Парикожа Константин пилот семья

Под крышей дома моего

Очень многие сейчас сравнивают Константина с героем Георгия Жженова в фильме-катастрофе «Экипаж». Они и впрямь очень похожи – статью, выдержкой, профессионализмом. И тем, что в опаснейшей для жизни людей ситуации приняли единственно верное решение. А в квартирах летчиков, авиационных техников, стюардесс в эти дни Костю сравнивают с его отцом – Юрием Николаевичем. Больше 20 лет Юрий Парикожа отдал небу. И не только томскому. Пилот трудяги Ан-2, он сам остался в памяти людей великим тружеником.

– Юрий Николаевич все небо над Томской областью, мне кажется, знал наизусть. Где были в области аэродромы, там он непременно побывал. Да не по одному разу, – рассказывает пилот Сергей Сысоев. – Пассажиров возил, почту, грузы всевозможные, химической обработкой сельхозугодий с неба занимался. Север региона очень хорошо знал. Да и по Советскому Союзу полетал – в соседних областях работал на своем Ан-2, в Таджикистане, в других республиках СССР…

График у томских авиаторов в те времена, которые они сегодня вспоминают с нескрываемой ностальгией, был на разрыв. Без выходных-проходных летали, были востребованы очень многими предприятиями региона и страны. И Парикожа-старший был не только предан небу, он был в него беззаветно влюблен. А это значит, при первой возможности – «от винта». Но вот ведь какое дело: он всегда знал, что происходит в душе его сына, был в курсе всех школьных дел.

– Родители Константина буквально жили интересами своих детей, – с удовольствием рассказывает о семье тогдашний директор Богашевской средней школы Лилия Головенко. – Они даже на родительские собрания всегда на пару ходили. У иного ребенка за учебный год маму или папу один раз увидишь в стенах школы – уже радость. А Парикожа всегда знали, чем дышит школа, какими проблемами и радостями живет.

Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». Родители где-то среди болельщиков

Семьи летчиков – это особые семьи. В большинстве из них женщина предана не только своему мужу, но и его любимому делу, которому подчинена в доме жизнь всех – от мала до велика. Людмила Петровна Парикожа как раз из таких женщин. Ей удалось создать в семье атмосферу доброжелательности и заботы. Десять лет было Косте, когда у него появилась сестра.

– Лучшей няньки, чем тот мальчишка, было не найти, – вспоминают женщины пос. Аэропорт. – Отец – в небе. Мама – на работе, тоже в аэропорту, так Костя сестре и за папку, и за мамку. Всегда девчушка под присмотром была. А ведь он тихоней не слыл. Как и все парни, любил поозорничать, по поселку поноситься. Ох и шумно было тогда в Аэропорту. Жизнь била ключом. И частенько заводила этот ключ компания пацанов, среди которых был и Костя. То на футбольном поле такие страсти разведут, что полпоселка авиаторов туда сбежится. То такую выставку работ своего авиакружка организуют, что даже самые равнодушные к небу и самолетам люди от моделей летательных аппаратов, собранных мальчишками, по полчаса отойти не могут. И при этом сестренка всегда оставалась в поле его зрения.

Так что гипертрофированная ответственность, как и пунктуальность, у Константина родом из детства. Летчику перед вылетом необходимо прибыть в аэропорт в строго регламентированное время. Значит, все свои дела надо четко планировать и жестко придерживаться этого плана. Парикожа-младший эту формулу успеха усвоил с детства, глядя на отца. Да и профессию он выбрал, конечно же, глядя на отца. И на друзей-товарищей отца. Да и вообще, разве мог он стать учителем или врачом, если даже домашний адрес его был тогда г. Томск, поселок Аэропорт, дом 2, кв. 4? А над головой беспрестанно пели самолеты…

Мне бы в небо

Все же нет. Костя запросто мог стать инженером. В старших классах произошло разделение ребятишек, так сказать, по пристрастиям и наклонностям. Он попал в класс, который назывался тусуровским. Предполагалось, что после окончания школы ребята дружно пойдут в университет.

Они и пошли. Константин тоже. Но в самый последний момент Парикожа будто встрепенулся – а как же небо? И поступил в Ульяновское авиационное училище. А окончив его и став профессиональным пилотом, вернулся домой, в родной аэропорт.

Освоив самолет Ан-24, он заинтересовался яками. Но в глубине души мечтал о большой авиации.

– Впервые в своей жизни ноутбук я увидела в руках Кости Парикожи, – вспоминает Наталия Инина, завуч школы и его бывшая соседка. – В любую свободную минутку, отгородившись от мира посторонних звуков наушниками, он тонул в экране. Как-то поинтересовалась, зачем он так надолго зависает в компьютере. Оказалось – учит английский язык, потому что на больших самолетах без него никуда. А в школе преподавали немецкий. Мечта летать на международных авиалиниях подстегнула его к самообразованию. Он упертый, очень упертый. Решил говорить на английском – стал на нем говорить.

Упертость Константина порой была причиной конфликтов с начальством. Парню с дерзкой мечтой тогда открыто говорили: «Аннушка» твой потолок, сиди и не рыпайся». Грустно, но сегодня эти же люди, с гордостью комментируя историю с посадкой летающей махины на одном двигателе, говорят другое. Дескать, это их выкормыш, их ученик показал пилотаж высочайшего класса…

А дерзкий между тем на собственные деньги прошел обучение и стал пилотом Ту-154. И рванул в Москву. Поработал на международных рейсах в разных авиакомпаниях, но осел в «Оренбургских авиалиниях», где семь лет назад начинал пилотом-инструктором воздушного судна Boeing-737-800. В очередной раз пройдя углубленную профессиональную подготовку, стал пилотом пассажирских боингов.

На коллективных фотографиях Константин всегда в центре. Но явным лидером он никогда не был. Во всяком случае, так считают люди, много лет знающие его. Но произошедшее в небе над Атлантикой говорит об обратном. Экипаж в минуты наивысшего эмоционального напряжения вел себя не просто профессионально, а суперпрофессионально. Чего стоит диалог в момент ЧП между пассажиром, наблюдающим огонь на двигателе, и стюардессой. Человек попросил воды, и когда стюардесса подала ему стаканчик, панически спросил: «Мы падаем?» На что стюардесса с улыбкой ответила: «Неужели бы я пошла за водой, если бы мы падали?» Так настроить экипаж мог только истинный лидер.

* * *

В прошлом году класс Константина Парикожи отметил 20-летие окончания школы вечером встречи. Съехались практически все. И никак не могли наговориться.

– Я запомнила Костю, – улыбается учитель химии Мария Дорогина, – как мальчишку с широко открытыми глазами. Этот образ оставался у меня все 20 лет: жадный до новой информации, открытый, легкий в общении. Он сидел на последней парте третьего ряда и всегда внимательно следил за происходящим в классе. В прошлом году я познакомилась с другим Костей. Он много шутил, балагурил, но я увидела в нем зрелого, ответственного и сильного мужчину, способного на великие дела.

Год спустя мы в этом убедились все.

Получить четверку по физике у заслуженного учителя РФ Владимира Куликова дорогого стоило. Костя получал

справка «ТН»

Константин Парикожа – выпускник Президентской программы. Его специализация, которую он получил в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, – «инновационное развитие компании: проектное управление».

От этого парнишки у меня осталось самое светлое впечатление. Уже тогда я в нем подметила серьезное качество характера – сострадание. Однажды в 4-м классе устроили мы генеральную уборку. Ирочка Розенталь так стеклом руку распластала… Помню глаза Кости в тот момент, когда он ее утешал и предлагал помощь.

Галина Якимова, первая учительница Константина Парикожи

Мы гордимся тем, что наш выпускник в Доминикане посадил серьезный лайнер «Боинг-777» с одним двигателем и спас 350 жизней. Это самое главное для нас как для учителей. Это наш птенчик, которого мы видели совсем еще зеленым, и он совершил подвиг.

Сергей Краснов, ректор Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации

10 февраля 2016 года воздушный лайнер Boeing «Оренбургских авиалиний» с 355 пассажирами и 20 членами экипажа вылетел из Пунта-Каны в Москву, но через 15 минут полета в одном из двигателей было зафиксировано возгорание. Началось задымление кабины пилотов и салона самолета. Командир корабля отключил неисправный двигатель и принял решение развернуться над Атлантикой и приземлиться в аэропорту вылета. Спустя 30 минут судно благополучно произвело посадку в Пунта-Кане.

ЦИФРА

почти 9 500 часов безаварийного налета на счету летчика Парикожи

Актриса Александра Яковлева, снявшаяся в фильме «Экипаж», сказала про Константина: «Это белая кость российской авиации. Это особая каста профессионалов. Более красивого, уверенного в себе, умного мужчину я не встречала»

RSS статьи. Cсылка на статью: >
Теги: Герой,Доминиканская Республика,Константин Парикожа,Самолёт,Томичи
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Круг над Атлантикой

Российские и иностранные пассажиры рейса Р2-554 уверены, что экипаж совершил подвиг. Все они теперь называют десятое февраля (или одиннадцатое — по московскому времени) своим вторым днем рождения. Такую же оценку дали летчикам и в Томске, где мэр города вручил цветы и памятный адрес Людмиле Парикожа в благодарность за воспитание сына, который совершил аварийную посадку с горящим двигателем в аэропорту города Пунта-Кана.

— Благодаря его ответственности и стойкости в чрезвычайной ситуации были спасены жизни пассажиров самолета. Константин показал себя настоящим профессионалом. И мы все гордимся таким земляком, — подчеркнул мэр. А также сообщил ей об идее номинировать Константина в числе других будущих претендентов на звание «Томич года-2016».

Мама героя рассказала, что в 1994 году ее сын Костя подавал документы в Томский университет систем управления и радиоэлектроники, но затем поступил в Ульяновский институт гражданской авиации — решил стать пилотом и пойти в авиацию — по стопам отца-летчика.

По ее словам, попасть на международные линии сыну стоило больших трудов. В Томске Константин летал на Ан-24, за собственные деньги переучился на Ту-154, целенаправленно проходил и дальнейшую переподготовку, стал не только командиром судна, но и пилотом-инструктором.

Об инциденте в небе над Доминиканой мать узнала от самого сына — по телефону, когда шла на обед домой. Бодрым голосом Константин поинтересовался, как дела и спросил, смотрела ли она телевизор. «Ну и правильно», — ответил он и попросил не волноваться: «Все живы-здоровы». Вспоминая об этом разговоре, томичка благодарит сына, что позвонил сам: «Если бы откуда еще узнала, точно инфаркт хватил бы».

Сам Константин рассказал, что самолет в воздухе в общей сложности был 45 минут, загорание началось через шесть-семь минут после взлета. На высоте три тысячи метров началось очень сильное задымление в кабине пилотов, и им пришлось надеть кислородные маски из-за резкого и неприятного запаха. Пассажиры увидели за бортом яркую вспышку двигателя…

Пилоты экстренно выключили взорвавшийся двигатель и сделали запрос на возврат в Доминикану. Летчики вели самолет в экстренной ситуации около 30 минут. По словам Константина, пожар на воздушном судне — одно из самых неприятных происшествий, так как лайнер горит очень быстро и нельзя терять ни секунды. Действия экипажа в подобной ситуации отрабатывались на тренировках и потому были доведены до автоматизма. Во время посадки самолет повел себя хорошо, остановился на середине полосы и пассажиров эвакуировали через правые надувные трапы.

38-летний Константин Парикожа смог посадить на одном работающем двигателе один из самых больших пассажирских лайнеров в мире — «Боинг 777-200». Из пятнадцати лет в небе конкретно этот самолет пилотирует последние четыре года. Отвечая на вопросы журналистов, он просил не преувеличивать его заслуг — мол, все пилоты отрабатывают такие ситуации на земле, и в небе сделали то же самое. После посадки он последним покинул самолет — проверял все системы. И лишь потом сделал звонок маме, в город Томск, — сказать, что все хорошо.

Несмотря на все рассуждения о штатной ситуации, командир экипажа все-таки признался, что самым ответственным решением было не возвращение в Пунта-Кану, а посадка с полными баками. Максимальная посадочная масса самолета была превышена, но экипаж принял решение не вырабатывать топливо и снижать массу, так как боялись возгорания фюзеляжа.

— Так как была неизвестна причина задымления, было принято решение не терять время на сброс топлива, и мы, посовещавшись с коллегами, пошли на посадку. Спасибо пассажирам за адекватность, понимание. Спасибо бортпроводникам за слаженные действия, — рассказал командир экипажа.

Знаменитый теперь на весь мир пилот дальнемагистральных авиалайнеров России Константин Парикожа родился в 1977 году. Отец, Юрий Николаевич, был командиром самолета Ан-2 и несколько десятков лет отдал томской авиации. Мама, Людмила Петровна, работала бухгалтером в Томском авиапредприятии.

В 1994 году Константин окончил в соседнем селе Богашевскую среднюю школу. Затем в 1994-1999 годах учился в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации по специализации «летная эксплуатация воздушных судов». С ноября 2009 года стал работать в авиакомпании «Оренбургские авиалинии», где начинал пилотом-инструктором воздушного судна. К 10 февраля 2016 года общий налет Константина Парикожи составил более 9450 часов — и без единой аварии.

Прямая речь

Сергей Краснов, ректор Ульяновского института гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева:

— Константин был хорошим курсантом, участвовал в научно-технических конференциях. Учился нормально. То, что он совершил, это не одного дня работа, потому что, выйдя из нашего учебного заведения, он прошел большой путь переподготовки на другие типы воздушных судов. Но все-таки тот «камушек», заложенный в училище при подготовке наших курсантов на уровне международных стандартов, заложили ему мы. Мужество и знание, навыки и умение позволили ему принять единственное правильное решение в такой ситуации и совершить посадку в аэропорту вылета.

Подготовила Татьяна Шадрина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *