Плащаница где находится

Евангельские и апокрифические рассказы

«Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва
«Оплакивание Христа». Петрус Кристус, 1460 год

Об использовании плащаницы при погребении Иисуса Христа сообщают все четыре евангелиста:

Евангелие Описание погребения
От Матфея
(Мф. 27:57-60)
Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
От Марка
(Мк. 15:43-46)
…пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер… отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
От Луки
(Лк. 23:50-53)
Тогда некто, именем Иосиф, член совета… пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном , где ещё никто не был положен.
От Иоанна
(Ин. 19:38-40)
После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса… просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. <…> Пришёл также и Никодим… Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

После Воскресения Иисуса Христа о погребальных пеленах, которые апостол Пётр увидел в пустой гробнице, сообщают евангелисты Лука и Иоанн.

Из апокрифических рассказов о погребальном саване Иисуса Христа сообщает «Евангелие от евреев» во фрагменте сохранившемся в сочинении Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах»:

…в Евангелии, названном Евангелием от Евреев, которое я недавно перевел на греческий и латинский и которое часто использует Ориген, после рассказа о воскресении Спасителя говорится: «Но Господь, отдав свой саван священнику, предстал пред Иаковом»

Достоверно известная история плащаницы

Впервые реликвия зафиксирована во Франции в 1353 году: Жеффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него. Вначале Плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 её выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года.

В 1898 году, когда плащаница была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки, и обнаружил на негативах человеческий лик. Это открытие поставило ряд вопросов, главные из которых были вопрос о подлинности плащаницы и личности изображённого на ней человека. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.

Туринская плащаница открывается для обозрения паломников довольно редко. В последний раз это было сделано с 10 апреля по 23 мая 2010 года. В дни Зимней Олимпиады 2006 года, проходившей в Турине, в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение плащаницы, а также устроена экспозиция, посвящённая её истории.

Часть исследователей на основании данных радиоуглеродного анализа, полученных в 1988 году, утверждают что плащаница была изготовлена в Средние века (XIV век), и в настоящее время учёными делаются попытки реконструкции способа создания изображения на плащанице.

В 2012 году художник Лучиано Бузо высказал предположение, что Туринская плащаница была воссоздана великим итальянским художником средневековья Джотто ди Бондоне.

Научные исследования и датировка

Позитив плащаницы

В фокусе Туринской плащаницы скрестились многие научные, исторические и теологические проблемы. Во второй половине XX века Ватикан разрешил проведение научных исследований плащаницы с применением специальной аппаратуры.

В 1988 году было проведено датирование методом радиоуглеродного анализа. Образец был разделён на три части и исследован в лабораториях Аризонского университета (США), Оксфордского университета (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе (Швейцария). Датировки в этих трёх лабораториях проводились слепым методом и независимо друг от друга и дали практически один и тот же результат (с учётом небольшой погрешности). Специалисты лабораторий пришли к выводу о радиоуглеродном возрасте плащаницы в 691 ± 31 год, что после калибровки с 95%-ной вероятностью указывает на дату изготовления между 1275 и 1381 гг. В целях контроля наряду с образцами плащаницы в лабораториях анализировались три других образца тканей, возраст которых был заведомо известен историкам: плащ Людовика IX, сделанный между 1240 и 1270 гг.; саван из египетского погребения, сотканный около 1100 года; и ткань, укутывавшая египетскую мумию, датируемую приблизительно 200 годом. Во всех трёх случаях полученные в лабораториях датировки совпали с исходными данными.

Результаты радиоуглеродного анализа подтверждаются и данными гуманитарных наук. Возраст, полученный радиоуглеродным анализом, совпадает с первым документально зафиксированным упоминанием плащаницы – 1353 год. Искусствоведческий анализ, проведённый в 1973 г., также показал, что внешний вид изображения на плащанице по многим параметрам соответствует представлениям, принятым после 1300 г. Этот вывод подтверждается и данными исторической науки: в библейские времена евреи хоронили своих покойников со скрещенными на груди руками. Руки, сложенные на гениталиях, как изображено на плащанице, впервые появились на картинах с XI века и были «уступкой стыдливости» того времени. Покойников во времена Христа хоронили голыми, обрезанными и бритыми, что тоже не соответствует изображению на плащанице.

Однако позже появились по крайней мере четыре статьи в научных рецензируемых журналах, подвергавших критике результаты датировки. Участник первого проекта по исследованию Туринской плащаницы, химик из Лос-Аламосской лаборатории в США Раймонд Роджерс, проанализировав химический состав ткани, высказал предположение, что образцы, снятые для радиоуглеродного анализа, были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок Плащаницы. Критика скептиков побудила к специальному исследованию образцов под микроскопом, которое выявило одинаковое плетение ёлочкой как у образцов, так и у остальной ткани плащаницы. Подобное плетение не имеет других аналогов.

Из этой предпосылки исходят авторы статьи «К вопросу о датировании Туринской плащаницы» — директор Института криминалистики ФСБ России д.т.н. А. В. Фесенко, директор Российского центра Туринской плащаницы А. В. Беляков, начальник отдела Института криминалистики ФСБ к.х.н. Ю. Н. Тилькунов, начальник отдела Министерства юстиции РФ к.х.н. Т. П. Москвина. Статья была первоначально опубликована в Вестнике РАН. Авторы статьи утверждают, что плащаница подвергалась различным воздействиям, в том числе вывариванию в масле для убеждения неверующих, и методики подготовки образцов плащаницы, использованные при их радиоуглеродном датировании, не обеспечивают полного удаления из ткани высохшего льняного масла. Введённые в 1532 году в ткань 7% масла, по расчётам авторов, могли сдвинуть радиоуглеродную дату создания плащаницы на 1300 лет вперёд относительно реальной даты.

Однако их результаты вскоре были подвергнуты критике с. н. с. ГАИШ, доцентом Физического факультета МГУ, к. ф.-м. н. В. Г. Сурдиным, который в статье «Ошибка при решении элементарной задачи» (Вестник РАН) доказывает, что выводы Фесенко и его соавторов о возможности существенного искажения радиоуглеродного возраста Туринской плащаницы основываются на грубой математической ошибке при составлении уравнений. Главная их ошибка заключается в допущении о том, что в момент загрязнения в ткань плащаницы попадал только радиоактивный изотоп углерода 14C, а не природная смесь всех изотопов углерода. Если исправить эту ошибку в вычислениях Фесенко и его соавторов и составить уравнения правильно, то результаты этих вычислений не сильно противоречат результатам радиоуглеродного анализа: даже 10%-ное остаточное загрязнение плащаницы маслом привело бы к её омоложению всего лишь на 276 лет (в случае изготовления полотна в начале нашей эры) или на 39 лет (в случае его изготовления в начале XIV в.).

Плащаница при пожаре в 1532 году была подвергнута воздействию высокой температуры при низком содержании кислорода. Доктор биологических наук, биохимик Дмитрий Кузнецов из научно-исследовательской лаборатории Биополимеров им. Е. А. Седова в Москве провёл эксперименты на точность радиоуглеродного датирования образцов, предварительно подвергнутых сильному нагреванию. Кузнецов приобрёл древнюю ткань из Израиля, радиоуглеродный возраст которой составлял 200 лет. Ткань подвергалась сильному нагреванию в присутствии серебра, после чего радиоуглеродный анализ показал возраст в 1400 лет. Кузнецов объясняет это биодеградацией (biofractionalization) химических связей под воздействием тепла, и загрязнение ткани внешним (extrinsic) источником 14C. Однако эти выводы оспариваются в том же номере журнала другими исследователями, указывающими на ошибки в статистической обработке результатов эксперимента и их невоспроизводимость.

В результате проведения новых исследований в 2008 году учёные впервые сделали сверхточный цифровой снимок плащаницы в 12,8 млрд пикселей, однако определённый в 1988 году возраст полотна не получил опровержения.

Также, с точки зрения начертательной геометрии, в том случае, если ткань запечатлела объёмный отпечаток человека, то её развёртка должна показывать искажённое изображение лица и тела. Тем не менее на плащанице представлена не развёртка, а плоская проекция человека. При этом проекция человека с тыльной стороны на целых 5 см превышает проекцию с лицевой.

В 2013 году профессор механико-термических исследований университета Падуи Джулио Фанти провёл комплексные исследования Туринской плащаницы, так как, по его мнению, проведённые в 1988 году исследования с помощью радиоуглеродного анализа пришли к ошибочным выводам. В исследованиях применялись методы химического анализа (с помощью инфракрасной и рамановской спектроскопии), а также многопараметрического механического анализа (исследование пяти механических параметров волокон, включая модуль Юнга, разрывную прочность и др.). Все эти анализы проводились на образцах волокон с оригинальной плащаницы после определения относительной шкалы с помощью ряда образцов, восходящих к периоду от 3000 года до новой эры и по наши дни. Механический анализ дал возраст плащаницы – 400 г. н.э. ± 400 лет. Рамановская спектроскопия показала возраст 200 г. до н.э. ± 500 лет, а Фурье-ИК-спектроскопия – 300 г. до н.э. ± 400 лет. Объединив эти данные, Фанти пришёл к выводу, что вероятным возрастом плащаницы (с вероятностью 95%) является 33 г. до н.э. ± 250 лет — то есть практически охватывает эпоху, в которую жил Иисус Христос.

Кроме этого сторонники подлинности плащаницы утверждают, что на ней имеются следы от монет, которые были положены на глаза завёрнутого в полотно и в них можно различить символы, характерные для монет времён Пилата.

Проведённый в 2015 году анализ следов ДНК на плащанице показал, что в контакт с тканью входили люди из самых разных этнических и географических групп. Джанни Баркачча из Падуанского университета, ответственный за проведение исследования, заявил, что, используя современные методы анализа ДНК, узнать что-то большее о плащанице невозможно.

В 2018 году судмедэкспертом-антропологом Маттео Боррини и химиком-органиком Луиджи Гарлашелли было проведено исследование по моделированию стока крови с тела на плащаницу. Согласно полученным результатам, часть отпечатков на плащанице является совершенно нереалистичной и не могла быть оставлена телом ни в каком положении, а часть должна была бы иметь совершенно иной характер. Результат исследования был опубликован в Journal of Forensic Sciences.

Если это было действительно изображением мертвого тела Иисуса, то можно было бы ожидать, что телесные области, прикоснувшиеся к плащанице, станут более отчетливыми. Фактически, руки и лицо Иисуса изображены с большой детализацией, в то время как его ягодицы и его пупок слегка очерчены или невидимы, расхождение объясняется тем, что художник изобразил голого Иисуса в скромном виде. Кроме того, правая рука и кисть Иисуса ненормально вытянуты, что позволяет ему скромно покрывать область его гениталий, что физически невозможно для обычного мертвого тела, лежащего в основе. Никакие морщины или другие нарушения не искажают изображение, что маловероятно, если ткань покрыла неправильную форму тела. Более того, физический облик Иисуса соответствует византийской иконописи.

В проведенном исследовании 2010г. было обнаружено что переднее изображение Туринской плащаницы длиной 1,95 м. напрямую не совместимо с обратным изображением длиной 2,02 м.

Реконструкция способа создания изображения

Изображение тела на Плащанице является одновременно полноразмерным и полутоновым. Исследователями Плащаницы неоднократно предпринимались попытки реконструировать способ создания подобного изображения.

М.Левшенко в 2006 году предположил, что «изображение» на ткани могло возникнуть под воздействием энергии солнечного света. Масляные следы отпечатка тела на белом полотне, содержащие частицы растительной смолы мирры и гидрофильные вещества из мази, под воздействием энергии солнечного света вызвали окисление и дегидратацию целлюлозы волокон ткани плащаницы. Это вызвало видимый эффект появления «изображения» на ткани. Автором приводятся экспериментальные данные получения этим способом «изображения» ладони на льняном полотне

  • Левшенко М.: «Туринская плащаница — решение найдено: „Солнечный“ механизм формирования „изображения“». Ж. «Актуальные вопросы современного естествознания». Вып.10. Стр.33-49. 2012 г. .

В 2009 году группа итальянских учёных во главе с доцентом (Professore Aggregato) органической химии Павийского университета Луиджи Гарласкелли (Luigi Garlaschelli) заявила об удачном завершении экспериментов по реконструкции способа создания изображения на Плащанице. Для точности реконструкции использовались лишь материалы и методы, доступные в Средние века. В результате было получено нечёткое, полутоновое полноразмерное изображение человеческой фигуры, схожее с тем, что имеется на Плащанице. По словам Гарласкелли, Ватикан никак не откликнулся на результаты реконструкции, которая была спонсирована итальянским обществом атеистов и агностиков.

Процесс создания изображения проходил в несколько этапов:

  1. Доброволец покрывался льняной тканью
  2. Ткань натиралась пигментом с небольшим количеством кислоты
  3. Пигмент постепенно удалялся (для ускорения этого процесса ткань нагревалась в печи)
  4. На заключительном этапе на ткань наносили пятна крови и другие декорирующие элементы.

Другими исследователями было наглядным образом продемонстрировано, что качество реконструкции группы Гарласкелли намного уступает качеству оригинала (в частности, не достигнута полутоновость оригинального изображения). Были подвергнуты сомнению сам процесс проведения эксперимента, соблюдение стандартов публикации научного материала и осведомленность автора исследования непосредственно о химических и физических характеристиках оригинала.

Иерусалимский саван

Простое и саржевое переплетение нитей (саван I века и Туринская плащаница соответственно). Саржевое плетение нитей появилось лишь в Средние Века

Вышедшая в 2009 году статья «Molecular Exploration of the First-Century Tomb of the Shroud in Akeldama, Jerusalem» описывает открытие в древнем захоронении в Иерусалиме частей савана, по данным радиоуглеродного анализа, относящихся к концу I века до н. э. — началу I века н. э. Это одно из очень немногих в районе Иерусалима захоронений с сохранившимися материалом савана. Археолог Шимон Гибсон обнаружил останки, завёрнутые в саван, в пещере в долине Хинном. Анализ ДНК установил, что умерший человек страдал проказой и скончался от туберкулеза. Судя по всему, из-за этого погребальная камера в пещере, где нашли останки, была герметично запечатана. Это, в свою очередь, позволило савану сохраниться до наших дней.

В отличие от Туринской плащаницы, найденный в Иерусалиме саван представляет собой не цельный кусок ткани, а состоит из нескольких частей. В частности, отдельный кусок ткани полагался для головы на тот случай, если человек, которого хоронили, оказывался живым и приходил в сознание. Тогда он мог сдёрнуть с лица часть савана и закричать. Про платок, закрывавший лицо умершего, сообщает и евангелист Иоанн (Ин. 20:6-7) — «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте».

В отличие от Туринской плащаницы, найденная ткань была выткана методом простого двустороннего переплетения нитей, а не саржевого (диагонального), которое использовано в Туринской плащанице. Саржевое плетение нитей появилось лишь спустя тысячу лет после предполагаемой даты смерти Христа. Остатки данного савана, по мнению некоторых исследователей, могут подтвердить версию о поддельности Туринской плащаницы.

Однако существуют работы, допускающие предположение, что подобное саржевое плетение ёлочкой применялось в I веке в Сирии, для изготовления очень дорогих тканей, и указывающие на возможность изготовления ткани плащаницы на Ближнем Востоке в I веке.

Копия Туринской плащаницы в Церковь Кристо-де-Ла-Лагуна (Тенерифе, Испания).
> См. также

  • Плащаница (За гранью возможного)
  • Плащаница
  • Сударь (пелена)
  • Христианские реликвии
  • Плат Вероники

Примечания

  1. Туринскую плащаницу верующие увидят только в 2010 году
  2. Митрополит Иларион возглавил торжественное богослужение перед Туринской Плащаницей // Mospat.Ru
  3. Иероним Стридонский. О знаменитых мужах
  4. Kazhdan A. P., Wharton A. J. Change in Byzantine culture in the eleventh and twelfth centuries. — University of California Press, 1985. — P. 96. — ISBN 9780520051294.
  5. Nicholas Mesarites 1201 // www.shroudofturin4journalists.com
  6. Робер де Клари. Завоевание Константинополя (пер. М. А. Заборова). М. Наука. 1986, гл. XCII
  7. Il sito ufficiale della Santa Sindone
  8. Shroud of Turin ‘is a medieval fake’, say Italian scientists
  9. Туринская плащаница — творение Джотто?
  10. Damon P. E., Donahue D. J., Gore B. H. et al. Radiocarbon dating of the Shroud of Turin. // Nature. 1989. V.337. Р.611—615
  11. 1 2 Крис Тёрни «Кости, скалы и звёзды: Наука о том, когда что произошло», — М: Альпина нон-фикшн, 2011, С. 46-65. ISBN 978-5-91671-087-8
  12. Хасанов Б. Ф. О радиоуглеродном методе датирования. Часть 1
  13. 1 2 Сурдин В. Г. Туринская плащаница: научное расследование // Бюллетень № 1 «В защиту науки» 14.11.2006
    • RN Rogers, «Studies on the Radiocarbon Sample from the Shroud of Turin», Thermochimica Acta, Vol. 425, 2005, pp. 189—194,
    • S. Benford, J. Marino, «Discrepancies in the radiocarbon dating area of the Turin shroud», Chemistry Today, vol 26 № 4 / July-August 2008, p. 4-12,
    • Emmanuel Poulle, «Les sources de l’histoire du linceul de Turin. Revue critique», Revue d’Histoire Ecclésiastique, 2009/3-4,
    • G. Fanti, F. Crosilla, M. Riani, AC Atkinson, «A Robust statistical analysis of the 1988 Turin Shroud radiocarbon analysis», Proceedings of the IWSAI, ENEA, 2010
  14. Rogers, Raymond N.: «Studies on the radiocarbon sample from the shroud of turin.» // Thermochimica Acta, Volume 425, Issue 1-2 (January 20, 2005), pages 189—194, полная версия
  15. 1 2 Фесенко А. В., Беляков А. В., Тилькунов Ю. Н., Москвина Т. П. «К вопросу о датировании Туринской плащаницы» // Вестник РАН. — 2001. — № 10. — С. 915—918 перепечатка статьи
  16. Сурдин В. Г. Ошибка при решении элементарной задачи // Вестник РАН. — 2002. — том 72. — № 6. — С. 543—544. Перепечатка статьи)
  17. Kouznetsov D. A., Ivanov, A. A., Veletsky P. R. «Effects of fires and biofractionation of carbon isotopes on results of radiocarbon dating of old textiles: the Shroud of Turin», J. Archaeological Science, 1996, 23, 23-34; ibid. 23, 109—121
  18. A.J.T. Jull, D.J. Donahue, P.E. Damon. «Factors Affecting the Apparent Radiocarbon Age of Textiles: A Comment on «Effects of Fires and Biofractionation of Carbon Isotopes on Results of Radiocarbon Dating of Old Textiles: The Shroud of Turin», by D. A. Kouznetsov et al.» // Journal of Archaeological Science. Volume 23, Issue 1, 5 January 1996, Pages 157—160. DOI:10.1006/jasc.1996.0013
  19. Shroud of Turin Gets High-Def Scrutiny
  20. Александр Никонов «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект», — М: ЭНАС, 2010, С. 321. ISBN 978-5-93196-997-8 глава о Туринской плащанице
  21. Giulio Fanti: The Image of a Man Who Lived Between 280 BC and 220 AD,
  22. Радио Ватикана: Туринская Плащаница: новые исследования,
  23. Emanuela Marinelli. La Sindone. Un’immagine «impossibile». — Torino, 1996. — Р. 65-66
  24. Is It a Fake? DNA Testing Deepens Mystery of Shroud of Turin
  25. Экспертиза назвала подделкой Туринскую плащаницу. Проверено 16 июля 2018. // Газета.Ру, 16.07.2018
  26. New Catholic Encyclopedia (2nd ed.), 2003
  27. Raymond E. Brown. Biblical Exegesis and Church Doctrine (Mahwah, NJ: Paulist Press, 1985), pp. 150–152
  28. Raymond E. Brown. Biblical Exegesis and Church Doctrine. — Wipf & Stock Publishers, 15 August 2002. — P. 150–152. — ISBN 978-1-59244-024-5.
  29. Turin Shroud: Compatibility Between a Digitized Body Image and a …: Ingenta Connect
  30. Jackson J. P., Jumper E. J., Ercoline W. R. «Three Dimensional Characteristic of the Shroud Image», IEEE 1982 Proceedings of the International Conference on Cybernetics and Society, October 1982, pp. 559—575.
  31. Jackson J. P., Jumper E. J., Ercoline W. R. «Correlation of Image Intensity on the Turin Shroud with the 3-D Structure of a Human Body Shape», Applied Optics, Vol. 23, Nє 14, 1984, pp. 2244—2270.
  32. Барри М. Счворц (Barrie M. Schwortz)
  33. 1 2 Comments about the Recent Experiment of Professor Luigi Garlaschelli (англ.)
  34. * Левшенко М.: «Разгадка одной из тайн Туринской плащаницы». Ж. «Химия и жизнь — XXI век», № 7, с.38-39. 2006 г.> st.php?idar=18127
  35. Сайт кафедры органической химии университета Павии
  36. Shroud of Turin ‘is a medieval fake’, say Italian scientists — Telegraph, 06.10.09 (англ.)
  37. Italian scientist reproduces Shroud of Turin — Reuters, 05.10.09
  38. 1 2 Опять подделали плащаницу — Газета.ру, 06.10.09
  39. Scientist re-creates Turin Shroud to show it’s fake // CNN (англ.)
  40. Science by Press Release? An Editorial Response by Barrie Schwortz (англ.)
  41. Находка археологов подтвердила поддельность Туринской плащаницы- Фонтанка.ру, 16.12.09
  42. Mati Milstein «Shroud of Turin Not Jesus’, Tomb Discovery Suggests» — National Geographic News, 17 декабря 2009
  43. Tyrer, J. LOOKING AT THE TURIN SHROUD AS A TEXTILE//Textile Horizons, Dec, 1981,

Литература

Туринская плащаница на Викискладе

Туринская плащаница в Викиновостях

  • Воронов Д. Есть ли основания для сомнений в радиоуглеродной датировке Туринской Плащаницы поздним средневековьем? atheism.ru
  • Деко А. Туринская плащаница // Великие загадки истории / пер. И. Алчеева. — М.: Вече, 2004, 2006. — С. 122—151. — 480 с. — (Великие тайны). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0229-0.
  • Дулуман Е. К. Туринская плащаница: историческая правда вместо «чудес» вокруг да около
  • Ианноне Дж. Туринская плащаница / Тайна Туринской плащаницы. Новые научные данные. — СПб., 2005. — С. 12—40.
  • Каледа Г. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа.
  • Левшенко М.: Туринская плащаница — решение найдено: «солнечный» механизм формирования «изображения». // Актуальные вопросы современного естествознания. — Вып. 10. — 2012. — С. 33—49.
  • Лесков С. Реликвия для Церкви и науки // Известия : газета.
  • Материалы конференции (30 и 31 января 2002 г.) «Научные и богословские аспекты исследования Туринской плащаницы…»
  • Пернатьев Ю. Чудо Туринской плащаницы // Великие загадки истории / ред. С. Силяр. — Харьков: Книжный клуб, 2006. — 416 с. — 20 000 экз. — ISBN 966-343-411-2.
  • Синельников В. Туринская плащаница на заре новой эры. — М.: Сретенский монастырь, 2009. — 176 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-75330341-7.
  • Сойфер В. Туринская плащаница и современная наука. — Ч. 1, Ч. 2.
  • Сурдин В. В фокусе Туринской плащаницы.
  • Сурдин В. Г. Туринская плащаница: научное расследование // В защиту науки. — 2006. — № 1. — С. 85.
  • Тёрни К. Поддельная Туринская плащаница // Кости, скалы и звезды. Наука о том, когда что произошло. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011. — 235 с. — ISBN 978-5-91671-087-8.
  • Фесенко А. В., Беляков А. В., Тилькунов Ю. Н., Москвина Т. П. К вопросу о датировании Туринской плащаницы.

Плащаница и история

Плащаница и наука

Плащаница, Иисус и искусство

Реликвии, связанные с Плащаницей

Сударь · Спас Нерукотворный · Орудия Страстей · Истинный Крест

По теме

>Икона — Плащаница Христа

Описание

Икона — Плащаница Христа

На сей иконе изображен лик Господа нашего Иисуса Христа с Туринской Плащаницы.

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА

Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.

Вот как повествует об этом Евангелие от Марка: Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа со креста, обвил плащаницею и положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба.

На третий день, уже после Воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Плащаница стала святыней для учеников Христа. Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после крестовых походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть веков находится в итальянском городе Турин, по которому и получила свое название «Туринская».

На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.

Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно в 1889 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа. С этого дня начинается особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.

В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит», сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания, – как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и по ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.

Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа, но и о Его воскресении. В запечатанной пещере с Ним была лишь Плащаница, и поэтому то, как произошло воскресение Господа, «видела» она одна.

На Плащанице ученые не обнаружили красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что изображение на ткани подобно изображению на фотонегативе и что оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом. Но никто, даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображению на Плащанице. Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных Светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное воскресение», «узрим в свете неприступном Христа блистающегося».

Ученые обнаружили и другие поразительные факты: на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале нашего тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Это лишь немногое из того, что узнали ученые и весь христианский мир о Плащанице. Возникла целая наука – синдология, от греческого «синдон» — плащаница.

Впрочем, у ученых осталось множество еще неразрешенных проблем, и важнейшая из них — научная датировка Плащаницы.

Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней свои следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь одному итальянскому пожарному, ставшему после спасения Плащаницы национальным героем.
Освящение копии Плащаницы Святейшим Патриархом в Сретенском монастыре

В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.

7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.

В христианстве есть некоторое количество реликвий, которые очень ценны среди христиан. Одно из них занимает Туринская Плащаница. Ее подлинность и история происхождения до сих пор вызывает большое количество сомнений и вопросов, несмотря на длительный процесс исследования.

Для большинства верующих христиан – это не просто кусок материала, который был использован как саван при погребении. Это что-то больше. Многие из них считают, что это истинное полотно, которое было использовано для погребения Христа, на котором в последствии дивным образом отпечатался Его лик.

Принято считать, что Плащаница Иисуса Христа вызывает странные чувства (трепет и благоговение), так как все, кто ее созерцает, видят свидетельство всех мук и страданий Христа. Папа Римский, а также священники высшего ранга не перестают твердить о том, что на этом полотне был запечатлен именно Иисус.

История Плащаницы

Уже более 4 столетий эта реликвия хранится в городе Турине, Италия в храме Святого Иоанна Крестителя. Многие ученные придерживаются той версии, что этот льняной отрез ткани был очевидцем событий 1 века, которые произошли на Палестинской земле.

По виду – это прямоугольной формы отрез ткани желтоватого цвета чуть более 4 метров в длину и 1 метра в ширину.

Для лучшего обозревания изображения рекомендуют отойти от реликвии на 2 метра. Именно с этого расстояния Вы сможете лицезреть лик Иисуса на Плащанице. Всю эту картину складывают золотисто-желтые линии разной насыщенности. Итак, что же мы там увидим?

  • Это два изображения мужчины.
  • Они расположены симметрично друг от друга, голова к голове. Между ними есть небольшое расстояние, находится оно на месте темени.
  • Принято считать, что этой тканью покрыли Христа с ног через голову и до пят, после того как сняли с креста.
  • На изображение можно четко разобрать черты лица, волосы, пальцы.
  • Также есть темные пятна на теле, которые указывают на кровавые раны. Именно они и подтверждают теорию о том, что это был погребальный саван Христа.
  • Так на голове отчетливо просматриваются раны. Они могли быть причинены терновым венком.
  • Далее огромное количество ран по телу, которые могли быть причинены бичами. Затем кровавые следы на запястьях и ступнях, которые могут свидетельствовать о распятии.
  • Ведь именно таким образом и был приколочен Богочеловек к кресту. Характерным есть и большое кровавое пятно на левом боку. Ведь именно туда и был нанесен удар копьем.

Если внимательно присмотреться к полотну, то можно увидеть темно-коричневые пятна. Они возникли в следствии пожара. Самое интересное, что божественное изображение не было задето.

Изображение Иисуса на Туринской Плащанице вызывает массу сомнений по поводу своей оригинальности. Большое количество ученных проводили различные исследования для того, чтобы доказать или опровергнуть все гипотезы. Так после проведения определенных действий было обнаружено, что Плащаница содержит в себе:

  • Монеты на глазницах
  • Пыльцу и микроорганизмы с Иерусалима
  • Арагонит в крови
  • Известняковые частицы региона Мертвого Моря
  • Кровь, которая принадлежала представителю мужского пола

Для проведения своих исследований ученные использовали такие методы как:

  • Лучи ультрафиолета
  • Рентгенография
  • Радиоуглеродное датирование
  • Инфракрасное излучение
  • Электронная микроскопия
  • Термография
  • Макрофотография
  • Анализ ДНК
  • Компьютерные технологии
  • Научное моделирование
  • Современные достижения химии и биологии

Исследования

Толчком к анализу «туринского чуда» послужил снимок итальянского фотографа-любителя Секондо Пиа, который во время своего посещения в 1998 году (а тогда праздновалось 100-летие с момента начала научных исследований Плащаницы) запечатлел реликвию. На фотопленке оказался позитив снимка молодого мужчины. Получается, что «рисунок, не имеющий ценности» — это негатив изображения того, кто был когда-то завернут в это полотно?

Этот казус и послужил отправной точкой к более детальным исследованиям. Плащаницу исследовали многие: художники, химики, криминалисты, судебные эксперты, фотографы и эксперты по Библии. Если ранее использовалось лишь визуальное наблюдение, то сейчас ученым разрешили применять новейшие технологии: радиоуглеродное датирование (позволяющее определить возраст реликвии), съемку в ультрафиолетовых лучах, спектроскопию, микрофотографирование и другие методы.

Исследования показали, что пятна на полотне не оставлены каким-либо красителем, природным или искусственным (это исключило версию об изготовлении средневековым умельцем-художником). Анализы показали — на образцах присутствуют следы человеческой крови, и никакой другой краской это изображение не могло быть нанесено – попросту не существует технологий для этого.

Первоначальное исследование древней ткани было основано на образцах волокон и нитей, взятых с липкой ленты после ее прикосновения к плащанице. Проводилось микроскопическое исследование плетения нитей на ткани, которое соответствует плетению I века н.э., применяемое на Востоке.

Радиоуглеродный анализ должен был наиболее точно определить возраст находки. Но для этого нужно было отрезать от полотнища несколько кусочков, на что долго не соглашались старейшины Церкви. Наконец, согласие Папы Римского было получено, и от плащаницы отрезали несколько кусочков, которые и были исследованы разными независимыми экспертами.

Самое интересное — первоначальный результат поставил Ватикан в тупик, поскольку ткань датировали XIII-XIV веком, это и послужило основой для сомнений в подлинности плащаницы. Но позже, в 1995 году, два ученых из России – Дмитрий Кузнецов и Андрей Иванов — опровергли результаты, заявив — при исследовании не был учтен факт, что плащаница подверглась воздействию огня при пожаре в 1432 году.

После повторных исследований было установлено, что возраст святыни — около 2000 лет.

Скептики утверждали, что это искусно выполненная копия, сделанная средневековым художником. Но как в таком случае можно объяснить следы крови – а именно кровь была выявлена с помощью ДНК-исследований, причем мужская. И положение множественных ран, которые соответствуют библейским описаниям?

К тому же, на плащанице были выявлены следы от монет на глазницах (ими закрывали глаза умерших), пыльцу и микроорганизмы из древнего Иерусалима, частицы известняка, характерные для Мертвого моря.

Узнайте больше о Туринской плащанице, ее легенде, проводимых исследованиях и новых открытиях из видео:

Узнайте все о визовом центре Италии в Москве: как туда попасть, когда возможен прием, контакты, рекомендации по оформлению.

Как называется область Северной Италии и что там можно посмотреть? Узнайте из этой статьи.

Где находится вулкан Этна, в чем его особенность и почему стоит на него взглянуть при посещении Италии? Все тут: https://expertitaly.ru/polezno/geografiya/etna.html

Экскурсии к святыне: где находится, время работы, цены

Сегодня Туринская плащаница хранится в Турине, в храме Святого Иоанна Крестителя (собор Иоанна Предтечи).

Адрес: Piazza San Giovanni

Время работы собора: с 07.00 до 19 часов, а капелла, где и хранится святыня, открыта для туристов с 14 до 19 часов.

Хранится реликвия в огнеупорном саркофаге, под пуленепробиваемым стеклом. В саркофаге поддерживается специальный температурный режим.

По распоряжению Папы Римского оригинальная плащаница выставляется на обозрение один раз в 25 лет (и показывается в течение 40 дней). Последнее явление ее проходило в 2010 году. В остальное время туристы могут рассматривать искусно выполненную копию уникальной святыни.

Посмотреть на плащаницу туристы могут на одной из экскурсий, в которую включено посещение собора Иоанна Предтечи. Стоимость экскурсии – от 58 евро.

В стоимость включено только посещение собора. За дополнительную плату идет аренда аудиогида, путеводителя, посещение кафе.

Продолжительность пребывания в Соборе – от 1 до 2,5 часов (в зависимости от выбранной экскурсии). Саму плащаницу лучше рассматривать с расстояния 2-х метров и более – если подойти ближе, то образ начинает терять четкие контуры и расплываться.

Более подробно познакомиться с историей Плащаницы можно в Музее Святой Плащаницы, который находится в двух минутах ходьбы от собора (улица Сан-Доменико, 28). Здесь посетители ознакомятся с разными периодами существования плащаницы, результатами и свидетельствами всех проводившихся исследований, фотографии и видеоматериалы.

Даже после многочисленных исследований Туринская плащаница не раскрывает всех своих тайн. А значит, есть еще вещи, неподвластные науке…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *