Почему женщины покрывают голову

В том, чтобы покрывать в храме голову, нет ничего плохого. И уж во всяком случае, это не признак «второсортности», униженного положения.

Посмотрите на священника — как правило, он с покрытой головой: в камилавке, скуфейке. А он — предстоятель общины.

Традиция покрывать голову имеет начало в Новом Завете. В 1-м послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову». Апостол добавляет, что покрывало на голове это «знак для ангелов».

Для людей древнего мира, современников апостола Павла, эти слова были хорошо понятны: почтенная матрона, супруга и мать, не могла появляться в общественном месте без покрывала. Исключение делалось для девочек.

Позволяли себе вольности женщины легкого поведения. Выйти из дома без головного убора было приблизительно то же, что сегодня снять и спрятать обручальное кольцо. Зачем и при каких обстоятельствах это делается — догадаться нетрудно.

И хотя традиционно женщины покрывают голову платком, нет ничего дурного в том, чтобы надеть в храм красивую шляпку или другой скромный головной убор.

Сегодня не выгонят из церкви и простоволосых, все таки времена сильно изменились, но стоит помнить, что малозначимый, как кажется, обычай имеет основание в Священном Писании.

Протоиерей Михаил Дудко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЧЬЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВЫШЕ: МАМЫ ИЛИ ДУХОВНИКА, ЕСЛИ У НИХ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ?

Так все-таки, нужен ли женщинам платок в храме?

Яндекс Дзен. Православие и мир

Мы привыкли, что в церкви женщины должны обязательно быть в платках, причем все, независимо от возраста. Прочитала недавно, что требование платка относится только к замужним женщинам, а девочкам и девицам он не обязателен. Это правда? И еще — в других православных странах, в Греции, например, женщины голову платком в храмах не покрывают. Выходит, это просто наша традиция?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Упоминание в Библии о необходимости для женщины во время молитвы покрывать голову относится к 1 Посланию к Коринфянам апостола Павла. Так как в этом тексте упоминается зависимость жены от мужа, то из этого делается вывод, что незамужним женщинам допустимо молиться и без головного убора. Однако этот вывод не совсем безупречен.

«…если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» — говорит Апостол (1Кор 11:6). Здесь слышен призыв к приличию во внешнем виде. Естественно, что в апостольские времена было позорным для женщины быть коротко стриженной или же бритой. Поэтому отсылку к традиции можно делать и в наше время.

У нас традиционно и девушки и девочки ходят в храм в головном уборе. Это красиво и благочестиво. Зачем что-то менять, если это неплохо? Внешний вид, одежда человека настраивают его на определенный лад и очень хорошо, что для молитвы, для посещения храма у нас имеется определенная форма одежды. Это дисциплинирует, помогает духовно настроиться на молитву. Зачем же это разрушать?

Можно, конечно, посмотреть на обычаи в других православных странах. Да, в Греции женщины ходят в храм без головных уборов, причем все — как замужние, так и незамужние. Но этому есть причина: в период турецкого владычества мусульманские власти настолько навязывали для христианок стиль одежды, предписанный Кораном, что отказ от платка стал своеобразным протестом. А вот в православной Грузии чаще встретишь в храме девочку в платке, нежели без платка.

Конечно же, ношение головного убора в храме — больше традиция. Но это традиция нашей Русской Православной Церкви. И лучше следовать этой традиции, чем пытаться навязать своим братьям и сестрам во Христе своё мнение. От такой демонстрации своей независимости и широты взглядов в душе не родится смирение, да и драгоценное время молитвы будет украдено внутренним стремлением противопоставить себя окружающим, заботой о том, как ты выглядишь и как на тебя реагируют окружающие.

Впрочем, если женщина или девушка захочет зайти помолиться в храм, то неважно, в чем она одета, в данном случае намного важнее её стремление к молитве. А вот для планового посещения храма лучше следовать именно традиции.

Во время посещения церкви прихожане обязаны соблюдать определенные правила и ритуалы. Некоторые из них в настоящее время вызывают вопросы, например, почему в церковь надо надевать платок? Откуда взялся этот обычай, который идет вразрез с современной модой в одежде?

Как завязать платок

У прихожанок есть несколько популярных способов завязывать платок. Например:

  • Длинный легкий шарф просто накидывают на голову и оставляют свободным или закрепляют у подбородка маленькой булавкой.
  • Концы шарфа закидывают за плечи, завязывают сзади или оставляют свободно.
  • Небольшой платок складывают в треугольник, покрывают им голову и завязывают концы под подбородком или за шеей.
  • Платок или косынку оборачивают вокруг головы и завязывают сзади.
  • Платком делается специальная складка, закрывающая лоб, концы завязываются спереди или оборачивают ими шею. Самый «благочестивый» способ. В народе о нем говорят: «носить платок внахмурку».
  • Есть специальные платки-покрывала, которые имеют что-то вроде капюшона, затягиваемого на шее с помощью шнурков.

Совет! Желающие могут носить в церковь и другие головные уборы. Зимой почти все прихожанки молятся в шапках. Летом можно надевать шляпы. Никаких запретов на это нет. Почему женщина в храме покрывает голову?

Можно ли девочке быть в храме без косынки: традиции православия и других христианских религий

Взрослые, регулярно посещающие православные храмы, конечно, стараются брать с собой детей. Перед входом в церковь мужчины, как известно, снимают головные уборы, а женщины, наоборот, покрывают голову платком и затем уже заходят в храм. Но не все знают, можно ли зайти без косынки девушке или девочке, особенно если она ещё маленькая? Что говорят по этому поводу священники? Как решается этот вопрос в других христианских конфессиях?

Можно ли девочке заходить в православную церковь без косынки

Если обратиться к истории христианства, то можно узнать, что традиция покрывать голову женщинам перед порогом храма основывается на словах апостола Павла в его Послании к коринфянам.

«…Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

Традиция покрывать голову женщинам в храме связана со словами апостола Павла в его Послании к коринфянам

Таким образом, ученик Христа говорит о зависимости жены от мужа, её подчинённости ему. И покрытые волосы являются знаком, определяющим статус женщины.

Надевая платок, женщина показывает свою власть перед ангелами, которая у неё есть от мужа над нею. Что она замужняя женщина, и соответственно, это для неё честь.

Между тем из послания не следует вывод о том, что и незамужние представительницы женского пола должны поступать таким же образом, то есть молиться в головном уборе. И в ранний период христианства незамужние девушки и маленькие девочки могли приходить в храм с непокрытой головой (естественно, сразу было понятно, кто замужем, а кто нет).

Но со временем христианская вера разделилась на разные религии. И в православии укоренилась традиция надевать платки всем женщинам, даже маленьким девочкам. Но следует сделать оговорку, что опять-таки это характерно не для всех стран.

Например, в православной Греции так не делают, поскольку за годы турецкого владычества мусульманское правительство принуждало христианок носить стиль одежды, диктуемый Кораном. Поэтому отказ от платка стал своего рода протестом. Но вот в Грузии (также православной стране) в храме редко встретишь девочку, а тем более женщину, без платка.

В русской же православной церкви женщины любого возраста приходят в храм с покрытой головой (здесь даже есть платочки на случай, если кто-то забыл их дома). Что касается маленьких девочек, то это может быть косынка, шапочка, чепчик. Но, как объясняют батюшки, это не необходимость, а именно традиция.

В русской православной церкви традиционно все женщины приходят в храм с покрытой головой

Платочек на службе помогает настроиться на определённый лад. Ребёнку же эта деталь одежды поможет осознать отличие пространства православного храма от пространства дома, улицы, подчеркнёт отличие времени общения с Богом от будничного времени.

Однако если девочка, подросток, да и взрослая женщина придёт в храм с непокрытой головой, её никто не вправе осуждать, а тем более открыто ругать. В этом нет ничего предосудительного.

Даже если девочка придёт в храм без платочка (равно как и её мама), в этом нет ничего предосудительного, окружающие не вправе её порицать

Возможно, человек заранее не собирался в храм, а зашёл туда после работы или учёбы, чтобы поставить свечу, постоять перед иконами, развеять мрачные мысли, сомнения. А досужие «правильные» бабульки, которые могут упрекнуть женщину или девочку, сами тем самым грешат.

Видео: можно ли женщинам не покрывать голову в храме (объясняет православный священник)

Батюшка объясняет, что нет строгой необходимости покрывать платок женщинам в церкви — это просто традиция. За две тысячи лет многое поменялось: ведь раньше, когда женщина стригла волосы, это считалось позором, а сейчас это вполне нормально, модно. И если женщина забыла платок дома, не нужно прибегать к крайностям, например, класть на голову носовой платок (это нелепо, лучше уж стоять с непокрытой головой).

Традиции в других христианских религиях

Интересно, что у представителей других направлений христианства (католики, протестанты, баптисты) нет традиции надевать женщинам в храм платок. Естественно, это относится и к девочкам.

В других христианских религиях женщины, заходя в храм, не покрывают голову платком, — здесь просто нет такой традиции

Вспомним, например, знаменитый мистический фильм «Константин». Главная героиня Анжела, считающая себя примерной католичкой, приходит в храм в брюках и с непокрытой головой, в таком виде спокойно беседует со священником.

Показательно, что в известном фильме «Константин» главная героиня Анжела приходит в католический храм в брюках и с непокрытой головой

Дело в том, что данные религии не трактуют Послание апостола Павла как прямое руководство к действию. Есть версия, что оно было адресовано конкретно коринфянам, то есть касается местного обычая. Жители этих мест отличались разгульным образом жизни (в Коринфе процветало пьянство, разврат, проституция). Поэтому апостол Павел и рекомендовал женщинам, приходящим на проповедь, покрывать голову платком, чтобы те не вызывали греховных желаний у мужчин.

В православный храм маленькие девочки, как взрослые женщины, традиционно приходят в платке. Однако это не обязательное требование, а именно традиция. Ведь гораздо важнее не внешние атрибуты, а стремление человека, пусть и совсем юного, к молитве, понимание таинства посещаемого места.

Почему православные женщины покрывают голову в храме

Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.

Почему в храме женщинам следует покрывать голову?

Почему в храме женщинам следует покрывать голову?

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18).

Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.

Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.

Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного покрывала)

Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.

Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.

А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения.

Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения.

Вот отрывок, в котором Павел говорит на эту тему:

1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.

1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19

На Руси сохранялся благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла. Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.

о.Константин Пархоменко

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ

Почему женщине нужно покрывать голову в церкви, а мужчине — нет?

Эта традиция опирается на слова святого апостола Павла в Послании к коринфянам, где он говорит, что мужчине следует молиться с непокрытой головою, а женщине, напротив, с покрытой. В античной культуре женские волосы считались наиболее ярким элементом женской привлекательности, и прикрывать их было проявлением женской скромности. Греческие гетеры ходили простоволосыми, в то время как почтенные семейные женщины покрывали голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.
Но есть еще одна причина, связанная именно с духовной практикой: при языческих радениях, когда жрицы или прорицательницы впадали в исступление, они часто оказывались простоволосыми, как бы демонстрируя этим, что они настолько охвачены мистическим экстазом, что совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Апостол заботится о том, чтобы христиане ни в коем случае не подражали такому поведению — как он пишет в другом месте, богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно».
Мы живем в другой культуре, где открытые волосы не вызывают таких ассоциаций, но нам важно помнить общий смысл наставления апостола — одежда верующего человека (будь то мужчина или женщина) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Кроме того, хранение устоявшихся в Церкви обычаев помогает нам настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святостью храма и совершающейся в нем Литургии. Поэтому — традиционно — верующие мужчины считают неуместным находиться в храме в головном уборе, а женщины — без платка.

Как в православной стране, где самоубийство считалось грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь?

Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей. Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем. Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.

Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей. Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем. Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.

Есть вопрос, ответ на который Вы хотели бы увидеть в этой рубрике? Пишите: vopros@foma.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *