите работать и учиться одновременно? Выбирайте заочное отделение. Хотите максимально полно освоить профессию и стать хорошим специалистом, либо боитесь, что не сможете изучать теоретическую базу самостоятельно? Сделайте выбор в пользу очной формы. Хотите совмещать учебу с работой без ущерба для качества знаний? Вам лучше всего подойдет очно-заочное обучение.

Также постарайтесь трезво оценить свои силы перед поступлением. Если баллы по ЕГЭ откровенно низкие, а денег на платное образование не так много – поступайте на заочное отделение. Цены здесь существенно ниже. К тому же, вы сможете работать и самостоятельно оплачивать его. Отлично сдали экзамены и не планируете работать во время учебы? Смело выбирайте очную форму.

Автор статьи Евгения Мельникова Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор. Написано статей 39

Студенты: очники, заочники, вечерники

Что важнее: качественное образование или личное время?


Студентка-заочница Ирина Плахова: «Учеба, малыш, домашние дела… Студенческая жизнь кипит!»

Ольга Наумова.
Фото Сергея Киреева.

Когда говорят про студентов, чаще всего подразумевают тех, кто учится на очной форме, и незаслуженно забывают о тех, кто учится на заочке и вечерке. А, между прочим, они тоже вполне себе студенты, и у них есть своя студенческая жизнь! Рассмотрим плюсы и минусы каждой формы обучения.

Очное обучение

Возможность получить качественное образование (ты ежедневно посещаешь вуз); близкое общение с преподавателями (на экзаменах и зачетах у них уже нет вопросов, что ты из себя представляешь); постоянное общение с одногруппниками; возможность зарекомендовать себя где-то во время практики и вернуться туда работать после вуза; ну и стипендия наконец!

Нужно много времени уделять учебе: каждый день ходить на пары; нет возможности найти приличную работу; невозможно получить опыт работы.

Кристина Мусатова, ТулГУ, 3 курс, гуманитарный факультет

“ Мы с родителями решили, что мое обучение в вузе должно проходить именно очно, так как они считают: сначала образование, потом работа! А пока они могут меня содержать, я должна учиться.

Плюсы: непосредственное общение с преподавателями весь семестр, что помогает на экзамене.

Минусы: на 3 курсе хочется иметь свой доход, но дневная форма обучения не позволяет работать целый день.

Мария Кострикова, ТулГУ, 3 курс, гуманитарный факультет

“ Я выбрала очную форму обучения из-за большего объема получаемых знаний, а также из-за того, что только очники получают стипендию.

Плюсы: получение теоретических знаний, которые мы можем закрепить на семинарах с преподавателями.

Минус: очень сложно найти работу, которую можно совместить с учебой. После 4-5 пар так устаешь, что уже не хочется ничего делать.

Заочную и вечернюю формы обучения часто путают. А они имеют много различий. При вечернем обучении вы ходите на занятия каждый день, но вечером, после работы. При заочном – вы приходите на сессии два раза в год по месяцу. Заочная форма обучения подходит тем людям, которые могут учиться самостоятельно. Если же человек самостоятельностью не обладает, то ему лучше выбрать вечернее отделение.

Заочное обучение

Чтобы поступить на заочку, как правило, нужно меньше баллов, чем на очку; можно найти работу. После школы, конечно, вряд ли тебя возьмут на престижную должность, но через пять лет ты получишь диплом, и все пути открыты – за спиной уже приличный опыт; стоимость заочного обучения меньше; подходит тем, кто рано хочет завести свою семью; можно получить образование в любом возрасте.

Трудно включиться в учебный процесс после длительного отдыха; на учебу будет уходить мало времени, что может сказаться на качестве образования. Как правило, для получения полноценных знаний нужна полная отдача сил и времени; не будет возможности проявить себя в глазах преподавателей; этот недостаток касается только парней: заочная форма обучения не дает отсрочки от армии.

Вечернее (очно-заочное) обучение

 Прием документов у заочников и вечерников заканчивается позже, чем у очников; возможен свободный график занятий; требования к студентам меньше, но не всегда. Как правило, преподаватели относятся к вечерникам снисходительнее, потому что понимают, что основная форма деятельности их студентов – это работа; свободное время днем.

Усталость: помимо активной деятельности днем учеба вечером; объем учебной нагрузки на всех отделениях одинаков, поэтому то, что очники изучают на лекциях, вечерникам приходится осваивать дома, после работы.

Анна Егорова, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 3 курс, факультет психологии

“ Я пошла учиться на заочное отделение, потому что после окончания педагогического колледжа начала работать в школе, а получить высшее образование по своей специальности очень хотелось. То, что я работаю в школе с детьми, помогает мне в учебе: я получаю практический навык, опыт. Это я могу отнести к плюсам такого обучения, а минус – это то, что на плечи заочников ложится ответственность, самоконтроль и большое количество самостоятельной подготовки.

Дмитрий Бондарев, Тульский филиал ВЗФЭИ, 4 курс, «Государственное и муниципальное управление»

“ Учусь на заочке. Выбрал такую форму обучения, чтобы можно было совмещать учебу с работой по своей будущей профессии. Приобретаю опыт, зарабатываю.

Минус в заочной форме обу­чения я вижу только один: приходится самостоятельно изучать большую часть учебной программы. Это не всегда удобно, на лекциях наверняка все доступнее.

Владислав Миронов, ТулГУ, 3 курс, гуманитарный факультет

“ Я выбрал вечернюю форму обучения, потому что мне удобнее совмещать учебу в вузе и постоянную работу. Из плюсов вижу: свободное посещение, больше времени я уделяю своим личным делам. А минусы… Да я их вообще не вижу!

Каждый студент в своей жизни принимал решение – какую форму обучения выбрать? Кому-то советуют родители, кто-то решает сам. А многие, осознав свой неправильный выбор, переводятся на другую форму обучения в середине учебного года. Кстати, в любом вузе это возможно.

Официально
Каждому школьнику по айпаду

В следующем учебном году тульские школы станут использовать современную цифровую технику.

Денис Бычков, министр образования и культуры Тульской области.

Как сообщил министр образования и культуры Тульской области Денис Бычков, в 2012 году на модернизацию региональной системы образования будет потрачено втрое больше средств, чем в 2011 году.

Из 502 млн рублей, выделенных из федерального бюджета, 120 миллионов пойдет на ремонт школ, 33 – на покупку школьных автобусов (в этом году планируется закупить 32 автобуса и впервые купят комфортабельные «Пежо»). Часть денег выделят на повышение квалификации педагогов, остальные – на закупку техники, оборудования и учебников. В этом году планируется обновить фонды школьных библиотек на 69%.

Несколько школ (в Туле – гимназия №20, лицеи №2 и №4, школа №4, в Ефремове школа №3, а в Новомосковске – лицей) приобретут наноэдьюкаторы – оборудование для углубленного изучения химии, физики и биологии в профильных классах.

Закупят оборудование: компьютеры – 1131 шт., интерактивные доски – 46 шт., ноутбуки – 70 шт., нетбуки – 74 шт., мультимедийные проекторы – 23 шт.

Три школы области станут стажировочными площадками по использованию планшетных компьютеров iPad в процессе обучения. Власти закупят 180 планшетников для младших классов тульской гимназии №2, новомосковской школы №12 и узловской школы №61. На компьютеры будут установлены обучающие и развивающие программы.

Друзья!

Есть интересная тема для «Студгородка»? Звоните по тел. 23-55-99, мыльте на koroleva@myslo.ru.

Ведущая рубрики
Ольга Наумова.

Что такое очно-заочное обучение в средней школе

Закон об образовании предусматривает несколько форм получения среднего образования. Это заочная, семейная, домашняя и очно-заочная. Проблема начинается где-то на уровне местного руководства, иногда даже в городском отделе образования – там тоже могут не знать или не хотеть знать о правах родителей и детей.

Заочное обучение в школе – это возможность освободить ребенка от излишней нагрузки. Бывает, что его воспитывает один родитель и поэтому не имеет времени забирать его или отводить на учебу. Ситуации разные, но выход найти можно. Нужно только знать, как организовать режим дня ученику.

Формы получения среднего образования в школе

С юридической точки зрения ребенок может законно не посещать школу, но сдавать все необходимые экзамены, а также получить аттестат. Оформить школьника на одну из форм удаленного обучения можно в любое время учебного года. Руководство школы обязано выслушать пожелания родителей. Если ситуация действительно серьезная, то пойти навстречу и подготовить все документы.

Анализируя отзывы с форумов, можно сделать вывод, что не все директора хотят брать на себя ответственность за успеваемость учащегося.

А зависит это вот от чего:

  1. Школьник прикреплен к какому-либо одному классу, поэтому его успеваемость сказывается на общих показателях.
  2. Учителям нужно выделять время, чтобы проконсультировать ученика по основным предметам и принять промежуточную аттестацию. Эти часы обычно не оплачиваются, поэтому никто не хочет работать больше положенного.
  3. Директору необходимо найти время, чтобы официально перевести ребенка на другую форму. Часто они просто не знают, как это правильно сделать и не хотят начинать.

Если руководство школы не хочет организовывать заочное обучение в школе, то можно воспользоваться другими методами. Например, оформить ученика на семейное образование. Оно немного отличается от очно-заочного и заочного, а также домашнего.

Семейное образование предполагает, что ученик на базе данной школы будет сдавать экзамены в конце года, а также ОГЭ и ЕГЭ. Больше ничего от руководства не требуется, потому что все заботы об образовании ребенка родители берут на себя.

Домашнее образование – эта форма чаще всего применяется для детей с ограниченными возможностями. Они прикреплены документально к школе, преподаватели ходят к ним домой и проводят уроки, которые официально оплачиваются.

Заочное образование похоже на домашнее, только школьник абсолютно здоров. Просто в силу некоторых причин не может посещать школу. Это могут быть дополнительные занятия в музыкальной, спортивной или художественной школе, после которых не остается времени на подготовку домашних заданий – как известно, нагрузки в отечественных школах растут с каждым годом. Если ребенок хорошо усваивает материал, ему нет смысла просиживать столько времени на уроках, ведь программа рассчитана на средний уровень.

Очно-заочное образование в средней школе

Очно-заочное образование – это вариант посещения школы через день или один раз в неделю, чтобы взять задание, определиться, что надо учить и когда. Для того, чтобы перевестись, необходимо заявление родителей. Директор школы обязана выслушать аргументы и предоставить такую возможность.

К сожалению, в большинстве случаев приходится добиваться своих прав через Рособрнадзор. Иногда не помогают даже местные органы управления – родителям предлагают искать другую школу, бросать работу (это уже вообще никуда не годится, а жить как?) и заниматься только ребенком. Многие перестают надеяться, а зря.

Среди нас есть родители, которые добиваются признания своих прав, находят другие школы, более лояльных директоров, которые стараются выполнять предписания Министерства образования.

Противники такого обучения ссылаются на недостаток знаний у родителей, которые будут помогать детям. Но ведь речь идет не только о взрослых родственниках школьника – есть профессиональные репетиторы, курсы, школы. Иногда даже вне общеобразовательного заведения можно получить гораздо более серьезные знания и заинтересоваться предметом.

Какой смысл тратить рабочий день на просиживание за партой, если оно не приносит пользы?

Сейчас преобладают ситуации, когда главным ресурсом является именно время – что человек успеет сделать, то и будет иметь. К сожалению, общеобразовательные школы ввели много ненужных дисциплин, которые отнимают это самое время у детей. В результате его не хватает на дополнительные занятия или даже на отдых.

Кому из детей можно учиться очно-заочно

Далеко не всем ученикам подходит такая форма обучения. Очно-заочное образование предполагает, что основную часть работы ученик будет делать дома с помощью родителей или репетиторов.

Если родители думают, что уйдя со школы, ребенок будет что-то делать самостоятельно, они ошибаются. Со временем ученик вообще перестанет вспоминать про уроки. Нужно или хорошо знать своего ребенка, или постоянно контролировать процесс получения знаний.

Если взрослые понимают важность контроля и готовы с этим жить, пока школьник не окончит учебу, значит, перевод на заочное среднее образование будет оправдан. В противном случае, пусть ходит вместе со всеми и учителя частично проконтролируют процесс.

Необходимо четко понимать, для чего совершается данный поступок, что вы планируете делать в свободное время. Возможно, хотите записать ученика на какие-либо заочные курсы по определенным предметам, которые будут проходить в то время, когда ребенок должен находиться в школе.

Есть еще одна причина, по которой родители хотят, чтобы дети получали среднее образование заочно:

  • это неблагоприятная атмосфера в классе;
  • конфликты с преподавателями;
  • ограниченные возможности ребенка или какое-то внешнее отличие, что вызывает у других насмешки;
  • слабое преподавание предмета, который интересует ученика, или даже таких несколько.

Важно, чтобы в таких случаях родители встали на защиту ребенка и не дали сломать ему психику некомпетентными методами учителей. Такое часто встречается в школах, хотя руководство старается умалчивать.

Слабые преподаватели практически не дают шансов ребенку поступить в вуз по своему любимому направлению. Это, кстати, может быть еще одним аргументом в пользу своих прав: ученик имеет право получить знания в полном объеме, а не только то, что знает преподаватель.

Бывали случаи, что дети успокаивались и начинали учиться, находясь дома. Можно только представить, как тяжело им было в школе и через что они, возможно, прошли. Не все любят рассказывать дома о негативе, тем более направленном на них самих.

Как проходит обучение

Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который в обязательном порядке должен устраивать и детей, и родителей, и школьных учителей.

Заранее оговариваются дни, в которые ребенок будет посещать школу. Это может быть один или два дня в неделю. Возможно, он захочет ходить только на определенные уроки, например, математику, потому что ему это нравится.

Отдельно необходимо обсудить, как ученик будет писать контрольные работы – самостоятельно или со всем классом, тогда дни посещений могут не совпасть. Одним словом, нужно понимание обоих сторон, чтобы всем было удобно и понятно, что делать.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Российский государственный университет туризма и сервиса

Курский техникум экономики и управления

Современная научно-технологическая академия

Академия кадрового резерва

Я учусь в школе на заочке (и ни о чём не жалею)

Про семейное образование говорят часто, а про заочное — значительно реже. Однако у них много различий и сложностей как для детей, так и для учеников. Наш новый блогер, ученица 11-го класса Иванна, рассказывает, как проходит обучение вне школы.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Меня зовут Иванна, мне 17 лет, в этом году я оканчиваю 11-й класс. Последние два года я учусь в школе заочно. Сразу хочу обратить ваше внимание: у заочной формы нет золотого стандарта, от школы к школе, от человека к человеку опыт может различаться. Статья адресована ученикам.

В пункте 3.1 статьи 44 Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ указано: «Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать, помимо всего прочего, формы получения образования и формы обучения» (после 9-го класса выбирать может ребёнок). В статье 17 того же закона закреплено, что «образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очная, очно-заочная, заочная формы) и вне них (семейное образование и самообразование), при этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».

Семейную и заочную формы часто путают, разница — в двух пунктах

У семейной формы образования больше свободы. Семья сама решает, как обучаться, с какой скоростью, когда проходить аттестации, контакт со школой сведён к минимуму.

Заочный процесс обучения во многом определяется школой, заочникам приходится чаще пересекаться со школьной системой образования.

На семейном обучении ученик прикрепляется к школе только на время аттестаций. На заочном же ученик прикреплён к школе всё время — отсюда и ограниченность выбора.

Как всё устроено?

Заочное обучение бесплатно и работает по простому принципу: ученик самостоятельно овладевает программой и с определённой периодичностью проходит аттестации по каждому предмету (это может быть раз в четверть, каждые полгода или раз в год — определяет школа), финальная оценка является годовой, а ОГЭ и ЕГЭ сдаются вместе с очниками.

Аттестации — это те же контрольные. Я прохожу их раз в год по заранее оговоренному графику, при этом мне доступны четыре консультации с учителем по каждому предмету. В среднем получается сдать один, два или три предмета в месяц. Чтобы изучить материал, я пользуюсь учебниками из школьной библиотеки и интернета, обращаюсь к образовательным курсам и сайтам («Решу ЕГЭ», «Фоксфорд», «Инфоурок», Stepik, Arzamas и другие). Родители во всём этом не участвуют, я занимаюсь сама.

До этого я училась восемь лет в частных школах и один год в государственной. Перешла на заочное обучение по простым причинам:

  • напряжённая и давящая атмосфера в школе;
  • увлечения, которым хотелось уделять больше внимания;
  • нерациональное использование времени, когда я находилась в школе.

Под последним пунктом я подразумеваю две проблемы. Первая — это сильная загруженность из-за шести-семи уроков и времени на домашнее задание после. Вторая — программа по многим предметам сильно размазана, потому что в классе собраны самые разные ученики, обучить нужно всех, но при сосредоточенном изучении материал можно пройти гораздо быстрее.

Нужно ли вам заочное обучение?

Заочное обучение подойдёт тем, кому по тем или иным причинам сложно или некомфортно посещать занятия очно. Например, из-за состояния здоровья, психологической обстановки в учебном заведении, профессионального занятия спортом или иной деятельности. Впрочем, вы можете перейти на заочное и без особых причин — просто потому, что захотите.

Однако одного желания и/или весомых причин недостаточно. Заочная форма обучения освобождает время, даёт свободу в графике, воспитывает самостоятельность, но взамен требует самодисциплины, силы воли, умения учиться, знаний. Вряд ли вы сможете самостоятельно освоить программу, если до этого учились средне, что-то пропускали, рассчитывали на удачу или постоянно списывали. На заочном такое не сработает: тут вы либо знаете, либо нет.

Будучи заочником, вы сам себе начальник. Только вы отвечаете за результат обучения. Заочное обучение — это большая ответственность, которую несут не учителя, не школа, не родители, а ученик.

Многим на самом деле лучше на очном, потому что, помимо высокого проходного порога, есть и минусы, которые могут оказаться критическими. На заочном обучении нет одноклассников, с которыми можно поболтать или прогуляться после школы, поэтому, если вне учебного заведения у вас нет компании, вам быстро станет одиноко. Если вы ничем, помимо школы, не занимаетесь и никуда не ходите, появится огромное количество свободного времени, которое нужно занять. Если у вас возникают трудности с освоением материала, то, кроме нескольких часов консультаций, не будет никого, кто мог бы помочь. В старшей школе готовятся к ЕГЭ, и школа играет в подготовке не последнюю роль. Без неё будет тяжелее.

Заочное обучение не для всех, и это нормально. Ситуации и люди бывают разные. Если вы чувствуете, что это как раз то, что вам нужно, не бойтесь неизвестного, обращайтесь к школе, договаривайтесь и учитесь с комфортом.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *