Почему крепостное право

Содержание

Крепостное право в России

Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866; Москва, Третьяковская галерея)

Крепостное право в России — существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.

В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне подразделялись на категории: смердов, закупов и холопов. В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года, отменено 19 февраля 1861 года (3 марта 1861) царским манифестом.

Краткая история

См. также: Крестьяне и Российское дворянство

Возникновение

Крепостное право применительно к концу XVI века правильнее всего понимать как очень конкретное явление: как запрет крестьянских переходов от одного владельца к другому. За рамками этого запрета мы довольно мало знаем в чём еще выражалась зависимость крестьянина от своего владельца Д. А. Черненко Крепостное право в России

В Российской историографии существуют два противоположных взгляда на обстоятельства и время возникновения крепостного права — так называемые «указная» и «безуказная» версии. Обе они возникли ещё в середине XIX столетия. Первая из них исходит из утверждения о существовании конкретного закона в конце XVI века, а именно от 1592 года, об окончательном запрете крестьянского перехода от одного землевладельца к другому; а другая — опираясь на отсутствие среди сохранившихся официальных документов подобного указа, рассматривает крепостничество как поэтапный и растянутый во времени процесс утраты прежде свободными людьми гражданских и имущественных прав.

Основателем «указной» версии считается известный историограф XIX века С. М. Соловьёв. Именно он, по ряду причин, отстаивал существование закона 1592 года о запрете крестьянского перехода, или отмене «Юрьева дня», изданного в правление царя Феодора Иоанновича. Необходимо отметить, что советская историография активно приняла сторону С. М. Соловьёва в данном вопросе. Предпочтительными преимуществами этой гипотезы в глазах советских историков было то, что она представляла социально-классовые противоречия более выпукло и остро, отодвигая факт закрепощения более чем на 50 лет в прошлое.

«Указную» версию пытался опровергнуть В. О. Ключевский, извлёкший из достоверных источников множество текстов крестьянских порядных записей 1620-х — 1630-х годов, свидетельствующих о том, что ещё в это время, то есть спустя почти полстолетия после предполагаемого указа о закрепощении крестьян от 1592 года, древнее право «выхода» крестьян с помещичьей земли сохранялось вполне. В порядных оговариваются только условия выхода, само право на который не ставится под сомнение. Теория В. О. Ключевского доминировала в дореволюционной историографии вплоть до открытия С. М. Адриановым царской грамоты на Двину 1592 года «О сыске бежавших из вотчины Никольско-Корельского монастыря исконно-вечных крестьян», в которой упоминаются «заповедные лета».

Советским историком В. И. Корецким на основе дел Разрядного Приказа, Поместного Приказа, актовых материалов приказных изб было показано, что в начале семнадцатого века политика относительно крестьянского выхода, отмененного ранее указом 1592 года, проводилась непоследовательно. В ряде случаев, как после восстания Хлопка, право выхода возвращалось, но после отменялось.

Развитие со времён Древнерусского государства до XVII столетия

Объективная картина развития крепостного права на Руси от древних времен и до середины XVII столетия представляется следующим образом: княжеское и боярское землевладение, в сочетании с укреплявшимся бюрократическим аппаратом, наступало на личную и общинную земельную собственность. Прежде свободные земледельцы, крестьяне-общинники или, даже, частные собственники земли — «своеземцы» древнерусских юридических актов — постепенно становились арендаторами участков, принадлежащих родовой аристократии или служилому дворянству.

В Великом княжестве Московском, объединившем в своём составе большую часть древнерусских земель, получает развитие поместное землевладение, как система вознаграждения за военную или гражданскую службу. Служилое поместье в Русском государстве XV — начала XVII веков представляло собой земельный участок, находящийся в собственности государства, населённый лично свободными людьми, сельскохозяйственными работниками — «крестьянами», обязанными временно (до тех пор, пока земля записана за помещиком) отчислять определённую долю своих сельскохозяйственных прибытков, чаще всего натурой, но иногда и в денежном эквиваленте, не в государственную казну, а в пользу помещика. Раздача поместий была вызвана недостатком наличных денежных средств, чтобы оплатить услуги лиц, несущих военную или бюрократическую службу государству.

Кроме поместья, полученного временно, под условием службы, многие дворяне владели землёй на праве частной собственности, доставшейся в качестве приданого, по наследству, «благоприобретённой» и так далее — «вотчинами». Но свою частную землю собственник возделывал или с помощью нанятых вольных работников, или поселяя на неё лично зависимых от него лиц — «холопов». Вотчинник не имел права переселить крестьян из государственного поместья в свои частные владения, потому что жители поместья ни при каких обстоятельствах не считались собственностью помещика, а исключительно свободными государственными налогоплательщиками, временно обязанными свои прямые выплаты в государственную казну заменить косвенными платежами — в пользу «помещика», то есть человека, служащего государству своим образованием или воинским умением, и потому взятого государством на содержание.

Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с воцарением династии Романовых. К этому времени сроки сыска беглых крестьян увеличились с 5 лет, объявленных ещё в царствование Федора Иоанновича в 1597 году, до 15 лет. Однако землевладельцы в многочисленных челобитных настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно, и царь Алексей Михайлович идет не только навстречу этим требованиям, но и намного дальше.

Дело в том, что во всех прежних указах о сроке сыска беглых крестьян речь шла исключительно о тех, кто ушёл с помещичьей земли, не внеся всех необходимых выплат помещику, оговорённых в порядных записях, то есть — о возвращении должников. Крестьянин, рассчитавшийся по своим обязательствам, был волен идти куда угодно, или оставаться на месте, или вовсе оставлять землепашество и выбирать другой род занятий, если позволяли средства и умение.

В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин.

Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей.

Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей.

Одним из главных недостатков Уложения, по замечанию В. О. Ключевского, было то, что законодатели не подумали о регламентации обязанностей крепостных перед помещиками. Этот вопрос был обойдён молчанием, что привело в будущем к значительным злоупотреблениям властью помещиками..

Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика.

С конца XVII века постепенно входят в практику скрытые сделки по купле-продаже крестьян между помещиками, также крепостных отдают в качестве приданого и так далее. Но речь шла, всё-таки, о переселении, перемещении земледельцев, причём непременно вместе с семьёй, из одного поместья в другое. Закон запрещал обезземеливание крестьян. Кроме того, запрещалась и торговля крепостными крестьянами. В главе 20 Уложения на этот счёт недвусмысленно говорилось: «Крещёных людей никому продавати не велено»..

Развитие крепостного права с конца XVII века и до 1861 года

Наказание крепостного кнутом в XVIII веке. Из книги Жан Шапп д’Отроша

С конца XVII и, особенно, с начала XVIII столетия крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем возникновении. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. О. Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица»..

Сенатским указом 14 марта 1746 года определено «впредь купечеству, архиерейским и монастырским слугам, и боярским людям и крепостным, и написанным к купечеству и в цех, такоже казакам и ямщикам и разным разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крепостных без земель и с землями покупать во всём государстве запретить». 26 февраля (8 марта) 1764 года указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церковных земель и около двух миллионов душ монастырских крестьян перешло в ведение Коллегии экономии (позже они были приравнены к прочим казенным крестьянам). Таким образом право владения крепостными становилось монополией дворянства.

Крепостное право в поздний период

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 4 марта 2015 года.

Сообщения о продаже крепостных в «Киевских ведомостях» 1838 года

Несмотря на осознание того, что крепостнические порядки являются социальным злом, правительство не предпринимало никаких решительных мер к их уничтожению. Указ Павла I, «о трёхдневной барщине», как часто называют этот указ, носил рекомендательный характер и никогда почти не исполнялся. Барщина в 6 и даже 7 дней в неделю была обыкновенной. Распространение получила и так называемая «месячина». Она состояла в том, что помещик отнимал у крестьян их наделы и личное хозяйство и превращал их в настоящих сельскохозяйственных рабов, которые работали на него постоянно и получали только скудный паёк из господских запасов. Крестьяне-«месячники» были самыми бесправными людьми и ничем совершенно не отличались уже от невольников на плантациях Нового Света.

Очередным этапом в утверждении бесправия крепостных крестьян стал «Свод законов о состоянии людей в государстве», изданный в 1833 году. Там декларировалось господское право наказывать своих дворовых людей и крестьян, распоряжаться их личной жизнью, в том числе право дозволять или запрещать браки. Помещик объявлялся собственником всего крестьянского имущества.

Торговля людьми продолжалась в России вплоть до февраля 1861 года. Правда, появляется формальный запрет продавать крепостных с разделением семей и без земли, а также ограничено право беспоместных дворян приобретать крепостных. Но эти запреты легко обходили на практике. Крестьян и дворовых покупали и продавали как и прежде, оптом и в розницу, но теперь в газетах такие объявления маскировали: вместо «продаётся крепостной человек» писалось «отпускается в наём», но все знали, что на самом деле имеется в виду.

Телесные наказания крепостных получили чрезвычайно широкое распространение. Нередко такие наказания заканчивались смертью жертв, но помещики почти никогда не несли никакой ответственности за убийства и увечья своих слуг. Одной из самых суровых мер правительства по отношению к жестоким господам было взятие имения «под опеку». Это означало лишь, что усадьба переходила под непосредственное управление государственного чиновника, но помещик-садист сохранял право собственности и исправно получал доходы от имения. Причём по прошествии времени, как правило очень скоро, опека «высочайшим повелением» отменялась, и господин получал возможность вновь совершать насилия над своими «подданными».

В 1848 году крепостным разрешили приобретать недвижимость — до этого времени им было запрещено владеть любой личной собственностью. Предполагалось, что такое разрешение будет стимулировать увеличение числа «капиталистых» крестьян, сумевших разбогатеть и в неволе, оживить экономическую жизнь в крепостной деревне. Однако этого не случилось. Указ позволял с разрешения своих хозяев, но на собственное имя приобретать незаселенные участки земли как в сельских местностях, так и в городах. Эта недвижи­мость становилась личной собственностью крестьянина, в отличие от остального находившегося в его домашнем хозяй­стве имущества, которым члены семьи владели совместно. На практике это привело к злоупотреблениям, когда господа, пользуясь формальным правом, отнимали недвижимость у своих крепостных.

Извещение о продаже людей в газете «Воронежские губернские ведомости», 1839 г.

Крепостное право накануне отмены

Основная статья: Крестьянская реформа в России

Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны Павлом I и Александром I в 1797 и 1803 годах подписанием Манифеста о трёхдневной барщине об ограничении подневольного труда и Указа о вольных хлебопашцах, в котором прописано правовое положение отпускаемых на волю крестьян.

В 1816—1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия, остров Эзель).

К концу царствования Николая I доля помещичьих крепостных крестьян, по разным оценкам, сократилась до 35-45 % В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об упразднении крепостного права, но все они оказались бесплодными ввиду противодействия помещиков.

19 февраля 1861 (3 марта 1861) Манифестом императора Александра II крепостное право было окончательно отменено. Основными причинами реформы был кризис крепостнической системы и крестьянские волнения, усилившиеся во время Крымской войны.

Оценка крепостного права в российской науке и общественной мысли

Объективное отношение к проблеме крепостничества в России всегда было затруднено жестким контролем цензуры. Это объясняется тем, что, так или иначе, но правдивая информация о крепостном праве негативно отражалась на государственном престиже. Поэтому, несмотря на то, что в разное время появлялись в печати интересные материалы, выходили научные исследования и достаточно острые публицистические работы, в целом история эпохи крепостного права оказалась изучена и освещена недостаточно полно. Харьковский правовед профессор Дмитрий Каченовский в своих лекциях критиковал рабство в США, но его многочисленные слушатели воспринимали эту критику как эзопов язык. Его студент, впоследствии одесский градоначальник Павел Зеленой писал:

Нет нужды объяснять, что всякий слушатель ясно понимал и чувствовал, что, рассказывая о страданиях рабов, Каченовский разумеет белых, а не одних чёрных.

С самого начала существовали прямо противоположные оценки крепостничества как социального явления. С одной стороны его рассматривали как экономическую необходимость, а также наследие старинных патриархальных отношений. Утверждалось даже о положительной воспитательной функции крепостничества. С другой стороны, противники крепостного права обличали его разрушительное моральное и экономическое влияние на жизнь государства.

Однако примечательно, что идеологические противники одинаково именовали крепостничество «рабством». Так, Константин Аксаков писал в обращении к императору Александру Второму в 1855 году: «Образовалось иго государства над землею, и русская земля стала как бы завоеванною… Русский монарх получил значение деспота, а народ — значение раба-невольника в своей земле». «Белыми рабами» называл русских крепостных крестьян А. Герцен. Однако и шеф корпуса жандармов, граф Бенкендорф, в секретном донесении на имя императора Николая Первого признавал: «Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т. д. — свободны».

Неоднозначны оценки значения эпохи крепостного права и в наши дни. Представители патриотического направления современной политики склонны отвергать негативные характеристики крепостничества, как направленные на очернение Российской империи. Характерна в этом смысле статья А. Савельева «Выдумки о „темном царстве“ крепостничества», в которой автор склонен подвергать сомнению самые авторитетные свидетельства о насилиях над крепостными людьми: «Картины бедствия крестьян, описанные Радищевым в „Путешествии из Петербурга в Москву“, — следствие помрачения рассудка автора, искажающего восприятие социальной действительности». К положительным оценкам крепостного права, как системы хозяйственных отношений, склоняются и некоторые исследователи. Кое-кто считает его даже естественным результатом развития особенностей национального характера. Например, д.и.н. Б. Н. Миронов заявляет, что «крепостничество… являлось органичной и необходимой составляющей российской действительности… Оно являлось оборотной стороной широты русской натуры… результатом слабого развития индивидуализма»..

Однако в последнее время наметилась тенденция к более резкой оценке как причин происхождения крепостного права, так и последствий его двухсотлетнего господства для страны. Здесь примечательна позиция современного историка и писателя Б. Керженцева. Он утверждает: «Объективный анализ истории происхождения крепостного права свидетельствует, что в том виде, каким оно предстает с начала XVIII века и до самой его отмены — во второй половине XIX столетия — крепостничество являлось ничем иным, как социальным произволом власти. Его настоящие причины лежали не в экономических нуждах государства, которым крепостнические порядки прямо противоречили, а в личных интересах правителей империи, часто случайных узурпаторов на троне, и окружающей их дворянской бюрократии. Крепостное рабство стало преступной взяткой, которой правительство покупало дворянскую поддержку и лояльность».

Хронология закрепощения крестьян в России

Кратко хронологию закрепощения крестьян в России можно представить так:

  1. 1497 год — введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.
  2. 1581 год — отмена Юрьева дня — «заповедные лета».
  3. 1597 год — право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».
  4. 1607 год — соборное уложение 1607 года: срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.
  5. 1649 год — соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.
  6. 1718—1724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.
  7. 1746 год — сенатский указ «О непокупке купцам и прочим разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крестьян».
  8. 1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.
  9. 1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.
  10. 1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы..
  11. 1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.
  12. 1783 год — распространение крепостного права на Левобережную Украину.

Доля крепостного населения в России по ревизии (переписи) 1857—1859 года

В период подготовки реформы по отмене крепостного права была проведена 10-ая народная перепись, которая проходила с 1857 по 1859 год. Так, в 1858 году в Санкт-Петербурге была опубликована работа А. Г. Тройницкого «О числе крепостных людей в России». Затем, в 1861 году, была издана книга «Крепостное население в России, по 10-й народной переписи». Перепись 1857—1859 года проводилась Центральным статистическим комитетом и имела целью установить текущий состав населения и долю в нём крепостных.

Следует отметить, что доля крепостных в общем народонаселении России была различна в разных её частях. Так, в Польше, Прибалтике, Финляндии, на территории Средней Азии и современного Казахстана крепостных практически не было. Значительно выше доля крепостных была в центральных регионах. Если в целом по России доля крепостных накануне отмены крепостного права составляла 34,39 %, то в отдельных губерниях, например в Смоленской и Тульской, она составляла 69 %. Так, численность населения на указанный период составляла 67 081 167 человек, из них крепостных 23 069 631.

По 10-ой ревизии в России в 1858 году насчитывалось 65 губерний и областей. Из них в 56 губерниях и областях имелись крепостные, а в 9-ти губерниях и областях крепостных не было, а именно: В трёх остзейских губерниях, земле Черноморского войска, Приморской Восточной Сибири области, Семипалатинской области и Области Сибирских Киргизов, а также в Дербентской и Эриванской губерниях. В четырёх губерниях и областях (Архангельской, Шемахинской, Забайкальской и Якутской) практически нет крепостных, имелось лишь незначительное количество (несколько десятков) дворовых людей (слуг), поэтому эти губернии и области можно также исключить из числа губерний и областей с крепостным населением. Таким образом крепостные были в 52 губерниях и областях из 65.

> Отражение в культуре

Крепостное право и тяжелое положение крестьян было описано в широком слое русской литературы.

См. также

  • Крепостное право
  • Холопство
  • Заповедные лета
  • Дворовые люди (крепостные)
  • Сельское хозяйство в Древней Руси
  • Сельское хозяйство Русского царства

Примечания

  1. Шевченко М. М. История крепостного права в России. — Воронеж: Воронежский Университет, 1981. — 368 с.
  2. Корецкий В. И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России.. — Академия наук СССР. Институт истории СССР. — Москва: Наука, 1975. — 393 с.
  3. Корецкий, Вадим Иванович. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в.. — Москва: Наука, 1970. — 368 с.
  4. Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 3. М., 1987 г., с. 167
  5. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961
  6. Ключевский В. О. «Курс русской истории», т. 4, М., 1988 г., с. 295
  7. О непокупке купцам и прочим разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крестьян :Сенатский : № 9267, 14 марта 1746 г. /Елизавета Петровна. //Российская империя. Полное собрание законов Российской Империи c 1649 года. Том 12, 1744—1748. От № 8849 до 9568. -Санктпетербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — Стр. 523—528
  8. Указ Императрицы Екатерины II Именный, данный Сенату. — О раздѣленіи духовных имѣній и о сборѣ со всѣхъ Архиерейскихъ, монастырскихъ и другихъ церковныхъ крестьянъ съ каждой души по 1 рублю 50 копѣек….26 февраля (8 марта) 1764 года
  9. Пайпс Ричард. Свобода и собственность / О. Разуменко. — М.: Московская школа политических исследований, 2000. — С. 263. — 415 с. — ISBN 5-93895-001-5.
  10. Blum J., 1964, p. 420.
  11. Ключевский В. Курс русской истории. Лекция LXXXVI.
  12. Курилла И. И. Заокеанский партнёры: Америка и Россия в 1830 — 1850-е гг = Partners Across the Ocean: The United States and Russia, 1830s — 1850s / отв. ред. Н. Н. Болховитинов. — Волгоград: Волгоградский университет, 2005. — С. 337. — 488 с. — ISBN 5-9669-0078-7.
  13. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII-нач XX вв.) Т.1, Спб., 2003 г., с.413
  14. Керженцев Б. Окаянное время. М., 2013 г., с.248
  15. Указ о предоставлении помещикам отправлять крестьян на каторгу (17 января 1765)
  16. Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков (22 августа 1767)
  17. «Крепостное население в России, по 10-й народной переписи», 861 г.
  18. Федоров В. А. Падение крепостного права в России: Документы и материалы. Вып. 1: Социально-экономические предпосылки и подготовка крестьянской реформы. М., 1966. С. 20 — 21, 26 — 29.).

Литература

  • Греков Б. Д. Главнейшие этапы в истории крепостного права в России. — М.; Л.: Гос. соц.- экон. изд-во, 1940. — 114 с.
  • Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). — М., 1994.
  • Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. — СПб.: Тип. II Отд-ния собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. — 48 т.: указ. Т. 18: 1767—1769. — 1830.
  • Практикум по истории СССР XVII—XVIII вв. — М.: Просвещение, 1991.
  • Энгельман И. Е. История крепостного права в России. — М., 1900. — 442 с.
  • Blum J. Lord and Peasant in Russia : From the Ninth to the Nineteenth Century. — New York, 1964.

Ссылки

  • Крепостное право // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Лучицкий И. В., Милюков П. Н. Крестьяне // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сайт КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ
  • Крепостное право в России передача из цикла «Час истины» на канале 365 дней ТВ
  • И.Супоницкая. Раб и крепостной
  • Б. Тарасов. Россия крепостная, история народного рабства
  • Выдержки из книги «Крепостное население России по 10-й народной переписи»

Крепостной крестьянин

Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.

Если говорить проще, то суть крепостного права была в том, что крестьяне «прикреплялись» к своему земельному наделу и определенному феодалу (помещику), причем «прикрепление» это было наследственным. Крестьянин не мог уйти со своего земельного надела, а если пытался сбежать, то его принудительно возвращали обратно.

Обычно когда говорят о крепостном праве, имеют в виду Россию. Но в России крепостное право было введено лишь в 1649 году. А в Западной Европе оно существовало с IX века.

Немного из истории этого явления

Крепостное право соответствует определённому этапу развития государства. Но поскольку развитие различных государств и регионов шло по-разному, то и крепостное право в разных странах существовало в разных видах: где-то захватывало небольшой отрезок времени, а где-то сохранилось практически до нашего времени.

Например, в Англии, Франции и части Германии крепостная зависимость возникла в IX-X веках, а в Дании, восточных областях Австрии – только в XVI-XVII веках. Даже в одном регионе, например, в Скандинавии, это явление развивалось по-разному: в средневековой Дании оно сложилось по германскому образцу, а в Норвегии и Швеции его практически не было. Так же неравномерно крепостная зависимость и исчезала.

В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, но официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года.

История крепостного права в России

Соборное уложение 1649 года окончательно закрепило крепостное право в России, но процесс постепенного закрепощения крестьян длился веками. В Древней Руси большая часть земель была в собственности князей, бояр и монастырей. С усилением великокняжеской власти все более утверждалась традиция награждения служилых людей обширными поместьями. «Прикрепленные» к этим землям крестьяне были лично свободными людьми и заключали с помещиком арендные договоры («порядные»). В определенные сроки крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к помещику.

Но в 1497 годубыло введено ограничение права перехода от одного помещика к другому только одним днем: Юрьев день – 26 ноября.

С. Иванов «Юрьев день»

В 1581 году был отменен и Юрьев день и установлены Заповедные лета (от «заповедь» — повеление, запрет) — срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года).

В 1597 году помещики получают право на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

В 1649 году Соборное уложение отменило «урочные лета», закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

Соборное уложение 1649 года

Оно выходит при царе Алексее Михайловиче. По существу, это новый российский свод законов, которым была установлена власть землевладельца над крестьянами, работавшими на его земле. Отныне крестьяне не имели права покидать свой надел и перейти к другому хозяину или вообще перестать работать на земле, например, отправиться в город на заработки. Крестьяне были прикреплены к земле, отсюда и появилось название: крепостное право. При переходе земли от одного помещика к другому вместе с нею передавались и работники. Также дворянин имел право продать своего крепостного другому хозяину без земли.

Царь Алексей Михайлович

Но все-таки крепостное право отличалось от рабства: новый владелец обязан был предоставить купленному земледельцу надел и обеспечить его необходимым имуществом. Кроме того, хозяин не имел власти над жизнью крестьянина. Например, всем известна история помещицы Салтычихи, которая убивала своих крепостных и была за это наказана.

Дарья Николаевна Салтыкова по прозвищу Салтычиха — российская помещица, вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца нескольких десятков подвластных ей крепостных крестьян. Решением Сената и императрицы Екатерины Второй она была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к пожизненному заключению в монастырской тюрьме, где и умерла.

Овдовев в возрасте двадцати шести лет, она получила в своё полное владение около шестисот крестьян в поместьях, расположенных в Московской, Вологодской и Костромской губерниях.

При жизни мужа за Салтычихой не замечалось особой склонности к рукоприкладству. Это была еще цветущая и притом весьма набожная женщина, поэтому о характере психического заболевания Салтыковой можно только догадываться. С одной стороны, она вела себя как верующий человек, с другой — совершала настоящие преступления. Примерно через полгода после смерти мужа она начала регулярно избивать, преимущественно поленом, прислугу. Основными поводами для наказания были недобросовестно помытые полы или некачественная стирка. Истязания начинались с того, что она наносила провинившейся крестьянке удары попавшимся под руку предметом (чаще всего это было полено). Провинившуюся затем пороли конюхи и гайдуки, порой до смерти. Постепенно тяжесть побоев становилась сильнее, а сами побои — продолжительнее и изощреннее. Салтычиха могла облить жертву кипятком или опалить ей волосы на голове. Также она использовала для истязаний горячие щипцы для завивки волос, которыми хватала жертву за уши. Часто таскала людей за волосы и при этом била их головой о стену длительное время. Многие убитые ею, по словам свидетелей, не имели волос на голове; Салтычиха рвала волосы пальцами, что свидетельствует о её немалой физической силе. Жертв морили голодом и привязывали голыми на морозе. Салтычиха любила убивать невест, которые в ближайшее время собирались выйти замуж. В ноябре 1759 г. в ходе растянувшейся почти на сутки пытки она убила молодого слугу Хрисанфа Андреева, а затем собственноручно забила мальчика Лукьяна Михеева.

Барин и его крепостные

В 1718-1724 гг. была принята податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

В 1747 году помещику уже предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты (принятие на военную службу по воинской повинности или найму) любому лицу.

И. Репин «Проводы новобранца»

В 1760 году помещик получает право ссылать крестьян в Сибирь.

В 1765 году помещик получает право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

В 1767 году крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.

В 1783 году крепостное право распространяется и на Левобережную Украину.

Как видим, зависимость крестьян от помещиков постоянно расширялась, а, следовательно, положение их ухудшалось: помещики стали продавать и покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, о чем мы читаем в произведениях русских писателей-классиков.

При Петре I крепостное право продолжало укрепляться, что подтверждается несколькими законодательными актами (ревизиями и др.). Ревизские сказки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — I половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи.

Перо, которым Александр II подписал Указ об отмене крепостного права. Государственный русский музей

В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, а в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству, с одной стороны, повышать собираемость подушевого налога, а с другой, создавало условия для злоупотреблений, о чем мы и читаем в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

При Петре также создается новый класс поссесионных крепостных, прикреплённых к фабрикам и заводам.

А Екатерина II своим любимцам вельможам и многочисленным фаворитам подарила около 800 тыс. государственных и удельных крестьян.

Крепостное право было выгодно большей части дворянства, но русские цари понимали, что оно, по сути своей, все-таки мало отличается от рабства. О том, что эту систему нужно отменить, говорили и Александр I, и Николай I, но отменил его лишь Александр II в 1861 г., за что и получил название Освободитель.

Известие об отмене крепостного права

Монастырские крестьяне

Монасты́рские крестья́не — категория зависимого населения в России, существовавшая с XI века до середины XVIII века, находившаяся в феодальном владении Русской православной церкви. После секуляризации церковных земель по указу Екатерины II 26 февраля 1764 года два миллиона монастырских крестьян были переданы в ведение Коллегии экономии и получили название экономических крестьян.

История

Причины возникновения

По определению Георгия Плеханова церковный феодализм отличался от светского тем, что церковь являлась коллективной сеньорией, при которой «церкви и монастыри владеют землей и зависимыми людьми, как коллективные помещики». По мнению В. И. Писарева, связывающего историю русского монашества с развитием землевладения, такой подчиненный четкой иерархии коллективизм давал возможность монастырям «накоплять огромные земельные и денежные богатства, быть эксплуататором по отношению к сельскому населению, и отдельным представителям церкви владеть большими личными средствами и крепостными людьми».

Формы эксплуатации

В целом монастырские крестьяне подвергались тем же формам эксплуатации, что феодально-зависимые крестьяне нецерковных владений. В уставной грамоте митрополита Киприана 1391 года монастырским крестьянам вменялось в обязанность плата оброка и отрабатывать барщину, выполняя все виды хозяйственных работ. Общее усиление в XV—XVI веках крепостнических тенденций коснулось также и монастырских крестьян. Уже во 2-й половине XV века в ряде вотчин, принадлежавших Троице-Сергиевой лавре был сильно ограничен переход монастырских крестьян — старожильцев. При побеге монастырских крестьян они водворялись во владения монастыря великокняжеской администрацией. Сложное положение монастырских крестьян было усугублено системой кабальных долговых обязательств, принимаемых крестьянами, которая способствовала дальнейшему закреплению их зависимости от духовных феодалов.

Во второй половине XVIII века произошло оформление крепостного права, усилившее феодальную эксплуатацию. Это ещё более ухудшило положение Монастырских крестьян. Так, в 1753 году Монастырские крестьяне Троице-Калязинского монастыря обязаны были не только обрабатывать монастырскую пашню и платить денежный оброк, но и выделять для монастыря работников. Кроме этого, монастырские крестьяне выполняли много мелких натуральных повинностей. Сохранение тяжёлых форм монастырской барщины сковывало хозяйственную деятельность Монастырских крестьян, вело к их обнищанию. Всё это осложнялось жестоким обращением и вымогательством со стороны монастырских властей; так, монастырские крестьяне Амвросиево-Новоспасского монастыря жаловались, что управитель «держит их в цепях и железах недель по пяти и больше».

Крестьяне, приписанные к монастырям-крепостям, были и служилыми людьми. Например в составе сторожи, на участке Борщева монастыря, входившего в Белгородскую черту были монастырские крестьяне и воронежские «дети боярские».

Участие в антифеодальных восстаниях

Монастырские крестьяне нередко являлись инициаторами и участниками антикрепостнических восстаний. Известны подобные волнения в 1550 году в Адриановой пустыни, в 1594—1595 годах в Иосифо-Волоколамском монастыре, в 1577—1578 годах в Антониево-Сийском монастыре и др. В XVII веке монастырские крестьяне участвовали в Крестьянской войне под предводительством Степана Разина.

Секуляризация церковных земель и упразднение монастырского крестьянства

Ограничение церковного землевладения в интересах светских феодалов с начала XVI века привело к созданию около 1650 года Монастырского приказа. Под давлением представителей церкви, выразившейся в решениях С 1701 года выполнял также ряд судебных и административных функций по отношению к духовенству и крестьянскому населению, находившемуся в феодальной зависимости от монастырей и других церковных организаций. Под давлением церковников, выступавших на Большом Московском соборе 1667 года и Московском соборе 1675 года Монастырский приказ был упразднён в 1675 году. Но в 1701 году Петром I было упразднено патриаршество, а также восстановлен Монастырский приказ, который теперь получил функции выполнения всех административно-финансовых и судебных вопросов церковного управления, включая сборы денежных и натуральных доходов, получаемых от эксплуатации монастырских крестьян. В 1725 году на фоне усиления контроля государства над церковью Монастырский приказ был упразднён, а его функции переданы Священному Синоду, созданному в 1721 году как центральному органу церковной власти. Эти процессы объективно подготовили секуляризацию церковных земель.

Массовые выступления монастырских крестьян в 1760-е годы способствовали тому, что 26 февраля (8 марта) 1764 года указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церковных земель и около двух миллионов душ монастырских крестьян перешло в ведение Коллегии экономии. С этого момента монастырские крестьяне стали называться экономическими крестьянами.

Численность

По данным Григория Котошихина к середине XVII века в Русском государстве существовало 118 тысяч дворов монастырских крестьян, 86 тысяч из числа которых на монастыри приходилось. По 1-й ревизии 1719 года было насчитано 791 тысяча душ мужского пола монастырских крестьян, по 2-й ревизии 1744 года — 898,5 тысяч, по 3-й ревизии 1762 года — 1 миллион 27 тысяч. При упразднении монастырских крестьян и переводе их в разряд экономических крестьян в середине XVIII века их насчитывалось более двух миллионов душ.

> См. также

  • Изгой
  • Церковные крестьяне
  • Экономические крестьяне
  • Сельское хозяйство в Древней Руси
  • Сельское хозяйство Русского царства
  • Горская Н. А. Монастырские крестьяне Центральной России в XVII в. / АН СССР, Ин‑т истории СССР. — М.: Наука, 1977. — 365 с. — 2700 экз.
  • Смолич И. К. Русское монашество, 988—1917. Глава VIII. 7. Монастырские крестьяне
  • Монастырские крестьяне // Большая Советская энциклопедия. (недоступная ссылка)
  • И. Д. Эпизод из вотчинно-монастырской жизни прошлого века // Исторический вестник, 1888. — Т. 33. — № 8. — С. 380—386.
  1. Писарев В. И. Церковь и крепостное право в России. — Москва, 1930.
  2. Ушакова Н. В. Социально-экономические аспекты развития монастырей домонгольской Руси в советской историографии 1920–1940-х гг. // Известия Алтайского государственного университета : научный журнал. — Барнаул, 2011. — Вып. 4-2(72). — ISSN 1561-9443.
  3. 1 2 3 Монастырские крестьяне // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — Компания «Кирилл и Мефодий», 2008.
  4. 1 2 3 Монастырские крестьяне // Большая советская энциклопедия. (недоступная ссылка)
  5. Монастырский приказ // Большая советская энциклопедия. (недоступная ссылка)
  6. Указ Императрицы Екатерины II Именный, данный Сенату. — О раздѣленіи духовных имѣній и о сборѣ со всѣхъ Архиерейскихъ, монастырскихъ и другихъ церковныхъ крестьянъ съ каждой души по 1 рублю 50 копѣек….26 февраля (8 марта) 1764 года

Словари и энциклопедии

>Монастырские крестьяне

Монастырские крестьяне – это категория зависимого крестьянского населения, представители которой находились во владении церкви.

История монастырских крестьян

Монастырские крестьяне появились на Руси в XI в.

Из уставной грамоты 1391 г. митрополита Киприана мы узнаем, что монастырские крестьяне должны были платить оброк и отрабатывать барщину на всевозможных хозяйственных работах. С XV-XVI веков начинается процесс усиления крепостничества, что коснулось и монастырских крестьян. Во второй половине XVI в. в некоторых вотчинах Троице-Сергиевой лавры было установлено ограничение по переходу монастырских крестьян. В случае побега крестьян они возвращались обратно государством. Система кабальных долговых обязательств, возлагавшихся на крестьян, усугубляло их зависимое положение от церковных феодалов.

Во второй половине XVIII в. крепостное право окончательно оформилось, что усилило эксплуатацию всех категорий зависимых крестьян, в том числе и монастырских. Например, в 1753 г. монастырские крестьяне Троице-Калязинского монастыря обязаны были не только работать на землях монастыря и платить денежный оброк, но и выделять определенное количество работников монастырю. Такая тяжелая форма зависимости вела к ухудшению производительности в хозяйственной деятельности и обнищанию крестьян. К тому же, имели место быть жестокое обращение и вымогательство со стороны монастырей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Известно, что крестьяне Амвросиево-Новоспасского монастыря жаловались на то, что управитель держит их в цепях по пять недель или даже больше.

Монастырские крестьяне нередко поднимали антикрепостнические восстания, из которых известны:

  • волнения в 1550 г. в Адриановой пустыни;
  • 1594-1595 гг. в Иосифо-Волоколамском монастыре;
  • 1577-1578 гг. в Антониево-Сийском монастыре;

Также монастырские крестьяне участвовали в Крестьянской войне под предводительством Степана Разина.

Однако уже с XVI в. начинается ограничение церковного землевладения светскими феодалами. В 1650 г. создается Монастырский приказ, который являлся высшим судебным органом для духовенства. Под давлением церковников, Монастырский приказ был упразднен в 1675 г.

В 1701 г. Петр I упраздняет патриаршество, а вместо этого создает Священный Синод – высший государственный орган церковного управления, который выполнял административные, финансовые и судебные функции. В сферу его ведения входил сбор доходов, денежных и натуральных, которые церковь получала от использования монастырских крестьян.

Замечание 1

Таким образом, церковь все больше подчиняется государству, теряя свою автономность. Все эти меры подготовили возможность секуляризации церковных земель.

В 1760-е гг. произошло несколько больших восстаний монастырских крестьян, что поспособствовало тому, чтобы Екатерина II выпустила указ о секуляризации земель церкви и о переходе монастырских крестьян в ведение коллегии экономии, иным словами в ведение государства. После этого монастырские крестьяне стали разрядом экономических крестьян.

По сведениям чиновника Посольского приказа Григория Котошихина в середине XVII в. в России насчитывалось 118 тыс. дворов монастырских крестьян, из которых 86 тыс. приходилось на монастыри. По ревизии 1719 г. количество монастырских крестьян мужского пола исчислялось 791 тыс., а по ревизии 1744 г. – 898,5 тыс., по ревизии же 1762 г. – 1 млн 27 тыс.

После секуляризации церковных земель и перехода монастырских крестьян в разряд экономических крестьян их насчитывалось более 2 млн душ.

Положение и категории монастырских крестьян

В эффективном развитии монастырского хозяйства и получении монастырями хорошего дохода монастырские крестьяне играли значительную роль.

В целом, положение монастырских крестьян было схоже с положением обычных крепостных. До XVI в. крестьяне жили на земле феодала как свободные арендаторы, отдававшие часть урожая землевладельцу. Кроме этого крестьяне должны были выполнять разные работы по желанию феодала и выплачивать государственные повинности, которыми обкладывалась земля. В XVII в. арендаторы теряют право свободного ухода с земли, а если все же уходят, землевладелец имеет право вернуть его назад. Таким образом, крестьяне стали прикрепленными к земле.

Монастырские крестьяне были в аналогичном положении, но с некоторыми своими особенностями.

Существовало несколько категорий монастырских крестьян:

  • старожильцы;
  • новоходцы (новопорядчики);
  • бобыли.

Монастырю, при создании, выдавалась жалованная грамота, на основании которой он получал землю, населенную крестьянами. Они таким образом становились монастырскими крестьянами и вместе с монастырем они составляли порядные записи об аренде и отдавали оброк. Эти крестьяне в писцовых книга с XVI в. именуются «старожильцами». Со временем они начинают терять право уходить с данных земель, а власти монастырей получили возможность разыскивать и возвращать беглых крестьян. Это была одна категория монастырских крестьян.

Вторая категория называлась новоходцами или новопорядчиками. В нее входили крестьяне, которые обращались к властям монастыря с прошением о разрешении жить на их землях, и крестьяне, которых сам монастырь пригласил жить на его земле или переселенные монастырскими властями с одного имения в другое. Тягло, которым облагалась черная земля, зачастую заставляла крестьян уходить со своих земель и переселяться на белые монастырские земли, где они могли получить помощь на обзаведение хозяйством и освобождение от повинностей. Они заключали поручную запись с монастырем, где прописывались условия аренды и пр.

Третья категория состояла из бобылей. Они обычно не арендовали монастырскую землю, но получали землю только для своего двора – беглого или ушедшего крестьянина. Они не заключали поручных записей и не платили податей, кроме небольшого оброка, если у них был свой огород или поле. Они существовали за счет работы, которую выполняли для монастыря. Монастыри ценили бобылей, которые для них были дешевой рабочей силой.

Рост имений и хозяйства монастырей создавали необходимость увеличения рабочей силы. С одной стороны, монастырские власти увеличивали количество крестьян, а с другой, могли создавать новые категории крестьян, зависимых от монастырей – монастырских слуг и монастырских детенышей.

Замечание 2

Монастырские крестьяне в общем находились на том же положении, что и крепостные помещичьи крестьяне: платили налоги государству, а барщину и оброк – монастырю, который выступал в данном случае их хозяином.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *