Побольше цинизма людям это нравится

LiveInternetLiveInternet

Русская литература славится особенным трагизмом. Неудивительно, что на фоне общей безысходности русских классиков произведения Ильфа и Петрова так сильно полюбились читателю. Смешные фразочки из «12 стульев» и «Золотого телёнка» давным-давно используются в повседневном общении даже теми, кто эти книги не читал. Представляем самые известные крылатые фразы, родившиеся в соавторстве Ильи Ильфа и Евгения Петрова.



Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!!!
Не надо бороться за чистоту. Надо подметать!
Ещё ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты.
— Молоко и сено, — сказал Остап, когда «Антилопа» на рассвете покидала деревню, – что может быть лучше!
На каждую хорошую мысль неизбежно находится свой дурак, аккуратно доводящий её до абсурда.
Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Мы чужие на этом празднике жизни.
Почём опиум для народа?
— Нет, нет, — заметил Бендер, защищаясь ладонью, — не обнимайте меня. Я теперь гордый.
Вы ни пьете, ни курите, девушками не увлекаетесь… Зачем Вам деньги? Вы же не умеете их тратить.
«И тут Остапа понесло…»
Не делайте из еды культа.
У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.
Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст… но уже дороже.
Дуся? Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзаном.
Скоро только кошки родятся.
Время, которое мы имеем — это деньги, которых мы не имеем.




Снимите шляпы, обнажите головы. Сейчас состоится вынос тела.
Командовать парадом буду я!
Есть еще от жилетки рукава, круг от бублика и мертвого осла уши.
Если вы уже не можете не переживать, то переживайте молча.
А может, вам еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Идемте в городской сад. Я вам устрою сцену у фонтана
Молодая была уже не молода.
Все рассказанное — не выдумка. Выдумать можно было бы и посмешнее
Действовать смело. Никого не расспрашивать. Побольше цинизма. Людям это нравится. Через третьих лиц ничего не предпринимать. Дураков больше нет.
Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость.
Судьба играет человеком, а человек играет на трубе.
Убью! Душу выну!
Адам был честным человеком, он плохо разбирался в жизни.
Считаю вечер воспоминаний закрытым.
Он любил и страдал. Он любил деньги и страдал от их недостатка.
Чего вы орете, как белый медведь в теплую погоду?




Киса! Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Я бы взял частями. Но мне нужно сразу.
Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу.
А нам грубиянов не надо. Мы сами грубияны.
Девушки любят молодых, длинноногих и политически грамотных.
Нас никто не любит, если не считать уголовного розыска, который тоже нас не любит.
Утром деньги вечером стулья. А можно наоборот? Можно, но деньги вперед.
Чудесен шахматный закон и непреложен:
Кто перевес хотя б ничтожный получил
В пространстве, массе, времени, напоре сил
Лишь для того прямой к победе путь возможен.

Диоген

В Википедии есть статьи о других людях с именем Диоген.

Диоген Синопский

др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς


Картина Иоганна Тишбейна «Диоген искал человека»

Дата рождения

около 412 до н. э.

Место рождения

Синоп

Дата смерти

10 июня 323 до н. э.

Место смерти

Коринф

Страна

  • Синоп

Язык(и) произведений

древнегреческий язык

Направление

Киники

Основные интересы

философия

Значительные идеи

космополитизм

Испытавшие влияние

киники

Цитаты в Викицитатнике

Произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; около 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф), также известный как Диоген киник (Διογένης ὁ Κυνικός, Diogénēs ho Kynikós) — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

Биография

Античная философия

Предфилософская традиция (VIII—VII вв. до н. э.)

Акусилай · Гомер · Гесиод · Лин · Мусей · Орфей · Ферекид · Эпименид

Натурфилософия
(VII—V вв. до н. э.) Милетская школа: (Фалес · Анаксимандр · Анаксимен) Пифагорейцы: (Пифагор · Алкмеон Кротонский · Архит · Тимей Локрский · Филолай) Элеаты: (Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс) Школа Гераклита (Гераклит · Кратил) Школа Анаксагора (Анаксагор · Архелай · Метродор Лампсакский) Атомисты (Левкипп · Демокрит · Метродор Хиосский)

Вне школ (Эмпедокл · Диоген Аполлонийский)

Софисты
(V—IV вв. до н. э.) Старшие софисты (Протагор · Горгий · Тисий · Антифон Афинский · Продик · Гиппий Элидский · Ксениад)

Младшие софисты (Фрасимах · Калликл · Критий · Ликофрон · Алкидам

Классический период
(V—IV вв. до н. э.) Платоники (Платон · Спевсипп · Ксенократ из Халкидона · Полемон · Крантор · Кратет Афинский · Клеарх) Мегарская школа (Евклид из Мегары · Стильпон · Диодор Крон · Евбулид · Клиномах) Киники (Антисфен · Диоген Синопский) Киренаики · (Аристипп · Арета Киренская · Аристипп, сын Ареты · Феодор-Атеист · Гегесий · Аникерид · Эвгемер) Элидо-Эретрийская школа · (Федон из Элиды · Плистен из Элиды · Менедем) Другие сократики (Главкон из Афин · Кебет · Критон · Симмий · Симон-кожевник · Эсхин)

Перипатетики (Аристотель · Теофраст · Эвдем Родосский · Стратон · Аристоксен · Дикеарх · Клеарх)

Эллинистическая философия
(IV в. до н. э. — V в. н. э.) Стоики (Зенон Китийский · Посидоний · Сенека · Марк Аврелий · Публий Клодий Тразея Пет) Эпикурейцы (Эпикур · Тит Лукреций Кар) п • о • р

Главный источник сведений о Диогене — Диоген Лаэртский, составивший книгу популярных (и зачастую недостоверных) анекдотов о древнегреческих философах. Согласно его описанию, философ Диоген был сыном менялы Гикесия. Оказавшись в Дельфах, он вопросил оракула, чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей» (греч. παραχάραττειν τὸ νόµισµα). Первоначально он понял это изречение как «перечеканка монет», однако, будучи изгнанным, он осознал своё призвание в философии. В Афинах примкнул к Антисфену. Своё жилище он устроил возле афинской агоры в большом глиняном сосуде — пифосе, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей. (Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке, но древние греки бочек не делали). Однажды мальчишки разбили его дом. Позже афиняне предоставили ему новый пифос.

Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрёк, что человек — это «двуногое животное без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «обезумевшим Сократом». Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет». Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.

Эпатаж

Диоген эпатировал современников, в частности, принимал пищу на площади (во времена Диогена публичный приём пищи считался неприличием) и открыто занимался рукоблудием, говоря при этом: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!». Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума», — сказал им Диоген. — «Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». Диоген считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих снотолкователям. Демагогов и политиков он считал льстецами черни. Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.

Смерть

Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским.

На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас научил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Сочинения

Диоген Лаэртский всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов.

Аскетизм

Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Жизнь Диогена в глиняном кувшине — пифосе, использование плаща вместо постели иллюстрировали этот принцип. Из вещей он имел лишь суму и посох. Иногда его видели идущим босым по снегу. У Александра Македонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.

Джон Уотерхаус, «Диоген»Тупылев И. Ф. Александр Македонский перед Диогеном, 1787

  • Диоген, Жером, Жан-Леон

> См. также

  • Синдром Диогена

Примечания

  1. Например, в стихах Гёте: So wälz’ ich ohne Unterlass, wie Sankt Diogenes, mein Fass.
  2. Клавдий Элиан. Пестрые рассказы. Книга XIV.. ancientrome.ru. Дата обращения 26 января 2018.
  3. Диоген Лаэртский, VI, 69)
  4. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. — М.: НЛО, 1995
  5. Диоген Синопский

Литература

Диоген:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе
  • «Антология кинизма»; под ред. И. М. Нахова. М.: Наука, 1984.
  • Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
  • Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002. ISBN 5-8183-0414-0.
  • Зайцев А. И. Диоген Синопский // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.

Ссылки

  • Диоген Синопский

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BAV: ADV10150892, ADV12598280 · BNC: a10488297 · BNE: XX1040046 · BNF: 134989147 · CONOR: 228401251 · GND: 118525867 · ISNI: 0000 0000 9260 571X, 0000 0004 4456 1870 · LCCN: n50060366 · NKC: ola2008481283 · NTA: 069915547 · NUKAT: n2006004981 · PTBNP: 76860 · SUDOC: 068525354 · VIAF: 13557547, 88860798, 284807300 · ULAN: 500354445 · WorldCat VIAF: 13557547, 88860798, 284807300

Циник: человек-собака

«В плане работ инициативе Ипполита Матвеевича было отведено порядочное место. Как только тихий Иванопуло уходил, Бендер вдалбливал в голову компаньона кратчайшие пути к отысканию сокровищ:

– Действовать смело. Никого не расспрашивать. Побольше цинизма. Людям это нравится…»

Такие парадоксальные и не лишенные забавности инструкции о привлекательности цинизма давал Остап в «12 стульях» своему компаньону Кисе. Между прочим, дословно с древнегреческого языка Остап советовал Ипполиту Матвеевичу действовать по-собачьи, или – применять побольше «собачизма». Почему так? Ответить на это самым неожиданным для непосвященных образом поможет не что-нибудь, а история древнегреческой философии.

Вообще цинизмом называется, как говорит всезнающая Википедия, «откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности… Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей».

Вряд ли такое отношение и поведение способно действительно нравится людям, разве что в переломные, кризисные моменты в обществе, когда прежние ценности рухнули, а новые на их место пока еще не заступили. В ситуации морального и идеологического вакуума и получают шанс чем-то понравиться окружающим циники – люди, щеголяющие своим отрицанием общепринятых норм поведения, отрицающие мораль и во всем склонные подчеркивать низменный, сугубо практический интерес. Недаром английский философ Бертран Рассел говорил, что «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо».

Между тем, как мы уже сказали, у термина «цинизм» благородная философская генеалогия, и античные киники – совсем не то, что современные циники. Они как раз были люди глубоко идейные. Кинизм возникает на рубеже 4-5 вв. до Р.Х., как раз в переломную эпоху крушения античного полиса. Его основывает один из учеников Сократа – Антисфен, так что кинизм был одной из сократических школ.

Все, наверно, слышали о древнегреческом философе Диогене, том самом, который жил в бочке (на самом деле это была не просто бочка, а огромный пифос – специальная бочка для хранения вина или зерна размером с небольшую комнату) и ходил по городу днем с зажженным фонарем в поисках человека. Он был, пожалуй, самым ярким представителем античного кинизма. Расскажем о нем несколько характерных и забавных историй из книги «Жизнеописания и мнения знаменитых философов» Диогена Лаэртского. По этим историям станет видно, за что Диогена называли безумствующим Сократом и просто собакой, а на его могиле в Коринфе по преданию тоже изваяли собаку:

Однажды какой-то человек привел его в богатый дом и запретил плеваться, тогда он сначала отхаркнулся, а потом плюнул ему в лицо, прибавив, что более грязного места не нашел.

Как-то раз он закричал: «Эй, вы, люди!» Сбежался народ. Он набросился на них с палкой со словами: «Я звал людей, а не дерьмо».

Большинство людей, говорил он, отделяет от безумия лишь один только палец; ведь если кто-нибудь будет расхаживать по улицам и указывать на все средним пальцем, то подумают, что он сошел с ума, а если – указательным, то нет.

Увидев однажды мальчишку, который пил воду из ладошки, он выбросил из своей котомки кружку и сказал: «Мальчик превзошел меня в скромности жизни». Он выбросил и тарелку, когда увидел, как мальчик, разбив случайно миску, ел свою чечевичную похлебку из углубления, сделанного в хлебном мякише.

В Крании Диоген грелся на солнышке. Подошел Александр и сказал: «Проси у меня чего хочешь». Диоген ответил: «Только не загораживай мне солнца».

Кто-то громко и долго читал, тогда Диоген показал на чистое место в конце свитка и сказал: «Мужайтесь, люди, – вижу землю».

Когда какой-то порочный евнух написал на двери своего дома: «Пусть не войдет сюда никакое зло!», – Диоген спросил: «А как же теперь войдет сюда хозяин дома?»

Умастив ноги благовонной мазью, он рассуждал: «Благовоние распространяется от головы в воздух, а от ног оно поднимается к ноздрям».

Когда Платон выступил с определением: «Человек есть животное с двумя ногами и без перьев», – и заслужил всеобщее одобрение, Диоген ощипал петуха и принес его в платоновскую школу со словами: «Вот человек Платона». Тогда тот прибавил к своему определению: «И кроме того, с плоскими ногтями».

Средь бела дня с зажженным фонарем в руках бродил он повсюду и говорил: «Ищу человека».

Он часто громко заявлял, что богами людям дана легкая жизнь, а они забыли о ней, гоняясь за лакомствами, благовониями и тому подобным. Поэтому человеку, которому раб надевал сандалии, он сказал: «Ты был бы совсем счастлив, если бы он еще и сморкался за тебя. Покалечь себе руки, так оно и будет».

Когда кто-то в присутствии Диогена опровергал аргументами существование движения, тот встал и просто стал молча ходить перед говорящим в знак опровержения

Ну, и так далее…

Или еще пример. Другой киник Моним Сирикузский сказал, что «богатство – это блевотина судьбы».

Не правда ли, крайне странное, на грани грубого фола, но при этом в чем-то прекрасное мышление и поведение? В чем же тут дело, и при чем тут философия и собаки? Кстати, довольно очевидно, что античные киники были своеобразными предшественниками христианских юродивых, и что между ними довольно много общего.

Итак, кинизм как философская школа настаивал на том, что добродетель и разум заключаются в том, что жить следует согласно природе, а это в свою очередь понималось как максимальная простота и естественность, полная свобода от всяческих общественных условностей. «Отучение от зла» и «перечеканка ценностей», которые провозглашала их этика, требовала также предельного упрощения жизни и быта вместе с крайним ограничением своих потребностей. Правда, в избавлении от условностей, под которыми они понимали и такие общественные институты как государство, семью и наличную религию, они слишком часто доходили до полного абсурда и безобразия. Например, могли публично совершать сексуальные акты на агоре в самом центре полиса, аргументируя это тем, что это тоже естественно и близко к природе. Такой вот акционизм…

Неудивительно, что многим киники по поведению чем-то напоминали «друзей человека» собак, которые, как правило, существа приятные и полезные, но совершенно не соблюдающие необходимых в человеческом обществе приличий. А собака по-древнегречески значит ὁ κύων (kyōn). Вот их и назвали образованным отсюда словом ὁ κῠνικός (kynikos) – киник, последователь учения киников.

Поэтому мы, например, и можем с некоторой долей условности назвать Диогена великолепной философствующей собакой. Кстати, в одном из своих диалогов Платон тоже называет собаку философским животным, потому что она вечно что-то разнюхивает и ищет.

Со временем негативные аспекты античного кинизма (всякие безобразия и нехорошие излишества) и легли в основу современного понимания цинизма, который упрощает все до предела и уже ни в чем не видит ни высоких смыслов, ни высокого призвания человека – в отличие от античных идейных киников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *