Отец амвросий Иваново

Рассказ поломников о поездке к старцу

/ 5
Подробности Родительская категория: Фонд Категория: Поездки по святым местам Опубликовано 11.07.2015 19:47 Просмотров: 10909

Случайностей не бывает
В Чихачевскую обитель я попал неожиданно для себя. Случайностей не бывает – на все воля Божия! Знакомая женщина дала телефон старца Иоанникия моей жене с той целью, что бы я ему позвонил. Листочек с номером телефона я положил куда-то в шкаф.… Через 2-3 недели один знакомый алтарник из Кикнурского Благочиния повторил примерно ту же фразу: «Поезжай к старцу!» Сказал, как отрезал!

Глас народа – глас Божий

Долго я в руках мял листок бумаги с номером Чихачевского батюшки. Жена не выдержала и сказала: «Я сама позвоню!» Набирала номер трижды, на четвертый раз батюшка снял трубку…. Поговорила и засияла от счастья! Я воодушевленный примером моей второй половинки здесь же набрал заветный номер – занято. Опять занято. Я набирал номер телефона снова и снова, пока не услышал долгожданный, но неожиданно твердый, спокойный, приятный и не погодам молодой голос отца Иоанникия. «Бог тебя благословит! Как зовут?… Откуда звонишь?… Приезжай … числа. Служба у нас начинается с 3х часов (по Московскому времени – прим. РЗ). Ангела Хранителя тебе в дорогу!» Как гром среди ясного неба! Как поеду? На чем? С кем? Господь управил! Машину дал тесть. Попутчики нашлись сами. В Чихачево они ехали уже раз десятый, и всю дорогу мы с ними проговорили о батюшке Иоанникие.
Обитель
http://s44.radikal.ru/i103/1104/21/6ca6d537b99d.jpg
Схиархимандрит Иоанникий (справа) с Епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом (Македоновым)

В монастырь мы приехали в половине девятого вечера. Приятно удивила отличная асфальтовая дорога, которая ведет от трассы к монастырю. Так же порадовала огромная заасфальтированная стоянка для транспорта. По нашем приезде на стоянке уже стояли несколько десятков автомобилей и три-четыре автобуса. География автомобильных регистрационных номеров была разнообразна: Москва и Московская область, Нижегородская, Кировская, Челябинская и Свердловская области, республика Башкортостан, Коми и Мари. И еще десяток номеров с незнакомыми мне регионами.
При входе на территорию монастыря огорчили таблички о запрещении фото и видеосъемки. Жаль. Но я сделал несколько снимков из-за ограды, а после приезда домой нашел несколько фотографий монастыря в Интернете.
Сразу набрали в бутылки из-под кваса Крещенскую воду (бочки со святой водой стоят в притворе). В 20.30 по монастырскому времени (от Московского времени минус 1 час) в трапезной начался ужин. Вечером паломников в монастыре было около пятисот человек, поэтому в трапезную заходили по очереди. Сначала мужчины (за стол справа), потом женщины (за стол слева). Ужин отличался простыми, но разнообразными блюдами: различные салаты, картофельное пюре, каши, супы. Вкусный чай с медом пьют из освободившихся тарелок. Кружки – только для святой воды, которая стоит на столах в литровых банках. Поужинали – соборная молитва о здравии схиархимандрита Иоанникия (это является нововведением в Чихачевской обители, которое братия ввела после недавней тяжелой болезни старца). После заходит в трапезную новая партия паломников.
Церковь построена на средства прихожан в 1813 г. и располагается за деревней в небольшой роще на кладбище. В 1856 г. у сооружения была расширена трапезная и добавлены два придела.
Церковь кирпичная, бесстолпная, совмещенная летняя и зимняя, одноапсидная одноглавая. Планировочная структура — четырехчастная осевая симметричная. Храм трехпрестольный: центральный — Никольский, левый — Григорьевский, правый — в честь Димитрия Солунского.
Перекрытие трапезной опирается на четыре арки. По ним идет широкий цилиндрический свод, располагающийся перпендикулярно относительно центральной оси церкви. Крайние нефы покрыты продольными цилиндрическими сводами, опирающимися на наружную стену. Сам храм покрыт высоким сомкнутым сводом, опирающимся на наружные стены.
Стены в интерьере покрыты штукатуркой, по которой нанесена масляная живопись. Снаружи они побелены по кирпичу. Кровля по деревянным стропилам, металлическая. Размер кирпича — 24х11х7 см.
Объемно-пространственная композиция церкви представляет собой две вертикали — колокольня и храм, объединенные горизонтально вытянутой трапезной. Дополнительные приделы придают вид большой устойчивости. Колокольня квадратная в плане, трехъярусная, заканчивающаяся шатриком с посаженной на барабан луковичной главкой. Рядом с церковью находится одноэтажный кирпичный дом священника с четырехскатной кровлей, покрытой железом.
Ужин закончился. Все укладываются спать. Спят прямо в храме на полу, постилая привезенные с собой туристические коврики, пледы и одеяла. Кто приехал в первый раз, постилали на пол старую одежду, которая висит на внешней стене трапезной со стороны умывальников. В монастыре четко исполняют требования канонов Православной Церкви. В том числе: Мужчины одесную (справа), женщины ошуюю (слева); мужчины и мальчики к помазанию, причастию и ко кресту, а так же после службы под благословение к отцу Иоанникию подходят первыми, женщины и девочки – после; в трапезную, как уже говорилось выше, так же заходят сначала мужчины. Но это не дискриминация по половому признаку. Просто лишний раз напоминают женщинам, что, по слову блаженной Матроны Московской: «Жена за мужем должна быть, а не перед ним».
В общем, мужчины в храме на полу спят справа, женщины слева. Всю ночь читают неусыпаемую Псалтирь. Запись на чтение паломниками книги царя Давида производилась, видимо, накануне. Ведь некоторые паломники приехали до субботней службы за несколько дней. Почему до субботней? Каждую субботу любого поста батюшка проводит чин соборования. Поэтому и приглашает приезжать в обитель постом и именно в субботу.
Где-то минут за сорок до начала службы началось всеобщее оживление: приехали еще паломники, порядка семисот человек. Спавшие в храме начали вставать, убирать свою постель. Здесь же образовалась очередь в казну (или правильней сказать – регистратуру), что находится в храме справа. В казне можно подать заметки на проскомидию, молебен, панихиду, а так же заочную отчитку. Требы в монастыре не дешевые, на август 2011 года расценки были примерно такими: проскомидия 5 рублей имя, молебен (простой) – 100 рублей, отчитка – 10 рублей имя за один день (монахиня или послушница в регистратуре порекомендует заказать отчитку на 40 дней – непременно воспользуйтесь этим предложением, если у вас позволяют финансовые возможности). Иконы, книги и лампадное масло в храме не продают. Как и свечи. Ввиду великого множества молящегося люда (в небольшом сельском храме в тот день было около тысячи двухсот человек) подсвечников в церкви практически нет. Я их видел вечером, но перед службой их видимо убрали. Но каждый может подать на свечи в алтарь любую посильную сумму. А свечи на соборование раздают всем. И непосредственно перед соборованием. Но об этом позже.
Как батюшка прошел в храм, я не видел. Видимо тихо и незаметно. Монахиня начала читать псалмы из Утренней, а батюшка обходил храм с кадилом и громко кричал: «С праздником!», на что собравшиеся хором отвечали: «Спаси вас Господи!». Перед отцом Иоанникием шел монах, и расчищал перед идущим священником путь. Того, кто стоял к образовавшемуся проходу поближе, батюшка благословлял, возлагая ладонь на голову. Служба началась.
Голос батюшки Иоанникия на службе я узнал не сразу. В отличие от своего обычного разговора, служебные возгласы и молитвы батюшка читает, как бы проглатывая слова. Его речь становится похожа на речь ветхозаветного гугнивого Моисея. И мне, немного разбирающемуся в Церковной Службе, понять, что читают в данный момент, было сложно. Но впечатление о службе и восприятие службы это не испортило. Утренняя прошла довольно быстро. После канона Святым (читается на Утренней во время помазания) начали читать Правило ко причастию (поэтому вычитывать Правило в монастыре с вечера не благословляют). К помазанию охранники пропускали сначала мужчин, потом женщин. Часть православных из храма вывели на улицу. Сделано это было для того, чтобы люди, стоявшие на улице, смогли подойти к помазанию. Плавно началась литургия с чтения Часов. В храме стало очень жарко и душно. Те, кто приехал не первый раз, привезли с собой раскладывающиеся стульчики. Кто-то стоял на коленях. Дети, в основном, спали на маминых руках, или на полу рядом со стеной. Вдруг раздался голос охранника: «Наклоните головы! Батюшка проводит общую исповедь!» Между словами молитвы стали слышны возгласы отца Иоанникия: «Назовите ваше имя». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга….» слышались хоровые ответы. Из-за многолюдства службу было слышно плохо, но она чувствовалась каждой клеткой, каждой молекулой. «Батюшка читает молитву о спасении душ убиенных во чреве детях. Женщины, делавшие аборт, и мужчины, побудившие своих женщин делать аборт, наклоните головы!» «Назовите свои имена». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга….» «Передайте за сугубую молитву об убиенных во чреве детях по 100 рублей в казну!» Здесь мы немного отвлечемся.
Жарким летом 2009 года мы вместе со священником Владимиром Васильевых (Благочинный Кикнурского благочиния Вятской епархии) выезжали в село Макарье Кикнурского района. Местные жители из числа православных приглашали батюшку отслужить у них в селе водосвятный молебен о живых и панихиду об усопших. Батюшка привез и разложил на столике, стоявшем на улице, книги, иконы, масло лампадное и среди прочего откопированные листочки с молитвой об убиенных во чреве детях. Листков с молитвой было несколько десятков. И к концу нашего пребывания в Макарье ВСЕ листки были разобраны. Со стыдом. Под взглядами своих родных и соседей. Рыдая от осознания своего греха Макарьевские христианки разбирали бумажки с молитвой об убиенных во чреве младенцах. И 100 рублей — не та цена, которую все мы должны заплатить за свои грехи! Есть в Церковном Уставе (Типиконе) такая фраза: «Аще настоятель изволит». Настоятель Свято-Николаевского собора схиархимандрит Иоанникий изволил по 100 рублей. Значит, так тому и быть!
Началось причастие. Мужчины, а после и женщины, стали быстро подходить к Чаше. «Причащается раб Божий…» «Роман», — быстро произношу я, причащаюсь Святых Христовых Тайн, целую Чашу и быстро отхожу к столику, где раздают кусочки просфор и святую воду причастившимся.
Литургия заканчивается к 5 утра по местному времени. После Божественной литургии сразу Крестный ход вокруг церкви с иконой Казанской Божьей Матери, с пением тропаря, с воженными свечами…
После Крестного хода – раздают свечи, и начинается Соборование. Монахиня читает поочередно семь Апостолов, батюшка – семь Евангелий. После каждого Евангелия слышен возглас священника: «Назовите свое имя!». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга….». Во время соборования я стоял на улице – в храм войти не смог. И вдруг посреди Соборования…. «Меня зовут….» раздался громкий звериный голос из притвора. Отрыжка, мат, и нечленораздельное рычание. Все люди, стоявшие вблизи рычащей женщины, начали креститься. Звуки беснования прекратились вместе с Соборованием. «Дайте дорогу!» Из храма вдоль стены вышел охранник, а вслед за ним схиархимандрит Иоанникий. Часть паломников поспешили в трапезную, а большинство – к домику старца. Батюшка поверх подрясника одел старый, поношенный пуловер, и вышел к паломникам.
Православные, приехавшие каждый со своим наболевшим, по одному подходили к батюшке и быстро излагая суть соей проблемы, получали духовное наставление и благословение от старца. Казалось бы, на одинаковые вопросы батюшка давал разные ответы. «Батюшка, внуку в садик бы пора…», — начинал вопрошать один мужчина. На этом батюшка его обрывал, говоря: «Нет. Справляйтесь собственными силами. В детский сад только в самом крайнем случае!». «Батюшка, внуку 7 лет. Отдать ли нам его в этом году в школу…», спрашивала женщина, приехавшая со мной. «У мальчика есть отец. Как он решит, так и будет». «А вот дочь моя в школе работает…» — «Пусть сменит работу на более высокооплачиваемую. Ей детей поднимать надо!» Когда очередь дошла до меня, я стоял и мямлил что-то нечленораздельное. Батюшка положил свою руку мне на голову и произнес: «И дай мне Господи то, что я сам попросить не умею!» И я уставший пошел в машину. Служба, в общей сложности, продолжалась более 5 часов.
http://www.mirprosvet.ru/docs/chikhachi/4.jpg
Схиархимандрит Иоанникий из Чихачево. Поезжайте сами и всё сами почувствуете и поймёте.

Свято-Никольский скит д.Чихачево.

Есть на земле русской место,где время не властно. Где нет социальных различий и политических убеждений.Там не строят коммунизм и Дом -2.А строят там храм.Всем Миром. А находиться это место в Ивановской области, в глубинке русских просторов в д. Чихачево. Затерялся в лесах скит.И вроде бы что же такого,сколько в наших лесах чего затерялось. Но стекается в деревню нескончаемый людской поток. Едут сюда верующие со всей России.За помощью,за молитвами,да и просто за советом. Едут к батюшке. К прозорливому старцу.Имеет батюшка дар – видит он грехи человеческие…

Схиархимандрит о. Иоанникий служит в Свято-Никольском храме уже более 30 лет.Батюшка очень сильный молитвенник. Был и в моей жизни момент,когда была нужна молитвенная помощь.И я решила посетить Свято-Никольскую обитель.
Приехали мы ночью, к трем часам. В ските очень строгий устав,о чем нас сразу же предупредил руководитель группы,с которой я приехала.Уже только то ,что служба начиналась ночью,вызывало удивление.” Ночью грехи ваши спят…”- говорит старец.Но когда мы зашли в храм ,меня паразили разложенные на полу матрасы.Братия спали прямо в храме.На протяжении всего дня здесь твориться молитва,читается псалтырь. Читали и в эту ночь. В три часа все как по команде поднялись,собрали матрасы.Началась служба. Я не переставала удивляться! Мало того, что мужчины и женщины стоят в разных половинах храма,служба шла на старо-славянском языке и очень отличалась от воскресной Литугрии ,к которой все привыкли.
Паражали и присутствующие люди. Публика совершенно разная; от накрашенных ” пластилиновых” барышень,по лицу которых угадывалось,что они не совсем в курсе,куда попали…И наверно,уже помышляющие сменить тур-оператора.До дряхлых страрушенок в шерстяных платках.Народу было очень много. В храме стояли в плотную друг к другу.
Служба проходила достаточно динамично. Бартюшка наизусть читал молитвы,быстро передвигался по храму.И вот опять удивление! Выясняю,что это Всеношная,плавно перетекающая в Литургию. Началость таинство Миропомазания. Сначала мужчины ,потом женщины. Потом общая исповедь. Дошло дело и до таиства Причастия.Батюшка берет на себя грех такой ,допускает до Причастия всех,даже тех ,кто не готовился.
”Может кто и в храм не ходить, а тут приехал,так хоть один раз Причастится”-считает о. Ионникий. Причастие тоже проходит по той же схеме.Сначало мужчины ,потом женщины.После службы Крестный ход с иконой Казанской Божьей Матери…
Надо отметить,что в ските имеется трапезная,где любой может вкусить благославленную пищу. Здесь очередные чудности. Над входом в трапезную висит гроб с наднисью:” вот что нас ждет”. Ну не шок!? Некоторые чувствительные натуры падали в обморок,ну и уж конечно отказывались есть. Это память смертная,для тех кто в курсе…За стол садятся все одновременно,после молитвы. Матушка расклабывает по тарелкам суп,потом в них же картошку и в них же компот.Не съесть нельзя. Из-за стола также встают все вместе.Ну и конечно же мужчины трапезничают отдельно от женщин.
И вот ,после трехчасовой службы можно было пообщаться с батюшкой.Усталость не чувствовалась. Присутствовал небольшой страх.Рассказывали про батюшку разные истории,потому я боялась,что видит меня он насквозь. Ну,да ладно…
Все выстроились перед домом о.Иоанникия.Очередь оказалась огромной. В октябре месяце погода летной не случилась.Был небольшо моросящий дождик.Но люди стояли.Все. Батюшка подходил сначало к тем,кто приехал к нему впервые ,исповедовал. Но перед тем благославлял. Кодга он подошлел ко мне и дотронулся до моего лба,было ощущение,что с головы до ног меня пронизывало тепло.Даже стало жарко! И светло! На первые несколько секунд потерялся дар мышления. Я стояла как приросшее дерево,ощущая себя бестолковым ребенком.
Батюшка подходил к каждому.Давал советы.Кому то говорил на ухо,отходя люди плакали…Я тоже разрыдалась.От чего было не ясно.Ощущение появилось,что гора с плеч упала;все стало легко и понятно.
“Это батюшка грехи твои отпустил!”- сказала одна инокиня. А старец и впрямь рассказал мне один мой поступок, о котором я и забыла,но который висел над душой моей камнем.И вот тут то я поняла,что видит таки меня батюшка.
В автобус я села в каком то умиротворении.Но при этом отметила,что врят ли я когда еще сподоблюсь на такой “подвиг”.
Не прошло и полугода ,как я поехала в деревню Чихачево еще раз,уже с сыном,с пятилетним Ваней… А потом мы с Ваней еще раз поехали уже с благодарностью к о. Иоанникию.По его молитвам многое изменилось в моей жизни…в лучшую сторону.Стала я замечать промысел Божий на себе.Изменилась и я сама.Во истину батюшка меняет мировоззрение кардинально!
А через год я приехала в скит уже с мужем. С которым обвенчались спустя 15 лет совместного проживания.
Стоит заметить,что муж не считал себя верующим.Может только если в “светлое коммунистическое будущее”,но благодаря молитвам чудесного человека,муж пришел таки в храм.
Батюшке можно подавать записки,в которых можно просит о молитвах.Записки собирают братья скита и передают батюшке.А батюшка молится за каждого,чье имя написано в записках,келейно.Приехать в храм можно только по благословению обители.
Многие священники в своих приходах не благославляют своих чад на поездку в Чихачево. Считая о. Иоанникия чудоковатым.И не приемля условия,в которых содержится братия.Но люди не смотря ни на что едут в место, где нет социальных различий и политических убеждений.Где не строят коммунизм и Дом -2…Место ,где сгибается гордыня человеческая.Где исцеляются болезни.Где наркоманы и алкоголики начинают заново жить.Где больные раком обретают надежду и исцеление. В место ,где МИР ЕЩЕ В ПОРЯДКЕ, именно так. Мир в порядке в затерянной глудинке, а не во всевозможных торговых центрах и развлекательных комплексах.
адрес:155210 Россия,Ивановская область,Верхне-Ландеховский район,с.Чихачево.
телефон:8493-49-2-12-83
Добавлено (06.03.2012, 11:02)
———————————————

Нашла отзыв о поездке в Чихачево на http://epilepsy.su/?p=2152
То, что нас не убивает – делает нас сильнее.
Здравствуйте! Меня зовут Наталья, я работаю специалистом в отделе образования.
Эпи (эпилепсия) болеет сын с 13 лет.
В родне таких проблем не было ни у кого, информации никакой, врачи пожимали плечами…
За моей спиной было и тихое сочувствие и злобные насмешки…
Не встретила я понимания и у учителей.
Они настоятельно требовали учить сына на дому, но я понимала, что для него это вакуум: потеря друзей, мальчишеского общения и т д.
Я занималась с ним сама и не допустила обучения вне школы.
Слава Богу это позади, ребенок успешно закончил школу.
Сын поступил учиться в художественное училище, причем был первым на зачисление, чем также удивил преподавателей (художественной школы за плечами не было).
Сейчас готовится к сдаче диплома.Я радуюсь его успехам и надеюсь на полное выздоровление.
В худ.училище, в творческой атмосфере среди единомышленников, он просто расцвел: рисует, играет на гитаре, танцует бальные танцы, участвует во всех сценических постановках, ездит на экскурсии.
В школе он был зажат и закомплексован.
Также, он занимается богоугодным делом — пишет иконы.
Высылаю Вам фотографии некоторых его работ, надеюсь они доставят Вам эстетическое наслаждение.
Мы часто ездим в Чихачевский монастырь, чистое намоленное место.
В этот монастырь приезжают со всей страны и из-за границы.
Расскажу о своих впечатлениях.(данные о монастыре в конце поста)
Первый раз мы с мужем попали туда, когда он заболел.
Его что-то заставило сорваться с места и направиться туда, мною двигало больше любопытство. На улице был сентябрьский солнечный денек, доехали мы быстро.
С интересом разглядывая людей, постройки , мы прошли в церковь, спросили как встретиться с батюшкой, на что получили грубый (как мне показалось) ответ: «Молиться приехали, вот и молитесь».
К изумлению присутствующих там паломников (некоторые жили здесь уже несколько дней, но к батюшке не попали) минут через десять за нами прибежала послушница: «Идите, вас батюшка ждет».
Отец Иоанникий встретил нас радушно, стал распрашивать откуда мы и зачем.
Потом велел мне отойти и долго беседовал с моим мужем. Со стороны я видела,как он встал на колени и плакал. Батюшка что-то говорил, потом ласково погладил по голове и благословил. Позвал меня, я помню его пронзительный взгляд, который просто буравил меня.
Всё, что он говорил (о грехах), меня внутренне возмутило: «Ну, уж это не про меня, я такая белая и пушистая».
Только потом , через какое-то время, я поняла , что была духовно не готова к разговору, моя душа еще была «сырец».
Муж часто ездил на службы и выполнял молитвенное правило, как наказал батюшка. Он действительно стал себя лучше чувствовать, говорил , что будто груз с плеч сбросил.
А вот когда заболел сын и врачи произнесли страшный диагноз, то в монастырь полетела я. Где-то я слышала, что с плача начинается осознание себя.
Я ползла на коленях к Распятию , а душу жгли грехи, о которых говорил о.Иоанникий.
Да так жгли,что хотелось умереть.
Я молила Бога, чтобы сын выздоровел, а вместо него (если на то Божья воля) болела я.
Не знаю, то ли молитва была услышена, то ли от перенесенного стресса, но я действительно через некоторое время заболела, перенесла несколько операций, одной ногой была в могиле. Слава Богу и это позади.
Ни о чем не жалею, потому что сын стал поправляться, а теперь еще стал художником- иконописцем.
За все в жизни надо платить,а то, что нас не ломает, делает сильнее.
Главное , в каком бы храме мы не находились, мы ведь к Богу за помощью обращаемся, а батюшка просто совет дает, направляет, да помолится за наши заблудшие души.
Те , кто приедет сюда за чудом, которое должно произойти тотчас, сию минуту, будут разочарованы, те кто привык посещать богатые, расписные храмы и любоваться их убранством, тоже будут разочарованы.
Это обыкновенный сельский храм, где паломники сами свечи к иконам не ставят, а батюшка позволяет спать в церкви прямо на полу, подстелив что-нибудь. Но в этом намоленном месте удивительно чистый воздух и святая вода, которую можно налить в любое время прямо в храме.
Добраться до сюда можно по следующему маршруту : от г. Москвы до г.Иванова (300км.), от г.Иваново до д.Чихачево (100 км.) по направлению — г.Шуя. , п.Палех, с.Мыт до указателя «Чихачево», дорога с асфальтовым покрытием вправо доведет до самого храма.
Вообще все наши проблемы научили меня по-другому смотреть на жизнь, на предназначение человека, на веру.
Я и моя семья стали терпимее к другим, глубже чувствую чужую боль.
А сыну внушаю, что есть такое понятие «Крест болезни». Видимо ему уготовано нести на себе этот крест столько, сколько Богу угодно.
Всем максимального здоровья, веры, терпения и надежды на лучшее.

Старец Иоанникий. «Поездка в Свято-Никольский скит».

Рассказать хочется потому, что давно уже не было в моей жизни таких ярких впечатлений, свидетельствующих о том, что Святая Русь еще жива, и народ наш победить никому не удастся…
Церковь Николая Чудотворца, при которой ныне по благословению Ивановского архиепископа Амвросия (Щурова), возрождается православный скит, стоит на возвышении правого (северного) берега р.Ингер, в стороне от жилой застройки. Церковь возведена в 1813 г. на средства прихожан. Ее кирпичные стены побелены по кладке. В 1856 г. трапезная была расширена, а в 1858-61 гг. полностью перестроена. В последней четверти XIX в. к ней пристроили колокольню. К юго-западу от храма расположено одноэтажное кирпичное здание церковноприходской школы, выстроенное в 1886 г.
Место здесь намоленное, сказочное, да и сам отец Иоанникий, — румяный, статный, с большой окладистой седой бородой, очень похож на Деда Мороза – как будто из сказки, служит в этом храме уже около 20 лет.
По своему происхождению старец из казачьего рода героя Отечественной войны 1812 года атамана Платова, старинный портрет которого висит в келье старца наряду с большими портретами Царя Николая II и Царицы Александры.
Удалось найти интересное свидетельство о недавнем посещении старца воронежскими казаками, которые вручили схиархимандриту Иоанникию, как родовому казаку, златоустовскую шашку, чтоб чаще в своих молитвах вспоминал казаков.
В другой раз отец Иоанникий благословил казаков, возрождающих традиции «Русского боя», на поездку на соревнования во Всемирную Академию Самбо (г.Кстово Нижегородской области):
«Он был очень болен, сидел на стуле в черных одеждах и еле говорил. Но только увидел нас в казачьей форме с казачатами, – ожил. Принял тепло, любовался формой и несколько раз просил то повернуться, то надеть папаху. Попросил: «Всегда приезжайте ко мне в форме». И несколько раз повторил: «Берегите Родину». Мы попросили у него благословения на участие в соревнованиях, а он вдруг нахмурился: «Вам это надо?» У меня все похолодело. Но старец вдруг вспомнил, как сам в молодости бился на кулачках с мастером спорта по боксу. «Крепко мне, – говорит, – от него досталось: вертится волчком, а я его не могу „выцелить». Он бьет, а я – нет. Но уж зато когда „выцелил», то ноги только и мелькнули!» Старец хохотал так заразительно, что и мы, не могли удержаться. А когда успокоились, благословил и сказал, что машина у нас заведется, домчимся быстро и без приключений. Мы попрощались и ушли, пожелав старцу выздоравливать».
Возрождаемый Свято-Никольский монастырь основан учениками преподобного Тихона Лухского в годы русской Смуты XVII в. недалеко от села Князьково. Белая церковь с кладбищем, несколько строений, в храме круглосуточно горит свет, и молитва не прекращается ни днем, ни ночью – сутки напролет люди, сменяя друг друга, читают Евангелие, Псалтырь, акафисты. А каждую ночь, по традиции, вокруг храма совершается Крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Храм – здание в весьма крепком состоянии. Иконостас составлен из многочисленных икон разного времени письма, в основном темных, старинных.
Всенощная в соединении с Литургией служится необычно быстро за два-три часа. Батюшка быстро перемещается по храму, открывая и закрывая ворота, кадя, непрерывно скороговоркой по памяти читая тексты. Вместо хора зачастую включаются чтецы, отчего богослужение, несмотря на отсутствие сокращений, проводится очень динамично. Общая исповедь-отчитка, на которую отец Иоанникий выходит с копием (используемым во время Литургии на Проскомидии), давая обычное наставление: читать каждый день по заповеди преподобного Серафима Саровского «150 Богородиц» – молитв «Богородице Дево, радуйся».
Причащаются за литургией все присутствующие, причем на стене висит объявление, которое обычно читается при подходе к причастию одним из послушников, что по неведению приезжим разрешается подходить к Чаше даже если накануне ели скоромное. Если же человек об обычаях монастыря знает, то он подпадает осуждению.
Раньше Литургия начиналась около 12 часов ночи, сейчас она чаще всего до 12 ночи уже заканчивается.
Эти особые порядки чихачевского монастырского богослужения вызывают многочисленные осуждения и укоры со стороны многих священнослужителей из других епархий, желающих «подвести этот монастырь под свой устав». Многие священники даже запрещают своим чадам ездить в Чихачево, или как их еще иначе называют – «Чихачи». Однако складывается такое ощущение, что эти запреты, если и сказываются на отношении народа к ивановскому старцу то только в том смысле, что авторитет его растет изо дня в день все более и более, а слава о прозорливости распространяется по всей России.
Если в прошлом году Великим Постом хорошо знающие ситуацию посетители ездить в Чихачево не отваживались по причине многочисленного наплыва народа из Нижнего Ногворода, Иваново и Москвы, то в этом году ситуация стала еще более сложная. Несмотря на то, что отец Иоанникий не благословляет приезжать без предварительного согласования, известность о Чихачах такова, что, например, в Чистую Субботу народу на службу приехало в два раза более, чем мог вместить храм.
В результате люди стояли несколько часов на десятиградусном морозе, но все исповедовались, причастились, и даже пособоровались (соборовали прямо на улице). Настроение, несмотря на Великий Пост, было какое-то особенно радостное, даже новогоднее – поздняя зима, хрустящий пушистый снег, кладбище, выглядящее как-то очень радостно на фоне то и дело прибывающих к храму все новых и новых паломников… Все это создавало ощущение настоящего торжества Православия.
Подумалось – где еще, в какой стране, люди поедут за тридевять земель ради того, чтобы померзнуть при входе в храм на морозе? Где еще осталась такая патриархальная простота человеческих отношений, ведь приехали-то все… «к батюшке».
После службы все желающие (кто не торопится) по обычаю приглашаются на монастырскую трапезу, характерное описание которой заимствуем из уже упоминавшегося рассказа о посещении старца воронежскими казаками:
«В шесть (сейчас около 2-3 часов – С.Ч.) утра гостей позвали на завтрак в трапезную. Ребятам все было интересно, все в диковинку: и кто где сидит, и почему читают акафисты во время еды. После борща матушка в те же чашки наложила гречневой каши, а потом туда же – и компот. Таков порядок. Не съесть нельзя. Да и времени на размышления нет: матушка „скомандовала» – на молитву, и – марш из-за стола».

(Сергей Чесноков, специально для Русской линии).

Поездка в Чихачёво, Ивановская обл. в Свято Никольский обитель к старцу о.Иоанникию. тел. 89831)2 78 08 12, 8 902 309 80 61 спросить Александра.

Старец Амвросий (город Иваново)

Молитва в монастырском храме, особенно в дни Великого Поста, обладает удивительной силой. Именно поэтому многие верующие устремляются в это время в святые обители, желая покаяться в грехах и найти утешение в обращении к Господу.

В 1991 году в небольшом городке Иваново появился Свято-Введенский женский монастырь, настоятелем и духовным руководителем которого стал Амвросий старец.

Родился архимандрит (в миру Александр Юрасов) в 1938 году в селе Огни, что на Алтае. Сегодня он является писателем и проповедником, священнослужителем РПЦ и духовником православного общества «Радонеж».

Детство Амвросия было сложным. Его отец погиб на фронте, а сам он рос в многодетной семье крестьян, все члены которой отличались особой набожностью. В 27 лет будущий архимандрит стал студентом Московской духовной семинарии, а потом и академии. В Троице-Сергиевой Лавре в 68-м принял постриг, позже рукоположен в иеромонаха, а затем возведен в сан игумена Почаевской Лавры.

В Ивановской епархии служил в приходе в маленьком селении Жарки, где и было основано общество «Радонеж». Спустя несколько лет отец Амвросий стал настоятелем Свято-Введенского храма, трансформировавшегося впоследствии в женский монастырь – второй по величине в России. В декабре 2011-го архимандрит был принят в Союз писателей РФ.

Старец Амвросий – неиссякаемый источник добродетели

Архимандрит уже более двух десятилетий является духовным руководителем монастыря, полвека служа Господу Богу, будучи облаченным в священный сан. Ежегодно к известному православному проповеднику и писателю приезжает огромное количество паломников. У каждого старца есть своя изюминка-это то, что он лучше всех умеет делать. У Архимандрита Амвросия-это исповедь. Многие православные не понимают, что без покаяния нет жизни и развития для православного человека. Многие нераскаянные грехи ложатся к нам на дно и трамбуются. Они превращаются в железобетон и потом их достать становится очень сложно. Так вот этот уникальный старец помогает нам и вытягивает все наши грехи. Когда стоишь у него на исповеди, то думаешь, что он видит всё насквозь. Многие православные выпархивают после его исповеди, освобождённые, облегчённые и радостные. Другие отходят от старца в истерике, впервые узнавая о себе такие подробности. В любом случае от общения со старцем польза огромная. Нераскаянные грехи не дают нам развиваться не духовно, а в следствие этого и физически. Главное, чтобы исповедь не дошла до само капания. Ведь смысл очищения не в нахождении максимального количества грехов, а в соблюдении заповедей. Я несколько раз приводил группу паломников к старцу на проповедь.

Когда едешь домой, то начинаешь понимать, что он говорил на проповеди. Этому человеку дано говорить на языке притч. Проповедь была незабываемая, после проповеди он раздавал каждому иконы.

Ивановский Свято-Введенский женский монастырь ведет активную миссионерскую деятельность, направленную на поддержание детей, лишившихся родителей, и беспризорников, малоимущих и больных, а также заключенных и недавно освободившихся. Сам архимандрит Амвросий возглавляет Епархиальную Тюремную миссию и редакцию газеты «Слово утешения», председательствует в Епархиальной Комиссии по канонизации святых, является духовником Центрального аппарата совета ветеранов МВД.

Записаться сейчас

Запись в поездку к старцу архимандриту Амвросию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *