Одежда времен Иисуса

Библейская энциклопедия

Одежда восточная и особенно евреев (Мф. XXIV, 18). Искусство приготовлять одежду было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употреблялись кожи животных (Быт. III, 21). Одежды восточных жителей вообще были длинные, широкие и свободно прикрывали все тело. Красота одежды состояла в тонкости и цвете материи, из которой делалась одежда. Касательно цветов должно заметить, что светлый цвет служил символом довольства. Да будут во всякое время одежды твои светлы, говорит Соломон (Еккл. IX, 8). Голубой цвет был любимым у иудеев и считался священным, так как был преобладающим цветом в завесах Скинии свидения и в священнических одеждах. Он был также весьма уважаем в Персии. Одежды пурпуровые и багряного цвета служили отличием богатых и почетных лиц. Главный материал, из которого приготовлялись одежды, состоял из шерсти, льна и шелка, впрочем, во многих местах Свящ. Писания трудно решить вопрос – хлопчатобумажные или льняные материи упоминаются там. Как кажется, употреблялись и те и другие. Лен в древности разводился преимущественно в Египте, хлопок также произрастал здесь в изобилии и был в большом употреблении. Сомнительно, чтобы слова, выражающие понятия о шелке, означали в Библии ткань, известную в настоящее время под этим названием. Евреям было нарочито запрещено законом носить одежду льняную или шерстяную, по мнению некоторых, на том основании, что подобная ткань имела отношение к языческому богослужению; другие же, основываясь на словах Иосифа Флавия, думают, что подобные одежды воспрещалось носить потому, что их преимущественно носили священные лица. Одежды вообще приготовлялись и делались женщинами, как то можно видеть из кн. Притчей (Притч.XXI, 13, 19, 24). Азиатский фасон одежды, как то видно из прилагаемого при сем рисунка, остается почти неизменимым из века в век, и это обстоятельство проливает много света вследствие новейших исследований на форму одежды евреев в частности. Можно думать, что их обыкновенная одежда состояла из внутренней одежды (белья), наружной одежды, пояса и сандалий.

Одной из самых древних и простых одежд был кусок полотна льняного или хлопчатобумажного, обвиваемый вокруг чресл и достигавший до колен. Это единственная одежда арабов. Подобный кусок составляет также внутреннюю одежду, и он бывает так незначителен, что лица, не имеющие кроме сего никакой другой одежды, считаются как бы обнаженными (Ис. XX, 2–4). То же говорится о Петре, что он опоясался одеждою, потому что был наг (Ин. XXI, 7). В лучшей отделке эта внутренняя одежда делалась шире и длиннее и имела рукава; она иногда изготовлялась на ткацком станке и не имела швов (Исх. XXVIII, 32). Хитон Спасителя был не сшитый, а весь тканый сверху (Ин. XIX, 23). Выражение – рубашки и платья (Деян. IX, 39), очевидно, означает внутреннюю и внешнюю одежду. Выражение в кн. пр. Даниила (Дан.III, 21) – исподнее и верхнее платье, головные повязки и прочие одежды означает по порядку: широкое нижнее белье, или широкие развевающиеся панталоны, мантии, а быть может, и тюрбаны. Внутренняя одежда первоначально была очень простой, как выше указано нами; затем другой кусок одежды перебрасывался через плечо и прикрывал руки. С обеих сторон он застегивался и простирался до колен. В настоящее время это составляет обычную одежду в Аравии. Впоследствии появились рукава, сначала до локтей, а потом до кисти руки. Такая одежда очень походила на рубашку, за исключением отверстия для шеи. Рукава этой одежды делаются у арабов широкими и открытыми, и поэтому ее всегда легко сбросить. Выражение обнажать мышцу (Ис. LII, 10) означает устранение всех препятствий самым могущественным членам телесного организма, дабы он мог действовать во всей своей силе. Как часть нижней одежды совершающий священнослужение священник ради особенных случаев должен был носить льняные панталоны, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней (Исх. XXVIII, 42).

Пояса. Так как одежды приготовлялись длинные и свободно спускались до самых ног, то их обыкновенно препоясывали вокруг чресл поясами. Это придавало фигуре красивый вид и предохраняло от запутывания во время труда или движения. По сему выражение – препоясывать чресла сделалось знаменательным образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности; тогда как другое выражение – снимать пояс означало предаваться покою и праздности (4Цар. IV, 29; Иов. XXVIII, 3; Ис. V, 27; Иер. I, 17; Лк. XII, 35; Деян. XII, 8; IПет. I, 13). Пояса делались из ремней, хлопчатобумажной материи или из кожи и бывали 6 вершков и более в ширину, с прикрепленной посреди пряжкой, посредством которой можно было расширять и уменьшать длину пояса. Иногда пояса делались из виссона или льняной материи (Иез. XVI, 10) и часто украшались богатыми металлическими украшениями, драгоценными камнями или золотым шитьем. Пояс употреблялся иногда и для того, чтобы носить на нем оружие (II Цар. XX, 8), деньги и другие вещи, обыкновенно носимые в кармане. Полная привязанность народа Божия к служению Ему иносказательно поясняется поясом, близко лежашщм к чреслам человека (Иер. XIII, 11). Точно так же правда и верность называются у пророка (Ис. XI, 5) препоясанием Обетованного Мессии.

Верхняя, или наружная, одежда (Мф. XXI:8, V:40), вероятно, состояла из четырехугольного или длинного куска бумажной материи в два или три ярда в длину и, может быть, в два ярда в ширину. Подобные одежды носятся в настоящее время арабами. Означенная одежда просто обвивалась вокруг тела, как защита от непогоды, и в случае надобности ее можно было перебрасывать через плечо и под руку – это было нечто вроде настоящих индийских покрывал – и укреплялась на плечах двумя пряжками. Арабы перебрасывают эту одежду сверх левого плеча и под правую руку и таким образом прикрывают все тело, оставляя обнаженной только правую руку. У бедных людей такая одежда служила ночным покрывалом (Исх. XXII, 26, 27, Иов. XXIV, 7). Это, вероятно, та самая одежда или льняной покров, на который указывается в Евангелии от Матфея (V, 40) и который иначе в русской Библии называется верхней одеждой, или милотью (4Цар. II, 8). Полагают, что обшивка по краям этой одежды или шелковые кисти с голубыми нитями (Чис. XV, 38) помещались по сторонам или краям (Мф. XXIII, 5). Их доселе еще можно видеть на древних изображениях. Во время зимы носились меховые или кожаные одежды, как это существует и в настоящее время в восточных странах. В IV кн. Цар. (4Цар.I, 8) и в кн. пр. Захарии (Зах.XIII, 4), быть может, разумеется одежда из шерсти овец или козьего меха. Обычные кожаные одежды подобного рода преимущественно носились людьми самыми бедными и низшим классом (Евр. XI, 37), но меховые одежды ценились иногда очень дорого и составляли часть царских украшений. Овечья одежда (Мф. VII, 15) считалась образом невинности и кротости и символически служила к разоблачению лжепророков, которые на самом деле были хищные и прожорливые волки, жаждущие гибели человеческой. Слово «синдоны», употребленное в кн. Судей (Суд.XIV, 12, 13), или рубашки из тонкого полотна, означает, по мнению некоторых, одежду, носимую непосредственно под теплой меховой одеждой, и вероятно, была та же самая, о которой говорится под общим именем: покрывала, плащаницы, епанчи и др. (Притч. XXXI, 24, Ис. III, 23, Мк. XV, 46). Покрывало, упоминаемое в Евангелии от Марка (Мк.XIV, 51), вероятно, составляло постельную принадлежность, которую в случае надобности поспешно набрасывали на себя и обвивали вокруг всего тела. Арабы пользуются и во время дня тою же самою одеждою, которая служит им для спанья и прикрытия ночью.

Различие между мужскою и женскою одеждою на Востоке не так резко обозначается, как у нас. Впрочем, между тою и другою все-таки было некоторое различие. Моисей нарочито воспретил всякий обмен одежд между двумя полами. Подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Общая одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин. Широкая, развевающаяся верхняя одежда с запонками или пряжкой на груди, и покрывало, по всей вероятности, были главными принадлежностями оной. Покрывало у девиц считалось знаком скромности. Так, о Ревекке говорится, что она взяла покрывало и покрылась (Быт. XXIV, 65). Оно служило также знаком покорности или почтения у женщин замужних (I Кор. IX, 3–10). В пророчествах Исаии встречается точное описание различных предметов женской одежды у евреев (Ис. III, 15–23). В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, увясла и запястья, и пояса, и сосуды с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю), и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо.

Платки (Деян. XIX, 12) были в общем употреблении у евреев, и, по свидетельству путешественников, жители восточных стран доселе носят платки в своих руках. Платки такого рода нередко бывают прекрасно изукрашены шитьем.

Опоясание (Быт. III, 7, Деян. XIX, 12). Несомненно, что означенная часть одежды у евреев по виду и цели существенно походила на передники и фартуки, которые употребляются и в настоящее время.

Сандалии, сапоги. См. Обувь.

Кидар (Исх. XXXIX, 28), или головные повязки (Исх. XXVIII, 40), по-видимому, составляли часть только первосвященнических и священнических одежд. Кидар первосвященника составлял величественный головной убор, делаемый из виссона и красиво расположенный складками. На передней части кидара была следующая знаменательная надпись: Святыня Господня. Головные повязки, как можно видеть из кн. Исаии (Ис.III, 22), составляли часть женской одежды; но доселе достоверно неизвестно, из какой материи делались у евреев головные повязки или какой был образец, по которому они делались, и способ, как их носили. Восточные женщины еще доселе особенно гордятся своими тиарами, или тюрбанами. По мнению некоторых, слово, употребленное в означенном месте кн. пр. Исаии, означает тонкий золотой или серебряный кружок, составлявший блестящую наколку. Указания на иностранные или греческие и римские головные уборы встречаются в Свящ. Писании редко.

Разноцветная одежда. Трудно сказать, делалась ли подобная одежда из материи разных цветов, сшитых вместе, или состояла просто из одного куска материи, окрашенного разными красками. По всей вероятности, подобная одежда служила и служит знаком отличия на Востоке. По словам англичанина Роберта, для красивых и любимых детей доселе делают на Востоке подобную одежду. Кармазиновые, пурпуровые и других цветов материи часто очень искусно сшиваются для подобной одежды. Мусульманские дети носят по временам куртки, вышитые золотом и шелком различных цветов. Думают, что дитя, одетое в подобную разноцветную одежду, предохраняется от влияния злых духов, так как внимание их отвлекается от красоты ребенка красотой одежды. Дети носят эту одежду большей частью до 8-летнего возраста, хотя между древними народами существовал, кажется, обычай, на который указывается и в Библии, носить ее и более продолжительное время. На Фамари, как известно из II кн. Царств (II Цар.XIII, 18), была разноцветная одежда, ибо такия верхние одежды носили царские дочери-девицы. Прибавлениями к еврейской одежде, между прочим, служат: ожерелья, браслеты, кольца, серьги и т. п. Носовые и ушные серьги находятся в большом употреблении на Востоке. По свидетельству англичанина Чардэна, почти всякая девушка или женщина в Аравии и Персии носит кольцо в левой ноздре.

Нитка, упоминаемая в кн. Бытия (Быт.XIV, 23), по мнению некоторых, означает тот снурок, на который нанизывались драгоценные камни, составляющие ожерелье. Браслеты, или запястья, носили лица как мужского, так и женского пола на обеих руках (II Цар. I, 10), а женщины иногда также и на ногах (Ис. III, 19–20). Женщины в Персии и Аравии носят вокруг лодыжек ног цепочки, украшенные маленькими колокольчиками (Ис. III, 16). Ручные зеркала, сделанные из расплавленной бронзы и прекрасно полированные, составляли также общее дополнение к женскому убранству. Их обыкновенно носили или в руке, или на шнурке на шее. См. Зеркало.

Все греческие и римские женщины без исключения носили длинные волосы. На убранство их они употребляли все свое время, располагая в различных формах и убирая их различными украшениями, как то мы видим на древних медалях и статуях. Апостолы осуждают подобные заботы об украшении волос женщинами, как доказательство их тщеславия, несогласного со скромностью женщины христианки (I Тим. II:9–10; IПет. III:3–4).

В кн. Второзакония (Втор.VIII, 4) мы читаем, что одежда евреев не ветшала в продолжение их 40-летнего странствования; некоторые понимают это в буквальном смысле и полагают, что одежды детей чудесно увеличивались во время длинного пути по мере их возрастания; по мнению же других, евреи в таком множестве снабжены были платьем и всем необходимым, что им хватило на все время их сорокалетнего странствования.

Выражение облекать, одевать часто употребляется в переносном значении, как-то: облекать проклятием, ревностью, спасением и проч. Раздирать одежды (Быт. XXXVII, 29–33) почти с первобытных времен служило знаком печали или раскаяния. Иаков и Давид при различных скорбных обстоятельствах раздирали свои ризы, равно как Иисус Навин (Нав. VII, 6) и Езекия. Первосвященникам воспрещалось раздирать свои ризы (Лев. X:6, XXI:10), именно священные первосвященнические одежды. Те одежды, которые разодрал на себе первосвященник Каиафа (Мф. XXVI, 65), по всей вероятности, составляли обычное, ежедневно носимое первосвященником одеяние, а отнюдь не священное первосвященническое, в которое облекался он при богослужениях. Иногда раздирание риз обозначало гнев или негодование, смешанное со скорбью (Ис. XXXVI, 22). Обычай раздирать одежды при всяком сколько-нибудь печальном случае сделался столь общеупотребительным, что обратился в простую формальность. Посему-то пр. Иоиль и обращается к народу со следующими словами: Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (Иоил.II, 13).

Одежды Христа: как и почему Евангелие описывает облачения Спасителя

Древние говорили: одежда — продолжение человека. Действительно, глядя на одежду, можно многое узнать про ее владельца. Дворники или строители на работе одеваются в специальные костюмы, удобные и прочные. Их так и называют — спецовки. Запачкалась спецовка — ее легко можно постирать. Порвалась — тоже не беда: зашил — и носи дальше. Это ведь рабочая одежда, тут лишний шов красоты не испортит.

А вот сотрудники банков и отелей на работу приходят в аккуратных костюмах и выглаженных белых рубашках с галстуком. Это нужно для того, чтобы посетители их заведения сразу поняли: здесь порядок царит во всем, даже в одежде каждого работника. Если мы встретим в парке или на набережной бегущего человека в тренировочном костюме и кроссовках, то сразу же понятно: перед нами спортсмен. Ну а про полицейских или военных даже и говорить нечего: люди в форменной одежде сразу же выделяются даже в густой толпе.

В Древнем мире одежда была такой же «говорящей», как и сейчас.

По ней без труда можно было отличить нищего бродягу от воина, а богатого заморского купца — от именитого римского патриция. И конечно же, по торжественным облачениям легко можно было узнать царя, даже если его окружали самые знатные и богатые люди царства.

◄Исцеление расслабленного. Анастасия Ермакова, 2013. Репродукция предоставлена Академией живописи, изваяния и зодчества им. И. Глазунова

Но вот две тысячи лет назад в мир пришел Царь всех царей — воплотившийся Бог Иисус Христос. Что же говорит Евангелие об одежде Творца нашего мира? Наверное, она была столь блистательна, что затмевала своей красотой и богатством самые пышные наряды великих императоров!

Тех, кто так думает, ждет большое разочарование. Евангелие рассказывает, что земная жизнь Иисуса Христа проходила очень скромно. И хотя Его мама происходила из древнего рода знаменитого царя Давида, в их доме не было никакого богатства и роскоши. Пока Иисус был маленьким, семья кормилась трудом Его названного отца — Иосифа, который работал плотником. Когда Он подрос, то и Сам стал помогать Иосифу в его нелегком плотницком труде. Ну а кто такой плотник по современным меркам? Правильно — обычный строитель. Поэтому и ходил Иисус в самой обыкновенной одежде. В ней не было ни роскоши царского одеяния, ни строгости военной формы, ни красоты заморских одеяний купцов, путешествующих в дальние страны. Иисус Христос одевался точно так же, как и тысячи других обитателей Израиля — простых тружеников, в поте лица добывавших себе пропитание. Наверное, поэтому в Евангелии и нет описаний повседневной одежды Иисуса Христа.

Но зато там есть три места, где одежде Спасителя все же уделено внимание. Все они — о том страшном дне, когда Иисуса схватили и по ложному обвинению решили предать мучительной смерти на кресте. В двух случаях рассказ идет о том, как на Иисуса надели чужую одежду, в третьем — как отняли и делили Его собственную. И каждый раз за простым упоминанием одежды здесь скрывается целая история, трагичная и наполненная глубоким смыслом. Правда, не всякий может увидеть этот смысл сразу, ведь в тексте Евангелия он не раскрыт. Поэтому мы сейчас расскажем об этих событиях более подробно. Итак, вот три истории про одежды Иисуса Христа.

Белые одежды

Первый случай, когда враги Иисуса надели на Него чужие одежды, произошел во дворце царя Ирода Антипы.

В те времена земля Израиля была захвачена римскими войсками. Управлял ею наместник римского императора Понтий Пилат. К нему на суд и привели Иисуса. Слуги первосвященников стали говорить, будто Иисус объявил себя царем Иудейским и запрещает людям платить дань римскому императору. Это было очень серьезное обвинение. Но Иисус совсем не был похож на бунтовщика или самозванца. Обычно преступники на суде отрицают свою вину или просят о пощаде. Иисус же стоял перед Пилатом и молчал.

Озадаченный Пилат спросил Его: «Ты царь Иудейский?» Ответ Иисуса еще более озадачил Пилата: «Ты говоришь это». То есть «ты сам говоришь, что Я — Царь Иудейский». В этих словах было подлинно царское величие. Однако внешний вид Иисуса был совсем не царственный. Ночью его схватили и привели силой в дом первосвященника. Потом устроили над Ним суд и приговорили к смерти, издевались и били Его по лицу. Но даже после этого Иисус стоял перед римским наместником, сохраняя удивительное достоинство и не умоляя о помиловании. Так ведут себя только настоящие цари.

Пилат подумал и сказал иудеям, приведшим к нему Иисуса: «Я не нахожу в Нем никакой вины». Но те еще больше возмутились и стали кричать, будто Иисус Своими речами возмущал весь народ, начиная от Галилеи. Галилеей называлась область на севере Израиля, где Иисус проживал с родителями до выхода на проповедь. Узнав, что Иисус пришел оттуда, Пилат обрадовался. Дело в том, что в это самое время в Иерусалиме находился царь Ирод Антипа — правитель Галилеи. «Вот пусть он и разбирается со своими подданными», — подумал Пилат. И распорядился отправить Иисуса к Ироду, чтобы тот сам решил, что с Ним делать дальше.

Ирод очень обрадовался, когда к нему привели Иисуса. Он уже давно слышал об этом Учителе и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. Но его надежды не оправдались. Иисус вообще не стал с ним разговаривать. Ни на один из своих многочисленных вопросов Ирод не получил от Него в ответ даже полслова. Хотя первосвященники стояли тут же и изо всех сил обвиняли Иисуса.

Вот здесь и звучит в Евангелии первое упоминание об одеждах Иисуса:

Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк 23:11–12).

◄ Христос перед первосвященником. Геррит ван Хонтхорст. 1617.
На картине видно, что Спаситель облачен поверх хитона в белые одежды.

О какой «светлой одежде» идет речь, и почему эта одежда на арестованном Иисусе вдруг подружила непримиримых прежде врагов? Светлые одежды в те времена говорили об их владельце очень многое. Дело в том, что в белые тоги тогда одевались кандидаты на государственные должности в Римской империи. Это был некий символ их чистоты и непричастности к каким-либо нарушениям закона. Само слово «кандидат» означает буквально — облаченный в белое, чистый.

Так для чего же Ирод велел одеть Иисуса в почетное облачение высших римских чиновников?

С одной стороны, это была насмешка и над Христом, и над схватившими Его иудеями: облаченный в белое арестованный Иисус как кандидат на царство в захваченной римлянами стране. С другой — согласие с решением Пилата, признавшего Иисуса невиновным. Ирод увидел в поступке римского наместника знак уважения к себе, ведь тот признал право Ирода самому судить обвиняемых из подвластной тому Галилеи. И оказал ответное уважение — подтвердил решение Пилата по делу Иисуса, нарядив Его в одежды невиновного в преступлениях.

Да, это облачение в светлые одежды было прямой насмешкой над Иисусом. Однако Бог поругаем не бывает. Вот уже два тысячелетия эти светлые одежды продолжают обличать беззаконие смертного приговора, который иудеи вынесли Спасителю на своем судилище. Два свидетеля подтвердили невиновность Иисуса. Один из них — правитель Галилеи царь Ирод, другой — наместник римского императора в Иудее Понтий Пилат.

Пурпурная мантия

Второй раз чужие одежды надели на Иисуса во дворе претории — места, где жил Понтий Пилат.

После возвращения из дворца Ирода Иисусу вернули Его обычную одежду. Это сделали, чтобы Он снова мог выйти в ней на суд к Пилату не в светлой тоге невиновного, а как подсудимый, чья участь еще не решена.

► Се Человек. Бартоломе Эстебан Мурильо. Середина XVII в.

Казнить Иисуса Пилату не хотелось, потому что он видел, что обвиняют Его напрасно. Но иудеи все громче кричали «Распни Его!». И столько ненависти было в их крике, что Пилат понимал — просто так отпустить Иисуса не получится. Иудеи просто забьют Его камнями без всякого суда. Тогда, чтобы утолить ярость иудеев, Пилат решил наказать Иисуса, но — по своему усмотрению. Он сказал: «Итак, вы привели ко мне этого человека, как смущающего народ. И вот, я при вас исследовал дело и не нашел его вины ни в чем. Ирод также считает Его невиновным, ничего не найдено в Нем, достойного смерти. Итак, наказав, отпущу Его на свободу».

После этих слов Пилат отдал Иисуса на расправу своим солдатам-преторианцам. Те утащили Его во двор, сорвали с Него одежды и стали жестоко избивать бичами — тяжелыми плетками, свитыми из кожи.

И уже на избитого, обезображенного бичеванием Иисуса, надели красный плащ римского воина. Зачем они это сделали, и что означало такое переодевание?

Дело в том, что римский император одевался в специальную одежду. Это была мантия очень красивого темно-красного цвета. Ее делали из тончайшей шерсти или же из шелка. А придавала ей этот цвет специальная краска — пурпур. Стоила она дороже золота, потому что мастера строго хранили тайну ее изготовления.

А делали пурпур из… морских улиток! Первыми научились красить ткани пурпуром жители страны под названием Финикия. В окрестностях древнего финикийского города Сидон при раскопках была найдена огромная груда пустых раковин от пурпуроносных улиток. Рукотворная стена из раковин простиралась на 120 метров в длину, а в высоту достигала 8 метров. Это были отходы мастерской по производству пурпура. Ведь для покраски всего лишь одного килограмма шерсти нужно было добыть целых 30 тысяч улиток!

Неудивительно, что носить одежду из пурпурной ткани могли себе позволить лишь самые могущественные и богатые люди древнего мира.

◄ Ecce Homo! (Се Человек!). Антонио Чизери. 1871.
Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Христа жителям Иерусалима: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в пурпурной мантии из солдатского плаща…»

Вот такую «царскую одежду» и сделали воины из обычного красного солдатского плаща, чтобы надеть ее на избитого до полусмерти Иисуса. Это было очередное издевательство и насмешка: если тебя называют царем Иудейским — прими и царское облачение. В придачу к нему воины сделали для Иисуса еще и «императорский венец» из очень колючего растения — тёрна. В руки дали палку из тростника — вместо царского жезла. А потом, издеваясь, вставали перед Ним на колени, кричали «Радуйся, царь Иудейский», давали Ему пощечины, плевали в Него и били палками по голове.

Когда все эти истязания закончились, Пилат опять вышел и сказал иудеям: «Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины».

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в пурпурной мантии из солдатского плаща. Даже избитый, оплеванный и униженный шутовским нарядом, Он стоял перед орущей толпой как самый настоящий царь. Это царственное достоинство настолько поразило Пилата, что он обернулся к иудеям и сказал: «вот это Человек!» Но первосвященники и служители громче прежнего кричали: «Распни, распни Его!» Пилату надоел их крик:»Так возьмите Его, и распните сами. Я не нахожу в Нем вины». Иудеи отвечали ему: «По закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим».

Пилат, услышав эти слова, испытал сильный страх. Он был язычником и верил, что у каждого народа есть свои местные божества, с которыми ему нет никакого резона ссориться. Римляне обычно оказывали богам завоеванной территории те же почести, что и богам Рима. Правда, Бог иудеев был совсем не похож на других богов, Его изображение нельзя было поставить в свой домашний пантеон по причине отсутствия такого изображения. Однако враждовать с этим непонятным Богом у Пилата не было никакого желания. И тут вдруг выясняется, что он только что подверг бичеванию Сына Божьего. У римлян так назывались мифические полубоги — дети, рожденные от любви божества и человека, такие как Эней, Геркулес или Эскулап. И хотя измученный, окровавленный Иисус меньше всего походил на такого античного героя, Пилат испугался. Он видел всю высоту человеческого достоинства, с которой Иисус вел себя во время суда. Видел Его невиновность и благородство. Видел несправедливость иудеев, и сам признал Иисуса невиновным.

Нужно было срочно заглаживать свою вину. Но в том и дело, что вовсе не спасение Иисуса было главной целью его попыток отменить приговор иудеев. Пилат всего лишь хотел отвести от себя божественное наказание — гнев Отца избитого им «полубога». Одним из вариантов тут действительно было освобождение Праведника. Но когда Пилат увидал, что иудеи не намерены идти на какие-либо уступки и требуют только смерти Иисуса, то не стал принуждать их силой. Он решил исполнить ритуал, освобождающий его от вины. А чтобы надежнее угодить оскорбленному, как он представлял себе, местному Божеству, ритуал тоже выбрал из местного религиозного закона. Пилат велел принести воды, умыл руки перед народом, и сказал: «Невиновен я в крови этого Праведника: смотрите сами». И, отвечая, весь народ сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда воины сняли с Иисуса «пурпурную» мантию, одели Его в обычную Его одежду и повели на распятие.

Тога и хитон

В третьем месте, где Евангелие говорит об одежде Иисуса, никаких переодеваний уже не было.

По римским правилам конвойной команде солдат, охранявших порядок при распятии преступников, полагалась в награду одежда казненных. Поэтому они просто раздели Иисуса перед тем, как прибить Его к кресту. И стали решать, кому и что достанется из Его вещей. Самих вещей было всего две. Верхняя одежда, которую римляне называли тога, состояла из одного большого куска ткани овальной формы. Тога накидывалась на плечи и потом определенным образом обматывалась вокруг тела. Вторая вещь называлась хитон — нечто вроде длинного свитера, который спускался ниже колена. Хитон надевался прямо на тело.

► Явление Спасителя на Геннисаретском озере. Дмитрий Хомяков, 2010. Христос облачен в хитон и тогу

Тогу римские воины поделили между собой, просто разорвав ее на четыре куска. А хитон так поделить не получилось, он был весь соткан целиком, без швов. Поэтому воины решили бросить жребий — кому достанется хитон.

Возможно, они бросали для этого игральные кости — у кого больше очков выпадет. Или, может быть, просто тянули палочки — кому достанется длинная, а кому короткая. А пока они были заняты этими делами, рядом с ними на кресте мучительной смертью умирал Спаситель мира, воплотившийся Бог Иисус Христос.

***
Одежда многое может рассказать о человеке. И по скудным евангельским упоминаниям об одежде Иисуса Христа становится понятно, каким видели Иисуса Христа люди в ту эпоху. Его одежда была совсем простой. Но даже враги своими руками одевали Его в светлые одежды и в пурпурную мантию царя. Да, это было сделано в насмешку над Иисусом. Но благодаря этим одеждам вот уже две тысячи лет люди во всем мире помнят, как Ирод признал Иисуса невиновным и Пилат спрашивал иудеев: «Царя ли вашего распну?» А разорванная воинами верхняя одежда Иисуса и Его хитон до сих пор хранятся в разных христианских храмах как великие святыни. Потому что одежда — продолжение человека, память о нем, свидетельство о том, как он жил на земле. А еще — напоминание о том, что всем нам еще предстоит увидеть Иисуса Христа во всей Его небесной славе и в ослепительных белых одеждах, сияющих, как свет солнца.

***

В этом материале об одеждах Иисуса подробно изложен глубокий смысл тех библейских фрагментов, где упоминается одеяние Спасителя, а также дан исторический комментарий. Если вы прочли статью об одеждах Иисуса детально и с интересом, пройдите наш тест и проверьте, хорошо ли вы разобрались в теме:

Царь Ирод приказал надеть на Христа белые одежды. Зачем он это сделал?

Поверил, что Он – «Царь Иудейский». Во дворце Ирода можно было находиться только в светлых одеждах. Одновременно хотел посмеяться над Христом и в то же время признать Его невиновным. Арестованных всегда одевали в белые чистые одежды, таким образом призывая говорить чистую правду.>На главную

  • Каталог товаров

    • Все к Новому году
    • Приколы и розыгрыши
    • Все к Хэллоуину
    • Прикольная канцелярия
    • Книги-шкатулки
    • Оскары
    • Медали, ордена
    • Прикольные наборы (сделай сам)
    • Гаджеты
    • Прикольные кружки, бокалы
    • Прикольные каски
    • Прикольные маски
    • Прикольные парики
    • Прикольные головные уборы
    • Прикольные часы
    • Шары желаний
    • Таблички офисные
    • Очки прикольные
    • Прикольные дипломы
    • Туалетная бумага
    • Деньги
    • Вкусные приколы
    • Фокусы, головоломки
    • Все для проведения свадеб
    • Костюмы к Свадьбе
    • Карнавальные на Свадьбу
    • Надувные для конкурсов
    • К вечеринке Хэллоуин
    • Клубные костюмы
    • Аксессуары для костюмов
    • Награды к свадьбе
    • Небесные фонарики, шары для оформления
    • Для оформления автомобиля
    • Автономера-наклейки
    • Дерево пожеланий
    • Украшаем шампанское
    • Наклейки на бутылку
    • Книги пожеланий (свадебные)
    • Значки, замки свадебные
    • Свидетельства о браке
    • Приглашения на свадьбу
    • Аксессуары для конкурсов и сбора денег
    • Свадебные дипломы
    • Деньги шуточные
    • Лепестки роз
    • Слова для фотосессий
    • Свечи венчальные
    • Все к 23 февраля
    • Все к 8 марта
    • Все к 1 сентября
    • Товары к лету
    • Выпускникам
    • Фэн Шуй

  • >Сравнить товары
      Нет товаров для сравнения
  • Вход | Регистрация

Одежды Иисуса Христа

1. ОДЕЖДЫ ИИСУСА ХРИСТА
В четвёртом Евангелии одеждам Иисуса Христа уделено особое внимание. Если первые два евангелиста просто сообщили, что после экзекуции Иисус «был облачён в одежды его(ta ch-imatia autou)»(Мф27:31, Мк15:20 ), а у Луки мы видим, что Ирод (с воинами) вдоволь поглумившись над «ничего из себя не представляющим человеком», и, «надевший одежду светлую* (estheta lampran, sing.)», отослал его назад к Пилату (23:11), то у четвёртого евангелиста мы сталкиваемся с более подробным описанием сцены дележа одежд.
* Праздничное облачение царей Иудеи (ср. с Иак. 2:3).
Но все евангелисты говорят, что воины у креста с распятым делили «одежды его (ta ch-imatia autou)», бросая жребий. (Мф27:35, Мк15:24, Лк23:34. В Ин19:24 жребий бросается о хитоне!) Что не соответствует ни исторической действительности, ни реальной практике, так как Иисус был осуждён и избит перед казнью в городе, а значит и ведом к месту казни за пределы города в нагом виде , дабы ощущал себя — как человек плотский — ещё более беззащитным да униженным. При этом в рассказе первых двух авторов выглядит довольно глупым само поведение воинов, соизволивших окровавленное тело Спасителя опять приодеть в принадлежащие ему одежды, на которые уже давно «положили свой глаз». Все мы знаем как тяжело, а под час и не возможно вообще, очистить одежду от крови! У Луки же воины тоже делят одежды Иисуса ta ch-imatia во множественном числе; т.е. не ту — светлую,что в ед.числе, в которую его облачил Ирод!
В общем же, во всех Евангелиях выглядит как-то несуразно, что одежды эти соизволили принести им для дележа с города прямо к кресту.
Просто евангелистам нужно было, во чтобы не стало, продемонстрировать зрителю картинку, на которой солдаты делят одежды распятого героя прямо у его ног, так как она «соответствует» пророческому плану Псалма 21:19. Закрывая при этом глаза на то, что сама сцена расправы над ветхозаветним героем не соответствует в историческом смысле плану Евангелий. Ведь в них после официально состоявшегося суда, официально приговоренного к смерти и избитого новозаветнего героя надо вывести из города максимум в набедренной повязке! Тогда как ветхозаветний герой показан одетым в дорогие царские одежды (ср. с Лк 23:11!) и, скорее всего, пребывающим во дворце, где он угодил в руки присланных заговорщиками убийц.
Зачем авторам Евангелий понадобилось заимствовать из Псалма, несоответствующий их исторической сцене, план? Только лишь для того, чтобы прибавить к числу «уже сбывшихся о Иисусе пророчеств» ещё одно, к тому же сомнительное? Не помешала бы куда более значимая причина… И такая причина есть! Ведь в Евангелиях мы имеем дело не с обычными одеждами, которые подвержены тлению, но с символическими! Одежды Иисуса несут недоступную соматикам информацию! Это особенно хорошо заметно в рассказе четвёртого евангелиста, в 19 главе стихи 23-24 , буквальное содержание которых такое:
23 Итак воины(ch-oi oun stratio’tai), когда (они)распяли Иисуса, взяли одежды его(ta ch-imatia) и сделали четыре части, каждому воину часть, и хитон. был же хитон несшитый, из которого сверху сотканный через всё. 24 (они)сказали итак*(eipan oun*) друг к другу, Давайте не разорвем его, но бросим жребий о нём кого будет ‘ {колон} чтобы писание было исполнено говорящее, Разделили(они) одежды мои себе и относительно одеяния моего бросили жребий. Итак воины(ch-oi men** oun stratio’tai) это сделали.
* Перестроив текст, евангелист для пущего усыпления бдительности в виде троекратного (пошагового) «утверждения истины» применил вместо естественного для начала 24-го стиха союза kai (и) союз oun (итак), устанавливаемый в предложении обычно на втором или третьм месте. Три союза «итак» на один, да ещё и маленький, абзац!? Не слишком ли много при норме на одного персонажа (или группы лиц) «один oun на абзац» ?
** men, усиливает значение oun.
Римские солдаты, которые знают наизусть Ветхий Завет, при чём не просто цитируют из него, но и разбираются в совершенстве в… христианкой доктрине!? Да ещё и делают это куда лучше самих учеников Иисуса … при его-то жизни!? Не правда ли — замечательный «исторический» факт! А ведь этого цитирования ими Псалма могло и не быть, напиши автор фразу «Итак воины это сделали» не в конце своего рассказа, но сразу же после колона {‘}, заменив его точкой… Которую, кстати, мог бы, сравнительно легко, внести в текст, опосля уже, любой переписчик. Чего не скажешь о изменении таковым переписчиком самого порядка слов.
Но кОлон также принадлежит стилю евангелиста! Это не трудно понять, сообразив, что с фразы «Итак воины это сделали…» уместно начать новый абзац, ведь она начинается с большой буквы, и размешена поэтому в тексте вне правил!* Поставь вместо колона точку да начни с этой фразы очередной абзац — и всё будет «о кей»!
Но зачем евангелисту понадобилось коверкать собственный, более верный с исторической позиции, текст? Ответ элементарен! — Затем, чтобы людям, знакомым хоть сколько с греческим правописанием, была очевидна его крамольная мысль! И посмотрите, до чего смешно евангелист успокаивает подозрение клерикалов! — Колоном отделяет от солдатской беседы саму цитату, введенную им в текст в виде… предложение цели! Но в том-то и дело, что визуально хоть как-то действующий кОлон**, не обнаруживает себя вовсе на слух! Здесь не отделаешься уже одной только паузой, ибо та же запятая, например, на месте колона, не раздляет логику предложения на два крыла*** вообще!
Но ведь само уже название жанра — ЕВАНГЕЛИЕ! — предполагает преимущественную работу этого текста на слушателей! Так принято считать… Уже одно только это должно сильно насторожить человеков, способных не просто мыслить, но и погружаться во Мнэмейон в стремлении достичь самого дна! ВСМАТРИВАЯСЬ, ВДУМЫВАЯСЬ В ТЕКСТ не только одного этого рассказа, но и ВСЕГО ЕВАНГЕЛИЯ ВООБЩЕ! И тогда-то перед настойчивым разумом Евангелие начинает раскрывать свою тайну!
* Минускульные рукописи Нового Завета (8 в. и позже) моложе унциальных , но восходят к ранним рукописным традициям.
** А.Д. Вейсман: «ko’lon, to, член, ос. нога, рука; 2. сторона, бок (стены, здания)…» То есть , колон расЧЛЕНяет предложение на два логических, сводимых к одному телу, крыла. Т.е. как левая рука или сторона дополняет правую, так и действие солдат, разделяемое колоном от сообщения Псалма, представляет одно с ним логическое целое!
*** Физического и метафизического планов.
__________________________________________
2. ХИТОН
А не возобновить ли нам для начала представление о хитонах вообще?
«Ридерз Дайджест»: «Греческие костюмы были очень простыми: мужчины носили туники, а женщины — хитоны. Это были цельные куски ткани с отверстиями для рук, которые сшивались по всей длине и скреплялись на плече пряжками или брошками. У молодых мужчин туника обычно доходила до колен, у пожилых — до пят. Часто её подвязывали поясом.. В холодную погоду, поверх туники набрасывали гиматий — длинный шерстянной или льняной плащ, закреплявшийся под правой рукой..»
Иосиф Флавий, «Иудейские древности» (кн.3, гл.7): «2. Поверх этой одежды (панталонов, Исх.39:28) священник носил льняное облачение из двойного тонкого виссона, которое называлось хефоменою* , что значит «льняная одежда».. Эта одежда представляла из себя плотно прилегавший к телу и доходивший до конца ног хитон с узкими, облегавшими руки рукавами. Его стягивали под грудью поясом.. .. 4.Первосвященник же облачается так же, как и иереи, так как надевает на себя решительно все те же части, о которых мы только что рассказали. Но сверх того он надевает ещё пурпурно-фиолетовый хитон, который также доходит до пят. На нашем языке эта риза называется меиром; она охватывается поясом.. к подолу этого облачения пришиты кисти, похожие по виду и цвету на гранаты, а также золотые колокольчики. Хитон этот не состоит из двух кусков, которые были сшиты по плечам и с боков, но по всей длине соткан из одного куска.. 5. Сверх этих облачений первосвященник надевает ещё третью ризу, носящую название ефуда и похожую на греческий наплечник. Она спускается до середины груди, СНАБЖЕНА РУКАВАМИ и общим видом напоминает хитон..»
* В Исх.28:4 — кэтонет: «вытканный квадратиками».
Для начала подсчитаем количество носимых Иисусом одежд. Первые три евангелиста, в сцене с солдатами, в один голос говорят о ta ch-imatia (n.pl.) — минимум двух одеждах: хитоне и гиматии(sing.). Когда мы читаем у Матфея 5:40 и у Луки 6:29 ,что человека лишают хитона и гиматия — это значит, что его раздевают догола. Четвертый же евангелист прибавляет к ta ch-imatia ещё один хитон. По его словам, как для обывателей, Иисус носил на себе одновременно ТРИ одежды! При этом сам этот хитон в его описании уж больно напоминает меир первосвященника.
Так же существенно, что в Псалме 21:19, на который ссылается евангелист, мятежники делят между собой нижние одежды(бегед) властителя , тогда как жребий бросают о верхнем облачении царя, собственно — «регалии» царской власти. В четвёртом Евангелии мы видим нечто обратное, ибо одежда о которой бросается жребий, названа хитоном!
Книга Иосифа адресована иностранцам, поэтому он называет меир (с евр. — верхняя одежда) хитоном: ведь он не только внешним видом смахивал на хитон в исполнении без рукавов (накидка с отверстием посредине для головы), но поверх него надевался ещё и ефуд (заметь, — с рукавами!)* Для иностранца именно ефуд (в русс. синод. ефод) представлялся главною одеждою первосвященника, тогда как меиру он придавал меньшее значение. В реальности более ценным являлся меир, символизирующий небесное**, духовное. Тогда как ефуд — проявленные светом вещи как на земле, так и всей вселенной**. В соответствии, разумеется, божией воли. «Этот свет, который проявлен, есть одеяние Небесного Скрытого», — говорит Идра Сута. В полном согласии с этим планом, в самом ценном, что есть на первосвященнике — НАПЕРСНИКЕ ***(занимающем центральное место , и… соединяющем собою ефуд с меиром в одну цельную конструкцию) — находились Урим ( СВЕТ во мн.числе) и Туммим (СОВЕРШЕНСТВО во мн.числе) посредством которых первосвященник узнавал волю Всевышнего. Как выглядели эти предметы доподлинно не известно. Первый же хитон первосвященника и его панталоны отделяли СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ от скверны обычного тела.
Но плоть и кровь Иисуса Христа непорочны по определению! Соответственно и меир с ефудом возлагаются непосредственно на его метафизическое Тело****, чем полностью подтверждается данное евангелистом определение — ХИТОН! И лишь поверх этого СУГУБО СИМВОЛИЧЕСКОГО облачения, которое для обывателей ограничено восприятием только аспектов присущих физическому миру, надевалась.. обычная одежда, которую носил Иисус. Иначе, как объяснить его же наставления своим ученикам не надевать два хитона, Мк 6:9. Т.е. не одеваться, как богачи или священники! В другой же «интерпретации» — не брать с собою в дорогу двух хитонов (т.е. обходиться только тем, что на тебе самом) — здесь уже более о минимизированном быте, присущем многим мудрецам древности, Мф10:10. Как, скажите, Иисус мог наставлять этому своих последователей, будучи сам облачён в три ряда, одна дороже другой, обычных одежд?!!
Но его меир — это Небо (мысли, слова)! А его ефод — это Мир (добротно обустроенная физическая вселенная, экумена)! — Священные одеяния ЛОГОСА…
* Если быть визуально точным, то вид ПОЛНОЦЕННОГО ХИТОНА меиру придаёт ефуд, имеющий в описании Иосифа рукава!
** И. Флавий (III.7.7): «Льняной хитон первосвященника также напоминает о земле, фиолетовые нити его — небосклон, причём гранаты вызывают представление о молниях, а звук колокольчиков знаменует раскаты грома. Наплечник также — изображение всей созданной Господом Богом природы, почему, мне кажется, он и сделан из четырёх родов материала, причём вотканные в него золотые нити, по моему мнению, должны напоминать о всюду проникающем свете. Нагрудник, помещающийся как раз посередине наплечника, занимает именно то же самое место, которое занимает Земля в самом центре мироздания…»
*** От старославянского «перси» — грудь. Нагрудник.
**** Ев. Филиппа, 67: «Истина не пришла в мир обнажённой, но она пришла в символах и образах…» И в вещах тоже! (Не путать с Хлебом Евхаристии, Мф 26:26, и Молитвы!)
А теперь рассмотрим поподробнее саму фразу евангелиста о хитОне: «Итак воины, когда они распяли Иисуса, взяли одежды его (ta ch-imatia autou).., и хитон. Был же хитон несшитый, из которого сверху сотканный через всё.» (Ин 19:23)
1) «хитон» — chito’n, m.(лат. tunica) общеупотребительное платье у древних греков, как мужское, так и женское, надеваемое на голое тело и обыкновенно подпоясываемое, сверх которого носили ещё хламиду (Мф 27:28,31) или тому подобную верхнюю одежду.
2)»несшитый» — a-rafos, priv.прилагательное от g-rapto’ шить, сшивать; g-rafe шов.
3)»из которого сверху» — ek to’n ano’then. Где ano’then — наречие места, на вопрос откуда: сверху, с высоты, с неба; из верхней или внутренней части страны.. Это же наречие в значении времени: издавна, изстари, искони, с самого начала. Например, ch-oi ano’then chronoi — прежние, или древние, времена. Заметь, само по себе CH-OI ANO’THEN — это предки! (Это же выражение в значении = ano’: верхние, вверху находящиеся, люди.)
Предлог ek (управляет только родительным падежом): о месте — выражает движение из, или от какого либо места, а иногда пребывание вне какого либо места: из(с), от, вне, вдали от .. Заметь, при названии страны часто ставиться при ek имя собственное или нарицательное жителей: ek to’n Taocho’n, pl., из страны Таохов..!!! О времени: а) на вопрос с какого, или от какого времени — с..детства, с.. юности, с..ночи, издавна..; б) означает непосредственное следование одного действия за другим… Этот же предлог служит для обозначения происхождения, причины, повода, основания, реже материала из которого что либо сделано.. (Как предлог означающий происхождение ставится иногда вместо g-ypo..)
Артикль to’n (с омегой внутри) — генетив мн. числа род которого не выражен. Т.е. может представлять мужской род (в им. падеже мн.ч. CH-OI), которым обозначают, по большому числу, людей; женский (в котором редко производится субстантивирование… Забегая наперёд, замечу, что греческое слово душа, psyche, также как и наше женского рода); и средний, который во множественном числе обозначает чаще всего конкретику нашего мира: вещи, имущество, события,интересы,науки, письмена, дела, обстоятельства, и др.
4) «сотканный через всё» — ch-yfantos di’ ch-olou. Где прилагтельное ch-yfantos, m., тканный (о хитоне).
Далее, прилагательное ch-olou, m. или n. (которое, ксати, может употребляться в значении существительного без артикля) — здесь родительный падеж от ch-olos, m., целый, весь.
Предлог dia с родительным падежом: о месте — через что, сквозь что, по чему; о времени — в течении чего, в продолжении чего; в переносном значении — посредством кого, чего, при помощи кого, чего.
В мужском роде прилагательное ch-olou: здесь — через весь…хитон (небо, ch-ouranos, m.), охватывая целый…мир (ch-o kosmos, m.: упорядоченность, лепота, добротно обустроенная экумена — т.е. всё заселенное людьми мироздание, дом — вселенная; противоположность хаосу).
Этое же прилагательное в среднем роде — тканный через всё (sing.! в собирательном смысле), существующее во вселенной, доброе, посредством и с помощью Света (по-гречески свет среднего рода, to fo’s).. Предлог dia говорит ещё и о том, что хитон этот тканный в продолжении всего времени (chronos, ch-o) существования на земле цивилизаций…
Воинов «римскими» называют историки, хотя в самих Евангелиях об этом ничего не говорится. Ещё бы! Ведь они представляют собою всех воителей на земле! — По одному представителю от каждой стороны света. При этом, заметьте, до тех пор пока эти не цитируют «библии» — они просто солдаты. Но стоит им только начать во своих интересах цитировать Библию, как перед нами предстают уже, не менее воинственней шимпазоидов, … клерикалы! Практикующие, кстати, такую же организацию и политику как многие, имеющие армии, государства!
Так повелось у людей от общего всех в физическом плане обезьяннего прошлого! С заметным, правда, «прогрессом» — зоологические обезьяны того или иного стада, они не бредят потребностью установить свою гегемонию над всей, что под звёздами, экуменой. А эти, как видите, бредят! Урим иудейский о экумене бросают — кому из них-то на этот раз мир весь достанется! Трудно ведь им без вмешательсmва самого чтобы «бога иудейского» в сваре их наперёд предугадать кто из них, со всем своим племенем, продвинувшись вдруг, распространит запах своих выделений на весь обитаемый мир … Заодно монополизировав и само право на истину.

Хитон Иисуса Христа – святыня немецкого города Трир

Хитон Господень

Город Трир (Trier an der Mosel) на реке Мозель, расположенный на западной границе немецкой земли Рейнланд-Пфальц, в справочной литературе фигурирует не только как древнейший город Германии, но и самый первый христианский город на немецкой земле, имевший когда-то в Западной Европе титул «святого города». Многие его редчайшие исторические памятники, сохранившиеся с античных времен, в совокупности с уникальными по значимости христианскими святынями объявлены ЮНЕСКО всемирным культурным достоянием. Среди них значится и знаменитый хитон Господа нашего Иисуса Христа.

Августа Треверорум – таково первоначальное название Трира, основанного предположительно самим императором Августом еще в 16 году до Рождества Христова. В III и IV веках Трир имел статус «города императоров» и столицы провинции Белгика Первая, но в V веке он был захвачен и разрушен германскими племенами. С тех пор городу так и не удалось вернуть свою былую значимость, но в нем сохранились многие архитектурные памятники, в том числе и храмы, свидетельствующие о том, что первые очаги христианства на территории современной Германии возникли в областиях, входивших в состав Римской империи. На основе ее административной структуры сформировалась и церковные епархии. В Трире (Треверы), центре провинции, находилась крупнейшая архиерейская кафедра (митрополия). Трирская кафедра считается древнейшей на территории современной Германии. Первыми епископами Трира были ученики апостола Петра – святые Евхарий, Валерий (их гробницы сохранились) и Матерн, а также святой Агреций († 333).

После раздела Римской империи на Восточную и Западную Трир несколько десятилетий (до 387 г.) был столицей Западной Римской империи, где с 306 по 316 год правил Константин Великий, даровавший после ряда реформ христианам свободу вероисповедания и утвердивший в своих владениях христианство. Город посещала мать императора Константина – равноапостольная Елена, как известно, расположившая сына к христианской вере и отыскавшая в 326 году на Святой Земле многие святыни, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа. В том числе, ею обретено и Его одеяние – хитон. По распоряжению святой Елены этот хитон был перевезен в Трир и оставлен там навечно, а император Константин в 326 году начал строительство собора в честь Пресвятой Богородицы, куда и был сначала помещен хитон Иисуса Христа, сразу же привлекший к себе внимание паломников. Он же распорядился для этой бесценной святыни построить возле епископской церкви более величественный храм, основанием которого послужил, по преданию, переданный в дар христианской общине Трира дом, где останавливалась и жила равноапостольная Елена. Часть ее мощей (глава) хранится ныне в крипте трирского кафедрального собора святого Петра, строившегося в несколько этапов с 336 по 380 год, а затем с ХI по ХVI век.

Трирский собор

Своей конструкцией трирский собор (dom) представляет базилику с тремя нефами, двумя галереями с трансепом и шестью башнями, а в центре базилики до сих пор сохранилась та ее часть, где первоначально находилось одеяние Спасителя. В комплексе с примыкающей к нему готической церковью Либфрауэнкирхе, построенной в 1235–1260-е годы, современный собор своей архитектурой и особенно разновысокими острыми башнями похож на громадный рыцарский замок. Документы свидетельствуют, что сохранилась лишь четвертая часть первоначального соборного здания, вмещавшего когда-то около 12 тысяч человек.

Трирскую святыню из-за опасения утери, уничтожения или хищения в период непрекращающихся войн и междоусобиц тайно и тщательно прятали в разных укромных местах. Хитону Спасителя поклонялись бывавшие в Трире святитель Афанасий Великий (335 и 340 г.), святитель Мартин Милостивый (370–380), участники Трирского Собора (386).

Согласно информации, полученной в трирском соборе, в 1196 году одеяние Иисуса Христа замуровали в алтаре на восточном клиросе, где оно находилось несколько столетий.

Существует несколько версий относительно того, когда впервые извлекли из тайника и продемонстрировали молящимся трирскую святыню. Одна из них гласит, что это произошло в 1512 году по настоятельной просьбе императора Максимилиана. В документах собора значится, что хитон выставляли для обозрения и поклонения в 1891, 1933 и 1959 годах. Драгоценный ковчег помещался на возвышенном месте, а святыню для лучшего обозрения и поклонения верующим прикрепляли в вертикальном положении под стеклом. Имеются сведения и том, что святыню непродолжительное время показывали паломникам в 1996 году. Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также, не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешают молящимся войти в часовню-святилище, где с соблюдением строжайших условий хранится хитон Господа нашего Иисуса Христа. В соборной хронике имеются документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия многим людям, сумевшим прикоснуться к святыне или помолиться около нее.

В 1960–1975 годах трирский собор подвергся капитальной реставрации, и после этого святое одеяние стали хранить в специально построенной для этой цели часовне-святилище. В центральной части собора, справа от главного алтаря, находится специальный вход в часовню, представляющую собой двенадцатиугольный мемориал. Войти в часовню или подойти совсем близко к ковчегу со святыней невозможно, их можно только обозревать на некотором расстоянии сквозь зарешеченное стекло. Верующие и паломники молятся за решеткой у часовенного порога. Сначала их взор останавливается на золотом кресте висящем на фоне темно-синего «вечернего» неба, украшенного яркими звездами из горного хрусталя. Под крестом находится обильно украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором прячутся два других – серебряный и золотой – последовательно вставленных друг в друга. Под толстым бронированным стеклом горизонтально расстелен хитон Иисуса Христа. Кстати, в Трире его чаще называют туникой (der heilige Rock Jesu Christi).

Хитон Господень

Туника – древнеримская одежда, род рубахи, носившейся под тогой. Этот вид мужской одежды у древних греков назывался хитон – широкая свободная рубашка с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже). Во времена земной жизни Спасителя эта мужская одежда была очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям. Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы. Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными. Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой. Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.

О хитоне Спасителя повествуется в Евангелии от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23).

Что касается подлинности трирского хитона, то хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку. Исследования, проводившиеся в 1890–1891 годах, свидетельствуют, что одеяние Иисуса Христа «выполнено из льняной (хлопковой) ткани коричневого цвета и на одеянии не имеется шва. Оно прошито золотыми нитями из Китая». Эти нити специально были доставлены в Трир «для обработки» святыни. Другая экспертиза показала, что на хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, который встречается на известной Туринской плащанице.

Служители собора с сожалением констатируют, что из-за длительного и часто неправильного хранения хитон Иисуса Христа стал очень ветхим: в некоторых местах, особенно в многочисленных складках, ослабли или разошлись нити. Для жителей Трира и многочисленных паломников, прибывающих сюда из Германии или из-за рубежа, святое одеяние «является символом Спасителя». И хотя верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры, но им отрадно сознавать, что почти в самом центре Западной Европы находится еще одна великая святыня, свидетельствующая о земной жизни Иисуса Христа.

(Трир-Мюнхен)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *