Почему Андрей боголюбский

Реферат: Церковная политика великого князя Владимирского Андрея Боголюбского

Данная работа посвящена изучению политико – религиозной деятельности великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского. Рассмотрение этого вопроса требует дополнительного изучения проблем, связанных с современной Андрею Боголюбскому эпохой. Династические неурядицы в роде Рюриковичей были сопряжены с тяжелым социально – экономическим положением княжеств и внешнеполитической нестабильностью Руси. На фоне всех этих процессов начинается борьба за самостоятельность, возвышение и первенство молодого Владимиро – Суздальского княжества и предпринимается попытка создания в нем совершенно новой церковной организации – независимой митрополии. Подобные претензии властолюбивого князя не могли не вызвать недовольства со стороны других великих и удельных князей, а также могущественных боярских и церковных группировок.

Острота конфликта была вызвана еще и тем, что Андрей Боголюбский не довольствовался спокойным княжением на Северо – Востоке Руси, а активно, порой с ярко выраженной жестокостью и настойчивостью вмешивался в дела других княжеств и Церкви, возводил и смещал князей и епископов. Все это придает происходившим событиям особый колорит и динамику.

Комплекс источников, которыми располагал автор, нельзя назвать достаточно полным и достоверным. И дело не только в том, что многие из документов того времени попросту до нас не дошли, а в том, что летописи, которыми мы располагаем вряд ли могут претендовать на объективность и беспристрастность в изложении исторических фактов. Среди наиболее известных летописных сводов можно выделить следующие письменные памятники: Ипатьевскую, Новгородскую, Никоновскую летописи. Корпус источников может быть расширен за счет привлечения широкого круга различных сказаний, посланий и житийной литературы, как-то: «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери», «Повесть об убиении князя Андрея Боголюбского», «Послание Патриарха Луки Хрисоверга князю Андрею Боголюбскому», «Житие св. Леона, епископа Ростовского» и др.

Особое значение для данного сочинения имеет исследовательская литература. Её в свою очередь целесообразно разделить на две группы.

К первой группе относятся исследования церковных историков. Среди них следует особо выделить труды Е.Е. Голубинского , митрополита Макария (Булгакова) , А.В. Карташева и др.

Возможно вы искали — Реферат: Понятие уровня жизни населения 2

Ко второй группе можно отнести исследования светских историков. Их круг весьма широк. По нашему мнению пристального внимания заслуживают работы И.У. Будовница , Н.Н. Воронина , И.Я. Фроянова и др.

Выбранная тема очень сложна. Дело в том, что как в дореволюционной науке, так и в советской изучению особенностей политики (как светской, так и церковной) князя Андрея Боголюбского отводилось очень малое место. Знакомство с исследованиями, связанными с затрагиваемым вопросом, показало, что в них есть один существенный недостаток – церковные историки склонны к идеализации личности князя, в то время как светские ученые личностным качествам этого незаурядного деятеля и их роли в политике уделяли незаслуженно слабое внимание.

При раскрытии заявленной темы автору будет необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать личность князя, его политическую деятельность и борьбу за власть. Автор уверен, что только рассмотрев эти вопросы, можно полностью понять и суть церковной политики Андрея Боголюбского.

Таким образом, вопрос о поднятой проблеме деятельности великого князя владимирского Андрея Боголюбского связан с целым комплексом отношений догматического, правового, административного, дипломатического, политического и личностного характеров, требующих пристального внимания и тщательного исследования.

Глава I . Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского .

§ 1.Первый период (1111 – 1164 г.г.)

Великий князь Андрей Боголюбский родился в Ростовско — Суздальской земле в семье князя Юрия Владимировича Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы, был внуком Владимира Мономаха и в шестом поколении являлся потомком великого киевского князя Владимира I. Летописание не сохранило достоверных сведений о детстве и юности Андрея Юрьевича. Предположительно в том же Ростовско — Суздальском крае, он провел молодость.

Похожий материал — Реферат: Мадмуазель Фифи

По всей вероятности Андрей, воспитывавшийся в княжеской семье, был с детства окружен полувоенной обстановкой и уже тогда был посвящен во многие дела, касающиеся не только и не столько устройства Ростово-Суздальского края, сколько междоусобных войн, терзавших юг Руси. Один из позднейших агиографов, пытаясь воссоздать картину детских лет князя, писал: «Без сомнения, в его детском сердце оставили самое глубокое впечатление, как постоянные рассказы в собственной семье об усобицах, происходивших на юге, так постоянные же рассказы, и притом в самых ярких красках, беспрерывно прибывавших в Суздальский край переселенцев из Южной Руси, о тех же усобицах, о злых сечах и пожарах, их сопровождавших, о страшных Половецких набегах и о раздирающих душу картинах увода в полон степными хищниками дорогих и близких людей». Впоследствии и его самого судьба бросит в омут тяжелых междоусобиц, господствовавших в тех землях.

Сама же Северо — Восточная Русь была в те времена одним из самых глухих углов восточнославянских земель. Она была надежно защищена от внешних вторжений густыми, непроходимыми лесами. Среди лесов располагались массивы плодородных земель — суздальские ополья, являвшиеся житницей для всего края.

Также можно предположить, что юность Андрея Юрьевича проходила на фоне бурных политических событий, развивавшихся в землях Древней Руси.

После смерти великого князя киевского Владимира Мономаха, последовавшей 19 мая 1125 года, на княжение в Киев сел княжить его сын Мстислав. Мстислав занял стол вопреки традиции Ярослава Мудрого, которая определяла передачу престола по старшинству в роду. Более того, тогда еще были живы его дядья, двоюродные братья, старшие его по возрасту. В.И. Буганов, давая оценку этому событию, пишет: «В последние годы жизни Мономаха Мстислав, находясь постоянно около стареющего отца, по существу вел все управление государством. Черниговские князья, считая себя старейшими в роду, были, естественно, недовольны, но на этот раз смолчали, так как слишком велика была власть в руках Мстислава, могучими его военные силы». Став киевским князем, Мстислав почтительно обошелся со своими братьями, — Ярополком Владимировичем и Юрием Владимировичем, — оставив за ними Переяславль и Ростов. Такая миролюбивая политика Мстислава, по всей видимости, снискала уважение к нему киевлян. Однако Мстиславу не долго пришлось княжить в Киеве. В 1132 году он скоропостижно умер.

На его место встал его брат — Ярополк Владимирович. «В том же лете, — как повествует Ипатьевская летопись, — Ярополк приведе Всеволода Мстиславича из Новагорода и да ему Переяславль». Эта попытка вызвала сопротивление ростовского князя Юрия Владимировича и его сына Андрея, правившего на Волыни. Сыновья Мономаха, можно думать, не без оснований встали в оппозицию Ярополку, так как, скорее всего, Ярополк, будучи бездетным, в будущем намеревался отдать киевский престол Вячеславу. Это противостояние привело к тому, что в итоге Переяславль оказался в руках Юрия Долгорукого. Воспользовавшись раздором в среде потомков Мономаха, черниговский князь Всеволод Ольгович при поддержке половцев в том же году силой попытался завладеть Киевом. И, хотя его попытка окончилась неудачей, однако она подорвала и без того зыбкий мир, установившийся в южной Руси.

Очень интересно — Реферат: Герберга Саксонская

В 1139 году Ярополк Владимирович умер, и Киевский престол занял старший из оставшихся в живых детей Мономаха Вячеслав. Узнав об этом, Всеволод Ольгович вновь подступил к Киеву. При этом, как ни странно, Вячеслав не оказывает ему сопротивления и добровольно оставляет престол. Всеволод занимает город. Таким образом, было реализовано право старшинства черниговских князей. Насильно завладев Киевом, Всеволод, однако желал, чтобы дальнейшие выборы князя на киевский престол проходили мирным путем и без борьбы. Движимый этими соображениями, он предлагает киевлянам выбрать себе князя. Мнимый либерализм Всеволода подтвердился тем, что в качестве главного кандидата на престол он представляет горожанам своего брата Игоря. У киевлян не было другого выхода как согласиться. Но правление Игоря в Киеве продолжалось не долго. В 1146 году умер Всеволод, и жители Киева низложили Игоря и избирали вместо него старшего Мономаховича — Изяслава Мстиславича. Так династия Мономаха вновь вернула себе киевский престол. Впоследствии, когда за Игоря вступятся его братья, киевляне убьют Игоря всенародно, несмотря на то, что тот уже был монахом Печерского монастыря.

Изяслав, став князем, немедленно начал преследование своих политических противников. Он жестоко расправился с Ольговичами. Но в это самое время против него поднимается еще более сильный соперник, его дядя, суздальский князь Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха. Началась долголетняя борьба, и в этой борьбе непосредственным образом участвовал Андрей. Дела запутывались так, что междоусобице, казалось, не будет конца. Киев несколько раз переходил из рук в руки: то Юрий захватывает его, но, не успев закрепиться, уступает место Изяславу.

В такой сложной ситуации киевляне проявили удивительную гибкость и дипломатичность, позволившие им не раз избежать расправы то со стороны одного, то со стороны другого князя. Они уверяли Изяслава в своей готовности отдать жизни за него, но при этом переправляли Юрия через Днепр к себе и вынуждали бежать Изяслава; принимали к себе Юрия и вслед за этим вновь налаживали связи с Изяславом, призывая его к себе, прогоняя Юрия. Но, несмотря на такое непостоянство, старейшины Киева более благоволили Изяславу, нежели Юрию.

Андрей Юрьевич также был участником междоусобной борьбы. В ходе битв молодой князь не раз показывал свою храбрость. В 1149 году в одном из походов против союзников Изяслава он вместе с братьями подступил к Луцку, где закрылся брат Изяслава — Владимир. С.М. Соловьев очень образно пересказывал и рисовал картину сражения: «Когда они (Андрей с дружиной) приблизились к городу, то из ворот его выступил отряд пехоты и начал с ними перестреливаться; остальные Юрьевичи никак не думали, что Андрей захочет ударить по этой пехоте, потому что и его стяг не был поднят: не величав был Андрей на ратный чин, говорит летописец, искал он похвалы от одного Бога; и вот вдруг он прежде всех въехал в неприятельскую толпу, дружина его за ним, и начинается жаркая схватка. Андрея переломил копье свое и подвергся величайшей опасности; неприятельские ратники окружили его со всех сторон; лошадь под ним была ранена двумя копьями, третье попало в седло, а со стен городских сыпались на него камни, как дождь; уже один немец хотел просунуть его рогатиною, но Бог спас его. Сам Андрей видел беду и думал «Будет мне такая же смерть, как Ярославу Святополничу»; помолился Богу, призвал на помощь святого Феодора, которого память праздновалась в тот день, вынул меч и отбился. Отец, дядя и все братья обрадовались, увидев его живым, а бояре отцовские осыпали его похвалами, потому что он дрался храбрее всех в этом бою. Конь его, сильно раненный, только успел вынести своего господина и пал; Андрей велел погрести его над рекой Стрыем».

Позже, в Руцкой битве, Андрей проявил не меньшую храбрость. Тогда, как только с обоих сторон начали сходиться для битвы ратники, Андрей, схватил копье и поехал впереди всех и раньше всех столкнулся с неприятелем. Его копье вновь было сломано, щит сорван, шлем спадет с головы, конь, раненный в ноздри, метался под ним в разные стороны и Андрей вновь оказался на краю жизни и смерти.

Вам будет интересно — Доклад: Барбара Португальская

В 1151 году после кровопролитных столкновений и тяжелой борьбы Изяслав на время взял перевес над родственниками. В такой сложной ситуации Андрей, не смущаясь, бежал от отца в суздальскую землю. «По всей видимости, маленький городок, расположенный в бассейне реки Клязьмы — Владимир, куда бежал Андрей был уделом, который дал ему во владение отец».

И, тем не менее, лишившись сильной поддержки в лице сына — храбреца, Юрий все же ни под каким предлогом не хотел отказываться от богатого и знатного юга. Он с новыми силами вступил в борьбу за Киев, но добился его только после смерти Изяслава — в 1154 г.

Овладев Киевом, Юрий в 1155 году посадил Андрея на княжение в Вышгород, расположенный неподалеку от Киева. Юрию хотелось, чтобы любимый сын находился рядом. Вызвано это было, по всей видимости, тем, что Юрий предполагал в будущем передать ему киевское княжение. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что отдаленные от Киева города — Ростов и Суздаль — он передал своим младшим сыновьям. Но Андрея не удовлетворяла такая перспектива. Он был столько же храбр, сколько и умен, столько же расчетлив в своих намерениях, сколько и решителен в исполнении. Он был слишком властолюбив, чтобы поладить с тогдашним складом условий в южной Руси, где судьба князя постоянно зависела и от покушений других князей, и от своенравия дружин и городов. Да и соседство половцев не давало в будущем никаких гарантий на спокойную жизнь в южнорусском крае, потому что половцы представляли для князей отличное средство для добычи городов.

Андрей решился самовольно бежать навсегда в суздальскую землю.

§ 2. Похищение Вышгородской иконы Богоматери и побег на

Северо – Восток Руси.

Решение бежать на Северо – Восток Руси было очень важным шагом. Летописец счел нужным особенно заметить, что Андрей решился на это без отцовского благословения — «без отне воле». У Андрея, как видно, уже тогда созрел план не только удалиться в суздальскую землю, но и создать в ней опорный пункт, из которого можно будет «проворачивать» дела на Руси. И поддержку своим замыслам он нашел среди бояр. Думается, что у него было тогда много сторонников как в суздальской земле, так и в киевской. Первое подтверждается тем, что в Ростовско — Суздальской земле любили его и в скором времени выразили эту любовь через то, что посадили «князем по избранию»; о втором свидетельствуют признаки значительного переселения жителей из киевской земли в суздальскую. Для того, чтобы показать своему отцу и народу, что его поступки целесообразны, Андрею необходимо было подвести под них какую-нибудь правовую основу.

Похожий материал — Реферат: Швинд, Мориц фон

До сих пор в сознании русских князей существовало два права — происхождения и избрания, но оба эти права перепутались и разрушились, особенно в южной Руси. Князья, минуя всякое старейшинство по рождению, добивались княжеских столов, а избрание перестало быть единодушным выбором всей земли и зависело от военной толпы — от дружин, так что, в сущности, действительным оставалось только одно право — право быть князьями на Руси лицам из династии Рюрика; но какому князю где княжить, — для того уже не существовало никакого другого права, кроме грубой силы и удачи. Возникла необходимость в новом праве и Андрей без труда находит его…в религии.

«Сказание о чудесах Владимирской Божьей Матери» повествует, что однажды, он беседовал со своими боярами и они рассказали ему об одной удивительной иконе Божьей Матери, которая хранилась в одном из женских монастырей в его удельном городе Вышгороде. Нетрудно догадаться, что достаточно скоро после этого у смекалистого Андрея созрела мысль тайно выкрасть эту икону. И в этом нет ничего удивительного. Зная большую религиозность русских людей и их великую любовь к разного рода святыням он уже знал наверняка, насколько поднимет эта чудотворная икона его авторитет в глазах жителей Ростовско — Суздальского края. Поддержка же коренного населения была одним из залогов удачной политической карьеры. Выбор же именно этой иконы, лучшей в Вышгороде, был связан, по-видимому, также и с тем обстоятельством, что она была привезена «в едином корабли» с известной и, можно думать, уже прославленной в то время киевской святыней — Пирогощей иконой Богоматери. Благодаря этому выбору новое княжество Андрея Юрьевича получало святыню, равную киевской Пирогощей, и тем самым как бы уподоблялось в своем значении княжеству его отца. Согласно тому же «Сказанию о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» сама вышгородская икона трижды «сходила» со своего места, как бы желая сменить свое пребывание и творила множество чудес: «Клирики обители, — так говорили бояре Андрею, — вошедши однажды во храм, увидели, что святая икона сошла с того места, на котором была поставлена, и стоит среди церкви на воздухе; клирики взяли икону и поставили на другом месте. В другой раз увидели они, что чудная икона обратилась лицем к алтарю; клирики подумали: «нет ли изволения Богоматери на то, чтобы икона Ея стояла в алтаре?» – и священники внесли икону в алтарь и поставили за престолом. Но вскоре представилось опять чудное видение: узрели, что святая икона стоит не за престолом, а на воздухе. Клирики понимали, что Богоматери не угодно место, на каком поставлена икона Ея, и недоумевали, где избрать для иконы место, угодное Богоматери».

Когда князь пришел в монастырскую церковь и стал смотреть на иконы, он сразу же узнал ту, о которой ему рассказывали бояре и клир монастыря. Она выделялась среди всех других своим совершенством — «прешла бо всех образов». Князь, припав к земле перед ней, обратился к Пречистой с молитвой: «О, Пресвятая Богородица, Матерь Христа Бога нашего! Коль захочешь мне Заступницею быти на Ростовскую земли и посетить новопросвещенных людей, да будет все сие по Твоей воле!». Подговорив священника монастырского храма Николая и диакона Нестора, Андрей ночью выкрадывает икону из монастыря и вместе с княгиней и единомышленниками уходит в Ростовско — Суздальский край. Путешествие иконы в Ростовско — Суздальскую землю сопровождалось чудесами: на пути своем она творила исцеления.

Мы не имеем никаких сведений, которые хоть сколько бы приоткрывали тайну истинных планов Андрея, однако можно предположить, что в рассматриваемое время в голове Андрея уже зрела мысль поднять город Владимир выше старейших городов — Суздаля и Ростова, при этом источники дошедшие до нас не говорят, что Андрей явно выказывал эту мысль. Если следовать этому предположению становится ясным почему князь вместе с иконой прямым ходом направился во Владимир, не оставив ее ни в Ростове, ни в Суздале.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *