Почему целуют руку священнику?

>Вопрос:

Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).

Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?

Иеромонах Иов (Гумеров)

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: «Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!» Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы «земными ангелами и небесными людьми». Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Зачем верующие люди целуют руку священника при благословении

Многие верующие люди обязательно стремятся при встрече со священником получить у него пастырское благословение, но делают это неверно. Для выражения уважения к батюшке, обладающему священным саном, следует знать соответствующие традиции.

Как правильно получать благословение

Для верующих людей благословение, полученное от священника, имеет важное значение. В одних случаях оно выражает приветствие, а в других — напутствие, дозволение. Это действие позволяет получить частичку благодати от батюшки, который наделён священным саном.

Получить благословение можно от батюшки, находящегося в храме, при церковных одеждах и с крестом. Допускается приветствие священника в гражданской одежде и вне храма, но тогда человек, получающий благословение, должен быть знаком с ним. При этом многие бабушки советуют складывать ладони около груди, но такой жест является ошибочным.

За получением благословения верующие обращают к священникам как после проведения службы, так и в свободное от литургии время. Для этого желающие обращаются к батюшке, изъявляют свою просьбу, целуют руку и проводят или прикладывают её ко лбу. Таким образом, человек выражает уважение к священнику и его сану. В Библии это подтверждается следующим выражением: «Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157)».

Появление традиции

История возникновения традиции целования руки священника при благословении начинается с библейских времён, когда этот жест стал обычным вариантом приветствия и выражения уважения к сану батюшки. В Библии сказано: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26). Именно поэтому целование руки является нормой и не должно вызывать смущения как у представителя церкви, так и у желающих получить благословение.

При выражении уважения людям не стоит волноваться. По этому поводу епископ Сербской православной церкви рассказал одну историю печатнику. В ней говорилось о том, что молодой священник окончив литургию в Крагуевце, где присутствовал князь Милоша. После того как священники вышел из алтаря, к нему подошёл князь с целью поцеловать руку, но обладатель священного сана отдёрнул её. На это князь Милоша сказал: «»Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!». Таким образом, личность батюшки имеет малое значение при благословении, чем его сан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *