Почему атеизм не религия

АТЕИЗМ

Отрицание существования и/или отказ верить в какие-либо сверхъестественные силы.

Греч. άθεος — «безбожный». Термин «атеист» возник как уничижительный эпитет «нечестивый», применявшийся к человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. Только в V в. до н. э. понятие «А.» стало отождествляться с активным безбожием. Однако в начале новой эры термин в своем первоначальном значении широко использовался в спорах между язычниками и христианами (см. Христианство), которых первые называли атеистами за неверие в языческих богов. В Европе XVI—XVII вв. слово «А.» также употреблялось исключительно в полемике и было оскорбительным. В европей­ской традиции термин возродился в XVI в. во Франции, откуда примерно в 1571 попал в Англию. Но для характеристики практического безбожия слово «атеист» впервые было использовано в 1577, а для описания собственных убеждений понятие «А.» стало применяться в XVIII в. и означало неверие в христианского Бога. Только в XIX столетии термин распространился широко и стал означать неверие в Бога вообще. Впрочем, некоторые атеисты определяют понятие более широко, относя к А. также отсутствие веры в существование высших сил, хотя чаще такое отсутствие веры относят к агностицизму. Кроме того, отдельные атеисты характеризуют ряд религий (например, буддизм или джайнизм) как атеистические из-за отсутствия в них веры в персонифицированного Бога. В конкретных формах А. может конституироваться в оппозиции определенному вероучению или конфессии. Например, в античную эпоху А. понимали довольно широко, что предполагало не только неверие в богов вообще, но и отказ от веры в общепринятых богов, как это было у Анаксагора и Сократа. Последний обвинялся в А. за то, что внушал жителям неуверенность в почитаемых городом богах. Хотя философ оспаривал обвинение в А., он был приговорен к смерти. Сегодня в зависимости от широты определения под А. понимается неприятие различных концепций, начиная от существования Бога, заканчивая существованием чего-либо сверхъестественного. Концепции джайнизма и буддизма, например, отрицают Бога как единого творца. Основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (см. Будда) приписывается мысль, что всезнающий, всемогущий и всеблагой Бог несовместим с миром, в котором существуют зло и страдание. Но при этом сами буддисты не признают свою религию А. Определения А. зависят от степени осмысления человеком понятия Бога. Например, различают невыраженный (отсутствие верования без осознанного его отрицания) и выраженный А. (осознанное неверие). Кроме того, выделяют сильный, или позитивный (отстаивание утверждения, что богов не существует), и слабый, или негативный (остальные формы отсутствия теизма), А. В современном обществоведении также различаются: психологический (сомнение в существовании Бога в диапазоне от простой неуверенности до полного отрицания), догматический (принципиальная уверенность в отсутствии Бога) и практический А., отвергающий абсолютность нравственных ценностей и тем самым — бытие Бога. И наконец, А. подразделяют на теоретический (с использованием логических обоснований или философских доводов) и практический (апатеизм), не требующий аргументации и включающий и безразличие к богам, и незнакомство с представлениями о сверхъестественном. Зарождение атеистических представлений Уже в Египте Древнем появились первые произведения, критиковавшие религиозные взгляды. Древнейшим из них считается созданная в эпоху Среднего царства «Песнь Арфиста». Еще один пример — материалистическая и антирелигиозная философская школа Чарвака, основанная в Индии в VI в. до н. э. Часто к атеистическим учениям причисляют индийскую философскую систему санкхья. Примеры настоящего А. есть и в Античности: сомнение в наличии богов (Протагор) или отрицание их существования (Диагор), объявление богов выдумкой правителей (Критий) или признание ничтожности их вмешательства в жизнь людей (Демокрит и Эпикур). Римский поэт Лукреций Кар также утверждал, что богам безразлично человечество. От раннего Средневековья к Новому времени Атеистические взгляды в Европе на протяжении Средних веков были скорее исключением в силу доминировавшего интереса к религии и теологии. Впрочем, отдельные идеи были направлены против теизма. Например, Николай Кузанский утверждал, что Бог находится за гранью человеческого понимания, в силу чего наше знание о нем ограничено догадками. Возрождение расширило границы свободомыслия и скептицизма в отношении религии. Так, Леонардо да Винчи прибегал к экспериментам как к методу исследования и спорил с аргументами религиозного авторитаризма. Межконфессиональное соперничество еще больше стимулировало скептическое по отношению к религии мировоззрение. Критика христианства особенно участилась в XVII—XVIII вв., прежде всего во Франции и Англии, где наблюдался кризис религии. Некоторые протестантские мыслители (см. Протестантизм), такие как Т. Гоббс, поддерживали философию материализма и скептицизма в отношении сверхъестественных сил. В конце XVII столетия деизм стал открыто поддерживаться такими интеллектуалами, как Джон Толанд, а в XVIII в. фактически все французские и английские философы придерживались деизма. Впрочем, высмеивая христианство, многие деисты в то же время критиковали А. Первые открыто атеистические мыслители (Гольбах) появились в конце XVIII в., когда неверие в Бога стало не столь опасным. Французские воинствующие А. попытались насильственно дехристианизировать Францию, заменив религию культом разума, а в эпоху Наполеона I Бонапарта секуляризация французского общества была узаконена. Материалист Л. Фейербах в своем «Эссе о христианстве» (1814) рассматривал Бога как человеческое изобретение, а религиозную деятельность — как удовлетворение потребностей. Под воздействием философов-рационалистов во второй половине XIX в. А. получил широкую известность во многом потому, что многие немецкие философы того времени (например, А. Шопенгауэр, К. Маркс и Ф. Ницше) не только отрицали существование божеств, но и были активными критиками религии. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что вера в Бога и религия — это социальные средства, используемые властью, чтобы угнетать рабочий класс. Марксизм включил А. в систему своей концепции научного коммунизма и также считал, что его А. является «научным» в отличие от более раннего. Кроме того, Маркс, Ницше и Фрейд (а позднее и Сартр) заявляли, что человеческая природа является абсолютным источником этики и нравственных ценностей, в силу чего Бог не требуется для решения нрав­ственных вопросов. В России А. зародился в конце XVIII — начале XIX в., стал одним из доминирующих умонастроений в середине XIX столетия вместе с развитием естественнонаучных знаний и нигилизма. Примечательно, что М. Бакунин «перевернул» знаменитый афоризм Вольтера о том, что «если бы Бога не было, его следовало бы изобрести», провозгласив, что «если бы Бог действительно существовал, следовало бы уничтожить его». Атеизм в Новейшее время В XX столетии А., особенно в его практической форме, распространился во многих регионах мира. Атеистические мысли нашли признание во многих философских системах: экзистенциализме и объективизме, светском гуманизме и неопозитивизме, марксизме и сциентизме, структурализме и натурализме. В частности, сторонник аналитической философии Б. Рассел считал, что христианский Бог не более вероятен, чем боги-олимпийцы. Альфред Айер заявлял о невозможности проверки религиозных утверждений, а Джон Финдлей и Джон Смарт утверждали, что существование Бога не является логически необходимым. А. достиг и политических успехов, став в ряде стран частью официальной идеологии. СССР и другие социалистические страны провозгласили государственный А. и противостояли религии, зачастую насильственными методами. А в 1967 албанское правительство объявило о закрытии всех религиозных организаций в стране, провозгласив Албанию первой атеистической страной. В 1966 журнал «Time» привел статистику, согласно которой примерно каждый второй человек в мире жил в антирелигиозных странах. Правда, после перестройки и «бархатных революций» число антирелигиозных режимов существенно уменьшилось. Однако для современной западной цивилизации характерно падение интереса к религии среди широких слоев населения. В России и странах СНГ крах господствующей коммунистической идеологии качнул маятник общественного сознания в сторону неприятия А. При этом не только возросло влияние Русской православной церкви и других традиционных для России конфессий, но и очевиден всплеск мистических настроений и увлечений различными лженауками. Данные исследований ВЦИОМ, проведенных в 2007 в 46 областях России, показали, что убежденными атеистами себя считают 6% опрошенных, а безразлично относятся к религии не более 8%.

Атеисты — это люди, которые не верят в Бога или высшие силы. Слово произошло от греческого «atheos», что означает «без Бога, тот, кто отрицает и отказывается от богов». Приставка «а» означает «без», а «theos» — это «Бог».

Термин появился в Древней Греции. Им называли людей, которые не верили в божеств, почитаемых в обществе. За это их считали грешниками.

В монотеистических религиях (где есть только один Бог) атеист — это человек, который отрицает существование высшей силы, омнипотентного (т. е. всемогущего), всеведующего и вездесущего Бога.

Атеизм — это философия атеистов, в основе которой лежит отрицание существования всех богов. Это отсутствие веры в том, что есть божества и что они влияют на Вселенную и жизнь человека.

Атеист может быть активным и пассивным. Активные атеисты пытаются доказать отсутствие богов. А пассивные просто отрицают их наличие, потому что нет каких-либо доказательств обратного.

Разница между атеистом и агностиком

Основная разница между атеистом и агностиком заключается в позиции, есть ли Бог или нет.

Атеисты утверждают, что Бога не существует. А агностики не отрицают его существования, но считают, что подтвердить это невозможно.

Агностики строят свои убеждения на сомнении: они не верят, что можно узнать наверняка есть Бог или нет.

А атеисты, в свою очередь, заявляют, что доказывать существование Бога должны люди, которые в него верят.

Агностицизм делится на «сильный» и «слабый». «Сильный» агностик считает, что невозможно узнать, есть ли Бог. «Слабый» — допускает мысль о том, что истина в определённый момент может быть выявлена.

Читайте подробнее про Агностицизм.

Разница между атеистом и теистом

Атеисты — это люди, которые не верят в Богов, а следовательно, и не исповедуют никакую религию.

Теисты также не исповедуют никакую религию. Они не участвуют в религиозных обрядах, ритуалах и посвящениях. Но при этом они верят, что существуют несколько богов или один Бог.

Теисты делятся на:

  • монотеистов (верят в одного Бога);
  • политеистов (верят в несколько богов);
  • генотеисты (верят в существование нескольких богов, но выделяют одного главного Бога).

Атеизм в мире

В мире порядка 750 миллионов людей являются атеистами. А это 11 % всего населения Земли.

Эта цифра растёт. Но всё же если мы сравним показатели верующих – последователей определённой религии, станет понятно, что количество атеистов мало.

ЦРУ на своём сайте приводит следующую статистику:

  • христиане – 31,4 %;
  • исламисты – 23,2 %;
  • индусы – 15 %.

Но эти цифры могут отличаться в зависимости от страны. Например, в Швеции, Дании и Вьетнаме более 80 % населения считают себя атеистами.

Другие страны с большим количеством атеистов: Норвегия, Япония, Чехия, Финляндия, Франция и Южная Корея.

По данным американского исследовательского центра Pew, в России православных — 71 %, теистов — 75 %, мусульман — 10 %.

Атеизм — преступление?

В некоторых странах — да.

Несмотря на то, что верить в Бога или нет — это персональный выбор каждого, есть страны, где отсутствие веры осуждается.

Атеизм, так же как и вера в другие религии, может расцениваться как преступление. А наказание может быть назначено вплоть до смертной казни.

Мальдивы, Пакистан, Иран, Саудовская Аравия, Мавритания и Афганистан — примеры стран, где атеизм наказывается. В других странах, например Египте и Индонезии, нет смертной казни за атеизм. Но не исповедовать официальную религию запрещено.

Сейчас такое отношение к атеизму проявляется в основном в исламских странах. Но не так давно атеистов осуждали и в западном мире.

В некоторых странах граждане должны обязательно обозначать, какую религию они исповедуют. Как правило, иудаизм, христианство или ислам. Это значит, что атеистам, агностикам и последователям других религий приходится врать о своей вере.

Узнайте также, что такое Теоцентризм.

Тесты по философии (стр. 1 из 5)

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Пифагор

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

10.Направление, отрицающее существование Бога, называется:

атеизм

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

Религии

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

карма

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

Будда

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

нирвана

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

Янь

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

Инь

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

Ли

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии — общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

Карма

42.Китайский философ, основатель даосизма

Лао-цзы

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей — вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

Воздух

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

элеаты

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

61.»Я знаю, что ничего не знаю…». Автор афоризма:

Сократ

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

Платону

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

Платону

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

Платон

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

72.Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»

Аристотель

73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

Цицерон

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

стоиков

77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

Сенека

78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

Авторитаризм

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

Бога

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85.Эсхатология – это

Учение о конечных судьбах мира и человека

86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

Мессия

87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

>Итоговый тест по дисциплине ФИЛОСОФИЯ (С ОТВЕТАМИ)

Тест по дисциплине: Философия

Указания к выполнению тестовых заданий:

А) Внимательно прочитайте задания.

Б) Выберите и обведите кружочком один правильный ответ в заданиях

п\п

Задания

Общее число существенных операций теста

1.

С греческого языка слово «философия» переводится как:

  1. любовь к истине

  2. любовь к мудрости

  3. учение о мире

  4. божественная мудрость

Эталон: б

Р=4

2.

Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

  1. Сократ

  2. Аристотель

  3. Пифагор

  4. Цицерон

Эталон: в

Р=4

3.

Определите время возникновения философии:

  1. середина III тысячелетия до н.э.

  2. VII-VI в.в. до н.э.

  3. XVII-ХVIII вв.

  4. V-XV вв.

Эталон: б

Р=4

4.

Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

  1. философия

  2. онтология

  3. гносеология

  4. этика

Эталон: а

Р=4

5.

Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право, — это:

  1. история

  2. философия

  3. социология

  4. культурология

Эталон: б

Р=4

6.

Мировоззрение – это:

  1. совокупность знаний, которыми обладает человек

  2. совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

  3. отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

  4. система адекватных предпочтений зрелой личности

Эталон: б

Р=4

7.

Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

  1. ход истории зависит от направленности мышления философов

  2. философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время

  3. философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени

  4. мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

Эталон: г

Р=4

8.

Направление, отрицающее существование Бога, называется:

  1. атеизм

  2. скептицизм

  3. агностицизм

  4. неотомизм

Эталон: а

Р=4

9.

Онтология – это:

  1. учение о всеобщей обусловленности явлений

  2. учение о сущности и природе науки

  3. учение о бытии, о его фундаментальных принципах

  4. учение о правильных формах мышления

Эталон: в

Р=4

10.

Гносеология – это:

  1. учение о развитии и функционировании науки

  2. учение о природе, сущности познания

  3. учение о логических формах и законах мышления

  4. учение о сущности мира, его устройстве

Эталон: б

Р=4

11.

Антропология – это:

  1. учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

  2. учение о человеке

  3. наука о поведении животных в естественных условиях

  4. философское учение об обществе

Эталон: б

Р=4

12.

Аксиология – это:

  1. учение о ценностях

  2. учение о развитии

  3. теория справедливости

  4. теория о превосходстве одних групп людей над другими

Эталон: а

Р=4

13.

Этика – это:

  1. учение о развитии

  2. учение о бытии

  3. теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

  4. учение о морали и нравственных ценностях

Эталон: г

Р=4

14.

Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – это:

  1. нирвана

  2. сансара

  3. жэнь

  4. дао

Эталон: а

Р=4

15.

Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало – это:

  1. Янь

  2. Карма

  3. Жэнь

  4. Дао

Эталон: а

Р=4

16.

Хронологические рамки развития античной философии:

  1. VI в. до н.э. – VI в. н.э.

  2. VI в. — XVI в.

  3. VI в. до н.э. – II в. до н.э.

  4. VI в. — XI в.

Эталон: а

Р=4

17.

Основным принципом античной философии был:

  1. космоцентризм

  2. теоцентризм

  3. антропоцентризм

  4. сциентизм

Эталон: а

Р=4

18.

Впервые понятие бытия в философии употребил:

а. Боэций

б. Плотин

в. Парменид

г. Гегель

Эталон: в

Р=4

19.

Античный философ, считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

  1. Фалес

  2. Гераклит

  3. Платон

  4. Демокрит

Эталон: б

Р=4

20.

Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

а. всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

б. всеобщая изменчивость вещей

в. божественное слово

г. один из первоэлементов

Эталон: а

Р=4

21.

Высказывание «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

  1. И.Канту

  2. К.Марксу

  3. Аристотелю

  4. Протагору

Эталон: г

Р=4

22.

Автор афоризма «Я знаю, что ничего не знаю…»:

  1. Фалес

  2. Платон

  3. Сократ

  4. Эпикур

Эталон: в

Р=4

23.

Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

  1. идея идеальна, настоящая лошадь – материальна

  2. идея содержательно богаче, чем живая лошадь

  3. идея первична, настоящая лошадь вторична

  4. идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

Эталон: б

Р=4

24.

Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

  1. киников

  2. неоплатоников

  3. стоиков

  4. эпикурейцев

Эталон: в

Р=4

25.

Характерной чертой средневековой философии является:

  1. космоцентризм

  2. антропоцентризм

  3. теоцентризм

  4. скептицизм

Эталон: в

Р=4

26.

Философия в средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

  1. богословию

  2. науке

  3. психологии

  4. этике

Эталон: а

Р=4

27.

Эсхатология – это:

  1. учение о ценностях

  2. учение о бытии, его фундаментальных принципах

  3. учение о конечных судьбах мира и человека

  4. учение о происхождении богов

Эталон: в

Р=4

28.

Учение о спасении души – это:

  1. метафизика

  2. сотериология

  3. диалектика

  4. деонтология

Эталон: б

Р=4

29.

Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»:

  1. Климент Александрийский

  2. Мейстер Экхарт

  3. Августин

  4. Цицерон

Эталон: в

Р=4

30.

Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

  1. мистике

  2. схоластике

  3. рационализму

  4. эмпиризму

Эталон: б

Р=4

31.

Эпоха восстановления идеалов античности в Европе – это:

  1. Возрождение

  2. Новое время

  3. Средние века

  4. Просвещение

Эталон: а

Р=4

32.

Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

  1. антропоцентризм

  2. теоцентризм

  3. космоцентризм

  4. природоцентризм

Эталон: а

Р=4

33.

Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения – это:

  1. человек

  2. Бог

  3. природа

  4. космос

Эталон: а

Р=4

34.

Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

  1. индивидуализма

  2. коллективизма

  3. рационализма

  4. иррационализма

Эталон: а

Р=4

35.

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это:

  1. рационализм

  2. сенсуализм

  3. скептицизм

  4. агностицизм

Эталон: а

Р=4

36.

Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии – это:

  1. Ф. Бэкон

  2. Т. Гоббс

  3. Р. Декарт

  4. Г. Лейбниц

Эталон: в

Р=4

37.

Основное утверждение эмпиризма:

  1. высший вид познания – интуиция

  2. всё знание человека основывается на опыте

  3. мир в принципе не познаваем

  4. всё подвергается сомнению

Эталон: б

Р=4

38.

«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал:

  1. Т. Гоббс

  2. Д. Бруно

  3. Д. Дидро

  4. И. Фихте

Эталон: а

Р=4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *