Перенос митрополита в Москву

Когда Москва стала столицей Русского государства?

Впервые Москву стали воспринимать как центр Русского государства при князе Иване III. В это время к Московскому княжеству были присоединены Ярославское (1463), Ростовское (1474), Тверское (1485) княжества и Новгородская земля (1478). В Москве стала складываться и единая система административных учреждений – приказов, а в 1497 году был составлен Судебник – единый для всех земель закон.

Иван IV (Грозный) стал первым русским царем, венчанным на царство в 1547 году. С этого времени Москва и является официальной столицей Русского государства. Кремль становится резиденцией русских царей, и сюда отныне направляются все иностранные посольства.

В царствование Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, в 1714 году провозглашенный столицей Российской империи.

Только в 1918 году Москва снова стала столицей, когда в Кремль переехало Советское правительство во главе с В. И. Лениным. Сейчас Москва является столицей Российской Федерации.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Почему Москва стала столицей? надо кратко

Какие открытия сделал Галилео Галилей? Какой прибор он использовал в своих исследованиях? Плиз . Кратко написать)) 1)летом циклон наиболее интенсивно развивается :над Баренцевом море над Беринговым морем над Таймыром над Забайкальем? 2)арктический прям над этой те рриторией не распространяется: а) о-ва Франца-Иосифа. Б) Новосибирске острова в) сев. берег Таймыра г) Кольский п/в Где растёт экибада? (Растение) Влияние деятельности человека на водные ресурсы. Серьезной пробле-мой для Казахстана стало загрязнение поверхности вод. Как воздушный бассейн и почвы, так и воды рек в пределах Казахстана подвергаются интенсивному загрязнению сбросами промышленных предприятий, содержащими свинец, медь, а также пестициды и другие отходы сельскохозяйственногопроизводства. Особенно загрязнены водосборные бассейны Ертиса, Жайыка. Жема, Есиля, Сырдарии, рек бассейна Балкаша и многих малых рек. В результате происходит необратимое разрушение водных биоценозов, изменяется механизм генетической наследственности растений и животных. Основные меры по охране водных ресурсов: необходимо создавать мощные очистительные сооружения, внедрять замкнутые циклы применения воды на промышленных предприятиях; создавать безотходныепроизводства, когда отходы одной ступени производственного циклаиспользуются как сырье для другой, улучшать технологии производств;регулировать сток, сокращать потери водных ресурсов: бережно расходо-вать поливные, грунтовые и артезианские воды; строго соблюдать режимлесопользования водоохранных лесов. ПО ЭТОМУ ТЕКСТУ СОСТАВТЕ ЭССЕ/КОНСПЕКТ. ПОЖАЛУЙСТА,УМОЛЯЮ!!! (30 БАЛЛОВ!)​ У якому з міст Вінниця або харків клімат вологіший, якщо відомо що річна кількість опадів у Вінниці складає 540 мм. випаровуваність 600мм. у Харкові 5 60 і 670мм.Розрахунки та пояснення.​ Поясніть як на вашу думку дивлятся на проблему збереження лісів​ Описание зоны экваториальных лесов африки​ Помогите решить вариант по географии якому зміст — Кіровограді або Донецьку — клімат вологіший, якщо відомо, що рі-на кількість опадів у Кіровограді складає 520 мм, випаровуваність — 740 мм (у Доне-цьку відповідно 560 і 900 мм)? Розрахунки та пояснення запишіть.​ Вставьте слова *Больше*, *Меньше*, *способствуют*,*препятсвуют* в утверждения, чтобы они были верными. 1)В горах атмосферных осадков _____ ,чем на сос едних равнинах.2)Если побережье смывается тёплым течением,атмосферных осадков на нем выпадает,как правило,______,чем на побережье ,омываемом холодным течением.3)Теплый воздух может содержать _____затмосферы осадков,а холодные _____ .​

В статье в хронологической последовательности описаны основные события 366-летнего процесса, результатами которого стали перенос кафедры митрополита из Киева в Москву и возвышение последней как духовного и политического центра Руси.

1157 г. Андрей Юрьевич Боголюбский перемещает икону Богородицы Вышгородской (позднее Владимирской) из Вышгорода (8 км. от Киева) во Владимир (Владимиро-Суздальское княжество). По преданию, икона была написана евангелистом Лукой на доске стола Тайной Вечери. Икона была почитаемой и чудотворной. Сообщается, что Сама Богородица явилась князю Андрею с одобрением его действий. На первый взгляд, событие малозначимое. Однако оно стало пророческим, что показывает дальнейший ход истории.

1169 г. Андрей Юрьевич Боголюбский отправил объединённое войско на Киев. Город был взят приступом впервые в своей истории и разорен. Разорению подверглось всё, кроме храмов. Все церковные ценности были организованно перемещены в Ростово-Суздальскую землю.

Причиной политики Андрея в отношении Киева могло быть желание прекратить междоусобицы на Руси. За Киев шла постоянная борьба русских князей с частой передачей города из рук в руки. Уязвимость Киева со стороны южных степей усложняла обстановку постоянными набегами кочевников. В борьбе за Киев погиб отец Андрея, Юрий Долгорукий.

После взятия Киева Андрей сажал туда второстепенных князей, пытаясь понизить статус города. Но князья не удерживались, а его брат, Глеб, был отравлен в Киеве. Вскоре Андрей также был предательски убит группой заговорщиков из своих приближенных слуг. Несмотря на гибель Боголюбского, вектор перемещения центра духовной и политической силы из Киевской в Ростово-Суздальскую Русь проявился уже достаточно отчётливо.

1223 г. Джэбэ и Субэдэй наносят поражение объединенным войскам русских князей на реке Калке в рамках разведывательного рейда вокруг Каспийского моря. Попутно разорив Крым и напав на Волжскую Булгарию, монголы через степи Казахстана вернулись в Монголию. Киев не был затронут. Поражение на Калке показало, что ослабленная междоусобицами Русь не может противостоять мощной централизованной военной организации. Монголы явно указали Руси на ее слабые места. Русские князья не воспользовались этим уроком и временем, которое им было отмерено до следующего сокрушительного удара. Дальнейшие события говорят сами за себя.

1240 г. Батый и Субэдэй взяли Киев приступом и разорили город.

1242 г. Митрополит Киевский Кирилл III редко бывает в Киеве по причине крайнего запустения разрушенного города.

1246 г. Католический миссионер Плано Карпини, проезжавший в Золотую Орду через Киев, отмечает страшное запустение города. Разруха в Киеве может быть объяснена как жестокой осадой в 1240 году с применением монголами камнеметных орудий, так и отсутствием экономической возможности поддерживать состояние уцелевших каменных строений в связи с монгольским порабощением.

1299 г. Максим, митрополит Киевский, переезжает во Владимир по причине разорения и запустения Киева. В летописи указывается причина в нежелании митрополита терпеть притеснения со стороны монголов. Историк С. М. Соловьев отмечает, что Максим принял решение переместить кафедру после окончательной потери югом России своего статуса с разорением Киева, упадком Галича и Волыни.

1324 г. Гедимин, князь литовский, в рамках борьбы с монголами напал на Киевскую землю, взял Киев и посадил своего наместника. В этом же году монголы совершили успешный ответный поход на Литву. Киев, являющийся в то время малозначительным городом, продолжал платить дань Орде.

1325 г. Петр, митрополит Киевский, по просьбе Ивана Калиты переносит митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

1362 г. Великий князь литовский Ольгерд, пользуясь «великой замятней» в Золотой Орде, разбивает монголо-татарских наместников в Киевской земле в битве на реке Синюхе. Результатом битвы стало присоединение большей части современной Украины, включая Киев, к Великому княжеству Литовскому.

1375 г. Болгарин Киприан «ябедничает» на действующего митрополита Алексия и интригами добивается своего рукоположения в Константинополе в сан митрополита Киевского при живом Алексии. Приезжает в Киев, который находится под властью литовского князя и тщетно пытается добиться своего признания у новгородцев и московского князя

1410 г. Фотий, митрополит Киевский, жил в Киеве (сентябрь 1409 — февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского. Видя, что престол митрополита не может находиться в Киевской земле, всё более подпадавшей в зависимость от католической Польши, по примеру прежних русских митрополитов, перенесших своё местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий на Пасху 1410 года прибыл в Москву.

1437 г. Иоанн VIII Палеолог, византийский император, лично явился в Италию в отчаянной попытке получить помощь от Запада в защите от турок-османов.

1439 г. В Италии происходит Ферраро-Флорентийский собор, на котором была принята уния с Римской католической церковью. Её подписали присутствовавшие на соборе Иоанн VIII Палеолог (византийский император), Григорий III Мамма (Патриарх Константинопольский) и Исидор (митрополит Киевский, грек или болгарин по происхождению)

1441 г. Исидор, митрополит Киевский, прибыл в Москву, взят под стражу, осуждён на соборе русского духовенства за то, что подписал унию. С молчаливого согласия Василия II Тёмного опальный митрополит бежал в Тверь, а затем прибыл в Литву.

1448 г. Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону.

1449 г. Великий князь литовский Казимир IV, под властью которого находилась Киевская земля, заключил с московским великим князем Василием II мирный договор, который разделил сферы влияния в Восточной Европе.

1449 г. умирает Иоанн VIII Палеолог и императором Византии становится Константин XI Палеолог, который объявляет себя сторонником православия и противником унии.

1451 г. Константин XI Палеолог формально восстановил православие.

1451 г. Григорий III Мамма, Патриарх Константинопольский, изгнан Константином XI за униатство. Григорий III Мамма, будучи сторонником унии Византии с Римом, присутствовал на Ферраро-флорентийском соборе и горячо защищал необходимость церковного единения между Востоком и Западом. Его позиция была расценена некоторыми, как измена православной церкви, что инициировало против него сильнейшее недовольство верующих, и он вынужден был удалиться в Рим, где и скончался в 1459 году.

1452 г. Видя изменения в политике Византии, Василий II Тёмный заготовил для отсылки императору Константину XI Палеологу доклад, с оправданием самостоятельного поставления у себя митрополита. Все предыдущие митрополиты ставились Константинопольским патриархом. Митрополит Иона был поставлен Московским поместным собором по причине принятия Константинополем унии с Римским католичеством, что фактически означало отход от православия. Теперь, когда Константинополь возвращался в православие, Василий II хотел получить утверждение митрополита Ионы со стороны Константинопольского патриарха.

1452 г. Константин XI Палеолог, теснимый осаждавшим Константинополь султаном Магометом II, в отчаянии снова бросился в объятия унии и начинает переговоры с римским папой.

1452 г. Василий II Тёмный не отсылает доклад из-за изменений в политике Константина XI и начала его переговоров с римским папой.

1453 г. Мехмед II взял Константинополь.

1453 г. Константин XI Палеолог героически погиб, обороняя Константинополь. Последние сохранившиеся в истории слова императора были: «Город пал, а я ещё жив», после чего, сорвав с себя знаки императорского достоинства, Константин бросился в бой как простой воин и был убит.

Константинополь был взят турками. Православные патриархи были снова восстановлены в Константинополе, но они очутились в такой зависимости от турок, с которой никак не могли смириться русские люди. Поэтому падение Константинополя послужило для Руси мощным толчком к установлению своей фактической независимости от патриархов.

1458 г. При Казимире была учреждена Киевская православная митрополия с центром в Вильне, первоначально униатская, с 1470 года в ведении вселенского патриарха Константинополя (в то время как московская митрополия сохраняла автокефалию).

1492 г. Зосима, митрополит Московский, формулирует основы концепции «Москва — Третий Рим».

1523 г. Монах Филофей сформулировал концепцию «Москва-Третий Рим». Процесс переноса духовного и политического центра из Киева в Москву был полностью завершен и идеологически осмыслен.

Чья Украина: тысячелетняя борьба за православный Киев

Копірайт зображення UNIAN Image caption Киево-Печерская лавра — один из символов православия еще со времен Киевской Руси

Намерение Вселенского патриархата предоставить украинскому православию автокефалию привело к конфликту между Константинополем и Москвой.

В России уже угрожают расколом вселенского православия и разрывом церковного общения.

Однако нынешний всплеск страстей — далеко не первый подобный случай за тысячелетнюю историю православия на землях Киевской Руси, а также в отношениях между Киевом, Москвой и Константинополем.

  • Крест-накрест: как Москва мешает Киеву получить независимую церковь
  • Ближе к Томосу: Вселенский патриарх назначил экзархов в Киеве
  • Новое решение Варфоломея по Украине: в России возмущены и обещают ответить

В XV-XVI веках церковный раскол уже происходил, а Константинополь более 100 лет не признавал независимый статус православной церкви в Москве.

Киевская митрополия уже выходила из-под влияния Москвы с помощью Вселенского патриарха. А в XVII веке с его же разрешения православные на украинских землях перешли в подчинение Москвы.

ВВС News Украина составила хронологию развития православия на территории современной Украины: противостояния, ссор и примирений между Московским и Вселенским патриархатами.

988 год — согласно летописи «Повесть временных лет», решением киевского князя Владимира Киевская Русь официально приняла христианство. В этом году посланцы Константинопольского патриарха крестили жителей Киева в водах Днепра или Почайны.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Князь Владимир крестил Киевскую Русь в 988 году

Тогда же была создана Киевская и всея Руси митрополия Константинопольского патриархата и назначен первый митрополит — Михаил.

Многие историки считают, что сам князь Владимир был крещен годом ранее в городе Корсунь в Крыму, который в то время принадлежал Византии.

Кандидатуру каждого нового митрополита должен был одобрить Константинопольский патриарх.

В то время не существовало Москвы или отдельных церквей в составе княжеств. Хотя и Киев, и в Москва летоисчисление православия на своих землях ведут именно с того периода.

1299 год — Киевский митрополит Максим окончательно покинул Киев и перенес престол во Владимир-на-Клязьме.

Летописи связывали это со сложившейся в то время политической ситуацией, разорением Киева в 1240 году монголо-татарами и усилением роли северных княжеств.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Золотые Ворота — один из символов древнего Киева, разрушенные во время нашествия монголо-татар в 1240 году. С тех пор митрополиты начали все меньше времени проводить в Киеве и в конце концов осели в Москве

Еще более ста лет митрополиты именовались Киевскими и Всея Руси, однако находились во Владимире, откуда киевский престол быстро перенесли в Москву.

В начале XIV века в Галицко-Волынском княжестве даже некоторое время существовала отдельная митрополия в Галиче, которая была согласована с Константинополем. Это было обусловлено тем, что южные и западные земли Руси оставались без внимания митрополита Киевского.

1448 год — начало открытого противостояния между Москвой и Константинополем. Десятью годами ранее между Римом и Константинополем была подписана так называемая Флорентийская уния об объединении. Она просуществовала не очень долго, но стала формальной причиной конфликта между Москвой и Константинополем.

В Москве унию не приняли, как и поддержавшего ее митрополита Киевского Исидора.

В 1448 году церковный собор епископов в Москве при содействии властей и без согласования с Константинопольским патриархом избрал митрополитом Киевским Иону.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Патриарх РПЦ Кирилл в своей недавней проповеди объяснил причину ссоры Москвы с Константинополем в XV веке подписанием Вселенским патриархом и Папой римским временной унии

Это событие считают началом отделения Московской церкви от Вселенского патриархата.

В 1459 году Иона созвал в Москве собор епископов, на котором без согласия Константинополя была объявлена автокефалия Русской церкви.

Митрополит Иона, скончавшийся в 1461 году, был последним митрополитом в Москве, носившим титул Киевского и всея Руси.

Преемник Ионы Феодосий, как указывают историки, мог носить только титул митрополита Московского и всея Руси. Его утвердил Великий князь московский, а не патриарх Константинопольский.

1458 год — Константинопольский патриарх Григорий III на фоне событий в Москве реорганизовал Киевскую митрополию. Новому митрополиту Григорию III патриарх предоставил новый титул — Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.

С тех пор киевский и московский престолы были формально разделены.

1589 год — признание Вселенским патриархом Иеремией II автокефалии, провозглашенной полтора века назад Московской митрополией, а ее главы — патриархом. Земля, на которую распространялась власть патриарха, была признана территорией Московского государства.

Собственная патриархия и автокефалия позволяли Москве не согласовывать свои действия с Константинополем.

Таким образом, решение Вселенского патриарха формально положило конец 140-летнему непризнанию Константинополем самопровозглашенной Московской митрополии.

Копірайт зображення wikipedia.org Image caption Московский царь Федор Иванович, как свидетельствуют российские историки, мог заплатить Константинопольскому патриарху за признание автокефалии церкви в Москве

Вокруг визита Иеремии II в Москву, его двухлетнего пребывания там и согласия на избрание патриарха существует много спекуляций.

Согласно одной из версий, Вселенский патриарх якобы противился признанию, но был вынужден согласиться в силу различных обстоятельств.

Известный российский историк Сергей Соловьев в XIX веке в книге «История России с древнейших времен» указывал, что за согласие на установление в Москве патриаршества царь Федор Иванович предоставил архиереям Константинопольского патриархата отдельную «плату».

Историки спорят о том, насколько глубоким был конфликт Москвы с Константинополем с 1448 по 1589 гг., и прекращалось ли церковное общение в этот период. Русская православная церковь настаивает, что ни церковное общение, ни молитвенное единство не прерывались.

1596 год — Киевская митрополия, которая в то время находилась под властью католической Речи Посполитой, заключила церковную унию и перешла в подчинение Папы Римского.

Митрополит Киевский Михаил Рогоза стал архиепископом Киевским, Галицким и всея Руси.

Копірайт зображення UKRINFORM Image caption Петр Могила — один из наиболее известных митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси XVII века до перехода в подчинение Московскому патриархату

Киевской православной митрополии фактически не существовало до 1620 года, пока с помощью казаков и гетмана Петра Сагайдачного, прославившегося в войнах за польскую корону, не была восстановлена православная Киевская митрополия в пределах Константинопольского патриархата.

Тогда же рукоположили и нового митрополита Киевского Иова Борецкого.

Наибольший расцвет Киевской митрополии пришелся на период правления митрополита Петра Могилы, который добился от польских властей восстановления ее прав и привилегий.

1686 год — Киевскую митрополию передали из Константинопольского патриархата в управление Московского патриархата. Титул Киевского митрополита сменили на «Киевский, Галицкий и всея Малой России».

После антипольского восстания в 1654 году Богдан Хмельницкий заключил с Москвой Переяславское соглашение.

С 1667 года, уже после заключения соглашения между Речью Посполитой и Московским государством, Левобережная Украина и Киев официально оказались под властью России. Москва сразу начала подготовку к переходу в свое подчинение Киевской митрополии, но с первого раза Вселенский патриарх разрешения не дал.

Избранный в 1685 году митрополит Киевский Гедеон поехал в Москву, где присягнул Московскому, а не Константинопольскому патриарху.

Копірайт зображення UKRINFORM Image caption Переподчинение Киевской митрополии Московскому патриархату состоялось через несколько десятилетий после подписания между Украиной и Московским государством Переяславского соглашения

В 1686 году делегация из Москвы отправилась на переговоры к Константинопольскому патриарху, где сумела договориться о переподчинении Киевской митрополии.

Часть историков и ученых указывают, что в то время Константинопольский патриарх находился в трудном материальном положении, а делегация из Москвы могла заплатить ему большую сумму денег.

По крайней мере, эту информацию в своей книге «История России с древнейших времен» приводит Сергей Соловьев.

По его данным, за переподчинение Киевской митрополии патриарх Дионисий получил крупную сумму денег, ценные подарки в виде золота и соболей, а также попросил плату для всех архиереев, подписавших грамоту о подчинении Киевской митрополии.

Именно события 1686 года являются одним из оснований предоставления украинской церкви автокефалии нынешним Вселенским патриархом Варфоломеем.

Что произошло в 1686 году?

Константинопольский патриархат считает, что Украина является его канонической территорией, поэтому он имеет полное право предоставить местной православной церкви независимость.

В Константинополе заявляют, что в 1686 году Москва получила не «право собственности» на эти земли — речь идет о территориях нынешних Украины, Беларуси, Литвы и Польши, — а лишь некоторые полномочия по управлению местной церковной жизнью.

Позже условия этой передачи были нарушены Москвой, говорят в Константинополе, и эти территории были «аннексированы» Русской церковью.

Показательно, что впервые об «аннексии» канонической территории Вселенского патриархата Варфоломей заявил еще в 2008 году в Киеве, когда в Украине предприняли первую попытку добиться от Константинополя признания автокефалии Украинской церкви.

Москва же отрицает право Вселенского патриарха предоставлять независимость Украинской церкви, заявляя, что Украина — каноническая территория РПЦ.

Глава отдела внешних церковных связей митрополит РПЦ Иларион (Алфеев) говорит, что его церковь нашла более 900 страниц древних документов, которые доказывают, что речь тогда шла о передаче территории нынешней Украины в юрисдикцию Москвы навсегда.

Копірайт зображення PATRIARCHIA.RU Image caption Патриарх РПЦ Кирилл (слева) и Вселенский патриарх Варфоломей могут прекратить церковное общение из-за «украинского вопроса»

Вселенский патриарх уже ссылался на свои аргументы в отношении Киевской митрополии, предоставив автокефалию Польской православной церкви в 1924 году.

После первой мировой войны в составе Польши оказались земли Волыни с преимущественно православным украинским населением, поэтому вопрос создания православной церкви стоял очень остро.

Эти территории исторически принадлежали Киевской митрополии Вселенского патриархата.

Но в 1948 году СССР заставил Польскую православную церковь отречься от некогда дарованной Константинополем автокефалии и принять ее от Москвы.

Эксперты ожидают, что уже на заседании Синода Вселенского патриархата, который состоится 9-11 октября 2018 года, могут подписать Томос о предоставлении украинской православной церкви автокефалии.

После этого отношения Вселенского патриарха и РПЦ, скорее всего, выйдут на новый уровень противостояния.

Следите за нашими новостями в Twitter и Telegram

Почему именно Москва стала столицей России? Что было особенного в этом городе? История основания

Максим Поташев

Москва – мегаполис, о котором хоть раз слышал каждый человек на планете. Но не все знают, почему именно Москва стала столицей России, какие факторы так возвысили ее над другими городами. Каждый житель нашей страны должен знать ее историю, поэтому ниже мы расскажем об этом.

Появление и становление города

Свое название населенный пункт получил по реке, на которой он стоит. Кто его придумал и что оно значит – точно не известно, существуют лишь версии. По одной из них корень слова (москв-) в речи обитавших здесь славянских племен означал «вязкий, топкий».

Возраст Москвы также точно не известен, примерно ей 870 лет со дня первого упоминания в летописях (1147 год). Но некоторые археологи утверждают, что городу уже больше 1000 лет.

В 12 веке территория современной Москвы носила название «Кучково» по фамилии боярина, который организовал здесь сельские поселения из нескольких деревень. Примерно в 1147 году здесь и была срублена крепость, что в то время служило главным атрибутом любого города. Именно поэтому первые пометки в документах о Москве значатся за этой датой.

Сегодня считается, что 1156 год – официальная дата, когда Юрий долгорукий основал Златоглавую, какой мы ее знаем. Именно под его руководством началась постройка деревянного кремля взамен небольшого ограждения, оставшегося от боярина Кучки.

Место это было выбрано не случайно, оно находилось на пересечении речных и сухопутных путей, поэтому небольшая еще совсем Москва быстро развивалась и богатела.

Почему Москва – столица России?

И все же, почему именно Москва удостоилась такой чести? Ведь существовало на Руси много других больших и развитых населенных пунктов. Тверское княжество в 12 веке, например, было гораздо сильнее и многочисленнее Московского.

Вопрос этот не решен до сих пор, считается, что нет единственной причины. На разных исторических этапах появлялись то одни, то другие преимущества.

Мы можем перечислить основные из тех, что озвучивают историки:

  1. Выгодное географическое положение. Кроме того, что город имел выход к водным и сухопутным торговым путям, он также был окружен богатыми природными ресурсами. Вокруг имелось скопление руды и глины, известняка и огромный лесной массив;
  2. Военно-оборонительные возможности совершенствовались с каждым годом. После большого пожара (в 1365 году) здесь была отстроена каменная крепость, а дополнительное кольцо из монастырей делало ее неприступной. Она выдержала ряд нападений тверских князей и осаду литовскими войсками;
  3. Кроме этого в 13 веке город постепенно стал религиозным центром. И вот уже Митрополит Всея Руси назначается выбором русских архиереев, а не Константинополем;
  4. Эти выгоды использовали московские князья. Они наконец воссоединили Русь в единое государство из маленьких отдельных княжеств.

Столица укреплялась, благодаря ее безопасности и зажиточности начался прирост населения. Здесь торговали и обучали грамоте, люди ехали сюда в поисках лучшей жизни. Все это послужило тому, что город стал центром жизни на Руси.

Какие еще города становились столицей России?

Конечно Питер, два раза он становился главным – в 1712 году и в 1730. Но в 1918 году начинается новая эпоха – советская, звание главного города вновь возвращается к Москве.

Однако мы говорим о мегаполисах, но мало кто знает, что куда более мелкие поселения носили это гордое звания:

  • С 882 по 1243 первопрестольным был Киев;
  • Далее до 1432 г центром раздробленной Руси был Владимир-на-Клязьме;
  • С 1564 по 1581 этой чести удостоилась Александровская слобода;
  • А в 1612 – на несколько месяцев Ярославль, во время чешской оккупации.

Кроме всего прочего существовали проекты переименования, власти хотели дать мегаполису более звучное имя. Варианты были такие:

  • Ильич;
  • Сталинодар;
  • Сталин.

Но ни одно из названий не прижилось, так как режимы менялись слишком быстро.

Что подразумевает статус главного города государства?

Если раньше для того, чтобы селение стало столицей, достаточно было построить князю или царю здесь свою резиденцию, то сегодня это – обычно самый крупный город страны. Правда существует десяток государств, в которых какая-нибудь деревня превосходит по размерам столицу. Однако их не так много и в большинстве все же это самый крупный и значимый населенный пункт.

Данный статус подразумевает под собой особое положение, при котором предполагается осуществление определенных функций. Здесь обычно размещаются органы государственной власти, высшие законодательные инстанции, проводятся мероприятия межгосударственного и государственного масштаба.

В разное время разные страны сталкивались с проблемой выбора между несколькими претендентами на звание первопрестольного. Вопрос решали кто как мог – иногда им наделялись два населенных пункта или наоборот, выбирали третий, не заявлявший себя в претенденты.

Перенесут ли столицу из Москвы?

По этому поводу ведутся постоянные споры, регулярно вносятся предложения. Многие думают, что Москва «устала» от столь тяжелой работы, а другим наоборот нужна помощь. Ведь разрыв в уровне жизни между столицей и периферией очень велик. Да и распределение ресурсов получается крайне неравномерным. В столицу стекаются все трудовые силы страны, здесь находятся большинство главных офисов мировых корпораций.

Президенту регулярно поступают предложения о переносе, но по сути это невозможно. Тому есть несколько причин:

  • Это очень дорого. Придется переносить весь государственный аппарат на новое место. Плюс к этому многочисленные офисы крупных компаний потребуют переезда. Ведь это престиж фирмы – иметь главный офис в столице. Но они на это не согласятся, так как оплачивать переезд придется самим. А также обустройство инфраструктуры в новом городе потребует многомиллиардных вложений;
  • Транспортная доступность – лететь придется очень долго из любого государства, это вряд ли способствует развитию экономических и культурных связей.

Так какой смысл переносить столицу, дешевле навести порядок на местах в регионах. К тому же нуждающихся мест много, нельзя же переезжать каждый год в новое, чтобы наладить в нем жизнь.

Итак, мы попробовали разобраться, почему именно Москва стала столицей России, и поняли, что до сих пор нет точного ответа. Причин тому много, в основном, это исторически сложившийся фактор и ее удачное географическое положение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *