Почему козел отпущения

Козел отпущения

Дмитрий Сироткин

Поговорим подробнее о фразеологизме «козел отпущения».

Он пришел к нам из далеких ветхозаветных времен.

Приводятся значение, история и источник происхождения фразеологизма, а также примеры употребления из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Козел отпущения – человек, вынужденный принимать на себя чужую вину

Синонимы: мальчик для битья, крайний, стрелочник

Козел отпущения: происхождение фразеологизма

Это библейское выражение возникло в связи с существовавшим у древних евреев обряда возложения грехов всего народа на живого козла. В день грехоотпущения (праздник Йом Киппур) первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него всех грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню.

Обряд просуществовал очень долго, в период Иерусалимского храма (X в. до н. э. — I в. н.).

Некоторые эксперты считают, что этот обряд пришел на смену первобытнообщинного культа царя-жреца. Данный культ предполагал то, что извне приходил некий герой, убивал стареющего царя-жреца и женился на его дочери. Он магически обеспечивал плодородие и благополучие племени, но потом так же постепенно терял свою магическую оплодотворяющую силу, извне приходил герой и убивал уже его, женился на его дочери, и т.д.

По-видимому, первосвященник Иерусалимского храма должен был испытывать смутную неприязнь к культу царя-жреца.

В пользу этой версии говорит и то, что козлов в день грехоотпущения было два:

  • «наш» козел, козел отпущения, на которого лишь ритуально возлагали накопленные евреями за год грехи, а потом отпускали в пустыню
  • жертвенный козел, которого закалывали прямо в храме (вместе с тельцом)

Впрочем, кому из двух козлов кем быть решал жребий. А в целом этот ритуал напоминает кровавую встречу старого и нового царя-жреца.

В христианстве же Козла отпущения иногда интерпретируют как прообраз самопожертвования Иисуса Христа, поскольку Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества.

В Ветхом завете (Левит, 16, 21-22) дается следующее описание:

И приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит перед Господом, чтоб совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения (и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую).

Примеры из произведений писателей

Ну и выбрали козла отпущения, заставили писать в отделении критики, и получилась жизнь. (Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Почему же я и вот эти несчастные должны сидеть тут за всех, как козлы отпущения? (А.П. Чехов, «Палата №6»)

Одним из распространенных недостатков нашего мышления является привычка при любых обстоятельствах отыскивать козла отпущения. Мы превращаемся в «анти», мы выступаем против того или другого и убеждаем себя, что если бы можно было это, то или другое обойти, преодолеть, раздавить и уничтожить, человечество было бы счастливо. (Герберт Уэллс, «Демократия в заплатах»)

Итак, со временем мы подзабыли, что быть козлом отпущения не так плохо, как жертвенным козлом, да и самым обычным козлом, которого со временем просто съедят. Окружающий такого козла героический ореол поблек, и остался лишь образ лузера, попираемого более удачливым окружением.

В дополнение вы можете ознакомиться с фразеологизмами из Библии, а также со следующими материалами:

  • Вавилонское столпотворение
  • Манна небесная
  • Валаамова ослица
  • Фразеологизмы Древней Греции
  • Крылатые выражения Древнего Рима
  • Геростратова слава

Правила игры в карты в «Козла», как играть парой в карты

Кто придумал игральные карты? Сегодня по статистике в восьми из десяти домов Великобритании играют в карточные игры. Игры с карточными колодами настолько привычны, что нам кажется, будто они существовали всегда. Возможно, колоды были известны со времени создания человеком изобразительного искусства. Их история уходит так далеко в прошлое, что никто не может точно указать время их происхождения.

Оглавление:

  • Правила игры в тридцать шесть карт
  • Правила игры в «Козла»
  • Правила игры при раздаче пятнадцати карт каждому игроку или «Козел» при «Вальтах»
  • Играть в «Козла» на компьютере

Существует мнение, что игральные колоды были изобретены в Китае, так как раньше бумажные деньги и игральные колоды были практически идентичны. Древние египтяне верили, что игральные колоды придумал Тот (бог мудрости) для того, чтобы люди могли «заострять» свои умы. Так давайте будем заострять свой ум при помощи одной из увлекательных игр в карты – «Козел».

Из источников известно, что данная игра пришла к нам из Германии ещё в XX веке. Трудно поверить, но с течением времени, игра «Козел» совершенно не изменилась по своей структуре и идее. Необычная система постановления козырей больше не встречается ни в одном игральном развлечении. Эта игра относительно легче, чем во всем нам знакомом «Дураке». Есть разные вариации этой игры, но отличия в них только в порядке структурирования козырной карты.

Правила игры в тридцать шесть карт

Правила игры в «Козла»

Для начала перетасовываем колоду и каждому из игроков раздаём по четыре карты.

К примеру, нам попались такие четыре карточки:

  • Туз пик;
  • Валет пик;
  • «девять» креста;
  • «восемь» черви.

В данной игре ходить можно только картами одной масти. При такой комбинации карт у вас есть три варианта хода:

  1. Туз пик и валет пик.
  2. «Девять» креста.
  3. «Восемь» черви.

Если вы пойдёте первым вариантом (туз пик и валет пик), то другой игрок не сможет отбиться, так как в ходе есть туз. Вы забираете эти две карты и ваш противник отдаёт вам свои 2 карты. Вы кладёте их отдельно и больше не задействуете в игре. Далее игроки по очереди берут одну карточку из общей колоды. Например, нам попалась карта «девять» пик. Обратите внимание, что в игре «Козел» также можно ходить парными картами и неважно из какой они масти.

Если вы собрали четыре карточки одной масти, то ходите без очереди. Или же ваш противник смог покрыть ваши карты, то он забирает их себе. В конце, когда у вас и вашего противника собралось 2 отдельные стопки покрытых карт, то вам необходимо начать считать и суммировать баллы. Простые карты («шесть», «семь», «восемь» и «девять») имеют ноль баллов. Остальные имеют такие значения баллов:

  • Валет – два балла.
  • Дама – три балла.
  • Король – четыре балла.
  • «Десять» – 10 баллов. Обратите внимание, в «Козле» обычная «десятка» считается выше по рангу «Валета», «Дамы» и «Короля». Таким образом, она приносит целых десять баллов.
  • Туз – одиннадцать баллов.

После подсчёта баллов результаты сравниваются. Игрок, набравший большее количество баллов, считается победителем.

Правила игры при раздаче пятнадцати карт каждому игроку или «Козел» при «Вальтах»

Для начала, из колоды нужно убрать «шестёрки», перетасовать, поделить колоду на две равные части. Каждый игрок берёт по пятнадцать карт, оставшаяся верхняя карточка становится козырем. В данную игру желательно играть вчетвером, но можно и парой. Туз достаётся последнему игроку, взявшему свои карты или раздававшему. Сама система оценки баллов точно такая же, а именно:

  • Валет – два балла;
  • Дама – три балла;
  • Король – четыре балла;
  • «десять» – десять баллов;
  • Туз – одиннадцать баллов.

Каждый игрок записывает себе по двенадцать баллов. Человек, набравший более шестидесяти очков, имеет право списать с других игроков по два балла и только одно очко у раздававшего. Если вы счастливчик и смогли после каждого, так называемого, тура взять от остальных игроков ровно двенадцать баллов, то вы выиграли. Но у данного варианта есть особенность – это Валеты.

Валет «креста» может покрывать все карточки без исключения, даже козырные. Валет «пик» одерживает победу над всеми козырями и сородичами, кроме Валета «креста». Валет «червовый» спокойно кроет козыри и Валет «бубен». Последний, в свою очередь, может крыть только козыри. Играющему необходимо помнить, что чрезвычайно важными для победы являются десятки и тузы, поэтому ему нужно выбрасывать своему сопернику только пустые или младшие карточки, даже не жалея при этом валетов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *