Отцы пустынники и жены

Анализ стихотворения «Отцы, пустынники и жены непорочны»

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано Пушкиным в 1936 году незадолго до смерти. Это было время духовного возмужания и просветления, понимания христианской сути. В другом своем произведении поэт признается: «Я возмужал среди печальных бурь…»

В стихотворении выразилось понимание поэтом молитвы святого Ефрема Сирина, жившего в IV веке, и составившем молитву, которую православные христиане читают во время Великого поста:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Это стихотворение относится к жанру элегии. Тема стихотворения – религиозно-философская. По композиции оно делится на 2 части. В первой части поэт говорит о молитве, ее происхождении и своем отношении к ней, а во второй части излагается содержание самой молитвы.

Свое отношение к молитве поэт выражает во второй строфе. Пушкин признается, что «Всех чаще мне она приходит на уста». Правда, Ефрем Сирин, автор упоминаемой им молитвы, не был «пустынником». Он был христианским ученым, автором множества трудов на тему христианства. Но нужно отметить, что в нескольких словах этой молитвы выражена суть христианской веры и учение Христа. Может быть, поэтому она всех чаще приходит на уста поэту, который оказался на новой ступени своего духовного созревания.

Вторая часть стихотворения – следующие 2 строфы – это содержание самой молитвы. Но в ней вместо 10 прошений Пушкин оставил 9. Он два греха – уныние и праздность соединил вместе, оставив один грех — унылую праздность.

В этом стихотворении Пушки активно применил церновнославянизмы и архаичную грамматику, подчеркивая тем самым христианскую идею своего произведения: непорочны, возлетать во области заочны, дольних, зреть, любоначалия, старославянскую форму обращения — Владыко, Боже.

Надо отметить, что слово «заочны» в данном контексте не имеет никакого отношения к заочному образованию и студентам. Это слово означает – за оком, то есть нечто, недоступное человеческому глазу, не материальное. Возлетать во области заочны, значит, открыть для себя Бога. Чтоб укреплять его (сердце) средь дольних бурь и битв – значит не бояться невзгод, неприятностей, стойко принимать удары судьбы.
Стихотворение написано ямбом, тон стиха размеренно молитвенный. Этой размеренности способствует четко выстроенная смежная рифма.
Примечательно, что любоначалие или говоря современным языком – властолюбие, деспотизм – названо сокрытой змеей. Пушкину этот грех не грозит, он никогда не стремился властвовать, но он напоминает об этом грехе власть предержащим.
Духовное прозрение – важная ступень в жизни поэта. Об этом он говорит в стихотворениях «Пророк» (1826г.), «Воспоминание» (1828 г.), подводит итог в стихотворении «Отцы, пустынники и жены непорочны» в 1836 году.

Анализ стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…», созданное в конце июля 1836 года, относится к позднему творчеству Пушкина. Оно включено в «Каменноостровский цикл» под римской цифрой II. Из всех произведений, вошедших в эту серию, Александр Сергеевич пронумеровал только четыре. «Подражание италиянскому» (III) рассказывает о предательстве, совершенном Иудой. В «Мирской власти» (IV) речь идет о распятии Христа. В произведении «Из Пиндемонти» (VI) повествуется о надмирной свободе художника. В основу стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» положена молитва, автором которой считается Ефрем Сирин, христианский богослов и поэт, живший в четвертом столетии. Ключевая пропагандируемая им идея – идея покаяния. Молитва, которую использовал Пушкин, — покаянная. Христиане читают ее в дни Великого поста.

Есть интересное мнение, что Александр Сергеевич мог ассоциировать себя с Ефремом Сириным. В 1828 году Пушкин сочинил стихотворение «Воспоминание». В нем читатель видит если не покаяние лирического героя, то отражение нравственных мучений человека, угнетенного совершенными в прошлом грехами. Что объединяет великого русского поэта и христианского богослова четвертого века? Как минимум, бурная молодость. Ефрем Сирин признавался, что в юные годы был злоезычен, завистлив, спорил с соседями, жестоко поступал с друзьями и так далее. Раскаялся он после особенного вразумления Божия. Тем не менее, на протяжении долгого времени Ефрем Сирин оплакивал свои грехи, как и герой «Воспоминания».

Главная мысль, транслируемая через произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…», — христианский стихотворец-пророк не стремится к власти над материальным миром. Он избегает так называемого греха любоначалия, подразумевающего желание повелевать. Молитва Ефрема Сирина призвана помочь лирическому герою стихотворения обрести духовную крепость и духовное зрение. Мотив зрячести для лирики Александра Сергеевича необыкновенно важен, хотя встречается он не так уж часто. В частности, тема эта использована в знаменитом «Пророке». В нем шестикрылый серафим легкими перстами коснулся глаз лирического героя, после чего произошло следующее:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Скорей всего, символически прозрение означает отказ от грехов молодости, первый шаг на пути к свободе, какой ее понимает православное христианство. «Отцы пустынники и жены непорочны…» — гимн покаянию, которое несет за собой радость, духовное перерождение, позволяет по-другому взглянуть на прошлые ошибки.

Метки: Пушкин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *