Паломничество в христианстве

Слабое звено (Обзор выпуска 2002-01-31)

Слабое звено

обзор телеигрыЛоготип программы

Дата эфира: 31 января 2002 года

Телекомпания: ОРТ Ведущий: Мария Киселёва

Обзор части выпуска игры «Слабое звено», показанного, предположительно, 31 января 2002 года на канале ОРТ.

Участники

Татьяна ВоронинаЮрийЯна Вадим Константинов Рашит Закиров Елена Роман Кошелёв Сергей

Участник Возраст Город проживания Род деятельности
Татьяна Воронина 38 Киев Главный редактор журнала
Юрий 48 Москва Водитель
Яна 20 Воронеж Студентка
Вадим Константинов 35 Саранск Врач
Рашит Закиров 45 Красноярск Юрист
Елена 30 Москва Домохозяйка
Роман Кошелёв 25 Шахунья Экономист
Сергей 23 Мурманск Матрос

Раунд 1

Назовите русского драматурга, памятник которому установлен перед зданием Малого театра в Москве.

Ответ Вадима: Александр Островский

Кто сыграл главную женскую роль в сериале «Зимняя вишня»?

Рашит пасует. Правильный ответ: Елена Сафонова

Назовите первую русскую императрицу, коронованную в 1725 году.

Ответ Елены: Екатерина I

Какой город в 1712 году стал столицей России?

Ответ Романа: Санкт-Петербург

Сергей кладет в банк 2 000 руб.

Назовите героя романа Оскара Уайльда, пороки и грехи которого отражались в его портрете.

Сергей пасует. Правильный ответ: Дориан Грей

На набережной какой реки находится знаменитый Биг-Бен?

Ответ Татьяны: Темза

Как называется высокий головной убор древних восточных царей, а также Папы Римского?

Юрий пасует. Правильный ответ: Тиара

Как в России в XIV—XVII веках называлась придворная должность заведующего соколиной охотой?

Ответ Яны: Гончий Правильный ответ: Сокольничий

Какая река текла между кисельными берегами в сказке «Гуси-лебеди»?

Ответ Вадима: Молочная

Какой народ Европы называет себя «мадьяры»?

Ответ Рашита: Венгры

Назовите гимн, который исполняли часы на Спасской башне в первые годы советской власти.

Ответ Елены: «Боже, царя храни!» Правильный ответ: «Интернационал»

Как называется часть войск, которые находятся впереди главных сил с целью не допустить внезапного нападения противника?

Ответ Романа: Дозор Правильный ответ: Авангард

Какой праздник отмечается в России ежегодно 12 апреля?

Ответ Сергея: День космонавтики

Назовите меру аптекарского веса, равную 29,9 г.

Ответ Татьяны: Унция

Юрий удваивает выигрыш.

Назовите авторов романа, по которому был снят фильм «Гонки по вертикали».

Ответ Юрия: Братья Вайнеры

Как называется стекловидный сплав, которым покрывают керамические изделия?

Яна пасует. Правильный ответ: Глазурь

Как называют коренных жителей Новой Гвинеи?

Ответ Вадима: Папуасы

Как называется орган высших растений, выполняющий функции фотосинтеза и газообмена?

Ответ Рашита: Хлорофилл Правильный ответ: Листья

Во сколько очков в баскетболе оценивается бросок в корзину из-за шестиметровой линии?

Ответ Елены: 3

Роман добавляет в банк 1 000 руб., итого 5 000 руб.

Идеологами какого общественно-политического течения, возникшего в Западной Европе, были Бакунин и Кропоткин?

Ответ Романа: Анархизм

В каком городе 7 апреля 1795 года был принят декрет о введении метрической системы мер?

Ответ Сергея: В Париже

Татьяна пополняет банк на 2 000 руб.

Как называется часть прямой между двумя точками, включая сами точки?

Ответ Татьяны: Отрезок

Как называется самый крупный сорт гречневой крупы?

Ответ Юрия: Ядрица

Команда заработала только 7 000 руб.

Сильное звено — Татьяна. Хуже всех отвечала на вопросы Яна.
Команда не заметила ее промаха и выгнала Юрия.

Раунд 2

У команды 7 000 руб.
Как называется кольцевидный первый шейный позвонок у человека и у высших позвоночных?

Татьяна пасует. Правильный ответ: Атлант

Сколько человек было в творческом коллективе «Кукрыниксы»?

Ответ Яны: 5 Правильный ответ: 3

Назовите дату, когда в СССР отмечали День Советской Армии.

Ответ Вадима: 23 февраля

Как в Библии названо судно, на котором Ной спас людей и животных от всемирного потопа?

Ответ Рашита: Ковчег

Какое испанское название получил период отвоевания у арабов Пиренейского полуострова?

Елена пасует. Правильный ответ: Реконкиста

Назовите слово итальянского происхождения, которым называют странствующих богомольцев и паломников.

Роман пасует. Правильный ответ: Пилигрим

В составе какого ансамбля в разное время пели Алла Пугачёва, Александр Буйнов и Алексей Глызин?

Ответ Сергея: «Самоцветы» Правильный ответ: «Веселые ребята»

Как называется объединение бывших доминионов Великобритании, признающих королевскую власть?

Ответ Татьяны: Британское Содружество

Астрономия: назовите планету, которая ближе всех расположена к Земле.

Ответ Яны: Луна Правильный ответ: Венера

Как называют человека, создающего ложное представление о плохом состоянии своего здоровья?

Ответ Вадима: Симулянт

Растение держи-дерево — это дерево или кустарник?

Ответ Рашита: Кустарник

Назовите детского писателя — автора книжки «38 попугаев».

Ответ Елены: Эдуард Успенский Правильный ответ: Григорий Остер

В какой азиатской стране родился Редьярд Киплинг?

Ответ Романа: Индия

Назовите мифическое чудовище, которое охраняло золотое руно у царя Колхиды.

Сергей пасует. Правильный ответ: Дракон

Какая страна лишилась права иметь свой военный флот на Черном море после окончания Крымской войны?

Ответ Татьяны: Турция Правильный ответ: Россия

Сколько дней продолжалось второе царствование Наполеона Бонапарта?

Яна пасует. Правильный ответ: 100 дней

Как называется сплав цветных металлов на основе меди и олова?

Ответ Вадима: Бронза

Назовите профессию героя, с которым разговаривал Ленин в поэме Твардовского.

Ответ Рашита: Печник

Как называлось судно, на котором Тур Хейердал совершал плавание из Египта к берегам Америки?

Ответ Елены: «Ра»

Роман положил в банк первые и едва ли не единственные в раунде 5 000 руб.

В каких величинах в россии обычно измеряется энергетическая ценность пищи?

Ответ Романа: Калории

Сергей кладет в банк 1 000 руб. Всего заработано 6 000 руб.

По статистике, сильное звено на этот раз Вадим. Яна все еще слабое звено.
На этот раз команда избавилась от Яны.

Раунд 3

Пока что заработано 13 000 руб.
Как называлась первая космическая орбитальная станция, запущенная в СССР в 1971 году?

Ответ Вадима: «Салют»

Какое животное в индуизме символизирует изобилие и считается священным?

Ответ Рашита: Корова

Как звали сына Одиссея и Пенелопы?

Елена пасует. Правильный ответ: Телемах

Переведите на современный русский язык слово «ланиты».

Ответ Романа: Щеки

Сергей положил в банк 1 000 руб.

Как называется цикл романов и повестей Оноре де Бальзака, куда входит «Шагреневая кожа» и » Отец Горио́»?

Сергей пасует. Правильный ответ: «Человеческая комедия»

Как называется внутриматериковое море Атлантического океана у берегов Северной и Средней Европы?

Татьяна пасует. Правильный ответ: Балтийское

Назовите страну — родину жены Сальвадора Дали Галы.

Ответ Вадима: Россия

Назовите российского императора, который вступил на престол благодаря заговорщикам, убившим его отца Павла I.

Ответ Рашита: Александр I

Как называется стальная часть рубящего и колющего холодного оружия?

Ответ Елены: Стык Правильный ответ: Клинок

Назовите сказочного джинна, которого спас из заточения советский мальчик Волька Костыльков?

Ответ Романа: Старик Хоттабыч

Как называется вид спорта, связанный с выполнением акробатических упражнений на воде под музыку?

Ответ Сергея: Синхронное плавание

Татьяна кладет в банк еще 2 000 руб. Итого 3 000 руб.

Как в литературе называется дословная выдержка из какого-либо текста?

Ответ Татьяны: Цитата

Как называется верхняя часть дерева, образуемая совокупностью всех ветвей?

Ответ Вадима: Крона

В каком веке жил и работал французский художник Эдуард Мане?

Ответ Рашита: В XIX

Назовите тюрьму, в которую в мае 1717 года был заключен французский писатель Вольтер.

Ответ Елены: Санте Правильный ответ: Бастилия

Как называется утверждение высшим государственным органом международного договора?

Ответ Романа: Ратификация

Сергей пополнил банк на 1 000 руб.

Назовите третью букву старославянского алфавита.

Ответ Сергея: Веди

Татьяна добавляет еще 1 000 руб. Итого 5 000 руб.

Как называется битва, которая произошла на Руси в 1380 году?

Ответ Татьяны: Куликовская

Как называется вид спорта, цель которого — восхождение на горные вершины?

Ответ Вадима: Альпинизм

Рашит дополняет сумму до 7 000 руб.

Назовите век, в котором был изобретен телеграф.

Ответ Рашита: XIX

В третьем раунде заработано 7 000 руб.

Сильное звено — Рашит. Новое слабое звено — Елена, ни разу не ответившая верно.
Елена покидает игру.

Это незавершённая статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Финал

Первая пара вопросов

Как в 1811 году назвали землю в Северном Ледовитом океане, усиленные поиски которой в первой половине XX века привели к выводу, что ее не существует?

Ответ Сергея: Голландия Правильный ответ: Земля Санникова

В какой стране расположен высочайший в мире водопад А́нхель?

Ответ Романа: Аргентина Правильный ответ: Венесуэла

Вторая пара вопросов

В какой стране происходит действие фильма Акиры Курасавы, снятого в 1951 году по роману Достоевского «Идиот»?

Ответ Сергея: В России Правильный ответ: В Японии

Назовите американский киномюзикл 1961 года, в основу которого положен шекспировский сюжет трагедии «Ромео и Джульетта», но действие перенесено в современный Нью-Йорк.

Роман пасует. Правильный ответ: «Вестсайдская история»

Третья пара вопросов

Назовите английского философа, лорд-канцлера при дворе Якова I, автора трактата «Новый Органон».

Сергей пасует. Правильный ответ: Фрэнсис Бэкон

Назовите немецкого философа, математика и физика, разработавшего по просьбе Петра I проекты развития образования и государственного управления в России.

Ответ Романа: Карл Гаусс Правильный ответ: Готфрид Лейбниц

Четвертая пара вопросов

Назовите участника покушений на Александра II, который, находясь в заключении в Петропавловской крепости в 1881 году, разработал проект реактивного летательного аппарата.

Ответ Сергея: Александр Ульянов Правильный ответ: Николай Кибальчич

Какому русскому механику и изобретателю Александр Суворов обратился со словами: «Вашей премудрости мое почтение!» ?

Ответ Романа: Иван Кулибин

Пятая пара вопросов

В этом неудачном финале весь исход определялся одним вопросом

Какой общественный транспорт впервые появился на улицах Москвы в 1934 году?

Ответ Сергея: Метро Правильный ответ: Троллейбус

Сергей проиграл, а Роман стал обладателем 56 000 руб.

См. также

  • Слабое звено

паломник

Смотреть что такое «паломник» в других словарях:

  • паломник — См … Словарь синонимов

  • ПАЛОМНИК — ПАЛОМНИК, паломника, муж. (от лат. palma пальма). 1. Богомолец, странствующий по т.н. святым местам (от обычая привозить из Иерусалима пальмовую ветвь; ист.). 2. В древнерусской литературе назв. книг, описывающих путешествия по таким местам (ист … Толковый словарь Ушакова

  • паломник — ПАЛОМНИК, богомол, богомолец, странник, устар., книжн. пилигрим ПАЛОМНИЦА, богомолка, странница, устар., книжн. пилигримка ПАЛОМНИЧЕСКИЙ, богомольческий, страннический … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ПАЛОМНИК — ПАЛОМНИК, а, муж. Верующий человек, путешествующий к местам, к рые считаются святыми. | жен. паломница, ы. | прил. паломнический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ПАЛОМНИК — муж. богомолец, калика, бывший на поклонении у гроба Господня. Паломничьи калиги, поршни. Паломничать, ходить на поклоненье в Иерусалим. Паломничанье было встарь в общем обычае. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • паломник — паломника, м. . 1. Богомолец, странствующий по т. наз. святым местам (от обычая привозить из Иерусалима пальмовую ветвь; истор.). 2. В древнерусской литературе – назв. книг, описывающих путешествия по таким местам (истор.… … Словарь иностранных слов русского языка

  • Паломник — Паломничество (от лат. Palma «пальма»): путешествие к Святой Земле, географическим местностям, имеющим особое значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; хождение верующих к святым местам на поклонение. Обычай основывается на… … Википедия

  • паломник — др. русск. книга паломникъ описание паломничества (Антон. Новгор. 13). Основано на производном, аналогичном ср. лат. palmāriī,palmātī (Петухов 56). От лат. раlmа пальма , которая играет выдающуюся роль в пасхальной обрядовости, а в северных… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • паломник — а, м. Тот, кто посещает святые места; странствующий богомолец, по обычаю привозивший из Иерусалима пальмовую ветвь. ► У баб За просфоры афонские, за слезки богородицы Паломник пряжу выманит, А после бабы сведают, что дальше Троицы Сергия Он … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • Паломник — Это человек, следующий прямым и сознательно выбранным путем, в отличие от бесцельно блуждающего бродяги. Он стремится к некоторой цели и символизирует стремление к священному. Символы пилигрима: посох, чашка или бутыль, широкополая шляпа. В… … Словарь символов

О паломничестве

Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

Сцена, ставшая привычной для многих священников. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет…. Исцелиться хочу, говорят, помогает» – вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам? И постараться дать себе на них честный ответ.

Поклониться святым местам

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Паломник или турист?

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия – так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?

Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», – а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

Как не надо ездить в паломничество

Прим. ред., — Паломничество — это путешествие к святым местам. Паломничество в православном христианстве часто называют «православным туризмом», что не совсем верно, потому что паломничество не очень похоже на туристический поход. Паломники отправляются в путь ради молитвы, общения с Богом и возможности увидеть православные святыни. К такому путешествию надо духовно подготовиться. Часто паломники преодолевают трудности, держат пост, специально берут определенные обеты. Многие едут в паломничество, чтобы потрудиться в монастыре или ради миссионерской деятельности, по пути рассказывая о Христе. Паломничество — древняя традиция. При многих храмах и монастырях существуют специальные паломнические службы. Уже сформировались паломнические традиции, а первые паломничества совершались в апостольские времена.

Кошмар обыкновенный

Из личного. 2003 год. Десятилетие гибели иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Вся Москва снимается с места и едет в Оптину Пустынь. Пришлого народу в монастыре столько, что некоторые ставят палатки прямо на площади перед воротами.

Решение ехать принимается спонтанно, когда в руки попадает листок с расписанием поездок паломнической службы с благообразным названием. Звонок:

– Да, конечно, места есть.

И мы едем.

По-хорошему, насторожиться надо было сразу, как только выяснилось, что автобус отходит из центра Москвы в 22:00 в субботу. Тем более, что возможность уехать на все выходные была.

Теоретически такое время отправления побывать на вечерне позволяло. Практически – мы как раз добирались через весь город к месту посадки. Чтобы потом…ехать обратно.

Третьего кольца тогда не существовало, и водителю ничего не оставалось, как выбираться из города по радиусам. Что он и делал примерно до часу ночи. Так коммерческий расчёт собрать путешественников из всех районов помноженный на вечерний «час пик» стоил нам трёх-четырёх лишних часов дороги.

Пять утра. Автобус, наконец, подруливает к монастырю. По словам экскурсовода, до начала ранней литургии остаётся час. Кто-то пытается подремать в кресле. Самые бывалые вспоминают, что погружаться в источники после причастия обычно не благословляется.

Услышав вопрос: «Где тут источник?» – сопровождающая девочка откровенно пугается. На этом маршруте она впервые, какой-то информацией о храмах и расписании служб её снабдили, но за всем остальным приставать к ней просто бесполезно.

Группа самых проснувшихся шеренгой выходит из автобуса и растягивается по дороге, ведущей прочь от ворот. Очертания монастыря медленно тают в густом предутреннем тумане. По счастью, в этот ранний час навстречу попадается кто-то из местных и, откровенно обалдев от вида процессии из двадцати пяти человек, протопавших к тому времени добрых полпути до Козельска, задаёт вопрос: «А вы куда,…люди добрые?»…

Та самая дорога

Потом мы бесконечно стоим в очередях – сначала на исповедь. (Вообще-то утренняя исповедь в монастыре рассчитана на тех, кто идёт на позднюю литургию, но на неё мы не успеем – уйдёт автобус. По счастью, очередь нас пропускает).

Потом – во время самой литургии – за свечами, записками и просфорами. Если бы сопровождающая и знала о существовании лавки в подклети Казанского собора, в пять утра нам это едва ли помогло бы.

Ближе к полудню, галопом осмотрев Оптину и, кажется, Скит, группа совершенно обессиленных и голодных людей (о том, что в монастыре кормить нас не будут и еду надо брать с собой, предупреждали) отбывает в Шамордино…

Шамордино. Госпожин луг

Православное паломничество и православный туризм

В последние годы всё чаще говорится о существовании двух близких, но всё же различных явлений – православном паломничестве и православном (или «православно ориентированном») туризме.

С точки зрения специалистов, обслуживанием второго занимается персонал, подготовленный по специальности «гостиничный бизнес». То есть, изучаются все обычные дисциплины – маркетинг, менеджмент, основы pr. Просто деятельность потом получается «тематической».

История Соловецкой обители

Для пользователя же главное отличие – в другом. Паломничество – это подвиг, где главная цель – посетить службы и святыни. Вопрос о том, где вы будете есть/спать, и насколько вам будет интересно, в поездке с такой целью решается во вторую очередь. (Помню, как в той же Оптиной группы паломников ночевали на ковриках прямо на солее Введенского храма).

Православный туризм, помимо некоторой доли комфорта, предполагает привычную познавательно-ознакомительную программу. То есть, «посмотрите направо, посмотрите налево», хоть и с особой тематикой.

Ни мышонок, ни лягушка…

Отдельная проблема заключается в том, что поле, на котором работают большинство современных паломнических служб, находится как раз посередине между указанными явлениями.

С одной стороны, предлагаемые ими поездки заявлены как «паломнические», а потому большинство участников настроены на две вещи: 1) доехать до места; 2) за максимально небольшие деньги. Особенно возмущаться уровнем комфорта и качеством обслуживания в такой компании как-то «не комильфо». С другой, отпустить группу на неделю в какое-нибудь Дальнее Зарубежье совсем без удобств и документов тоже нереально.

В итоге термины вроде «договор обслуживания», «трансфер», «бронь отеля» и подобные начинают мелькать на горизонте лишь при дальних, тем более, зарубежных путешествиях. В случае же недалёких внутренних поездок сплошь и рядом бывает так, что никаких вообще бумаг с путешественником не подписывают, предлагая «передать деньги прямо экскурсоводу в автобусе».

Между тем, надо понимать, что «паломническая служба» – это такая же туристическая компания. И работает она с туристами-паломниками, с одной стороны, и с персоналом – водители, сопровождающие групп – с другой.

В худшем случае, даже если количество групп на маршруте ограничено, а их расписание определено на полгода вперёд, персонал этот может оказаться разово-наёмным.

Святая гора Афон

Кроме того, нередко, паломническая служба (туристическая компания) выступает в роли посредника между заказчиками услуг (паломниками) и многочисленными продавцами их на местах – перевозчиками, отелями, экскурсоводами или же бабушкой из частного сектора в окрестностях Дивеево, которая сдаёт угол на ночь.

Так что вполне возможен вариант дважды поехать по одному маршруту с одной и той же службой – и получить при этом совершенно разный набор информации, услуг и впечатлений.

И вообще, если вас довезли до места, но почти ничего не рассказали, неправильно сориентировали и не слишком удачно поселили, будьте готовы к возражению «а мы брались вас только доставить».

И, правда, договора на руках у вас нет, а во всех рекламных проспектах из услуг, предоставляемых собственно агентством, прописан обычно лишь «комфортабельный автобус».

Что делать?

  • Перво-наперво, определитесь с целями. Начинать искать поездку, вбивая в поисковик слово «паломничество», можно, если вы действительно готовы на подвиг. То есть, ваша цель – посетить святыни и ночь, проведённая на солее храма или двухэтажных нарах гостиницы для трудников, вас не смутит.
  • В любом случае, об условиях проезда-проживания-размещения надо спрашивать заранее. Истерики людей, которые, как им казалось, покупали просто «дешёвую экскурсию», при заселении в монастырскую гостиницу видеть тоже приходилось.
  • Практика показала, что лучшие поездки в монастыри организуются от их подворий. Да, в этом случае вы тоже не получите на руки никаких бумаг, потому что формально группа будет добровольной, а стоимость поездки считаться пожертвованием. Зато люди, которые вас повезут, – это не персонал, разово набранный на одну поездку. Вероятнее всего, они много лет работают при храме именно на этом одном маршруте (а не на сорока разных). Более того, сами не раз бывали в монастыре как паломники и поэтому в курсе не только расписания служб, но расскажут всё о местных святынях, расположении свечных и иконных лавок и даже подскажут время, когда в них меньше всего народу. Кроме того, подворские группы, чаще других селят в монастырских гостиницах и кормят в трапезных.
  • Совершенно идеальный вариант паломничества – группа прихожан, которая отправляется в поездку вместе со священником. Конечно, такое мероприятие может оказаться не самым дешёвым, не регулярным и довольно хлопотным в устройстве. Но все неудобства компенсируются ситуацией, когда путешествие устраивается со своими, для своих и именно туда, куда хочется. Вообще вариант, когда паломников сопровождает священник (ныне практикуемый для зарубежных поездок и некоторыми паломническими службами) имеет массу преимуществ. На месте группу «с батюшкой» могут без очереди пропустить к святыне. Да и молебен или литию можно отслужить, не дожидаясь заявленного в монастырском расписании.
  • Вообще к расписанию на месте нужно прислушиваться внимательнее всего. Ещё удобнее – поискать в автобусе попутчиков, которые едут на место не в первый раз. Разумеется, ходить от двух дней до двух недель за своей группой строем вы не обязаны. Чёткое понимание того, где и когда что служится и когда отходит автобус, обеспечит вам оптимальную долю свободы.

И удачного паломничества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *