Почему Андрей боголюбский

Исторический портрет Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский — Великий Князь Владимирский. Боголюбским зовут за то, что резиденция его была в Боголюбово, недалеко от Владимира.

Кратко биография Андрея Боголюбского

Около 1111 года в семье Юрия Долгорукого родился сын Андрей, в будущем Боголюбский. С 1157 года становится князем Владимиро-Суздальским. Он часто участвует в походах отца, где проявляет себя отличным дипломатом и смелым воином.

В 1155 году, отказавшись от княжения в Вышгороде, самовольно удалился в Суздальскую землю, забрав из города икону Богородицы. По пути, в том месте, где конь, вёзший святыню, встал, был построен замок и село Боголюбово. Умер князь 29.06.1174 года.

Новый древнерусский политический центр

  • В 1157 году умер Юрий Долгорукий. Не желая бороться за Киев, Андрей Юрьевич основывает новое княжество Суздальское и Владимирское со столицей во Владимире.
  • Из Владимира он стремится сделать общерусскую столицу. Город расширяет свои границы и застраивается. По его приказу крепостные стены украшают Золотыми и Серебряными воротами, строят Успенский собор. В селе Боголюбове возводят дворцовый комплекс, а на реке Нерль — красивую церковь Покрова Богородицы.
  • В противовес культу святой Софии, которая чтилась на территории Южной Руси, вводится культ Богородицы.

Внешняя политика Андрея Боголюбского

  • В 1162 году ходил походами на половцев.
  • В 1164 году, объединив усилия с дружиной Юрия Ярославовича Муромского, совершает победный поход на волжско-камских болгар. Возвращается с богатой добычей.

Внутренняя политикаАндрея Боголюбского

  • Обретя государственную силу и стремясь к централизации власти, он начинает активно вмешиваться в дела соседей и обращает внимание на Новгород. Потерпев ряд военных неудач от новгородцев, он меняет силовые методы на дипломатические. Сажает в Новгороде князем своего сына Юрия.
  • В 1169 году, собрав союзников из 11 князей, принимает решение побороться за Киев. Под натиском объединённого войска Киев был взят и подвергся разграблению и сожжению. Андрей Боголюбский получает титул великого князя киевского и возвращается в своё княжество. Владимир становится главным политическим центром Руси. Киев он отдаёт своему брату Глебу.

Андрей Боголюбский — биография, итоги правления

Андрей Боголюбский, который правил с 1157 по 1174 г., он же сын Юрия Долгорукого, проводил политику централизации власти, начинал формировать основы самодержавия.

При нем изменилась концепция старшинства в династическом роде – важное событие на Руси.

Смерть князя была насильственной: гибель Андрея Боголюбского произошла вследствие заговора.

Оглавление:

  • Краткая биография Андрея Боголюбского
  • Исторический портрет
  • Княжение Андрея Боголюбского
  • Внутренняя и внешняя политика
  • Итоги правления
  • Заговор против Андрея Юрьевича
  • Убийство Великого Князя Андрея Боголюбского
  • Кто правил после
  • Почему Андрея Боголюбского называют Святым

Краткая биография Андрея Боголюбского

Годы жизни Андрея Боголюбского –1120-1174 гг.

Отец – Юрий Долгорукий, дед – Владимир Мономах. Андрею был отдан в удел Владимир-на-Клязьме, где он прожил практически до 30 лет и который любил на протяжении всей жизни.

После смерти отца он не занял Киев, как требовали обычаи и традиции. При нем выросло значение Владимиро-Суздальского княжества. Было широко развернуто строительство, епископская кафедра перенесена во Владимир. Умер в ходе заговора бояр в 1174 г.

Дети Андрея Боголюбского (сыновья Изяслав, Юрий, Мстислав, Глеб) не стали правителями, власть перешла к брату Андрея.

Скульптурный портрет-реконструкция князя Андрея Боголюбского (М. Герасимов):

Исторический портрет

Андрей Боголюбский – интересная историческая личность. Смелый правитель, который не побоялся сломать традицию княжения в Киеве. Он был бунтарем и как сын, поскольку не послушался повеления отца начать княжение в Вышгороде.

Кроме того, им была похищена почитаемая икона Божьей Матери. Выдвигается предположение некоторыми учеными, что вещий сон об избрании иконой места своего пребывания – города Владимира – продуманный тактический ход, позволивший доступно объяснить простому люду причину оставления им Киева, а также собрать по пути следования народ, желающий переселиться в новые земли. Верующие, напротив, считают явление – промыслом Божьим.

Андрея Боголюбского современники характеризовали и как храброго воина, который не страшился участвовать в сражениях; талантливого, умелого тактика, полководца. Но вместе с тем иногда он был вспыльчив, скор в решениях.

Он известен как князь-строитель, поскольку во Владимире и Суздале было заложено и построено большое количество храмов. Например, Храм Покрова на Нерли – памятник ЮНЕСКО.

Княжение Андрея Боголюбского

Годы правления – 1157-1174 гг.

Замок Боголюбово

Начало правления Андрея Боголюбского ознаменовано переносом столицы во Владимир, строительством резиденции Боголюбово.

Князь стремился к упрочнению своей власти. В своей борьбе за власть он опирался на городские сословия. Таким образом, направление деятельности князя совпадало с вектором развития стран Европы.

Внутренняя и внешняя политика

Кратко рассмотрим, что сделал Андрей Боголюбский во время своего правления:

  • внутренняя политика Андрея Боголюбского характеризуется ориентированностью на улучшение социально-экономического положения;
  • произошло ослабление Киева из-за переноса столицы и епископского престола;
  • значительные достижения в храмовом строительстве;
  • религиозные изменения – была осуществлена попытка канонизации нового святого – епископа Леонтия.

Политическая цель внешнего характера – Волжская Булгария.

Итоги правления

Результаты деятельности Андрея Боголюбского:

  1. Владимиро-Суздальское княжество заняло видное место на политической арене Руси.
  2. Рост социально-экономического, культурного благосостояния Владимиро-Суздальского княжества как самостоятельного и суверенного, и Руси в целом.
  3. Установление празднования православных праздников — 14 октября (Покрова Пресвятой Богородицы) и 14 августа (Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня).

Заговор против Андрея Юрьевича

Заговор был обусловлен не социально-экономическими потрясениями или напряженностью в обществе, а недовольством в боярской среде.

Попытка произвести переворот была предпринята в июне 1174 г. Поводом стала казнь родственника жены, Степана Кучка. Его владения были изъяты князем. Здесь и было приказано построить крепость.

Участниками заговора стали: жена и родственники Андрея Боголюбского, слуги.

Убийство Великого Князя Андрея Боголюбского

Дата убийства – 29 июня 1174 г. Прожил Великий Князь с момента, когда родился, всего 54 года.

Накануне убийства из спальни князя был украден меч. Заговорщики ворвались в покои и нанесли ему многочисленные раны. Были убиты его приближенные, началось разграбление. В народе начались волнения, которые быстро подавили.

Кто правил после

После того, как Андрей Боголюбский погиб, была предпринята попытка установить власть его племянниками. Но победу одержал брат Андрея, Михаил, который прожил недолго.

Власть перешла к Всеволоду Большое гнездо (отчество – Юрьевич), который княжил с 1177 по 1212 г. во Владимире.

Почему Андрея Боголюбского называют Святым

Относительно вопроса, почему Князь Андрей получил прозвище «Боголюбский», имеются следующие интересные факты:

  1. Первая версия — Андрей Боголюбский вывез икону Божьей матери, Которая приснилась ему во сне и велела везти во Владимир. То есть он был отмечен Богом, любим им. Кроме того, сам князь высоко почитал Бога, много строил храмов. Так он был прозван Боголюбским.
  2. Вторая версия — когда везли икону во Владимир, недалеко от города лошади встали. Это было расценено как знак. На том месте была построена резиденция Андрея – Боголюбово.

Великий Князь Андрей свято чтил религиозные обряды, посты, много жертвовал на строительство храмов и монастырей, буквально осыпая православные святыни своими благами. Канонизирован Великий Князь как Святой Благоверный ещё и за свою мученическую смерть.

Православная церковь при жизни Боголюбского утвердила свои позиции, высоко повысились ее авторитет и мощь. Княжество Владимирское стало сильнейшим и богатейшим на территории всей Руси. Именно при жизни Боголюбского началось формирование великой русской нации.

Князь Андрей Боголюбский: 10 редких фактов (+ ВИДЕО)

Читайте также: Путем Андрея Боголюбского в Москву (ФОТОрепортаж)

Князь Андрей Боголюбский – с его именем тесно связано мое детство. Тогда он представлялся кротким, милостивым, родным. И на иконе, которая находится рядом с ракой его мощей во Владимирском Успенском соборе, он такой же – образ покоя и глубокой внутренней тишины.

Храм Покрова на Нерли

Все, чем прекрасен город Владимир, что удивляет его гостей, создано трудами и силой творческого духа святого князя Андрея. Все, чем гордится Владимирская земля: и Золотые ворота, и дивный храм Покрова-на-Нерли, и златоверхий Успенский собор, и Кидекша, и белокаменные палаты в Боголюбово. И среди этой белокаменной роскоши мне посчастливилось расти, взрослеть и жить.

У мощей святого князя Андрея никогда не бывает суеты и спешки. И те паломники, которые приезжают поклониться ему, стоят тихонько в ожидании своей очереди.

Здесь же, справа от Боголюбского, — почивает и его младший сын, святой князь Глеб, умерший всего за 9 дней до гибели своего отца. Одни говорят, что его отравили, другие считают – он сам вымолил себе смерть, предчувствуя беду, надвигающуюся на отца, князя Андрея.

В Боголюбово сохранилась и лестничная башня, где Боголюбскому был нанесен последний смертельный удар заговорщиками. Тут – особая атмосфера, непередаваемая… и мне не найти слов, чтобы описать ее хоть немного.

Текущий год во Владимирской области проходит под знаменем имени Андрея Боголюбского. В июле владимирцы отметят 900-летие со дня рождения святого благоверного князя, строителя древнего Владимира. В его жизни очень много неизвестного для нас. Историки не могут даже назвать, когда родился Андрей Боголюбский. У Татищева мы встречаем указание на то, что князь был убит в возрасте 63 лет. А день и год смерти известен абсолютно точно – 12 июля 1174 года. Вернее, ночь с 11 на 12 июля. Раз так, значит, князь родился в 1111 году.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Мнение Татищева исследователи рассматривают только как версию. Есть предположения и о том, что Боголюбский родился в период с 1120 по 1125 годы. Об этом же свидетельствуют и данные антропологических экспертиз. И все же, несмотря на то, что историки не могут назвать достоверно, в каком году появился на свет Андрей Боголюбский, сегодня владимирцы вспоминают о подвигах и жизни своего князя. А мне выпала честь работать над документальным проектом, посвященным ему, и совершить для самой себя некоторые открытия.

Андрей Боголюбский: первый русский «самовластец»

Все мы помним тот скульптурный портрет князя за авторством Михаила Герасимова, представленный широко в школьных учебниках по истории. Его ярко выраженные монголоидные черты – зачесанные на восточный манер волосы, высоко и горделиво поднятые брови, узкий разрез глаз, мясистые губы. Несколько лет назад Институтом судебно-медицинской экспертизы РАН и доктором медицинских наук Виктором Звягиным был проведен анализ мощей Андрея Боголюбского. Данные, которые они получили в результате компьютерных исследований, поразили самих ученых.

Во-первых, потрясающая сохранность мощей князя.

Во-вторых, полное отсутствие каких-либо монголоидных черт.

Облик князя Андрея Боголюбского – облик типичного европейца.

Летописные источники говорят о том, что матерью святого князя была дочь половецкого хана Аепы. В представлениях советских антропологов, половцы – монголоиды. Однако данные современной науки свидетельствуют, что половцы – люди со светлыми волосами и голубыми глазами. Вероятно, те вольности, которые допускает Михаил Герасимов в скульптурном облике Боголюбского, — результат ошибочного представления советских ученых о половцах.

Кроме того, исследователей поразила скрученность плечевых костей князя Андрея. Да, да, именно – скрученность. При изучении останков воинов и богатырей наблюдается легкая скрученность – результат того, что они многие часы проводили в сражениях, держа в обеих руках мечи. Но такой скрученности, какую обнаружили ученые на останках Боголюбского, ни Виктор Звягин, ни его коллеги, изучавшие сотни и сотни погребений, не видели. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что князь постоянно испытывал колоссальные физические нагрузки. И, действительно, мы знаем, что с раннего детства он воспитывался как настоящий воин, а в возрасте трех лет уже сидел на коне.

Любопытен и тот факт, что до 1149 года мы не встречаем в летописях имени князя, тогда как ему к тому моменту было более 20 лет. А возможно, и 38 лет, если следовать мнению Татищева. В одном из старообрядческих житий Боголюбского мы находим указание на то, что князь «многая леты в Святая Земли Иерушаломее Граде бываху у Святаго Гроба в посте и молитве». Возможно, князь, действительно, большую часть своей юности провел в Иерусалиме. Возможно, именно там он обучался военному искусству. Антропологи говорят, что, судя по останкам Боголюбского, он владел особой техникой сражения, такой, какой не знали здешние воины.

Важно отметить и то, что на герб своего княжества князь Андрей помещает того же льва, какого мы видим на гербе Иерусалима. Мне думается, это не просто дань традиции и особого почитания Святой Земли. Но и прямое указание князя на духовную связь Владимира и Иерусалима и его желание создать во Владимире новый центр Земли.

В архитектуре Андрея Боголюбского мы находи влияние южно-германского и итальянского стилей. Князь строил с явной ориентацией на Европу. Совершенно точно известно, что мастеров он приглашал из самых разных уголков Земли: «и приведе ему Богородица из всех земель все мастеры», — говорит летописец. Боголюбский получил блестящее образование. Он в совершенстве владел шестью языками, вел переписку с Фридрихом Барбароссой. В его родословной, как говорят антропологи, представлены все правящие династии того времени. На четверть грек и англосакс, он был горячо предан «Залесскому краю» — Владимиро-Суздальским землям, где прошло его детство.

И архитектура, и живопись, и музыка, и военные походы – святого князя Андрея Боголюбского занимало все. Внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, он первым стал проводить на Руси политику самодержавия. И хотя братья и придворная знать не любили Андрея Юрьевича за неуемное стремление объединить разрозненные русские княжества, народ уже при жизни называл его – БОГОЛЮБСКИМ. То есть – возлюбившим Бога.

Сегодня историки говорят о князе Андрее как об опытном полководце и воине. Музыканты – как о композиторе и тонком ценителе музыки. Архитекторы – как о выдающемся строителе. А Русская Православная Церковь – как о святом, мученически завершившем свой жизненный путь. И все признают в нем неординарную, цельную, сильную личность, создавшую в считанные годы из Владимира-на-Клязьме не просто центр государства, но живой образ «небесного града Иерусалима», так популярный на Руси в Средние века.

Владимирская икона Божией Матери

И хотя Юрий Долгорукий определил своему сыну княжение в Вышгороде, он против воли отца отправился в сторону Ростова искать другой участи.

С князем была старинная икона Божией Матери, известная сегодня как Владимирская. По преданию, лошади, которые везли повозку с ней, встали и не хотели идти дальше от Владимира. Князь, отличавшийся особой набожностью и благочестием, удалился на молитву. В тонком сне Андрей Боголюбский увидел Божию Матерь, которая повелела ему остаться во Владимире и на месте Своего явления «обитель инокам исполнить».

Так начиналось возвышение этого города и так возникало на карте Древней Руси новое место – город-замок Боголюбово.

И даже в 1157 году, когда князь Андрей унаследовал после смерти отца киевский великокняжеский престол, в Киев возвращаться он не пожелал.

Здесь, во Владимиро-Суздальском княжестве, он был не просто полновластным хозяином, но народным любимцем. О таких князьях, как Андрей Боголюбский, простые люди с почтением говорили: «Сам спит на соломе, а Богу возводит белокаменные обители».

За всю свою жизнь он построил более тридцати белокаменных храмов – невероятно смелое и рискованное строительство. На те средства, что князь тратил на возведение одной белокаменной церкви, можно было создать 5-6 кирпичных соборов.

Кроме того, мастеров, владеющих техникой строительства из белого камня, на Владимирщине еще не было. И тем не менее, Боголюбский пошел на это рискованное предприятие. На свои средства он украшал новые храмы золотом и серебром, дорогими камнями и иконами. Отдавал церковным общинам во владение свои угодья и земли. Подобно Киеву, Константинополю и Иерусалиму, Андрей Боголюбский воздвигает во Владимире Золотые и Серебряные ворота.

И «Белокаменная Царица», как говорили когда-то о владимирском Успенском соборе, — творение князя Андрея. Именно его он задумал построить для своей любимой иконы, привезенной еще отцом из Константинополя и написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Об этом лике еще по Вышгороду ходили чудесные истории, будто, будучи поставленной у стены, икона ночью сама отходила от нее и становилась посреди церкви, показывая тем самым свое желание уйти в другое место.

Не омрачил ума своего пьянством, в благочестии воспитал своих сыновей и сам жил в благочестии и любви к Богу – такие свидетельства нам оставили летописцы и Житие князя.

Андрей Боголюбский не только возводил чудесные церкви и отстраивал города. Он собрал крупнейшую на Руси библиотеку. Под его руководством находились два церковных хора. Праздник Покрова, отмечаемый 14 октября, один из самых чтимых в Русской Православной Церкви, установлен его стараниями. И когда камни для строительства собора Успения везли из Волжской Булгарии, каждый десятый шел на создание церкви Покрова-на-Нерли.

Боголюбская икона Божией Матери — первый русский образ Богородицы

Первый в мире Покровский храм, первая икона Богородицы на Руси и первый в мире Ее русский образ – таких «первенств» с князем Андреем связано целое множество.

«Первым великорусским князем» называют историки Андрея Боголюбского. Хотя он был канонизирован как общерусский святой только в 1702 году, но уже при жизни прославился своей святостью.

Заговор и предательство – так расценивают сегодня убийство князя Андрея Боголюбского, который за восемь дней до своей кончины потерял горячо любимого младшего сына Глеба. Бучи еще совсем юным, тот дни и ночи проводил в отстроенном отцом Успенском соборе. По одной из версий, его отравили. По другой – он сам вымолил себе смерть, предчувствуя надвигающуюся на отца беду.

Андрей Юрьевич Боголюбский

Точная дата рождения неизвестна, предположительно будущий князь родился в 1111 году в городе Суздале (ныне Владимирская область). О жизни Андрея в детстве и юности известно мало – ученые предполагают, что он, как и все сыновья князей, получил хорошее воспитание и образование, немаловажную роль в котором играла духовность и христианство.
После совершеннолетия, в 1149 году Юрий Долгорукий, отправил сына княжить в Вышгород, однако всего спустя год был переведен на Запад Руси, где управлял городами Туров, Пинск и Пересопница. В 1151 году Юрий Долгорукий возвращает сына обратно в суздальскую землю, а в 1155 году снова отправляет княжить в Вышгород. Вопреки воле отца спустя некоторое время Андрей Боголюбский возвращается во Владимир и, согласно летописи, привозит с собой икону Богородицы (позднее — Владимирская Богоматерь). Андрей Боголюбский продолжает править во Владимире, который на тот момент был достаточно небольшим городом, уступающим в своем политическом и экономическом влиянии Ростову, Мурому и другим городам.
В 1157 году умирает Юрий Долгорукий, и Андрей Боголюбский наследует титул Великого князя, однако переезжать в Киев отказывается, несмотря на заведенный обычай. В этом же году Андрея Боголюбского избирают князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. В 1162 году, опираясь на помощь своих слуг, Андрей Боголюбский изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, дружину своего покойного отца и становится единоличным представителем власти в княжестве.
Отказ Андрея Боголюбского княжить в Киеве был воспринят как перенос столицы Руси во Владимир, однако историки до сих пор оспаривают правомерность подобного утверждения. Тем не менее, в литературе очень часто можно встретить утверждение о том, что Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей государства в период своего правления – подобная версия считается общепринятой.
За время своего правления во Владимире, Андрей Боголюбский смог подчинить себе многие земли и завоевать огромное политическое влияние на северо-востоке Руси.
В 1164 году Андрей и его войско совершает удачный поход на волжских булгар, а в 1169 году – поход на Киев, в результате которого город был разорен его дружинниками.
Андрей Боголюбский погибает в ночь с 29 на 30 июня 1174 года в Боголюбове в результате заговора бояр из числа его ближайших соратников.
В 1702 году был канонизирован.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *