Почему в СССР не верили в бога

Пять столпов ислама (араб. «хамсат уль-аркян аль-ислам» — основные предписания, обязательные для всех верующих мусульман) — существует пять важнейших обязанностей, священных для каждого мусульманина. Совокупность пяти основных религиозных правил исламского вероучения, сложившихся в самый ранний период существования мусульманской общины. Включают пять действий, обязательных для правоверного мусульманина. Это шахада, декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада; ac-салат, молитва, включающая пять ежедневных молений; ас-саум, пост во время Рамадана; аз-закат, религиозный налог в пользу бедных, регулярное подаяние; ал-хадж, паломничество в Мекку, колыбель ислама. Столпы ислама не перечисляются в Коране, но они были в традиции Пророка, и с их элементами согласно большинство мусульман. Каждое из пяти действий требует внутреннего духовного посвящения и внешнего признака намерения (нийат), равно как и правильного завершения каждого действия, что показывает среднюю позицию ислама между ортодоксией и ортопраксией. В одном из хадисов Пророка они рассматриваются в качестве фундамента, на котором зиждется все здание ислама.

Свидетельство

1. Свидетельство, или шахада — произнесение верующим мусульманином догмата, провозглашающего принцип единобожия. Символ веры, свидетельствующий о том, что верующий исповедует единобожие и признает пророческую миссию Мухаммеда. Произнесением шахады — Ляя иляяхэ илля ллаах ва мухаммадар-расуулюл-лаах — начинается не только любая молитва, но и любое религиозное или светское мероприятие. Аш-Шахада содержит в себе два основных догмата ислама: а) исповедание единобожия, монотеизм; б) признание божественной миссии Мухаммеда.

Молитва

2. Молитва («салят» — араб., «намаз» — перс). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить молитву в определенное время, в соответствии с установленным ритуалом. Молитву можно совершать в любом месте, но в пятницу, особенно мужчинам, рекомендуется присутствовать на совместном намазе в мечети. Мусульманину в течение дня предписывается совершать пятикратную молитву, каждый раз в строго определенный момент: на восходе солнца, в полдень, в послеобеденное время, на закате и поздно вечером. В данном случае подразумевается индивидуальная молитва, которая должна совершаться в состоянии ритуальной чистоты после выполнения обряда омовения. При этом лицо молящегося должно быть обращено в сторону Мекки; определить это направление в стенах мечети позволяет специальная ниша, называемая михрабом.
В молитве регламентированы не только слова и их последовательность, но и жесты, движения тела. Молитва представляет собой нечто большее, чем просто духовное упражнение, она также является и упражнением физическим. Мусульманин отдает во власть Бога, преклоняет перед ним в благоговении и душу и тело. Молитвой руководит имам, избираемый из числа единоверцев мусульманин, который отличается глубиной религиозной веры и знаний. Пятничная коллективная молитва осуществляется в полдень и имеет большую социальную значимость. Она предоставляет членам общины возможность ощутить себя единым целым и услышать проповедь имама.

Благотворительность

3. Благотворительность (закят — особый, благотворительный налог и садака — добровольная милостыня). Термин происходит от корня zka, обозначающего «очищение». Налог взимается с имущества и доходов мусульманина (но не иноверца). Слово «закят» впервые появилось в мекканских сурах Корана и обозначает «материальная помощь». Закят и садака имеют много общего. Прежде всего, у них общая цель — помощь бедным и нуждающимся. Но если закят — это регулярно выплачиваемый и строго определенный налог, то садака — это добровольное пожертвование, сумма и время выплаты которого определяются дарителем.
Уплата закята рассматривается как акт очищения. Глубинный смысл налога состоит в утверждении мысли о том, что в этой жизни собственником и распорядителем всех благ является не человек, а Бог. Уплата налога обычно происходит в связи с наступлением праздника рамадан или иных праздников.

Пост

4. Пост (саум), осуществляется в месяц рамадан. Он был установлен пророком Мухаммедом через 17—18 месяцев после хиджры — переезда пророка и его ближайших сподвижников в Медину.
Предписание соблюдения поста обозначено в кораническом тексте со всей ясностью и очевидностью (19:26 и 2:187). Его продолжительность составляет один месяц. Этот месяц, девятый по мусульманскому календарю, называется «рамадан». От утренней зари до захода солнца запрещено принимать пищу, пить, вступать в половые отношения. После захода солнца разрешается утолять голод. Пост распространяется на всех мусульман, достигших зрелости. Исключения могут быть сделаны для больных и стариков.

Паломничество

5. Паломничество (араб. «аль-хадж»). Обязанностью каждого мусульманина является паломничество в святой город ислама Мекку хотя бы раз в жизни. Коран считает посещение Мекки долгом каждого мусульманина. Хадж приурочен ко времени праздника жертвоприношения — ид аль-адха (араб.) иначе курбан-байрам (тюрк.), одного из двух главных праздников ислама.
Паломничество в Мекку совершается с целью увековечить память о жертве, которую собирался принести Авраам (Ибрагим). Каждый мусульманин хотя бы один раз в жизни должен совершить это путешествие. Главной святыней Мекки является Кааба, восстановленный Авраамом Дом Божий.
Каждый год более десяти миллионов паломников со всего мусульманского мира собираются в Мекке, чтобы упрочить связи и укрепить мусульманское единство. Особенно острое переживание взаимного братства достигается за счет того, что все паломники, вне зависимости от уровня доходов, одинаково одеты во все белое. Единственное, что представляет значимость в этот момент, — их принадлежность к одной религии, исламу.
Паломничество совершается в последний месяц по мусульманскому календарю, через два месяца и десять дней после окончания рамадана. Большое количество церемоний, которые обязаны своим появлением непосредственно Мухаммаду, упорядочивают ход паломничества. Так, например, необходимо совершить семикратный обход вокруг Каабы, в стену которой вмурован знаменитый почерневший от грехов человеческих камень; семь раз верующие пробегают (Подобно Агари (Хаджар), искавшей воду) между холмами Сафа и Марва; приносят в жертву животных в память жертвоприношения Авраама. Центральным моментом паломничества является «стояние» у горы Арафат, во время которого с полудня и до захода солнца верующие стоят с поднятыми к Богу лицами и возносят ему молитвы. Паломничество выполняет функцию очищения. Оно снимает с человека его грехи. Для многих мусульман паломничество означает возможность всем сердцем обратиться к Богу. Побывавший в Мекке паломник — hadj — пользуется большим авторитетом у своих родных и близких. Благословение, которое он приносит с собой из паломничества, распространяется на всю его семью и друзей.

Со временем некоторые группы верующих добавили к пяти столпам ислама и другие элементы или модифицировали их. Чаще всего шестым столпом ислама называют джихад. Слово «джихад» с теологической точки зрения прежде всего обозначает «борьбу с собственными страстями».

Свидетельство веры и основы религиозной практики

Мусульмане зачастую следуют разным мазхабам, мнениям ученых относительно спорных канонических вопросов, но они всегда едины в одном — в столпах веры.

6 столпов веры

1. Вера в Бога, Господа миров.

Само слово «ислам» означает покорность Всевышнему, Господу миров, Единственному и Единому для всех континентов, народов, культур, планет и галактик.

«Ваш Бог — лишь Господь , сотворивший все и вся лишь повелением «будь»]. Нет бога (божества), кроме Него Одного. Его знание пронизывает и охватывает абсолютно все » (Св. Коран, 20:98).

*

«Ваш Бог — Бог один, нет иного бога (божества), кроме Него. Милость Его безгранична и вечна» (Св. Коран, 2:163).

*

Слово «Бог» на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное — это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским. Всевышний не постижим человеческим разумом. «Нет ничего, подобного Ему» (см. Св. Коран, 42:11).

На арабском языке слово «Бог» звучит как «Аллах» и состоит из двух частей — определенного артикля «аль» и слова «иляхь» (бог, божество), что дословно переводится как «определенный Бог». Говоря на арабском «Аллах», любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, каждое из которых раскрывает отдельные качества и характеристики Господа. Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует).

2. Вера в ангелов, которые не имеют пола и во всем покорны Богу.

Они сотворены из света и все без исключения абсолютно безгрешны, падших среди них нет. Распространенное мнение, что Сатана — это падший ангел, не соответствует истине: в Коране сказано, что он был из числа джиннов, сотворенным из огня.

«Ему принадлежат абсолютно все, кто на небесах и на Земле. Те, кто у Него , не высокомерны в поклонении Ему , и они не устают . Возвеличивают они Его ночью и днем и не ослабевают (не становятся слабыми, вялыми)» (Св. Коран, 21:19, 20).

Господь дал каждому человеку в сопровождение ангелов-хранителей:

«У него впереди и позади находятся ангелы-хранители, сменяющие друг друга. Они (ангелы) защищают человека по приказу Аллаха (по приказу Господа миров, Творца всего и вся). » (см. Св. Коран, 13:11).

Помимо ангелов-хранителей и писарей дел людских, существуют еще и ангелы проявления милости Всевышнего, а также те ангелы, которые забирают души людей из этого мира.

3. Вера в Священные Писания.

«Они — те, кто уверовал в ниспосланное тебе и то, что было ниспослано ранее . Относительно вечного у этих людей нет ни малейшего сомнения. Они на прямом пути от их Господа, и они — достигшие успеха » (см. Св. Коран, 2:4).

*

«Мы низвели Коран на арабском и детально разъяснили в нем опасности ради того, чтобы люди пробудили в себе чувство набожности. Или, возможно, он (Коран) явится неким напоминанием для них » (см. Св. Коран, 20:113).

4. Вера в пророков и посланников Творца.

«Скажите : «Мы уверовали в Бога (Творца всего сущего), в то, что ниспослано нам, а также во все то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Я‘кубу (Иакову) и их потомкам, а также — Мусе (Моисею) и ‘Исе (Иисусу) , и во все то, что было дано пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними , и мы Ему покорны (мусульмане)» (Св. Коран, 2:136).

*

«Цель, с которой посылались Нами посланники, — порадовать и предупредить . Кто уверует и исправится, тем нечего бояться, беспокоиться, они не будут опечалены» (Св. Коран, 6:48).

5. Вера в Судный День.

» все, кто на небесах и на Земле, встанут пред Ним в состоянии рабской покорности. , атеистические взгляды или безразличие к вечному сойдут на нет. В День Суда серьезность и ужас происходящего разом выбьют все это из душ и сознания людей]» (Св. Коран, 19:93).

*

«…В тот День по зову люди будут идти ровно (прямо) . Голоса смиренно притихнут перед Всемилостивым, слышен будет лишь шепот» (Св. Коран, 20:108).

*

…В День набожные будут группами собраны перед Всемилостивым. А грешников, подобно животным, погонят в Ад» (Св. Коран, 19:85, 86).

6. Вера в то, что все изначально известно Богу и определено.

«У Него ключи от всего неведомого , об этих вещах известно лишь Ему. Он осведомлен абсолютно обо всем, что на суше и в воде. Он знает о каждом упавшем листочке. Любое семя в темноте земли, все свежее (сочное, нежное, влажное; живое) и сухое (высохшее; мертвое) в Хранимой Скрижали » (Св. Коран, 6:59).

Все хорошее и плохое — от Творца. Человек движется по жизни на основе своего желания и выбора, за правильность и неправильность которых он будет отвечать пред Господом в Судный День.

«Не постигает беда, кроме как с дозволения Аллаха (Бога, Господа) . Кто уверует в Аллаха (Бога, Господа) , сердце того непременно направит на верный путь . Аллах (Бог, Господь) знает абсолютно все » (Св. Коран, 64:11).

*

«Он — Аллах (Бог, Господь, Властелин всего и вся) на небесах и на Земле . Он знает ваши тайны и явь , а также то, что вы делаете» (Св. Коран, 6:3).

Ученый-богослов имам аль-Куртуби говорил: «Воистину, Аллах (Бог) — и ничто не сравнимо с Ним — определил все и вся, то есть абсолютно осведомлен о размерах и сроках, положениях и состояниях, а также о каждой единице времени и обо всем, что в ней произойдет, причем (был осведомлен) еще до Сотворения. Определив, Он пожелал этого, и все происходит в соответствии с Его изначальным знанием и во взаимосвязи с Его абсолютной властью. Люди имеют свою долю участия во всем этом, и Всевышний дает им облегчение силой Своею, благословением, внушением и вдохновением». То есть Господь предоставил нам некую «матрицу» человеческой жизни, вариантов путей в ней — бесконечное многообразие. Человек, совершая какие-либо поступки, строя взаимоотношения с другими людьми, определяя приоритеты внутри своей души, прокладывает собственный путь в этой схеме. Каждому дана свобода выбора, и результат в вечности он получит именно за него.

5 столпов религиозной практики

Когда человек становится мусульманином, для него обязательно совершение религиозной практики. Исключением являются люди умалишенные не достигшие начала полового созревания — эти две категории освобождаются от обязательного соблюдения религиозной практики.

1. Проговаривание свидетельства, что нет Бога, кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммад — Его раб и посланник.

«Мы ниспослали тебя с Истиной в качестве несущего радостную весть и предупреждающего (предостерегающего увещевателя, предвестника). У тебя не спросят об обитателях Ада (тебе не держать за них ответ)» (Св. Коран, 2:119).

Этот столп мы реализуем, когда принимаем Ислам, проговаривая шахаду.

2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы.

«Возноси хвалу Господу до восхода солнца и перед закатом , восхваляй Его в часы ночи , в начале дня и в конце , дабы мог ты обрести истинное счастье» (см. Св. Коран, 20:130).

Подробнее о намазе, его видах и порядке совершения читайте у нас на сайте в разделе «Намаз».

3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан.

«О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными» (Св. Коран, 2:183).

*

«Месяц Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Коран как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение . Кто из вас застанет этот месяц, пусть непременно проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть выдержит в другие дни, Аллах (Бог, Господь) желает вам облегчения и не желает вам трудностей. чтобы постились вы все дни и возвеличили Его за то, что вывел вас к пути истинному, — может, вы будете благодарны (будьте же таковыми)!» (Св. Коран, 2:185).

Каждый год перед Рамаданом мы запускаем специальный проект о посте, где собрана вся информация по этой теме. Вы можете изучить статьи об обязательном посте на нашем сайте в разделе «Пост».

4. Выплата закята.

Закят — это обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся; выплачивается также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилил-лях) и т. д. Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5% закята.

«Благороден (благочестив, религиозен) тот… кто дает из своего имущества, любя его родственникам, сиротам , бедным, путникам, просящим» (см. Св. Коран, 2:177).

*

«Расходуйте же во имя Бога! Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)! Совершайте благие поступки! Воистину, Всевышний любит благородных » (см. Св. Коран, 2:195).

О закяте, порядке и условиях его выплаты читайте в разделе «Закят».

5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы один раз в жизни. И это обязательно только при наличии финансовых возможностей.

«Ради Господа Бога (ради Аллаха, Всевышнего) совершите хадж и малое паломничество (‘умру) завершенно (полно) . Если же вы окажетесь ограничены , тогда, по мере ваших возможностей, принесите в жертву животное (барашка, например) » (Св. Коран, 2:196).

См. статьи в разделе «Хадж» на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Трансцендентный — находящийся за пределами мира, за гранью нашего видения, понимания.

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир . В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 1. С. 141.

«Сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму». Все поклонились, кроме Иблиса (Сатаны), бывшего одним из джиннов и не подчинившегося приказу своего Господа…» (Св. Коран, 18:50).

Спесь — чрезмерное самомнение, уверенность в своем превосходстве над другими; высокомерие, чванство, кичливость.

Подробнее о предопределении читайте в моей книге «Потусторонние миры».

Плохим Он испытывает людей или наказывает.

См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 202, 203.

Употребленное словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь человек не поклоняется, не преклоняется перед положением, достатком, своим «Я», обманывая других и стараясь всеми правдами и неправдами удовлетворить свою животную ненасытность. Он, раб Божий, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.

Первый шаг религиозной практики мусульманина (мусульманки) — проговаривание слов «ашхаду алляя иляяхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах» («я свидетельствую, что нет бога, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Божий»), согласившись с их смыслом душой и разумом. Наличие свидетелей для данной процедуры, совершаемой в первую очередь пред Богом, необязательно.

Подробнее о совершении молитвы-намаза читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Подробнее о посте читайте в моей книге «Все о мусульманском посте и Курбан-байраме».

Подробнее о закяте читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Бедным (мискин) является тот, кто имеет некоторый достаток, но этого дохода ему явно не хватает даже на удовлетворение самых необходимых нужд, и это ставит его в ущемленное, а порой и унизительное положение.

Подробнее о просящих см. на сайте umma.ru в материале «Попрошайничество — вынужденность или образ жизни?».

Подробнее о хадже читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *