Овчая купель в Иерусалиме

Иерусалимский храм времен Иисуса Христа

50 заметок о Святой Земле
17: Иерусалимский храм времен Иисуса Христа
Нам с вами, дорогие, очень повезло! Благодаря уникальным исследованиям, которые сегодня доступны, мы можем узнать о некоторых моментах Евангельской истории больше, чем кто бы то ни было, начиная с 70-го года 1-го века по Р.Х..
А дело в том, что в 70-м году Иерусалим был стерт с лица земли. Погибли практически все его жители. Город времен Христа прекратил свое существование, и память о нем исчезла. Разрушению подверглась вся Святая Земля. Евреи были отсюда изгнаны, и здесь поселились римляне. Позже пришли другие, например, арабские племена.
Это забвение было настолько тотальным, что сегодня не установить, где находились многие из тех мест, о которых повествует Новый Завет. Едва ли все читатели моих заметок это знают, но многие из тех мест, – и, к сожалению, это правда, – которые сегодня показывают паломникам как места, связанные с жизнью Христовой, являются лишь предположительно теми самыми местами.
В начале 4-го столетия Евсевий Кесарийский, живший в Палестине, предпринял удивительное исследование. Он написал книгу Ономастикон, в которой привел все названия Библейских мест и точно указал, где они находятся. Это чрезвычайно ценная книга, так как позволяет установить где что находилось. Но и при том, что книга была написана всего через 300 лет после Евангельских событий, современные ученые говорят, что она верна лишь на 25%. Представьте, что уже во времена Евсевия не было никакой возможности установить, где находятся 75% Библейских мест Святой Земли!
Я взял из Интернета, наугад, несколько древних икон. Здесь представлены Евангельские сюжеты. На заднем фоне – Иерусалимский храм, как его понимали наши иконописцы, ориентирующиеся на византийские иконы. Нетрудно убедиться, что изображаемый на иконах Храм не имеет никакого отношения к реальному Храму времен Христа. Объяснить это просто: никто не знал, как этот Храм выглядел в действительности.





Когда писали наши великие святые отцы (Василий Великий, Иоанн Златоуст и прочие из плеяды отцов золотого века патристики, 4–5 вв.), Святая Земля была совсем иной, нежели в Библейские времена. Отсюда и непонимание ими многих обычаев и моментов Нового Завета. В отношении духовного или же нравственного толкования наши отцы – неподражаемы. Но в отношении исторического понимания (что на самом деле имел в виду Христос, когда что-то говорил, почему Христос выражается так или иначе и что Он имел в виду, и проч.) святые отцы часто ошибаются.
Благодаря развитию библейской археологии, всего спектра исторических исследований, предпринятых в последние два столетия, мы о Святой Земле времен Христа знаем больше, чем когда бы то ни было. А, значит, можем точно установить смысл слов Христовых, Его Учения, Его действий.
Я считаю это очень важным, потому что благодаря этому мы можем заново открыть и осмыслить свою веру. И она оказывается настолько прекрасной, настолько головокружительно интересной и актуальной, что, как мне кажется, может стать интересной даже современному человеку, про которого говорят, что он занят только поиском удовольствий.
Всеми своими трудами я стараюсь дать возможность переоткрыть веру тем, кто себя называет христианином, но для кого его вера перестала быть мощным стимулом изменять себя, предпочитать Божии ценности нашим земным и двигаться в направлении Жизни Вечной. А тем, кому что-то мешает верить, я стараюсь дать возможность открыть нашу веру.
И я хочу поделиться тем, что сам чувствую: вера Христова юна, жизнеутверждающа, интересна, актуальна! Для человека, ищущего Спасения, она поистине безальтернативна!
И сегодня я расскажу о месте, которое сыграло в жизни Христа важную роль, – о Иерусалимском храме:
Здесь, по преданию, трехлетнюю Марию, будущую Пресвятую Богородицу, ввели в Святая Святых (праздник Введения во Храм Богородицы);
Здесь Ангел благовестил Захарии о рождении сына, Иоанна Предтечи;
Сюда принесли малютку Христа, чтобы представить пред очи Господни, и здесь Его взял на руки старец Симеон Богоприимец (праздник Сретения);
Здесь двенадцатилетний Отрок Иисус беседовал с мудрецами, когда родители потеряли Его на пути из Иерусалима;
В Храме Иисус постоянно учил народ и произносил яркие речи, собиравшие толпы слушателей;
Здесь Иисус изгнал торгующих и о гибели именно этого Храма говорил много раз…
Впоследствии, после Вознесения Христова, в Иерусалимском храме собирались ученики – каждый день единодушно пребывали в храме (Деян 2: 46).
Храм был религиозным центром и самым святым местом для евреев по всему миру. И сегодня стена, которая когда-то служила подпоркой внешней стены Храма, является самой главной святыней для иудея: так наз. Стена плача.
Рассказ о Храме возможен благодаря кропотливым исследованиям, которые ведет в Израиле целый научный институт. Называется он «Институт Храма». Специалисты Института уже не одно десятилетие изучают все, что связано с Храмом. Знаете, наверное, щепетильность иудеев в выполнении всяких обрядовых предписаний. А теперь можете представить, с какой тщательностью они подошли к изучению всех аспектов, имеющих отношение к Храму. Это не просто оцеживание комара, о котором как-то сказал Христос (ср.: Мф. 23: 24), а препарирование комара с использованием лучших технологий.
При этом институте есть музей, в котором представлены реплики (точные копии) всех вещей Храма. Можете быть уверены, что эти копии с невероятной точностью воспроизводят то, что известно о Храме. Когда мы были в музее, сотрудница музея показала на одну картину, висящую на стене, и сказала, что эту картину сейчас уберут, потому что художник допустил неточность. Благодаря постоянным исследованиям, по мере новых уточнений того, как все выглядело и функционировало, в экспозицию вносят коррективы.
О Храме Соломона и том Иерусалимском Храме, что был до царя Ирода: Где обитает Бог?..
Давайте сегодня изучим, каким был Иерусалимский храм времен Христа. Этих фотографий и сведений в Интернете вы не найдете, это эксклюзивная информация.

Мы подходим к музею Института Храма.

Картина, изображающая, как выглядел Храм, построенный царем Иродом.
Обратите внимание на дорогу, которая ведет ко входу (она на первом плане). Эта дорога вела от Масличной горы к Храму. По ней Христос Спаситель вошел в Вербное воскресенье в Храм. Он направился туда, чтобы изгнать торгующих из Храма.
Об этом входе, ныне исчезнувшем, я писал: Золотые врата
Рядом с местом, где был этот вход, сегодня находятся замурованные Золотые врата.

Познакомьтесь с устройством Храма:
1 – Часть Храма, где находилось Святая Святых.
2 – Собственно Храм. Сюда могли заходить только священники, миряне не могли. Верх крыши, там, где зубчики, назывался крылами Храма. Сюда сатана поставил Христа, когда искушал: бросься перед народом вниз…
3 – Место для молитвы простых иудеев-мужчин.
4 – Палата назореев. Здесь приносили обеты, посвящая себя Богу. Здесь они сжигали состриженные по обету волосы.
5 – Палата прокаженных. Сюда приходили излечившиеся прокаженные показаться священникам, чтобы те могли засвидетельствовать их исцеление и допустить их в сообщество народа Божьего.
6 – Двор женщин. Женщины могли молиться только здесь, проходить дальше, во внутренний двор, они не могли.
7 – Палата дров. Здесь хранились дрова для Жертвенника.
8 – Врата Храма. В книге Деяний мы читаем:
Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога (Деян. 3: 1-7).
Возможно, речь идет об этих вратах. Хотя некоторые считают, что речь идет о вратах, которые у нас обозначены № 11.
9 – Палата масел. Здесь складировались вино и оливковое масло для светильников.
10 – Жертвенник всесожжения. На этом огромном Жертвеннике сжигали целые туши животных.
11 – Главные врата Храма, так называемые Ворота Никанора.
На всякий случай, кому нужно, – макет Храма без всяких надписаний.
Облачение священника и первосвященника. Первосвященник был один, и это был высший чин, вроде нашего Патриарха.
Вот как происходило богослужение в Храме во внутреннем дворе. Дымится Жертвенник всесожжения, поют и молятся священники, молятся мужчины. Женщины в эту часть не допускались.
Точная копия меноры – семисвечника Храма. Семисвечник символизирует семь очей Господа, смотрящих на наш мир. Слева – картина, изображающая, как священник заправляет семисвечник. В Храме таких семисвечников было много.
Первосвященник совершает воскурение ладана.
Теперь вы можете представить, как происходило следующее событие, описанное в Евангелии:
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк. 1: 8-12)
Точная копия жертвенника кадильного. Наверху, кстати, стоит чашка с тем самым ладаном, который использовался при ветхозаветном богослужении.
Ну, что вам сказать… Держал я в руках этот ладан, нюхал. Очень похож на наш, православный, только менее сладкий, скорее горьковатый, аромат, потому что сделан на основе смирны.
Вот как выглядело внутреннее убранство Храма, куда входили только священники. Вдалеке – красная завеса, отделяющая Святая Святых. По преданию, Пресвятая Богородица, когда Она жила в Храме до времени Обручения, вышивала именно эту завесу.
Комплект принадлежностей для каждения. Точная копия.
Вот так выглядела завеса, отделяющая Святая Святых. Напомню, что Святая Святых было самым священным местом Храма. Сюда мог заходить только Первосвященник и только раз в году. Считалось, что, когда Бог является Своей Шехиной (Присутствием), Он является именно в Святая Святых.
Когда Христос умер, эта завеса разодралась на две части:
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись (Мф. 27: 51)
Разорвавшаяся завеса символизировала, что отныне нет преграды между Богом и человеком. Через Христа мы примирились с Богом и вступили в новые, теснейшие и родственные отношения. (О событиях сопутствующих смерти Христа Спасителя, читайте: Смерть Христова.)
Ковчег Завета в Святая Святых.
Надо сказать, что в Храме Ирода Ковчега уже не было. Он пропал во время разрушения Храма Соломонова в 586 году до Р.Х. Во времена Христа Святая Святых было пустым.
Вот как происходило каждение в Святая Святых. Первосвященник входил туда, совершал каждение и вслух произносил священное Имя Божие. Только раз в году и один раз. Больше произносить Имя Божие было запрещено.
Евреи мечтают изгнать с Храмовой горы мусульман, разрушить их мечеть Аль Акса (мечеть Омара) и начать возводить свой новый Храм.
Эта картина из музея Храма иллюстрирует, как мог бы выглядеть современный Иерусалим, если бы удалось восстановить Храм.
В сувенирной лавке при музее Храма много книг. Открываю одну. Здесь представлена схема разделки животного для принесения его в жертву в Храме. Священники времен Христа были скорее мясниками, нежели служителями духа…
Здесь же можно приобрести конфеты, которыми лакомились священнослужители Иерусалимского храма
Израильская зарисовка возле входа в музей Храма. Маленькие иудеи мирно беседуют с евреями-военнослужащими. Все граждане Израиля обязаны проходить воинскую службу. (Фото нашей паломницы Виктории Светличной.)
А сейчас, дорогие, я хочу привести несколько выдержек из Нового Завета, в которых упоминается Храм. Вы теперь сможете более осмысленно воспринимать наш любимый священный текст.
Приведу цитаты и кое-где дам пояснения:
А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром… (Лк. 2: 22-29)
Знаменитый сюжет Сретения. Так как в рассказе упомянута Богородица, вероятней всего, это произошло во Дворе женщин (на плане это цифра 6).
….
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2: 46-49)
Между помещениями 5 и 7 есть крытая галерея. Такая же галерея есть на противоположной стороне. В этих галереях любили сидеть и беседовать группы людей. Вероятно, в одной из таких галерей и сидел Отрок Иисус.
Реконструкция боковой галереи
Интересно увидел этот сюжет В.Д. Поленов
………….
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4: 5-7)
Это произошло на крыше Храма (на плане –2). Эта позиция была выгодна еще и потому, что эта часть храма была видна отовсюду, даже со Двора женщин.
……………..
Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою (Лк. 21: 37).
И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне (Мк. 13: 1-2).
Здесь и так все понятно…
………………….
И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21: 12-13).
Это произошло во внешнем дворе. Огромный внешний двор (смотрите вторую фотографию в подборке) был предназначен для всех желающих и даже для язычников. Его заставили столами для продажи жертвенных животных и лавками для обмена денег.
Почему Христос изгнал торгующих, я рассказываю:
ВИДЕО: Рассказ о изгнании торгующих из Храма
……………….
…да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23: 35-36).
На нашем плане это пространство между Храмом – 10 и Жертвенником всесожжения – 2.
……………..
Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? (Ин. 18: 20).
………………
И сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал (Мф. 26: 61-63).
Только подумайте над нелепостью обвинения. До изобретения пороха оставалось больше тысячи лет. Как Христос, пусть с горсткой Апостолов, мог разрушить такой огромный комплекс как Храм? Христос говорил о теле Своем, которое будет убито, а потом воскреснет.
………………..
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф. 27: 3-5).
Иуда встречается с первосвященником и старейшинами в храме, на мужской территории (3). Здесь и происходит разговор. Иуда бросает деньги и бросается их храма вон.
………………..
Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа (Деян. 2: 44-47).
Христиане собирались в Храме, возможно, в одной из боковых галерей на Дворе женщин. Чуть выше я привожу рисунок реконструкции такой галереи.
……………..
Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм. Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери. Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла (Деян. 21: 27-32).
Иудеи думали, что Ап. Павел нарушил чистоту Храма, введя на территорию язычника. Язычники могли молиться только на внешнем дворе. Малицкий Юрий нравится это.

Иерусалимский храм времени Иисуса Христа

Главная святыня народа израильского – храм Иерусалимский – во время земной жизни Спасителя отличался великолепностью своих внешних форм, но его «святая святых» без ковчега завета была пуста.

В истории Иерусалимского храма различаются три периода. Первый храм, построенный Соломоном ок. 960 г. до Р.Х., был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. Ковчег завета незадолго перед этим таинственно исчез. Второй храм был построен после возвращения из вавилонского плена в 516 г. при участии персидского царя Кира. Наконец, третий храм был построен царем Иродом Великим, который оставил после себя построек в Иерусалиме больше, чем какой либо его правитель за всю историю города. Жестокое правление Ирода оказало такое впечатление на его подданных, что иудеи говорили: после Иродовой реконструкции святости в храме стало в два раза меньше.

Между тем, именно этому храму было суждено принять в себя Храм Божества – Пресвятую Богородицу. Рождение Пресвятой Марии и начало поэтапного строительства нового храма произошли, можно сказать, одновременно. С 20 по 10 гг. до Р.Х. интенсивной реконструкцией руководил сам Ирод, нередко прибегавший к совету иудейской элиты. Все израильтяне, достигшие 20-летнего возраста, где бы они ни жили, должны были платить определенную подать на храм. Из 10 тысяч рабочих десятую долю составляли профессиональные каменщики, литейщики, художники, столяры. Во время грандиозных перестроек возрастала в храме и Преблагословенная Отроковица. В год освящения (10 до Р.Х.), достигнув 12-летнего возраста, Она была обручена Иосифу из Назарета и покинула храм Иерусалимский. Возможно, прав. Иосиф, будучи плотником, хорошо зарекомендовал себя во время реконструкции и обратил на себя внимание храмовых служителей своим благочестием.

Храм Ирода Великого по своей планировке предоставил больше места язычникам и прозелитам (новообращенным), чем было прежде. Со всех четырех сторон храмовой площади теперь отводились для них специальные галереи. Именно здесь обосновались различные торговцы животных и меновщики священных сиклей – денежной монеты для подати на храм. Перед каждым входом на стене висели грозные слова: «Ни один иноверец не имеет права войти за балюстраду, окружающую ограду храма. Кто будет застигнут в несоблюдении этого правила, того немедленно подвергнут смертной казни». Далее, за «красными воротами» внутри, с восточной стороны храмовой площади, под тенистыми навесами балюстрады находился притвор Соломонов, где часто собирались желающие послушать ученого раввина или благочестивого проповедника. Здесь Спаситель сказал в ответ книжникам: «Я и Отец – одно» (Ин.10,30). В центре открытой площади (дворе сынов Израилевых) находилось святилище, где приносились жертвы и святая святых. Это здание раввины любили сравнивать по форме со спящим львом. Перед входом в святилище висела богатая завеса, такая большая, что на ней было изображено звездное небо. Возможно, что Сама Пресвятая Богородица вместе с другими иудейскими девушками пряла эту драгоценную ткань. Декорация в виде виноградной лозы на одной из входных ворот храма могла послужить иллюстрацией к словам Христа: «Я есмь лоза, а вы – ветви» (Ин.15,6). Белый цвет мрамора и позолота в отделке святилища, мозаики галерей для язычников, резьба по кедровой крыше балюстрады, скульптуры и геометрические орнаменты (росписи храма велись до 28-30 гг. от Р.Х.) – все это дивно блестело и переливалось на солнце. Не зря один из учеников сказал Спасителю: «Учитель, посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк. 13,1).

Но горьким был ответ Христа: «Видишь ли сии здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк.13,2). В 70 г. от Р.Х. римские войска под командованием Тита после тяжелой пятимесячной осады взяли и разрушили город. Храм был также разрушен. Его сокровища увезены в Рим. В 135 г. римляне строят на Сионской горе свой языческий храм. В 691 г., уже во время арабского владычества, на большей части бывшего некогда Иерусалимского храма строится мечеть Омара. Лишь один фрагмент древней храмовой стены возле ворот, которые вели из храма в город, сохранился до нашего времени, это т.н. «стена плача».

«Се, оставляется вам дом ваш пуст»,– эти слова Господа (Мф.23,38), сказанные об Иерусалиме, вместе с другими, сказанными Христом на виду храма – «восстаньте, идем отсюда» (Ин.14,31), – показывают, что внешнее служение не угодно Богу без внутреннего, без служения «духом и истиною». Как говорит в толковании на Евангелие бл. Феофилакт Болгарский: «Уразумеем, что ради нас Бог обитает в храмах, и когда мы делаемся безнадежными, оставляются Им и храмы».

Иерусалим: Cтроения, которые видел Христос

Две тысячи лет назад по городу Иерусалиму ходил Иисус Христос. Как и любой другой город, древний Иерусалим состоял из множества зданий, построек, улиц и площадей. В Евангелии упоминаются многие из них, но современному читателю не всегда понятно, о чем именно идет речь. Претория, Овчая купель, притвор Соломонов — что это за сооружения, почему они так названы, как выглядели и для чего предназначались? Сплошные загадки. А ведь именно здесь Иисус Христос исцелял безнадежных больных. Здесь обличал священников и учителей закона за то, что они забыли о любви к людям. И здесь же Он был осужден на мучительную смерть по лживому обвинению. Чтобы лучше понимать, как и где это происходило, попробуем более подробно разобраться с этими названиями.

Вифезда — это странное слово на еврейском языке звучит примерно как «бейт хисда» и означает «дом милосердия». Так называли два больших совмещенных бассейна, в которых хранился запас воды для города. Иерусалим — южный город, а в жарких странах вода в реках летом пересыхает. Поэтому в каждом большом городе строились огромные бассейны, в которых накапливалась вода на случай засухи. В Иерусалиме таких бассейнов было несколько. Но Вифезда была особенным местом и называлась так не зря. Здесь не только хранился запас воды для города, но и совершались удивительные исцеления людей от самых разных болезней.

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5:2-14).

Располагались бассейны прямо за крепостью Антония, неподалеку от городской стены Иерусалима, возле Овечьих ворот. Так назывались ворота, через которые в город гнали овец на продажу. Поэтому иногда эти бассейны называли еще Овечьей купелью. Возможно, когда-то в них поили овец, которых готовили к жертвоприношению в храме.

Историк Церкви Евсевий Кесарийский спустя четыре столетия после Рождества Христова писал об Овечьей купели следующее: «Вифезда — купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нем жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв».

Вифезда означает — дом милосердия. Но бассейн не может быть домом. Так были названы не сами бассейны Овечьей купели, а галереи вокруг них — те самые крытые ходы, о которых упоминает Евангелие. Это были колоннады, похожие на ту, что обрамляла храмовую платформу, только, конечно, гораздо меньших размеров. Под их кровлей и лежали несчастные, ожидавшие чудесного бурления воды в бассейнах. Евангелие упоминает лишь о пяти таких галереях. Видимо, крытые ходы Вифезды были расположены лишь вдоль пяти стен из восьми, окружавших бассейны.

Здесь в субботний день Иисус Христос исцелил человека, который страдал от неизлечимой болезни тридцать восемь лет. За это иудеи решили Его убить.

Притвор Соломона

Притвор Соломона упоминается в Новом Завете несколько раз. Сначала — как место, где иудеи спорили с Иисусом и пытались Его убить. Потом — как место постоянного собрания иерусалимской общины христиан. Что же он из себя представлял?

Притвор Соломона не был отдельным строением. Так называлась одна из частей знаменитого Иерусалимского храма. Но, прежде чем описывать, как он выглядел и где именно там находился, нужно рассказать хотя бы немного про сам храм. Когда мы слышим сегодня это слово, то привычно представляем себе нечто подобное храмам, которые видим сегодня, — красивое здание, увенчанное одним или несколькими куполами. Но Иерусалимский храм во времена Иисуса Христа очень сильно отличался от современных, пусть даже таких больших, как храм Христа Спасителя в Москве или Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Храмовый комплекс в Иерусалиме был огромен. По сути, это была руко­творная гора, возведенная людьми на основании настоящей горы, которая называлась Мориа. Когда-то царь Соломон построил на ее вершине первый храм. По современным меркам он был не очень большим: 27 метров в длину, 9 метров в ширину и 13,5 метра в высоту. Но за двадцать лет до Рождества Христова царь Ирод решил обновить храмовую гору и сам храм.

Десятки тысяч рабочих день и ночь возили на осликах землю из окрестностей города, и высыпали ее на склоны горы Мориа. А чтобы привезенная земля не расползалась под собственной тяжестью, строители укрепляли стены насыпного холма кладкой из огромных каменных блоков. Так постепенно над городом поднимались ввысь стены обновленного храмового комплекса. В результате гора Мориа по самую вершину была засыпана землей, удерживаемой каменными подпорными стенами. А сам храм, ранее стоявший на вершине, теперь оказался в центре гигантской ровной платформы, по площади равной примерно двадцати футбольным полям. Эту новую рукотворную гору и называли в те времена Иерусалимским храмом.

Ее стены были отделаны белоснежным мрамором и возвышались над городом, словно спустившееся на землю облако. Платформа на ее вершине имела вид прямоугольника. Со всех четырех сторон она была обрамлена крытыми коридорами-галереями. Их внешняя сторона была глухой и представляла собой продолжение подпорных стен насыпи вокруг храмовой горы. Внутренняя же сторона была открытой. Кровля над галереями держалась на множестве мраморных колонн высотой более 10 метров каждая.

Восточную галерею этой величественной колоннады и называли — притвор Соломонов. Откуда взялось такое название, трудно сказать. Есть версия, что при реконструкции храма строители обнаружили именно с этой стороны остатки древних строений, которые были возведены еще во времена Соломона.

Галерея Соломона располагалась вдоль восточной длинной стороны прямоугольника храмовой платформы. Это было обширное, укрытое от дождя и солнца пространство, способное вместить несколько тысяч человек. Здесь обычно собирались люди, чтобы послушать проповедь какого-нибудь мудрого учителя. Неудивительно, что именно в этом месте храмового комплекса проповедовал Иисус Христос. Здесь прозвучали Его слова: Я и Отец — одно (Ин 10:30), за которые озлобленные иудеи собирались побить его камнями. Спустя несколько лет здесь же, в притворе Соломоновом, начали собираться для молитвы и наставления первые иерусалимские христиане — ученики апостолов.

Претория

В истории страданий Иисуса Христа здание, называемое претория, занимает трагическое место. Здесь, в претории, Его избивали бичами, здесь над Ним глумились римские воины, и здесь же Он был осужден на мучительную смерть. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венок, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! (Мк 15:15–18).

Само слово «претория» — римского происхождения. Дело в том, что во времена Иисуса Христа земли Израиля были захвачены войсками могучей Римской империи, победившей к тому времени множество стран. В каждой столице побежденной страны было место, где жил наместник Рима, поставленный императором управлять этой страной. Это место и называлось — претория. Обычно она располагалась там же, где находился в городе гарнизон римских войск, чтобы в случае восстания римский чиновник находился под надежной защитой. Там он принимал и рассматривал жалобы, писал указы, судил людей, обвиненных в преступлениях, и выносил им приговоры.

В Иерусалиме претория, по всей видимости, находилась в крепости Антония. Так назывался комплекс зданий, примыкавший к северо-западному углу Иерусалимского храма. Крепость располагалась на высокой скале и благодаря этому возвышалась над всем городом. Построил ее все тот же царь Ирод Великий и назвал так в честь своего друга — римского военачальника Марка Антония, которому он был обязан властью над Иудеей.

Четыре массивных квадратных башни были соединены между собой такими же массивными стенами, в которых были сквозные галереи для быстрого перехода из башни в башню, а также — множество различных помещений. Здесь были казармы для солдат гарнизона, тюремные камеры для заключенных. В центре крепости располагался обширный плац — площадка, где солдаты могли упражняться в воинском мастерстве.

Одна из стен крепости вплотную примыкала к стене Иерусалимского храма. С ее башен отлично просматривался огромный храмовый двор, благодаря чему можно было контролировать весь храм силами гарнизона. Но при всем своем грозном величии крепость Антония не была угрюмым и мрачным сооружением. Стоящая рядом с великолепным храмом, отделанным золотом и мрамором, крепость тоже была построена с дворцовой роскошью. По мнению историков, именно здесь и располагалась претория тогдашнего наместника Иудеи прокуратора Понтия Пилата.

Здесь, внутри этих величественных, отделанных резным мрамором стен, на разогретых южным солнцем камнях плаца римские солдаты избивали Иисуса Христа, плевали Ему в лицо, били палкой по голове. Сегодня от крепости Антония почти ничего не осталось. Сохранились лишь древние камни, которыми был вымощен плац крепости. На них видна разметка воинских игр римских солдат, канавки для стока дождевой воды, специальные насечки для лошадиных копыт.

Некоторые из рисунков, сохранившихся на камне, напоминают о жестокой забаве, бывшей в обычае у римских воинов — так называемой игре «в царя». При внимательном рассмотрении на рисунке можно рассмотреть корону, меч или греческую букву «бета», начальную от слова «базилевс» — царь. Солдаты выбирали одного из заключенных в «цари», одевали его в красный солдатский плащ, напоминавший царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Такому «царю» оказывались всяческие насмешливые почести, перемежаемые избиением. Именно так издевались солдаты над Иисусом Христом перед тем, как вести Его к месту казни.

***
Казалось бы, самые надежные свидетели прошедших веков и тысячелетий — городские здания. Люди строят их из прочного камня, они огромны, словно рукотворные горы. Что может быть долговечней их? Однако спустя всего несколько десятилетий после того, как по улицам Иерусалима ходил Иисус Христос, эти улицы были полностью разрушены римлянами в наказание за попытку вооруженного восстания иудеев. От огромного и величественного Иерусалимского храма не осталось ничего, кроме небольшой части подпорной стены. Грозная крепость Антония была снесена до основания, уцелели только плиты плаца и помещения под землей. Крытые галереи Вифезды тоже были сметены с лица земли, сегодня археологи отыскали лишь каменную кладку самих бассейнов.

Но оказалось, что куда надежнее самых прочных и огромных камней человеческая память. Две тысячи лет прошло с тех пор. Давно уже и следа нет на земле от притвора Соломона и башен крепости Антония, нет Вифезды и претории. Но человечество до сих пор хранит память о них потому, что именно эти здания были связаны с историей земной жизни Иисуса Христа.

Проверьте, внимательно ли вы прочитали статью «Строения, которые видел Христос», пройдя наш небольшой тест!

1. Что означает еврейское слово «вифезда»?

А) Живоносный источник. Б) Храмовые ворота. В) Дом милосердия. Г) Иерусалимская крепость.

Вифезда — это два совмещенных бассейна, где хранилась вода для города на случай засухи. В Вифезде совершались чудесные исцеления людей от многих болезней. Слово «вифезда» означает «дом милосердия». Собственно «домами милосердия» были колоннады вокруг бассейнов, под кровлей которых лежали больные, ожидавшие целебного бурления воды в купели. Именно в Вифезде Иисус исцелил человека, который страдал от неизлечимой болезни около сорока лет.

Вифезда — два водоёма, вырытые в русле реки Бейт Зейта в Иерусалиме.

Строительство купели относится к VIII в. до н. э. Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных.

После строительства ближе к Храму большего водоема Биркат Израэль в I в. купель Вифезда перестали использовать для Храмовых целей.

А новая городская стена, построенная севернее Иродом Агриппой в 144 г. н.э., почти прекратила доступ воды в водохранилище.

Также есть версия, что Вифездой является пруд, находящиёся рядом с храмом св. Анны. Этот пруд ещё во времена Крестовых походов назывался «Овчей купальней», рядом с ним были обнаружены следы пяти арок.

В свидетельствах паломников Вифезда впервые появляется в 333 г., когда о ней упоминает паломник из Бордо, увидевший ту же картину, что описана в Евангелии: толпы больных, слепых, параличных.

Вифезда, большой бассейн (150x50x15 м), состоящий из двух резервуаров, разделенных стеной. Обнаружен в 1914 г. на территории монастыря Белых отцов, рядом с церковью св. Анны Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Позже, в V в., паломники, посещавшие Вифезду, упоминали «церковь Параличного» — церковь св. Анны.

В Новом Завете

Согласно Евангелия от Иоанна (Ин.5:1-16), вода из купальни Вифезды считалась чудодейственной, когда

При купальне лежал расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды.

Вифезда. Пять притвор имущих Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Иисус сказал ему:

Местонахождение

Вопрос о местоположении Вифезды не нашел окончательного разрешения.

По свидетельству евангелиста, пруд находился у Овечьих ворот, которые отождествляются иногда с теперешними воротами Св. Стефана в мусульманском квартале Иерусалима.

Там действительно находится высохший водоем, который, по-видимому, содержался некогда в исправности, так как берега его выложены весьма прочными стенами древнееврейской кладки.

Он имеет правильную четырехугольную продолговатую форму, до 50 саж. в длину и 17 саж. в ширину.

У местных жителей-арабов он называется «Биркет Израиль», т. е. прудом израильским. У западной стены заметны развалины двух арок, которые могут соответствовать упоминаемым евангелистом «крытым ходам».

План Вифезды Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Есть, впрочем, мнение отождествляющее Вифезду с другим прудом, находящимся близ церкви св. Анны. Этот пруд еще во времена Крестовых походов назывался «Овчей купальней»; там находили следы пяти арок.

Некоторые, наконец, видят Вифезду в так называемом «пруде Девы», находящемся в Кедронской долине, особенно вследствие того, что там и доселе от неизвестных причин происходит своеобразное «возмущение» или движение вод, периодически повторяющееся раза три-четыре в неделю.

Но местоположение его совсем не соответствует евангельскому рассказу по своей отдаленности от храма, и потому большинство ученых склоняется в пользу первого из вышеприведенных мнений.

Некоторые исследователи отождествляют этот бассейн с «верхним бассейном» (ивр. בריכה העליונה‎), упоминающимся в Книге Царств.

Овчая купель, называемая Вифезда

Вифезда — упоминаемый в Евангелии от Иоанна пруд в Иерусалиме, имевший целебное значение, на что указывает и самое название его, означающее по-еврейски «дом милосердия». Собственно название «дома» придавалось тем крытым ходам или галереям, которые воздвигнуты были около пруда для удобства многочисленных больных, собиравшихся тут в ожидании «возмущения воды», периодически происходившего в пруде и обозначавшего момент высшей их целебности.
В евангельской истории этот пруд связывается с рассказом об исцелении Христом одного расслабленного, который страдал целых 38 лет и, уже совершенно отчаявшись в возможности исцеления, неожиданно получил его от неизвестного ему Галилейского Учителя (Иоан. V, 5-9).
«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.
…Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. » (Ин. 5)
Строительство купели относится к VIII веку до н. э. Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Xраму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных.
И доныне есть доступ к остаткам евангельской купели — Вифезды, ушедшего под землю водоема, вокруг которого располагаются развалины древней церкви.
Спустившись по лестнице к уцелевшей площадке, где был храм, надо спуститься еще ниже по крутым ступеням к самой воде.
По преданию, целебное свойство воды, которую возмущал сходивший сюда Ангел, было связано с тем, что в этих водах лежало древо Креста, на котором впоследствии был распят Христос. Само же древо тоже оказалось здесь не случайно. Некогда став плодом послушания Лота (носившего долгие годы воду из Иордана, чтобы поливать три посоха из кипариса, певка и кедра), произросло необычное дерево из оживших посохов. При постройке Храма Соломона это дерево срубили, но для строительства так и не использовали, т.к. оно чудесным образом меняло размер. Дерево было брошено в купель, где пролежало около 700 лет. Именно это «греховное» древо Лота фарисеи решили использовать для казни Спасителя.
Купель была обширнее чем сейчас, так как другая ее половина скрыта стеной фундамента бывшей церкви.
Древняя церковь, остатки которой мы наблюдаем на этом месте, относится к византийскому периоду и была, видимо, воздвигнута св. царицей Еленой над теми «пятью притворами», о которых говорит Евангелие и которые являлись Домом милосердия над целительными водами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *