Отец валериан кречетов

Прот. Валериан Кречетов: «Брак – подвиг совместной жизни»

(1 голос: 5 из 5)

Общение с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном Акулове – большое приобретение. Желающих побеседовать с авторитетным духовником, автором популярных книг множество – об этом говорят его встречи с верующими во многих епархиях Церкви, на которые собираются полные залы.

Святые отцы и Эйнштейн

Воистину, лучшая проповедь – не слова, а, скорее, добрые примеры, личность пастыря, особенно если она яркая и неординарная. Отцу Валериану самобытности не занимать. Его простота и обаяние, мудрость и непосредственность, чувство юмора и духовный и жизненный опыт с первых слов покоряют каждого.

Протоиерей Валериан Кречетов учился в Московском лесотехническом институте, работал на Урале, был военным. Окончил Московскую семинарию, затем Московскую Духовную академию, рукоположен в 1969 году, является одним из старейших клириков Московской епархии. Он – обладатель международной награды Андрея Первозванного «Вера и верность» за заслуги в укреплении российской государственности и в возрождении духовности.

В памятной нам беседе с духовенством и мирянами Тульской епархии в 2017 году (это был год его 80-летия) он говорил на богословские темы, рассуждал о богооткровенной природе веры и открытых для каждого путях спасения.

При этом говорящий ничуть не утомил слушателя: цитировал святых отцов и Афанасия Сахарова, читал стихи своего знакомого приходского поэта, приводил слова о Боге и человеке из неожиданных источников – из Белинского, квантовых физиков, Сократа и Эйнштейна. Но, отбросив физику и лирику, становилось понятно: для отца Валериана главный вопрос на все времена – «Како веруеши?» Батюшка убежден – то, КАК мы веруем в Бога, Ему, вызвавшему нас к Бытию Создателю, не все равно.

И фразы, и фамилия – крылатые

Высказывания отца Валериана так и хочется разобрать на цитаты.

Яркие и запоминающиеся, они хороши даже вне контекста сказанного батюшкой. Они звучат глубоко и многозначно – как заглавия для книг или для проповедей. Некоторые его слова наверняка могут стать крылатыми выражениями (под стать его крылатой фамилии – Кречетов). Приведем некоторые из них:

«Несчастье современного человека – его невоцерковленность».

«Если у человека нет навыка к молитве, как он может помочь другому?»

«Сегодня мы пользуемся техническими достижениями, но пренебрегаем духовным опытом. Между тем, так естественно пользоваться всем добрым и полезным, что опытно достигнуто другими!»

«Духовные законы существуют так же реально, как и физические».

Детский патерик

В православных СМИ в семейных отношениях зачастую наставляют монашествующие, при этом миряне недоверчиво почесывают затылок. Отец Валериан – другое дело, о семейной жизни он знает не в теории – сам отец семерых детей и дедушка тридцати пяти внуков, поэтому рассуждает о семейной проблематике с полным на это правом.

По его словам, брак – ни что иное как подвиг совместной жизни. И ежедневный нелегкий подвиг этот строится исключительно на любви и на смирении. Причем весьма и весьма полезно в семейной практике сдерживать не только эмоции, но и собственную речь. Прав перед Богом оказывается тот, кто из двоих способен вовремя умолкнуть или вообще чаще других держать язык за зубами.

«Когда один малыш спросил меня, для чего Бог сотворил человека, я взмолился: «Господи, помоги ребенку дать простой и ясный ответ, чтобы он все понял, а я не исказил Твою правду». И я в ответ спросил мальчика: «Ты любишь маму и папу? А они – друг друга? Вот и Бог нас сотворил, чтобы любить».

Дети чувствуют проявления любви, но также остро ощущают ее отсутствие. А любовь не может жить в себе – не может существовать замкнуто, не изливаясь на другого. Этот закон работает и в наших отношениях с Богом, и в отношениях в семье».

Детская тема для отца Валериана – вообще важная и близкая.

«Ум – понятие относительное. Всегда найдется тот, кто нас умнее. Над немудрыми – мудрые, над мудрыми – премудрые, а над ними – святая простота. Устами младенца, как говорится, глаголет истина. Хочу собрать и издать своего рода детский патерик, потому что дети говорят редкостные вещи, и у внуков иногда не грех поучиться духовному».

Пошел в священники – приготовься к тюрьме

В беседе с верующими отец Валериан не раз упоминал своего отца Михаила Кречетова. Встреча проходила в 2017-м, и в год столетия революции и обсуждения ее итогов рассказ о нем прозвучал особенно остро.

Репрессированный служащий – обычный бухгалтер Михаил Кречетов после лагерей в Коми и на Соловках неожиданно для окружающих стал священником.

В местах не столь отдаленных его поразил пример стойкости настоящего русского духовенства, его исповедание веры в нечеловеческих условиях. Этому же он учил и сына, наставляя духовному и житейскому и нацеливая его на путь священства в самый разгар хрущевской эпохи. «Хочешь быть священником – приготовься идти в тюрьму. Будь готов пострадать», – говорил ему отец.

Отца Валериана часто спрашивают о духовном руководстве. Каким, по его мнению, бывает настоящий духовник? В одном из интервью он высказал убеждение, что духовник должен быть готов за своих чад пойти в ад. «Помню, говорил про такое. Но впервые это не я сказал, а Паисий Святогорец», – отвечал батюшка.

Был один причастник…

Вопросы из зала отцу Валериану обязательно касаются его встреч с отцом Николем Гурьяновым, поскольку он не раз исповедовал и причащал этого известного и любимого в России старца и духовника, ныне почившего.

Старец в отношении Таинства Причастия был особо избирателен и не от каждого священника решался принять Тело и Кровь Христову. Батюшка вспомнил удивительное общение с ним, его отеческую любовь и участие, чудесные случаи с людьми, обращавшимися за помощью к отцу Николаю.

«Как-то приехал к батюшке, заговорился, отвлекся и вдруг вспомнил, что забыл дома записки от прихожан. Сильно расстроился, что люди мне доверились, а я их подвел.

А отец Николай рукой только махнул – ничего, мол, не отчаивайся, все будет хорошо, обо всех помолюсь.

После этого случая ко мне подходили люди и благодарили, что отвез их записочки старцу. Совесть меня жестоко уязвляла, но самое удивительное оказалось в том, что все их проблемы и горести чудесным образом разрешились …»

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Отец Валерьян, священник из Смиловичей, молится за больных и страждущих по благословению Митрополита Филарета. ДОВОДИЛОСЬ ли вам слышать или читать о бесноватых людях? Женщины во время молебна о страждущих от нечистых сил могут орать басом, дети – проявлять недюжинную силу и буйство, а мужчины – хрюкать или лаять. И это не выдумка вычурного режиссера, не постановочная сцена в кино, а реальность, которую можно встретить в том числе в храме Святого великомученика Георгия Победоносца в городском поселке Смиловичи Червенского района. О том, с какими проблемами приходят люди в церковь, почему распоясалось пьянство и как относиться к бабкам-шептухам, рассказывает сегодня нашим читателям известный в Беларуси протоиерей Валерьян БУГАЕНКО. — Батюшка, откуда вы родом? И как получилось, что вы служите в Смиловичах? — Я родился в Правых Мостах Гродненской области. Учился в Соборе (Минский Свято-Духов кафедральный собор — Прим. авт.), потом служил там. После Собора меня направили в Несвижский район, где я отслужил пять лет. С 25 марта 1992 года живу и служу в Смиловичах, уже почти два десятка лет. — У нас сейчас много врачей: заболело сердце — идешь к кардиологу, закололо в ухе – к лору. А вот врачевателей душ и умов можно по пальцам перечесть. Вы, как один из них (а для многих вы — настоящий спаситель), чувствуете это? — Я не сказал бы, что духовных врачевателей мало. Такие есть в каждой церкви! Но не все понимают, что нужно излечиться духовно, а потом уже заниматься физическими ранами. А большинство старается лечить физическое состояние, забывая, что сие без духовных начал невозможно. Все взаимосвязано! Вот и выходит: люди годами ходят от одного врача к другому, обходя стороной церковь. И жизнь течет по маршруту: дом – больница – аптека, между ними «скорая помощь». А вот когда врачи не могут исцелить человека, тогда в церковь тот приходит не как в первую инстанцию, а в последнюю, тогда и наступает исцеление. Редко задумываемся: «Заболел. Отчего это произошло? Что не так сделал, что Господь послал болезнь?», а сразу хватаемся за таблетку, как за спасательный круг. Поэтому прихожанам часто задаю вопрос: «Правильным ли путем мы идем? А не «награда» ли болячки за наши грехи?» Безусловно, медицина нужна, и это никто не отрицает. Но в первую очередь нужно задумываться о духовном состоянии. — Батюшка, вы знаете свой приход и наверняка замечаете: в церковь чаще идут люди старшего поколения. Молодое же – машет рукой: мне это не надо, я здоров и близкие мои живы. И только трагедия в жизни или навалившиеся беды заставляют обратиться к Богу… — Советское время наложило свой отпечаток. О существовании демона мы читали только в сказках. В те времена нам вбивали в головы, что демона вообще не существует. А ведь духовный мир, разделенный на высший и низший, существовал еще со времен сотворения Господом мира. И внушение, что человек может все и все ему может покориться, ошибочно. Человек ничего не может без воли Божьей! Человеческое «я» магически довлеет над каждым, поэтому люди живут лишь в свое удовольствие, пока гром не грянет. К моему глубокому сожалению, большинство, в том числе и из моего поколения, обращается к Господу Богу, когда случается трагедия: попал близкий человек в катастрофу или заболел неизлечимой болезнью. А молодежь придет в церковь, свечечку поставит — и домой. Сдвиги есть, ведь церковь проводит регулярно духовные ярмарки, конференции, но чтобы совершить переворот в мозгах человеческих, должен пройти не один десяток лет. Я всегда привожу пример, когда Господь водил евреев в пустыне, и пока старшее поколение в песках не сложило свои кости, то и молодое поколение не нашло землю обетованную. — Постоянно бываю в разных уголках Беларуси и вижу: в деревнях очень мало мужчин, которые не поддались соблазну пьянства. Как вы лечите от этого пагубного пристрастия? — Я не лечу от этого, я только молюсь. Лечит Господь. А пьянство – это настоящая катастрофа! Основная часть людей обращается с такой проблемой. Это трагедия семьи, особенно той, где пьют матери. Порой ко мне приходят родственники молодых девушек, которые зависимы от алкоголя. А ведь истоки пьянства в том, что у людей нет веры. Многие считают, что в зелье находят какое-то успокоение и удовлетворение. Случилось что-то с ним — бегут за бутылочкой. Сбегает раз-другой, а потом вырабатывается потребность в таком успокоении. Все это — из-за человеческой бездуховности. — Батюшка Валерьян, вас и еще двух священнослужителей в Беларуси Митрополит благословил на молебен о недужных и страждущих от нечистых сил, или экзорцизм. Много людей нуждается в этом? — Много. Приезжают не только из разных уголков нашей страны, но и из Украины, России, Прибалтики. Молебен о недужных – не только о бесновании, он дает и духовное возрождение, люди после него получают порой физическое исцеление. Многие прошли через психические больницы, после этого молебна восстанавливаются и забывают, где находится психбольница. Привозят деток с отклонениями. Приезжают бездетные семьи, семейства на грани развода. Молюсь о них, наставляю, что нужно регулярно в церковь ходить, вести правильную жизнь! Мы сейчас немного ограничиваем число принимаемых людей — мне одному принять всех не под силу. А раньше читали в пять вечера молебен (он длится примерно час-полтора) и до пяти утра принимали людей — каждого по отдельности. Все равно сейчас за раз проходят около 200 человек. — Дети считаются самыми невинными, безгрешными существами на земле. Почему же тогда и в них порой вселяются бесы? — Это все детям выпадает по грехам родителей, бабушек, дедушек, прадедов, прабабушек. И еще перед малышами появились новые враги: компьютер, Интернет, телевизор, разные приставки, игры. Даже сегодня были два парня, зависимые от компьютера. Каждая вещь имеет свое назначение и должна приносить пользу. Так и компьютер приносит пользу художнику, архитектору, студенту, но он может и духовно разрушать. Берем обыкновенный столовый нож: им можно резать хлеб, но им можно и… Телевидение сегодня во многом — бесконтрольная мусорная яма, на его экране полнейшее духовное развращение. Убийства, насилия, кровавые расправы смотрят беременные, а ведь ребенок еще в утробе матери воспринимает информацию. В итоге рождаются больные дети, которые потом тоже бесконтрольно смотрят телевизор. Это все оставляет отпечаток на духовности — а как вы думаете? Чтобы только ребенок не шлялся по улице и не попадал в плохие компании, ему подсовывают компьютер. А вот где, на каких сайтах он сидит, родители не удосуживаются проконтролировать. Родители — вот кто творит своих детей, а потом удивляемся, почему они такие. — Батюшка, служба у вас не из легких: люди приносят вам свои беды, несчастья, трагедии, болезни. Вы, помогая другим, не чувствуете себя истощенным? — Мы всегда должны помнить слова Господа: «В мир я пришел не для того, чтобы мне послужили, а людям послужить — для спасения человечества». Бог спас нас от неминуемой гибели. Я лишь проводник между людьми и Богом. И делаю все для того, чтобы люди поняли: надо обратиться к Творцу, надо духовно возрождаться, освобождаться от вредных привычек. Только человек все это осознает — его жизнь меняется, и в лучшую сторону. Перед вами ушла семья, в которой на почве алкоголя были неприятности. Дело шло к разводу. Они приезжали ко мне пару раз, и сегодня я понял: у них стало все налаживаться, супруга повеселела, улыбалась — это первый признак, что у человека все хорошо. И они спрашивают: а можно еще приехать разок? Если честно, истощения я не испытываю. Устаю — это правда. Все-таки принять и помочь стольким людям — человеку это не под силу. Все трудности ложатся на Господа Бога. И когда люди возвращаются счастливыми, поздоровевшими и начинают благодарить меня, я говорю: «Не меня благодарите, а Господа». Я тут ни при чем. — В каждой местности есть бабки-шептухи, к которым всегда выстраивается очередь, причем из людей интеллигентных, образованных. И вроде как целительницы молятся о больных, у них всегда иконами дома заставлены. Как вы относитесь к таким «спасительницам»? — У нас сейчас действительно развелось, простите за выражение, много нечисти. Почему нечисть? Да потому, что служат демону. Молитва, иконы в доме у них, свечи — это камуфляж. Если бабка не будет читать молитву, то человек к ней и ходить не будет — не будут верить. Порой ведь они даже в церковь отправляют на исповедь, а потом эту душечку чистую, исповеданную, забирают. Это пирамида шарлатанов, наверху которой колдуны высшего ранга, затем колдуны низшего ранга, затем экстрасенсы, парапсихологи. Шептухи, заговорщицы — внизу этой пирамиды. Очень много таких шептух в Пинском районе. Мы живем в таком мире, где враг распоясался до беспредела. Вот и выходит: человек должен получать исцеление в церкви, а шарлатаны отрывают его от церкви. И эти бабки далеки от Бога. Их место в аду. — Батюшка Валерьян, сейчас пост. И многие, чтобы не поститься, находят себе оправдание: я учусь, у меня работа сложная, так что поститься — это не для меня. Как укрепить дух тех, кто все-таки стал поститься? — Пост полезен не только для физического состояния, но и для духовного. Самое интересное, что до поста мы здоровы, бегаем, а как только наступает пост, вдруг вылезают наружу болячки, и мы начинаем искать себе оправдания и делать поблажки: кому курочка нужна, кому от молочка не отказаться. Пост прошел – и наши болезни якобы поутихли. Это говорит о том, что человек духовно болен, и у него физические болезни начинают во время поста проявляться. Не спорю, есть люди, которым действительно противопоказано пощение по медицинским показаниям. Но ведь раньше в пост люди спокойно отказывались от сала, сладкого, белого, все беременные постились и даже те, кто тяжело работал. Люди понимали, что пост — это физическое и духовное здоровье. А сейчас можно все есть и все равно будешь болеть. Только вот не нужно путать пост и голодание. И если правильно поститься, это принесет пользу. Поститься, а не голодать! Чтобы подойти к светлой Пасхе очищенными, можем ли мы понести тягость и отблагодарить хотя бы так Господа?! — Спасибо за интересную беседу, батюшка! Наталья СЕРГУЦ, «БН»

Отец Валериан

Отец Валерьян Кречетов, в народе считается прозорливым. Его проповеди весьма помогают атеистичным людям обратиться к церкви.

Узнать о возможностях поездки к батюшке Валериану

Православие всегда было сильным благодаря мудрым священникам. И в настоящее время есть истинные хранители веры, те, к кому обращаются за мудростью и укреплением душевных сил, напутствием на духовный путь. Число прихожан Покровского храма в селе Акулово растет с каждым годом, благодаря его настоятелю, отцу Валериану.

Про протоиерея Валериана Кречетова можно сказать, что он в храме с малых лет. Шестилетним мальчиком он начал прислуживать в Зарайской церкви. Батюшка Валериан из православной семьи: его отец был священником, а мама — псаломщицей в храме. Родители и дети жили церковной жизнью во времена атеизма и гонений на Церковь.

Школьником будущий священник изучал церковнославянский язык, от вступления в пионеры и комсомол отказывался. В семинарию пришел подготовленным человеком, окончил ее экстерном за один год вместо четырех. В 31 год стал дьяконом, через год иереем. Затем были годы обучения в Московской духовной академии РПЦ. У священника есть и светское образование: по настоянию отца он закончил Московский институт леса, освоил штурманское дело.

В 1970 году отец Валериан Кречетов стал настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь в селе Акулово не закрывалась с 1907 года и служила приютом для православных в годы репрессий. Трудами отца Валериана и его духовных чад храм был восстановлен и благоустроен. В числе прихожан множество многодетных семей, их проблемы батюшка знает не понаслышке. Сам он относится к «белому духовенству», прожил с супругой около полувека в любви и согласии, поставил на ноги семь детей, у которых подрастают 34 внука.

Где проходят беседы старца?

При церкви, где служит отец Валериан, действует воскресная школа для детей и взрослых. Помимо изучения Закона Божия, маленькие прихожане занимаются фехтованием, рукодельными техниками, конструированием. Взрослые опекают подопечных дома престарелых. Нашими силами вместе со служителями Храма часто организовываются поездки в места паломничества (к ныне живущим старцам, к мироточивым иконам и по святым местам).

Отец Валериан Кречетов духовно окормляет не только своих прихожан. Десятилетия он служил епархиальным духовником. В кругу его общения были Николай Гурьянов, отец Иоанн Крестьянкин. В настоящее время отец Валериан является духовником многих московских священников. Батюшкой воспитано немало монахинь и монахов, священников. На его службу приходят и простые прихожане, и сильные мира сего — такова его доброта и вера.

Как попасть на прием к батюшке Валериану?

Служение Валериана Кречетова не ограничивается настоятельством, он — миссионер и писатель. Его духовные книги многим помогают укрепиться в вере, в них находят утешение и добрый совет. Не все могут или знают, как попасть на прием к батюшке, через свои книги он делится тем, в чем нуждается душа любого православного христианина. Но никакая книга не заменит живого общения со старцем Валерианом. Его духовная мудрость способна воскресить мир в душе каждого страждущего и направить на путь Божий, истинный.

А попасть к нему Вы сможете с нами воспользовавшись благотворительной поездкой, с помощью которой сможете поговорить со старцем и посетить в селе Акулово бесподобной красоты Храм Покрова Пресвятой Богородицы . Подробнее о поездке .

Когда нет времени ожидать дату поездки по благотворительности, то мы можем отвезти Вас к батюшке и Вы встретитесь с ним в день его приема. Подробнее об этом .

Старцы нашего времени

Внимание! За деньги нельзя купить очередь или прием любого из Старцев!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *