Первое венчание на царство

1. Обряд венчания на царство являлся главной государственной церемонией и состоял из нескольких следовавших друг за другом этапов, самые важные из которых происходили в Успенском соборе Московского Кремля. Кульминационным моментом всего действа было возложение регалий на будущего царя. Полный комплекс этих государственных регалий, сформировавшийся в конце XVI века и использовавшийся на протяжении всего XVII столетия, это Крест Животворящего Древа, бармы, Шапка Мономаха, цепь, скипетр и держава.

2. До настоящего времени сохранилась Грамота константинопольского патриарха Иоасафа II и собора Православной восточной церкви об утверждении за Иваном IV царского титула.

3. Таинство миропомазания — одно из основных моментов Венчания на царство. Обычно миропомазание совершалось и над простыми людьми — при крещении. А над царем этот обряд проводили два раза в его жизни.

Кульминационным моментом всего действа было возложение регалий на будущего царя

4. Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при Федоре Ивановиче. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть. Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов.

5. Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя. Первая шапка Мономаха была так названа в честь византийского императора Константина Мономаха, который и подарил головной убор князю Владимиру. До сих пор доподлинно неизвестно, кто изготовил этот уникальный шедевр ювелирного искусства. По одной версии – это венец творенья византийских ювелиров, по другой – родина шапки Мономаха Средняя Азия, а по третьей — она пришла с Ближнего Востока. В итоге этот атрибут стал символов власти древнерусских князей, а впоследствии — царей.

6. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

7. В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, жены Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, которая отказалась от крещения и причащения по православному.

8. Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, а для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. Скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат. Кстати это было последним венчанием на престол царей. В последствии Петр I стал первым российским Императором. Когда Россия была провозглашена Империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации.

История

Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.

Венчание Ивана IV на царство

Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный в 1547 году. Помазания на царство этот обряд не предусматривал. В 1561 году греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор — митрополит Макарий).

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу.

Венчание на царство Феодора Иоанновича 31 мая 1584 года было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного». Позднее великий выход осуществлялся на Золотое крыльцо Грановитой палаты.

Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем — патриархами, в поздний синодальный период — митрополитами Санкт-Петербургскими. Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители.

Начиная с Павла I, короновались также и супруги российских императоров: корону, меньшую по размеру, возлагал сам Государь, а не священнодействовавший архиерей, причём императрица становилась пред своим супругом на колени. При короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону. Обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II.

Перечень венчаний на царство

О коронации первого царя см. Венчание на царство Ивана IV. О последней коронационной церемонии см. Коронация Николая II и Александры Фёдоровны

Венчание на царство Елизаветы. Раскрашенная гравюра коронационного альбома (1744). Александр II коронует Марию Александровну (хромолитография М. Зичи).

  • Иван IV (1547)
  • Симеон Бекбулатович (1575)
  • Фёдор Иоаннович (1584)
  • Борис Годунов (1598)
  • Лжедмитрий I (1605) — единственная тройная коронация русского царя Марина Мнишек (1606) — первая отдельная коронация царицы-супруги
  • Василий Шуйский (1606)
  • Михаил Фёдорович (1613)
  • Алексей Михайлович (1645)
  • Фёдор Алексеевич (1676)
  • Иван V и Пётр I (1682) — уникальная совместная коронация соправителей Екатерина Алексеевна (1724) — отдельная коронация императрицы-супруги (впоследствии Екатерина I)
  • Пётр II (1728) — первая коронация императора
  • Анна Иоанновна (1730)
  • Елизавета Петровна (1742)
  • Екатерина II (1762)
  • Павел I и Мария Фёдоровна (1797) — первая из шести подряд совместная коронация супругов
  • Александр I и Елизавета Алексеевна (1801)
  • Николай I и Александра Фёдоровна (1826)
  • Николай I и Александра Фёдоровна (1829) — коронация в Варшаве (на Царство Польское)
  • Александр II и Мария Александровна (1856)
  • Александр III и Мария Фёдоровна (1883) — максимальное запаздывание коронации по сравнению со вступлением на престол (2 года); из-за беременности императрицы весной 1882 и, возможно, соображений безопасности
  • Николай II и Александра Фёдоровна (1896).

Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович, Владислав Сигизмундович, Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович, Пётр III — не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году.

Литература

  • Аронова А. A. Коронационные декорации как политический текст: Екатерина I — Екатерина II // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — С. 185—201. — ISSN 2312—2129.
  • Белозерская Н. Царское венчание в России (Исторический очерк). // Русская мысль. — 1883. — Кн. 4. — С. 1—40; Кн. 5. — С. 1—48.
  • Венчание на царство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Протоиерей Александр Горский. О священнодействии венчания и помазания царей на царство (1856). // Прибавления к Творениям Св. Отцов. — 1882. — Ч. 29. Кн. 1. — С. 117—151.
  • Думин С. В. История коронаций. — М.: Слово, 2013.
  • Описание коронации, миропомазания и причащения императрицы Екатерины II-й // Русская старина. — 1893. — Т. 80. — № 12. — С. 487—496.
  • Слюнькова И. Н. Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. — М.: Буксмарт, 2013. — 438 с. — ISBN 978-5-906190-07-9.
  • Соколов Д., протоиерей. Чин миропомазания царей русских при венчании их на царство. — 1908.
  • Ульянов О. Г. Венчание на царство (недоступная ссылка)
  • Ульянов О. Г. Венчание на царство Владимира Святого и утверждение царского титула Ивана Грозного в грамоте Константинопольского патриарха Иоасафа II // Историк и общество. Исторический факт и политическая полемика. Сб. ст. / отв. ред. М. П. Айзенштат. — М.: ИВИ РАН, 2011. — С. 80—97.
  • Ульянов О. Г. Рождение царства Русского (недоступная ссылка)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *