Перевод слова кризис

Происхождение слова суд

Суд. Древнерусский язык знал два слова «стѫдъ»: одно значило «посудина», «сосуд», другое — «тяжба» и «учреждение, разрешающее споры и карающее за преступления». Разница по смыслу чрезвычайная, а происхождение — одно. Это просто два очень далеко разошедшихся значения одного и того же слова. Первоначально «сѫдъ» сложилось из предлога «сѫ» и индоевропейского существительного *»dhos» (из «dhe», которое мы видим в словах «дело», «деть»). Значение было — «со-деянное». Но это могло быть понято и как «то, что сделано совместно», как «общее решение, суждение» и как «с(о)-деланный сосуд». Так из одного слова возникло два.

* Звездочкой помечены слова, воссозданные, искусственно восстановленные учеными.

Происхождение слова суд в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

суд I, род. п. -а́, укр. суд, блр. суд, род. п. -а́, др.-русск. судъ (РП, Карский, РП 90 и др.), ст.-слав. сѫдъ κρίσις, κρῖμα (Остром., Клоц., Супр.), болг. съдъ́т (Младенов 627), сербохорв. су̯д, род. п. су́да, чак. су́д, род. п. суда̏, словен. sȯ́d «суд, приговор», чеш. soud, слвц. súd, польск. sąd, род. п. sądu, в.-луж., н.-луж. sud Из *som- и и.-е. к. *dhē- (деть, де́ло), ср. др.-инд. samdhíṣ, samdhā́ «договор, связь, объединение», лит. samdà «наем, аренда», samdýti, samdaũ «нанимать»; см. Потт у Мi. LР 977; Мейе, ét. 162, 234; RЕS 6, 169; Бецценбергер, ВВ 5, 319; Траутман, ВSW 48; Шпехт, KZ 57, 278; Смешек, RS 2, 122; Сольмсен, Beitr. 182. Ср. греч. συνθήκη «соглашение, договор», σύνθημα «соглашение». Ср. суд II.

суд II, обычно сосу́д, посу́да, укр. суд, блр. су́ды (мн.), др.-русск. судъ, ст.-слав. сѫдъ σκεῦος (Супр.), болг. съд, сербохорв. су̯д, мн. су̯ди, су̏дови, словен. sо̣̑d «сосуд», чеш., слвц. sud «бочка», польск. sąd, род. п. sędu, в.-луж., н.-луж. sud «бочка, чан» Родственно предыдущему, от которого оно отличается лишь праслав. интонацией. Из *som- и *dhē-, ср. лит. ìndas «сосуд»; см. Мейе, там же. Ср. греч. θήκη «хранилище».

суд III «морской залив, называемый обычно Золотым Рогом, близ Константинополя», только др.-русск. судъ (Лаврентьевск. летоп. под 866 г., Новгор. I летоп. под 854, 920 гг., 922 г., Георг. Амарт.; см. Истрин, ЖМНП, 1916, дек., 191 и сл.). Заимств. из др.-сканд. sundr «пролив, брод», которое родственно нов.-в.-н. schwimmen «плавать», т. е. «место, которое можно переплыть»; см. Томсен, Urspr. 135; Мi. ЕW 328; Соболевский, ЖМНП, 1886, сент., стр. 151; Шахматов, Очерк 165. Следует отвергнуть произведение из ср.-греч. σοῦδα «ров, укрепленный частоколом», которое возводится к лат. sudis «кол» (Г. Майер, Ngr. St. 3, 62; против Истрина (там же) и Дурново, «Slavia» 2, 445). Ср. др.-русск. оузьмень глаголемыи Соудъ (το Στενόν, Георг. Амарт.; см. Срезн. III, 607 и сл.) или судъ еже лимень (Устюжск. летоп. 22).

Происхождение слова суд в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

СУД. Общеслав. По происхождению *sǫdъ рассматривается как сращение двух слов: предлога *som (> су, см. с, со) и сущ. *dhos «дело» (от *dhe > dě > де в дело, деть и т. п.).

Происхождение слова суд в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

См. также: значение слова суд в толковых словарях.

Суд — этимология

Судъ бы, господине, судили праведно,
какъ предъ Богомъ право
Три послания Кирилла Белозерского (1399-1422)
1) Существующая этимология
Викисловарь
Корень: -суд-. Значение: государственный или общественный орган, осуществляющий правосудие …, судьи, процесс разбирательства судебных дел, система, мнения, оценка.
Этимология по Максу Фасмеру
(Происходит от праслав. *sodъ, от кот. в числе прочего произошли: — вставка неизвестного автора) др.-русск. судъ, ср.: ст.-слав. сУдъ (греч. krisis, krima), укр. суд, белор. суд (род. п. -а), болг. съдът, сербохорв. суд (род. п. суда), чак. суд (род. п. суда), словенск. sod «суд, приговор», чешск. soud, словацк. sud, польск. sad (род. п. sadu), в.-луж., н.-луж. sud.
Из *som- и индоевр. к. *dh;- (деть, дело), ср.: др.-инд. samdhis, samdha «договор, связь, объединение», лит. samda «наем, аренда», samdyti, samdau «нанимать». Ср. также: греч. synthiki «соглашение, договор», synthima «соглашение».
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 2008, вып. 28
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_28.pdf
Судъ. 1. Рассуждение, суждение, мнение; «судъм праведным», Изб. Свят. 1076. || Здравое суждение, здравомыслие. «Коль есть красьно сЪдинамъ судъ», Сирах 25:6, Изб. Свят. 1076 г. 2. Постановление, решение. «епископы судомь», XIII в. 3. Воля, желание, решение. 4. Толкование, истолкование. 5. Хула, осуждение. XVI-XVII вв. 6. Распря, спор. XII-XVI вв. 7. Судебное разбирательство; и т.д., многочисленные примеры применения термина…
б) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)
Частота применения термина «суд» в русской литературе 1800-2006 гг. (график в Корпусе, в разных значениях) находится примерно на одном уровне, ниже среднего значения. С 2007 года неуклонный и быстрый рост до максимальных значений графика. Антагонизм (соперничество, противостояние, вражда) между людьми в обществе стали чаще разбирать в судах???
* История Иудейской войны Иосифа Флавия (ок.1260 г.): «рекомыи законъ правець. всяка вещь на бг;а (Бога) възложать. и на с;дъ и правд; и кривд;. С;щюю».
* Домострой (1500-1560): «а случится судъ, всякаму человеку, богату и убогу, другу и недругу, аще свое д;ло истинно и праведно, без волокиды и безо всякия хитрости соверши, по Еуаггельскому словеси: «Не на лица судите, сынове человечестии, но праведенъ судъ судите: имъ же судите судомъ, судится вамъ, и в ню же м;ру м;рите, возм;рится»».
* Житие Мартиниана Белозерского (1545-1555): «На святЪмъ КирилЪ изволися быти воли Божии, якоже и на всЪхъ человЪцЪхъ бывает общий судъ Божи».
3) Распространение библейских правовых норм
* В Библии взаимоотношения между Богом и еврейским народом описаны в юридических категориях (Исх. 19-24, и др.), что повлекло развитие правовых отношений в обществе.
Фарисеи, согласно Флавию (Иудейские древности, кн. XIII, 10, §6), стремились к смягчению налагаемых Законом наказаний: «фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства. Ввиду этого-то секта саддукеев совершенно отвергает все эти наслоения, требуя обязательности лишь одного писаного закона и отнимая всякое значение у устного предания. Благодаря этому часто возникало множество споров и разногласий между обеими сектами, причем на стороне саддукеев стоял лишь зажиточный класс».
* На протяжении VIII-IX вв. в Византии действовал «Корпус светского права», он представлял собой плохо согласованные нормы в разных областях права, центральным документом был кодекс «Эклога» (греч. выборы, избранные законы) — официальный законодательный свод от 726/741 гг. Он включал в себя процессуальное, семейное, брачное право, а также статьи о положение рабов, дарение и прочее, к основному закону добавлялись приложения: Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев закон.
Моисеев закон – подлинное название: «Выборка из данных богом израильтянам через Моисея закона». Документ представлял собрание 70 положений из Септуагинты (Пятикнижия), сгруппированные в 50 глав (в т.ч. и Десять Заповедей), дословные извлечения из текста Библии, и включал сформулированные в Ветхом Завете морально-религиозные предписания и нормы социального поведения.
* В правление болгарского царя Симеона (893-927) на базе византийской «Эклоги» был создан болгарский юридический сборник «Еклога», которым пользовались на протяжении всего средневековья. Через Моисеев закон византийцы и болгары приобщались к еврейским религиозно-правовым нормам; отметим, что в Новом Завете правовые и законодательные нормы не разработаны. Некоторые положения Эклоги использовались в судопроизводстве Древней Руси X-XI веков; правовые нормы были закреплены в Правдах, «Правда Ярослава (русская)» датируется ок. 1016 г.
* Из представленного выше материала ясно, что высшим авторитетом в судопроизводстве выступал Бог, все проступки и преступления человека рассматривались с позиции Заповедей Бога. Соответственно и термин СУД также должен иметь связь с библейской терминологией и образами. Нельзя выводить термин по Максу Фасмеру: «Из *som- и индоевр. к. *dh;- (деть, дело), ср.: др.-инд. samdhis, samdha «договор, связь, объединение». Разные идеологические системы, нет прямых культурных контактов, лексических и логико-исторических связей.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейской терминологией и образами.
Суд – собрание людей для решения какого-либо противоречия (спора, проблемы) в идеологической и общественно-хозяйственной деятельности. Судопроизводство происходит при наличии истца, ответчика, адвокатов, а также свидетелей, т.е. коллективное действие (собрание, совещание, совет). Цель — установить истину (тайну произошедшего) и определить степень вины ответчика в произошедшем событии. Русский термин СУД указывает на общее понятие – совет, собрание, совещание.
4) Терминология иврита и библейский образ
Русск. СУДЪ, СОУДЪ, СУД = ивр. СОД секрет, тайна, совет (консультации), совещание, собрание; согласно доктору О.Н. Штейнбергу — сидеть, заседать, суд.
Транслитерация, передача термина иврита русским алфавитом.
* См. стронг иврита 5475, СОД
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н.. Штейнберг, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_325.htm
б) Библейский образ
* Иов 15:8,9: «Разве совет (СОД) Божий ты слышал и привлек к себе премудрость? Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?».
* Притчи 3:31, 32: «Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение (СОД)».
* Притчи 15:22: «Без совета (СОД) предприятия (замысел, намерение) расстроятся, а при множестве советников они состоятся».
* Иеремия 23:18: «Ибо кто стоял в совете (СОД) Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?».
* Иеремия 23:22: «Если бы они стояли в Моем (Бога) совете (СОД), то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их».
* Амос 3:6, 7: «Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны (СОД) рабам Своим, пророкам».
Таким образом, связав древнерусский слово СУДЪ, СОУДЪ с терминологией иврита и библейскими образами мы получили его содержание = заседание, собрание, совет для решения какого-либо юридического вопроса.
* Второзаконие 19:15-19
Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой — нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело.
Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя…
19.12.2016 г.

Кризис

У этого термина существуют и другие значения, см. Кризис (значения).

Кри́зис (др.-греч. κρίσις – решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.

Кризис проявляет скрытые конфликты и диспропорции. Яркий пример кризиса — революция. Может рассматриваться как самостоятельный феномен, внешний фактор (условие деятельности), политическая, социологическая или экономическая категория.

Этимология

Как отмечает А. Б. Егоров, греческое κρίσις происходит от глагола κρίνω, означающего «определять, выбирать», который прочно вошёл в античную судебную практику и обозначал все действия судебного процесса: обвинение, ведение судебного процесса, состязание сторон, а также вынесение приговора, при этом сохраняя общее значение «ведения дела в суде»; затем κρίσις приобретает и несколько новых значений: исход (битвы), спор, состязание, толкование (сна); негативного смысла в термине практически не отмечается.

В изначально медицинском определении понятия «кризис» определялось состояние пациента, выход из которого ведёт либо к его смерти, либо к возрождению.

Экономический кризис

Основная статья: Экономический кризис

Экономический кризис проявляется в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. В построенной на конкуренции экономике посредством кризиса происходит массовая селекция эффективных собственников. Кризис может обновить идеологические, политические условия, элиты и др.

Кризисом можно назвать ситуацию, когда:

  • в результате функционирования имеет место ущерб;
  • невозможно продолжение функционирования в рамках прежней модели;
  • неотлагательно требуется принятие решения;
  • появляется шанс на обновление.

Финансовый кризис

Основная статья: Финансовый кризис

К резкому падению курсов финансовых активов зачастую приводит «перегрев экономики» — ситуация, когда рост фиктивного капитала значительно опережает рост капитала реального. Переоценка стратегий сбережения и связанный с нею кризис ликвидности происходит лавинообразно, вынуждая прибегать к санации в масштабах всей экономики.

Энергетический кризис

Основная статья: Энергетический кризис

Ограниченность ресурсов, повышение технологической сложности разработки новых месторождений, рост рисков вызывают повышение цен на топливо и энергию. «Проклятие ресурсов» в связи с отрицательным эффектом масштаба при добыче полезных ископаемых вызывает крайне негативные последствия при резком падении цен на основные статьи экспорта стран-«сырьевых придатков».

> Социально-демографический кризис Основная статья: Демографический кризис

Вымирание вследствие недостаточного воспроизводства может быть вызвано многими факторами.

Военно-политический кризис

Основная статья: Политический кризис

Ситуация, когда нарушен баланс сил в стране или регионе и оппоненты обостряют конфликт, надеясь улучшить собственное положение.

Психологический кризис

Основные статьи: Психологический кризис, Экзистенциальный кризис и Кризис среднего возраста

Происходящие в психике процессы, связанные с необходимостью изменения модели поведения.

Философия кризиса

Основная статья: Философия кризиса

Резкие социальные трансформации вызывают утрату традиций и мысли о бессмысленности бытия, что приводит к появлению эсхатологических мифов.

> Экологический кризис Основная статья: Экологический кризис

Потеря гомеостаза значительной частью экосистемы. Ведёт к исчезновению отдельных видов. Может иметь антропогенную природу.

> См. также

  • Спутниковый кризис
  • Теория катастроф

Примечания

  1. Клиническая психология. Словарь Архивная копия от 1 марта 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  2. «Кризис» в словарях русского языка — Яндекс.Словари Архивная копия от 1 февраля 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  3. Кризис. — Словарь по общественным наукам — Яндекс.Словари Архивная копия от 11 декабря 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  4. Егоров А. Б. Кризисы в истории Рима (события и проблемы)
  5. Глущенко В. В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление — М.: ИП Глущенко В. В., 2008, ст. 88.
  6. Сидорина Т. Ю. «Философия кризиса»

Что роднит кризис со Страшным судом,

Сегодня, наверно, ни одно слово в мировой политике и экономике не употребляется так же часто, как слово «кризис». Очередной надвигающийся кризис испуганно ждут, пытаются принимать какие-то меры, чтобы преодолеть его с наименьшими потерями. Лихорадит Грецию, говорят, что это только первая ласточка. Боятся краха Европейского Союза. Наше правительство готовит финансовые резервы, чтобы залить грядущий кризисный пожар потоками ликвидности.

При этом особенность нынешней ситуации в том, что по большому счету никто не понимает, что нужно сделать, чтобы гарантировано избежать будущих потрясений. Кризис воспринимают как стихийное бедствие, которое по неизвестной причине движется на род людской, угрожая обрушить «мирную счастливую жизнь миллионов». И главная цель – оттянуть его, отодвинуть как можно дальше, а там… Даст Бог, пронесет.

Однако проблему кризиса можно воспринимать более осмыленно, если придать ей религиозное измерение. Это можно сделать, если выяснить, что слово «кризис» значило в древнегреческом языке.

На русский язык ἡ κρίσις (krisis)переводится как»суд» или «приговор». То есть, кризис можно понимать как суд, который вершится и над отдельным человеком, и над целым обществом.

Получается, кризис – это, во-первых, расплата за прежние прегрешения, причем совершенно неизбежная, по принципу «сколь веревочке не виться». В каком-то смысле надеяться избежать кризиса совершенно напрасно. Как заметил отечественный философ Александр Пятигорский, очень забавно слышать, как политики говорят про «урегулирование кризиса». Действительно, как его можно урегулировать, если это действительно кризис?

Во-вторых, кризис – это не только расплата за прошлое. Это, как ни странно, вечное состояние человека с точки зрения христианина. Все свои поступки и мысли, всю свою жизнь он должен воспринимать в перспективе Последнего, Страшного Суда, как – всегда стоящий под Судом Божиим. Наверно, поэтому датский христианский мыслитель Кьеркегор считал, что существование человека вообще не может быть не-кризисным. В свой книге «Болезнь к смерти» он говорит: «Состояние человека всегда является критическим. О кризисе говорят по отношению к болезни, но не по отношению к здоровью… но если человек рассматривается как дух, то критичны как здоровье, так и болезнь… никакого непосредственного здоровья духа не существует».

Об этом значении слова «кризис» есть письмо святителя Николая Сербского из его книги «Миссионерские письма», которое настолько замечательное и хорошее, что мы, пользуясь случаем, хотим процитировать его целиком. Написано оно было еще в конце 20-х годов 20 века, и святитель Николай имел в виду тогдашний мировой кризис, который прозвали «Великой депрессией». Однако читается оно так, как будто было написано сегодня, и имеет в виду сегодняшние события.

Письмо Священнику К., о мировом кризисе

Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? «Говори, если есть у тебя нечто большее молчания», – сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе.

«Кризис» – слово греческое, в переводе оно означает «суд». В Священном Писании слово «суд» употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17).

Замени слово «суд» словом «кризис» и читай: «Милость и кризис воспою», «от Господа придет кризис всякому», «Отец весь кризис отдал Сыну», «Время начаться кризису с дома Божия».

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово «суд» вместо слова «кризис». Сейчас слово «суд» заменили словом «кризис», понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: «суд Божий!», наводнение – «суд Божий!». Начиналась война или эпидемия – «суд Божий!»; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно – «суд Божий!». Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не «судом», а «кризисом». Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово «суд», была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова «суд» словом «кризис», малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.

Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, – богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому.

Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово «кризис» перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: «суд Божий!».

Назови и ты, честный отче, «кризис» «судом Божиим», и все будет тебе понятно.

Привет тебе и мир от Господа!

Crisis, 危机

Общее значение — резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние, острое затруднение с чем-либо (напр., с производством или сбытом товаров); тяжелое положение.

Слово является заимствованным, возможно из немецкого языка. Оно появилось в русском языке в первой половине XVIII века. Немецкое krisis – кризис, греч. krisis – переломный момент, поворотный пункт, исход, кризис. Дословно греческое krinein решать от krinо – разделять, просеивать, отсеивать, определять, судить.

В данном подтексте кризис – это суд и соответственно кризисное время – это время, когда предстоит держать ответ.

Логическим подкреплением такого вывода может служить дальнейший этимологический экскурс. Просеивать, отсеивать – значит очищать. Словарь Вебстера относит нас к немецкому rein английскому pure очищенный. Индоевропейские истоки punāti he cleanses,он чистит, очищается, искупает вину. Поэтому возможен, и в этимологических словарях приводится такой смысловой аспект первичного значения слова кризис как новый, свежий.

В данном подтексте кризис – это очищение, отказ от старого и формирование нового. Означает ли данный вывод, что кризис несет в себе стимулирующее для экономики начало? На наш взгляд, — да и это показали исследования последних лет. Страны с неустойчивыми вплоть до кризисных траекторий экономического роста в среднем росли более высокими темпами, чем бескризисные экономики.


Китайское толкование слова «Кризис»

Кризис по-китайски — 危机 (вэйцзи). Это, пожалуй, одно из самых известных китайских слов, благодаря расхожему мнению, что «слово кризис в китайском языке состоит из двух иероглифов — опасность и возможность». Давайте разберёмся так ли это.

Первый иероглиф 危 (вэй) действительно выглядит не очень оптимистично:

  1. «Опасность, опасное положение, опасная угроза; вред, беда; гибель, смерть». Кризис может до добра не довести и закончится всё самым плохим образом — концом.
  2. «Наклон, обрыв, крутизна, круча; искривление, кривизна, высота». Во время кризиса всё катится по наклонной вниз. До самого дна.
  3. «Находиться при смерти». Если кризис не остановить, результат может быть необратим.
  4. «Прямой, честный». Во время кризиса всё выходит наружу, всё становится таким, каким оно есть на самом деле.

Второй иероглиф 机 (цзи) имеет более широкое значение.

  1. «Момент, переломный момент, сущность события». Именно это значение является главным в слове «кризис». То есть здесь это нейтральное понятие. Таким образом кризис правильно переводится как «момент опасности».
  2. «Начало (явления); предвестье, признак; корень, исходный момент; принцип». Кризис — это всегда предвестник чего-то нового (даже если это конец).
  3. «Удобный случай; важный (подходящий) момент». Это то самое общеизвестное значение этого иероглифа. Всё-таки, необходимо выделить, что это «важный момент». А вот в хорошую или плохую сторону — зависит от наших действий во время кризиса.
  4. «Тайна, секрет». Кризис это то, на что следует обращать внимание. Он это результат предыдущих действий и именно в нём зашифрованы ответы на все вопросы «почему» и «что дальше».
  5. «Хитрость, ловкость, гибкость, находчивость; быстрота». Кризис — момент истины, когда выживают сильнейшие. Сила в данном случае это ловкость, гибкость, находчивость. Да и когда кризиса нет это тоже не помешает.

Другое частое значение этого иероглифа — «машина; аппарат, механизм» и многие смежные «самолёт, спусковой механизм, капкан, ткацкий станок». Это имеет отношение к пятому значению из нашего списка, механизм — это нечто ловкое и быстрое. Данный иероглиф встречается очень часто в промышленном Китае (не говоря уж во время кризиса).

Так верно ли мнение, что «кризис» это «опасность» + «возможности»? Можно, конечно, со всей научностью доказывать, что второй иероглиф нейтрален, но нельзя отрицать того факта, что в нём есть нотки «удобного случая». На самом деле кто что в кризисе ищет, тот это и находит. Ищите возможности и вы их найдёте в избытке.

Кризисы — это признак жизни, только у мёртвых нет кризисов. Кризис — это не грянувшее зло, кризис — это неизбежный этап для отбрасывания плохого и приобретения нового хорошего. Хотите развития к лучшему — готовьтесь к кризисам. Не любите кризисы? Тогда оставайтесь в прошлом, где вам самое место.

Категория:

Связанные понятия:

переходный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *