Паустовский еловые шишки

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (82 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Знакомство с текстом как с образцом поэтической прозы.
  • Формирование представлений учащихся о конкретных биографических фактах из жизни Э. Грига.
  • Совершенствование навыков языкового анализа текста.
  • Расширение словарного запаса учащихся.
  • Помочь учащимся услышать музыку не ушами, а сердцем.

Оборудование: учительский компьютер с колонками, проектор, экран, учебники литературы О.В. Кубасовой «Литературное чтение» 4 класс, школьная доска.

ХОД УРОКА

І. Вводная часть

Учитель: Сегодня мы поговорим о чуде случайной встречи. О чуде, которое может совершить человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенном на других людей.
Жил человек. Вдруг произошло какое-то событие, какая-то встреча, которая заставила человека сделать нечто такое, что удивит многих людей, и будет удивлять долгие годы.
О таком чуде мы прочитаем сегодня в рассказе Константина Георгиевича Паустовского
«Корзина с еловыми шишками».

Слайд 1

– Событие, описанное в рассказе, произошло в далёкой северной стране Норвегии. По фотографиям, которые я продемонстрирую, вы сможете познакомиться с этой страной, с природой этого сурового морского края.

Слайд 2.

– А эпиграфом к нашему уроку будут слова немецкого просветителя, философа 18 века Иоганна Готфрида Гердера: (кликом на слайде вызываю эпиграф) «Два величайших титана на Земле: случай и время».
– Как вы понимаете эти слова?
Дети. Что-то произошло, и об этом долго помнят.

ІІ. Основная часть

1. Знакомство с творчеством Э. Грига

Случай и время
– Как вы думаете, может ли случайная встреча двух людей (старика и восьмилетней девочки) послужить толчком к созданию великого произведения?
– А какие произведения мы называем великими? Назовите хоть одно.

Слайд 3. (работа на три клика)

1 клик – вид Норвегии.

Учитель: Случайная встреча (2 клик) Эдварда Грига с маленькой девочкой, и вот уже более ста лет человечество восхищается произведением, которое он создал.
– А кто такой Эдвард Григ? (Ответы учащихся)

3 клик – Э. Григ – норвежский композитор.

Слайд 4 (на два клика: первый – картинка, второй – текст)

– В его музыке живут легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии, в ней звучит прибой северного моря. Григ жил в маленьком домике на берегу моря, любил гулять в горном лесу, и похоронен в скале над вечно волнующимся морем.
Однажды, гуляя по лесу, Э. Григ встретил маленькую девочку. Сейчас вы услышите краткую историю этой встречи, услышите музыку и поймете ( кликом вызываю Слайд № 5), что встреча с прекрасным – это музыка.

Кликом в центре слайда вызываются текст и музыка. Дальше воспроизведение шести слайдов идет самостоятельно.

2. Знакомство с текстом

а) Постановка проблемы:

– Случай свел Э. Грига и Д. Педерсон. Ей композитор подарил ту музыку, которая была написана более ста лет назад и живёт до сих пор.
– Но почему произведение об этом называется «Корзина с еловыми шишками»? (Ответы детей)
– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо внимательно прочитать текст, вдуматься в каждое слово автора. Читать текст мы будем небольшими отрывками, но вначале познакомимся со словами, значение которых необходимо уточнить.

б) Лексическая работа(слова заранее написаны на доске) 1 этап.

кованые листья – сделаны из металла при помощи ковки – удара молотка;
медь – металл бурого цвета;

в) Чтение детьми 1 отрывка на с. 48 до слов: «Как тебя зовут?»

– Что описано в этой части? (Пейзаж)
– Давайте подумаем, какую роль играет пейзаж в произведении, потому что не поняв этого, мы не сможем разобраться в названии текста, а значит и в его идее. Ведь мы знаем, что заголовок соответствует теме и идее текста.

Слайд 11 (на два клика : первый – картинка, второй – текст )

– Прочитаем 2 и 3 абзацы отрывка.
– Что необычного в описании этого пейзажа? (Кроме описания растений присутствует описание звуков)
– Как вы думаете, почему в описании пейзажа так много звуков?

Композитор живёт звуками. Он слышит всё это. Он черпает вдохновение в окружающей природе .
Слайд 12. (на два клика : первый – картинка, второй – текст )

– Продолжим разговор о пейзаже и обратимся к пятому абзацу отрывка (кликом вызываю текст). Прочитаем текст.
– Какое здесь встречается противопоставление?(«Всё золото и медь на земле – осенний наряд, что лежал в горах; кованые листья – листья осины»)
– Зачем автор нам говорит об этом? Что сравнивает? (Живое и неживое).
– К чему готовит нас? (К тому, что в жизни ценно настоящее, а не искусственное; и Григ – внимательный, чуткий человек)
– Продолжая знакомиться с текстом, мы не раз ещё встретимся с противопоставлением истинного, живого, настоящего и ненастоящего, сделанного, подделки под настоящее.
– Подводя итог в разговоре о пейзаже, давайте подумаем, а почему автор так поэтично описывает осень в лесу? (Красота вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы мы увидели её, почувствовали).
– Посмотрите ещё раз на сорок восьмую страницу учебника. Между двумя отрывками описания природы автор поместил два предложения о маленькой девочке. Прочитаем их.
– Как вы думаете, почему автор так сделал? (Она – часть этой природы. Она неотделима от природы.)
– Какая деталь подчеркивает это? (Корзина)
– Продолжим чтение этой части до слов на с.49 » слушай, Дагни…»

Слайд 13 (на четыре клика: первый – открытие слайда, второй – первое предложение, третий – второе предложение, четвертый – третье предложение)

– В этой части автор трижды говорит о глазах.
– Чьи глаза? (по тексту)
Клик: Глаза у Грига смеялись.
Клик: У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза.
Клик: Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва.

– Какое здесь противопоставление? (Безжизненные глаза куклы – смеющиеся глаза Грига и зеленоватые глаза Дагни).
– Почему автор так много внимания уделяет глазам? (Глаза – это душа человека.)
– Почему автор пишет, что Григ заметил? Не увидел, а заметил. (Он – внимательный человек. Замечает даже то, что сразу не бросается в глаза.)
– Прочитаем ещё раз последнюю строчку. Посмотрите, как великолепно, одним предложением, автор объединим и лес, и горы, и маленькую девочку, которую уже никак нельзя отделить от этого леса.

Слайд 14 (на четыре клика: первый – открытие слайда, второй – первое предложение, третий – второе предложение, четвертый – третье предложение)

– Продолжим чтение текста (до конца 1 части, с.51). Трижды автор упоминает о корзине.
Кликами вызываем текст.
2 клик: маленькая девочка – большая корзина. О чем это? (Трудолюбивая)
– Было бы что-то необычное, если бы девочка собирала грибы?
3 клик : » Давай корзину. Ты её едва тащишь». Почему автор использовал слово «тащишь»,ане»несёшь»? (Очень тяжелая корзина).
4 клик: Автор упрямо нас наталкивает на мысль о корзине с еловыми шишками, даже говорит, что еловые шишки тяжелее сосновых. Почему?
Во-первых, это еловый лес, он красивее и загадочнее соснового. Ведь Григ поэтому и любит там гулять.
Во-вторых, автор как бы оправдывается, показывая, почему маленькой девочке приходится нести корзину.
Нам нравится эта девочка, хотя автор не описывает её внешность. Но этого и не нужно. Мы «видим» душу этой девочки. Что, впрочем, увидел и Григ.

Слайд 15 (на три клика: первый – открытие слайда, второй – первое предложение, третий – второе предложение)

Здесь мне хочется остановиться ещё на двух эпизодах.
2 клик: «Я не разобью…» О чем это говорит? (Девочка видит красивое, аккуратно относится к нему – ценит настоящее искусство, сама не осознавая этого)
3 клик: «Она совсем меня запутала…»
– Почему » запутала»? Почему » с досадой»? (Григу действительно захотелось подарить что-то и подарить сейчас. Но он хочет сделать девочке духовный подарок, который будет жить вечно, а она пока понимает только те подарки, которые можно подержать в руках. От этого и «досада».)
– Давайте прочитаем предпоследний абзац этой части. Проанализировав этот отрывок, мы сможем ответь на вопрос: «Почему Григ захотел подарить Дагни музыку»?
– «Пригладил» О чем говорит? (Девочка вызывает добрые чувства)
– Почему Дагни «насупилась»? (Она очень хотела, что Григ зашёл к ним)
– Обратите внимание на предложение, которым заканчивает автор описание встречи. О чем в нем говорится? (О корзине). Почему?
– В этой части мы прочитали вроде бы о случайной встрече (обращение к эпиграфу), но как много мы узнали о девочке и о самом композиторе.
– Какая Дагни?

Открывается запись на доске:

ТРУДОЛЮБИВАЯ
ЧУТКАЯ
С ДОБРОЙ ДУШОЙ

Эти же качества можно отнести и к композитору. Девочка понравилась Григу. Она маленькая, но трудолюбивая, доверчивая, рассказывает незнакомцу о своём доме. Приглашает его в гости. Дагни мила, красива. Она чуткая: нежно думает о дедушке. У неё доброе, отзывчивоесердце.
Случайная встреча с этой удивительной девочкой и побуждает у композитора желание именно ей подарить музыку.

Слайд 16

Григ как будто знает, что они могут больше никогда не встретиться, но верит, что Дагни обязательно встретится с Музыкой, потому что человек с таким чутким сердцем не может быть равнодушным к музыке.

ІІІ Физкультминутка

Слайд 17 (на два клика: первый – открытие слайда, второй – музыка)

1 клик: Эдвар Григ поспешил домой писать музыку, а мы ещё раз вспомним и представим всё то, о чем прочитали. А сопровождать наши воспоминания будет музыкальная пьеса Э. Грига «Утро», которую мы услышим в сокращении.
2 клик: (Звучит музыка. Учитель говорит и показывает движения, которые ученики повторяют за учителем.)

Ночь прошла, и солнышко всходит.
Показался первый лучик, второй, третий, четвертый, пятый.
Солнышко раскрывается, и небо светлеет
Солнце поднялось.
Природа проснулась, и утро пришло.

– Закроем глазки. Посмотрим вверх, увидим птичек. Опустим глазки вниз. В траве заметим букашек. А вот бабочки перелетают с цветка на цветок, собирая пыльцу. Поводите их взглядом.
– А теперь вместе с Дагни почувствуйте запах елового леса, глубоко вздохните, улыбнитесь и откройте глаза.

ІV. Работа над второй частью текста

1. Лексическая работа(слова заранее написаны на доске) 2 этап.

Берген – город, в котором родился Григ;
прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой;
аккорд – сочетание нескольких звуков.

2. Прочитаем эту часть полностью (по очереди ученики читают текст вслух).

3. Работа по тексту

а) Прочитать описание дома.

– О чем говорит это описание? С чем сравнивали друзья дом композитора?
– Что было его украшением? Почему?
– Автор пишет, что вещи были убраны или выброшены. Почему? (Это отвлекает от настоящего.)

б) Прочитайте о том, как Григ писал музыку.

– О чем это говорит? (О том, что он слышал музыку во всем, что его окружало)
– Вспомните описание леса. Ведь об этом внимательному читателю К. Паустовский сказал ещё в начале текста.
– Как вы думаете, почему именно Золушка представлялась Григу, когда он писал музыку для Дагни?

в) Прочитать описание зимы.

– Похоже ли это описание на стихи? Чем? (Есть эпитеты, олицетворения…)
– Автор опять, как бы оправдывается, что не в силах передать нам звучание музыки, даже используя средства художественной выразительности, которыми являются эпитеты и олицетворения. Настолько сильна музыка, что там, где молчит язык, поёт сердце.
– А сердце чуткого, внимательного человека поёт обо всём, что тронуло это сердце.

г) Давайте прочитаем абзац, где написано, о чём была музыка Грига. (Ученики находят абзац и прочитывают)
– Остановимся подробней на мыслях композитора.

Слайд 18 (на два клика: первый – открытие слайда, второй –текст)

1 клик: С чем сравнивает Григ Дагни?
2 клик: Какие красивые слова, и как много в них скрыто смысла.

Белый цвет – символ чистоты, цветок – символ красоты;
благоухание – хороший запах, а в переносном смысле – хорошая душа;
весна – пробуждение, возрождение.

– А как вы думаете, к какой Дагни здесь обращается Григ: к восьмилетней или к восемнадцатилетней?
– Почему?
– Почему композитор был уверен, что Дагни поймет его, услышит?
– Разве не об этом говорит нам эпиграф?
– Что делало Грига счастливым?

д) Григ был счастлив, что отдал людям всё.

– Но для кого, кроме Дагни, в первую очередь была его музыка?
– Кто были её первыми слушателями?
– Какие чувства пробуждала музыка у тех, кто её слушал? (Доказать текстом).

е) Прочитаем последнее предложение этой части.

– Почему этих слушателей Григ ценил больше всего? (У них открытая душа, они ценители всего настоящего.)

V. Заключение

– А сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее у домика Грига (Воспроизведение слайда № 19.

Работа на два клика. Первый – картинка, второй – музыка)

– Закройте глаза. Представьте себя кем-нибудь из этих настоящих ценителей музыки и прослушайте то, что написал Эдвард Григ для Дагни Педерсон. Может быть, вы услышите, как композитор в музыке отобразил природу, увидите её образы. А может кто-то из вас «увидит» Дагни, почувствует запах елового леса. Потому что настоящая Музыка способна творить чудеса!

Второй клик – звучит пьеса Грига «Утро» полностью.

VІ. Домашнее задание

Перечитать 1 и 2 части текста. Ответить на вопросы:

– Почему Григ считал себя счастливее других?
– Какова идея текста?

Норвегия. Григ и шишки Паустовского

Первый раз мне прочла этот рассказ Константина Паустовского моя соседка, причём, как говорится, с выражением – она репетировала номер для выступления на городском конкурсе художественной самодеятельности.
Слушая её проникновенную декламацию о том, как великий композитор встретил в лесу дочь лесника и помог ей донести тяжёлую корзину с еловыми шишками, как он пообещал сделать ей подарок и как через десять лет на концерте она вдруг услышала своё имя, а после этого и всю фразу: » Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет», я и подумать не мог, что когда-нибудь окажусь в том самом лесу, в котором начинался придуманный прекрасным писателем рассказ.
Но вот повезло, я здесь, в лесу рядом с домом-музеем Эдварда Грига, на берегу залива Нуросваннет.
Во многих публикациях написано: «…небольшого залива Нуросваннет…» На самом деле, залив вполне даже большой: дома посёлка, расположенного на противоположной стороне, еле различимы — посмотрите на мой верхний правый снимок!
Именно этим видом любовался из своего «домика творчества» великий композитор…
Сейчас на этот залив смотрит необычный памятник на могиле Эдварда Грига и его жены Нины Григ.
Именно смотрит – он выполнен в виде окна в скале, окна с распахнутыми ставнями (два моих снимка слева на иллюстрации).
В лесу рядом со скалой, где похоронен великий композитор, не удержался, чтобы не собрать немного свежих ярко-зелёных шишек.
К сожалению, когда, вернувшись домой, я достал эти шишки из пакета, они уже были раскрыты и изменили свой зелёный цвет на коричневый.
Выложил шишки на тарелочку и сфотографировал, чтобы использовать этот снимок в иллюстрации к репортажам.
Когда сделал коллаж к этой заметке, увидел на нём интересное совпадение в буквальном смысле этого слова: шишки стали как бы продолжением мелких камешков в верхнем правом углу окна-памятника, а сами эти камешки словно превратились в раскрытые чешуйки шишек!
Но самое интересное для себя открытие, касающееся придуманной Константином Паустовским истории, сделал, когда перечитал его «Корзину с еловыми шишками».
В описании концерта меня вдруг поразила вот эта его фраза: » Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы».
Почему вдруг знаменитый писатель говорит здесь о стране «… где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья…»?!
Посмотрел на год написания – 1953!
Посмотрел значение скандинавского имени героини – Дагни – «Новый день»! И что носители этого имени часто не боятся вступать в противостояние с теми, кто могущественнее их. Конфликт с тем, кто заведомо сильнее, не пугает, а скорее наоборот – раззадоривает.
А почему же еловые шишки, кроме того, что их тяжесть символизирует тяжёлое детство героини?
Наверно потому, что в народных представлениях увиденные вдруг еловые шишки часто обозначают близкие и неожиданные перемены к лучшему.
Ещё раз повторю, рассказ «Корзина с еловыми шишками» написан в 1953 году, до секретного доклада Н.С.Хрущёва на ХХ съезде, до «оттепели», когда появилось ощущение, что можно построить страну, «…где никто не отнимает друг у друга счастья…»
Перечитайте эту чудесную историю, придуманную Константином Паустовским!
И, конечно, под музыку Эдварда Грига!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *