Оглашение в церкви

Оглашенные

(20 голосов: 4.6 из 5)

Оглаше́нные (греч. κατηχούμενοι (катихумени) — получившие устное наставление, оглашенные) – лица, наставляемые в православной вере или уже получившие предварительное устное наставление (оглашение), готовящиеся к принятию Крещения.

Оглашенный – кандидат к крещению. В древней Церкви оглашенными назывались христиане, еще не принявшие крещение, но уже получившие наставление в вере. В отличие от «верных» или уже крещеных христиан, оглашенные не считались духовно возрожденными членами Церкви. При всем том они несомненно принадлежали Церкви (хотя и внешним образом, по выражению свв. отцов, пребывали в преддверии Церкви), причислялись к христианам, осеняли себя крестным знамением, участвовали в определенной части литургии.

Часть литургии, в которой принимали участие оглашенные, получила название «литургии оглашенных». В ней диакон призывал молиться верных об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их словом истины, открыл им Евангелие правды, соединил их в Своей Святой Соборной и Апостольской Церкви, спас, заступил и сохранил Своею 6лагодатью. Священник также молился об оглашенных, призывая Бога приобщить их Церкви и сопричислить избранному стаду, чтобы и они славили вместе с верными пречестное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Затем диакон призывал: Оглашенные, изыдите! И вслед за тем, второй раз: Оглашенные, изыдите! И потом в третий раз: Оглашенные, изыдите! да никто от оглашенных, одни только верные, вновь и вновь Господу помолимся! После ухода оглашенных на занятия по катехизации начиналась литургия верных.

С широким распространением христианства институт оглашенных постепенно становился излишним. «Когда в V и VI веках греко-римское язычество почти совершенно исчезло и большая часть варварских народов перешла в христианство, само собою разумеется, перестали существовать и переходящие в зрелом возрасте в христианство оглашенные, как таковые, –говорит Епископ Никодим (Милаш). – Особенно этому способствовало возникновение обряда крещения детей, который в Апостольских постановлениях (VI, 15) упоминается как апостольский обычай, узаконенный некоторыми церквями еще с III века, а начиная с V века сделавшийся общим». Другой, не менее важной причиной исчезновения института оглашенных стало исчезновение распространившегося в 4 веке обычая взрослых откладывать свое крещение на неопределенное время, в расчете с помощью крещения, принятого в конце жизни, получить отпущение всех грехов.

«Слово κατηχούμενοι, находящееся в Священном Писании (Рим.2:18; Гал.6:6; ср. Деян.18:25:1Кор.14:19), обозначает тех лиц, которые, чтобы быть принятыми в Христианскую Церковь, должны изучать христианское учение (Мф.28:19; ср. Деян.18:25: κατηχημένος τήν οδόν τού Κυρίοu). Следовательно, это были, так сказать, кандидаты на крещение. Обучение христианскому учению называлось κατήχησις или λόγος κατηχητικός (institutio catechetica), a также κατηχισμός. Учитель лиц, готовящихся к крещению, назывался κατηχητής или κατηχιστής (catechista). Место же, где происходило обучение, называлось κατηχουμενείον.

Оглашенные, или катихумены, разделялись обычно на несколько разрядов: на два, иногда на три, на четыре, и даже на пять. Мы придерживаемся мнения средневековых греческих комментаторов: Зонары, Вальсамона, Аристина и Матфея Властаря, которые подразделяют их на два разряда. В толковании данного Никейского правила Аристин говорит: “есть два рода оглашенных, одни – только что вступившие (οί μέν γάρ άρτι προσέρχονται), а другие, которые сделались более совершенными (τελεώτεροι), так как достаточно обучены истинам веры.” То же говорят Зонара и Вальсамон в толковании 5-го правила Неокесарийского Собора и то же повторяет в толковании этого правила Аристин. Ссылаясь на толкования упомянутых комментаторов, то же говорит и Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме. Следовательно, оглашенные разделяются на два разряда. Когда какой-либо язычник или еврей заявлял о своем желании вступить в число оглашенных, то он должен был обратиться к какому-либо христианину из мирян или же к диакону, который, ручаясь за его доброе намерение, приводил его к подлежащему пресвитеру или епископу (Апостольские постановления, VIII, 32). Епископ или пресвитер, убедившись в добром намерении такового, читал ему предписанную молитву, осенял его крестом и вводил его в первый разряд оглашенных, которым преподавались первые истины христианского учения. Они назывались άκροώμενοι (audientes), так как им разрешалось приходить в церковь к литургии и слушать чтение Священного Писания и Евангелия, после чего они тотчас должны были выходить из храма. В первом разряде оглашенные обыкновенно оставались три года (Апостольские постановления, VIII, 32), хотя это время могло быть сокращено или продолжено сообразно с усердием и поведением данного лица. В тех случаях, когда катихит видел, что его ученики достаточно ознакомлены с начальными сведениями из христианского учения и что они достойны по своему доброму поведению, он разрешал им перейти во второй разряд оглашенных, где последним обширно излагалось христианское учение и особенно изъяснялся со всеми подробностями символ веры. Они назывались έυχόμενοι (orantes), потому что могли молиться с верными и после Евангелия, или γονυκλίνοντες (genuflectentes), потому что преклоняли колена, когда им во время литургии читалась молитва, или еще συναιτούντες (competentes) и τελεώτεροι (perfectiores, electi). Они оставались в церкви до тех пор, пока диакон во время литургии не обращался к ним со словами: “оглашенные изыдите,” после чего они удалялись из храма. Продолжительность их пребывания на этой степени также зависела от их усердия к учению и от их поведения. Оглашенным первого и второго разряда в церкви было отведено место вместе с кающимися второй степени, т.е. в притворе (νάρθηξ, πρόναος) перед местом, назначенным для крещения (κολυμβήθρα), близ главного входа в церковь».

Правила Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милаша). Правила Вселенских Соборов Святого Первого Вселенского Собора, Никейского. Толкование на Правило 14

Оглашенные. Кто это ?

Оглашенные — слово, которое слышали многие, даже люди, не имеющие отношения к Церкви. Достаточно вспомнить, как на шумно играющих и бегающих детей, часто покрикивают: «Что вы носитесь как оглашенные». Произнося это, люди даже не задумываются над смыслом фразы.

Попробуем разобраться: оглашенные кто это?

Если поискать это слово в словарях, то следует обратить внимание на греческий перевод. Кατηχουμενος- те, кто собираются принять христианство через таинство Крещения, изучающие основы веры. Такого человека и тогда уже называли оглашенным.

Во времена раннего христианства очень серьезно подходили к вопросам веры. В первые века за принятие христианства можно было серьезно пострадать. Крещение было сложным и ответственным шагом, который требовал подготовки и обучения догматов. Кандидаты, готовящиеся к Крещению, сообщали о своем желании священнику (епископу). Священник (возможно епископ) объявлял или «оглашал» об этом всем в храме. Следует заметить, что сам человек не мог запросто прийти в общину. Его приводил уже верующий христианин или диакон. С этого момента человек становился оглашенный. О нем молились, а он сам проходил подготовку. Священникам было категорически запрещено крестить без прохождения обучения и подготовки желающих. За это можно было стать изгнанным из клира. Существовали правила исповеди перед Крещением. Во время нее решался вопрос о том, возможно ли допускать до крещения, насколько тяжкие грехи совершил человек и раскаялся ли в них.

Оглашенный мог обучаться очень долго. В 1-3 века этот процесс длился от 40 дней до 3 лет. В процессе подготовки оглашенный уже присутствовал на богослужении, но в определенные моменты священники призывали оглашенных выйти из храма, произнося «изыди́те». Отсюда, наверное, и пошла поговорка про шумных детей. Более того, изначально священнослужители ходили и проверяли, не остался ли кто, называемый оглашенными в храме. Во время Таинства Евхаристии верные чада соединяются с Господом. Это величайшее Таинство, которое дано самим Богом верующим и принявшим Крещение, и только им. К нему не могут приступать некрещеные люди, поэтому им необходимо в это время выходить из храма.. Благоразумные «кандидаты в христиане» должны поступать именно так.

В современной жизни во время Литургии, диакон также призывает покинуть храм тех, кто не крещён, но никто этого не делает. Ведутся дискуссии на темы того, чтобы в самые важные Литургии оглашенных все же не оставалось в храме.

Возникает вопрос: почему возникла необходимость возвращать традицию оглашения, куда она пропала и когда? Для ответа на него нужно обратиться к истории России. В дореволюционное время, вся жизнь людей была связана с Богом и Церковью. Праздники, которые отмечало государство, были церковными. Люди хорошо понимали православное вероучение, и не было необходимости их обучать, оглашать. Во времена коммунистических нападок на Церковь проводить огласительные беседы было невозможно. Именно в тот момент и исчезла эта традиция.

В настоящее время Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил обучать, наставлять желающих приступить к крещению. 27 декабря 2011 года Священный Синод РПЦ одобрил документ, который закрепил это правило. Его необходимость назрела частыми случаями прихода в Церковь людей, которые понимают православную веру как модную тенденцию или магическую помощь.

Многие желающие оглашенные взрослые и родители (будущие крестные) младенцев, воспринимают такие нововведения совсем неодобрительно. Это неправильно, потому что очень часто можно услышать, как оглашенные объясняют свое желание креститься, например, для того, чтобы «быть под защитой» или «поправить здоровье». Это говорит о том, что человек не понимает, зачем он приходит в Церковь, для чего он хочет носить крест. Конечно, все мы являемся лишь учениками. Сам Господь называл апостолов своими учениками, а они знали и понимали веру из Его уст и Его жизни. Мы лишь учимся быть христианами. И все же желая креститься, необходимо знать хотя бы саму суть христианства.
Во время подготовки катехизаторы — те, кто проводят обучения, рассказывают об основах православного вероучения, Таинствах, разъясняют правила, традиции Церкви, ведут беседы о вере и суевериях.
Люди должны осознавать суть православной веры, понять, готовы ли они исполнять ее каноны, нести каждый свой Крест.
И тогда, приступая к купели, оглашенный может твердо сказать: «Верую!»

«Елицы оглашении, изыдите! Оглашеннии, изыдите! Елицы оглашении, изыдите! Да никто от оглашенных, елицы верни». Каждый из нас много раз слышал эти слова на Божественной Литургии. И еще «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните». Кстати, в это время склонять голову должны не все, а только лишь отдельная категория прихожан.

Кто такие оглашенные, какова их роль в Церкви и почему они должны были выходить из храма в определенные моменты богослужения? Давайте разбираться.

Оглашенные — это люди, которые готовятся принять Крещение. История Церкви знала разные практики подготовки к принятию этого Таинства, но однозначно можно сказать одно: не было такого периода времени, когда от желающего креститься не требовался и хотя бы минимальный набор знаний о христианстве. Да, есть несколько исключений, но они лишь подтверждают это правило. Так, известны случаи «крещения кровью», когда кто-то из зрителей казни первых христиан видел их стойкость и любовь к Богу и тоже исповедовал себя христианином. Да, тут не было формального оглашения, но эти случаи лишь подтверждают общее правило.

«Идите, научите»

В Евангелии есть призыв, сквозь века обращенный ко всем христианам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). И апостолы, а затем и их ученики выполняли эту заповедь. Они обходили города и веси и становились путеводителями ко Христу для целых народов. В Деяниях Святых Апостолов есть описание одного из крещений, совершенного апостолом Филиппом. Он проповедует евнуху о Христе: «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8:35). После наставления в основах веры у них происходит диалог о личной вере. «Евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян.8:36-37).

И лишь после этого наставления и исповедания было совершено Крещение.

Наставление людей в вере в разные периоды истории Церкви происходило по-разному. Историки Церкви называют срок от полугода до трех лет. В это время оглашенные могли посещать богослужения, но в определенное время они должны были покинуть храм. Только верные, то есть члены Церкви, могли далее участвовать в Евхаристии. Именно отсюда произошел известный возглас, требовавший от оглашенных покинуть храм.

Оглашение представляло собой целый институт в Церкви. Были специальные огласительные школы, своя система иструктура обучения. В результате этого каждый новый член Церкви уже знал основы вероучения, Священного Писанияи богослужения. Кстати, и само Крещение Древней Церкви совершалось далеко не всегда, а набольшие праздники, например, в Великую Субботу. Постепенно период оглашения сократился до времени Великого Поста. В трагический для Церкви XX век оглашение стало практически невозможным.

Наше время

В наши дни институт оглашения постепенно возрождается из не бытия. Как обычно, это происходит долго и постепенно. В разных храмах, в зависимости от их возможностей, подготовка к Крещению занимает разное время: от двух-трех бесед до нескольких месяцев. Бывали, хотя и редко, случаи,когда люди возмущались и говорили, что «раньше такого не было». Да, к сожалению, не было. Результат – несколько поколений, даже примерно не представляющих себе, что такое Православие и какую веру они исповедуют. Отсюда и бытовое равнодушие к Церкви, хождение в храм лишь за водой и куличами и даже трагические случаи отпадения от Православия. Ведь незнание – это «великая» и страшная вещь, которая может привести к печальным последствиям.

Конечно, есть разные схемы проведения бесед перед Крещением. Обычно беседую примерно по такой схеме.

Начинаю с вопроса: «Зачем Вам это нужно?» Для многих такой вопрос является полной неожиданностью. Они начинают думать: зачем, действительно, они решили креститься или крестить своего ребенка. Своего рода топ ответов такой: по традиции (все крещеные и ребенка надо), часть национальной идентичности (русские – значит крещеные), чтобы не болел, чтобы был ангел-хранитель и чтобы не навели порчу (такой вот печальный современный вариант). Все эти ответы в целом неверные. Главная цель Крещения — это дальнейшая жизнь в Церкви, это реализация своей веры на практике.

Готовы ли Вы каждое воскресение водить своего ребенка на Причастие? (Или хотя бы будете ли пытаться это делать) — вопрос второй. И тут очень важно, чтобы каждый родитель сам для себя ответил на этот вопрос. Ведь крестя своего ребенка, он обещает Богу все это делать и выполнять!

И далее уже беседуем об основах христианского вероучения, о Таинствах и церковной жизни. Один из главных итогов таких бесед, на мой взгляд, — это появление у человека интереса к церковной жизни. Православие – это, как оказывается, не только яблоки на Преображение, трава на Троицу и святая вода на Крещение. Оказывается, это целая духовная и интеллектуальная сокровищница, которую можно и нужно изучать. Оказывается, что церковная жизнь — это молитва и участие в Таинствах, это огромный путь, по которому надо идти.

И, конечно же, один из важнейших итогов таких бесед – это участие крестныхи родителей в Таинствах Покаяния и Причастия. Ведь не может крестный родитель не быть членом Церкви! Для многих из них это первый подобный опыт. Кстати, во время Таинства мы также молимся о крестных и крестниках, чтобы они вместе возрастали в Законе Господнем. То есть духовное развитие и рост требуется и от крестных родителей.

Наверное, мы не можем сейчас во всей полноте возродить древнюю практику оглашения и по полгода и более готовиться к Таинству Крещения. Но проведение хотя бы нескольких бесед, знакомство хотя бы с основами православного вероучения и христианской духовной жизни — это необходимо. И тогда для новокрещеных действительно «откроется Евангелие правды», о чем мы молимся на каждой Литургии.

Оглашение

(9 голосов: 5.0 из 5)

См. раздел КАТЕХИЗАЦИЯ

  • Катехуменат в истории Церкви иерей Владимир Хулап
  • Оглашение протопр. Александр Шмеман
  • Чин оглашения. Требник
  • Чин оглашения и крещения в Древней Руси иеромонах Мигель Арранц

Оглаше́ние (от греч. κατηχέω (катихео) — оглашать, устно наставлять) – 1) практика наставлять в вере готовящихся к принятию Крещения (синоним — катехизация); 2) часть чинопоследования Таинства Крещения.

Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры.

Под оглашением или катехуменатом в древней Церкви понималось назидание в вере христиан, желающих принять Крещение и участвовать в Евхаристии. Жизнь древней Церкви среди гонений требовала особой ответственности к принятию новых членов. Именно поэтому Таинству Крещения предшествовало «оглашение словом истины», часто служащее не только приготовлением к крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества среди языческого мира. Участие в оглашении («принятие в катехуменат») делало человека христианином.

«Таинство Крещения, по заповеди Спасителя (Мф.28:19), совершалось над всеми вступающими в Церковь. Во времена апостольские оно совершалось непосредственно после исповедания веры в Господа Иисуса Христа уверовавшими в Него и заявления желания креститься (Деян.1:41, 8:37-38), без продолжительного приготовления. Но во 2 и 3 веках, ввиду многих не искренно принимавших христианство и отпадавших от него во время гонений, Церковь признала неудобным совершать крещение вслед за изъявлением желания принять христианство, и поэтому установила определенный порядок испытания и приготовления уверовавших ко вступлению в общество христиан. Такое предварительное испытание в искренности намерения вступить в Церковь и приготовление к Крещению получило название оглашения. Выразившие желание креститься из иудеев или язычников прежде всего отделялись от языческого или иудейского общества и присоединялись к обществу христиан, причем им давались новые имена святых и благочестивых мужей ветхозаветной и новозаветной Церкви, или названия христианских добродетелей; иногда отставляли те же имена. Затем, начиналось состояние оглашения, которое продолжалось от 40 дней до 3-х лет, а иногда сокращалось до нескольких дней, вследствие чрезвычайных обстоятельств, именно, во время гонений, когда оглашаемые твердым исповеданием веры доказывали уже свою готовность вступить в христианское общество. Состояние оглашения со 2-го и с 3-го века разделялось на три степени для прохождения оглашенными, почему они также разделялись на три класса. К первому принадлежали слушающие, ко второму коленопреклоненные или оглашенные в собственном смысле, и к третьему – готовящиеся к просвещению (крещению). Оглашенные первого класса допускались только к слушанию св. Писания, поучений и молитв из притвора, второго – стояли вместе с верными до времени совершения евхаристии, после чего, став на колена и приняв благословение предстоятеля, выходили из церкви; наконец, оглашенные третьего класса, вступавшие в оное только на короткое время перед самым крещением, постом и молитвой приготовлялись к принятию крещения и были научаемы, как и что отвечать при его совершении. В течение всего времени оглашения их учили истинам христианской веры кто-либо из клира или благочестивых мирян, по большей части, те, кто обращал их в христианство. Обучение состояло в раскрытии уверовавшему всего домостроительства спасения рода человеческого в свете истории Ветхого и Нового Заветов».

История Церкви. Часть 1
Николай Д. Тальберг

«Вступление в христианство совершалось чрез два главных акта – прохождение катехумената и при­нятие Таинства Крещения. Катехуменат или оглашение – состоял из трех моментов: 1) засвидетельствование, или заявление о своем желании вступить в Христианскую Церковь пред епископом или замещающим его пресвитером или диаконом, – преимущественно, пред таким лицом, которое имеет своею задачею именно поучение вступающих в Церковь, в присутствии других лиц. Затем следует поучение основным истинам христианским – догматическим и нравственным. 2) Торжественное посвящение чрез o’bsignatio, т.е. крестного знамения на лбу и груди, как знака Христовых страданий, как предварительного запечатления христианского состояния. Поэтому в Апостольских Постановлениях (3.17) называется σφραγις. Кроме того, возлагаются руки, при чтении молитвы (Ср. Евсевий. De Vita Const. IV, 61; Апостольские Наставления VII, 39). На Востоке еще был акт отречения (7-ое правило Константинопольского Собора 381 г) с дуновением в лицо, уши, как при крещении, а на Западе, по крайней мере в Африке, предложение освященной соли, по аналогии с последующей Евхаристией. 3) 3-ий момент состоял в изъяснении смысла полученных знаков и был аналогичен или параллелен мистагогическому наставлению при таинстве крещения.

Следовательно катехуменат (о катехуменате см. Блаженный Августин “De rudibus catechizandis” и Кирилла Иерусалимского), как предварительное на­учение относительно сущности христианского учения и предварительное посвящение, как бы в некоторое отражение христианского таинства – налагал обязанности и давал некоторые церковные права. Оглашенный мог и должен был присутствовать в церкви до Евхаристии и подчиняться покаянной дисциплине. Затем следовал полный прием в христианскую общину чрез таинство крещения. Если оглашение имело значение χριστιανους ποιειν, то крещение было заключительным актом введения в христианскую общину».

История Христианской Церкви
Михаил Эммануилович Поснов

См. КАТЕХИЗАЦИЯ, ОГЛАШЕННЫЕ

Оглашение в переводе означает «научение православной вере». Оглашенные — люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять Таинство Крещения и стать членом Церкви Христовой. Практика оглашения известна уже со II — III вв. Оглашение обычно длилось два или три года, в течение которых человек, желающей принять крещение, знакомился с христианским учением. Готовящемуся приступить к Таинству Крещения необходимо было прийти к епископу и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ в свою очередь собирал информацию о нравственных качествах его души, поведении в семейной и общественной жизни и заносил его имя в церковный «катастих» (книгу). В этой книге содержался список оглашенных и членов общины. Оглашенным разрешалось присутствовать на богослужениях, однако во время Литургии, после чтения Евангелия, они должны были выходить из храма. Оглашенные молились, соблюдали пост и ежедневно посещали богослужения, раскаиваясь в своих грехах. Перед Пасхой оглашенные вносили свои имена в список крещаемых. В Великую субботу местный епископ совершал торжественное крещение всех оглашенных.

Из истории Церкви известны и примеры того, как люди, лишенные водного крещения, тем не менее не только считались крестившимися, но и почитались христианами в качестве святых.

Св. муч. Иринарх — палач, который исповедал себя христианином и принял крещение кровью

Это древние христианские мученики, бывшие поначалу убежденными язычниками, но искренне уверовавшие во Христа, тотчас же исповедавшие свое обращение к Богу перед врагами Церкви и немедленно за это исповедание казненные. При этом водного крещения они принять, конечно, не могли. Такая мученическая смерть и становилась для них крещением во Христа — крещением кровью. О подобном крещении святитель Василий Великий пишет:

Иные, в подвигах за благочестие, действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символе — воде, крестившись собственной кровью.

Но чаще всего подобным образом — не успев принять крещения — гибли от руки гонителей христиан оглашенные. В «Апостольском Предании» (III век) говорится о том, что мученическая смерть таких оглашенных равноценна водному крещению:

Если оглашенный будет схвачен за имя Господне, то пусть он не сомневается в полноте своего свидетельства. Если же ему было причинено насилие, и он был замучен, когда его грехи не были ему отпущены, то он будет оправдан. Ибо он принял крещение своею кровью.

Чин оглашения

Чин оглашения, особенно в Иеросалимской и Константинопольской Церкви, совершался с большой торжественностью. В IV-V веках утвердился обычай исповедовать веру приступающих ко крещению «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». О таком обычае, существовавшем в Риме, говорит блаженный Августин.

Блаженный Августин (354-430 гг)

Интересно, что древняя практика Русской Церкви была такова, что в чине крещения при отрицании от сатаны на беса полагалось только дуть, но в XV веке наряду с прежней практикой появилась новая, по которой повелевалось на беса плевать. Несмотря на довольно позднее происхождение, обычай плевать на беса стал в XVI веке преобладающим, а древний обычай при крещении на беса только дуть существовал как исключение. При этом отрицание от сатаны сопровождалось поднятием рук к небу и совершалось пятнадцать раз, в отличие от трех раз в современном чине. Приготовление к крещению сопровождалось особыми церковными молитвами об оглашенных, сохранившимися до настоящего времени.

В XIV веке огласительные молитвы читались по десять раз каждая, но позднее в практику вошел обычай читать каждую из этих молитв по три раза, причем десять раз их произносили только при крещении старых евреев. В XVI веке число огласительных молитв оставалось по составу тем же, но повсеместно их читали один раз.

Благословив оглашенного, священник читает пять молитв. В первой молитве он молит Господа дать готовящемуся к крещению силы исполнять святые заповеди и совокупить стаду наследия Своего. «И налагает руку на главу его». Налагает руку в знак сообщения оглашаемому благодати, как и апостолы низводили Духа, возлагая руки свои. В следующих трех молитвах священник Именем Господа Исуса Христа заклинает диавола отступить от оглашаемого, «новоизбранного воина Христа Бога». В последней молитве священник молит Владыку и Господа принять оглашенного в число своих словесных овец и дать ему ангела хранителя. Затем священник три раза крестообразно дует на оглашаемого со словами: «Изжени от него всяк лукавый и нечистый дух, сокрытый и гнездящийся в сердцы его». Бог, вначале сотворивший Адама, вдунул в него дыхание жизни. Теперь через Божественное вдуновение как бы обновляется душа, поврежденная грехом. «И знаменует (священник) чело, уста его и перси трижды крестным знамением». Священник трижды запечатлевает приступающего к крещению знамением креста на челе, чтобы освятился его ум; на устах, чтобы освятилось его слово и исповедало истину, и на персях, да будет чист сердцем, созерцает Бога, в Нем живет, и движется, и пребывает.

Далее следует отречение от сатаны. После того, как человек во время оглашения познает истинное христианское учение, он отказывается от прежнего верования и от привычек, которые укоренились в его душе при участии сатаны. Поэтому над оглашенным священник читает так называемую заклинательную молитву, в которой Именем Господа Бога из оглашенного изгоняет диавола со всеми его слугами и через это очищает душу желающего принять Святое Крещение. Затем священник троекратно обращается к крещаемому с вопросом: отрекается ли он от сатаны и всех дел его? Крещаемый или его восприемник (если совершается крещение младенца), повернувшись лицом на запад, который является местом захода солнца и символизирует царство зла, темной, нечистой духовной силы, трижды отвечает: «Отрицаюсь сатаны и всех дел его…» Для того, чтобы крещаемый как бы всеми тремя силами своей души (ум, сердце и воля) отрекся от сатаны, крещаемому снова трижды задается вопрос: «Отрекаешься ли сатаны?» И крещаемый отвечает трижды: «Отрекохся сатаны…» (т.е. отрекся).

И теперь, когда крещаемый отрекся от своей прежней жизни и от подчинения сатане, он присоединяется к другому обществу и должен начать лучшую жизнь. Оглашаемый поворачивается лицом к востоку. Это символизирует то, что желающий креститься стремится к свету, ищет Христа, Который есть Восток свыше (Лук. 1, 78) и источник духовного просвещения, и идет к Нему. Крещаемый опускает руки долу, что является знаком того, что он до этого он был пленником и рабом диавола, что его измучили и изнурили игом рабства, и что теперь он имеет надежду освободиться от этого рабства через веру в Господа Исуса Христа и через Святое Крещение. Священник спрашивает оглашенного о его решимости сочетаться со Христом: «Обещаваешилися Христу?» И крещаемый с опущенными руками, или вместо него восприемник, отвечает: «Обещаваюся Христу и верую во Единаго Бога Отца» (произносит Символ веры полностью). По прочтении оглашенным символа православной веры, священник еще предлагает крещаемому прежний вопрос: «Обещаваешилися Христу?» После утвердительного ответа на этот вопрос крещаемый произносит опять Символ веры полностью. И в третий раз предлагается ему вопрос: «Обещаваешилися ли Христу?» — и в третий раз произносится с твердою решимостью и сознанием ответ «обещаваюся» и «верую» и то же исповедание православной веры. Наконец священник еще три раза спрашивает крещаемого: обещался ли он Христу? верует ли он во Христа? И троекратно призывает крещаемого поклониться Отцу и Сыну и святому Духу Троице Единосущней и неразделимей.

Уходить ли после слов “оглашенные, изыдите”?

Вопрос читателя: Здравствуйте, батюшка, такой вопрос: не очень давно начала ходить в церковь, на исповедь пока страшно идти, но, надеюсь, всё же до неё дойду. Просто стою на литургии и слушаю, как служба идёт, крещусь со всеми. Там говорят слова “оглашеннии, изыдите”. Мне после этих слов следует уйти, я правильно понимаю?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Нет, Вам уходить не нужно, если Вы крещеный человек. Оглашенными в Церкви называют готовящихся к принятию таинства крещения и получающих знания о вероучении через устное научение (оглашение). Раньше это оглашение длилось продолжительное время, перед его началом над оглашенными прочитывались специальные молитвы читать далее

Непременно пройдите по ссылке, там мой ответ про оглашенных, чтобы Вы знали, кто это. Так что Вам по праву крещения выходить не надо, но надо учиться пользоваться всеми теми привилегиями и возможностями, которые крещение, то есть вступление в Церковь Христову, дает.

Очень радостно, что Вы начинаете свою церковную жизнь, дай Бог! Как правило, профессии или ремеслу мы учимся не сами по себе, а у кого-то, если только речь не о переквалификации, когда база есть. Тем более этот принцип применим в духовной жизни! Очень советую Вам прийти и поговорить со священником лично о том, как Вам строить свою духовную жизнь. Совсем хорошо, если в храме есть установленные часы дежурств духовенства, когда можно прийти именно на беседу, не на исповедь. Если такого нет, подойдите к батюшке после службы и договоритесь о разговоре. Необходимо, чтобы знающий человек наметил Вам ориентиры, по которым Вы будете двигаться. Если это будет, то Вы будете сразу знать, что в богослужении нужно участвовать, стараться вплетать свою молитву в общую, а не просто слушать. Вы купите книги, которые расскажут Вам о смысле богослужения, о том, почему оно состоит из таких вот частей.Вы начнете разбираться с собой, понимать, что и как оценивается в христианской перспективе. И так шаг за шагом будете продвигаться в духовной жизни, открывая для себя все то, что Господь даровал человеку через Церковь.

Исповедь – одна из таких возможностей. Это таинство, в котором, когда человек кается, то есть искренне отвращается от греха и встает на новый путь, Господь исцеляет его душу от греха и от ран и последствий греха. Грех прощается полностью, а благодать, которая подается в Таинстве, исцеляет ущерб, который душе грехом нанесен. Это совершенно уникальная вещь! Разговаривая со священником, получая собственный опыт исповеди, Вы поймете и убедитесь, то, хотя и бывает стыдно, а порой мучительно называть свои грехи и мысли, потом душа преображается, освобождается ото всего скверного. Постепенно, раз за разом, но это так и есть. Дерзайте! Открывайте для себя Церковь и сокровища нашей традиции!
Привожу также ссылки на некоторые материалы:

1. Об исповеди: Совесть очищается стыдом

Как подготовиться к исповеди?

2. О богослужении: Как проходит литургия в Православной Церкви

Последование Божественной Литургии

Литургия с пояснением

Литургия: Проскомидия

Всенощное бдение

О Всенощном бдении. Часть 1

(есть и остальные части, посмотрите у нас в поисковике)

Всенощное бдение с пояснением

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Оглашенные, изыдите!

Один мой родственник – не крещеный, но искренне интересующийся православием молодой мужчина, решил съездить воскресным утром в большой подмосковный монастырь, известный своей многовековой историей. Он давно собирался побывать на литургии, причем не где-нибудь, а именно в намоленном месте, долго откладывал свое намерение и вот, наконец, решился.

В монастырском храме было, как всегда, многолюдно. Чтобы не выделяться среди основной массы прихожан, мой родственник встал ближе к выходу, за массивной мраморной колонной, и огляделся. Все для него было здесь непривычно: и потемневшие от времени старинные иконы, и внешний вид прихожан, и монотонное чтение пономаря.

– Нельзя смотреть по сторонам во время службы! – раздался вдруг за спиной пришельца строгий старческий голос.

Мой родственник извинился, обратил взор перед собою и стал прислушиваться к пению монастырского хора.

– Руки за спиной не держите! – одернула его рядом стоявшая бабуля в черном платочке.

Покорно протянув руки по швам, молодой человек снова углубился в слушание церковного пения. Кажется, уже становились понятными слова некоторых молитв. Незаметно для себя он скрестил руки у живота.

– Нельзя так стоять: вы от Бога загораживаетесь! – сделала замечание другая старушка.

– И вообще, слева можно стоять только женщинам, а мужчины должны быть справа! – назидательно добавила третья. – Перейдите на правую сторону!

Мой родственник не сразу понял, чего от него хотят строгие богомолки. Но они в доходчивых выражениях объяснили суть своих претензий, и он перешел на мужскую половину храма. И опять попытался сосредоточиться на богослужении. Но не тут-то было.

– Не опирайтесь о стену! – толкнул его в спину кто-то. – Стойте прямо!

Молодой человек снова вытянулся в струнку.

– Вы почему не креститесь? – с раздражением в голосе полюбопытствовал бородатый мужчина. – Креститься надо!

– Я некрещеный, – попытался оправдаться неудачливый паломник.

– Все равно можете креститься! – разрешил собеседник.

– А почему вы вообще здесь находитесь? – нахмурившись, вступил в разговор еще один мужичок. – Пока не примете крещение, вы должны выйти из храма на возглас дьякона «оглашенные, изыдите»! А сейчас уже Символ веры пропели. Вам нельзя тут быть со всеми!

– Так что мне теперь делать? – растерялся мой родственник.

– Выйти из храма! – дружно разъяснили оба.

У самого выхода дорогу преграждала веревка, которую натянул старичок сторож. Он показывал знаками, что нужно прислушаться: хор пел евхаристический канон.

– Это был какой-то важный момент службы? – поинтересовался мой родственник, когда пение кончилось и веревка ослабла.

– Да вся твоя жизнь этого момента не стоит! – раздраженно закричал на него сторож. – Что ты пришел сюда, раз таких вещей не знаешь!

Только на паперти молодой человек перевел дух и расслабился.

– Ну как впечатления? – спросил я его, когда он вернулся из монастыря домой.

– Больше я в церковь ни ногой! – ответил он мне.

Эта история из реальной жизни наводит на невеселые размышления. С одной стороны, у нас в стране тысячи и тысячи храмов, подавляющее большинство россиян исповедуют себя православными, молитвенные стояния собирают десятки тысяч богомольцев. А с другой стороны, как отнесемся мы к «заблудшей овце», впервые переступившей порог церкви? Обрадуемся обратившейся к Богу душе, как это делают представители иных конфессий? Или придеремся к длине юбки, отсутствию платочка, неумению правильно ставить перед иконой свечку?

Увы, главное препятствие к воцерковлению наших ближних – не зловредные сектанты и не антицерковные СМИ. К большому сожалению, чаще всего таким препятствием являемся мы сами. Нам часто кажется, что наш первостепенный долг – научить впервые переступившего порог храма человека делать нужное количество поклонов и правильно передавать свечку. А на себя мы обращаем внимание едва ли не в последнюю очередь и не замечаем, что своими нравоучениями мы не приближаем, а наоборот, отвращаем людей от Церкви. Ведь мало кто из них имеет столь глубокую и крепкую веру, чтобы за многочисленными замечаниями, переходящими порой в издевательства, разглядеть главное, ради чего и пришел человек в Церковь, – Христа.

Татьянин день

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *