Почему в церкви?

Почему в Церкви крестят за деньги?

В эфире постоянной программы «Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова» обсуждается вопрос — почему в Церкви крестят за деньги.

— Почему в храмах зачастую требуют платить за крещение? Отвергнутый апостолом Петром Симон хотел заплатить за крещение, за что и был отвергнут.

— Это не плата за крещение.

Это пожертвование на храм.

— Но получается, что это пожертвование не всегда добровольное. Человек подходит, прейскурант за ящичком…

— Со стороны священника не всегда добровольно. Приходится себя заставлять. Так не охота крестить, просто ужас! Ты в положении человека, строящего дом, который при тебе и сожгут. Бессмысленно.

— Были же моменты, когда было радостно за крещенного?

Бывают моменты, когда радостно за человека, которого крестишь. Он потом воцерковляется, начинает ходить в храм, помогает Церкви, живет этим.

Но про большинство непонятно, зачем они пришли креститься. Какой от них толк? И относятся они к крещению как к платной услуге. Ничего не понимают, и понять не хотят — и вообще ни с места. Что пришли? Тяга души есть, это я фиксирую, но она абсолютно не осмысленна. И осмыслить не хотят и время на это потратить не хотят. А я их должен крестить, а я не хочу, во мне все сопротивляется.

— Как быть в этой ситуации?

Я заставляю теперь своих младших священников крестить. Крещу только ваших детей, воцерковленных семей, тут я спокоен и крещу всех. А так — я 20 лет помучался — теперь все.

Вот человек, я ему крещу ребенка, он теперь имеет право его отпевать. Если его людоед какой в лес затащит и съест, мы его кости можем отпеть. Ну, должен ведь человек за это иметь какую-то благодарность? Вот он дает пятьсот рублей. Что, разорился из-за пятиста рублей? Давайте поторгуемся, возможно, и сторгуемся на трехстах.

Нет ни веры, ни совести, ни чести. А тут все бесплатно и с бантиком! Что мы, китайский ресторан?

— Может, тогда стоит отказать в крещении?

— У меня был такой опыт. Я отказывал. А потом чувствовал, что тоже поступил неправильно. Человек не понимает, почему ему отказали. Ему кажется, что он пришел в церковь, а его здесь обидели. Я пришел в церковь крестить ребенка потому, что это такой «обряд», бабушка была верующая, а уж прабабушка точно была верующая совершенно, вот достаточное основание для крещения ребенка. И как ему изменить сознание, я не знаю.

В церковь ходить некогда, мне работать надо и вообще воскресенье у меня — единственный выходной. Потом футбол Голландия-Финляндия… огороды… лыжи… друзья приехали… Захожу в Церковь, свечку поставлю.

Библию, туда и обратно три раза прочел…

Начинаешь что-то спрашивать, ничего он не читал. Библию от словаря Даля не отличит.

— Евангелие читал?

— У меня молитвенник есть.

И так постоянно: ты ему про Фому, он тебе про Ерему. Разговор может продолжаться без конца. Что делать?

Хотя бы денег с него взять…

Сейчас на общецерковном уровне рассматривается этот вопрос

— Да, будет документ. Но вот постановим, что никого не крестим, пока Символ веры осмысленно не скажет. Что человек делать будет? Он пойдет к сельским батюшкам, даст денег, и батюшка покрестит. Тот вдаваться в тонкости не будет, что, мол, там эти высокие умы придумали, я и сам толком не объясню — что придумали?

Поэтому то, что священники сейчас берут деньги за крещение, — это благо. Человек, который платит за крещение, хоть Церковь своими тремястами рублями поддержит.

За эти деньги певчему заплатят за половину службы.

Одному певчему из пятнадцати.

  • В храме уговорили НЕ креститься
  • Как вернуть отпавших от Церкви?
  • Не успели…
  • Каждый случай прихода к Таинству Крещения нужно рассматривать индивидуально
  • Катехизация может совершаться по-разному
  • Преодолеть инерцию лени, или «аще настоятель буде устамши»

Платит ли церковь за коммунальные услуги и электроэнергию

Кто платит зарплату и за чей счет живут священники?.

Нередко у прихожан, да и у иных людей возникает вопрос о том, из каких источников выплачивается заработная плата священнику?

Источник дохода священника

Всем священникам выплачивается заработная плата из бюджета, который сформирован в храме. Этот бюджет пополняется за счет пожертвований прихожан и произведенных ими оплат за различные услуги. Выплатой денег поручено заниматься настоятелю храма. Как правило заработная плата священнослужителя соответствует зарплате бюджетников в этом же регионе.

Очевидно, что церковный бюджет пополняется пожертвованиями людей — всегда у входа в храм можно увидеть ящичек, к которому в праздничные дни не удастся подойти, не выстояв длинной очереди из желающих внести пожертвования. Порой прихожане опускают в этот ящичек и весьма крупные купюры.

Немалый доход церкви приносит и торговая деятельность — в церковных лавках бойко идет торговля свечами и иконами, различными религиозными символами и церковной утварью.

Нельзя сбрасывать со счетов и благотворительность организаций и физических лиц. Нужно отметить, что весьма серьезными бывают суммы пожертвований известных людей, которые они жертвуют на ремонт или восстановление, содержание храма. Естественно, что из этих сумм также перепадает на хлеб насущный и священнослужителям.

Особой статьей дохода священника являются проводимые им всевозможные религиозные обряды и ритуалы. Окрестить младенца или обвенчать людей, освятить дом или офис — что все чаще входит в ритуал — все это услуги платные. Платят люди и за поминальную молитву у могилки в родительский день — в очереди стоят к батюшке.

Официальной зарплаты, в привычном понимании, а тем более из государственных фондов, полагаю нет. Нет такого, чтобы священник получал в кассе деньги, расписавшись в ведомости.

Доход священников, как и иных церковных служак формируется из добровольных пожертвований населения и произведенной платы за требы, к которым относятся, к примеру, крещение и венчание, отпевание.

Кто оплачивает расходы священника

Из полученного дохода церковь должна произвести оплату коммунальных услуг и электроэнергии, водоснабжения и тепла, телефона и интернета, иных услуг.

Требуются немалые суммы и для ремонта церкви и ее пристроев, подсобок. Также расходуются полученные средства на работу воскресных школ и домов престарелых, из пожертвований оказывается помощь малоимущим. Оставшиеся средства могут быть израсходованы на выплаты священнослужителям.

Если говорить о финансовой поддержке государства, которую оно оказывает церкви, то, конечно, речь идет не о зарплате священникам. Из бюджета им зарплату не выдают. Но вот для бесплатной передаче церкви государственного имущества и земель задействовано немало различных госпрограмм.

Нужно отметить, что церковные служители, как и любой гражданин России, могут претендовать на получение социальной пенсии. Многие, по достижении пенсионного возраста, получают и страховую часть пенсии — если будет документально подтвержден факт страховых отчислений в Пенсионный фонд России.

Православные иконы и молитвы.

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Платит ли налоги церковь в России.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться наше сообщество в социальной сети Вконтакте Молитвы на каждый день †. Нас, единомышленников, больше 100 000 и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Уже много лет не утихают споры по поводу того, платит ли церковь налоги государству или нет. Большинство считает, что если она собирает взносы с граждан, то не должна только делить их между собою, помогая таким образом обогащаться верхушке священнослужителей, но и отдавать определенную часть доходов на развитие государства. Итак, давайте разберемся с данным вопросом.

Доходы церкви

Согласно официальным источникам церковь является некоммерческим предприятием и существует на самообеспечении. А относительно этого можно сделать вывод, что церковь не облагается налогом. Основная цель такое предприятия заключается не в получении прибыли.

К основным ее доходам относят:

  • платы за требы и поминовения,
  • прибыль за продажу книг, утвари, свечей,
  • пожертвования,
  • тарелочно-кружечный сбор.

Есть также и некоторые коммерческие предприятия, которые приносят доходы. Согласно определенной статьи ФЗ – это не запрещено.

Мнение населения по поводу доходов храмов

Большинство считает, что религиозные общины не делают никаких взносов в казну государства, там самым накапливают на своих счетах миллиардные состояния, которые никем не контролируются. Также население выступает и против определенных льгот и привилегий, которые получили церкви от государства:

  • бесплатная подача электроэнергии,
  • освобождение от оплаты коммунальных услуг.

Также вызывает много споров и поведение самой церкви в некоторых ситуациях. Так в некоторых храмах можно увидеть запрет покупать свечи в других местах. Говоря о том, облагается ли церковь налогами в России, многие придерживаются мнения, что раз такая организация находится в государстве, то стоит платить налоги в государства, а также вести деятельности и жизнь относительно действующих правил.

Какие налоги платит церковь в России

Да, религиозные организации имеют определенные льготы и послабления, но это не освобождает их от уплаты некоторых налогов. Как действительно обстоят дела с налогами в церкви:

  1. При уплате налогов не принимаются во внимание целевые средства, которые получают от продажи книг, утвари и совершения обрядов. Также не подпадает под обложение налогов благотворительные взносы от юридических и физических лиц. Полностью уплачиваются налоги от доходов дочерних предприятий, хотя большинство из них и так находятся на упрощенном налогообложении.
  2. Часть некоторых обрядов и операций подпадают под обложение НДС.
  3. Не в полном объеме платятся налоги и с имущества.
  4. В полном объеме облагаются налогом алкогольные напитки, которые производятся в монастырях.
  5. Освобождаются также религиозные общины от уплаты земельных налогов.
  6. Региональным считается взнос по транспортному налогу.

Таким образом можно сделать вывод, что церковь является налогоплательщиком, хотя и вносит значительно меньше взносов в казну государства, чем прочие предприятия. Те физические лица, которые работают на религиозных предприятиях, могут быть спокойны, так как за них платят все отчисления.

Церковь должна помнить о том, что уплата налогов поможет развеять и свести к минимуму разговоры об обогащении священнослужителей.

Платит или нет церковь налоги в России?.

Споры о том, необходимо ли церкви платить налоги ведутся уже более 10 лет. Многие активисты, считающие, что РПЦ чрезмерно активно пропагандирует свои ценности, пытаются опорочить образ этой религиозной организации тем, что она собирает большое количество взносов с граждан и делит между собой. Разберемся, платит ли церковь в России основные налоги.

Согласно данным из официальных источников, церковь живет на самообеспечении, так как по Гражданскому кодексу она относится к некоммерческим предприятиям (статья 117). Основной целью такой организации не является получение прибыли. Ее доходы складываются из:

  • прибыли за продажу свечей, утвари и книг;
  • пожертвований;
  • платы за требы и поминовения;
  • тарелочно-кружечного сбора.

Кроме того, под контролем православной церкви находится несколько коммерческих предприятий, о них они так же получают доходы. Это не запрещено ФЗ № 125, а именно его статьей 23. На эти деньги содержится более 19 тысяч приходов.

Мы говорим только об основной церкви, но подобные доходы и льготы имеет практически каждая религиозная организация в нашей стране. Сюда относятся приходы других конфессий, культы и секты.

Мнение большинства

Большинство считает, что взносы в казну государства религиозные организации не делают. Таким образом, у подобных компаний на счетах находятся миллиардные состояния, которые никем не контролируются.

Осуждаются не только налоговые льготы, имеющиеся у церквей, но и другие послабления, которыми наградило их государство:

  • освобождение от платы за коммунальные услуги;
  • бесплатная подача электроэнергии.

Политика РПЦ в разных вопросах тоже вызывает немало споров. В некоторых храмах можно встретить объявления о необходимости покупать свечи именно у них, другие якобы поставить перед иконами нельзя. Пока есть такие прецеденты, споры вокруг экономического положения церкви будут вестись. Стоит отметить, что вопрос налогообложения религиозных организаций стоит остро уже не один десяток лет. Активисты считают, что раз такие сообщества находятся в государстве, то они должны жить и вести деятельность по его правилам.

В истории РПЦ уже встречались случаи, когда священнослужители утрачивали льготы. Яркий пример тому – табачный скандал, после которого Алексий II попросил отменить таможенную льготу для церкви. Неизвестно, не отменятся ли под давлением общества и налоговые послабления. Стоит отметить, что не все граждане России настроены против церкви и послаблений для нее. Некоторые считают, что государству не стоит брать с религиозных предприятий деньги, так как долгие годы они находились на самообеспечении.

Как дела обстоят на самом деле

Сложившийся миф, что религиозные организации живут за счет государства, можно развеять, если подробно изучить Налоговый кодекс. Действительно, у церкви есть несколько послаблений, но она является исправным налогоплательщиком. Разберем подробно каждый вид взносов, который ее касается:

  1. При расчете налога на прибыль не учитываются средства, полученные церковью целевые поступления, то есть доходы от продажи книг, утвари и совершения обрядов. Действительно налоговая база становится значительно меньше, но полностью от уплаты взносов в бюджет РПЦ и подобные ей предприятия не освобождаются. Полностью платятся пошлины с доходов коммерческих дочерних компаний. Вычитаются из базы и полученные от юридических и физических лиц добровольные пожертвования. Таким образом, религиозные организации платят подоходные взносы, но не в полном объеме. Регулируется это статьей 251 НК РФ. К слову, большинство их дочерних компаний, находятся на упрощенном налогообложении.
  2. Часть операций церкви облагается НДС. В бухгалтерии они проводятся на отдельном счете. Большинство же продаж в церковной лавке не входит в круг действия этой пошлины. Не нужно платить НДС с реализации населению книг, утвари, масла, крестов, свечей и крестильных наборов. Эта льгота прописана в 21-й главе НК, а именно в статье 149.
  3. Имущественные налоги так же платятся не в полном объеме. Не нужно вносить взносы в бюджет со зданий, которые используются для религиозных целей: храмы, монастыри, приходы, школы.
  4. Никаких льгот нет на акцизные товары, например, вино, которое производят в монастырях, облагается сборами в полном объеме.
  5. От уплаты земельного налога религиозные объединения освобождены, то есть они не отдают государству ежегодно деньги за владение участками под церквями, монастырями и другими зданиями, в том числе и коммерческими.
  6. Льгот по транспортному налогу у религиозных предприятий нет, так как этот взнос является региональным.

Таким образом, церковь является плательщиком налогов, но вносит в казну государства она значительно меньше взносов, чем рядовое предприятие. Стоит отметить, что физические лица, работающие на религиозное предприятие, могут не беспокоиться – за них проводятся все отчисления в государственные и внебюджетные фонды. Соответственно, не надо самостоятельно подавать декларацию 3-НДФЛ или беспокоится за пенсионные накопления.

Россия является одним из немногих государств, в которых церковь платит взносы в казну. Некоторые религиозные объединения в США, Индии, Швеции, Польше, Великобритании и других европейских стран освобождены от необходимости вносить любые взносы в бюджет.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Уже много лет не утихают споры по поводу того, платит ли церковь налоги государству или нет. Большинство считает, что если она собирает взносы с граждан, то не должна только делить их между собою, помогая таким образом обогащаться верхушке священнослужителей, но и отдавать определенную часть доходов на развитие государства. Итак, давайте разберемся с данным вопросом.

Почему в храме все за деньги?

Вопрос читателя:

Добрый вечер, подскажите, как не утратить веру, если кругом все продажно? За крещение плата, за венчание плата, освятить – плата, даже за святую воду плата. Как так?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Евгения, здравствуйте!

Судя по тому, что Вы пишете, в храме Вы нечастый гость.

Если бы Вы ходили в храм регулярно, то знали бы, что никогда в истории Православной Церкви не были платными, например, таинства Причастия и Исповеди.

Что же касается других таинств, то это – пожертвование, которое да, иногда бывают обязательным для тех, кто в состоянии его заплатить. Это вынужденная мера в нынешних условиях существования современных приходов. При этом, безусловно, никто не откажет вам в крещении и других таинствах, если у вас совсем нет денег (если же такое случается, то это серьезный проступок со стороны священнослужителя).

Вы когда-либо задумывались, откуда в храме деньги? И кто платит за отопление, электричество, прочие коммунальные услуги, обязательные сейчас системы пожарной безопастности, ремонт, уборку, масло для лампад и многое другое? Вы приходите в храм – там тепло, светло, чисто, есть люди, которых можно спросить о том, что Вас интересует. Распространенное представление о том, что церкви что-то из коммунальных услуг и т.п. оплачивает государство – миф. При этом далеко не у всех храмов есть спонсоры, которые помогают справляться с ежемесячной оплатой нужд и счетов. Потому та жертва, которая оставлена в храме людьми, и помогает содержать приход.

Повторюсь: то, что вы оставляете в храме – это не плата, а жертва на содержание храма. Просто, к сожалению, часто ее приходится обозначать конкретной цифрой, иначе люди склонны в храме не оставлять ничего или совсем незначительные деньги. Но все может стать по-другому, если мы перестанем приходить в церковь, как в магазин за услугами. Храм – это наш дом. Изначально в христианской истории складывалось так, что каждая община строила и содержала свой дом – свой храм.

Сейчас же в храмах часто бывают люди, которые приходят туда пару раз в году, при этом они у них есть довольно много ожиданий от церкви – чтобы прочли записку, повенчали, покрестили или отпели и прочее. Однако для совершения многих таинств и богослужений нужны какие-то материальные вещи, которые не берутся из воздуха: для соборования – масло, для таинства венчания – вино, венцы, труд певчих, для крещения – теплая вода и так далее.

В христианском обществе была традиция жертвовать десятину, то есть десятую часть своего дохода, своему приходу! Вы готовы принять участие в финансовой жизни своего прихода? Тогда взамен Вы получите все требы абсолютно бесплатно. Более того, если у человека случалась болезнь или тяжёлые времена, то приход помогал ему и его семье. Сейчас зачастую все не так, увы.

Знакомый священник поставил в храме свечи совершенно без оплаты, за пожертвование. Эксперимент длился месяц. За это время не набралась даже сумма, которая окупила бы себестоимость этих свечей.

Но все чаще настоятели приходов решаются отказаться от “ценников”. Получается ли это или нет – зависит, в первую очередь, от осознанности прихожан. Чем больше в храме постоянных прихожан, которые помогают содержать свой приход на регулярной основе, тем это более реально. Чем больше “захожан”, тем – менее реально.

Евгения, если у Вас есть проблемы с финансами, то обретите свой приход, ходите регулярно в храм, исповедуйтесь и причащайтесь, и когда Вы станете постоянной прихожанкой, то, видя Ваше бедственное положение, священник Вашего прихода не станет брать с Вас пожертвования за требы. При этом, конечно, бывают ситуации на некоторых приходах, которые никак нельзя назвать нормальными. Ситуации, когда берут плату буквально за все – даже за стакан со святой водой. Ситуации, когда священник злоупотребляет своим статусом, использует церковные деньги в личных целях. Такое положение вещей совершенно неприемлемо и на него можно жаловаться – благочинному, архиерею, руководящему вашей епархией. Также рекомендую вам вот эту программу, в которой отвечает на ваш вопрос Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:

Помоги Вам Господь!

Церковь и деньги 1: ответы на “острые” вопросы

Критики Церкви, не знакомые с Её природой и смыслом существования, любят задавать “острые”, как им кажется, вопросы о церковных финансах: Зачем Церкви столько денег? Откуда получены все эти средства? Не берёт ли Церковь грязные деньги бандитов? Куда Она тратит полученное? Почему не отчитывается перед нами (критиками)? Почему толстые попы ездят на мерседесах? Почему в Церкви всё за деньги? И тому подобные.

В первой статье из цикла “Церковь и деньги” мы попытаемся честно ответить на многие распространённые вопросы о церковной экономике, которые на поверку могут оказаться не “острыми” а “тупыми”…

1. Почему в Церкви всё за деньги? Разве это нормально?!

Да, это нормально! Приход существует и должен существовать на деньги верующих!

С первого века существования христианства верующие брали сначала апостолов, а потом и поставленных ими во главе общин епископов и свои молитвенные помещения на кошт общины (церкви). И это не воспринималось ими, как покупка или продажа религии.

Все понимали, что проповедь Евангелия дала им неизмеримо больше того, чем они обладают сейчас – надежду на Вечную жизнь в Царствии Божием, как и то, что проповедникам нужно чем-то питаться, а собранная ими милостыня может быть использована также для больных и нуждающихся в других христианских общинах. Верующие отдавали толику своего материального достатка ради того, чтобы Церковь могла поддерживать своё существование и продолжать миссию.

Вот как эту мысль в девятой главе Первого послания к Коринфянам выразил святой апостол Павел: “Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования”.

В те времена, как писал в своей статье “Откуда у Церкви деньги?” протодиакон Андрей Кураев, устройство жизни имело известную простоту. Во-первых, при каждом храме складывалась постоянная община из живущих поблизости верующих, в которой все друг друга знали и все уделяли значимую часть дохода (церковную десятину) на нужды храма. Во-вторых, большая часть вещей, которые использовались в храме, изготавливалась самими верующими в рамках их хозяйств.

Крестьяне сами сеяли злаковые и, как следствие, мололи зерно в муку и выпекали хлеба и просфоры. Виноделы лично изготавливали кагор и приносили его в храм. То же самое происходило с материей для облачений, ладаном, свечами, елеем и т.п. – это были продукты хозяйств верующих, которые они приносили и жертвовали в храм.

Сегодня общественное устройство усложнилось. Теперь сам храм занимается изготовлением просфор, закупкой вина, ладана, елея, облачений и утвари, изготовлением свечей. А мы – программисты, врачи, пожарные, лётчики, логопеды, фрезеровщики и прочие – не способны использовать прямые продукты своего труда для совершения богослужений.

Мы конвертируем свой труд в деньги, которые приносим в церковную лавку и на которые заказываем записки и свечи, а уже сама Церковь берёт на себя труд обратить нашу непрямую жертву во всё, потребное для Таинств.

Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры и ритм современной жизни в городах “размывает” общину. Сегодня я хожу в один храм, а завтра захотел, сел на метро и поехал в другой, расположенный от моего дома за несколько километров или вообще на другом берегу громадной реки, но легко мне доступный. Или моя сменная работа два через два не позволяет мне посещать не то, чтобы каждую, а хотя бы и каждую вторую литургию…

Таким образом, в постоянной “обойме” храма остаются лишь немногие, что не позволяет содержать его за счёт десятины. Поэтому её и не собирают с верующих. А деньги на содержание храма нужны… Так что не стоит удивляться указанным в храме “рекомендуемым суммам пожертвования” за записки, свечи и разные требы. Это современная замена той десятой части доходов, которую мы, верующие, должны бы отдавать в Церковь.

2. А если у меня нет денег? Мне откажут в молитве или в совершении Таинства?

Начнём с того, что никто не заставляет нас идти в Церковь и подавать записки, ставить свечу или заказывать сорокоуст. Если мы стремимся сделать это, значит мы верим в Господа Иисуса Христа и ощущаем себя членами Его Церкви. А коли так, то должны выделять толику средств на поддержание Её существования. Ведь находим же мы деньги на мороженое, походы в кино и поездку в Таиланд?!

Но, бывают и люди с тяжелобольным ребёнком на руках или иными сложными обстоятельствами, которым действительно уже не до удовольствий, быть бы живу… Неужели такому человеку, за неимением денег, священник откажет в Таинстве Крещения, или принятии записки на богослужение? Я не знаю таких священников! Всегда существует возможность подойти к батюшке и по-человечески объяснить ситуацию. Тогда батюшка пойдёт вам навстречу и сделает всё бесплатно.

Кроме того, самое важное Таинство Церкви – Причащение Святых Тела и Крови Христовых всегда происходит без взимания каких-либо пожертвований. Что ещё раз напоминает нам о том, что Церковь не стремится “нажиться” на верующих.

С этим разобрались. Но почему-же “рекомендуемая сумма пожертвования” довольно высока? Неужели нельзя оставить сумму пожертвования на усмотрение верующего?

Всё зависит от духовной культуры прихожан. В некоторых храмах, действительно, нет никакой “рекомендуемой суммы” и ты можешь оставить столько денег, сколько пожелает душа. Но нередко бывает и так, что при проявлении подобной инициативы все свечи разберут, а в храме оставят лишь горку мелочи…

Православный публицист Андрей Зайцев предлагает взглянуть на такой исход глазами священника и церковных работников и самим себе ответить на вопрос, не против ли это нашей христианской совести: “В храме есть певчие, которым нужно платить хоть какую-то зарплату. Сторож, алтарник, работник свечного ящика… Это означает, что каждый месяц священник должен платить людям. Он не может сказать: “Вы знаете, в этом месяце у нас было мало жертвователей, поэтому вы трудились бесплатно””.

“Настоятель храма не может договориться с прохудившейся крышей, счетами за отопление и электричество. Не может не платить отчисления в епархию… Кроме того, у белого духовенства есть жена и дети, а значит, он должен приносить какие-то деньги и домой” – добавляет он в своей статье “Зачем священнику деньги?”.

3. О толщине и мерседесовости попов

На вопрос о “толстых попах на мерседесах” отвечали уже многие православные публицисты, но напомним и мы. Зачастую, богатые машины священников – это просто растиражированный фейк, как например вот этот:

Но иногда у епископа или священника действительно можно увидеть дорогой автомобиль…

Машина для епископов и священников – это насущная необходимость, рабочий инструмент. Первым приходится посещать по делам множество государственных ведомств и регулярно объезжать все храмы епархии. Вторым – соборовать на дому больных, причащать умирающих, отпевать на кладбищах и совершать другие требы.

Большая часть епископов и настоятели некоторых крупных храмов действительно могут позволить себе дорогое (а значит и качественное, надёжное) авто. Что же плохого в том, что их машина не будет ломаться в дороге и быстро доставит к месту назначения?

И всё же, чаще хорошие машины владыки и пресвитеры не приобретают на церковные деньги. Их им просто дарят. Понимая нужду священнослужителей в хороших “колёсах”, состоятельные благотворители порой преподносят им какой-нибудь внедорожник для поездок по сельской местности или хороший седан для перемещений по городу. Такое пожертвование ничем не хуже денег или кирпичей для постройки храма и Церковь с благодарностью принимает его.

И да, священники и епископы нередко бывают полными. Это связано с диабетом и другими профессиональными заболеваниями. Во время богослужений священникам приходится подолгу стоять на одном месте, отчего затекают мышцы и излишне нагружаются сосуды на ногах.

Вспомните также, что Божественная литургия предполагает обязательное причащение присутствующих священнослужителей. Перед причастием не принято завтракать и даже пить воду. А значит, первую пищу священник может вкусить примерно в час дня. Потом требы, новая служба, исповедь и поздний ужин. И так изо дня в день. Отсюда и полнота.

4. Принимают ли в Церкви деньги бандитов?

На этот вопрос в интервью “Аргументам и Фактам” хорошо ответил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), возглавляющий Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Владыка напомнил, что: “На Церковь, по древним правилам, не положено принимать “деньги блудницы”, то есть любые нечестные деньги. Конечно, мы не возьмём денег грешника, который не раскаивается, гордится своим грехом и кичится своей жертвой, результатом этого греха. Если нам известно, что деньги получены в результате преступления, то, конечно, брать их нельзя. Был случай, когда к нам пришёл прокурор и хотел жертвовать десятину от взяток, которые он получал. Мы отказались брать эти деньги”.

“Но когда кто-то переводит средства на помощь нуждающимся – не всегда можно выяснить, кто и с какого дохода пожертвовал. Поэтому мы принимаем анонимные пожертвования и молимся обо всех людях, которые стараются, как могут, исполнить Христову заповедь о любви”, – также добавил епископ Пантелеимон.

И действительно, если преступник положил украденные им деньги в ящик для пожертвований, то понять, что они были получены преступным путём священник никак не в состоянии и тогда эти средства используются Церковью на доброе дело.

5. Правда ли, что Церковь не платит налоги и получает государственные дотации?

Частично. Церковь освобождена от налогов на религиозные обряды (доход от записок и треб), НДС и налога на прибыль за предметы церковной утвари и другую продукцию религиозного назначения, например такую, которую верующие “оплачивают” для использования в богослужебных целях (свечи, кагор, просфоры).

Выше мы говорили о непрямой, денежной жертве, которую Церковь использует для покупки всего необходимого для Таинств. Таков и смущающий иных людей случай с кагором. Человек жертвует Церкви, к примеру, 400 рублей. Ему выдают бутылку кагора. Он отдаёт её пономарю и на этом кагоре совершается литургия. Таким образом, христианин фактически просто пожертвовал Церкви богослужебное вино.

При этом, если Церковь начнёт продавать в лавке сухое вино (из-за кислотности не используется в богослужении) или, скажем, булочки, то это уже будет классическим товаром. С этого товара приход заплатит налог на прибыль, а саму прибыль вправе будет использовать на уставные цели. Например, на ремонт храма.

Помимо льготы на продукцию религиозного назначения, Церковь освобождена от налога на имущество религиозного назначения (храм, часовня, воскресная школа) и участок земли, отданный под его обслуживание.

Остальные налоги: на транспортные средства прихода, на здания и сооружения не используемые в религиозных целях (мастерская, гараж и т.п.) и прочие православный приход платит наравне со всеми юридическими лицами. Как и коммунальные платежи, составляющие одну из основных статей расходов храма.

Церковь, как и другие НКО вправе участвовать в федеральных программах по сохранению памятников архитектуры, социальной помощи и другим подобным. Оформив кипу документов, с великими трудами, Она действительно может получить часть средств для восстановления или ремонта храма (если он признан памятником архитектуры) или для церковной благотворительной столовой, ночлежки, центра реабилитации, от государства.

Но это всегда только часть средств. Другую часть, и немалую, Церковь вкладывает из собственных средств, которые получены благодаря нашим пожертвованиям.

Также рекомендуем: Церковь и деньги 2: продолжение ответов на «острые» вопросы

Также читайте: Церковь и деньги 3: Экономика прихода, жалованье священнослужителей

Андрей Сегеда

Новые платные услуги в российских церквях: отпевание самоубийц и «развенчивание»

https://www.znak.com/2015-03-04/novye_platnye_uslugi_v_rossiyskih_cerkvyah_otpevanie_samoubiyc_i_razvenchivanie
2015.03.04

Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев, часто критикующий нравы современной РПЦ, в своем блоге обратил внимание на новую услугу в РПЦ. Кураев опубликовал прайс на церковные услуги, составленный Сыктывкарской епархией, которым с начала текущего месяца устанавливается «единый размер жертв на церковные требы и свечи» во всех приходах Сыктывкара.

Список сам по себе несколько циничен и бездуховен, но особо Кураев обратил внимание на несколько моментов. Так, за 500 рублей в Сыктывкаре можно заказать церковную услугу – «развенчивание», которое Кураев назвал «особым сыктывкарским таинством».

Из открытых источников известно, что в православной традиции существует только обряд венчания в церкви, обряда развенчания церковного брака нет. Православная церковь неодобрительно смотрит на второй брак, настаивая на нерасторжимости священного брачного союза и пожизненной верности супругов друг другу. Впрочем, церковные каноны допускают прекращение церковного брака в связи со смертью одного из супругов. Обряд православного церковного венчания не может быть осуществлен более трех раз.

Другой момент, на который обратил внимание Кураев, — отпевание самоубийц, которое в приходах Сыктывкара стоит в два раза дороже обычного. Простое отпевание обойдется родственникам усопшего в 2 тыс. рублей, отпевание самоубийцы – в 5,5 тыс. рублей. «Самоубийц там наказывают рублем», — отметил Кураев.

По каноническим традициям Православной церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Поэтому по церковным канонам самоубийц и подозреваемых в самоубийстве (например, утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Тем не менее в РПЦ сейчас считается возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья.

Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю людей, не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Поделись Автор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *