Почему спас на крови

1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге в результате двойного террористического акта погибает император Александр II. В народе его называли «Освободителем», в связи с отменой крепостного права в 1861 году и победой в Русско-турецкой войне (1877—1878). Ответственность за террористический акт взяла революционная организация «Народная воля», выступающая за проведение демократических реформ в России.

Впоследствии, подражателями «народовольцев» станут два брата — Александр Ульянов, участвующий в покушении против сына Александра II — императора Александра III («Миротворец»), и Володя Ульянов (Ленин) — главный революционер XX века, террорист, идейный вдохновитель большевиков, организатор расстрела внука Александра II — императора Николая II и всей царской семьи…

Но вернемся к Александру II и его гибели. Императору предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным. Покушение было совершено на набережной Екатерининского канала (ныне «канал Грибоедова»). Теракт произошел, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Террористов было двое. Об этом событии коротко и очень интересно рассказывает петербуржец Алексей Пашков — популярный гид-экскурсовод:

Почему «храм Спас на крови» так называется…

Итак, «Спас на крови» — уникальный памятник архитектуры 19 в. Возведен на том самом месте, где был смертельно ранен император Александр II. Официальное название храма — «Храм Воскресения Христова», но в народе прочно закрепилось именно «Спас на крови».

Происхождение названия храма лишено таинственности и загадочности. Все очень просто: значение слова Спас — самый распространенный эпитет, присваиваемый Иисусу Христу (Спаситель). А на крови, потому что храм был воздвигнут на том самом месте, где была пролита кровь императора.

Примечательно, что сегодня в западной части храма, прямо под колокольней с большим золотым куполом, можно увидеть сохраненную часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика.

Сегодня «Храм Спаса на крови» — единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7065 кв.м. Внешние стены и все внутреннее убранство храма покрыто мозаичным ковром из икон и орнаментов.

Источник фото: skyscrapercity.com

Несокрушимый храм

Судьба храма была непростой. Петербуржцы и экскурсоводы при упоминании храма обожают употреблять слово «заговоренный» или несокрушимый, и этому есть свое объяснение.

Сразу после революции, как и все православные храмы, а также объекты символизирующие царскую эпоху правления, его предполагалось взорвать или разрушить. Но по непонятным причинам он был всего лишь разграблен — серебро и эмалевые росписи были украдены, а большая часть мозаики пострадала от рук вандалов.

В ноябре 1931 года. комиссией по вопросам культов было принято решение разобрать храм по частям, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности», однако это решение по необъяснимым причинам было отложено, вплоть до 1938 года, когда этот вопрос был снова поднят этой же комиссией. Решение было принято — взрыв храма было запланировано на лето 1941 года. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговорённым. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а ещё позже — как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера.

Следующая попытка советских властей избавиться от храма была предпринята в 1956 году. Причина — он мешает строительству новой магистрали. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход. Но и это попытка не увенчалась успехом, очевидно уникальный памятник архитектуры отстояли историки и архитекторы.

В 60-х годах, в главном куполе храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Авиабомба весом в полтонны как бы лежала на руках Спасителя, прямо в евангельском тексте «мир вам».

В 1970 году советскую власть удалось окончательно разубедить раз и навсегда сносить один из самых исторически важных и культурно значимых объектов Санкт-Петербурга. В 1971 году храм был передан на баланс музея «Исаакиевский собор». В это же время началась реставрация храма, растянувшаяся на десятилетия. Горожане и туристы привыкли к виду храма, окружённого лесами.

В 1986 году была очень популярна песня Александра Розенбаума «Налетела грусть», воспевающая Питер. В ней упоминается также и храм Спас на Крови, и желание скорее увидеть его обновлённым: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса на Крови».

В середине 80-х пошли разговоры о пророчестве: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

В 1997 году Спас-на-Крови открылся для посещения, а в 2004 году в нём была отслужена литургия, восстановившая его православную сущность. Сегодня — это одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

В этом храме все пронизано символикой, историей. Предлагаю вашему вниманию замечательный рассказ, наполненный удивительными историями и фактами о несокрушимой святыне Санкт-Петербурга. Очень интересно. Рекомендую!

Источник фото на превью: vladorlando

Рекомендуем также:

  • Терроризм в России. История, факты, мнения
  • Мифы, загадки, тайны и легенды Санкт-Петербурга
  • Санкт-Петербург в вопросах и ответах
  • «Грандиозные проекты России» — Живописный мост
  • 11 самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга и его окрестностей

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Храм Воскресения Христова

История возникновения Воскресенского храма Украинской Православной Церкви в г.Фастов.

В городе, с населением около 60 тысяч в начале 90-х годов прошлого столетия было 2 православных храма: небольшие деревянные церковки середины XIX столетия.

В 1992 г. после раскола православия в Украине, в городе остался один маленький храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Заречье, который не мог вместить всех молящихся.

В 1997 году была зарегистрирована новая община, но помещения для Богослужений не было, а небольшая группа православных собиралась для молитвы каждую субботу и праздничные дни в частном доме благочестивой супружеской пары Иваненко на Завокзалье. Через год в начале 1998 г. было найдено заброшенное здание по ул. Ново-Киевской 14, что находится недалеко от вокзала, в городском районе Завокзалье. Усилиями архимандритас Онисима(Бала) и общины было получено в пользование это здание, можно было приступать к работе по благоустройству временного храма, т.к. жизнь православной общины основывается не только на совместной молитве, которую можно совершать в любом месте, но прежде всего — на принесении Бескровной Жертвы Богу Вышнему Живому, т.е. — Божественной Литургии. Дело благое всегда встречает противление мира и наша Воскресенская община столкнулась с трудностями с первых шагов. О. Онисим перешёл с прихода в Китаеву Пустынь в Киеве и община осталась без окормления. А после Крещения 1998 г. Киевской Митрополией был направлен в Фастов священик Владислав Гораш и стал вопрос: с чего начать? Средств никаких не было, жертвователей — тем-более. Но люди, сплочённые совместной молитвой, единые по духу с энтузиазмом принялись за работу: был расчищен участок от мусора, в домике убраны перегородки, отделено место для алтаря. Но, для начала, отслужен водосвятный молебен и окроплено все освящённой водой. О. Владислав, руководствуясь наставлениями схиархимандрита Феофила с Китаевой Пустыни, принял с немногочисленной общиной (всего несколько семей), решение начать Богослужения, положась на Волю Божию.

Временное помещение за короткий срок было подготовлено своими силами, и на Сретение Господне 1998 г. нами была отслужена первая Божественная Литургия. Радости, которая переполняла сердце, не передать, читали и пели на Службе все, кто был в «новом храме» . Тогда было принято решение проводить Богослужения каждую Неделю. При этом были предпринимаемы попытки найти место для строительства храма, т.к. участок по Ново-Киевской 14 маленький , всего 5 соток. Но инициатива священника по возрождению разрушенного в годы Великой Отечественной войны Воскресенского храма в центре города не нашла отклика в горсовете. На протяжении восьми лет община обустраивала ветхое здание на Завокзалье: была перекрыта крыша, водружен на нее купол с восьмиконечным крестом, стены украшались нехитрыми иконами и — регулярно проводились Службы; действовала воскресная школа, был создан хор из числа прихожан; с регентом разучили знаменное пение. В 2002 году соорудили звонницу и ограду храма; по району разнёсся колокольный звон.

В 2007 году к зданию «ветхого храма» пристроили трапезную; когда службы длятся по нескольку дней — нужно где-то отдохнуть и пообедать священникам и причту церковному.

Настоятелем Воскресенского храма указом Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и Всея Украины был поставлен священник Владислав в 1998 г. В следующем году, из числа активных прихожан и помощников, Блаженный Владимир рукоположил в наш храм дьякона Петра Банщикова (преподавателя Национального экономического университета). В 2003 году о. Петр был рукоположен в сан священника, и трудится, и в университете, и в нашем храме до сегодняшнего дня.

В 2008 году начато строительство храма вокруг существующего строения, на маленьком, тесном участке, без помощи «спонсоров». Жертвователями строительства храма стали прихожане: люди отдавали свои пенсии; небольшие пожертвования.

Активными помощниками стали Александр, Владимир, а также друзья о. Владислава: Борис, Вера, Евгений, Инна, Михаил. Все пожертвования на храм направлялись на приобретения материалов, оплату каменщиков, кровельщиков. Проект нового храма был продуман и составлен настоятелем. Главной целью было создать максимально простое и функциональное здание базилики по примеру древних храмов VI — VII веков. Работы велись в очень сложных условиях, т.к. не прекращались и Богослужения. На протяжении двух лет, только заканчивалась Литургия, и священники и прихожане приступали к работам на строительстве. Первую зиму, 2009 г. когда перешли в новый алтарь, молились на бетонном полу, не было никакого отопления, но эти трудности не пугали.

Перед праздником Пасхи в 2009 г. разобрали щитовой домик внутри и оказались в новом просторном и высоком храме. Пасху праздновали в новых стенах. А в 2010 году в храме велись отделочные работы и устроен теплый пол.

Алтарная переграда каменная, выполнена в Романском стиле. Лепнину выполнял киевский скульптор Александр Маргацкий безвозмездно, по древним образцам VI века.

В 2012 году 15 января в день памяти преподобного Серафима Саровского мраморный престол, жертвенник и храм Воскресения Христова освятил преосвященнейший Иларий, епископ Макаровский и Бородянский собором священнослужителей Фастовского благочиния. Теперь ежегодно совершаются праздничные Богослужения в День рождения храма: 15 января (новый стиль) и 1 августа в память преп. Серафима Саровского чудотворца.

Престольный праздник совершается во вторник Светлой седмицы — третий день по Пасхе.

Святыни храма: икона Воскресения Христова, которая отразилась на стекле рамы в Престольный праздник 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *