Перед причастием можно пить

Сын пьет воду перед Причастием. Что делать?

Вопрос читателя:

Мой сын вдруг решил, что перед Причастием можно пить воду, в этом ничего страшного нет, если сделаешь несколько глотков. На мои доводы, что так рекомендовано церковью он не реагирует, и отвечает, что рекомендация – это не закон и к исполнению необязательна. Требует, чтобы я доказал ему, что это нельзя, а я не знаю как. Сыну 29 лет.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Перед причастием взрослые люди (не младенцы) не пьют и не едят из особого отношения к Телу и Крови Христовым, Которые мы вкушаем во время Таинства Евхаристии. То, что причащаться можно только натощак, сказано в правилах Карфагенского и Трулльского соборов.

В целом же Вы можете посмотреть в интернете следующие церковные правила, в которых говорится о подготовки ко Причащению, и сослаться на них:

Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е;
свт. Никифора Исповедника 9-е;
Тимофея Александрийского 5-е;
I Вселенского Собора 13-е.

9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи.

29 лет – это уже взрослый человек, который сам отвечает за себя и свои решения перед собой и Богом. Думаю, следует напомнить молодому мужчине об этой его ответственности. И пусть он решит этот вопрос со своим духовником и лично для себя поймет, что его толкает выпивать этот стакан воды перед Причастием. Что он хочет кому-то доказать? Почему не хочет проявить того почтения, к которому нас призывает Церковь и которое так естественно для христианина? Может быть, эти вопросы к самому себе помогут сыну понять, какие противоречия разъедают его изнутри и на какие вопросы пришло время найти ответы.

Молитесь крепко за сына. И помоги Вам Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Пост. Вопросы и ответы

Ответы священников на вопросы о посте 1

Ответы священников на вопросы о посте 2

Ответы священников на вопросы о посте 3

Как поститься беременным женщинам и детям?

Подскажите, как правильно подготавливаться к причастию? Всегда ли необходим пост как перед причастием, так и непосредственно в день причащения? Я слышала, что даже воду утром пить нельзя и зубы чистить. И если по слабости нет возможности выдержать строгий пост перед причастием, можно ли к нему приступать? И что больший грех — долгое отсутствие причастия по причине несоблюдения поста или причащение без должной подготовки? Спасибо! С уважением, Елена.

Здравствуйте, Елена!

Подготовка к Причастию должна быть посильной, но мера ее устанавливается в личной беседе со священником. По общему правилу, необходим пост в течение 3 дней перед Причастием (воздержание в пище от мясных и молочных продуктов, яиц; воздержание от развлечений — просмотров фильмов, телепередач, и т. п.). Дни подготовки к причастию называются говением, и в этот период следует увеличить молитвенное правило, а по-возможности и бывать в храме на богослужениях.

Перед причастием необходимо прочитать покаянный канон, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю, а также последование ко Святому Причащению. Чтение канонов может быть разделено на несколько дней. Приступать к Причастию нужно строго натощак, чистить зубы можно. После причастия пост соблюдать не нужно (если только Вы не причащаетесь в период многодневного поста или в постный день). Регулярно причащающимся людям, либо болящим, пост перед причастием может быть ослаблен или сокращен по благословению священника.

Причащаться следует регулярно 1-2 раза в месяц с благоговением, сознанием своего недостоинства, страхом Божиим, верою и любовью.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

В Послании к римлянам Апостола Павла есть слова: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь….Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер». Во время постов и постных дней на работе в светском коллективе, принято отмечать дни рождения, другие нецерковные праздники и угощать сослуживцев. Как в таких случаях не нарушить Церковную дисциплину в отношении поста и в то же время поступить по любви, а не по человекоугодию?

Здравствуйте, Евгений!

Если Вы внимательно прочитаете 14-ю главу послания к Римлянам, то увидите, что большая часть этой главы посвящена наставлениям о неосуждении тех, кто по той или иной причине не постится, а не об оставлении поста ради того, чтобы не огорчать непостящихся. Да, в житиях святых, патериках можно встретить ситуации, когда святые по любви к ближнему нарушали пост, но это были единичные случаи, совершалось это с глубочайшим смирением и любовью к ближнему, и носило единичный, а не систематический характер.

На работе вполне можно прийти на праздник, немного побыть с коллективом, поздравить виновника торжества. Но ведь никто же не заставляет Вас есть при этом непостную пищу!

Не стыдитесь сказать коллегам о том, что Вы поститесь. Возможно, сначала это их удивит, но со временем это будет даже вызывать к Вам уважение. На столе, который собирается в честь нового года или другого общего праздника всегда можно найти что-то постное: рыбу, овощи, фрукты, оливки и т. п. Тем более, если стол собирается «вскладчину» Вы можете сами принести какую-то постную пищу.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Почему нельзя венчаться в пост? В субботу и др. дни? Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Венчание не совершается в те дни, когда православне христиане должны воздерживаться от супружеской близости (пост, канун постных дней — среды и пятницы, и воскресенья). Кроме того, пост является временем особого покаяния в грехах, свадебное праздненство в этот период неуместно.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Ответьте, пожалуйста! Я соблюдаю пост, но на работе нам не готовят постную еду, т.к. в основном никто не соблюдает его. И вот, например суп я ем без мяса, но на мясном бульоне. Вопрос: считается ли это, что я нарушаю пост? Может мне отказаться от первого блюда? Елена

Здравствуйте, Елена!

Да, пост Вы нарушаете, и если есть возможность, то лучше отказаться от первого блюда.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно поступить в такой ситуации? Мы с мужем живем полтора месяца. Поженились, обвенчались. Но он не хоть и принимает мое мнение о постах и жизни верующего человека, но не понимает его. Он хочет ребенка. Я пока месяц так сразу и думать не хотела: и хочу, и боязно. Теперь вот захотела. Но начался пост. Ему я сказала о своем желании иметь ребенка. Поэтому теперь он понять меня не может. Он считает, что для меня религия слишком важна. И что это ненормально в современном мире. Верить, ходить в храм, молиться, но посты… Я не хочу, чтоб у нас были ссоры. Семья же — это очень важно. Тогда она у нас будет полноценная. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Катерина!

Вы правы — если отказ от супружеских отношений в пост вызывает негативную реакцию супруга и раздор в семье, то настаивать на этом не нужно. По слову апостола Павла не жена властна над своим телом, но муж, и воздерживаться от близости нужно по взаимному согласию. На будущее постарайтесь договориться с супругом о воздержании накануне Причастия и в наиболее важные дни: например, на Страстной Седмице Великого поста. Молитесь о супруге, просите, чтобы Господь даровал ему веру и привел в храм.

Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли крестить ребенка во время поста?Марина

Здравствуйте, Марина!

Да, крестить ребенка можно и во время поста. Помните, что важно не только крестить малыша, но и воспитывать его в Православии, регулярно причащать Святых Христовых Таин.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Доброго дня! Можно ли жениться (регистрировать брак) во время поста (Успенский пост, свадьба назначена на 24 августа)?

Здравствуйте, Анастасия!

Зарегистрировать брак в пост можно, но свадьбу и начало семейной жизни в таком случае лучше приурочить к венчанию, которое может быть совершено после окончания поста (после 28 августа).

Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, что делать, если трудно поститься, если к концу поста нет аппетита, хотя и хочешь есть? У нас в семье все постятся, но как пост, так начинаются проблемы с едой. Все ленятся готовить (я тоже), и получается, что все время макароны, картошка с салатом, да печенье с шоколадом.

Я в начале поста себя чувствую нормально и физически пост нормально переношу, а к концу еле-еле выдерживаю. Когда в первый раз постилась в Рождественский пост — разболелась желудком, так что пост нарушила. Как питаться в пост, если во время поста заболеваешь?

Здравствуйте, Ульяна!

Да, если возникают серьезные проблемы со здоровьем, то пост можно ослабить (с благословения священника), однако не нужно самой себя до такого состояния доводить. Ведь, судя по Вашему письму, проблемы Ваши не из-за здоровья, а из-за того, что Вы ленитесь готовить в пост. Постный стол может быть и разнообразным, и вкусным, и полезным. Для больного желудка, кстати, очень полезна овсянка, сваренная на воде – что же тут непостного? На нашем сайте есть рецепты постных блюд, есть даже специальные кулинарные книги, было бы желание готовить!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Родители моей невесты очень негативно настроены по поводу поста и постной пищи. С каждым днем ее родители давят на нее и заставляют есть мясо. Я уже стал причастен к этому, так они заботятся о нашем здоровье. Мы далеко не толстые и занимаемся интеллектуальным трудом. Дошло до того, что они сказали, что свадьбы не будет, если мы продолжим наши посты. Что сделать: есть мясо ради них и сохранит мир или идти на все более растущую конфронтацию и продолжать поститься по уставу?

Здравствуйте, Александр! К сожалению, в Вашем письме не отражены мотивы, побуждающие родителей Вашей невесты столь ревностно охранять ее здоровье. Если это антирелигиозное предубеждение – молитесь за них, поминайте церковно. Например, закажите сорокоуст об их здравии. Мир семейный пока лучше предпочесть посту. Но на исповеди обязательно каяться в нехранении поста, поясняя его причины. Возможно на исповеди священник, вникнув в ситуацию, даст Вам более конкретный и действенный совет. С уважением, священник Михаил Самохин.

Причастие – важная часть жизни глубоко верующего христианина. И обычно все правила, что делать перед причастием, известны христианину. А вот у тех, кто только открывает веру в своей душе, обычно возникает масса вопросов. Церковь рекомендует поститься и не есть ничего с полуночи, за 6-8 часов до причастия, но можно ли пить кофе, на что это может повлиять, и что делать, если вы уже выпили чашечку любимого напитка? Все довольно просто объясняется.

Почему не рекомендуют пить кофе перед причастием?

Причастие в христианской традиции – это принятие Господа в тело христианина. И первым принимают символические кровь и плоть Христа, а не еду. Нужно ограничивать себя некоторое время, иногда – не есть 1-3 дня. Это укрощение своей плоти, концентрация на духовном, как символ того, что Бог важнее, чем вкусная еда.

Как вариант, советуют соблюдать пост, а не отказываться от пищи вообще. И в этом случае кофе как раз выступает в качестве непостной пищи, хотя и сам по себе является растением. Именно поэтому многие не понимают, почему не разрешают пить кофе перед причастием, — ведь там нет ничего мясного или продуктов животного происхождения, если не добавлять молоко или сливки. Но таковы христианские рекомендации, и желательно их всеже придерживаться.

Когда можно пить кофе перед причастием?

Запрет на кофе – не догма. В некоторых случаях людям тяжело выстоять службу, особенно, если не поесть с утра. В таких случаях допускаются послабления, как для больных и немощных, которым не обязательно придерживаться поста. Разрешают даже пить с утра таблетки, если их прием действительно важен, или поесть – например, диабетикам. Для них кусок сахара с утра может быть жизненно важной необходимостью. Также бывает довольно трудно беременным, у которых резко падает давление. Лучше сделать несколько глотков кофе, и присутствовать на службе в полной концентрации, чем не иметь сил, дремать или переживать, не случится ли обморок и тошнота. В таком случае ощутить единство с Богом и прикоснуться к таинству будет сложнее. Иногда кофе перед причастием выпивает водитель, которому далеко ехать, и есть риски уснуть в ранней дороге, что особенно страшно, если едет вся семья вместе. Лучше выпить чашку кофе и получить дозу кофеина, чем рисковать жизнями.

Вы можете обсудить этот вопрос со своим священником. Возможно, ваша церковь относится к этому моменту благосклоннее, и проблем вообще не будет.

Если вы пьете кофе перед причастием, подумайте о том, что зеленый чай обычно содержит больше кофеина. И так ли необходимо пить именно кофе? И конечно, процесс не нужно превращать в красивый ритуал, когда вы выбираете лучший кофе или самый ароматный чай, возможно, добавляете специи. Некоторые люди могут и поесть, или выпить чашку любимого напитка с утренней сигаретой, наслаждаясь процессом. Это нехорошо для истинного христианина. Если больше нечего пить или никак не взбодриться, кофеин допустим. Но как лекарство, а не как удовольствие.

Когда нельзя пить кофе перед причастием?

Не стоит оправдывать себя и свои слабости, если вы просто привыкли начинать день с кофе, и считаете, что без него не сможете сконцентрироваться и проснуться. В этом случае любимый напиток все же становится соблазном, искушением, и с этим нужно бороться. В крайнем случае, можно взять кофе с собой в термосе, хотя большинство христиан чувствуют себя бодрыми после причастия, ощущают свет и тепло в душе, и не нуждаются в дополнительных стимуляторах.

Кофе – это стимулятор. А на службе желательно присутствовать в полной чистоте тела и духа, и думать в этот день о Боге, а не об удовольствиях.

Может ли кто-то узнать, что вы выпили кофе перед причастием?

Нет, не может. Разве что вы пили его перед церковью, или во рту остался запах напитка. Тем не менее, отправляясь на причастие, вы идете на встречу с Богом, и по сути, это будет обман. То есть, смысл поста перед причастием в том, что вы отказываете себе в искушениях и земных радостях, стремясь стать лучше, совершенствуя свою душу и проявляя стойкость духа и веры. Не стоит обманывать самого себя и Бога.

Что делать, если вы выпили кофе перед причастием?

Скажите об этом Батюшке на исповеди и покайтесь. Обычно за такое не ругают, да и ничего страшного не случится. Как правило, священники прощают этот грех, и проводят причастие. Но не стоит обманывать и надеяться, что достаточно будет сказать об этом своем грехе, и получится, что вы себе и ни в чем не отказали, и ваш грех прощен. Истинный христианин, согрешив, раскаивается в своем грехе, и надеется стать лучше, приложив все усилия, чтобы ситуация не повторилась. Если же обманывать Церковь и Бога, особого смысла в причастии не будет, если для вас это, конечно, не просто ритуал, который нужно разово пройти. Хотя и в таком ритуале особого смысла нет.

Выводы:

  1. Церковь не рекомендует пить кофе перед причастием. Это не постный напиток, хоть и сделан из растения, а стимулятор.
  2. Допустимо пить кофе перед причастием беременным и людям с низким давлением, диабетикам, которым нужна еда, водителям, которые едут издалека и не должны уснуть на трассе.
  3. Если вы пьете кофе из необходимости, не превращайте процесс в удовольствие – с сигаретой, печеньем, сливками и т.д.
  4. Батюшка не узнает, если вы пили любимый напиток, но это обман Бога.
  5. Если кофе был выпит, покайтесь в этом грехе. Обычно причастие все же проводят, но стоит задуматься и стараться не грешить.

Литургия
Определение. Литургия — это «богослужение, за которым совершается Таинство Причащения» , во время которого «верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христовы для Вечной Жизни» (Катихизис Православной Церкви / Сост. митрополитом Филаретом . Сергиев Посад, 2000. С. 53). У православных литургия также называется обедней, а у католиков — мессой.
Действительно ли хлеб и вино становятся телом и кровью Христа?
Во время литургии «хлеб и вино прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову. ..Существом хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино — самой Кровью Господней» (Катихизис Православной Церкви. С. 56). Согласуется ли это убеждение со Священным Писанием?
Что подразумевал Иисус, когда сказал: «Сие есть Тело Мое» и «Сие есть Кровь Моя» ?
Матф. 26:26—29, СП: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» .
Выражения, которые в СП звучат как «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя» , в НМ переводятся как «это означает мое тело» и «это означает мою кровь» . Такой перевод согласуется с тем, что говорится в контексте, в стихе 29 (СП) : «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (курсив наш. — Ред.) . ПЕК, РВ, СоП также показывают, что Иисус назвал содержимое чаши «плодом виноградным» , и это было сказано уже после того, как Иисус сказал: «Сие есть Кровь Моя» . Интересно, что в ВоП в сносках к стихам 26 и 28 указывается, что хлеб — «это символ, обозначающий тело Господа» и вино «тоже является символом и обозначает кровь Господа» (курсив наш. — Ред.) .
Посмотрим на выражения «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя» в свете живого образного языка, характерного для Библии. Например, Иисус говорил: «Я — свет миру» , «Я — дверь овцам» , «Я есмь истинная виноградная лоза» (Иоан. 8:12; 10:7; 15:1, СП) . Ни одно из этих выражений не подразумевает какого-либо чудесного перевоплощения, не так ли?
В 1 Коринфянам 11:25 (СП) апостол Павел писал о Тайной вечере и передал те же мысли другими словами. Вместо того чтобы процитировать то, что сказал о чаше Иисус: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета» , Павел написал следующее: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови» . Это, конечно же, не означало, что чаша каким-то чудесным образом превратилась в новый завет, или соглашение. Разве не разумно заключить, что содержимое чаши символизировало кровь Иисуса, посредством которой вводилось в действие новое соглашение?
Что имел в виду Иисус, когда сказал слова, записанные в Иоанна 6:53—57?
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Иоан. 6:53—57, СП) .
Означало ли это, что ученики должны были буквально есть плоть и пить кровь Иисуса? Если бы это было так, то Иисус подталкивал бы их к нарушению Закона, который Бог дал народу Израиль через Моисея. Этот Закон запрещал употреблять в пищу кровь (Лев. 17:10—12). Иисус не побуждал своих слушателей преступать Закон. Наоборот, он строго предостерегал их от нарушения хотя бы одного из требований Закона (Матф. 5:17—19).

В евхаристической традиции Русской Православной Церкви содержится представление о посте перед принятием Святых Даров. Общепринятым считается, что пост начинается с полуночи и продолжается до самого Таинства. Исключение делается для младенцев и тяжелоболящих, умирающих людей.
Однако, у многих людей возникает проблема в проведении такого поста в связи с необходимостью приема лекарств натощак. Как быть в такой ситуации? Можно ли причащаться или лучше оставить Таинство до выздоровления? Для ответа на эти вопросы предлагаем коснуться церковной истории.

В первые века христианской Церкви выражением любви и христианского единения в вере были так называемые вечери любви или агапы. На них члены Церкви собирались для совершения Евхаристии, молитвы и общей трапезы. Для нас интересен тот факт, что на таких собраниях христиане сначала вкушали пищу — общий обед, — а только потом в завершении Трапезы принимали Святые Дары.

То есть, причащение после обеда было для христиан обычным делом.
Такая практика продолжалась бы и сейчас, если бы не частые злоупотребления со стороны недобросовестных христиан. Случилось так, что более богатые члены общины стали жадничать и избегать того, чтобы угостить бедных собратьев. Осуждение этого порока мы встречаем у св. Апостола Павла, который говорит: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1 Кор. 11:22).

В ходе дальнейшей истории злоупотребления только усиливались, и уже было трудно сохранять чистоту Таинства Евхаристии. Поэтому причастие было перенесено на начало проведения агап, а обед на второе место. С этого времени берет начало евхаристический пост. Вскоре агапы исчезли из церковного употребления, а Евхаристия стала самостоятельным богослужением. По этому поводу были изданы церковно-канонические документы, которые посвящались обоснованию постов перед причащением и запрещению совершать агапы.

Таким образом, становится понятно, что запрет принимать пищу перед причастием не имеет абсолютного характера.

Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

В современной церковной практике согласно недавно изданному положению о Евхаристии, тяжелобольным людям разрешается употребление необходимых лекарственных средств перед причастием. Потому как лекарства это не еда.

К сожалению, наши болезни зачастую становятся хроническими. Мы постоянно ищем источники здоровья и долголетия для себя и своих близких. Сегодня существует множество лечебных схем, в основе которых лежит прием лекарственных средств натощак. Это могут быть различные травяные настои или же, например, доказанный китайский способ очищения крови посредством приема тертого зубчика чеснока натощак.

Можно ли причащаться тем, кто придерживается данных лечебных курсов?
На мой взгляд, в ситуации, не требующей срочного введения лекарственных средств в организм, можно воздержаться от сопутствующих лечению профилактических или общеукрепляющих мер. Наверное, иногда можно позволить Господу посетить и исцелить нас. Ведь причащаемся мы не только во оставление грехов, но и для исцеления. Редкий прихожанин имеет возможность причащаться часто. Думаю, стоит в эти святые дни сочетания со Христом оставить место для нашей веры и для посещения нас Богом.

С другой стороны, каждый христианин считает своим долгом каждый день принимать часть святой просфоры и святой воды. Как быть с сочетанием приема лекарственных средств натощак?
В такой ситуации имеет смысл разделить во времени прием лекарств и святых просфоры и воды.
В любом случае, будет полезно посоветоваться с духовником по этому поводу, который даст индивидуальные советы и рекомендации.

Священник Александр Денисов

Вопросы священнику

30 октября 2012 г. михаил

Здравствуйте, батюшка! Скажите можно пить что либо перед причастием чай,кофе,воду,святую воду?

Ответ:
Приветствую, Михаил.
Перед причащением Святых Христовых Таин следует воздерживаться от принятия какой-либо пищи или жидкости минимум за 6-8 часов.
Исключение может делаться лишь для крайне больных людей, для принятия ими необходимых для жизни лекарственных средств, либо для младенцев.
Храни Вас Господь. 04 августа 2012 г. Наталья

Батюшка, здравствуйте!
На днях состоялась моя первая исповедь и причастие. Какая это огромная и неожиданная радость, в сравнение приходит только одно – в душе расцвел сад. Дай Бог каждому испытать это! Хочется любить весь мир, пропала постоянная раздражительность (хотя поводов предостаточно), никого не хочется осуждать и главное — хочется общаться с Богом.
Долго ли продлится это состояние? Будет ли повторяться это после каждой исповеди и причастия? Как сделать так, что бы это стало нормой жизни?

Ответ:
Приветствую, Наталия.
Слава Богу, что подобное Вы ощутили. Однако должны помнить и то, что жизнь наша сложна, что будут впереди искушения, которые следует преодолевать. Поэтому подобные моменты мы слагаем в своем сердце, чтобы в трудные времена помнить о них, о том тепле, что мы получили, когда Господь коснулся нас, и тогда нам не так будет одиноко и страшно в этой жизни. Помним и то, что Бог всегда рядом с нами, Он не отдаляется не уходит никуда, Он всегда рядом — в радостях и невзгодах, в мире и жизненных трудностях. Всегда! Помним это и молимся Ему, чтобы Он почаще даровал те состояния блаженства, которые мы испытываем, когда сердце наше открывается Ему безраздельно.
Храни Вас Господь. 03 августа 2012 г. Наталия

Здравствуйте, батюшка. У меня сразу несколько вопросов о подготовке к Причастию.
1.Как нужно читать каноны перед Причастием? Все три канона в течение трех дней или по одному канону в день?
2.Предполагает ли пост перед Причастием отказ только от мяса,молока, яиц, но также и от рыбы?
3. Как готовиться к Причастию в понедельник? Не грех ли поститься в воскресенье — ведь праздник, малая Пасха?
Понимаю, что, как говорит Господь, «суббота для человека, а не человек для субботы». Но тем не менее при подготовке к Причастию приходится решать эти вопросы.
Заранее благодарна за ответы.
Наталия.

Ответ:
Приветствую, Наталия.
1. Как Вам будет удобно, так и поступайте. Однако Последование ко святому Причащению лучше прочитать именно накануне Причастия.
2. Всегда помним, что главная задача поста — не отказ от каких-либо видов пищи, а воздержание сердца и мыслей. Поэтому, если вкушение рыбы Вас не смущает — можете ее есть.
3. Поститься перед Святым Причастием никогда грехом не считалось.
Храни Вас Господь. 01 июня 2012 г. Анастасия

здравствуйте! простите за может быть неуместный вопрос. я беременна, как говорится «на сносях». хочу причаститься, но не знаю можно ли: потому что у меня идет отделение кровянистой слизистой пробки(перед родами). во время месячных очищений женщинам причащаться нельзя…как же быть мне?

Ответ:
Приветствую, Анастасия!
Причащайтесь и пусть Вас не смущает ничего.
Благослови Господь Вас и Ваше будущее чадо. 09 апреля 2012 г. Татьяна

Здравствуйте,батюшка!После причастия читаются благодарственные молитвы и в конце читают Тропарь.Как определить,кому в этот день читать: Иоанну Златоусту, Василию Великому(который читается 10 раз в году, тогда в какие дни?) или Григорию Двоеслову?Как разобраться? Помогите.

Ответ:
Приветствую, Татьяна!
Со святителем Григорием Двоесловом, папой Римским все достаточно просто — он поминается только в Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров. В нашем храме это определить просто — у нас указывается данная Литургия в расписании.
А вообще, Вы можете определить авторство той или иной Литургии, не вдаваясь в литургические подробности следующим образом:
в конце любой службы, Литургии в частности, священник произносит отпуст, который обычно начинается словами «Христос истинный Бог наш…» или «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» и т.п. в зависимости от праздника или дня недели. Вот на этом отпусте, если он завершает Божественную Литургию, по Уставу всегда поминается составитель чина Литургии, которая служилась в этот день. Это или «иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града Златоустого…» или «иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийския…» или «иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского…».
Храни Господь. предыдущая 1 2 3 4 следующая

Воскресные листки

Можно ли пить святую воду?

Святую воду пить можно и нужно. Христиане верят, что вода, освященная в храме, сохраняет в себе благодать Божью. Пьют святую воду с благоговением и молитвой. Принято пить святую воду натощак, но при необходимости (в сложных обстоятельствах) можно выпить ее и после еды. Главное, употребляя ее, не забывать, что это святыня.

Можно ли выливать святую воду?

Вылить святую воду можно, если она испортилась. Хотя святая вода остается свежей долгое время, и крещенскую воду верующие хранят обычно целый год, а бывает, и несколько лет, случается все же, что она становится непригодной для употребления. Но если приходится выливать святую воду, то нужно найти непопираемое (по которому не ходят) чистое место.

Можно ли выливать святую воду в раковину?

В раковину выливать святую воду нельзя. Это святыня – и даже если она потеряла свою свежесть, ее нельзя выливать в канализацию, куда сливают всякие нечистоты. Всегда можно найти чистое место, более подходящее для того, чтобы вылить святую воду.

Куда можно вылить святую воду?

Святую воду можно вылить в так называемое непопираемое место, где святыню не будут топтать ногами: в водоем с проточной водой или в цветочные горшки. Можно вылить святую воду также под дерево, возле ствола которого никто не ходит и не бегают собаки.

Можно ли кипятить святую воду?

Кипятить святую воду незачем. Святой вода становится после водосвятия – малого или великого, – то есть после чтения над ней священником особых молитв и опускания в нее креста. Воду для этого обычно берут питьевую. Во время чина освящения вода получает Божью благодать, которая в течение долгого времени сохраняет ее свежей и чистой. Если же святая вода испортилась, что тоже бывает, то ее нужно не кипятить, а вылить в какое-то чистое место.

А заваривать чай или использовать ее для готовки нельзя: святая вода – это святыня, и отношение к ней должно быть соответствующее.

Можно ли пить святую воду во время месячных?

Пить святую воду во время месячных можно. По благочестивой традиции женщины во время менструации не подходят к Причастию, но нет никаких запретов на принятие в эти дни святой воды и просфоры.

Святую воду разрешается пить даже людям, за какие-то очень серьезные грехи временно отлученным от Святых Тела и Крови Христовых. А месячные – это естественный процесс в организме женщины, и никакой ее вины в нем нет, а потому тем более нет причины не пить святую воду во время «критических» дней.

Можно ли освятить крестик святой водой?

Освятить крестик святой водой можно и нужно. Обычно освящение совершает священник во время водосвятного молебна по особому чину.

В основном, крестики в церковных лавках уже освящены. Освящать нужно крестики, найденные, купленные в светских магазинах и сделанные на заказ. Тогда нужно обратиться к священнику также для того, чтобы уточнить, соответствует ли приобретенный крестик по православным канонам.

Если нет никакой возможности попросить священника в храме освятить крестик, то можно самостоятельно покропить его святой водой с молитвой на освящение всякой вещи:

Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию (крест сей), яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

(И кропить вещь святой водой трижды).

Можно ли святую воду перед причастием?

Святую воду перед причастием обычно не пьют, так как принято держать евхаристический пост – то есть воздерживаться от любых пищи и питья с 00.00 часов, если Литургия утром, или в течении 6-8 часов, если Литургия ночная. Но бывает, что человек плохо себя почувствовал или по состоянию здоровья не может совсем не пить. В таком случае верующему может быть позволено для поддержания сил выпить немного святой воды. Но такое решение можно принять только по благословению священника!

Сколько можно хранить святую воду?

Хранить святую воду можно в течение длительного времени. Она обладает удивительным свойством не портиться. Так крещенскую святую воду верующие обычно хранят целый год, до следующего Крещения. Известны случаи, когда святая вода оставалась по-прежнему свежей в течение нескольких лет.

Но святая вода – дар, которым нужно пользоваться. То есть, нет смысла накапливать в доме бутылки с водой, нужно с верой и молитвой принимать это Божье благословение.

Можно ли разбавлять святую воду?

Разбавлять святую воду можно, даже несколько капель святой воды сообщают ее свойства большому объему. Поэтому вовсе не обязательно нести домой из храма огромные бутыли святой воды и заполнять свои емкости до самого верха, «с горкой».

Разбавлять святую воду нужно с молитвой и благоговением, веря, что мы соприкасаемся с чудесным Божьим даром.

Можно ли самому освятить квартиру святой водой?

Освящение квартиры (дома) – это треба, который совершает священник по специальному чину благословения жилища. Он произносит особые молитвы, призывающие Божье благословение на всех живущих в этом доме. Затем священник с молитвой окропляет дом святой водой и наносит освященным елеем кресты на стенах дома. Освящают квартиру один раз (за исключением особых случаев).

Так что самостоятельно без священника освятить квартиру не получится, но просто покропить святой водой свое жилье – можно. Существует даже традиция так делать, принося в праздник Крещения из храма святую воду домой. При этом можно читать следующую молитву:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честный на прогнание всякаго супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

или тропарь празднику:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Троическое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся, Христе Боже,/ и мир просвещей, слава Тебе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *