Отношение к гражданскому браку

Брак церковный и брак гражданский: понятие, содержание, взаимосвязь Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

5.4. БРАК ЦЕРКОВНЫЙ И БРАК

ГРАЖДАНСКИЙ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВЗАИМОСВЯЗЬ

Куткин Владимир Семенович, канд. филос. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный технологический университет «СТАНКИН». Подразделение: кафедра философии. E-mail: filosofya@mail.ru

Аннотация: В статье комплексно проанализированы категории «церковный брак», «гражданский брак», выявлены их сущностные, атрибутивные признаки, раскрыты их взаимосвязи. По мнению автора, ключевой вопрос о том, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

Ключевые слова: гражданский брак; домашнее партнерство; институт брака; однополый брак; Русская Православная Церковь; светский брак; семья, сожительство; церковный брак.

CHURCH MARRIAGE AND CIVIL MARRIAGE: CONCEPT, CONTENT, RELATIONSHIP

Принято считать, что в истории нашей цивилизации гражданский брак возник вслед за браком церковным . Более того, понятие гражданского брака изначально было противопоставлено понятию брака церковного, «венчанного» («таинству»). «Отсюда синонимом ему служит категория «светский брак». Следовательно, гражданскими являются все зарегистрированные в органах ЗАГС, но не санкционированные церковью браки. С точки зрения церковнослужителей, особенно в ретроспективе, такой брак синонимичен понятию «греха»» .

В содержательном плане, если кратко его характеризовать, церковный брак — это супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в религиозной общине на основании принятого там церемониала, в отличие от гражданского брака, официально заключаемого под контролем представителей уполномоченных органов государства.

Например, в античном Риме существовал, так или иначе, связанный с «Индигитаментами»1, торжественный религиозный ритуал заключения брака, используемый преимущественно патрициями, — «конфарреа-ция» (лат. «confarreatio»). Представители светской публичной власти (магистраты и пр.) участвовали в «конфарреации» разве что в качестве почетных гостей. Брак освящался Великим понтификом и (или) фламином (жрецом отдельного божества) Юпитера в случае, если в ночь перед браком авгуры не обнаружили в ауспициях (гаданиях по поведению птиц) дурных предзнаменований. Затем молодожены воздавали хвалу божествам женитьбы: Югатину, Домидуку, До-мицию и Мантурне . В последующем светские публичные власти, как Рима, так и Византии всячески поддерживали и легитимировали религиозные нормы, регламентирующие заключение и расторжение брака, права, обязанности, ответственность супругов. В начале XIV века император Византийской империи в 1282-1328 годах Андроник II Палеолог официально передал сферу брачно-семейных отношений под юрисдикцию церковных властей.

Согласно христианскому вероучению (Новый Завет): брак есть соединение супругов, аналогичное соединению Христа с Церковью; супруга должна повиноваться мужу; муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь, отдав за Нее свою жизнь; христиане должны хранить супружескую верность.

В традиционных церквях (Римской Католической Церкви /РКЦ/, Русской Православной Церкви /РПЦ/) брак является «таинством», в котором жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, взаимного согласия в супружеской жизни, благословенного рождения детей, умножения семьи, воспитания детей в вере Христовой, конечной целью которой является спасение всех членов семьи.

На основании «Катехизиса Католической Церкви», созданного по решению чрезвычайного Синода епископов, состоявшегося в 1985 году, утвержденного папой Иоанном Павлом II 25.06.1992 папским посланием «Laetamur magnopere» и обнародованного 11.10.1992, «в супружеском союзе осуществляется двойная цель брака: благо самих супругов и передача жизни», неразрывно связанные друг с другом, поэтому «супружеская любовь между мужчиной и женщиной подчиняется двойному требованию верности и плодородия». Верность означает постоянство и неразрывность брачного союза, плодородие — открытость к плодоношению («всякий супружеский акт должен сам по себе оставаться предназначенным для воспроизводства человеческой жизни») .

1 Античный Рим перенял у античной Греции мифологию, и возникла греко-римская (античная) мифология. Ее истоки восходят, в частности, к «Индигитаментам» (лат. «Indigitamenta») — обрядовым книгам, содержащим списки божеств земледелия (посева, жатвы), брака, зачатия, иных жизненно важных для людей явлений и процессов, а также формы служения этим божествам и указания на то, к какому из них и когда нужно обращаться. Считается, что указанные книги относятся ко времени, когда древнеримский культ более-менее сложился, но в них есть следы древнегреческого оригинального пантеистического монотеизма. Они хранились коллегией понтификов (жрецов), чтобы гарантировать правильность использования божественных имен в публичных молитвах и обрядах. Их часто использовали также авгуры (гадатели по поведению птиц) и гаруспики (гадатели по внутренностям жертвенных животных). «Индигитаменты» в оригинале до нас не дошли, и все, что о них известно, — это по ссылкам на них многих видных римских философов, писателей, юристов.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Публично декларируемое отношение РПЦ к браку представлено, в частности, в ее «Основах социальной концепции»: «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1.27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2.24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1.28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении» .

Бракосочетание в РПЦ состоит из 3-х основных обрядовых действий: 1) обручения; 2) венчания, как знака победы молодоженов над похотью; 3) общей чаши, с помощью которой священник благословляет новобрачных на полноценное взаимное общение в качестве мужа и жены.

РПЦ считает брак нерасторжимым, но допускает прекращение супружеского сожития из-за измены одного из супругов, злонамеренного оставления семьи, совершения аборта при несогласии супруга и ряда иных обстоятельств.

В странах, где заключение церковного брака не является основанием для придания ему легального характера, венчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском (официально зарегистрированном уполномоченным органом государства) браке.

Что касается гражданского брака, речь идет, главным образом, о браке, так или иначе, регламентированном не моральными, религиозными, а юридическими нормами, и официально регистрируемом не церковными, а светским публичными властями. Именно правовое регулирование конкретных аспектов заключения, расторжения брака, основных прав, обязанностей, ответственности его сторон в период супружеского сожительства, в том числе выдачи молодоженам свидетельства установленного государством образца, является принципиально значимым атрибутивным признаком такого брака2. Причем вовсе не обязательно, чтобы дефинитивное его определение было закре-

2 Гражданский или светский брак оформляется исключительно в органах государства без участия церкви. Часто люди ошибочно именуют «гражданским браком» простое сожительство, домашнее партнерство. На самом деле, совместную жизнь мужчины и женщины, отношения которых не зарегистрированы официально, надлежит именовать фактическим браком. В современной России государственная регистрация заключения брака производится в помещении органа ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак. В случае, когда лица, вступающие в брак (одно из лиц) не могут явиться в орган ЗАГСа вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена в другом месте (на дому, в медицинской или иной организации), но при условии обязательного присутствия обоих лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится органом ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с органом ЗАГСа.

плено законами, иными нормативными правовыми актами, другими источниками (формами) права.

Например, в соответствии со статьей 1 («Основные начала семейного законодательства») Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ):

«1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан» .

Обращает на себя внимание то, что ни в представленном законоположении, ни в других статьях СК РФ нет определения брака (гражданского брака), как конкретного юридического факта и одного из базовых институтов семейного права. Вероятно, отсутствие соответствующей дефинитивной нормы обусловлено тем, что брак является комплексным феноменом, находящимся под прямым и опосредованным влиянием не только юридических, но и моральных, религиозных норм, а также социально-экономических, политических и прочих явлений и процессов, что, в свою очередь, делает ущербным любое, казалось бы, безупречное определения брака исключительно с правовых позиций, тем более что многие материальные и духовные компоненты брака принципиально не могут быть урегулированы законом, иными источниками права. В связи с этим представляется целесообразным дать краткий обзор различных подходов к содержанию понятия брака, характерных для российского и зарубежного семейного права .

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В императорской России начала XX века доминировало юридическое определение брака как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, наличие которых придает сожительству лиц разного пола законный характер. В советский период оформилась тенденция аргументировать брак как качественно новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического (коммунистического) общества, отличную от форм брака, применяемых в капиталистических странах. Нередко использовался термин «социалистический брак»,

подчеркивающий его как бы принципиальное отличие от брака «буржуазного». Отмечалось, что в законодательстве капиталистических стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как особая разновидность гражданско-правовых сделок. Предпринимались попытки закрепить идеологически «окрашенное» определение брака в семейном законодательстве Советского Союза, которые, однако, не дали положительного результата. Высказывалась точка зрения, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер. Подобная позиция основывалась на констатации, что одной из основных целей семьи должно быть рождение и воспитание детей. Однако принцип «пожизненности брака» даже во времена «развитого социализма» в бытность СССР носил скорее декларируемый, чем реальный характер.

В постсоветской России среди теоретиков семейного права нет единства мнений относительно правовой природы брака. При этом одни авторы рассматривают брак как волевой целенаправленный акт, совершенный с целью породить правовые последствия, другие же — как особый гражданско-правовой договор. Целью вступления в брак большинство авторов определяет желание лиц получить государственное признание созданного ими семейного союза, основа которого -взаимная любовь и уважение — не входит в юридическое содержание брака. И как только указанная основа исчезает, то есть пропадают взаимная любовь и уважение, брак может в любой момент прекратить существование, то есть стать расторгнутым, что сложно или невозможно в гражданско-правовых сделках. Поэтому функции, содержание, цели, правовая специфика брака исключают его оценку как одной из разновидностей гражданско-правовых сделок.

Различные точки зрения на правовую природу брака присущи и семейному праву зарубежных стран, где можно выделить три основные концептуальные позиции в отношении брака: 1) брак-договор (наиболее распространенная концепция); 2) брак-статус; 3) брак-партнерство . На наш взгляд, показательно также, что, как и в большинства зарубежных стран, в постсоветской России предусмотрена государственная поддержка и защита не столько самого брака, сколько семьи: в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи…»; материнство и детство, семья «находятся под защитой государства» (статьи 7, 38 Конституции Российской Федерации ).

Выше изложенное позволяет сформулировать следующее определение гражданского брака. Гражданский брак — это значимый для личности, общества и государства юридический факт, обусловливающий возникновение семейно-правовых отношений, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном нормами права порядке под контролем представителей уполномоченных государственных органов, направленный на создание семьи, порождающий у супругов определенные права, обязанности личного и имущественного характера и адекватную этим правам и обязанностям ответственность.

Следует особо отметить, что в настоящее время представители, прежде всего, РПЦ все более активно ратуют за передачу от государства служителям культа функций по нормированию и регулированию брачно-семейных отношений. В частности, по мнению Пред-

седателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Д.Смирнова: «До революции в Российской империи функции ЗАГСов выполняли именно церкви. Надо подумать о введении такой нормы, согласно которой после того, как церковная организация соединит мужчину и женщину, церковный брак был приравнен к законному». При этом он сослался и на то, что на Кипре, в Англии есть институт церковного брака. После венчания такой брак имеет юридическую силу. Во многих католических странах, да и не только католических, церковный брак также имеет юридическую силу. К примеру, в Польше после обряда венчания священник высылает документ о браке в местный ЗАГС .

По нашему мнению, вопрос о том, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

При этом важно учесть: сложно отрицать значимость для супругов физического, имущественного, финансового аспектов брачно-семейных отношений, но сомнительно, непродуктивно и сосредоточивать внимание исключительно на них. Одна из базовых функций любого нормального, цивилизованного государственно-организованного общества по отношению к браку -всемерно и эффективно поддерживать этот институт, формирующий семью, не без достаточных оснований именуемую «ячейкой общества» . Сведение же института брака и жизнедеятельности семьи только к сексуальным и материальным отношениям соответствующих лиц чревато разложением и уничтожением брачного союза, семьи, ростом безнравственности, аморальности, анархии в социуме. В такой ситуации любой легальный брак, скорее, распадется, чем устоит под натиском негативных явлений и процессов, наблюдаемых в действительности.

Отношение к браку, как, главным образом, материальному феномену, уже критически отразилось на демографической ситуации во многих западных, некогда традиционно христианских, а ныне — либеральных странах. Их титульное население вымирает, постоянно сокращается, а если и остается на одном и том же уровне, то из-за неконтролируемого притока внешних мигрантов, львиная доля которых откровенно игнорирует и даже отвергает ценностные ориентации, культуру приютивших их стран. Главная причина — в бездумной популяризации на Западе выхолощенных либеральных «ценностей»: «свободного секса» «однополого брака», неупорядоченного домашнего сожительства без взаимных обязанностей, «равенства» (вернее, одинаковости, трансформирующей мужчин и женщин в бессловесных «винтиков» машинного производства общества «всеобщего потребления», бездушных, эгоцентричных прислужников мамоны и сладострастия), «мультикультурализма», «толерантности».

Список литературы:

1. Античная мифология. Энциклопедия /Составитель: Лактионов А. — М.: Издательство: «Мидгард», 2004. -768 с.

2. Вишнякова А.В., Хинчук В.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации: постатейный. — М.: Издательство «Контракт: Инфра-М», 2011. -282 с.

3. Ганага В.В. Брак (партнерство) как средство экономии бюджетных средств в социальном государстве: опыт Германии //Вестник Поволжского института управления. — 2014. — №2 (41). — С.33-40.

4. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. — 320 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 272 с.

6. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А. Семейное право: учебник /Под редакцией П.В.Крашенинникова. 3-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Издательство «Статут», 2016. -269 с.

7. Катехизис Католической Церкви. Издание 4-е. — М.: Издательство «Культурный центр «Духовная библиотека»», 2001. — 813 с.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). -21.01.2009; Консультант Плюс. — 25.01.2017.

9. Николаев Я. Мимо ЗАГСа. Гражданский брак хотят приравнять к законному супружеству //Российская газета (федеральный выпуск). — 28.04.2015.

10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 12.09.2005 //Web-ресурс: http: //www.patriarchia.ru/db/print/141422.html (дата обращения: 25.01.2017).

11. Разумова И.А. «Гражданский брак»: понятие, статус, исследования //Труды Кольского научного центра РАН. — 2010. — №2. — С.9-24.

12. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -27.01.1996; Консультант Плюс. — 25.01.2017.

13. Хмелевская С.А., Хмелевский С.В., Соломатин

B.А. Система гуманитарного и социально-экономического знания. Книга 1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под редакцией

C.А.Хмелевской. — М.: Издательство «Рег Se», 2001. -752 с.

Рецензия

на статью В.С.Куткина «Брак церковный и брак гражданский: понятие, содержание, взаимосвязь».

В рецензируемой статье с позиции комплексного (социально-философского, культурологического, исторического, юридического) анализа исследованы понятие, содержание, взаимосвязь церковного брака и брака гражданского, представлено оригинальное определение последнего: «значимый для личности, общества и государства юридический факт, обусловливающий возникновение семейно-правовых отношений, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном нормами права порядке под контролем представителей уполномоченных государственных органов, направленный на создание семьи, порождающий у супругов определенные права, обязанности личного и имущественного характера и адекватную этим правам и обязанностям ответствен-ность».Трудно не согласиться и с позицией автора о том, что ключевой вопрос, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

Статья В.С.Куткина написана на достаточно высоком теоретическом и фактологическом уровнях, и, несомненно, привлечет внимание ученых, специалистов, занимающихся соответствующей проблематикой. Выводы, сделанные автором, в надлежащей степени аргументированы и убедительны. С учетом выше изложенного полагаю, что представленная на рецензию статья заслуживает самой высокой оценки и может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах страны.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН» Сергей Борисович Шитов

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста — 87%.

>Православная церковь о гражданском браке: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Православная церковь о гражданском браке: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Во всем мире гражданский брак стал обычным явлением с точки зрения общества, но не церкви. Блуд, как его не маскируй, является грехом, отношение церкви к гражданскому браку было и остается негативным.

Счастье, построенное на грехе

Если полвека назад пару, живущую без регистрации брака, презрительно называли сожителями, то ныне некоторые люди гордятся своим положением, объясняя все взаимным доверием и свободой действий.

О каком доверии идет речь, если пара решила сначала попробовать стать семьей, чтобы в любой момент иметь возможность обрести волю? Те люди, которые кичатся своей свободой, скорее всего, перепутали это слово с вседозволенностью.

Гражданский брак

Нерасписанные пары изначально живут во лжи, недоверии и неуверенности в завтрашнем дне. Гражданский брак является иллюзией христианской семьи. Женщина хоть и называет себя женой, на самом деле не имеет никаких прав официальной супруги. Через призму блуда и обмана женщины приобретают фиктивную семью, мужчины — бесплатную любовницу, домработницу.

Семья, построенная на блуде, никогда не будет иметь покровительство церкви. Любой грех относится к беззаконию (Иоан. 3:4).

Нарушая законы духовной жизни, человек ведет себя к саморазрушению, у него нет никакой возможности попасть в Царство Божье. Об этом предупреждает апостол Павел в Своем послании Коринфянам. Глава 6 этого послания четко говорит о том, что блуд, прелюбодеяние — смертные грехи.

Важно! При этом Павел (1Кор. 6:9-20) предупреждает о том, что человеку позволительно многое, но никакие страсти не должны управлять верующим, ибо его тело — храм Божий. Здесь же апостол подчеркивает, что Господни двери всегда открыты для тех, кто поймет свой грех и раскается.

Каждая пара, живущая в гражданском браке, если супруги воспитывались в христианских семьях, прекрасно знает, что их связь — грех, который никогда не даст полноты счастья.

Основное отличие гражданской семьи от законной лежит в недоверии, боязни ответственности, неуверенности в собственных чувствах.

О семье в православии:

Духовный аспект гражданского брака

Блуд, являясь грехом, вызывает духовные болезни, становится причиной многих телесных недомоганий, несчастий. За каждый грех человек даст ответ, есть не в этой жизни людям, то в будущем — Богу.

Страшно представить, но две трети браков распадается по причине развода, и среди этих несчастных пар множество тех, кто начал строить свою семью блудом, интимными отношениями до законной регистрации.

Отношение церкви к гражданскому браку

Сожительство не несет никакой гражданской ответственности, многие отцы отказываются от детей, будучи не уверенными в своем отцовстве, а бывшие «жены» не имеют средств доказать свою правоту.

Гражданский брак в православии ставит лже-семью вне Таинств Церкви.

Внимание! Пары, живущие в свободных отношениях, не имеют права исповедоваться и причащаться. Это не касается христиан, которые узаконили семейные отношения в органах государственной власти.

В этом случае духовный наставник каждый раз говорит супругам о важности венчания, но допускает их к Таинствам.

Жизнь сложна, бывают ситуации, когда люди не могут по каким-либо причинам оформить официальные документы, в этом случае в Церкви имеется перечень, когда венчание допустимо для нерасписанных пар.

От пробных браков появляются незаконнорожденные дети, которые уже от рождения несут вину за блуд родителей.

Запутываясь в пробных блужданиях, люди меняют партнеров, разочаровываются, теряют почву под ногами. Они презираемы со временем в обществе и не приняты в церкви.

Путь разочарованных некогда супругов часто оканчивается в наркомании, алкоголизме, поиске новых партнеров и других страстях.

Мнение церкви

Церковь ценит чистоту добрачных отношений, отрицая пробные связи, чтобы будущие супруги научились управлять своими гормонами, страстями, помня, что вседозволенность — не благо, а великий грех.

Грех ли жить в гражданском браке?

Сексуальное влечение не может быть основой семьи, этот дурман страсти скоро развеивается.

Совет! Православная церковь благословляет интимные отношения между мужчиной и женщиной, но только тех, кто соблюдает закон. Роспись в Загсе и венчание в церкви — единственный путь получить законное право на семейный союз, но это никогда не будет гражданский брак.

Люди отличаются от животных тем, что у них совокупление происходит с одним партнером, при этом растет ответственность между супругами и за детей. Церковь одобряет растущее влечение супругов, как стимул укрепления семьи.

Человек, видящий рядом с собой не партнера по сексу, а будущего родителя своих детей, друга, которому можно все доверить, надежного товарища, не бросившего в трудную минуту, никогда не предложит пробный вариант семьи.

Некоторые «пробные» семьи через некоторое время решаются на подвиг, расписываются в Загсе и даже идут под венец, но возникает вопрос: «Почему это нельзя было сделать сразу?» Брачные договоры, разводы и даже возможность повторного венчания — разрешенные пути отступления от принятого решения создать законные отношения.

Праведность установлена не людьми, священниками, а Богом. Там, где нет Божьего благословения, будет царствовать дьявол, в этом вопросе середины нет.

Основой христианской семьи признается только любовь, о которой писал апостол Павел, оставив всем поколениям «Гимн любви» (1Кор. 13).

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.

Молитвы о семье:

Гражданский брак придумали люди, далекие от Церкви, не боящиеся Бога, не чтущие заветы. Женщины, которые очень хотят замуж, вступают в блудную связь, чтобы любыми средствами удержать мужчину, часто оказываются одинокими и бесплодными. Не оформленные законным образом отношения редко предполагают рождение детей.

Церковь настаивает на долгом периоде узнавания друг друга молодыми людьми перед свадьбой, чтобы не ошибиться в выборе, но это не «пробная «семья.

Тем, кто говорит, что штамп в паспорте никого еще не удержал, каждый священник скажет, что статьи закона также не являются препятствием в совершении преступления. Творец есть Бог закона. Христиане обязаны чтить законы церкви и своей страны.

Важно! Христиане, принявшие решение жить гражданским браком, делают свой выбор в сторону блуда. Всевышний Бог, наш Господь Иисус Христос и Святой Дух не могут находиться рядом с грехом.

Православная церковь о гражданском браке

Христианство о сожительстве: считается ли грехом жить в гражданском браке

Во всем мире гражданский брак стал обычным явлением с точки зрения общества, но не церкви. Блуд, как его не маскируй, является грехом, отношение церкви к гражданскому браку было и остается негативным.

Интересный факт: большинство мужчин, находящихся в так называемом гражданском браке, считают себя неженатыми, а большинство женщин говорят, что они замужем.

Христианская церковь, как православная, так и католическая, и протестантская, предостерегают: сожительство является грехом, а именно блудом (7 заповедь). Да и права в гражданском браке лишь условные.

Жизнь в свободном союзе

В Библии сказано: «И будут двое одна плоть». Изначально Господь призывает к тому, чтобы женщина и мужчина жили в чистоте тела и духа, храня себя для единственного/единственной. Если полвека назад пару, живущую без регистрации брака, презрительно называли сожителями, то ныне некоторые люди гордятся своим положением, объясняя все взаимным доверием и свободой действий.

О каком доверии идет речь, если пара решила сначала попробовать стать семьей, чтобы в любой момент иметь возможность обрести волю? Те люди, которые кичатся своей свободой, скорее всего, перепутали это слово с вседозволенностью.

Нерасписанные пары изначально живут во лжи, недоверии и неуверенности в завтрашнем дне. Гражданский брак является иллюзией христианской семьи. Женщина хоть и называет себя женой, на самом деле не имеет никаких прав официальной супруги. Через призму блуда и обмана женщины приобретают фиктивную семью, мужчины — бесплатную любовницу, домработницу.

Семья, построенная на блуде, никогда не будет иметь покровительство церкви. Любой грех относится к беззаконию (Иоан. 3:4).

Нарушая законы духовной жизни, человек ведет себя к саморазрушению, у него нет никакой возможности попасть в Царство Божье. Об этом предупреждает апостол Павел в Своем послании Коринфянам. Глава 6 этого послания четко говорит о том, что блуд, прелюбодеяние — смертные грехи.

Важно! При этом Павел (1Кор. 6:9-20) предупреждает о том, что человеку позволительно многое, но никакие страсти не должны управлять верующим, ибо его тело — храм Божий. Здесь же апостол подчеркивает, что Господни двери всегда открыты для тех, кто поймет свой грех и раскается.

Каждая пара, живущая в гражданском браке, если супруги воспитывались в христианских семьях, прекрасно знает, что их связь — грех, который никогда не даст полноты счастья.

Основное отличие гражданской семьи от законной лежит в недоверии, боязни ответственности, неуверенности в собственных чувствах.

Вопрос к священнослужителемя: можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?

Гражданские браки в последнее время стали распространены повсеместно, особенно среди молодежи. Но верующие люди часто интересуются: можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?

Да и как вообще православное христианство относится к сожительству, считаются ли такие отношения истинным супружеством?

Православие и гражданский брак

По мнению православной церкви, люди, живущие в незарегистрированном браке, совершают большой грех – прелюбодеяние. Согласно христианству, настоящий брак – это чудесное таинство, в котором супруги как бы становятся единым целым.

ОН должен заключаться по любви. Союз, зарегистрированный в ЗАГСе, пусть даже без обряда венчания, церковь считает истинным и богоугодным.

Сожительство же христиане считают чуть ли не преступлением против общества и Бога, ведь в таких отношениях почти нет никаких обязательств, уверенности в завтрашнем дне. Его даже нельзя назвать семьей. Права детей в гражданских отношениях также зачастую не соблюдены.

Христианские семьи основаны на обоюдной любви, смирении и терпении, люди должны быть честны перед Богом и друг другом. А о какой любви может идти речь, если партнеры не уверены, что будут вместе навсегда, что вдвоем вынесут все тягости и невзгоды, которые могут выпасть на их долю?

Если супруги являются истинно верующими, то жить в гражданских отношениях они не должны – это противоречит всей системе христианских ценностей и считается бесовским. Ведь православный образ жизни – светлый и чистый. Считается, что Бог придумал семью как школу истинной любви.

Отношение церкви к сожительству

Православная церковь крайне негативно относится к сожительству и считает его блудом. Ведь сексуальных отношений до бракосочетания быть не должно – это не по-христиански.

При таком образе жизни человек теряет чистоту отношений, свойственную людям, целомудренным до официального бракосочетания.

Сожительство – это грех, ведь при таком союзе каждый партнер думает только о себе, о своем комфорте и благополучии. Связь с Богом в этом случае утрачена.

Людям, проживающим в неофициальных отношениях, церковь настоятельно рекомендует оформить отношения официально или же прекратить такое сожительство, заменив его на дружеское общение.

Блудное сожительство – это путь в никуда, оно разрушает институт семьи и само государство. Церковь всегда являлась сторонником настоящих ценностей – нравственности, искренней веры в Бога, настоящей семьи.

После доверительной беседы со священником многие все-таки решаются на официальное бракосочетание, меняют грешный образ жизни на более праведный.

Можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?

Священнослужители часто не допускают к причастию тех, кто живет в незарегистрированных отношениях, считая, что по всем канонам блудникам причащаться нельзя.

Обычно брак регистрировать не хочет только один партнер, тогда второму, который не против официального бракосочетания, батюшка может посоветовать уйти от ненастоящего мужа или жены с целью спасения своей души.

Живущие в блуде – как животные, ведь у животных не существует настоящих браков, а значит, нет надобности и причащаться. Причастие – это своего рода единение с Богом, но как можно объединиться с ним, нарушая один из главных религиозных запретов?

Блуд, даже единичный его случай, карается отлучением от причастия на целых пятнадцать лет, не говоря уже о блуде, ежедневно совершаемом в неофициальных отношениях. Уменьшить этот срок возможно с разрешения батюшки. Пока человек не заключит настоящий брак и не покается в своем блуде причастие невозможно.

Зачем заключать церковный брак?

Для истинно верующих христиан идеальным вариантом считается церковный брак, с обязательным таинством венчания. Венчаный брак – это не просто красивая церемония, а настоящее единение двух любящих людей.

Обязательным условием для венчания является предварительная официальная регистрация в государственных органах, так как христианские супруги являются не только гражданами царства небесного, но и своей страны со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

Люди, которые венчаются даже через несколько лет после росписи в ЗАГСе, отмечают, что их семейная жизнь после этого меняется в лучшую сторону, так как Бог благословляет такую семью.

Те, кто решил заключить церковный брак, должны быть оба истинно верующими, а также соблюдать все религиозные заповеди, касающиеся брачных отношений, иначе это не будет иметь смысла. Также невозможно заключить церковный брак с иноверцем – он сначала должен принять христианство. Оба супруга должны быть крещеными.

Перед венчанием происходит беседа со служителем церкви на тему законов и правил христианского брака, а после – обязательное покаяние и причастие.

Церковь не приветствует гражданских отношений, считая их греховными и не богоугодными. А живя во грехе, человек отделяется от Бога и не имеет шансов после смерти попасть в рай.

Но если искренне покаяться, исповедаться, а потом заключить настоящий брак с церковным венчанием, то супруги имеют все шансы прожить долгую и счастливую семейную жизнь в гармонии с Богом и друг другом.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-74-42, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *