Панихида когда заказывать

О важном субботнем богослужении — заупокойном поминовении, которое будет совершаться в храмах 30 марта, и о его значении в жизни христиан рассказал в традиционной рубрике «Великопостные беседы» руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

— В третью неделю Великого поста, согласно Церковному уставу, положено совершать поминовение усопших. В 2019-м году заупокойные поминовения в субботу, согласно особенностям Церковного устава, приходятся только на вторую и третью седмицы Великого поста.

По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти об усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная наша любовь.

Во святую Четыредесятницу Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни.

Согласно учению Церкви, над душой усопшего человека совершается частный суд, он не является окончательным, так как все мы, как живые, так и усопшие, ожидаем Суда Страшного – второго и славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа, когда совершится над каждым суд окончательный. В ожидании этого Церковь сугубо призывает нас молиться об усопших, ведь мы не знаем того, в каком состоянии прибывает душа умершего, но мы надеемся на великое милосердие и всепрощение Божие. Церковь, основывая свое учение на Священном Писании и Священном Предании, исповедует, что после смерти человеку не возможно покаяние, по слову святителя Иоанна Златоуста, «не напрасно мы совершаем при Божественных таинствах поминовение об умерших и ходатайствуем за них, умоляя предлежащего Агнца, вземшего грехи мира, но для того, чтобы им было от того некоторое утешение». Пост – время сугубого покаяния и молитвы, пусть наша молитва будет обращена и за тех, кто отошел ко Господу, пусть упокоит их бессмертные души всемилостивый Бог.

В пятницу вечером, во всех храмах будут совершаться заупокойные богослужения, это особенное поминовение имеет название парастас (от греч. παράστᾰσις — стояние возле), или Великая панихида по всем усопшим православным христианам. Утром, в саму субботу, также будут совершаться заупокойные богослужения. Всех приглашаем в эти дни посетить храм и помолиться.

> Панихида

Что такое панихида?

Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Панихида — это краткое богослужение, во время которого мы поминаем усопших и просим у Бога прощения их грехов и упокоения в Царстве Небесном.

Мы прощаемся с человеком один раз, и чин отпевания совершается только один раз, но потребность в молитве о тех, кто нам дорог, остается на всю жизнь.

Именно для этого служат панихиду. Это богослужение имеет утешительное содержание для нас, живущих здесь, а для умерших — духовную пользу.

Панихида может быть отслужена священником в храме или на могиле, на подобающем месте. Так же существует вариант совсем краткого последования панихиды — лития. Дома или на могиле ее может прочитать каждый.

Панихида, как правило, совершается в день смерти или в один из ближайших дней, потом на 9-й и 40-й день после смерти. В дальнейшем панихида может служиться в дни годовщины смерти, дня рождения, именин усопшего. Но, вообще. Панихиду можно совершать и каждый день, и неоднократно.

Кроме того, в течение церковного года несколько раз совершаются особые заупокойные службу – парастасы, когда поминаются все усопшие христиане. Они совершаются в дни особого поминовения усопших — Родительские субботы и Вселенские родительские субботы.

При этом важно помнить и понимать, что главное поминание усопших происходит на Божественной литургии: в алтаре поданные нами записки с именами почивших близких читает батюшка, вынимая частицы из просфоры. А в конце Божественной литургии эти частицы погружаются в кровь Христову со словами «отмый, Господи, грехи всех, поминавшихся здесь».

Это поминание в Церкви, конечно, самое важное. Хорошо и дóлжно заказывать и служить литии и панихиды об усопших. Можно сравнить это с тем, как необходимо руки мыть, когда ты пришел домой, но этого недостаточно, нужно рано или поздно идти в душ или в баню. Так, венцом и смыслом всего, что происходит в Церкви, является таинство Божественной Евхаристии, литургии, когда мы поминаем живых и умерших, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой.

Сколько длится панихида?

Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине г. Москва

Существует два вида заупокойных служб: более длинная панихида и краткая лития, которая тоже часто называется панихидой.

Лития длится около 5-7 минут. Она может быть прочитана любым верующим человеком дома или на кладбище.

Начинается она словами «со духи праведных скончавшихся», поется буквально 4 небольших песнопения, потом читается ектения «Помилуй нас, Боже», молитва «Боже духов» и после этого из панихиды берется кондак «Со святыми упокой, иногда даже опускается икос «Сам един еси Бессмертный». Поем «Со святыми упокой», и на этом лития заканчивается.

Если же люди хотят помолиться больше, на этот случай есть чин панихиды, который длится минут 20.

Начинается он песнопением «Трисвятое» и 90-м псалмом, затем читается ектения об усопшем, тропари, другие песнопения, канон, песнопение «Со духи праведных» и отпуст. Это наиболее полное заупокойное богослужение, которое часто люди просят послужить в храме или на кладбище.

Перед панихидой на 9-й или на 40-й день, как правило, готовят кутию —угощение, которое традиционно в православных странах может несколько различаться. У нас это часто рис с медом и сухофруктами, в южных странах может быть пшеница со сладостями. Этим блюдом потом угощают родных и близких.

Священник освящает кутию в церкви после заупокойного богослужения особой молитвой, смысл которой — в просьбе о благословении этого приношения ради того человека, за которого его принесли. «Прости ему грехи, будь милосерден к этому человеку!» Когда раздается эта кутия верующим, то они примерно такие слова Богу и говорят: «помяни, Господи, прости ему вольные и невольные согрешения». То есть кратко молятся и получают за это некоторую сладость. Так совершается панихида.

Панихида на 40 дней

Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Что такое панихида? Это заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминают усопших и просят Бога о прощении их согрешений и даровании им блаженной вечной жизни.

Что означает 40-й день? Христиане приходят на сороковой день после смерти своего близкого в храм, чтобы помолиться о нем. На 40-й день определяется, где будет пребывать душа умершего до Второго Пришествия Господа на землю. Конечно же, новопреставленный очень нуждается в этот день в молитве тех, кому он дорог. Именно поэтому в 40-й день близкие стараются заказать панихиду и помолиться на ней за усопшего.

Следует отметить, что поминовение усопших совершается не только на панихиде. Еще важнее молитва священника в алтаре, во время литургии. Для этого мы подаем записку об упокоении. Когда священник поминает православных христиан на проскомидии о здравии и упокоении, то из просфор вынимаются частички, и в конце литургии они погружаются в Чашу с молитвой «Омой, Господи, грехи всех, здесь поминавшихся, Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих».

Также к 40-му дню после смерти близкого верующие стараются подготовиться к исповеди и причастию. И если в своей земной жизни умерший причащался, то его родные и близкие, причащаясь, соединяются с ним во Христе.

Панихида на Радоницу

Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

В пасхальный период, первые 7 дней астрономических, продолжается церковный день Пасхи и не совершаются панихиды, кладбищенские поминания. Это не значит, что Церковь забывает усопших. Это значит, что Церковь торжествует воскресшего Христа, потому что смерти нет. На Радоницу, т. е. во вторник после Светлой седмицы, на 9-й день после начала празднования Пасхи, совершается особая служба поминовения усопших. В службах этого дня совершается панихида.

В этой пасхальной панихиде или заупокойной службе, которая совершается на Пасху, мы начинаем молиться с пения пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (то есть Он, умерев, победил смерть) и сущим во гробех (то есть тем, кто умер, нашим усопшим) живот (то есть жизнь) даровав». С этого мы начинаем пасхальную панихиду. Радоница проникнута этим духом пасхального торжества: они умерли, а мы страдали и мучились: что с нашими усопшими, где они? А Господь даровал им жизнь, Он победил смерть. Усопшие прошли эту преграду, которая и нам предстоит, но смерть не властна над ними. Там нас ждет не вечность как темная яма с землей, не тлен и разложение, там святые.

В разных храмах существуют свои традиции. В нашем храме мы служим панихиду на Радоницу перед литургией, как и в любые другие дни особого поминовения усопших. Логично и естественно от меньшего идти к большему, а наивысшая возможность поминания умершего — это литургическое поминовение. Записочки у нас пишут один раз, а поминают усопших сначала на панихиде, а затем в алтаре во время литургии.

Панихида на Пасху

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

В Номоканоне, основном каноническом сборнике Православной Церкви, изданном в 883 году и переработанном в XIII веке в России, в правиле 169 говорится: «В дванадесятодневном (т. е. 12 дней от Рождества Христова до Богоявления), в первую седмицу Четыредесятницы и в Великую (Страстную) седмицу, и в Светлую седмицу, и в великие праздники помины не бывают, прочее же во все лето поминаются». Этим правилом воспрещается публичное поминовение, под которым в том числе понимается и совершение в Церкви одной только панихиды или литии. Таким образом и на саму Пасху, когда Церковь прославляет Воскресшего Господа, свидетельствующего Своим Воскресением победу над смертью, поминальные службы не совершаются. В этот день мы, согласно Символу веры, чаем всеобщего Воскресения и жизни будущего века, а не скорбим об умерших. Тем не менее Церковь никогда не оставляет поминовения усопших, которое совершается за проскомидией в дни, когда совершается Божественная литургия.

Можно ли заказать панихиду некрещеному?

Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила с. Ширингуши Краснослободской епархии Мордовской митрополии

Если человек умер некрещеным и вы переживаете за его посмертную участь, хотите помолиться о нем в храме, то это сделать можно: поставить свечу, своими словами про себя попросить Господа простить его согрешения. Но Церковь как единое Тело Христово не молится о тех, кто не стал, по тем или иным причинам, ее частью. Именно поэтому заказать панихиду по некрещеному человеку нельзя.

Как и вписывать его имя в записки об упокоении.

Важно понимать, что это не значит, что некрещеные люди все идут в ад. Мы верим в милосердие Божие. Мы обращаемся к Богу в любой ситуации, мы просим молитв наших верующих друзей и священников. В молитвенную память о некрещеном сроднике мы раздаем его вещи, подаем милостыню от себя, жертвуем на добрые дела. Все это не менее важно, чем панихида.

Если же вопрос в том, можно ли некрещеному человеку прийти в храм и подать записку о близком человеке, то это сделать можно и нужно. В любом случае не могу не напомнить о возможности прийти в храм и побеседовать со священником лично.

Можно ли заказать панихиду заранее?

Протоиерей Александр Чикиров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богордицы села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района, Республика Мордовия

Да, панихиду можно заказать заранее, договорившись со священником или подав записку на панихиду за свечным ящиком.

В некоторых храмах, особенно сельских, службы совершаются только в воскресные и праздничные дни. Соответственно, такие требы, как панихида или молебен, совершаются только в эти дни. А если день памяти усопшего (9 дней, 40 дней или годовщина) выпадает в середине недели, то панихиду заказывают в воскресенье или в ближайшую праздничную службу.

Конечно, многое зависит от того, есть ли у вас контакт со священником того храма, где вы собираетесь заказать панихиду. Безусловно, лучше прийти заранее и лично рассказать ему о вашем близком, чтобы можно было назначить удобное время для совместной молитвы на панихиде. Важно понимать, что сам по себе обряд без нашего личного в нем участия не приносит пользу ни нам, ни душе усопшего.

Панихиды служат не только в храме, священник может отслужить и на кладбище, и дома у родственников умершего. Но чаще всего заказывают такое поминовение в церкви, чтобы после литургии все могли помолиться об усопшем.

Можно ли служить панихиду в воскресенье?

Протоиерей Александр Чикиров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богордицы села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района, Республика Мордовия

Панихиду можно служить практически в любой воскресный день. Исключение составляют праздники Рождества Христова и Пасха. По церковному уставу панихиды не совершаются с Рождества до Богоявления, в первую неделю Великого поста, с Лазаревой субботы до Радоницы (т. е. с субботы перед Вербным воскресением и до 9 дня после Пасхи).

Панихиду служит священник. Это заупокойное богослужение состоит из молитв о прощении согрешений умершего и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид все, кто молится об усопшем, обычно держат в руках зажженные свечи.

Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти, в день его рождения, тезоименитства (день памяти святого, в честь которого назван человек), в годовщину смерти. Но можно заказывать панихиду, а также подавать записки на поминание в алтаре за литургией и в другие дни. Конечно, личное участие любящих усопшего в такой молитве очень важно.

Желательно поговорить со священником лично, рассказать об усопшем. Если нет возможности служить панихиду, можно попросить его совершить литию. Лития — иной вид церковного поминовения покойного, несколько короче панихиды. Служить литию может не только священник, но и дьякон, и даже мирянин.

Как заказывают панихиду по усопшему?

Иерей Борис Осипов, клирик храма Троицы Живоначальной при НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского г. Москвы

Панихида — это продолжительная молитва об усопшем. Совершается она в храме священником или несколькими священниками по просьбе верующих и, как правило, в отношении людей, известных всему приходу, членов церкви, прихожан. Гораздо чаще совершается лития — краткая молитва об усопшем, минут 5-7 примерно. Ее служат в большинстве случаев, когда пришедшие в храм люди хотят помолиться о своих усопших сродниках.

Панихиду могут служить и сразу после службы, но в особых случаях и в даты, которые связаны с этими людьми (день смерти, день рождения, день Ангела). Продолжительность панихиды минут 20–30.

Но важнее всего подавать записки об усопших на Божественной литургии (на проскомидию), чтобы поминание усопшего совершалось в алтаре. Можно в памятную дату усопшего (день его рождения, день смерти или в память его святого) прийти утром в храм и подать такую записку. Можно даже указать, что сегодня его особый день, и священник помолится о таком человеке несколько раз во время литургии.

Бывают панихиды вселенские — это особый вид заупокойных служб, когда Церковь молится о всех почивших христианах. Они бывают несколько раз в году в дни родительских суббот. Во время этой службы читают Псалтирь, 17-ю кафизму, и поминают всех усопших сродников.

Панихида на кладбище

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

Панихида на кладбище относится к частному поминовению усопших и обычно совершается в памятные дни, связанные с усопшим (день рождения, день Ангела, день смерти), но особенно — в первые сорок дней после смерти. В этом числе дней Церковь находит достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт 7:12; Лев 12:1-4; Числ 14:31–34; Матф 4:2). Кроме того, из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших дни третий — в воспоминание воскресшего в этот день Спасителя, девятый — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским, и сороковой — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжении сорока дней и по сближению этого дня с днем Вознесения Господня.

Текст панихиды

Иерей Иоанн Коханов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве, г. Москва

Слово «панихида» греческого происхождения и обозначает «всенощная». Традиции служить панихиду идет от молитв, которые христиане совершали на гробах первых мучеников за веру. Подробный комментарий на панихиду можно найти в «Настольной книге священнослужителя». Если же пояснить основные особенности, то можно так описать панихиду.

Начинается панихида обычным возгласом: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Затем читаем псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…» В тексте этой молитвы, написанной много веков назад, описана радость перехода в Царствие Небесное истинно верующей души. Здесь много символов, и не стоит представлять буквально львов, аспидов и драконов. Скорее это образы мытарства души на последнем пути.

Как часто нужно заказывать панихиду и присутствовать на ней? В первые дни после смерти — по возможности часто. Поскольку похороны традиционно совершаются на третий день, то панихида в этот день часто заменяется отпеванием. Важно прийти в храм и молиться на панихиде об усопшем на девятый и сороковой день со дня смерти, поскольку в это время продолжается тот особый период испытаний, когда определяется место пребывания души усопшего до Страшного суда, до второго пришествия Спасителя.

Христиане особенно почитают день Ангела (день памяти святого, в честь которого был назван усопший) и день кончины. В день рождения или в день Ангела мы молимся за усопших, потому что помним и любим их. И если при жизни мы молились о здравии наших близких, то после их смерти просим Бога об их спасении. В день кончины тоже хорошо заказать панихиду и помолиться в храме или на могилке об усопшем, поскольку этот день для нас — день второго рождения человека для неба.

Текст панихиды

Что нести в церковь на панихиду

Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила с. Ширингуши Краснослободской епархии Мордовской митрополии

Строгих церковных установлений на этот счет нет. Главное, что мы должны принести в храм, — нашу молитву и потребность в общении с Богом. Отсутствие возможности купить продукты или пожертвовать что-то не должно быть препятствием для молитвы как на панихиде, так и любой другой службе.

Традиционно сложилось так, что, когда человек идет в церковь заказывать панихиду, он приносит с собой продукты. Все, что ставят на панихидный стол, является нашей милостыней в молитвенную память об ушедших близких. В наше время в сельской местности не все могут пожертвовать именно деньги, поэтому чаще все люди приносят то, что у них есть, чем могут поделиться. Каждый несет по своему желанию и возможностям. Хозяйки знают, что может быть удобно и не испортится слишком быстро, поэтому чаще приносят хлеб, муку, сахар, крупы, конфеты, печенья, овощи с огорода, фрукты, вино, растительное масло. Не приносят скоропортящиеся продукты, требующие особого хранения (например, мясо, сыр, сало, колбасу).

Панихида, поминальная молитва, родительские субботы

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ – ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: “А осталась ли какая его одежда?” — “Да, конечно”. — “Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится”.

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: “Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает”. Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Запреты на панихиду

Есть категория покойников, когда не служат панихиду. К ним относятся:

  1. Некрещеные. Священники не могут молиться за человека, который не принадлежит к православной вере.
  2. Самоубийцы. Самовольный уход из жизни является самым большим грехом в христианстве. Даже если умерший был верующим и соблюдал все обычаи православия, церковь откажет в проведении панихиды. Единственным исключением считаются те, кто ушел из жизни будучи психически больным или под воздействием наркотических средств. За всех остальных самоубийц родственники молятся дома сами.
  3. Атеисты. Это люди, которые не признают существование Бога. Они завещают проводить только гражданскую панихиду. Поэтому священники не могут проводить службу для спасения души неверующего человека.
  4. Богохульники. Это те, кто смеется над религией, Господом Богом и всеми таинствами. Поэтому служители церкви не станут молиться за того, кто открыто издевался над Всевышним.

Все остальные люди после своей смерти могут рассчитывать на то, что за них будут молиться.

В году есть определенные периоды, когда панихиды проводить нельзя. Это последняя неделя перед пасхой и первое воскресенье после пасхальной недели. Отпевать покойников допускается в любой день, кроме самого праздника пасхи.

Также не проводится панихида в Рождество и другие двунадесятые праздники. Возможно проведение литий на усмотрение священника.

Церковные службы

Все службы можно разделить на такие виды:

  1. Первичная. Совершается над телом умершего человека. Затем ее проводят на 9 и 40 день. Позже на годовщину смерти. Совместно с церемонией родственники устраивают поминальный обед.
  2. Парастас. Это слово означает «ходатайство». Эта служба проводится за всех упокоившихся православных. Эта служба отличается торжественностью. Хор исполняет канон «непорочны». Чаще всего устраивается такая панихида на Родительскую субботу.
  3. Кладбищенская. Бывают случаи, когда служба не была проведена своевременно. Тогда около могилы покойного проводят панихиду, которая отличается от обычной. Произносится только окончание молитвы — лития, так как на кладбище нельзя принести святой престол.

Обязательной является панихида на 9 день. Именно с этого момента душа идет по мытарствам и осмысливает свои грехи. Чтобы облегчить ее терзания, необходимо здесь, в земной жизни, произносить молитвы и просить о прощении грехов.

Одной из главных дат считается 40 день после смерти. Его называют сорокоустом. Именно в этот день по поверьям душа посещает привычные места и приходит прощаться с родными. Если в этот день не поминать покойного, душа его будет мучиться и страдать. Поэтому в этот день обязательно заказывают панихиду, чтобы покойник мог легко и спокойно покинуть этот мир навсегда.

Дома собирают поминки, раздают милостыню и посещают могилку. В течение всего дня близкие должны вспоминать усопшего, говорить о нем хорошие слова. Запрещается проводить и посещать развлекательные мероприятия.

Годовщина смерти

Как и сорокоуст, дата смерти считается важной датой. Принято заказывать церковную службу, устраивать поминальный обед и подавать милостыню. Родственники, совершая добрые дела, помогают душе покойного получить прощение Господа. В этот день подается записка с именем того, кого следует поминать. Существуют определенные правила подачи таких записок:

  1. На листочке пишется только полное имя человека, которое было дано при крещении. Например, не Таня, а Татиана. Не указывается фамилия, отчество, гражданство и другие характеристики покойника.
  2. Ребеночка, которому не исполнилось 7 лет, называют младенцем. Подросток до 15 лет пишется как «отрок». Если записка подается в годовщину, покойника упоминают как «приснопамятный».
  3. Подавать листочки можно за любого человека, неважно, является ли он родственником или нет.

Во время проведения службы родные и близкие должны стоять с зажженными свечами. После завершения службы свечи тушат. Это символизирует нашу жизнь, которая также горит, но обязательно когда-нибудь потухнет.

Молитва — это незримая нить, которая связывает живого человека и душу усопшего. Покойный уже не может творить добрых дел и просить Господа о заступничестве. Но это могут делать родные и близкие. Смерть — это не забвение, а совсем иная, вечная жизнь. Поэтому души усопших нуждаются в поминовении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *