Почему я верю

Как поверить в лучшее | Как научиться оптимизму

16 мая 2018 в 12:54

Все мы прекрасно знаем и понимаем, что исход любого события в нашей жизни и тех или иных обстоятельств зависит только от нас самих. Он зависит от наших действий, от наших мыслей, от запрограммированного нами результата. Вот почему поверить в лучшее, научиться оптимизму так важно — от этого напрямую зависит результат.

Мы прекрасно осознаем что надо думать только о благоприятных событиях, но подчас завершения того или иного дела просто не знаем. Внушение – это способ программирования своего сознание на определенный результат или на конкретное отношение, к какому – либо событию.

Вы можете сходить к специалисту, который занимается гипнозом и внушить себе определенные установки на последующие годы жизни. Но все это не пройдет бесследно для вашей психики, потому как такое программирование по сути своей является обманом, который мелкими шашками будет оказывать разрушающее действие.

Как поверить в лучшее — рекомендации

Если вы задумались о том, как научиться оптимизму и изменить отношение к любому событию вашей жизни и действиям окружающих лиц, то в этом случае предпочтительно использовать изменение вашего отношения к этим вещам. Такие изменения окажут не только положительное действие на вашу нервную систему, упростят отношение к негативным событиям, но сведут к минимуму такие события в вашей жизни.

Основные рекомендации мы предоставим вашему вниманию, но прорабатывать их надо не поверхностно и не один день, если конечно хотите иметь от этого хоть какой-то результат.

1.

Для начала надо постараться исключить из вашего лексикона следующие слова: «Не получится», «Никогда», и все другие отрицающие слова, которые произносятся нами якобы для того чтобы не сглазить результат наших усилий в отношение какого-то процесса. На самом деле тем самым, мы изначально прогнозируем отрицательный исход этого процесса. Чтобы поверить в лучшее, высказываться лучше нейтрально, ели нет возможности умолчать до известия об исходе. К примеру, «Будь, как будет».

2.

Не придавайте большого значения любому событию или итогу завершения дела. Например, вы устраиваетесь на работу, проходите собеседования, и ужасно переживаете, возьмут вас или нет. Смысла от таких переживаний нет, просто думайте о том, что даже если вас не возьмут, значит, вы найдете, куда лучшее для вас место работы, с лучшими условиями, и заработком. Всегда держите мысль о том, что все что происходит, к лучшему для вас. И результат не заставит себя ждать.

3.

Не оберегайте особо свое имущество, не надо дрожать, к примеру, над автомобилем, вдруг угонят, вдруг поцарапают. Вы притяните сами такие происшествия. Когда подобный страх возникает, лучше всего мысленно себе сказать: «Ничего отремонтирую, куплю лучше, чем эта». Просто отпустите свой страх, это конечно нелегкое дело, но вполне возможное.

Как только вы начнете с легкостью относится к жизненным ситуациям, так сразу жизненные преимущества с такой же легкостью окажутся рядом с вами.

Как научиться оптимизму — советы психолога

Метод самовнушения широко известен в практикующей психологии личности. Он позволяет поверить в лучшее. Разные неприятности в нашей жизни иногда выбивают нас колеи, и нам начинает казаться, что все против нас, весь мир в такие периоды виден в черных и серых тонах. Как научиться оптимизму нам просто не понятно, подчас кажется совсем невозможным.

Самовнушение действенный процесс, но занимает не один день, и требует качественных проработок и поддержания своего уровня. Вопрос как научиться оптимизму, возник у вас ведь не на пустом месте и не спонтанно, ему предшествуют какие негативные по своему содержанию события.

Если вы хотите научиться оптимизму, для начала надо разобраться именно в таких событиях, которые спровоцировали вас на негативное восприятие внешнего мира и сформировали мысль, что на данный момент у вас все плохо. Чтобы вы могли разобраться в произошедшей ситуации, и в дальнейшем сохранить опыт отношения к подобным случаям предлагаем ряд рекомендаций применяемые при самовнушении.

1.

Вам нужно определиться, что именно у вас плохо и действительно ли это так плачевно как вы это воспринимаете. Скорее всего, вы сами усугубляете жизненные инциденты своим чрезмерным переживанием. Измените отношение к этой ситуации. Например, вы потеряли работу, в вашем восприятии жизнь рухнула, денег не будет, перспектив никаких.

Вы сами себя программируете на такой аврал, зачем? Не лучше ли воспринять это так то, что вам давно пора было сменить работу, найти с лучшим графиков и большими перспективами. Исходя, из этих соображений, браться за поиски новой работы, только без лишних негативных мыслей, типа, да кому я нужен, я никогда не найду работу.

2.

Хотите поверить в лучшее? Вам нужно сменить выражение «У меня все плохо» на выражение «У меня все отлично». Начните чаще употреблять позитивные отзывы о своей жизни и тем самым их притянете к себе.

3.

Если вы хотите научиться оптимизму, поменяйте отношение к жизни, воспринимайте себя как гостя в ней. Пришли, посмотрели, попользовались и ушли.

4.

Старайтесь все радостные и негативные моменты в жизни воспринимать как спектакль, поставленный именно для вас, с целью добавить вам определенного опыта в той или иной сфере.

Как научиться думать позитивно

Каждый день перед нами встают новые задачи. Легкие и сложные, важные и не очень. На их решение уходит много энергии, уверенности в себе и здоровья. Находить для себя источники сил, улучшать самочувствие и быть более энергичным в преодолении жизненных проблем, нужно знать, как научиться думать позитивно.

Кажется все очень просто – чтобы поверить в лучшее надо стараться думать только о хорошем. Но так ничего не выйдет, ведь тогда, по сути, мы надеваем розовые очки и пытаемся не замечать всех трудностей и неприятностей. Чтобы научиться думать позитивно, нужно перестроить мышление так, чтобы все негативные события были только уроком, из которого вы имеете возможность сделать полезные выводы.

Ваша основная задача – не погружаться с головой в переживания по поводу случившейся неприятности, а извлечь из нее уроки. Таким образом, вы отодвинете плохие мысли, не погружаясь в них, а наоборот, начнете искать выход из сложившейся ситуации.

В итоге, ваш организм перестанет испытывать стрессы и будет работать в полнее нормальном для него режиме.

Практические рекомендации о позитивном мышлении

Известно, что мысли имеют свойство создавать нашу реальность, поэтому нужно обязательно тренироваться и у вас все непременно получиться.

1.

Научитесь следить за своими мыслями.

2.

Не погружайтесь в стрессовую ситуацию с головой всерьез и надолго.

Если эмоции «кричат», вы перестанете видеть четко создавшуюся ситуацию, так как наш интеллект «затоплен» эмоциями. Поэтому дайте «пару» выйти, но не более трех минут, и начните анализ ситуации, придерживаясь двух вышеупомянутых пунктов.

Следующее упражнение научит вас поверить в лучшее и думать позитивно каждый день и, следовательно, всю свою жизнь. Итак, ежедневно перед сном находите до 10 пунктов, в которых вы можете сказать сегодняшнему прожитому дню «спасибо». Или же вспомнить 10 приятных моментов, которые вас обрадовали, или развеселили.

Конечно, сначала будет трудно научиться думать позитивно, но потом это будет осуществляться на автомате. Вы непременно научитесь замечать приятные и хорошие моменты в своей жизни. Постепенно вы превратитесь из пессимиста и депрессивного человека в оптимиста — позитивного, светящегося от улыбки и хорошего настроения. Если вы уже понимаете, как научиться думать позитивно, действуйте прямо сейчас! У вас обязательно все получится! А представляете, сколько улыбающихся и счастливых людей будет вокруг вас и рядом с вами!

5.

Относитесь к поступкам людей проще. Если вы считаете, что человек не хорошо поступил, это ваше право и ваше субъективное мнение, он имеет право на свой выбор и на свои ошибки.

Научиться верить в хорошее…

История моя очень длинная но постораюсь покороче и не очень печально…
Что беременна узнала в где то в июне месяце… отношения с оцом ребёнка(теперь уже мужем) были длительные(4 года) и не совсем ровные… ну впрочем как у всех.
Почему не поженились раньше незнаю просто нас всё и так устраивало…
Первый месяц меня одолевали страхи гормоны сносили крышу я его почти ненавидела мы ссорились я говорила что надо было раньше жениться что так «по залёту» я не хочу….
И если бы не мама я не знаю до чего бы довела и его и себя. Надо отдать ему должное он терпел и ждал когда я перебешусь…
Вот и менно о маме я хочу расказать… незнаю как начать, очень тяжело …
Отношения наши с ней я описывать не стану всего не описать да и больно вспоминать… Скажу только что мамой она была лучшей, скорей она была мне сестрой, подругой, лучшим, самым весёлым чутким человеком… короче незнаю как ещё описать… я безумно её любила. и вот 2 сентября её просто не стало….
Она болела 2 месяца(кровоизлияние в мозг) я всё это время плохо помню видимо мой разум отказывается от этих воспоминаний… лишь ночью всё это всплывает в моей голове не даёт покоя… в больнице мне сказали что бы родственники сами ухаживали за ней но из родственников я, бабушка70 лет, и мой муж ещё брат который живёт далеко… Я должна была за ней ухаживать а муж запретил… он конечно прав был ребёнка я бы потеряла.НО Я ДОЛЖНА была я виновата как я могла её оставить? Мы наняли сиделку отдали кучу денег… я приходила каждый день к ней просто сидела рядом мы разговаривали(состояние тяжёлое она плохо уже говорила….) она говорила что бы я не ездила берегла ребёнка… Но КАК я могла…
Зачем я пишу опять реветь начала… Я просто надеюсь выговориться может хоть спать ночами буду; )
Уже три месяца как её нет… а я живу в страхе что бог отберёт у меня ещё что то мне дорогое… я теперь всего боюсь, разучилась верить в хорошее, изовсех сил стараюсь отогнать от себя страхи и ужас перед жизнью и её несправедливостью…..
НО я держусь и учусь верить заново ведь бог дал мне ребёнка и чудесного любимого мужа!
P:S простите если кого расстроила, правда не хотела… надо было выговориться….

Как научиться верить?

Как поверить, когда верить хочется, но не получается? Как научиться относиться в Богу не утилитарно, а как к Богу? Что вообще такое – вера? О вере и неверии рассуждает протоиерей Андрей Ткачев в одной из бесед своей новой книги «Почему я верю: простые ответы на сложные вопросы».

– Что делать человеку, если он «не чувствует Бога», если Небо для него молчит? Вроде и хорошо было бы поверить, но ‒ не могу!

‒ Такому человеку надо, безусловно, просить о вере. И еще, мне кажется, очень важно, когда люди просят Бога о других людях. Тогда, как говорил Паскаль, человеку даруется счастье быть причиной.

Первопричина всего – это Господь, но, когда человек включает волю и начинает активно что-либо делать, он изменяет мир. Как, скажем, тот, кто убирает мусор и разбивает клумбу под окном, привносит красоту туда, где раньше было безобразие… Так и молящийся человек может стать причиной перемены в чьей-то неверующей душе.

В Деяниях Апостолов описан эпизод, когда одного из первых диаконов христианской Церкви, Стефана, забивали камнями иудеи, а юноша по имени Савл, одобряющий убийство, сидел и стерег одежды этих убийц. И потом, в ближайшие дни, по дороге в Дамаск этому юноше явился Христос. От видения Савл ослеп и получил откровение идти в Антиохию, где он крестился и стал всем нам известным христианским апостолом Павлом. Так вот, один из отцов Церкви, Блаженный Августин, толкуя этот эпизод, говорит: если бы не было молитвы Стефана, не было бы обращения Савла. Молитва праведника была последней каплей, которая привела будущего апостола ко Христу.

Так что просьба того, кто уже знает Бога, о том, чтобы Он в некую малую, но нужную долю стал явен неверующему человеку, который Бога «не чувствует», очень много может значить.

Но молиться о другом человеке может только тот, кто сам переживает Бога как Высшее Благо, для кого вера в Бога, стремление к Нему и общение с Ним – не просто «что-то хорошее», не просто способ «оградить» себя от неприятностей, а смысл всей жизни. В этом смысле с одинаковой тревогой можно молиться как за успешного и состоявшегося бизнесмена, так и за человека, не нашедшего себя в жизни: если ни тот ни другой не знает Бога, они равно несчастны, их благосостояние в мире не имеет значения.

Почему это важно понимать? Нередко мы относимся к Господу Богу как к доктору Айболиту, который придет и всех исцелит, или ждем Его, как волшебника в голубом вертолете, который прилетит и сделает всех счастливыми, «всем бесплатно покажет кино». Мы бываем готовы поступать как язычники, которые целовали землю на берегах Нила и благодарили Нил за то, что он разливается, но попробовал бы он не разлиться – они бы его били батогами!

Но Бог – это не утилитарное понятие. Бог нужен не для того, чтобы жить без пьянства, без голода и войны, а Он нужен сам по себе, как Бог, как конечный смысл, как цель пути. «Защитник», «кормитель» и «устроитель чудес» ‒ это второстепенное, это функции, но глубже всех этих функций есть Бог по существу. Бог как Бог.

Вера в такого Бога, память о Нём, размышление о Нём и любовь к Нему ‒ это вера Авраамова. Авраам всю жизнь ходил перед Богом, прошел через ряд испытаний, постепенно накалявшихся до самых серьезных, доказал Ему свою верность, но при жизни ничего особенного не получил: только обетование о будущем, которое исполнилось на его потомках. Сам же Авраам умер бездомным, не имея под ногами собственной земли.

И на самом деле очень тяжело к Богу относиться как к Богу. Но по слову апостола Павла, христиане – дети Авраама по вере. И наша вера должна быть именно такой.

‒ Чтобы как-то подытожить тему веры и неверия ‒ такого разного неверия и такой разной веры, как бы Вы определили веру в Бога? Что значит верить?

‒ Вера ‒ это личное чувство встречи с Богом, прикосновения Бога к сердцу, чувство, прошедшее через разум, осознанное, удержанное и сохраненное им. Вера ‒ это мой личный опыт, тождественный с таким же опытом миллионов людей ‒ живших до меня, живущих рядом со мной и тех, которые будут жить после меня, ‒ так что мы все могли бы сказать: «Мы нашли одного и того же Бога. К тебе и ко мне коснулся Тот же».

См. Деян. 6: 8 ‒ 7: 60.

См. Гал. 3: 6–9.

Отрывок из книги протоиерея Андрея Ткачева «Почему я верю: простые ответы на сложные вопросы», – М.: Издательский дом «Никея».

Издательство «Никея» и Российский Православный Университет приглашают на презентацию новой книги протоиерея Андрея Ткачева в Москве.

Встреча пройдет в Российском Православном Университете 17 декабря в 19:00.

Адрес: Москва, Новая площадь, 12. Российский Православный Университет, актовый зал, 2 этаж.

Почему я верю. Простые ответы на сложные вопросы

Дорогие друзья по чтению. Книга «Почему я верю. Простые ответы на сложные вопросы» Ткачев Андрей произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Интригует именно та нить сюжета, которую хочется распутать и именно она в конце становится действительностью с неожиданным поворотом событий. В рассказе присутствует тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. Автор искусно наполняет текст деталями, используя в том числе описание быта, но благодаря отсутствию тяжеловесных описаний произведение читается на одном выдохе. Казалось бы, столь частые отвлеченные сцены, можно было бы исключить из текста, однако без них, остроумные замечания не были бы столь уместными и сатирическими. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы «видишь» происходящее своими глазами. Приятно окунуться в «золотое время», где обитают счастливые люди со своими мелочными и пустяковыми, но кажущимися им огромными неурядицами. Яркие пейзажи, необъятные горизонты и насыщенные цвета — все это усиливает глубину восприятия и будоражит воображение. Обращают на себя внимание неординарные и необычные герои, эти персонажи заметно оживляют картину происходящего. Всем словам и всем вещам вернулся их изначальный смысл и ценности, вознося читателя на вершину радости и блаженства. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. «Почему я верю. Простые ответы на сложные вопросы» Ткачев Андрей читать бесплатно онлайн приятно и увлекательно, все настолько гармонично, что хочется вернуться к нему еще раз.

Как научиться доверять Богу?

Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Нам, кроме Бога, некому доверять

Игумен Нектарий (Морозов):

Лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда он решается, по слову Спасителя, пойти по воде

– Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит.

Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает.

Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет.

Игумен Лука (Степанов):

– Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!

Чувствовать Бога, служа ближнему

Иеромонах Димитрий (Першин):

– По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия.

Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки.

Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него.

Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника , наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.

Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы

Протоиерей Александр Ильяшенко:

Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру

– Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу.

О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.

Быть внимательным к своей жизни

Протоиерей Константин Пархоменко:

– Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере.

Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем?

Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай – бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас.

И нужно учиться это замечать.

Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании.

Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики… И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.

Доверие Богу укрепляется духовной жизнью

Священник Валерий Духанин:

– Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.

Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни.

Мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать, а просить Бога помочь, если Ему угодно

И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас.

Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.

Научить смирять свой ум

Священник Димитрий Шишкин:

– Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры.

А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни.

И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.

Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше… если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте.

Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере.

Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безоговорочно принять – даже вопреки голосу «здравого рассудка»

Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек.

Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера.

Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.

Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению.

Постоянство в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть путь к доверию

Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры.

Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви… когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.

Утвердить в сознании, что Бог – любящий

Священник Леонид Кудрячов:

– Рассудочное доверие возникает из исследования Писания, из углубленного изучения истин веры, из утверждения в своем сознании, что Бог – любящий, благой и премудрый. Он всё ведет к лучшему. Он не допускает испытания сверх сил.

Опытное доверие формируется, как у детей, методом проб и ошибок. Мама запретила трогать горячий утюг, но я ведь любопытный, взял да потрогал. В результате – ожог пальца. Папа потребовал не отставать в супермаркете, а я не принял это всерьез и потерялся в толпе. И так далее. Постепенно мы понимаем, что лучше слушаться Бога, а не себя.

Но глубинное, незыблемое доверие – дар, о котором нужно молиться.

Чтобы доверять кому-либо, необходимы две вещи. Во-первых, нужно найти кого-то, кто заслуживал бы доверия. Во-вторых, нужно узнать его. Справедливо и обратное утверждение: чтобы не доверять, нужно встретить человека, не заслуживающего доверия, и опять же познакомиться с ним поближе.

Однажды летом, когда я был еще студентом, мне довелось работать механиком по обслуживанию автомобилей на автозаправочной станции, и с тех пор я отношусь с недоверием к автослесарям. Мои коллеги всячески обманывали доверчивых клиентов. Они могли так скрутить ремень вентилятора, что он приходил в негодность, а затем показывали его владельцу автомобиля со словами: «Смотрите, у вас порвался ремень вентилятора. Хорошо, что я обратил на это внимание, правда?» После этого клиенту приходилось покупать у них новый ремень.

Они могли «заменить» масло в машине, залив туда масло, только что слитое из другого автомобиля, и получить при этом двойную прибыль. Я узнал на опыте, что им доверять нельзя. С тех пор я отношусь подозрительно к людям, работающим в автомастерских.

Как-то раз мне пришлось заехать на автозаправку. К моей машине подошел механик и стал проверять двигатель. Затем он подошел к моему окну, держа в руке слегка порвавшийся ремень вентилятора. Я сказал ему: «Ты его испортил, ты и заменяй».
Он был ошарашен: «Что такое?»
Я ответил: «Мне доводилось работать механиком на заправочной станции».
«Ах, вот оно что!»
И он заменил мне ремень бесплатно.

Конечно, где-то в этом мире есть честные работники автосервиса. Но, для того чтобы я мог проникнуться доверием к одному из них, мне необходимо очень хорошо узнать его. Одной случайной встречи вряд ли будет достаточно. Для этого нужно не только, чтобы этот человек заслуживал доверия, но еще и время, в продолжение которого я узнал бы, что могу ему доверять.

Библия говорит, что Бог заслуживает доверия. Но вы никогда не будете по-настоящему доверять Ему, пока не узнаете Его лично.

Иногда мы усиленно пытаемся повиноваться Богу, но ослабеваем и падаем снова и снова. Верно то, что мы призваны к борьбе, но очень важно знать, как нужно бороться. «Подвизайся добрым подвигом веры», – говорится в 1 Тимофею 6:12. Как нам подвизаться «добрым подвигом веры»? Нужно прилагать усилия для познания Бога, чтобы мы могли полагаться на Него.

А как нам познавать Бога? Так же, как мы узнаем любого другого. Чтобы познакомиться с кем-либо поближе, необходимы три вещи. Первое – говорить. Второе – слушать, что говорят вам. И третье – бывать где-то вместе и вместе что-то делать. Это составляющие общения.

Мы говорим с Богом через молитву. Мы внимаем тому, что Он говорит нам, через Его Слово. Мы вместе участвуем в христианском служении, свидетельстве или проповеди Евангелия.

Иногда люди недоумевают, как можно иметь взаимоотношения с тем, кого нельзя видеть. Однажды к доктору Х. М. С. Ричардсу подошел человек и сказал: «Я не верю в Бога».
«Почему?» – спросил Ричардс.
Человек ответил: «Потому что я Его не вижу».
Ричардс промолвил: «Тогда я не верю, что у вас есть мозги».
«Почему?»
«Потому что я их не вижу».

Мы пользуемся многими вещами, которых не видим. Когда, например, вы в последний раз видели электричество? Или вам доводилось видеть радиоволны? А, может быть, можно увидеть воздух, которым мы дышим? Мы не видим ветра. Мы не способны увидеть микробы и бактерии. Мы не можем видеть такую таинственную вещь, как жизнь. Но мы можем увидеть результаты всего вышеперечисленного.

Даже если мы не можем видеть Бога или слышать Его голос своими органами чувств, мы все же можем наблюдать действие Его силы и, пользуясь средствами общения, которые Он дал нам, познавать Его. Именно познавая Его, мы научимся доверять Ему, ибо Он заслуживает нашего доверия.

Моррис Венден

Газета «Сокрытое Сокровище» № 6 (170) июнь 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *