Параскева петка сербская

Святая Петка (Параскева Сербская) – одна из самых почитаемых балканских святых. День её памяти – 27 октября – в Сербии называют Петковицей или Пейчинданом. Святую считают защитницей женщин, детей, а также всех страдающих от болезней и голода.

Поклонение Святой Петке широко распространено не только в Сербии, но и в соседних Греции, Румынии и Болгарии. Поскольку мощи святой ныне находятся в городе Яссы (исторической столице Молодовы), Параскева считается покровительницей и этой бывшей республики Советского Союза.

Откуда же такая огромная популярность у Святой Параскевы?

На первый взгляд, её биография очень проста. Будущая святая родилась в XI веке в очень благочестивой семье. Место рождения Параскевы — Епиват — сейчас принадлежит европейской части Турции. После смерти родителей девушка поселилась в Иорданской пустыне, где проводила дни в молитве, питаясь лишь злаками. Незадолго до смерти она увидела Ангела, приказавшего отшельнице вернуться домой, «чтобы оставить там своё тело, а душу предать Господу». Действительно, в родном городе земная жизнь Петки вскоре закончилась. Вот и всё. Нет в этой истории ни великого подвига мученичества, ни огромных чудес. Но именно отшельническая жизнь Петки, её полное отречение от всего плотского, посвящение всей своей жизни душе привели православный мир в восхищение.

Попробуйте хотя бы во время церковного богослужения полностью посвятить себя молитве. Думаете, это легко? Мысли постоянно скачут, появляется множество далёких от происходящего действа тем, и вернуться к самому важному порой очень нелегко. Петка же овладела самым высоким уровнем молитвы – молитвой радости. Кроме того, ещё будучи совсем юной девушкой, она прославилась необычайной добротой. Поэтому для любого православного балканца Петка – это имя любви, преданности и сострадания.

Параскева не была похоронена на епиватском кладбище, потому что жители города посчитали её чужеземкой. Лишь в 1238 году её чудесным образом обретённые мощи были перенесены в болгарский Тернов, а затем больше трёхсот лет перевозились: сначала в Белград, затем – в Константинополь и, наконец, в Яссы.

Храмов и церквей, посвящённых святой Параскеве, в Сербии множество. Не меньше и чудотворных источников, названных её именем. Воду, набранную утром 27 октября на любом из них называют аджией. В буквальном переводе с турецкого – это боль. То есть воду считают лекарством от болезней и страдания.

Один из самых знаменитых чудотворных источников Святой Петки находится непосредственно в Белграде, на Калемегдане, рядом с церковью Ружица. Над родником построена Капелла Святой Петки, в которой хранятся её мощи. Считается, что каждая сербка хотя бы раз в жизни должна прийти к этому источнику и помолиться о себе и своих детях.

Ещё несколько веков назад проезжавшие через Белград иностранные путешественники писали об особом отношении сербов и к самой церкви, и к бьющему здесь роднику. Лишь один раз за всё известное нам время он пересох. Это случилось накануне Первой мировой войны, и было воспринято как очень плохой знак. Родник забил вновь только летом 1918 года – тоже весьма символическая дата.

Двадцать седьмое октября обозначено в календаре красным цветом. То есть в этот день нужно воздержаться от тяжёлой работы и посвятить себя молитвам. Женщинам же полагается не только отложить в сторону рукоделие, но вообще позабыть на время обо всех домашних делах. Поэтому большинство старается закончить и уборку, и готовку вечером накануне праздника. Исключением является только уход за младенцами и больными людьми.

Сербки называют Святую Петку самой отзывчивой из всех небесных покровительниц. Она особенно внимательна к молитвам о здоровье и семейном счастье, считают они. Достаточно лишь раз в молитве пригласить святую в свой дом, чтобы она больше никогда его не оставила.

Даже если Петковица не является семейной славой, во многих домах 27 октября принято зажигать большую свечу, которая горит весь праздничный день. Огарок не выбрасывают, но оставляют до следующего года в качестве защитника. Не выкидывают и крошки от разрезанного утром 27 октября хлеба. Вечером их рассыпают по чердаку или под кроватью, чтобы увидеть вещий сон. Говорят, что девушкам обязательно явится суженый. Особым счастьем считается увидеть во сне саму Святую Петку. Она никогда не появляется просто так, но всегда приходит с важным советом или предостережением.

Многие православные христиане всю Петкову неделю (так называют семь дней, предшествующих празднику) соблюдают пост. В некоторых сёлах Сербии крестьяне полагают, что святая помогает не только человеку, но и всякой твари Божьей. Поэтому накануне 27 октября хозяйки пекут специальный хлеб, который утром делят между домашними за здравие скотины.

Это не что иное, как отголоски ещё более давнего, языческого культа богини плодородия Мокоши. Многие его черты плавно перетекли в христианство. Древние славяне полагали Мокошь защитницей женщин и верили, что она помгает всем роженицам, а потом защищает и их детей от любого зла. Особые обряды в честь Мокоши устраивали как раз между 25 октября и 1 ноября.

Особо почитали Мокошь пряхи. В качестве жертвы богине они бросали в реку кудель-«мокрицу», а по пятницам откладывали работу в сторону — прясть было запрещено. Поскольку богиня имела прямое отношение к веретену, считалось, что она прядёт нить судьбы человека, определяя все важные события и сам день его смерти.

Интересно, что многие исследователи связывают образ этой богини с самой Бабой Ягой. Правда, в отличие от известной старухи, Мокошь изображали высокой молодой женщиной с длинными распущенными волосами, прекрасной, как сама земля. Но и она, как известная жительница избушки на курьих ножках, могла одарить обратившихся к ней юношей и девушек важным советом или даже магическими предметами.

Как бы там ни было, важно одно: в народном сознании и Святую Параскеву, и Мокошь отличает огромная доброта по отношению к человеку. Преданий о них «карающих» практически нет. Это символы любви и сострадания, то есть как раз тех качеств, которые особо ценятся в нашей жизни.

Жизнеописание

Родилась в городе Эпиват (Επιβάτες, ныне Селимпаша (англ.)русск. близ Стамбула в Турции) на берегу Мраморного моря неподалёку от Константинополя. Её братом был святитель Евфимий (греч.)русск., епископ Мадитский (умер ок. 989-996 гг.). После смерти родителей Параскева раздала полученное наследство и отправилась в Константинополь, где прожила пять лет. Там она приняла монашеский постриг и отправилась в Святую землю на поклонение святыням. После паломничества она поселилась отшельницей в пустыне в Иорданской долине. За два года до смерти в пожилом возрасте вернулась домой, где и скончалась. Была погребена на общем кладбище как безымянная странница.

Житие сообщает, что мощи Параскевы были чудесным образом обретены и положены в местном храме, где прославились различными чудесами. В 1238 году по приказу болгарского царя Иоанна Асена их перенесли в город Тырновград. После захвата Болгарии турками мощи Параскевы вывезли в Валахию, а когда и она была захвачена, то по просьбе сербской княгини Милицы их разрешили перенести в Белград.

Когда Сулейман I в 1521 году захватил Белград, то в числе прочих ценностей он вывез в Константинополь мощи преподобной Параскевы. В 1641 году по просьбе молдавского господаря Василия их разрешили перенести в Яссы, где они находятся по настоящее время.

Святая Параскева считается покровительницей Молдовы, так как место нахождения её мощей — город Яссы, был древней столицей исторической Молдавии. В Румынии святую Параскеву Сербскую чтят как покровительницу румынского региона Молдова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *