Откуда у каина жена?

ЖЕНА КАИНА

Библия – особенная книга, являющаяся фундаментом нашей веры и источником знаний о многих областях человеческой цивилизации от самого начала ее возникновения. Вместе с тем, существуют вопросы, служащие камнем преткновения для многих детей Божиих и поводом для критики христианства атеистически настроенными мыслителями. Одним из таких дискуссионных вопросов является вопрос о жене Каина.

Давайте обратимся к первоисточнику. После того, как Каин убил своего брата Авеля, Бог провозглашает Свой суд над ним. Согласно приговору Бога, Каин будет изгнанником и скитальцем, и земля не будет давать силы своей для него. После этого мы читаем:

Быт.4:13-17 «И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;

14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха»

В этом отрывке критики находят ряд проблем, которые дают им основания утверждать, что на земле, помимо потомков Адама и Евы, были еще какие-то иные люди.

Во-первых, сказано, что «всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Кто этот «всякий»?

Во-вторых, упоминается жена Каина. Откуда она взялась?

Попытаемся рассмотреть эту проблему последовательно, от общего к частному.

Общее утверждение можно вывести из следующих библейских цитат:

Быт.3:20 «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих»

Деян.17:26 «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли»

Отсюда можно сделать вывод, что все люди, которые когда-либо жили на земле, являются потомками Адама и Евы. Других людей просто в природе не существовало и быть не могло.

Ответы на все остальные вопросы должны даваться с учетом этого основного утверждения.

Следующий шаг – необходимо выяснить вопрос о потомстве Адама и Евы. Насколько оно было многочисленно?

Быт.5:3-5 «Адам жил сто тридцать лет и родил по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер»

Из этих слов нельзя однозначно сказать, сколько у Адама и Евы было детей. К примеру, Иосиф Флавий писал, что, согласно древнему преданию, у Адама было тридцать три сына и двадцать три дочери. Учитывая продолжительность жизни первых людей, детей могло быть и больше. Нельзя также сделать однозначный вывод относительно того, когда родились все эти дети. Возможно, многие из них были рождены в первые 130 лет жизни Адама, до рождения Сифа.

Итак, первое утверждение о том, что все люди произошли от Адама и Евы, и второе – о многочисленности их потомства, с достаточной степенью вероятности позволяют нам ответить на проблемные вопросы.

1) что это были за люди, которых так боялся Каин?

Одним из древнейших обычаев, дошедших до наших дней, был обычай кровной мести. Логично предположить, что Каин боялся именно мести со стороны своих родственников. Другим людям, если бы они даже и существовали, не было бы дела до того, что Каин убил своего брата. Ответственность за убийство, как общее правило, появляется уже после потопа:

Быт.9:6 «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека…»

2) логично также предположить, что женой Каина была его сестра. Библия говорит, что Каин пошел в землю Нод и там познал свою жену. Это не значит, что он нашел там свою жену. Кальвин утверждает, что Каин женился еще до убийства Авеля. Но даже если это и не так, у потомков Адама было достаточно времени, чтобы расселиться по лицу земли, в том числе поселившись в земле Нод.

Но как же быть с запретом на кровосмесительные браки?

Этот запрет появился позже, во времена Моисея. Дело в том, что грехопадение привело к деформации человека на всех уровнях, в том числе и на генетическом. С каждым поколением людей накапливалось все больше и больше генетических ошибок. И поскольку у близких родственников поврежденные гены совпадают, то риск появления детей с физическими или умственными отклонениями значительно увеличивается. К временам Моисея вырождение человечества уже достигло таких масштабов, что Бог запретил Своему народу кровосмесительные браки. К тому же, земля была уже достаточно населена, так что необходимость в браках с родственниками отпала.

Однако в первом поколении людей видимые последствия греха были еще минимальны. Для накопления ошибок требуется время, поэтому тогда брат и сестра вполне могли жениться, не опасаясь вызвать гнев Божий или произвести на свет потомство, отягощенное какими-либо дефектами. Да и как по-другому можно было исполнить повеление Бога «плодитесь и размножайтесь»?

О распространенности в древности подобных браков свидетельствует тот факт, что Авраам был женат на Сарре – сводной сестре:

Быт.20:12 «да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою»

Оценивая подобные факты, мы должны учитывать время, когда это происходило. С точки зрения современной морали, которая во многом сформирована законами Моисея и учением Христа, Авраам достоин осуждения. Но он жил в совершенно иной системе координат. Многих запретов, к которым мы с вами привыкли, тогда могло просто не существовать.

Как мы видим, такой «безобидный» вопрос, как вопрос жены Каина, может иметь далеко идущие последствия. Ведь если предположить, что параллельно с ветвью Адама на земле существовала еще какая-то ветвь человечества, мы оказываемся вовлеченными в сеть трудноразрешимых вопросов:

— кем и с какой целью сотворены эти другие люди? Если не библейским Творцом, то значит, существуют и другие боги. Если они сотворены единым Богом, то какова цель их сотворения? Если они не связаны с Адамом, то и грехопадение Адама и Евы их не касается. Отсюда снова возможны разные варианты: либо они совершенны и не нуждаются в искуплении, либо – у них есть собственная история грехопадения, не описанная в Библии…

В общем, фантазировать можно до бесконечности.

Однако Слово Божье однозначно говорит, что все люди произошли от Адама и Евы, и никаких параллельных цивилизаций на земле нет.

1 Кор.15:45 «Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий»

Иисус Христос по плоти – представитель единой линии человечества, ведущей свой отсчет от Адама. Его искупление действительно для всех, кто унаследовал первородный грех. Библия говорит: «Все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим.3:23). А если все, то не может быть иных людей, которые не согрешили. Слово Божье также нас учит, что «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). А если «всякий», то других людей, которые не нуждаются в спасении, просто быть не может.

Вот таким образом, думается, можно корректно, в пределах тех знаний, которые открыты нам в Библии, разрешить упомянутые проблемные вопросы.

3. Каин и Эвель

3. КАИН И ЭВЕЛЬ

ДЕТИ АДАМА

Первыми родившимися людьми были Каин и Эвель – дети Адама и Хавы.

ЗАВИСТЬ КАИНА

Первенец Адама и Хавы – Каин был хлебопашцем, а Эвель – пастухом. Каин был всегда занят на работе по добыче нужных для питания растений, отказавшихся расти без посторонней помощи, как в дни, предшествовавшие грехопадению Адама и Хавы. Эвель же проводил много времени в думах над совершенной его родителями ошибкой и о путях к ее исправлению. В порыве покаяния и благодарности Эвель принес некоторые из его лучших молодых овец в жертву Б-гу. Каин увидел это и тоже захотел пожертвовать что нибудь Б-гу. Он поэтому выбрал самые лучшие первые растения этого года для жертвоприношения. Но Б-г не принял жертву Каина, потому что он не принес ее чистосердечно и по доброй воле, как это сделал Эвель. Когда Каин заметил, что Б-г не обращает внимания на его жертвоприношение, он рассердился на брата и решил убить его.

КАИН ПОЛУЧАЕТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Всевидящий и Всемилостивейший Б-г мягко попрекнул Каина. Он спросил его, чем он рассержен и почему лицо его поникло. Если его жертва не была принята, то разве не должен он считать это признаком того, что он как-то нехорошо поступил? Он должен это учесть, иначе покаяние придет слишком поздно.

УБИЙЦА ЭВЕЛЯ

Об этом Каин беседовал с братом. В самом разгаре спора о том, что хорошо и что плохо, Каин восстал на своего брата и убил его. Когда Б-г спросил Каина, где Эвель, он ответил: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?».

НАКАЗАНИЕ КАИНА

Б-г сказал Каину: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты больше земли; она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем не земле».

ПОКАЯНИЕ КАИНА

Каин опечалился. Он пожалел о совершенном им преступлении и умолял Б-га смягчить ему наказание: «Наказание мое больше чем можно снести. Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли; и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и случится так, что всякий, кто встретится со мною убьет меня».

Так жаловался Каин, и полная отчаяния мольба его была услышана. Б-г заверил его, что никто не убьет его до седьмого поколения. И на челе Каина появилось знамение, которое сделал ему Б-г, чтобы никто его не убил.

ДЕТИ КАИНА

Каин странствовал по всей земле, пока он не осел в Ноде («Земле скитаний») на востоке от Эдена. У него было много детей. Они размножились и в дальнейшем составили могущественные племена. Одним из последних потомков Каина был Явал, первый человек, живший в шатрах и пасший скот. Другим потомком Каина был Ювал, который был первым человеком, игравшим на лире и флейте. Потомком Каина был также Тувал-Каин – первый человек, изготовлявший орудия из металла. Тувал-Каин имел сестру Нааму.

СМЕРТЬ КАИНА

Отец Тувал-Каина, Лемех, был шестым поколением от Каина.

Лемех состарился и ослеп. Однажды, младший сын Лемеха, Тувал-Каин, повел своего слепого отца в поле на охоту. Вдали Тувал-Каин увидел что-то двигающееся, похожее на огромное животное. Он посоветовал слепому Лемеху направить свою стрелу в ту сторону, и Лемех выстрелил. Когда они подошли ближе, они, к своему большому огорчению, увидели, что они убили Каина.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

***

Бог создал Адама и Еву, первых людей. У них родились дети, Каин и Авель, затем Каин убил брата. В качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле» («и пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою»).

Откуда взялась его жена?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

В Библии говорится: «Адам родил сынов и дочерей» (Быт. 5:4-5).
Адам жил 930 лет. Исследователи Библии утверждают, что если бы Каин был так долговечен, как его отец, и женился в трехсотлетнем возрасте, то он имел бы к тому времени 100000 невест, из которых мог бы выбрать себе жену.
Конечно, легко могло случиться, что невестой Каина оказалась бы его сестра, племянница или кузина. В те времена, когда род людской еще не был так захвачен грехом, близкое родство не представляло собою угрозы вырождения, предотвращенной позже законом Моисея.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

Почему большинство заповедей даны Богом через отрицание? Ведь, казалось бы, проще и понятнее вместо фразы «не убий» использовать «сохрани жизнь», вместо «не укради» – «живи честно» и так далее.

Сергей

Здравствуйте, Сергей!

То, что Вы имеете в виду, дополнил Иисус Христос в Новом Завете, в Нагорной проповеди, в частности. Это большая высота, планка здесь сильно поднята по сравнению с Ветхим Заветом, откуда и идут все эти заповеди. Но большинству людей, чтобы дорасти до большего, сначала доступнее и понятнее ограничения через отрицание чего-то недолжного, нежелательного (между прочим, детей именно так и воспитывают с самого начала, да и множество взрослых Ветхий Завет еще отнюдь не переросло).

Все 10 заповедей, по сути, сводятся к следующему: не делайте другим того, чего самим себе не хотите. Иисус говорит иначе: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12).

С уважением, священник Филипп Парфенов

В книге Чисел (14:18) сказано: «Господь карает детей за грехи отцов, карает внуков и правнуков». В книге пророка Иезекииля (18:20) сказано: «Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается».

Эти два утверждения не противоречат ли друг другу? Если да, то какое из них истинное?

Мария

Священник Филипп Парфенов

Дорогая Мария!

Безусловно, истинное утверждение второе. Бог есть любовь, в свете христианского откровения, и Он никому не желает зла, но всем желает спасения.

Другое дело, что от родителей в наследство детям могут передаваться какие-то изъяны в их здоровье или дурные предрасположенности, склонности. Это известные вещи на уровне генетики. Они наблюдались и в древности, и тогда их объясняли «карой» Бога или проклятием. Христианский взгляд не может удовлетвориться подобным объяснением, но в таком случае скорее призывает к ответственности родителей за их собственную жизнь, которая, если погрязает в грехах, то может пагубно влиять на их детей (мы все так или иначе друг с другом связаны, и тем более родители с детьми).

С уважением, священник Филипп Парфенов

В Евангелии от Марка (3 глава) читаем: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя». Конечно, я знаю продолжение («…кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь»), но все-таки меня волнует вопрос: неужели у Господа нашего Иисуса Христа могли быть братья и сестры? И дальше, в 6 главе: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем».

Пожалуйста, объясните!

Екатерина

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, Екатерина!

Братьями у евреев назывались не только родные братья, но и двоюродные, троюродные, и дальние родственники. Упоминаемые в Евангелии братья Христа не были родными Его братьями – это дети праведного Иосифа от первого брака, также братьями Его называются дети Марии Клеоповой, которую евангелист Иоанн Богослов называет сестрой Богородицы (Ин., 19:25).

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Какая у Иисуса Христа была профессия? Я знаю, что Он был плотником, но в Священном Писании сказано только, что Он был сыном плотника: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф.13:55). Как тогда узнали, что Иисус был плотником, раз об этом не сказано прямо?

Дарья

Здравствуйте, Дарья!

Вопрос о профессии Христа имеет разные предположения. Известный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) писал, что греческое слово «тектон», употребленное в Евангелии, может быть переведено не только как «плотник», но и как «строитель» или «каменщик».

Священник Антоний Скрынников

Как бы то ни было, нужно сказать, что в те времена дети чаще всего продолжали дело своих родителей, и если святой Иосиф был плотником (в русском варианте), то логично предположить, что Христос был с детства обучен этому ремеслу.

С уважением, священник Антоний Скрынников

В чем причина негативной оценки предательства Христа в руки Пилата, инкриминируемое евреям, осуществившееся через предательство Иуды? Ведь не предай Иуда Иисуса первосвященникам, не умри Тот на кресте за грехи, не осуществились бы ветхозаветные пророчества о мессии (Пс. 21, Ис. 53 и др.), не реализовался бы Божественный проект спасения человечества. Умер бы Иисус глубоким старичком где-нибудь в провинции Галилеи, почитаемый за пророка (как признавали его апостолы (Лк. 24:19)), и не было бы христианства.

Не должны ли мы, по логике мышления, быть благодарны евреям и лично Иуде? Простите, если звучит несколько кощунственно, но так выходит.

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

Во-первых, история не знает сослагательного наклонения – «если бы» не случилось того-то, могло ли произойти другое – и т.д. Мы исходим из того, что случилось, а не что могло бы случиться при разных предполагаемых вариантах (а умножать всякие дополнительные предположения можно до бесконечности, сами понимаете).

Во-вторых, промысл Бога чаще всего проявляется таким образом в истории людей, что, попуская какое-то зло, Он в дальнейшем обращает его к благим последствиям. Зло от этого не перестаёт быть злом самим по себе; люди, его совершающие, грешат и несут свою долю ответственности за грехи, но Бог в конце концов готов простить всех и спасти всех…

Наглядная библейская история, изображающая одну из таких ситуаций, — это судьба праведного Иосифа, сына патриарха Иакова. У Иосифа было одиннадцать братьев, они его недолюбливали и ему завидовали за его красоту и другие способности. Однажды они сговорились убить его, а отцу сообщить, что брата растерзали звери. В последний момент они не убили его, а продали в рабство. Иосиф попал в Египет, скоро возрос в служебном положении, потом был оклеветан, посажен в тюрьму, затем оправдан, и в итоге стал вторым человеком в стране после фараона.

На его родине однажды начался голод вследствие неурожая, а в Египте были хлебные запасы. Семейство Иакова двинулось из земли Ханаанской в Египет, чтобы спастись от голодной смерти. Там они встречаются с Иосифом, своим братом, который в итоге спасает всё семейство. Братья боялись, естественно, что он станет им мстить за прошлое, но Иосиф уверяет: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло, но Господь обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей…» (Быт. 50, 20).

Иосиф – один из ярких прообразов Христа в Ветхом Завете (он даже вспоминается на богослужении Страстной седмицы, в Великий понедельник). Насколько Иуда или Пилат сами понимали, что они делали, или же они были своеобразными орудиями Промысла, как братья Иосифа, и не более того? Это другой вопрос, и тут могут быть разные точки зрения. Поступки, которые они совершали, никак не могут быть одобрены в любом случае, это очевидно.

Рассудите сами: нужно ли вообще делать зло каждому из нас, чтобы вышло добро?.. Вряд ли Вы ответите на этот вопрос положительно. Бог за нами постоянно исправляет ситуацию, ремонтирует всё вокруг. Но если бы люди жили в большей степени добра и любви, то Богу потребовались бы, соответственно, менее радикальные способы исправлять ситуацию и вмешиваться в неё! Есть небезосновательное мнение, которое выражали некоторые святые отцы, что Бог воплотился бы даже в том случае, если человечество и не отпало бы через Адама и Еву. Просто тогда история людей была бы совершенно иной! Впрочем, это опять-таки из серии «если бы…».

С уважением, священник Филипп Парфенов

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:1-5).

Вопрос: а что должен был сделать Павел, если бы он знал, кто пред ним? Терпеть удары по губам и отвечать одновременно? Как же он смог бы ответить?

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий!

Апостол Павел, находясь в синедрионе, мог не узнать первосвященника. Узнав же, он сам сказал, что действовать ему следовало несколько мягче. Прежде всего потому, что апостол имел миссионерскую цель. А оскорбление старшего и наиболее уважаемого в собрании человека очень плохо способствовало бы миссионерству. Поэтому апостол и извинился, сославшись на Священное Писание.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

Почему священнослужители и богословы говорят, что толковать Писание самому нельзя? А как же фраза Христа: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»? Чтобы что-то превзойти, нужно досконально знать этот предмет и понимать.

Да и отвечать на Суде у Бога будем по одному, каждый за свои помыслы и слова, а не с толкователями Священного Писания. Можно ли ответить Богу: «Это такой-то святой сказал»?

Алексей

Здравствуйте, Алексей!

Позвольте встречный вопрос: можно ли ответить Богу на суде: «Ну и что? А я вот так считаю!» Толкование Священного Писания – это еще и научная работа, это исследование. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо хотя бы ознакомиться с тем, что сделали другие люди в этом же направлении. Вот такими людьми являются православные богословы. Это профессионалы в своей области.

Кроме того, неверное толкование Священного Писания иногда является грехом. Вспомните искушение Христа в пустыне от диавола.

С уважением, священник Николай Гулейко

Не из Библии ли фраза: «Нет жалости к не знающему жалости»?

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

В Новом Завете есть фраза: «Суд без милости не оказавшему милости», но относится это только к ожидающему нас Суду Божию, а не к нашему отношению к окружающим нас людям. В отношении к окружающим мы должны руководствоваться словами Спасителя: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами».

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *