Ольга 945 969

Содержание

Великая княгиня Ольга

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине. Послы везли с собой богатые подарки. Мал надеялся на малодушие «невесты» и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что «невеста» отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.

945-962 годы (ЕГЭ по истории)

Период 945-962 в истории Руси связан с правлением княгини Ольги. После убийства Игоря древлянами, по причине малолетства наследника Святослава, Ольга становится регентом.

В 945 году Ольга жестоко подавила восстание древлян, которые убили ее мужа во время сбора полюдья. Это происходит по причине традиции кровной мести, которую нельзя было избежать. Ольга учреждает уроки и погосты. Конкретнее, она вводит размер дани, т.е уроки, и установила место сбора дани, т. е. погосты. Следствием данного введения стало усовершенствование и стабилизация сборов дани. Проведенная Ольгой работа имела огромное значение в развитии государства.

Во время своего правления она также стремилась с выгодным для Руси отношениям.

с Византией. Причиной взаимоотношений с Византией было торговое сотрудничество, а также близость этой страны. Руси нужно было установление равноправных отношений с Византией, которая считала Русь страной варваров и дикарей. В 957 Ольга отправилась в Константинополь для встречи с императором Константином 7.

Багрянородным. Следствием сотрудничества с Византией стало усиление влияния Руси на международной арене. Кроме того, во время поездки Ольга решила принять христианство под именем Елена. В дальнейшем она стремилась к распространению христианства на Руси.

В общем, деятельность Ольги оценивается историками положительно. При ее правлении было сохранено единство страны, была впервые установлена система налогообложения и установления дипломатических отношений с Византией. Впоследствии ее идеи были усовершенствованы в Русской правде. Ольга также была первой из русских правителей приняла христианство, что дало начало дальнейшему крещению Руси в 988 г. Её время стабильности дало основу для походов Святослава.

Крупные российские проекты (Ольга, 945-962)

Ольга

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года, введённые в строй с осени 945 года до начала 962 года, когда государством фактически управляла в качестве регента при малолетнем Святославе Игоревиче княгиня Ольга. Конец периода указан условно, поскольку точная дата начала самостоятельного правления Святослава Игоревича неизвестна. Однако, по всей видимости, он не может быть ранее 959 года и позднее 962 года, поскольку вызванный, вероятно, Ольгой в 959 году в Киев епископ Адальберт в 962 году еле-еле смог сбежать из города из-за притеснений со стороны закоренелого язычника Святослава. Учитывая решительность последнего, маловероятно что епископ мог долго продержаться в Киеве в условиях гонений и, соответственно, скорее всего речь может идти именно о 962 годе.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы нации

Псковское вече, картина А. Васнецова, 1909

Троицкий собор Плескова

Деревянный соборный храм в нынешнем Пскове по легенде был построен по указанию святой Ольги в рамках более крупного проекта строительства города Плесков (Псков).

Храм простоял в деревянном варианте, возможно с обновлениями до XII века, когда был заменён на каменный собор.

Северная сторона холма, на котором стоял Вышгород, 2012

Вышгород

Город, впервые упоминается в летописи в 946 году как удел, то есть личное владение княгини Ольги «Бе бо Вышегород град Вользин (Ольжин)». В годы регентства Ольга, по-видимому, настолько улучшила город, что с этого момента Вышгород надолго становится главной удалённой от Киева резиденцией Великих Князей.

Помимо укреплённого замка Вышгорода под Киевом Ольге принадлежали сёла Будутино и Ольжичи.

Каменный терем в Вышгороде

На территории детинца Вышгорода был построен каменный загородный терем Великой Княгини Ольги — одно из первых двух каменных зданий на Руси.

Каменный терем в Киеве

На территории детинца Киева был построен каменный терем Великой Княгини Ольги — одно из первых двух каменных зданий на Руси. Терем входил в состав великокняжеского дворца. Древнерусский летописец отметил наличие в Киеве каменного терема при княжеском дворце, описывая город Киев времён Ольги после упоминания событий 945 г. Возможно, что терем для Великой Княгини был возведен византийскими мастерами. Современные исследователи не смогли пока надёжно идентифицировать его местоположение, хотя существует соответствующая гипотеза об останках одной из древнейших киевских построек.

Крупнейшие мосты

Мост через Волхов в Новгороде

В 2018 году археологами на дне реки Волхов были найдены остатки пяти частично сохранившихся ряжевых опор, вероятно, древнейшего крупного моста России. Расстояние между заполненными каснями срубами на дне реки составляет 22 метра, что говорит о наличии у моста в прошлом довольно-таки монументальных пролётов.

По данным радиоуглеродного анализа возраст моста составляет примерно 1060 лет, что соответствует 958 году. По всей видимости, этот мост упоминеатся в Иоакимовской летописи в связи с крещением Новгорода 991 году. Учитывая характер правления Ольги и Святослава, мост практически наверняка был построен в это время. Для того времени этот проект является однозначно очень крупным.

> Фортификационные сооружения

Первые укрепления Новгорода

См. Новгород на современном месте

Первые укрепления Пскова

См. Город Плесков (Псков).

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Начало каменного строительства на Руси

Древнейшими известными каменными постройками на Руси являются каменный терем дворца Ольги в Киеве и загородный каменный терем в Вышгороде. Точные даты строительства неизвестны. Возможно, для освоения технологий каменного строительства пришлось привлечь византийских мастеров, а это позволяет предположить, что каменные здания были возведены после поездки Ольги в Царьград, где она приняла крещение.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Сбор дани у стен погоста на картине Н. Рериха, 1908

Система погостов

Именно при Великой Княгине Ольге в России было фактически впервые введено регулярное административное устройство государства с установлением ею системы погостов — фиксированных мест, куда приходила княжеская дружина для сбора налогов (дани), а также, соответственно, проведения княжеского суда и других подобного рода мероприятий. Летопись сообщает об этом под 947 годом — Ольга отправилась к Новгороду и установила в северных краях «уроки» (размер дани) и «погосты» (места сбора дани). До этого походы князей по внутренним делам носили в целом ситуативный и бессистемный характер, что и привело ранее к проблемам в виде смерти князя Игоря при попытке лишний раз собрать лишние, по мнению налогоплатильщиков, подати, без достаточной охраны.

По тем давним временам объезд всей не такой уж и маленькой страны со строительством необходимой инфраструктуры и доведением соответствующей информации до всех, кого это касалось однозначно вылился в крупный по затратам проект, который, впрочем, наверняка уже вскоре окупился.

Это была первая известная налоговая реформа в России, и первая известная крупная административная реформа. В период проведения реформы на современном месте были основаны города Псков, Новгород и Ростов — возможно, все они сформировались вокруг новых мест для сбора и хранения княжеской дани.

Город Плесков (Псков)

Согласно летописным данным и распространённым в этой местности легендам, собственно в город Плесков (ныне Псков), бывший ранее укреплённым поселением, превратился при правлении Ольги, которая, посетив родные места в 947 году «…повелела построить град на берегу Великой реки, и нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая». По преданию, когда Ольга стояла на берегу Великой, где сейчас по этому поводу построена часовня, ей явилось видение: три луча, исходящих с неба, сошлись на противоположном берегу, где располагается центр Пскова. Там по приказу княгини Ольги был построен деревянный Троицкий собор, а вокруг — большой по тем временам и как положено укреплённый город.

В Пскове более полутора веков сохранялась ценная реликвия — сани княгини Ольги («а сани ее стоят в Пскове и поныне» — написано в «Повести временных лет», созданной в начале XII века).

Новгород на современном месте

К 949 году относится первое достоверное упоминание Новгорода (ныне Великого Новгорода) в труде византийского императора «Об управлении Империей». Основан населенный пункт, очевидно, был несколько ранее — предположительно, он возник путём слияния близко расположенных торговых поселений по берегам Волхова.

Однако, по-видимому, именно в это время объединённое торговое поселение при военном Рюриковом городище стало значимым городом и, вероятно, получило стены. Более ранние летописные упоминания Новгорода могут относиться либо к Рюрикову городищу, либо ретроспективно привязываться к старым поселениям в данном районе. Следует учитывать, что само название с корнем «-город» в те времена могло появиться только после строительства стен, которые в то время и назывались городом. Также надо отметить, что деревянные мостовые города появились со второй половины X века, а самые ранние из найденных слоев оцениваются по дендрохронологии 930-ми годами.

При этом первоначальные укрепления, вероятнее всего были значительно меньше современного детинца — они хоть и упоминаются в летописях, но их археологических следов найти пока не удалось. Первый же собственно Новгородский детинец был построен веком позднее.

Возможно, образование Новгорода на современном месте было одним из последствий налогово-административной реформы 947 г.

Ростов на современном месте

По дендрохронологическим данным, в правление Великой Княгини Ольги на берегу озера Неро месте был основан город, позднее известный как Ростов — к 963 г. относятся его наиболее ранние деревянные мостовые (само наличие мостовых говорит о высокой городской культуре и сравнительно крупных размерах поселения).

Упоминаемое в летописях с 962 г. название Ростов первоначально относилось к поселению к югу от озера Неро в излучине реки Сара — ныне это место известно как Сарское городище. Это был племенной центр народности меря — одного из племен, призвавших варягов и основавших русское государство. Однако в середине X века старый Ростов стал приходить в упадок и к концу века был полностью покинут жителями, а население постепенно перешло в новый город на северном берегу озера Неро. По-видимому, как и в случае с основанием Новгорода на новом месте, это стало последствием налогово-административной реформы княгини Ольги — согласно основной исторической гипотез, сначала среди мерянских посёлков на озере Неро появилась княжеская резиденция или погост для сбора налогов, там же сконцентрировалось славянское и варяжское население, а затем и преимущественно мерянское население старого города перешло в новый торгово-административный центр.

Углече Поле (Углич)

Город Углич как по местным легендам, так и по археологическим данным стал городом, получив первые укрепления именно в это время. По тем же легендам основателем города был Ян Плесковитич (что по современному значит — «псковитянин»), родственник Великой Княгини Ольги. Первые укрепления города представляли собой несколько рядов частокола с боевыми площадками.

Впоследствии укрепления по неизвестной причине сгорели и были переделаны заново.

Крещение Великой Княгини Ольги на картине С. Кириллова, 1993

Поездка Великой Княгини Ольги в Царьград

Как считает большинство историков на основании несколько неточных данных летописей разных народов в 957 году Великая Княгиня Ольга совершила большую поездку с посольством в Царьград (он же Константинополь, ныне Стамбул) — в то время столицу Восточной Римской Империи (ныне известной как Византия). В ходе пребывания в Царьграде с 9 сентября по 18 октября 957 года Ольга была крещена под именем Елена.

Поездка правительницы большой страны с подобающей свитой через дикие степи Причерноморья и по самому морю, а также дары византийскому императору никак не могли обойтись дёшево. Скорее всего, вместе с Ольгой на Русь приехали священники, а также мастера по каменному строительству, которое как раз в те времена впервые началось на Руси. Поэтому данное мероприятие по тем временам можно однозначно отнести к крупным проектам.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. Иоакимовская летопись.

Крупные российские проекты и мегапроекты
Древняя Русь Ранее 862 • Рюрик I: 862-879 • Олег I: 879-912 • Игорь I: 912-945 • Ольга: 945-962 • Святослав I: 962-972 • Ярополк I: 972-978 • Владимир I: 978-1015 • Владимировичи: 1015-1036 • Ярослав I: 1036-1054 • Ярославичи: 1054-1078 • Всеволод I: 1078-1093 • Святополк II: 1093-1113 • Владимир II: 1113-1125 • Мстислав I: 1125-1132 • Ярополк II: 1132-1139 • Всеволод II: 1139-1146 • Изяслав II и Юрий I: 1146-1157
Владимирская Русь Ростислав I и Андрей I: 1157-1174 • Всеволод III: 1174-1212 • Константин I и Юрий II: 1212-1218 • Юрий II: 1218-1238 • Ярослав Владимирский: 1238-1246 • Александр Невский: 1246-1263 • Ярослав Тверской: 1263-1272 • Василий Костромской: 1272-1276 • Дмитрий Переяславский: 1276-1293 • Андрей Городецкий: 1293-1304 • Михаил Тверской: 1304-1318 • Даниловичи и Михайловичи: 1318-1328
Московская Русь Иван I: 1328-1340 • Симеон I: 1340-1353 • Иван II: 1353-1359 • Дмитрий I: 1359-1389 • Василий I: 1389-1425 • Василий II: 1425-1462 • Иван III: 1462-1505 • Василий III: 1505-1533 • Регенты при Иване IV: 1533-1545 • Иван IV: 1545-1560, 1560-1584 • Фёдор I: 1584-1598 • Борис I: 1598-1605 • Смутное время: 1605-1613 • Михаил I: 1613-1633, 1633-1645 • Алексей I: 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676 • Фёдор III: 1676-1682 • Софья: 1682-1689 • Пётр I: 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721
Российская Империя Пётр I: 1721-1725 • Екатерина I: 1725-1727 • Пётр II: 1727-1730 • Анна I: 1730-1740 • Регенты при Иване VI: 1740-1741 • Елизавета I: 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762) • Пётр III: 1761(1762)-1762 • Екатерина II: 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796 • Павел I: 1796-1801 • Александр I: 1801-1815, 1815-1825 • Николай I: 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855 • Александр II: 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881 • Александр III: 1881-1894 • Николай II: 1894-1906, 1906-1917 (в том числе Путиловская верфь) • Временное правительство: март-ноябрь 1917
Советская Россия Ленин: 1917-1924 • Сталин: 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953 • Маленков: 1953-1955 • Хрущёв: 1955-1959, 1959-1964 • Брежнев: 1964-1971, 1971-1976 (в том числе КСЗ «Залив», ПСЗ «Янтарь»), 1976-1982 • Андропов: 1982-1984 • Черненко: 1984-1985 • Горбачёв: 1985-1991 (в том числе ССЗ «Лотос»)
Современная Россия Ельцин: 1991-1996, 1996-1999 • Путин: 2000-2004, 2004-2008 • Медведев: 2008-2012 (в том числе Сухой Суперджет) • Путин: 2012-2018 (в том числе: Универсиада 2013; Олимпиада 2014; 70-летие Победы), 2018-2024 (в том числе Чемпионат мира по футболу 2018) • Строящиеся проекты (в том числе Крымский мост • Сила Сибири • Турецкий поток) • Планируемые проекты • Перспективные проекты (в том числе Трансполярная магистраль • Новый шёлковый путь)

24 июля (11 июля ст. ст.) Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, нареченной во святом крещении Елены. Святая княгиня Ольга правила Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели ее мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Ольга первой из правителей Руси приняла христианство. Святой равноапостольной княгине Ольге молятся об укреплении христианской веры и об избавлении государства от врагов. Также святая Ольга почитается как покровительница вдов.

Житие святой равноапостольной княгини Ольги

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века. Приблизительную дату ее рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который уточняет, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много ученых высчитали дату ее рождения — 893 год. Проложное житие княгини утверждает, что нам момент смерти ей было 75 лет. Таким образом, Ольга родилась в 894 году. Но эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (ок. 938-943 гг.), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется маловероятным. Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Б.А. Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. А. Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» утверждает, что княгиня родилась около 920 года. Следовательно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946-955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает в 942 году. Имя будущей просветительницы Руси и ее родину «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря:

И привели ему жену из Пскова, именем Ольга.

Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты недалеко от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился на Псковской земле и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Ольга оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя:

Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил Ольгу и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

В 942 году в семье князя Игоря родился сын Святослав. В 945 году Игорь был убит древлянами после неоднократного взимания с них дани. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом (ум. 946 г.). Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, устанавливая дани и оброки, отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. Житие так повествует о трудах Ольги:

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику, как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Но Ольга понимала, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. «Степенная книга» пишет:

Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания.

Преподобный Нестор Летописец (ок. 1056-1114 гг.) повествует:

Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа.

Великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (917-956 гг.), а восприемником был император Константин Багрянородный (905-959 гг.), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний (ум. 1232 г.): «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос». Патриарх благословил новокрещеную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись:

Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Княгиня Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески:

Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем.

На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова. 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии Премудрости Божией. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при Крещении в Константинополе. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано:

Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне.

После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна. В то время язычники с надеждой взирали на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом:

Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают.

Он, не слушая матери, жил по языческим обычаям. В 959 году немецкий хронист писал: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре умер. На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», — так повествуют летописи о миссии Адальберта. Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ей церкви. Княгине Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось княгине Ольге.

Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии — восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском:

Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!.

Пребывая в Киеве, княгиня Ольга учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Княгиня Ольга с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Княгиня Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню». «Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшем исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела и как праведная была принята руками Божиими». Датой преставления княгини Ольги является 11 июля 969 года. Княгиня Ольга была похоронена по христианскому обычаю. В 1007 году ее внук князь Владимир Святославичоколо (960-1015 гг.) перенес мощи святых, включая Ольги, в основанную им церковь Богородицы в Киеве.

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги

Вероятно, в период княжения Ярополка (972-978 гг.) княгиня Ольга стала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля (ст. ст). При великом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие болящие исцелялись. Сбылось пророчество святой княгини Ольги о кончине сына Святослава. Он, как сообщает летопись, был убит печенежским князем Курей (Х в.), который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира — Крещение Руси. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги — Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жен. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677 год) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940 год) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги. О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием (значит, племянник или двоюродный брат), упомянул Константин Багрянородный в перечислении ее свиты во время визита в 957 году в Константинополь.

Тропарь и кондак святой равноапостольной княгине Ольги

Тропарь, глас 1

Крилома богоразумия вперивши свой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскающи Бога и Творца всяческим. И Того обретши, паки порожение крещением прияла еси. И древа животнаго креста Христова наслаждьшися, нетленна во веки пребываеши, ОЛьго присно славная.

Кондак, глас 4

Воспоем днесь Благодателя всех Бога, прославльшаго в Руси Ольгу богомудрую. И молитвами ея Христе, подаждь душам нашим грехов оставление.

style=»text-align: center;»> Библиотека Русской веры
Канон святой равноапостольной княгине Ольге →

Читать онлайн

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы

На иконах святая равноапостольная княгиня Ольга изображается в рост или по пояс. Она облачена в царские одежды, ее голову украшает княжеский венец. В правой руке святая княгиня Ольга Владимир держит крест — символ веры, как нравственной основы государства, или свиток.

Святые князья. Деталь походной церкви «Небесная сень». В данном клейме представлены (сверху вниз, слева направо): князья Довмонт, Всеволод, Ольга, Борис, Владимир, Глеб. Тверская областная картинная галерея. 1588–1590 гг.

Святая равноапостольная Ольга. Фреска. Московский Кремль (Архангельский собор). XVII век Святая равноапостольная Ольга. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 11 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

Икона «Благоверная княгиня Ольга и великомученик Георгий». Русский Север, начало XVIII в.

Месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи. Русь. Конец XV века

Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Русь, XV век

Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги

На северо-западе Руси существовал погост Ольгин Крест. Именно сюда, как гласят летописные источники, для сбора податей приходила в 947 году княгиня Ольга. В память о своем удивительном спасении при переправе через порожистую и незамерзающую Нарову, княгиня Ольга поставила деревянный, а потом и каменный крест. В урочище Ольгин Крест находились местные чтимые святыни — храм во имя святителя Николы, построенный в ХV веке, каменный крест, установленный, по преданию, в Х веке княгиней Ольгой. Позднее крест был вделан в стену церкви святителя Николы. В 1887 году храм был дополнен приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступавшими немецкими войсками.

Урочище Ольгин крест с церковью во имя святителя Николы

В Киеве на Трехсвятительской улице (ул. Жертв Революции) до 30-х гг. XX в. находилась церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Она была построена в начале 80-х гг. XII века князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г. У церкви был придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

Трехсвятительский храм с приделом во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Киеве

В церкви Успения с парома (с Пароменья) в Пскове освящен придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 году. С 1938 года церковь не действовала, в 1994 году в ней возобновлено богослужение.

Церковь Успения с приделом во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Пскове

Во имя святой равноапостольной княгини Ольги освящен единоверческий храм в Ульяновске. Церковь была построена в 1196 году.

Церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Ульяновске

В г. Ульяновске находится единоверческий храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви.

Единоверческий храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги в г. Ульяновске (РПЦ)

Народная память о святой равноапостольной княгине Ольге

В Пскове существует Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине. Памятники святой поставлены в Киеве и Коростени, а также фигуры Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. В честь святой княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря и поселок городского типа в Приморском крае. В честь святой Ольги названы улицы в Киеве и Львове. Также во имя святой Ольги учреждены ордена: Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги (учрежден императором Николаем II в 1915 году); «Орден княгини Ольги» (государственная награда Украины с 1997 года); Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ).

Памятник княгине Ольге и Владимиру в Пскове. Скульптор Вячеслав Клыков

Святая княгиня Ольга на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Памятник княгине Ольге, святому Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию в Киеве

Залив святой Ольги

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Картины

К образу святой княгини Ольги и ее житию обращались многие живописцы в своих произведениях, среди них В.К. Сазонов (1789–1870 гг.), Б.А. Чориков (1802–1866 гг.), В.И. Суриков (1848–1916 гг.), Н.А. Бруни (1856–1935 гг.), Н.К. Рерих (1874–1947 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942, гг.) и другие.

В.К. Сазонов. Первая встреча князя Игоря с Ольгой

В.И. Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз, 1915 год

Ф.А. Бруни. Мщение Ольги против идолов древлянских. Гравюра, 1839 год

М.В. Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга, 1927 год

Н. К. Рерих. Святая Ольга. Эскиз к мозаике, 1915 год

Образ святой равноапостольной княгини Ольги в искусстве

Святой равноапостольной княгине Ольге посвящены многие литературные произведения, это «Княгиня Ольга» (А.И. Антонов), «Ольга, королева русов» (Б. Васильев), «Аз Бога ведаю!» (С.Т. Алексеев), «Великата княгиня Елена-Олга» (М. Апостолов) и другие. В кинематографе известны такие произведения, как «Легенда о княгине Ольге» (режиссер Юрий Ильенко), «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (режиссер Булат Мансуров) и другие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *