Паша саровская житие

Параскева (Паша) Саровская — юродивая, блаженная и пророчица

Паша Саровская — это дивеевская блаженная и юродивая. При жизни её очень почитали, но документальных свидетельств о её жизни, к сожалению, сохранилось мало.

Известно, что она обладала даром пророчества и поэтому её посещали высокопоставленные чины Российской империи и даже сам Государь Николай Второй с челнами царской фамилии.

Блаженная Паша Саровская. Литография 1908 год. Паша Саровская — это дивеевская блаженная и юродивая. Она обладала даром пророчеств и поэтому её очень почитали в России до революции

Житие блаженной называет её мирское имя Ирина, фамилия Серебренникова. Родилась она в 1795 году в селе Никольское Спасского уезда Тамбовской губернии.

Её родители, Дария и Иван находились в крепостной зависимости у господ Бусыгиных. Кроме Ирины у них родилось ещё трое сыновей и две дочери.

Несмотря на то, что Ирина (Паша Саровская) прожила в браке 15 лет, детей у неё не было.

В возрасте семнадцати лет Прасковья Ивановна вышла замуж. Её мужем стал крестьянин Федор. Она же стала для него примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она усердно молилась дома и в храме, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры.

С мужем Прасковья прожила 15 лет, но дети у них не родились. Сама Паша Саратовская, когда уже приняла на себя подвиг юродства, говорила, что её муж родился «такой же глупенький, как и я».

Видео: Дивеевские блаженные. На 26 минуте автор рассказывает о Паше Саровской, которая появилась в Дивеево после смерти другой дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны.

По окончанию этого срока, Бусыгины продали семейную чету в соседнее татарское село Сургодь помещикам-немцам лютеранского вероисповедания.

Новыми хозяевами будущей блаженной стали подлекарь (врач, не имеющий законченного медицинского образования), надворный советник Карл Шмидт и его супруга, урожденная фон Ганевальд.

Через пять лет проживания на новом месте муж блаженной умер от чахотки и поэтому Шмидты взяли Ирину в кухарки и экономки.

Блаженную Прасковью обвинили в краже, и ей пришлось бежать в Киев

Господа хотели выдать Ирину замуж вторично, но на все приказания она отвечала: «Хоть убейте меня, замуж больше не пойду». После этого её оставили в доме.

Однако через полтора года произошла беда: в усадьбе Шмидтов обнаружилась покража двух холстов. Прислуга оговорила девушку, и началось следствие.

Становой пристав с солдатами по просьбе помещиков стали её зверски пытать: били, истязали, пробили голову и порвали уши.

Киево-Печерская Лавра. 1875 год. После того, как Ирину (Пашу Саровскую) обвинили в краже холстов у господ, она бежала в Киев на богомолье

Несмотря на все пытки, Ирина утверждала, что она не брала холстов. Чтобы выяснить правду, господа пригласили местную гадалку, и та показала, что холсты украла другая Ирина.

Кроме того, она также указала место в реке, где воровка их спрятала. Таким образом, холсты нашлись.

После перенесенных пыток Ирина была не в силах жить у господ-нехристей и сбежала от них, отправившись в Киев на богомолье.

Здесь будущая блаженная встретилась со старцами, и в ней родилось и окрепло желание служить Богу. Тем временем помещики обратились в полицию с заявлением о её самовольном уходе.

Привал арестантов. В.И.Якоби. 1860 год. Когда Паша Саровская бежала от своих господ второй раз, полиция её вернула по этапу вместе со всеми арестантами. Помощники же второй раз не приняли блаженную и выгнали её раздетую и без еды на улицу

Через полтора года беглянку нашли в Киеве. Сюда она добралась Христовым именем на богомолье. Ирину схватили и отправили в острог.

Потом её по этапу доставили к помещику. Шмидты чувствовали свою вину и поэтому простили женщину. Её сделали огородницей, и она год прожила вместе с ними, исполняя эту работу.

После второго побега от помещиков Паша Саровская 30 лет жила в лесах

Пребывание на богомолье в Киеве так подействовало на блаженную, что вести прежний образ жизни она уже не смогла. Через год женщина опять бежала от своих господ.

Через год полиция опять нашла её в Киеве и вернула помещикам. В этот раз они её не приняли и с гневом выгнали на улицу деревни без куска хлеба и раздетую.

Блаженная Паша Саровская (в центре) на крыльце с архимандритом Серафимом (Чичаговым) и келейницей монахиней Серафимой. Фото 1890-х гг. Современники говорят о том, что блаженная прожила в саровских лесах 30 лет практически не выходя к людям

К этому времени Ирина уже приняла тайный постриг от киевских старцев под именем Параскева. Именно поэтому блаженная стала называть себя Пашей.

Старцы Киевской Лавры благословили её на юродство ради Христа, поэтому она пять лет она бродила по селу как помешанная, служа посмешищем не только детей, но и всех крестьян.

30 лет прожила паша Саровская в лесах

В это время она выработала жить все четыре времени года на воздухе, голодать, терпеть стужу. Из родных мест она ушла и стала жить в саровском лесу в отрытых ею в земле пещерах.

Очевидцы утверждали, что в саровских лесах Паша Саровская прожила около 30 лет. Её пещеры находились в труднодоступных местах в непроходимом лесу. Там водилось множество хищных зверей.

При этом иногда блаженная ходила в Саров и Дивеево, при этом чаще всего её видели на Саровской мельнице. Здесь жили монахи, и она приходила на них работать.

За время жизни в саровском лесу блаженная Параскева стала похожа на преподобную Марию Египетскую

Христа ради юродивая Параскева за время жизни в саровском лесу стала похожа на преподобную Марию Египетскую. От сурового подвижничества и постничества она похудела, постройнела и почернела от солнца.

Волосы коротко остригла, так как они ей мешали в лесу. Ходила она босой, в мужской монашеской рубахе-свитке. Рубашка не застёгивалась на груди, руки обнажены.

В таком виде блаженная приходила в монастырь, наводя страх на всех, не знавших ее.

Святая Мария Египетская со сценами жития» (икона XVIII века). Во время жизни в саровских лесах Паша Саровская стала внешне похожа на святую Марию Египетскую

Блаженную часто избивали из-за зависти или из корыстных побуждений.

Так, например, когда Прасковья Ивановна жила в саровском лесу мимо неё однажды проезжали татары, только что обокравшие церковь. Увидев это, блаженная вышла из леса и стала их ругать.

2 раза до переезда в Дивеево блаженную Пашу Саровскую серьёзно избили

Богохульники избили её. Побои зажили, но у юродивой стала болеть голова, а волосы на ней заросли как попало.

Второй раз Пашу Саровскую серьёзно избили за некоторое время до переезда в Дивеевскую обитель. Блаженная жила в одной деревне. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советом, просили помолиться.

Тогда Диавол надоумил злых людей напасть на неё и избить. Грабители думали найти у неё деньги, но их не было.

Блаженная Параскева. Фото начала XX в. После того, как блаженную Пашу Саровскую второй раз избили, она до конца жизни не могла избавиться от головных болей

Крестьяне обнаружили святую с проломленной головой, лежащую в луже крови. После этого случая она проболела около года, но совершенно поправиться не могла до конца жизни.

У блаженной постоянно болела голова, а под ложечкой возникла опухоль. Сама юродивая почти не обещала внимание, на это лишь изредка причитая:

«Ах, маменька, как у меня тут болит! Что ни делай, маменька, а под ложечкой не пройдет!».

До своего переезда в Дивеево блаженная Паша Саровская часто заходила к другой дивеевской блаженной Пелагее Ивановне

Прасковья Ивановна часто приходила к дивеевской блаженной Пелагии Ивановне. Дивеевские блаженные как бы незримо имели связь друг с другом по Божией Воле.

Однажды Паша вошла и молча села возле Пелагеи. Пелагия Ивановна долго смотрела на нее и, наконец, сказала: «Да! Вот тебе-то хорошо, нет заботы, как у меня: вон детей-то сколько!» Паша встала и, не сказав ни слова поклонилась.

После этого она ушла из Дивеева.

Блаженная Пелагия Ивановна. Портрет. Паша Саровская часто общалась с блаженной Пелагией и после её смерти осталась жить в Дивеево по её благословлению

Через несколько лет блаженная Пелагия Ивановна спала, но вдруг вскочила и бросилась к окну. Она всунулась из него наполовину и стала, глядя в даль, кому-то грозить.

После этого рядом с Казанской церковью открылась калитка и в неё вошла Паша Саровская. Подойдя ближе и заметив, что Пелагия Ивановна что-то говорит, она остановилась и спросила:

— Что, матушка, или нейти?

— Нет.

— Стало быть, рано еще? Не время?

— Да, — подтвердила Пелагия Ивановна.

После этого блаженная ушла, не заходя в монастырь. Вернулась она в обитель за шесть лет до смерти Пелагии Ивановны. На это раз она принесла много кукол, нянчилась с ними и называла их своими детьми.

Она стала по нескольку недель, а затем и месяцев жила в монастыре. Последний год жизни блаженной Пелагии Ивановны Паша пробыла в обители неотлучно.

Келия блаженной Параскевы у южного входа в Дивеевский монастырь. В Дивеевском монастыре блаженная Параскева поселилась в собственной кельи и не стала жить в кельи блаженной Пелагии Ивановны

После кончины 30 января 1884 года (по старому стилю) блаженной Пелагеи Дивеевской, Параскева навсегда поселилась в Серафимо-Дивеевском монастыре, где приобрела буквально всероссийскую известность благодаря дару прозорливости.

Сначала монахи серафимодивеевского монастыря предлагали ей поселиться в келии блаженной Пелагии Ивновны, но Паша отказалась. Она вначале жила в доме клиросных, а потом стала проживать в отдельной келии у ворот обители.

Во время пребывания в Серафимо-Дивеевском монастыре блаженная Параскева Саровская непрестанно творила Иисусову молитву

Когда раба божия блаженная Параскева Саровская пребывала в Серафимо-Дивеевском монастыре, она всё время творила Иисусову молитву.

Обычно она вязала чулки или же пряла пряжу. Принимаясь чулки вязать или же прясть святая постоянно молилась. Именно поэтому связанные ею чулки или же изготовленная пряжа так ценились в монастыре.

31 год пожила Параскева Саровская в Серафимо-Дивеевском монастыре

Из той же пряжи монахи изготовляли пояски и чётки. Выполняла она и другие работы, например, жала серпом траву и под этим видом клала поклоны Господу Богу.

Блаженная не могла долго жить на одном месте и поэтому часто отправлялась на дальние послушания в Саров или иные свои излюбленные места.

Современники отмечали, что внешность блаженной Паши Саровской менялась от её настроения, она была то чрезмерно строгой, сердитой и грозной, то ласковой и доброй.

Вид Серафимо-Дивеевского монастыря с южной стороны. Келья святой размещена слева стороны от монастырских ворот. Фото 1903 года. В Дивеево блаженная Паша Саровская прожила последние годы жизни

В Дивеево блаженная прожила 31 год. Русский народ чтил её. Пашу Саровскую знали не только в народе, но и в высших кругах общества.

Многие из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать у нее. Собрано и описано много случаев прозорливости блаженной старицы. Так, например, посещали святую великие князья и сам Государь Император.

Предсказания блаженной Паши Саровской о судьбе царской династии и России сбылись

Предсказания блаженной старицы Параскевы Саровской практически всегда сбывались, несмотря на то, что она делала их в иносказательной форме. Именно поэтому к ней приходили и богатые и бедные.

Так во время проводимых в Сарове торжеств, посвящённых канонизации преподобного Серафима Саровского, в 1903 году блаженную посетили Августейшие особы ― Император Николай II и Императрица Александра Федоровна.

Царь Николай II посещает блаженную Пашу Саровскую. Настенная роспись Казанской церкви Дивеевского монастыря. Блаженная предсказала Государю рождение наследника и мученическую смерть

Во время визита Параскева Саровская предсказала Августейшему семейству рождение сына-наследника. Кроме того, она возвестила им о том, что дьявол будет ходить по России 110 лет, предсказывая тем самым гибель династии, гражданскую войну и море крови.

Благословила она иконки Умиления Божией Матери Государю, Государыне, Цесаревичу, Великим Княжнам. Незадолго до своей смерти блаженная старица молилась перед портретом Государя, предвидя скорую его мученическую смерть.

Блаженная Параскева у крыльца своей келии. Фото начала XX века. К блаженной кроме высокопоставленных чинов приходили и простые люди. Никому она не отказывала в совете, помощи или молитве

Приходили к блаженной и простые люди. По воле Божией она давала им советы, открывала будущее, молилась за них. Именно поэтому её любили все, и когда блаженная умерла, многие плакали и горевали по ней.

Скончалась блаженная схимонахиня Параскева в возрасте 120 лет. Перед своей кончиной блаженная Параскева благословила жить в Дивеевской обители свою преемницу — блаженную Марию Ивановну.

Святая блаженная Параскева Саровская прожила 120 лет

Скончалась Паша Саровская 22 сентября 1915 года по старому стилю в третьем часу дня. Перед этим блаженная сильно заболела и её парализовало. Именно поэтому умирала она тяжело и окружающие решили, что даже на смертном одре она искупает грехи жителей Дивеевского монастыря и мирян.

Похоронили. Блаженную за алтарем Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря в кирпичном склепе, над которым устроили часовню. В советские времена захоронение юродивой осквернили.

В 1990 году Серафимо-Дивеевский монастырь восстановили. Во время строительных работ могилу блаженный привели в порядок и на ней установили крест.

Рака с мощами св. блж. Параскевы в Казанской церкви Свято-Троицкого Дивеевского монастыря. Мощи блаженной Параскевы обрели во время реконструкции Серафимо-Дивеевского монастыря в наше время. Сейчас они хранятся в обители

На торжествах, посвященных 250-летию рождения преподобного Серафима Саровского, 31 июля 2004 года блаженную Параскеву причислили к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.

20 сентября 2004 обретение мощей Паши Саровской

Общецерковное почитание святой установлено на Архиерейском Соборе Русской православной Церкви.

Святые мощи были обретены 20 сентября 2004 года и находятся ныне в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. Память святой празднуется 22 сентября/5 октября, а также в день памяти Собора Дивеевских святых 14/27 июня.

Домик-келию, где жила блаженная Паша Саровская, в 2004 году передали монастырю. Сейчас в ней размещается музей блаженной Паши и истории Дивеевской обители.

Блаженная Параскева Дивеевская

(1795-1915 гг.)

Блаженная Паша Саровская (в миру — Ирина) родилась в 1795 году в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина. В семнадцать лет её выдали замуж. Родные мужа любили её за кроткий нрав и трудолюбие. Прошло пятнадцать лет. Помещики Булгины продали Ирину с мужем господам Шмидтам.

Вскоре умирает муж Ирины. Господа Шмидты попытались выдать Ирину замуж вторично, но услышав слова: «Хоть убейте меня, замуж больше не пойду», решили оставить её у себя дома. Не долго пришлось работать Ирине экономкой, она была оклеветана прислугой и хозяева, заподозрив Ирину в краже, отдали её на истязание солдатам. После жестоких побоев, не выдержав несправедливости, Ирина ушла в Киев.

Беглянку обнаружили в монастыре. За побег крепостной крестьянке долгое время пришлось томиться в остроге, прежде чем её по этапу отправили на родину. Наконец, Ирину вернули хозяевам. Проработав два года огородницей у Шмидтов, Ирина опять решилась на побег. (Следует отметить, что во время второго побега Ирина тайно приняла постриг с именем Параскевы, получив благословение старцев на юродство Христа ради.) Вскоре блаженную задержали стражи порядка и вернули хозяевам, которые вскоре сами выгнали Ирину.

Пять лет Ирина полураздетая, голодная бродила по селу, затем 30 лет жила в вырытых ею пещерах в Саровском лесу. Окрестные крестьяне и паломники, приходившие в Саров, глубоко чтили подвижницу, просили её молитв. Ей приносили еду, оставляли деньги, а она раздавала всё неимущим.

Жизнь отшельницы была сопряжена с большими опасностями, однажды она была жестоко избита разбойниками, требующими у неё денег, которых у неё не было. Целый год она была между жизнью и смертью.

В Дивеевский монастырь она пришла осенью 1884 года, подойдя к воротам монастыря, она ударила по столбу и предрекла: «Вот как сокрушу этот столб, так и начнут умирать, успевай только могилы копать». Вскоре умерла блаженная Пелагея Ивановна Серебренникова (1809-1884 гг.), которой сам преп. Серафим вверил своих сирот, за ней умер монастырский священник, потом одна за другой несколько монахинь…

Архимандрит Серафим (Чичагов), автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» рассказывал: «Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она имела вид Марии Египетской. Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы, так как ранее все поражались ее длинным до земли волосами, придававшими ей красоту, которая мешала ей в лесу и не соответствовала тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке — свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серьезным выражением лица, она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее»…

Современники отмечали, что внешность блаженной Паши Саровской менялась от её настроения, она была то чрезмерно строгой, сердитой и грозной, то ласковой и доброй:

«Детские, добрые, светлые, глубокие и ясные глаза её поражают настолько, что исчезает всякое сомнение в её чистоте, праведности и высоком подвиге. Они свидетельствуют, что все странности её, — иносказательный разговор, строгие выговоры и выходки, — лишь наружная оболочка, преднамеренно скрывающая смирение, кротость, любовь и сострадание»…

Все ночи блаженная проводила в молитве, а днем после церковной службы жала серпом траву, вязала чулки и выполняла другие работы, непрестанно творя Иисусову молитву. С каждым годом возрастало число страждущих, обращавшихся к ней за советами, с просьбами помолиться за них.

Очевидцы рассказывали, что Прасковья Ивановна жила в небольшом домике, слева от монастырских ворот. Там у нее была одна просторная и светлая комнатка, в которой вся стена напротив двери » была закрыта большими иконами»: в центре – Распятие, справа Божия Матерь, слева – ап. Иоанн Богослов. В этом же домике, в правом от входа углу, имелась крохотная келья, служащая спальной комнаткой Прасковьи Ивановны, там она молилась ночами (спала блаженная крайне мало).

Под окнами ее домика всегда можно было увидеть паломников. Имя Прасковьи Ивановны было известно не только в народе, но и в высших кругах общества.

Люди шли к блаженной за советом и утешением нескончаемой вереницей, и Господь через Свою верную рабу открывал им будущее, врачевал недуги душевные и телесные. По свидетельству современников блаженная часто отвечала на мысли.

Приведём отрывок из воспоминаний одного Московского корреспондента, которому посчастливилось побывать у блаженной старицы: «…Мы были поражены и обрадованы тем, что эта блаженная с чистым взором ребенка молилась за нас, грешных. Радостная и довольная она отпустила нас с миром, благословив на дорогу… Она редкий человек на земле, и надо радоваться, что такими людьми еще богата земля Русская».

Из воспоминаний монахини Серафимы (Булгаковой): «В конце Х1Х столетия начал ездить к нам в Саров будущий митрополит Серафим, тогда ещё блестящий гвардейский полковник Леонид Чичагов… Когда Чичагов приехал в первый раз, Прасковья Ивановна встретила его, посмотрела из-под рукава и говорит: «А рукава-то ведь поповские. Тут же вскоре он принял священство. Прасковья Ивановна настойчиво говорила ему: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали. Чичагов стал собирать материалы, написал «Летопись…» и поднёс её Государю. Когда Государь её прочитал, он возгорелся желанием открыть мощи».

О своей первой встрече с блаженной старицей Архимандрит Серафим (Чичагов) рассказывал следующее: «Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошёл к ней, как Паша, лежавшая на постели (она была старая и больная), воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришёл, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления. Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принят Государем, и передать ему в уста то, что она мне поручает…

В смущении я покинул келию старицы… Вскоре я уехал из Дивеевского монастыря и, возвращаясь в Москву, невольно обдумывал слова… И вдруг однажды меня пронзила мысль, что ведь можно записать всё, что рассказывали о преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников преподобного и расспросить их о нем, ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря… Привести весь этот материал в систему и хронологический порядок, затем этот труд… напечатать и поднести Императору, чем и будет исполнена воля Преподобного, переданная мне в категорической форме Пашей»…

В дом блаженной Паши Саровской в 1903 году, после канонизации преподобного Серафима, приехали император Николай II и императрица Александра Федоровна. Перед приходом гостей блаженная Паша велела вынести все стулья и усадила императорскую чету на ковер. Блаженная старица предсказала рождение наследника, предупредила о предстоящих гонениях на Церковь, о гибели династии Романовых. После этого Государь часто обращался к блаженной Параскеве Ивановне, посыл к ней великих князей за советом. Незадолго до своей кончины блаженная часто молилась перед портретом Государя, предвидя скорую его мученическую смерть.

Из воспоминаний Игумена Серафима Путятина: «Великая подвижница-прозорливица, Саровская Прасковья Ивановна… предсказывала надвигающуюся на Россию грозу. Портреты Царя, Царицы и Семьи она ставила в передний угол с иконами и молилась на них наравне с иконами, взывая: «Святые Царственные мученики, молите Бога о нас».

В 1915 году, в августе, я приезжал с фронта в Москву, а затем в Саров и Дивеево, где сам лично в этом убедился. Помню, как я служил Литургию в праздник Успения Божией Матери в Дивееве, а затем прямо из церкви зашёл к старице Прасковье Ивановне, пробыв у неё больше часа, внимательно слушая её грядущие грозные предсказания, хотя выражаемые притчами, но все мы с её келейницей хорошо понимали и расшифровывали неясное. Многое она мне тогда открыла, которое я тогда понимал не так, как нужно было, в совершающихся мировых событиях. Она мне ещё тогда сказала, что войну затеяли наши враги с целью свергнуть Царя и разорвать Россию на части. За кого сражались и на кого надеялись, те нам изменят и будут радоваться нашему горю, но радость их будет ненадолго, ибо и у самих будет то же горе.

Прозорливица при мне несколько раз целовала портреты Царя и семьи, ставила их с иконами, молясь им как святым мученикам. Потом горько заплакала… Затем старица взяла иконки Умиления Божией Матери, пред которой скончался преподобный Серафим, заочно благословила Государя и Семью, передала их мне и просила переслать. Благословила она иконки Государю, Государыне, Цесаревичу, Великим Княжнам Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии, Великой Княгине Елисавете Феодоровне и А. А. Вырубовой. Просил я благословить иконку Великому Князю Николаю Николаевичу, она благословила, но не Умиления Божией Матери, а преподобного Серафима. Больше никому иконок не благословила… В настоящее время для меня это ясно: она знала, что все они кончат жизнь кончиной праведников-мучеников. Целуя портреты Царя и Семьи, прозорливица говорила, что это её родные, милые, с которыми скоро будет вместе жить. И это предсказание исполнилось. Она через месяц скончалась, перейдя в вечность, а ныне вместе с Царственными мучениками живёт в небесном тихом пристанище».

Скончалась блаженная схимонахиня Параскева 5 октября 1915 года в возрасте 120 лет. Похоронили блаженную старицу Параскеву Ивановну у алтаря Троицкого Собора Дивеевского монастыря рядом с блаженной Пелагией Ивановной.

Перед своей кончиной блаженная Параскева благословила жить в Дивеевской обители свою преемницу — блаженную Марию Ивановну.

Святая блаженная Параскева Дивеевская (Паша Саровская) — день памяти 05.10 н.ст. (22.09 ст.ст.)

Св. блж.Параскева Дивеевская

Блаженная Паша Саровская. Фото Дивеевского монастыря

Блаженная Параскева Дивеевская (Паша Саровская). В миру была она крепостной крестьянкой, скромною, трудолюбивою, рано овдовевшей. Блаженная Паша Саровская (в миру — Ирина) родилась в 1795 г. в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина Ивана и его жены Дарьи, которые имели трех сыновей и двух дочерей. Одну из дочерей звали Ириной. Господа отдали ее в семнадцать лет против желания и воли замуж за крестьянина Феодора. Ирина с мужем жили хорошо, согласно, любя друг друга, и родные мужа любили её за кроткий нрав и трудолюбие. Она любила церковные службы, усердно молилась, избегала гостей, общества и не выходила на деревенские игры. Прошло пятнадцать лет, и Господь не благословил их детьми. Помещики Булыгины продали Ирину с мужем господам Шмидтам, в село Суркот.

Через пять лет после этого переселения муж Ирины заболел чахоткой и умер. Господа Шмидты пытались выдать Ирину замуж вторично, но услышав слова: «Хоть убейте меня, замуж больше не пойду», решили оставить её у себя дома. Не долго пришлось работать Ирине экономкой, через полтора года стряслась беда над усадьбой Шмидта, обнаружилась покража двух холстов. Прислуга показала, что их украла Ирина. Приехал становой со своими солдатами, и помещики упросили его наказать виновную. Солдаты зверски ее били, истязали, пробили ей голову, порвали уши. Ирина продолжала говорить, что не брала холстов. Тогда господа призвали местную гадалку, которая сказала, что холсты украла действительно Ирина, да не эта, и опустила их в воду, то есть в реку. На основании слов гадалки начали искать холсты в реке и нашли их.
После перенесенного истязания невинная Ирина не была в силах жить у господ «нехристей» и в один прекрасный день ушла. Помещик подал заявление о ее пропаже. Через полтора года ее нашли в Киеве, куда она добралась Христовым именем на богомолье. Схватили несчастную Ирину, посадили в острог и затем препроводили по принадлежности к помещику. Можно себе представить, что она испытала в остроге, сидя с арестантами, мучимая голодом и обращением конвойных солдат! Помещики, чувствуя свою вину и как они жестоко отнеслись к ней, простили Ирину, желая опять пользоваться ее услугами. Господа сделали Ирину огородницей, и более года она прослужила им верою и правдою, но вследствие испытанных ею страданий и несправедливости, и благодаря общению с киевскими подвижниками в ней произошла внутренняя перемена. Через год ее опять нашли в Киеве и арестовали. Снова ей пришлось претерпеть страдания острога, возвращение к помещикам, и наконец, к довершению всех испытаний, господа не приняли ее и выгнали раздетую, без куска хлеба на улицу деревни. Идти в Киев, конечно, было непосильно и даже бесполезно в духовном смысле, несомненно, духовные отцы благословили ее на юродство ради Христа, и она приняла в Киеве тайный постриг с именем Параскева, оттого и стала называть себя Пашей. Пять лет она бродила по селу как помешанная, служа посмешищем не только детей, но и всех крестьян. Тут она выработала привычку жить все четыре времени года на воздухе, голодать, терпеть стужу и затем пропала.
В Саровском лесу она пребывала, по свидетельству монашествующих в пустыни, около 30 лет; жила в пещере, которую себе вырыла. Ходила она временами в Саров, в Дивеево, и ее чаще видели на Саровской мельнице, куда она являлась работать на живущих там монахов.
Она обладала всегда удивительно приятной наружностью. Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества Паша имела вид Марии Египетской. Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная, страшная, носила в то время короткие волосы, так как все поражались ее длинными до земли волосами, придававшими ей красоту, которые мешали ей теперь в лесу и не соответствовали тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке, свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серьезным выражением лица, она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее. За четыре года до переезда в Дивеевскую обитель она временно проживала в одной из деревень. Ее уже считали тогда блаженной, и прозорливостью своею она заслужила всеобщие уважение и любовь. Крестьяне и странники давали ей деньги, прося ее молитв, а исконный враг всего доброго и хорошего в человечестве вселил разбойникам напасть на нее и ограбить несуществующее богатство, чем уподобил ее страдания страданиям батюшки о. Серафима. Негодяи избили ее до полусмерти, и блаженную Пашу нашли всю в крови. Она болела после этого целый год и совершенно уже никогда не поправлялась. Боли проломленной головы и опухоль под ложечкой мучили ее постоянно, хотя она, по-видимому, не обращала никакого внимания и только изредка говорила себе же: «Ах, маменька, как у меня тут болит! Что ни делай, маменька, а под ложечкой не пройдет»

Живя уже в Дивееве, блаженная Паша шла осенью 1884 г. мимо ограды кладбищенской церкви Преображения Господня и, ударив палкой об столб ограды, сказала: «Вот как этот столб-то повалю, так и пойдут умирать, только поспевай могилы копать». Слова эти скоро сбылись: как повалился столб — блаженная Пелагея Ивановна, за нею умер священник Феликсов, потом столько монахинь, что сорокоусты, не прекращались целый год, и случалось, что двух сразу отпевали.
Многие годы скиталась она, юродствуя, до переселения в Саровский лес. Современники отмечали, что внешность блаженной Паши Саровской менялась от её настроения, она была то чрезмерно строгой, сердитой и грозной, то ласковой и доброй:
«Детские, добрые, светлые, глубокие и ясные глаза её поражают настолько, что исчезает всякое сомнение в её чистоте, праведности и высоком подвиге. Они свидетельствуют, что все странности её, — иносказательный разговор, строгие выговоры и выходки, — лишь наружная оболочка, преднамеренно скрывающая смирение, кротость, любовь и сострадание»…
Все ночи блаженная проводила в молитве, а днем после церковной службы жала серпом траву, вязала чулки и выполняла другие работы, непрестанно творя Иисусову молитву. С каждым годом возрастало число страждущих, обращавшихся к ней за советами, с просьбами помолиться за них.
После смерти в 1884 году дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой Паша осталась в обители до конца своих дней и в течение 31 года продолжала их общее предназначение: спасать души монашествующих от натисков врага человечества, от искушений и страстей, им ведомых по прозорливости.

Блж.Паша Саровская

Икона святых Дивеевских блаженных — Параскевы, Пелагии и Марии

Случаев прозорливости блаженной Паши невозможно собрать и описать. Так, однажды она встала с утра вся расстроенная, после полудня к ней подошла приезжая госпожа, поздоровалась и хотела побеседовать, но Прасковья Ивановна закричала, замахала руками: » Уйди, уйди! Неужели не видишь диавол! Топором говову отрубили!» Посетительница перепугалась, отошла, ничего не понимая, но вскоре ударили в колокол, оповещая, что сейчас в больнице скончалась монахиня во время припадка падучей болезни; тогда стали понятны слова блаженной Паши.
Известно также, что в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского ее посетили Августейшие особы — Император Николай II и Императрица Александра Федоровна. Им предрекла блаженная скорое рождение долгожданного Наследника, а также гибель России и царской династии, разгром Церкви и море крови, после этого Государь не раз обращался к предсказаниям Параскевы Ивановны, посылая время от времени к ней великих князей за советом. Незадолго до своей кончины блаженная часто молилась перед портретом Государя, предвидя скорую его мученическую смерть.
Скончалась блаженная схимонахиня Параскева в 1915 году в возрасте 120 лет. Могилка Параскевы Ивановны находится у алтаря Троицкого собора.
Перед своей кончиной блаженная Параскева благословила жить в Дивеевской обители свою преемницу — блаженную Марию Ивановну.
Вот отзывы очевидцев о юродивой Паше Саровской, которую преподобный Серафим благословил на жизнь скитальческую, и которая так долго исполняла завет святого и великого старца Саровского:
Отец настоятель Суздальского Ефимьева монастыря архимандрит Серафим (Чичагов), автор “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, прекрасно изучив эту замечательную женщину, говорил о ней: “От доброго взгляда ее каждый человек приходит в невыразимый восторг. Детские, добрые, светлые, глубокие и ясные глаза ее поражают настолько, что исчезает всякое сомнение в ее чистоте, праведности и высоком подвиге. Они свидетельствуют, что все странности ее, — иносказательный разговор, строгие выговоры и выходки, — лишь наружная оболочка, преднамеренно скрывающая величайшее смирение, кротость, любовь и сострадание. Облекаясь иногда в сарафаны, она, как превратившаяся в незлобное дитя, любит яркие красные цвета и иногда одевает на себя несколько сарафанов сразу, как, например, когда встречает почетных гостей или в предзнаменование радости и веселия для входящего к ней лица”.
По свидетельству монашествующих, преподобный Серафим еще при жизни своей благословил Прасковью Ивановну на скитальческую жизнь в дремучих лесах Саровских. Там она пребывала в посте и молитве около тридцати лет. Жила она в вырытой ею пещере. Говорят, что у нее было несколько пещер в разных местах обширного непроходимого леса, переполненного хищными зверями. “Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она имела вид Марии Египетской, — говорил архимандрит Серафим, — Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы, так как ранее все поражались ее длинным до земли волосами, придававшими ей красоту, которая мешала ей в лесу и не соответствовала тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке — свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серьезным выражением лица, она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее ”.
Прасковья Ивановна жила в домике, очень небольшом, слева от монастырских ворот. Там у нее была одна просторная и светлая комнатка, замечательно опрятная. Вся стена этой комнатки против дверей была закрыта большими иконами. В центре – Распятие, по сторонам его – справа Божия Матерь, слева – ап. Иоанн Богослов. В этом же домике, в правом от входа углу, имелась крохотная келья – чуланчик, служащая спальной комнаткой Прасковьи Ивановны. Простая деревянная кровать юродивой Паши Саровской с громадными подушками редко занималась ею, а больше на ней покоились куклы. Да и не было времени ей лежать, так как ночи напролет она молилась перед большими образами. Изнемогая под утро, Прасковья Ивановна ложилась и дремала, но чуть забрезжит свет, — она уже моется, чистится, прибирается или выходит на прогулку – для молитвы. После обедни она садилась за работу, вязала чулки или делала пряжу. Это занятие сопровождалось, конечно, внутренней молитвой, и потому пряжа Прасковьи Ивановны так ценилась в обители, что из нее делали пояски и четки.

Народ почитал в Прасковье Ивановне прорицательницу. Под окнами ее домика по целым дням стояла толпа богомольцев, с благоговеньем ожидавших, не даст ли она им добрый совет, не помолится ли за них.
Имя Прасковьи Ивановны было известно не только в народе, но и в высших кругах общества. Почти все из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать у Прасковьи Ивановны.
О прозорливости Прасковьи Ивановны рассказывали: “Когда наша мать настоятельница и игумения Мария, — рассказала мать Анфия, заведующая монастырской гостиницей, — текущей зимой была тяжело больна, мы, сестры, сильно скорбели и опасались за конец болезни. Неоднократно мы спрашивали Прасковью Ивановну, выздоровеет ли наша мать настоятельница, и она каждый раз говорила нам, что ее ждет скорое выздоровление. Предсказание Прасковьи Ивановны сбылось. Мать настоятельница оправилась от своей тяжелой болезни, и опасность миновала”.
Один из москвичей – корреспондентов, посетивший в Дивееве с товарищами Прасковью Ивановну, о ее прозорливости сообщил: “Когда мы вошли в домик, нас встретила мать Серафима и молоденькая послушница. Они сообщили нам, что Прасковья Ивановна заперлась в своей крохотной келии, но может быть, скоро выйдет, и поэтому нас просили обождать. Мы стояли у входа в покой с матерью Серафимой, как дверцы кельи открылись, и к нам порывистыми шагами вышла Прасковья Ивановна. Она была такой, как ее описал архимандрит Серафим. Не обращая ни на кого внимания, она прерывисто прошла и, обращаясь к художнику М., сказала, грозя пальцем: “Денежку не бережешь, по ветру пускаешь!” Сказав это, она, проходя к окну, перед которым стояла группа богомольцев, пожала мне руку, молча. Бросив взоры на стоящих на дворе богомольцев, она вновь устремила свои очи на нас и довольно долго вглядывалась в нас, как бы читая наши мысли. Становилось жутко. Но вот она по своей прозорливости прочла наши мысли: мы искренно жалели ее. Она немного постояла как бы в полузабытьи, потом лицо просияло, и она на нас уже перестала смотреть сурово. Ее лицо стало радостно, она повеселела. Мы передали ей нашу лепту – на свечи. Это еще более обрадовало ее. Она стала резвиться, как дитя. Немного спустя, она опустилась перед распятьем на колени и стала горячо молиться, все время кладя земные поклоны. Мать Серафима и послушница при этом стали петь заздравный стих, закончив поминовением наших имен: Иакова, Стефана и Эмилия. Мы были поражены и обрадованы тем, что эта блаженная с чистым взором ребенка молилась за нас, грешных. Радостная и довольная она отпустила нас с миром, благословив на дорогу. Сильное впечатление произвела она на нас. Это цельная, не тронутая ничем внешним натура, всю свою жизнь, все свои помыслы отдавшая во славу Господа Бога. Она редкий человек на земле, и надо радоваться, что такими людьми еще богата земля Русская”.
14 января 2004 г.мощи трех Дивеевских блаженных — Пелагеи, Параскевы и Марии — впервые были вынесены и открыты для поклонения в Казанской церкви Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Святые старицы были прославлены как местночтимые святые в июле 2004 года в ходе торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви в октябре 2004 г. благословил общецерковное прославление Христа ради Дивеевских юродивых – блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской) и Марии (Фединой).
22 сентября/5 октября — день памяти дивеевской блаженной Параскевы Ивановны, более известной как Паша Саровская.
Тропарь, глас 1:
Глас апостола Павла услышавша глаголющ: мы юроди Христа ради, рабы Твои, Христе Боже, Пелагия, Параскева и Мария, юроди быша на земли Тебе ради; темже, память их почитающе, Тебе молим: Господи, спаси души наша.
Кондак, глас 8:
Вышния красоты возжелевша, нижния сласти телесныя тощно оставили есте, нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие проходяща, скончавшася, Пелагие, Параскево и Марие блаженныя: Христа Бога молите непрестанно о всех нас.
Величание:
Ублажаем вас, святыя блаженныя матери наша Пелагие, Параскево и Марие, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.
(www.diveevo.ru; www.st-nikolas.orthodoxy.ru; иллюстрации — www.4udel.nne.ru; www.st-nikolas.orthodoxy.ru; florensky.nnov.ru; diveevo.nne.ru; diveevo.biz; www.nne.ru; www.cirota.ru).

Казанский храм Серафимо-Дивеевс. мон-ря, в к-ром почивают мощи блж.Параскевы Дивеевской

Рака с мощами блж.Параскевы в Казанском храме Серафимо-Дивеевского мон-ря

Освящение придела в честь блжж. Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских в Казанской церкви. Декабрь 2008 г.

Домик блж.Параскевы

В домике блж.Параскевы открыт музей из 3 залов

Дивеевские блаженные Пелагия, Параскева и Мария. Роспись в храме на Арзамасском подворье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *