Почему человек не замечает своих грехов

Такой нестрашный грех

  1. На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел сложный вопрос — “Зачем мне исповедь, если не в чем каяться?” (письмо целиком).

Отвечает Александр Ткаченко:

В лихие девяностые ходила в народе грустная притча-быль о том, как один крутой «браток» впервые на исповеди растерянно говорил священнику:
«Не, какие у меня грехи, батюшка? Нету грехов. Если кого на бабки ставил, то — строго по понятиям. Ну, или завалить кого приходилось,
так тоже ведь — за дело, не просто так». В этой истории, сквозь весь ее мрачный гротеск, отразилась общая духовная проблема человечества: мы не видим своих грехов.

Вернее, видеть-то мы их, быть может, и видим. Но при этом не опознаем их как грехи. Происходит это по простой и трагической причине. После отпадения первых людей от Бога греховность вошла в саму нашу природу, и человек перестал реагировать на грех как на что-то недопустимое и разрушительное. Говоря техническим языком, в нашей душе перестала действовать опознавательная система «свой-чужой». В войсках противовоздушной обороны такая система позволяет определять, свой самолет вошел в воздушное пространство страны или чужой. Если система выходит из строя, на экране радаров окажется лишь множество одинаковых светящихся точек, среди которых уже невозможно отличить свой пассажирский лайнер от вражеского бомбардировщика.

В духовной жизни человека после грехопадения произошло нечто подобное: человек потерял способность видеть подкрадывающееся зло в собственных мыслях и намерениях. Для огромного множества людей сегодня не существует даже такого понятия — грех. Любые мысли и желания, возникающие в душе, словно одинаковые точки на экране радара, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и закономерное. Это не означает, будто в человеке греховно абсолютно все. Будучи образом Божьим, мы всегда несем в себе отблески красоты и величия этого образа, пускай и поврежденного грехом. Сама природа наша влечет нас к добру. Но в том и беда, что добро в падшем человеке живет вперемешку со злом, а отличить одно от другого получается очень плохо или не получается совсем, как у того «братка» из девяностых на первой исповеди.

Поэтому очень важно понять, что способность видеть свои грехи нам, в нынешнем нашем состоянии, увы, не свойственна. Такая способность — дар Божий, настоящее чудо, как если бы человек, всю жизнь страдающий дальтонизмом, вдруг начал различать цвета.

Однако Бог не навязывает Свои дары тем, кто в них не нуждается. Чтобы получить способность видеть собственные грехи, нужно сначала понять, что сам по себе ты на это не способен, и попросить Бога об этом даре. Например, словами знаменитой молитвы Ефрема Сирина, которую в Церкви каждый год читают Великим постом:

Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей, Господи Царю,

даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков, аминь.

Повсюду пятна черноты

Грех — это ненормальность, искажение естественного человеческого бытия, нарушение человеком Божьего замысла о нем. Чтобы увидеть в себе это отклонение от нормы, необходимо знать саму норму, иметь перед собой некий ее эталон. Шекспировский Гамлет «…повернул глаза зрачками в душу, а там — повсюду пятна черноты». Но как увидеть черные пятна, если находишься в темноте? Не зря ведь говорят, что ночью все кошки — серые. Нужен источник света, который смог бы выявить эту черноту греха в человеческой душе. Для христиан таким светом является образ Иисуса Христа, запечатленный Его учениками в тексте четырех Евангелий. Это и есть эталон нашей человечности, ее норма, и мы в каждый момент своей жизни либо стремимся соответствовать ей, либо — уклоняемся от нее. Третьего варианта нет.

Вот, казалось бы, и решение проблемы: чтобы увидеть грех в своих мыслях, словах и поступках, их нужно рассматривать в свете Евангелия, сравнивая с мыслями, словами и поступками Сына Божия. Однако для этого следует читать Евангелие не от случая к случаю, а ежедневно и вдумчиво. Пусть это будет всего лишь одна глава в день, но — прочитанная неспешно, с разбором непонятных мест, с поиском толкований на них в творениях святых отцов. Нужно сделать это чтение неотъемлемой частью своего житейского распорядка. Иначе евангельский свет будет освещать не всю нашу жизнь, а лишь отдельные ее фрагменты.

Такое «фрагментарное» отношение к чтению Евангелия можно сравнить с ночной поездкой на автомобиле: когда мы едем в темноте, то непременно включаем фары. Но что произойдет, если на темной дороге они будут включены не постоянно, а лишь иногда? Скорее всего, ничего хорошего.

А ведь вся наша земная жизнь в духовном смысле и есть — ночь, темнота, в которой мы либо гоняем наобум, с выключенными фарами, периодически слетая с дороги в кювет, врезаясь в столбы или того хуже — нанося вред другим людям. Либо же — стараемся осветить эту темноту светом Христовым, постепенно начиная замечать подстерегающие нас опасности и обходить их заранее. Правда, и при этом свете, бывает, тоже случается споткнуться. Но тогда христианин уже отчетливо видит, за какую именно греховную корягу он зацепился на этот раз.

Следите за мыслью

Зачастую обнаруженный в себе грех вызывает едва ли не радостные чувства: «О, теперь будет что сказать батюшке на исповеди!» Но радоваться здесь особо нечему. Любой грех — это рана, повреждение, которое человек наносит прежде всего самому себе. Даже если такая рана совсем незначительна и не вызывает боли, она все равно не перестает быть раной, нарушающей нашу целостность. Когда таких мелких ранок появляется достаточно много, через них может войти «инфекция» в виде куда более серьезного греха, который человек уже почувствует через душевную боль и поймет — произошло нечто действительно тягостное: …скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим 2:9).

Отсутствие же такой боли при совершении мелких грехов — отнюдь не повод для беспечного к ним отношения. Всем известно, что кариес тоже начинается безболезненно. Подумаешь — темная точка на зубе. Но если эту червоточину вовремя не залечить, она постепенно разрастется и проест твердую зубную оболочку. После чего воспаляются мягкие ткани внутри зуба, и человек лезет на стену от невыносимой боли.

Ровно то же самое можно сказать и о «мелких» грехах. Все они, подобно безболезненной черной точке на зубе, — путь к грехам тяжким, несущим скорбь и тесноту нашей душе.

Особенно это касается грехов в мысленной сфере. Ведь именно здесь, в наших мыслях, постоянно происходит огромная работа, здесь человеком принимаются или отвергаются различные планы и намерения, здесь выносятся оценки тому или иному явлению, выявляются предпочтения и неприязнь. Здесь, в мыслях, рождается и грех. Тут он берет свое начало в виде нашего мысленного согласия на него. И если еще на этом этапе он не будет опознан и пресечен, дальнейшее его развитие может принести немало бед нам самим и окружающим нас людям.

Как же пресекаются такие грехи? Для этого можно не дожидаться очередной исповеди. Святитель Феофан Затворник прямо говорил: «Относительно мелких греховных движений сердца, помыслов и т. п. <…> следующее правило: как только замечено что-либо нечистое, тотчас следует очищать это внутренним покаянием пред лицом Господа. Можно этим и ограничиться, но если нечиста, неспокойна совесть, то потом еще на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением и — конец. Все такие грехи этим актом внутреннего покаяния и очищаются».

Правда, бывает, что какой-нибудь мысленный грех из-за многократного повторения уже «прирос» к сердцу так сильно, что оставить его никак не получается. В этом случае нужно обязательно рассказать о нем своему духовнику или любому другому священнику, который будет принимать исповедь.

Контрольный день

Видеть свои грехи — необходимое условие нормальной духовной жизни христианина. Но, если кто-то думает, будто это легкое и необременительное дело, он глубоко ошибается. Конечно, дар на то и дар, что получаем мы его не по своим заслугам, а по любви дарящего. Но вот подготовить свою душу к принятию дара видения собственных грехов мы должны самостоятельно. А самый подходящий инструмент для такой подготовки — заповеди Евангелия. По сути своей они являются не чем иным, как свойствами духовно-здорового человека. Попробуй жить по ним хотя бы один день, внимательно наблюдая за движениями своей души, и сразу же станет понятно, соответствуешь ты этой норме или не очень.

Попробуй не обижаться, когда тебе говорят гадости. Не поддаваться на лесть. Не гордиться, когда тебя хвалят. Не завидовать. Не смотреть с вожделением на людей другого пола. Попытайся ни с кем не спорить, не доказывать свое, просто и доброжелательно принимая каждого человека. Попробуй за этот «контрольный» день не сказать ни одного плохого слова. Ни разу не подумать о ком-нибудь плохо.

Результат будет весьма показательным. Наше поврежденное грехом естество сразу же начнет топорщиться, сопротивляться и попытается любым способом улизнуть от исполнения заповедей, даже когда мы вполне осознанно решили по ним жить. Вот тут-то у человека и открывается дар видения своих грехов. Лишь на сияющем фоне заповедей Евангелия становятся видны пятна греховной черноты, которые, словно кариес, разъедают душу человека. Потому и говорил преподобный Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

Скрипка грешника

«Умеете ли вы играть на скрипке?» — «Не знаю, ни разу не пробовал».

Недалекий персонаж этой шутки блестяще вывел формулу, объясняющую, почему мы не видим своих грехов. Грех — это нарушение заповеди. Но чтобы увидеть нарушение, нужно как минимум попробовать исполнить саму заповедь. Ни разу не бравший в руки скрипку чудак не видит, что он абсолютно не умеет на ней играть. Не старающийся жить по заповедям — не видит своих грехов.

Человеку свойственно фантазировать на различные темы. В мечтах можно считать себя крутым бойцом, талантливым артистом, гениальным художником. Или, например, — христианином. Не так уж важно, кем мы сами себя считаем. Подлинное наше содержание выявляется лишь в реальных делах. Боец — покажи себя в спарринге, артист — добро пожаловать на сцену, художник — вот тебе кисть, холст. И сразу же станет понятно, кто есть кто.

Не в том ли корень проблемы, что и христианство наше зачастую оказывается таким вот «чисто-теоретическим», существующим исключительно внутри наших представлений о самих себе? И никак (ну, или почти никак) не выраженным в нашей деятельности. Христианские реальные дела — это исполнение заповедей. Которые, к слову сказать, тоже — дар Божий людям. Лишь приняв их, решившись жить по ним всерьез, можно получить и другой удивительный дар — видение своих грехов. А чтобы яснее было, с чего именно здесь следует начинать, вот прекрасное практическое наставление святителя Игнатия (Брянчанинова):

«Кто отказался от осуждения ближних, помысел того, естественно, начинает видеть грехи и немощи свои, которых не видел в то время, как занимался осуждением ближних».

Читайте также ответ на вопрос читательницы:

Протоиерей Игорь Фомин. Инструкция по экстренной помощи безгрешным

Доброго! Совершенно с вами согласен, что исповедь в вашем духовном состоянии совершенно не нужна, да и причастие тоже. Зачем оно вам?

Очень, кстати, советую вам внимательно следить за распространением своих фотографий, как бы не начали прикладывать куда в поисках исцелений…

Вы можете не поверить, но за двадцать лет поповства я не знаю ни одной из Заповедей, ни Закона, ни Заповедей Блаженства из Нагорной Проповеди, нарушая которые человек не нашел бы для себя оправдания. Причем обычно в себе. Можно верить во всякое разное, от колдовства до буддизма, признавать одновременно все религии и йоги, при этом считать себя православным. Можно не молиться ни в Церкви, ни дома, ведь главное — Бог в душе. Можно брать чужое, ведь у кого-то больше, значит, нужно перераспределить, особенно если в «мою» пользу. Зависть и осуждение, пожелание всего и вся — но ведь это как у всех: я не хуже, чем, сосед, а даже лучше — он-то гад совсем, чего только не творит… Человек может блудить направо и налево, но он не виноват, т.к. это для «здоровья» и без насилия.

Совершенно согласен с вами и в вопросе о постах: «похлебка» не спасает, необходимо сознательное желание придерживаться Церковных установлений, если хотите — осознанная дисциплина. У Святых Отцов встречаются слова, что пост и молитва — два крыла, на которых душа может достичь Неба. Но в принципе можно искать свои пути, как бы только в болоте не оказаться.

Есть изумительный автор — преподобный Петр Дамаскин, его мягкие и прошедшие многовековую практику советы, возможно, со временем, смогут пригодиться и вам. Вот, например, он пишет: «Первым признаком начинающегося выздоровления души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Сейчас он есть и в интернете, и в бумажных изданиях.

Очень просил бы вас обратить внимание на лекции проф. А.И. Осипова, их можно слушать и с карандашом в руке за столом, выписывая интересные мысли, а можно за рулем, в автомобильной пробке, занимаясь хозяйством или чем иным. То, что вы сможете или захотите услышать, вы услышите. Это будет всяко полезно. Для святых — я не знаю. Не встречал.

Попробуйте почитать Священное Писание и Святых Отцов, помолиться, прося об открытии вам ваших грехов. Потрудиться духовно. Господь милостив!

Постарайтесь обрести себе настоящего духовного отца. Не «волшебного и чудотворного» старца, а спокойного священника, который всей своей душей захочет помочь вам в трудах Спасения, подскажет, вразумит, остережет, помолится о том, чтобы ваша душа вновь обрела христианскую чувствительность, возможность видеть и плакать о себе!

Могу также порекомендовать статью протоиерея Евгения Чунина о покаянии: http://rpso.ru/o-pokayanii-vo-grehah/

Бог в помощь!

Цитаты о грехе

Если пост я нарушу для плотских утех — Не подумай, что я нечестивее всех. Просто постные дни — словно черные ночи, А ночами грешить, как известно, не грех!

4947 минут на осмысление

Грешнейший грех — боязнь греха, Пока здоров и жив, А как посыплется труха, Запишемся в ханжи.

3617 минут на осмысление

Красивые грехи, как и красивые вещи, — привилегия богатых.

3063 минуты на осмысление

Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание.

2835 минут на осмысление

Кто не остановится на первой ступени греха, дойдёт до последней.

2793 минуты на осмысление

Будь грешником и греши смелее, но еще смелее веруй и радуйся во Христе, который победил наши грехи, смерть и мир.

2615 минут на осмысление

Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать.

2383 минуты на осмысление

Та, которая не согрешает потому, что это не дозволено, та согрешает.

2323 минуты на осмысление

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

2013 минуты на осмысление

За мелкий грех карают беспощадно, за крупный награждают.

1993 минуты на осмысление

До сего дня у меня осталось чувство горечи по отношению к тем, кто призван был охранять мои юные годы, а вместо этого не только разрешил мне, но заставил меня прочесть от первой до последней страницы полный текст Библии еще до того, как мне исполнилось пятнадцать лет. После такого ни один человек до конца своих дней не может очиститься от греховных мыслей.

1967 минут на осмысление

Страшен не грех, но бесстыдство после греха.

1923 минуты на осмысление

Всякий сам себе грешен.

1912 минуты на осмысление

Мы живем так, что внезапно увидеть нас – значит поймать с поличным.

1903 минуты на осмысление

Малые грехи становятся большими, если их совершают большие люди.

1823 минуты на осмысление

Единственный, кому следует простить все грехи, — ты сам.

1823 минуты на осмысление

Всякому приходится расплачиваться за свои грехи.

1813 минуты на осмысление

Большая разница — не хотеть или не уметь согрешить.

1803 минуты на осмысление

Помимо тяжких уголовных преступлений нет греха более смертного, чем быть аутсайдером.

1803 минуты на осмысление

Грех сотворен человеком, но вкус у него божественный.

1803 минуты на осмысление

Жаль, что пить воду не грех. А то какой вкусной она бы казалась!

1783 минуты на осмысление

Если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью унес бы свои домой.

1775 минут на осмысление

Для чистых все чисто.

1762 минуты на осмысление

Люби грешника и ненавидь грех.

1762 минуты на осмысление

Грех ненавидят благие, любя добродетель. Грех ненавидят дурные, страшась наказаний.

1753 минуты на осмысление

Большая разница, не хочет человек грешить или не умеет.

1743 минуты на осмысление

Кто раскаивается в своем прегрешении, тот уже почти и невиновен.

1733 минуты на осмысление

Какая жалость, что в Англии нет иных развлечений, кроме греха и религии.

1733 минуты на осмысление

Абсурд – это грех без Бога.

1723 минуты на осмысление

Если бы все мы исповедались друг другу в своих грехах, то посмеялись бы над тем, сколь мало у нас выдумки. Если бы все мы раскрыли свои добродетели, то посмеялись бы над тем же.

1727 минут на осмысление

Не спеши обращать грешников прежде, чем они согрешат.

1713 минуты на осмысление

Люди не смогли даже выдумать восьмого смертного греха.

1713 минуты на осмысление

Грешить никому не полагается.

1702 минуты на осмысление

Чем меньше искушение, тем больше грех.

1693 минуты на осмысление

Что может быть невинней первого греха?

1683 минуты на осмысление

После смерти нас встречают два вопроса. Злой ангел спрашивает: «Как он жил?», милосердный Создатель спрашивает: «Как он умер?» Творец берет последнюю слезу умирающего и погашает ею все грехи, записанные на его жизненной таблице.

1687 минут на осмысление

Хуже всего грехи, не доведенные до конца.

1663 минуты на осмысление

Христианство много сделало для любви, объявив ее грехом.

1663 минуты на осмысление

Грех, совершенный ради нас, не может быть тяжким.

1633 минуты на осмысление

Многие проповедники изобретают новые грехи, чтобы заполучить клиентуру.

1623 минуты на осмысление

Грешники как зеркала: их грехи — отражение зла, которое затаилось во всех нас.

1623 минуты на осмысление

За признание — прощение, за утайку — нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный.

1623 минуты на осмысление

Без греховного начала человек не смог бы жить, а без святого жил бы припеваючи. Бессмертие — идея бесперспективная.

1605 минут на осмысление

Грешки: наши мелкие подлости.

1592 минуты на осмысление

Больше всего мы сожалеем о тех грехах, которых не совершили, когда подворачивалась оказия.

1543 минуты на осмысление

Всякий грех есть смерть души.

1543 минуты на осмысление

Брак — то ли одно из семи главных таинств, то ли один из семи смертных грехов.

703 минуты на осмысление

Бесплодие, бессилие, неспособность рождать жизнь — вот естественный плод греха. Грех неспособен творить, но — только разрушать.

665 минут на осмысление

Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

593 минуты на осмысление

Грех, который тяготеет над физиками, — то, что они не могут утратить своих знаний.

583 минуты на осмысление

Грехи людей пересчитать ты так усердно рвёшься? С своих начни, и до чужих едва ли доберёшься.

523 минуты на осмысление

Из всех смертных грехов самый худший — сидеть на собственной заднице.

523 минуты на осмысление

Мы праведны тогда, когда исповедуем грехи наши.

503 минуты на осмысление

Лучше уж сотня противоестественных грехов, чем одна противоестественная добродетель.

463 минуты на осмысление

За несколько тысячелетий люди не смогли выдумать даже восьмого смертного греха.

453 минуты на осмысление

Грех не в темноте, а в нежелании света.

443 минуты на осмысление

Всякий грех вливает воду в вино веры, и чем больше воды, тем меньше вина.

433 минуты на осмысление

Хуже всего грехи, не доведённые до конца.

433 минуты на осмысление

Грехи бывают разного обряда.

412 минуты на осмысление

Если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью унёс бы свои домой.

415 минут на осмысление

«Праведность сопровождается большими размахами в греховность… и при том всё это ведь в пределах жизни расы. Когда иерархия достаточно восполнена, когда уже есть те, кто может вести к дематериализации, тогда наступает конец расы»…

417 минут на осмысление

Страх Божий заключается в боязни греха. Не самого Бога боюсь я, а боюсь низвержения с лона Его.

415 минут на осмысление

Трагедия бедняков — в том, что только самоотречение им по средствам. Красивые грехи, как и красивые вещи, — привилегия богатых.

415 минут на осмысление

Война есть убийство. И сколько бы людей не собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство всё же самый худший грех в мире.

407 минут на осмысление

Признайся в своих грехах богу — и будешь прощён, признайся в них людям — и будешь осмеян.

405 минут на осмысление

Чужими грехами свят не будешь.

405 минут на осмысление

Все грехи — это попытки заполнить пустоту.

393 минуты на осмысление

Крещение разрывает древние грехи, но не дает новых добродетелей.

393 минуты на осмысление

Плохо думать о ближних — грех, но едва ли ошибка.

393 минуты на осмысление

Я был в тропических лесах, Я ждал увидеть орхидеи. О, эти стебли точно змеи, Печать греха на лепестках.

395 минут на осмысление

Бог может простить нам грехи наши, но нервная система — никогда.

383 минуты на осмысление

Говорится просто: «Сударыня! Жизнь так прекрасна, надо торопиться. Второй раз молодости уже не будет. Надо ловить момент! Мы оба молоды и прекрасны — пойдёмте ко мне на квартиру». Если она скажет, что это «грех», можно возразить самым небрежным тоном: «какой там, к чёрту, грех, всё пустяки и трын-трава, а рая никакого и нет!» После чего других возражений уже не предвидится.

387 минут на осмысление

Грех возможен только по отношению к пустоте в том или ином виде…

383 минуты на осмысление

…»там есть орхидея, прекрасная, как семь смертных грехов»…

383 минуты на осмысление

Добродетель не в том, чтобы воздержаться от греха, а в том, чтобы не желать греха.

373 минуты на осмысление

Петь песни в будни считалось не только зазорно, — но и грехом. — Чай, будни! И вдруг в тупичке в будни раздалась песня.

375 минут на осмысление

Чтобы изобрести смертные грехи, нужен был человек, с его воображением и его властью над материей.

353 минуты на осмысление

Соприкосновение с грехами чужими заразительно.

333 минуты на осмысление

Левкой, цветок весьма приятный, Да репутация плоха: Он дышит негой ароматной Самовлюблённого греха.

333 минуты на осмысление

Небо негодует на нас за наши грехи, а мир за наши добродетели.

323 минуты на осмысление

В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением.

315 минут на осмысление

Во всём, что касается грехов, следует тщательно следить за модой.

313 минуты на осмысление

Все грехи сопряжены с удовольствием и признают свою вину, только зависть не знает ни вины, ни удовольствия.

305 минут на осмысление

Темы цитат по буквам

  • Грех грехом, а вина виной.
  • Тяжки грехи наши.
  • Один грех всю душу оскверняет.
  • Свято место не бывает пусто.
  • Без греха века не проживешь.
  • Согрешить легко, да каяться тяжело.
  • Безгрешна человека на свете нет.
  • Каков грех, такова и расправа.
  • На грех и незаряженное ружье выпалит.
  • Мой грех — мой ответ.
  • Грех при всех — двойной грех.
  • Грешить легко — трудно каяться.
  • Грех сладок, а человек падок.
  • Грех не грех, а только людям смех.
  • Грехи любезны доведут до бездны.
  • От запада до востока нет человека без порока.
  • Грех не уложить в мех.
  • Грех не смех, когда придет смерть.
  • Грех пополам.
  • Грех по дороге бег, да и к нам забег.
  • Лишь тот свят, кто с креста снят.
  • Всякая неправда — грех.
  • Огня без дыму, человека без греха не бывает.
  • Грех, что дуга вязовая: концы в воде, середка наружу.
  • Грех не по лесу ходит, а по людям.
  • Грех не уложишь в орех.
  • Один грешок — и тот с мешок.
  • Грех да беда на кого не живет.
  • Мал грех, да велика причина.
  • Неси в храм покаяние и подаяние.
  • Один в грехе, а все в ответе.
  • Не грешна, так и смерть не страшна.
  • Грехов много, да и денег вволю.
  • За грехи молодости платят до старости.
  • Грех греху рознь.
  • Не согрешишь — не покаешься.
  • Нечего греха таить.
  • Грех не беда, молва не хороша.
  • Грех воровать, да нельзя миновать.
  • И рад бы в рай, да грехи не пускают.
  • Грех под лавку, а сам на лавку.
  • И в Печоре слепых много.
  • Грех — греху рознь, с другим и сквозь землю провалишься.
  • На грех мастера нет.
  • Греху дело есть.
  • Огонь без дыму, человек без греха не бывает.
  • Рада бы душа в рай, да грехи не пускают.
  • Грех с орех, ядро с ведро.
  • Умному попу лишь кукиш покажи, а уж он и знает, какой грех.
  • Грех в орех, а нам ядрышки в рот.
  • На грех и курица свистнет.
  • Грех да напасть бороною ходит, кого зацепит.
  • Мала причина, да грех велик.
  • Грехи сладки, а люди падки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *