Плоть в Библии

плоть

Смотреть что такое «плоть» в других словарях:

  • плоть — плоть, и … Русский орфографический словарь

  • плоть — плоть/ … Морфемно-орфографический словарь

  • ПЛОТЬ — жен. тело животного и человека; все вещество, из коего состоит животное тело, а в особенности мясо, мышцы; персть, прах, человек телесный, вещественная половина его, покидаемая при отрешении духа; живой или земной человек, плотской, во плоти и в… … Толковый словарь Даля

  • ПЛОТЬ — плоти, мн. нет, жен. 1. Тело (книжн. устар. и церк.). «Да разве муж и жена не один дух и одна плоть?» Пушкин. Немощная плоть. || То же, как источник чувственности, похоти (церк.). Умерщвлять плоть. Смирить свою плоть. 2. Мужское семя (устар. и… … Толковый словарь Ушакова

  • плоть — Плоть и кровь чья (устар.) родное детище. то мой сын, моя плоть и кровь. Плоть от плоти, кость от кости чьей или плоть и кровь чья (книжн. ритор.) в знач. сказуемого; является прямым порождением кого чего н., тесно, кровно связан с кем… … Фразеологический словарь русского языка

  • ПЛОТЬ — ПЛОТЬ, и, жен. (устар.). То же, что тело (во 2 знач.). • Плоть и кровь чья или плоть от плоти кого (высок.) чьё н. родное дитя, детище. В плоть и кровь облечь или облечься (высок.) придать чему н. или принять ту или иную материальную форму. В… … Толковый словарь Ожегова

  • плоть — ангел во плоти, перейти в плоть и кровь, умерщвление плоти, умерщвлять плоть.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. плоть мясо, тело, телеса; залупа Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

  • Плоть — Плоть: Плоть в христианстве страстное начало в человеке, враждебное духу. Плоть мягкая часть тела, например крайняя плоть. Плоть американский фильм 1968 года, снятый в жанре эротического авангарда режиссёром Полом Моррисси.… … Википедия

  • плоть — и; ж. 1. Тело живых существ (в противоположность психическому, духовному, идеальному). Страдания плоти. П. без духа мертва. Одна, единая п. (о тех, кто кровно связан друг с другом). // Тело как источник ощущений, чувств, чувственности,… … Энциклопедический словарь

  • плоть — плоть, род. плоти, предл. плоти и плоти. В устойчивых сочетаниях плоть от плоти, ангел во плоти … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Понятия «тела» и «плоти» в христианском учении о человеке

(11 голосов: 4.9 из 5)

Л.Ф. Шеховцова

  • Понятие индивида в теории индивидуальности
  • Христианское учение о теле духовном

«Создал Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» (Быт. 2:7).

Первое начало человека – персть от земли: душа названа дыханием жизни. Cозданное из праха земного, тело Адама по природе своей было таким же как и все окружающее его вещество.

Сотворение Адама стало источником его имени. Св. Иоанн Златоуст писал: «Итак, поскольку человек создан из Едема, девственной земли, он назван Адамом соименный матери… Бог, создавший человека из земли, навал его по имени матери Адамом; она- Едем, он – Адам» . «Адам назван Адамом по своему рождению от земли в Едеме. Едем же красный» – Диодор Тарсийский .

А. Позов пишет, что тело самый сложный компонент человеческой тримерии, т.к. в нем представлено все многообразие мира в множестве монад-клеток, ибо человек есть микрокосм, отражающий в себе макрокосм.

Единство тела в его множественности осуществляется единством души.

Тело, как и другие компоненты тримерии, по Позову, имеет свои триады. В частности, он выделяет триаду «лимфы – крови – и нервной системы» .»Лимфа» – это «собственно» тело тримерии – носительница химизма, выполняет вместе с кровью функцию питательности организма.

«Кровь» выполняет, кроме питательной функции, и функцию чувствительности. Оккультизм рассматривал кровь как носительницу психической энергии, а также сексуального влечения. В книгах Моисея кровь часто идентифицируется с душой: «Душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17:14). Для древних философов и врачей вопрос об отношении души к крови был связан с вопросом о месте, или о седалище души.

В святоотеческом предании кровь иногда рассматривается как проводник раздражительной и желательной части души.

«Нервная система», по мнению Позова, является материальным субстратом духа, носительницей высшей душевной силы. Через нервную систему проявляется душа в виде желаний, ощущений, представлений, понятий. Телесные ощущения существуют для того, чтобы ум получал свою пищу, ум без чувства не обнаруживает своей энергии. Т.о. мозг – телесно-рефлекторный исполнительный орган духа. Мозг, как центр нервной системы, призван быть посредником и представителем души и духа в эмпирическом мире. Мозг является материальным центром всей тримерии. Совершенный мозг дает больше возможностей для проявления души – т.е. имеется взаимозависимость состояния развития мозга и богатства душевной жизни .

Мозг, по мнению Позова, не вполне адекватный аппарат для проявления души – душа шире этого телесного аппарата. Аскеза утончает мозг, увеличивает его восприимчивость к более тонким колебаниям души. Непроявленная часть душевно-духовных состояний содержится в подсознании.

С точки зрения христианской антропологии тело является низшей частью человеческого существа, через потребности и немощи тела человек тесно связан с природой. «Более того, – пишет Ю.М. Зенько, – само тело является частью природы, а через свою телесность человек является природным существом». Биологическая природа человека указывает на то, что условиями его существования являются питание, удовлетворение других потребностей тела, определенные константы внешней среды обитания (температура, вода, воздух и т.п.)*.

Тело наше, говорили святые отцы, – это животно-растительный ЖИВОЙ организм со всеми его отправлениями и потребностями.

В христианской антропологии понятия «тела» и «плоти» нетождественны, хотя и близки, а иногда и подменяют друг друга.

«Тело» – это внешняя целостность, которую видят другие люди (тело = цело, человек во внешних проявлениях). Тело – организованная форма земной материи.

«Плоть» – это земное начало, материя земного тела, перстность – то, что из земли (то, что в Ветхом Завете понималось как тело-мясо, мускулы). Плоть, сома – «тело смерти» (ап. Павел. Рим.7:24; 8:11), материя тления. Плоть часто обозначает человека в его слабости- жить по плоти- это греховное, земное существование . Богословская мысль разделяет жизнь плотскую, душевную и духовную. Плотская жизнь противоестественна, душевная – естественна, духовная – сверхъестественна. Плотскость есть крайняя степень пассивности человека.

Плоть немыслима без души. В Писании плоть и душа местами идентичны. Понятие «плоти» часто также значит вообще всякое живое существо, родство по крови, супружеству.

Протоиерей Андрей Лоргус замечает, что в библейских текстах встречаются и символические, поэтические метафоры понятий «тела» и «плоть» – «земля», «персть», «прах», «пепел».

В Библии основное понятие «тела» все-таки – собирательное, которым обозначают совокупность членов, костей, плоти, крови. Но в новозаветной антропологии появляется и новый смысл – «тело Христово», «тело «как Церковь . «Сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26; Мр. 14) *В науке сегодня говорят об антропном принципе: во вселенной возникла уникальная возможность существовании человека.

Святые отцы говорили о красоте человеческого тела: «Человеческое тело, как и душа, суть художественные изделия Его человеколюбивого и благодетельного Промышления». Так св. Иоанн Златоуст понимал Замысел Творца .

Тело не только состав членов, но и носитель черт, превосходящих естество; тело есть форма, образ, выражающий красоту, – подытоживает святоотеческую мысль отец Андрей Лоргус. Биологические механизмы организма, физико-химические и биофизиологические потоки, их скорость, интенсивность, способ функционирования, обмен веществ, обеспечивающие жизнь тела – этот поток вещества – плоть, общая для всех людей природа . Тело растет, изменяется, стареет, но остается именно тем же телом, которое было создано в зачатии. Человек узнаваемый, идентичный сам себе в своей телесности – это тело, образ, портрет. Физико же химический состав его биологических процессов- его биологическая природа-плоть.

Большое внимание в святоотеческой антропологии придается такому телесному органу как сердце. Но понятие «сердца» употребляется святыми отцами со множеством смыслов. Чаще всего встречается понятие «сердца» как духовно-душевного центра тримерии и центра телесной чувственной жизни.

Можно поставить вопрос – КАКОВА ФУНКЦИЯ ТЕЛА В ТРИМЕРИИ? Зачем человеку тело? И такие ответы предлагает святоотеческая мысль.

Тело – исполнитель замыслов человека, проявление внутреннего человека во внешнем мире. «Тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения ея во вне в настоящем мире. Посему самым устройством оно совершенно приспособлено к силам души», – писал св. Феофан Затворник .

Св. Василий Великий сравнивает тело с конем, а душу с наездником:

«..прекрасная вещь-конь, и чем он по природе резвее и горячее, тем лучше; но он требует наездника и управителя» . Преп. Максим Исповедник называл тело «соработником» .

Св. Григорий Палама, Ириней Лионский рассматривали тело как орудие души .

Таким образом, триада тела является средством и орудием реализации духа в материальном мире. Идеальное бытие души становится реальным через триаду тела. Внутреннее действует во внешнем, как его двигатель.

Важнейший вопрос – это взаимоотношения тела и души, но прежде чем обратиться к нему, надо рассмотреть понятие «души» в христианской антропологии.

Итак, святые отцы отвечают на вопрос «зачем тело человеку», какова функция тела в тримерии, так: тело – дом, обитель души, ее одеяние. Или орудие реализации ее в материальном мире. Идеальное, внутреннее бытие души становится реальным через внешнее тело. Телесные ощущения существуют для того, чтобы ум получал свою пищу, ум без чувства не обнаруживает своей энергии. Душа проникает тело, как дух проникает душу. Внутреннее действует во внешнем, как его двигатель. Без души тело умирает.

Как решают проблему взаимоотношения души и тела философы и богословы?

И. Кант, например, писал: «Смерть тела действительно может быть прекращением нашего чувственного пользования умом и только началом духовного пользования. Таким образом, тело является не причиной нашего мышления, а лишь ограничивающим условием его, и, хотя тело необходимо для нашего чувственного и животного сознания, тем не менее его можно считать помехой для нашей чисто духовной жизни» .

Фома Аквинат полагал: «..человеческая душа находится на стыке телесных и бестелесных субстанций. Она существует как горизонт вечности и времени…душа есть субстанциальная форма тела, поэтому она целиком находится в теле и в каждой из его частей. И поэтому же она составляет единственное начало всей человеческой жизни: вегетативной чувственной и интеллектуальной» . Телом человек принадлежит природе, душой же превосходит ее.

Рефлексию западных современных философов и сводку их мнений представил в своей работе К. Вальверде .

Душа обусловливает существование материального человеческого тела в качестве живой субстанции, – обуславливает не как действующая, но как формальная причина: «она придает телу организованность, единство, многочисленные вегетативные, сенситивные, интеллектуальные, аффективные функции. Ибо в человеке существует одна форма … она

конституирует человека в единое целое, в существо, формально определяемое как человек» .

Человек есть синтез двух реальностей- телесной и душевной, которые сливаются в единую природу. Тело слито с душой и образует субстанциальное единство… Тело – посредник, благодаря которому душа вступает в контакт с чувственным миром. Только через телесность мы наличествуем для мира и мир для нас.

Душа – форма тела и мы воспринимаем друг в друге эту целостность «душитела»: когда один человек видит другого, то он видит не тело, а личность. Встреча двух личностей – это встреча двух телесных духов.

Эта телесность максимально выразительна в лицевой экспрессии. Лицо позволяет нам познать личность (мимика выражает наши чувства, а глаза – окна души).

Если «использовать «в общении только тело, то это значит посягать на реальность личности, превращая ее в вещь.

Тело сегодня, подводит итог Вальверде, не рассматривается как противник души, что было характерно для Запада под влиянием платонизма, когда на тело смотрели как на темницу и гробницу души. Тело – инструмент духа, как бы модальность, которую дух принимает в мире. Телесность принадлежит к сущности человеческого духа .

Карл Ранер: «тело есть самореализация духа во времени и пространстве,…то, посредством чего Я осуществляю себя в мире» .

Но тело может и не позволять духу выразиться адекватным образом, может сопротивляться духу.

Апостол Павел: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23).

ВЫВОД

В христианском учении о человеке «тело» – это внешняя целостность человека, организованная форма земной материи. Плоть – «земная материя» – биофизические и биохимические процессы обмена в тканях организма, физиологические функции. Мозг – материальный центр тримерии, представитель души и духа в эмпирическом мире. Душа проникает и оживотворяет тело. Преображение человека после воскресения не устранит начала телесности.

Пр. Иоанн Дамаскин: «Одноприродным человек называется не потому, что душа и тело одной природы, но потому что все люди одинаково имеют душу и тело, и каждый имеет две природы» (10, гл. 42 с. 53)

Тело – инструмент духа.

Тело (цело) – habitus – как раз и являет в человеке в целости, целокупности, биологическую реальность, пронизанную психической реальностью.

Как компонент христианской антропологии «тело» представлен в научном знании?

В научном знании о человеке есть учение о конституции, которое показывает, что сама материя, «тело» человека преобразуется психической реальностью, несет на себе «печать» психических особенностей данного человека. Особенно наглядным примером пронизанности телесного психическим является лицевая экспрессия, которая настолько хорошо отражает эмоциональные состояния человека, что невербальному языку в общении мы придаем очень большое значение.

В научной теории индивидуальности, разработанной Б.Г. Ананьевым, человек представлен как уникальная неповторимая целостная индивидуальность – многоуровневая система- и включает в себя целый ряд подсистем, образуемых различными свойствами.

Человек как «индивид» – это «подсистема» в «системе – индивидуальность», образуемая биологическими наследственно обусловленными свойствами.

Совокупность биологических общесоматических свойств человека объединяется понятием «конституция» .

Литература

1 Библия

2 Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека ЛГУ 1977

3 Василий Великий св. Творения в3т,М. 1993

4 Вальверде К. Философская антропология М., 2000

5 Вадим Коржевский иер. Пропедевтика аскетики. Компендиум по православной святоотеческой психологии М., 2004

6 Григорий Нисский св. Об устроении человека СПб 1995

7 Григорий Палама Триады в защиту священно-безмолствующих М. 1995

8 Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии, СПб 2007

9 Зубовский Н. Психология СПб 2006

10 Иоанн Дамаскин пр.Точное изложение православной веры М., Ростов–на-Дону, 1992

11 Исаак Сирин пр. Слова подвижнические М.1993

12 Иануарий Иовлев арх. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла Православное учение о человеке Москва-Клин 2004

13 Киприан Керн арх. Антропология св. Григория Паламы М., 1996

14 Кант И. Критика чистого разума

14 Лоргус А. иер. Православная антропология М., 2003

16 Максим Исповедник пр. Творения М., 1996

17 Михайлов Г. Наша душа СПб 1998

18 Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Мадрид, 1965

19 Филарет митр. Записки на Книгу Бытия ччч.1.М., 1867

20 Феофан Авсенев арх. Из записок по психологии Спб 2008

21 Феофан Затворник еп. Собрание писем,в 8т, №1462 с. 212, Св Успенский Псково-Печорский монастырь, 1994/

22Феофан Затворник еп.Начертание христианского нравоучения М. 2003

23 Франк с. Л. Душа человека Имка-Пресс 1964

Понятие индивида в теории индивидуальности

Целостное описание человека, столь актуальное сегодня для психологии, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев предлагают осуществить через представление форм целостной организации, в различных проекциях – срезах целого . Выделение структуры «Индивида» в совокупности свойств человека как индивидуальности и есть одна из таких проекций на биологическом уровне.

Понятие «индивид» сегодня принято использовать в отечественной психологии для обозначения человека как отдельного, неделимого представителя человечества. В понятии индивида содержится указание на общность его природы со всем человеческим родом. Чаще всего «человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Это – телесное бытие человека», – пишут В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев .

Близко к такому пониманию человека как индивида и понимание А. Н. Леонтьева: «Индивид – это прежде всего генотипическое образование… Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного сглаживания» .

Таким образом, и Б. Г. Ананьев, и А. И. Леонтьев соглашались с тем, что индивид – это биологическое генотипическое образование .

Б. Г. Ананьев в системе многоуровневой индивидуальности под индивидной структурой понимал – возрастные, половые, конституциональные особенности. Взаимосвязи этих, так называемых первичных свойств, определяют более сложные образования вторичных свойств – структуру потребностей и сенсомоторную организацию. «Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков, составляющих природную основу личности» . Соглашаясь с концепцией В.с. Мерлина по поводу того, что характеристики темперамента обусловлены типом нервной системы, Ананьев обращал внимание, что обособление типичных особенностей нервной системы от общесоматических особенностей организма, эндокринно-биологических характеристик и типа метаболизма (обмена веществ в организме) исключает из темперамента такие его характеристики как эмоциональность, сенситивность, что неправомерно с его точки зрения. Темперамент, полагает Б. Г. Ананьев, обусловлен не только нейродинамической организацией головного мозга, но и структурно-динамическими особенностями организма в целом . Также и структура органических потребностей связана не только с безусловными рефлексами, но и с более общими характеристиками метаболизма всех систем, органов и тканей организма, определяя мотивацию поведения.

По мнению Б.Г. Ананьева, конституциональные, нейродинамические свойства и функциональная геометрия тела обусловлены генетическим фактором . Взаимосвязи свойств индивида определены общей морфо-физиологической организацией человека как вида, его единой биологической природой.

«Индивидность человека интересует психологию в той мере, – писали В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, – в какой она проявляется в становлении, развитии и функционировании человеческой субъективности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирование специфически человеческих способностей… Изучение индивидных свойств человека в психологии связано с анализом функциональной проблемы: как конкретно органическое, природное проявляется в психическом» .

В различных исследованиях человека – и в физиологии, и в медицине, и в психофизиологии накоплено достаточно эмпирических данных, чтобы сделать попытку их синтеза в «проекцию индивидной целостности».

Рассматривая концепцию целостного человека, мы показали, что человек как уникальная неповторимая целостная индивидуальность – многоуровневая система — включает в себя целый ряд подсистем, образуемых различными свойствами.

Совокупность биологических общесоматических свойств человека объединяется понятием «конституция».

Литература

Б.Г. Ананьев Теория индивидуальности ЛГУ, 1969

В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев Психология человека М.1994

ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ТЕЛЕ ДУХОВНОМ

Христианское учение о теле расходится со многими другими духовными учениями, в которых тело рассматривается как источник зла и греха в человеке.

В восточном христианстве учение о телесной жизни по существу не связано с темой греха – пишет прот. В. Зеньковский .

Богословская мысль разделяет жизнь плотскую, душевную и духовную. Плотская жизнь противоестественна, душевная – естественна, духовная – сверхъестественна.

Сама по себе плоть наша безгрешна, но может быть седалищем греха. Тогда «плоть и кровь» как источники плотских побуждений и грехов «не наследуют» Царствия небесного. «Душевность» тела в земной жизни, то есть его зависимость от управляющего воздействия души, делает его наиболее уязвимым и подверженным действию страстей.

Плотскость есть крайняя степень пассивности, когда живет не человек, а живет воплощенный в нем грех. Деление людей на плотских и духовных восходит к апостольским временам. Духовность умерщвляет плотскость и освобождает от рабства плоти.

Св. Григорий Палама писал: «Потому что как у одержимых чувственными, гибнущими наслаждениями сила душевного желания вся целиком опустошается в плоть, из-за чего они полностью становятся плотью, и Божий Дух, по Писанию, не может жить в них, так у восходящего к Богу и привязавшихся душой к Божией любви даже плоть, преобразившись, тоже возвышается и тоже вкушает общение с Богом, сама делаясь Божиим владением и местожительством и не имея уже ни затаенной вражды к Богу, ни противного Его Духу желания» .

Есть еще такая разница между «телом» и «плотью», что плоть(саркс) как сома в состоянии греха погибнет, а тело – то, что воскреснет .

Особенное и самое существенное в христианской метафизике есть учение о воскресении в теле, это значит, что посмертное преображение человека не устраняет начала телесности, хотя и преображает ее.

Для жизни в Боге духу человеческому нужно и тело, которое есть, по слову ап. Павла «храм Святого Духа, живущего в нас» (1Кор. 6).

В антропологии ап. Павла тело является мистическим объектом человеческого бытия – либо «чистым и духовным», либо «смертным и греховным».

«В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23) — говорил ап. Павел.

«Сеется тело душевное, восстанет тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор. 15:44).

О прославлении тела писал и св. Климент Римский: «Да спасется во Христе целое наше тело».

Плоть удостаивается величайшей чести – быть живою скрижалью Духа Божия: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор. 3:2-3).

Боговоплощение и Рождество Иисуса Христа мистически преображает человеческую телесность, пишет отец Андрей Лоргус. Человеческая телесность становится обоженной и одухотворенной через Крещение и церковные таинства .

О преображении тела человека в процессе духовной жизни говорил и преп. Максим Исповедник: «душа… через причастие Божьей благодати сама делается Богом… прекращая природные действия тела, которое обоживается… так что и душа и тело являют одного только Бога» .

Благодать Божья обоживает и тело; душа тогда не телесными и земными страстями волнуется, а, наоборот, сама поворачивает к себе тело, уводя его от наклонности ко злу и вдыхая в тело святость (пример святых мощей).

«Тело наше, в том виде, как оно теперь есть, – грубое…негоже для Царствия Божия, если предназначено ему участвовать в сем царствии, то оно наследовать его иначе не может, как претворено будучи… Надобно облекщись в нетленное тело, и тогда войти в царство, если достоин того -писал св. Феофан Затворник .

Одухотворение тела осуществляется в аскетических подвигах. Аскетическая борьба – это не борьба против плоти, а борьба против дел плоти. Аскеза есть борьба не с природой, а с противоестественностью – не стремление упразднить тело, а только лишь убить грех.

Св. Григорий Палама развил учение о «богопричастности» плоти Господа, которая является основой нашего обожения и позволяет телесной природе человека через причастие в таинстве Евхаристии становиться «богопричастной» .

Подобного же взгляда на телесность придерживаются и пр. Максим Исповедник, и св. Макарий Великий .

Св. Макарий Великий говорил, что «душа, соединившаяся со светом небесного образа, уже и теперь в своей ипостаси посвящается в знание тайны, в великий же день Воскресения и тело ее озарится тем же небесным образом славы» .

Об этом же писал и преподобный Симеон Новый Богослов, сподобившийся великих мистических переживаний. «Не только, говорю, существо души, но также и члены тела моего, приобщившись божественной славы, блистают божественным светом» .

Итак, особенностью христианского учения о теле являются представления о преображении тела, обожении его, воскресении в теле, приобретении человеком нового духовного тела в Царствии Божьем.

Литература

1 Григорий Палама св. Триады в защиту священно-безмолствующих М., 1995

2 Зеньковский В. иер. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии Имка-Пресс, 1934

3 Ианнуарий Ивлиев арх. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла Православное учение о человеке. Москва-Клин, 2004

4 Киприан Керн арх. Антропология св. Григория Паламы М., 1996

5 Лоргус А. иер. Православная антропология М., 2003

6 Макарий Великий св.Об обращении души к Богу и соединении с нимХристианское чтение, 1837, ч.2

7 Максим Исповедник пр. Творения.т.1,2 М., 1993

8 Симеон Новый Богослов пр. Творения в 3т., Св.Троиц. Серг. Лавра 1993

9 Феофан Затворник св. Творения. Толкования..на посл. К Кор.с 596

По современным научным данным, это, вероятно, соответствует транспортной функции кровью гормонов (в частности, адреналина, выброс которого в кровь сопровождает эмоциональные процессы, а также активационные процессы, повышающие сенсорную чувствительность).

Позитивистские научные концепции рассматривают человека как природное, биологическое существо, где телесные свойства являются предпосылкой и условием развития его психических свойств. В идеалистических же концепциях человека – философских, психологических и религиозных – человек полагается духовным существом, а его телесная субстанция рассматривается как «орудие» проявления, действия духа на материальном плане бытия.

Что такое плоть человека?

Еврейское слово, переведенное как плоть главным образом обозначает мягкие ткани, в частности мышцы и жир, тела человека, животного, рыбы или птицы.

Согласно Библии, у всех их она разная:

Это подтверждено научно — химический состав и клеточное строение людей, животных, птиц и рыб сильно отличаются.

Все живое, имеющее плоть, обязано своим существованием Богу — Творцу.

К плотскому телу человека следовало относиться как к чему-то неприкосновенному, никто не мог обращаться с ним плохо или намеренно калечить. Оно было защищено законом.

Слово » плоть » — также указывает на родство. Ева была ближайшим родственником Адама — костью от его костей и плотью от его плоти ( Бытие 2:23 ).

» Плоть » — в более широком смысле может означать и все тело или человека в целом.

В Библии это слово также обозначается человек в его несовершенном состоянии.

У людей, которые хотят служить Богу, постоянно идет внутренняя борьба.

» Дух бодр, а плоть слаба » Матфея 26:41.

С одной стороны — Божий святой дух побуждает к праведности, с другой — грешная плоть постоянно ведет войну с этим духом и толкает человека к делам плоти.

ПЛОТЬ | Симфония для Библии

Быт 2:23 …и плоть от плоти моей;..
Быт 2:24 …и будут одна плоть…
Быт 6:3 …потому что они плоть;..
Быт 6:12 …ибо всякая плоть извратила путь свой на земле…
Быт 6:17 …чтоб истребить всякую плоть,..
Быт 7:21 …И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле,..
Быт 9:11 …что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа,..
Быт 17:11 …обрезывайте крайнюю плоть вашу:..
Быт 17:23 …и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог…
Быт 17:24 …когда была обрезана крайняя плоть его…
Быт 17:25 …когда была обрезана крайняя плоть его…
Быт 29:14 …Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя…
Быт 37:27 …ибо он брат наш, плоть наша…
Быт 40:19 …и птицы будут клевать плоть твою с тебя…
Исх 4:25 …обрезала крайнюю плоть сына своего…
Лев 12:3 …в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его;..
Лев 20:19 …ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они…
Лев 26:29 …и будете есть плоть сынов ваших,..
Лев 26:29 …и плоть дочерей ваших будете есть;..
Втор 5:26 …ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живаго,..
Втор 10:16 …Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего…
Втор 28:53 …плоть сынов твоих и дочерей твоих,..
Суд 9:2 …и вспомните, что я кость ваша и плоть ваша…
2Цар 5:1 …и сказали: вот, мы – кости твои и плоть твоя;..
2Цар 19:12 …Вы братья мои, кости мои и плоть моя – вы;..
2Цар 19:13 …И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя – ты?..
1Пар 11:1 …и сказали: вот, мы кость твоя и плоть твоя;..
Иов 6:12 …и медь ли плоть моя?..
Иов 14:22 …но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает…
Иов 33:21 …Плоть на нем пропадает, так что ее не видно,..
Иов 34:15 …вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах…
Пс 15:9 …даже и плоть моя успокоится в уповании,..
Пс 26:2 …противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою,..
Пс 55:5 …что сделает мне плоть?..
Пс 62:2 …по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,..
Пс 64:3 …к Тебе прибегает всякая плоть…
Пс 72:26 …Изнемогает плоть моя и сердце мое:..
Пс 77:39 …Он помнил, что они плоть,..
Пс 83:3 …сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому…
Пс 118:120 …Трепещет от страха Твоего плоть моя,..
Пс 144:21 …и да благословляет всякая плоть святое имя Его…
Притч 5:11 …когда плоть твоя и тело твое будут истощены,—…
Притч 11:17 …а жестокосердый разрушает плоть свою…
Еккл 4:5 …и съедает плоть свою…
Еккл 5:5 …Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою,..
Ис 9:20 …каждый будет пожирать плоть мышцы своей:..
Ис 31:3 …и кони их – плоть, а не дух…
Ис 40:5 …и узрит всякая плоть ;..
Ис 40:6 …Всякая плоть – трава,..
Ис 49:26 …и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой…
Ис 66:23 …будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение,..
Иер 4:4 …и снимите крайнюю плоть с сердца вашего,..
Иер 17:5 …и плоть делает своею опорою,..
Иер 19:9 …и будет каждый есть плоть своего ближнего,..
Иер 45:5 …ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь,..
Иер 51:35 …Обида моя и плоть моя – на Вавилоне,..
Плач 3:4 …измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои;..
Иез 20:48 …И увидит всякая плоть, что Я, Господь, зажег его,..
Иез 21:4 …меч Мой из ножен своих пойдет на всякую плоть…
Иез 21:5 …И узнает всякая плоть,..
Иез 23:20 …у которых плоть – плоть ослиная,..
Иез 37:6 …и выращу на вас плоть,..
Иез 37:8 …и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху,..
Дан 4:9 …и от него питалась всякая плоть…
Иоиль 2:28 …излию от Духа Моего на всякую плоть,..
Мих 3:2 …сдираете с них кожу их и плоть с костей их,..
Мих 3:3 …едите плоть народа Моего…
Мих 3:3 …и плоть – как бы в котел…
Соф 1:17 …и плоть их – как помет…
Зах 2:13 …Да молчит всякая плоть пред лицем Господа!..
Зах 11:9 …а остающиеся пусть едят плоть одна другой…

Что такое «плоть» в христианском понимании

Плоть – понятие православной аскетики, имеющее два значения. С одной стороны, под плотью христианские подвижники понимают человеческое тело, участвующее вместе с душой в подвигах. С другой стороны, под плотью ими понимается совокупность страстей, гнездящихся в человеке.

Говоря о жизни по плоти, апостол Павел говорит не о телесной (физиологической) жизни человека, но о действии греховных страстей в членах человеческого тела (Рим.7:5). Он учит, что делами плоти являются не только телесные грехи, но и душевные – вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси (Гал.5:20). Людей живущих по греховным страстям он называет плотскими, а по евангельским заповедям – духовными.

«Он знал, что и плотские имеют душу, и духовные – тело, – говорит святой Ефрем Сирин, – но по причине преобладания того, чего в человеке больше, именование преобладающего усваивает целому человеку». Если в человеке господствует пристрастие к земному, то он – плотской (плоть как тело сотворена из праха земного).

Если в человеке преобладает стремление к Божественному, то он – духовный. Борьба этих стремлений означает, по слову апостола Павла, борьбу плоти и духа (Рим.8:7;Гал.5:17).

Победа земных пристрастий позволяет распространить понятие «плоть» на саму человеческую душу. По слову св. Петра Дамаскина, и душа может именоваться плотью, если исполняет пожелания страстей, добровольно коснеет в совершенном неведении о духовной жизни. Если же она тянется к Богу, то вслед за ней и весь человек становится духовным.

При этом само тело, как учит св. Григорий Палама, возвышается вместе со стремящимся к Богу умом, «вкушает божественного общения», «бывает стяжанием и домом Божьим».

Азбука Веры

Значение слова плоть

У меня нет интереса к литературе, литература — это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу. (Из писем Фелице)

Не называй меня никак!.. Не надо мне никаких названий!.. Я нечто неозначенное! — взвизгнул песочный человек. — Никаких названий для меня, пожалуйста! Я нечто неозначенное, и ничего больше! Отпусти меня!.. Я не такой, как вы все, я не человек! Вашу плоть, плоть всех людей на этой планете, вылепила мысль! Вы подчиняетесь диктату названий. Но я, я только нечто неозначенное, и никаких названий мне не нужно!.. Мысль, столетия работая над атомами, вылепила ваш теперешний облик; сумей ты подорвать и разрушить слепую веру в него, веру твоих друзей, учителей и родителей, ты тоже мог бы менять свое обличье, стал бы чистым символом! Таким, как свобода, независимость, человечность или время, пространство, справедливость!.. Атомы пластичны. Вы, на земле, приняли за истину некоторые обозначения, такие, как мужчина, женщина, ребенок, голова, руки, ноги, пальцы. И потому вы уже не можете становиться чем захотите и стали раз навсегда чем-то определенным… У Земли могло быть любое из тысяч совсем других обличий. Мысль носилась по неупорядоченному космосу, при помощи названий наводя в нем порядок. А теперь уже никто не хочет подумать об окружающем по-новому, подумать так, чтобы оно стало совсем другим!.. Внутри моего шарообразного космического корабля мысли не могут менять мой облик. Сотни лет путешествую я по разным мирам, но впервые попал в такую ловушку! — Из его глаз брызнули слезы. — И теперь, свидетели боги, ты дал мне название, поймал меня, запер меня в клетку своей мысли! Надо же до такого додуматься — песочный человек! Ужасно! И я не могу противиться, не могу вернуть себе прежний облик! А вернуть надо обязательно, иначе я не вмещусь в свой корабль, сейчас я для него слишком велик. Мне придется остаться здесь навсегда. Освободи меня! — (Referent, нечто, ставшее песочным человеком)

Государственный человек с тех высот, откуда он осуществляет свою власть под защитой сыска и солдат, сам чувствует свою плоть настолько неуязвимой в буквальном смысле этого слова, что, осуждая виновного на смерть или пожизненное заключение, судит лишь некие абстракции. Не живых людей сжигают или казнят по его воле — он сметает со своего пути помехи, уничтожает символы.

Осман Ферраджи наблюдал за её осунувшимся, окаменевшим лицом. Он ещё не прочёл в нём предвестия её поражения. Зато в этом лице он открыл то, что в лучшие дни скрывалось за обычно полноватыми щеками: тонко вылепленный костяк, линии которого выдавали свирепую волю. Сквозь нежную плоть основание неукротимой натуры угадывалось, как первоначальный чертёж. Он как бы видел её через много лет, в пору старости. Она не оплывёт, не будет ни складок жира, ни свисающих подбородков. Она станет суше и легче. Плоть, истончаясь, проявит прекрасный рисунок костяка. Она будет стариться так, как стареет слоновая кость: облагораживаясь. Как у большинства волевых женщин, наделённых особым жизненным даром, у неё подлинные черты характера будут проступать всё ярче, когда станут ослабевать обманчивые черты юности. Но ещё долго она останется очень красивой, даже когда морщины избороздят лицо, даже под короной седых волос. Блеск глаз погаснет только вместе с жизнью. Сумерки годов лишь приглушат, ещё больше просветлят их ясную бирюзовую влагу и придадут им непроглядную глубину, магическую власть…

О пользе голодания: «Да, сегодня первый день Великого поста, сегодня вообще ничего нельзя потреблять. Это, конечно, по монастырскому уставу. Сегодня целый день я пил только воду. Позволил себе только несколько чашек чаю. Это нужно! Свою плоть надо истязать».

Мария-Антуанетта: Моя любимая подруга… трудно переоценить ту ненависть, которая нас окружает. Это я навлекла её на вас. Это из-за меня народ требует вашу голову. Знаете, что я узнала на утреннем совещании… Вчера какую-то женщину закололи насмерть прямо в её карете. Убийцы приняли её за вас. Им уже мало сжигать наши изображения… Они хотят нас самих — нашу плоть и кровь… (целует её руку) Поэтому, моя милая Габриэлла, я молю вас… бегите из Франции… вместе с семьёй.

Луи: Я плоть и кровь, но не человек. Я не был человеком уже двести лет.

Джейк Бригенс: обращаясь к людям в суде Я хочу рассказать вам одну историю. Попрошу всех закрыть глаза и я расскажу её. Я хочу чтобы вы выслушали меня. Закройте глаза. Эта история о , которая одним солнечным днём шла из магазина с покупками. Неожиданно подъезжает машина, двое мужчин выскакивают и хватают её, тащат на ближайшее поле, связывают её, срывают одежду с её тела, потом взбираются на неё, сначало один, потом другой, и насилуют её, разбивая всё чистое и святое в тумане перегара и пота. Они убили её маленькое чрево, лишив её всякой надежды иметь когда либо детей и продолжить свою жизнь в них. Они стали использовать её как мишень, и бросать в неё полные банки пива, и бросали настолько сильно, что срывали ими плоть до кости. Потом они стали мочиться на неё. А потом пришло время повешения. Они взяли верёвку, завязали петлю. Представьте, их петля сжималась на её шее. Потом неожиданно ослепляющий рывок и её ноги стали биться, пытаясь достать до земли. Однако сук, на котором её повесили, оказался слабым, он сломался, и она снова упала на землю. Они подняли её, и бросили в кузов грузовика, и поехали к мосту через туманный ручей, и выбросили её через перила, а она упала в воду с десяти метров. Вы видите её? Видите? Изнасилованное, избитое, сломанное тело, промокшее в их моче, в их семени, в её крови и брошенное умирать, вы видите её? Я хочу чтобы вы представили маленькую девочку…а теперь представьте что она белая.

Идеи только тогда приобретают действенное значение, когда переходят в человечество, входят в плоть и кровь людей.

Мой собственный скромный опыт свидетельствует, что демократия ещё не вошла нам японцам в плоть и кровь и что утверждать обратное было бы просто нелепо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *