Опера римский корсаков

3 великие оперы Николая Римского-Корсакова

Римский-Корсаков появился на свет в Тихвине, в семье, далекой от мира искусства. Родители готовили мальчика к морской службе (его дядя и старший брат служили на флоте). К музыке мальчик тяготел с раннего детства, но серьёзных преподавателей в маленьком провинциальном городке не было. Его первой учительницей стала соседка, позже её сменила знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. В девять лет Римский-Корсаков начал сочинять первые мелодии.

В Петербурге, куда молодой человек приехал учиться в Морском корпусе, он часто бывал в оперном театре и на концертах. Там же он нашёл себе первого настоящего учителя — пианиста Фёдора Канилле, посоветовавшего одарённому ученику придумывать музыку самостоятельно. Он же познакомил юношу с Милием Балакиревым, вокруг которого всегда было много подающих надежды музыкантов, позднее ставшим костяком «Могучей кучки». 17-летнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с сочинения симфонии. Между тем молодому композитору, заканчивавшему обучение в Морском корпусе, предстояло трёхлетнее кругосветное путешествие. Природный талант помог ему наверстать упущенное время и не отстать от даровитых друзей. Сочиняя сложные симфонические партитуры, Николай Андреевич не знал простейших музыкальных основ и не разбирался в музыкальных терминах. Каково же было его удивление, когда его позвали профессором в консерваторию! Но, наученный не отступать и не сдаваться, Римский-Корсаков согласился.

Музыкальные вкусы и мировоззрение композитора сформировались в 1860-е годы под влиянием друзей из «Могучей кучки». В последующее десятилетие Римский-Корсаков преподавал в консерватории, занимался совершенствованием собственной композиторской техники (писал каноны и фуги), занимал должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-1884) и дирижировал на симфонических концертах, заменял Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы и готовил к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывал и гармонизировал народные песни (первый сборник вышел в 1876, второй — в 1882 году).

Обращение к русскому фольклору помогло композитору чётче сформировать свой творческий почерк. Две написанные после «Псковитянки» (1872) оперы — «Майская ночь» (1879) и «Снегурочка» (1881) — отразили любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и песням. На протяжении всей жизни Римский-Корсаков часто обращался к певческой лирике: он написал 79 романсов на стихи Пушкина, Лермонтова, Толстого, Фета, Байрона и Гейне. Творчество композитора подарило нам целую галерею нежных, неповторимых, лирических женских образов — реальных и фантастических (Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже»), и образы народных певцов (Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»).

Творческий путь Римского-Корсакова длился более сорока лет. Начав его достойным преемником дела Глинки, он и в новом веке достойно представлял русское искусство, сделав многое для его развития. «Вечерняя Москва» вспоминает самые знаменитые оперы Римского-Корсакова.

«Сказка о царе Салтане» (1899)

Сказочная опера, написанная Римским-Корсаковым к столетнему юбилею Пушкина. Это было сложное время в мамонтовской антрепризе — хотя Савва Иванович был оправдан после скандального «Дела Мамонтова» и вышел на свободу, он был совсем не таким могучим покровителем, как раньше. Благодаря артистам-энтузиастам, которые внесли свои скромные накопления в кассу театра, опера Мамонтова преобразилась в Товарищество. Многие друзья отвернулись от Саввы Ивановича, но были и те, с кем Мамонтов сблизился. Его друзьями стали Михаил Врубель и его жена Надежда Забела. Именно Врубель стал художником-постановщиком всех опер в тот короткий период, когда душевный недуг Михаила не прервал эту дружбу. Надежда Забела вспоминала об этом периоде как о счастливейшем в своей жизни, а её Царевна-Лебедь (вслед за одноименной картиной художника) стала одним из символов той эпохи. Композитор активно принимал участие в постановке. По его настоянию, шмеля и белку играли дети, а не механические куклы, как предполагалось вначале. Особо следует сказать о музыкальных достоинствах постановки, где важнейшую роль наряду с автором сыграл дирижер Ипполитов-Иванов, сумевший правильно раскрыть и подать изобразительные находки и поэтическую прелесть оркестровых эпизодов музыки Римского-Корсакова (вступление ко второму акту «В синем море звезды блещут», симфоническая картина «Три чуда», «Полёт шмеля» и др.). Сам композитор был доволен работой театра, что, при его знаменитой строгости, может расцениваться как серьезное достижение Товарищества.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Иван Билибин — эскиз декорации ко второму действию оперы

«Кащей Бессмертный» (1902)

В ноябре 1900 года музыкальный критик Петровский предложил Римскому-Корсакову своё либретто оперы «Кащей Бессмертный». Оно заинтересовало композитора, хотя многое предстояло довести до ума — прежде всего, избавиться от неясности, сбивчивости изложения и поэтической манеры. В дальнейшем он сам написал либретто по предложенному сюжету. Музыкальную составляющую Римский-Корсаков закончил меньше, чем за год. Композитор взял за основу распространенный сюжет из русских народных сказок, но добавил туда самобытных сюжетных поворотов. Главная находка — образ дочери Кощея, в слезе которой спрятана Кощеева смерть. Пять героев сказки — это скорее символы, нежели реальные персонажи. Кащей — олицетворение злой и жестокой силы, а так же старости, которая ненавидит все живое. Кощеево царство навевает размышления о самодержавной власти, подавляющей силы народа. а Кащей ассоциировался с обликом тогдашнего всесильного обер-прокурора Синода Победоносцева, которого Александр Блок назвал колдуном, своим стеклянным глазом заворожившим всю Россию. Так же холодна и Кащеевна, убивающая тех то хочет смерти ее отца, то есть — свободы. Один из таких витязей — Иван-королевич, а его помощником является буйный ветер Буря-богатырь — олицетворение стихийных сил народа, все сметающих на своем пути. Королевич освобождает из Кащеева плена Царевну Ненаглядную красу — воплощение всего человечного и при этом совершенного. Премьера оперы состоялась 25 декабря 1902 года в Москве, в театре П. Г. Солодовникова. Опера пользовалась успехом, но политический смысл сказки Римского-Корсакова ещё не был понятен. После событий 1905 года радикальные студенты Петербургской консерватории попросили композитора разрешить им своими силами поставить «Кащея». Постановка посвящалась (неофициально) жертвам Кровавого воскресенья 9 января, а разучивать партитуру со студентами взялся сам Римский-Корсаков и Глазунов. Спектакль, поставленный 9 апреля в помещении театра Пассаж, приобрел вид революционной манифестации, и полиция потребовала, чтобы публика покинула зал. Опера стала символом приближавшегося конца самодержавия. «Кащей Бессмертный» занял особое место в ряду опер Римского-Корсакова. Совершенно изменился музыкальный язык композитора, а сюжет стал мрачным и временами трагичным. Кощеево царство он обрисовывает то резкими, то изысканными и пряными гармониями, которые поражали новизной и необычностью, и полностью соответствуют новому, более суровому взгляду композитора на жизнь.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Иван Ершов в роли Кащея (Мариинский театр, Петроград, 1918 год)

«Золотой петушок» (1908)

Последняя опера Римского-Корсакова и одно из лучших его произведений. Сатирические мотивы получают яркое воплощение, а «небылица в лицах» становится обличением деспотизма. Додон, в отличии от сказочного царя Салтана, — жестокий и глупый тиран, а на деле — бессильный и похотливый старик. Он поработил своих подданных, довёл до отупения, превратил в пародии на самого себя. Для описания Додонова царства композитор не жалеет красок. В опере нет ни одного положительного персонажа — прекрасная царица оказывается жестокой и безразличной, мудрый Звездочёт — злокозненным, всесильный царь — тупым и ведомым. Смерть Додона приводит обитателей царства в смятение, холопские стенания толпы гротескно преувеличенны. В эпилоге Звездочёт иронично указывает на иллюзорность Додонова царства. В опере запечатлены грустные размышления композитора о судьбе России в контексте приближающийся революции. Произведение не сразу нашло свой пусть на сцену, хотя музыкальная составляющая написана удивительно причудливо и гармонично. Вмешательство цензуры и сложности, связанные с этим, обострили болезнь Римкого-Корсакова и ускорили его кончину. Впервые «Золотой петушок» был исполнен после смерти композитора, да и то с обрезанным либретто. Образы сказки были сглажены, им был добавлен флёр таинственности и мистики, что значительно снизило остроту сатиры.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Эскиз Ивана Билибина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *