Подготовка к исповеди и причастию памятка

Памятка для первой исповеди

Что нужно делать на первой исповеди? Что такое смертные грехи? Как вести себя в храме? Если Вы задаётесь этими вопросами, то данная статья написана для Вас!

Вы зашли в храм. Это особое место, и, если хотите, другой мир. Мир посвященный Богу: Истине и Вечной Жизни. Здесь посадка на корабль Спасения, здесь путь к Богу. Но это необычный путь, поскольку начинается он в нашей душе, в нашей совести. Чтобы приступить к этому пути, нужно признать себя отпавшим от Бога, виновным перед Ним. Как свидетельствует Библия, нас разделяют с Богом некоторые наши поступки, слова, мысли – называемые грехами. Начало этому разделению положено непослушанием прародителей человеческого рода – Адамом и Евой. Их непослушание – грех, называемый первородным, наследуется всеми людьми и является причиной предрасположенности каждого человека к совершению уже своих грехов, еще более удаляющих от Творца.

Удаление от Бога, в результате совершения греха, вполне реально и заметно. Грех, прежде всего, разрушает человеческую личность. Ведь личность любого человека основана на нравственном законе, “написанном в сердце” (Рим. 2.15). И по мере погружения в греховную жизнь степень разрушения личности возрастает – так, что человек теряет власть над собой и становится рабом своих страстей, часто безумных, а иногда, омерзительных и преступных.

Иоанн Златоуст не преувеличивал, когда говорил, что “всякий грешник есть безумец” – разве убийство родного брата по зависти не есть безумие? И разве развратник, рискующий заразиться СПИДом или другой смертельно опасной болезнью, отдает себе отчет, в том, что делает? А обжора, а пьяница, а наркоман – не покинул ли их разум? “На самом деле порок нам даром не достается” – говорил митрополит Московский Платон – “Ленивец расслабляет тело и отягощает его болезнями. Развратник обезображивает себя следами порока и сокращает свои дни. Корыстолюбец лишается покоя и иссушает в себе жизненные соки. Склонный к гневу воспаляет кровь и неумеренным волнением повреждает свое здоровье.” А сколько по причине греха поломанных судеб, искалеченных семей, детей…

Впрочем, всякий из нас знает о последствиях грехов и по собственному несчастному опыту. И каждый новый грех делает совесть грешника менее чувствительной, что способствует совершению еще больших грехов. Ужасно, что со смертью человека власть греха над ним не исчезает, а продолжает и в том мире мучить несчастную душу. Да и на Страшном Суде, который завершит историю нашего мира, именно грехи не позволят войти в Будущий Век – “не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи” (Откр. 21.27). “Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь:ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют” – писал апостол Павел (1Кор. 6.9-10). Но надо ли нам идти путем греха и смерти? Ведь по милости Божией у нас есть другая возможность – примирение с Творцом.

Прощение грехов

Нельзя улучшить свое духовное состояние, если не очиститься от грехов. И поскольку грехи – это по сути наша вина перед Богом, то только Он и может нас от них очистить -простив. Господь Иисус Христос, будучи и совершенным Богом, и совершенным Человеком имел власть прощать грехи: “Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи…” (Лк. 5.24). Эту власть Он даровал Церкви через апостолов, явившись им после Своего воскресения: “Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи , тому простятся; на ком оставите, на том останутся.” (Ио. 20. 21-23). В Церкви преемниками апостолов, имеющими власть отпускать грехи, являются епископы и священники. Они посвящаются на это служение (и получают власть прощать грехи) через молитву с возложением рук других епископов, причастных к непрерывной в веках цепи возложений рук к апостолам и Господу Иисусу. Таким образом, прощение грехов происходит в Церкви не по причине особой святости или молитвенной жизни того или иного священнослужителя, а в силу данной ему от Бога власти.

Условием прощения грехов в Церкви является их покаянное исповедание (откуда и слово Исповедь) перед Богом и Церковью – в лице священника. И по разрешительной молитве, произносимой священником после исповедания, Господь, невидимо и таинственно (откуда и слово Таинство) присутствующий на Исповеди, прощает грешника. Покаяние, исповедание и прощение – основные этапы того, что составляет Таинство Покаяния, в котором Господь исцеляет душу грешника и возобновляет в нем Свое действие. Впрочем, все это происходит не “автоматически” – не против воли человека, и при его соучастии, которое выражается в прекращении совершения новых тяжелых грехов, а также в переосмыслении и перестройке всей своей жизни. Это требует усилий, поскольку “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11.12). Но с помощью Божией может ли что быть невозможным?

Смертные грехи

Это название происходит из Ветхого Завета, где за совершение большинства таких грехов полагалась смертная казнь или изгнание. В Новом Завете понятие “грех к смерти” также имеет место (1Ио. 5.16), хотя за совершение таких грехов уже не предписывается общественного наказания. Вместе с тем, совершение смертных грехов полностью меняет духовное состояние человека, которое Учителя и Отцы Церкви характеризуют как “смерть души” и “оставленность Богом”.

Смертными грехами являются, прежде всего, сознательно совершаемоепротивление Богу, отречение от Бога или веры, отпадение от православия в другие религии, а такжесознательно произносимые хульные слова на Бога,Церковь, Богородицу, или святых.

Тягчайшим смертным грехом является убийство человека. Это совсем не редкий грех в наши дни, поскольку распространено убийство детей во чреве – аборт. На исповеди необходимо назвать количество абортов. В грехе детоубийства бывают, как правило, соучастники-советовавшие и пособничавшие в совершении греха. Часто это родственники, близкие подруги или отец ребенка (если с его согласия или попустительства делался аборт). Нравственная позиция отца ребенка тут чрезвычайно важна, и нередко может все изменить.

Существуют и пассивные формы совершения убийства, например, в виде неоказания помощи. Убийство человека может быть совершено и жестоким словом или другим действием, ранящим душу. Грехом, близким к смертному, является жестокое рукоприкладство с нанесением другому человеку побоев, ран, увечья.

Большая группа смертных грехов связана с половой сферой жизни людей. Здесь Бог благословляет или честные супружеские отношения, или целомудрие. Человек – не животное! И интимные отношения мужчины и женщины только завершают их воссоединение в единого Человека. Начало этому воссоединению полагается в Божьем благословении в Таинстве Брака (Венчания). Венчание -обязательно при вступлении в брак членов Церкви, и без него супружеские отношения сознательных христиан – немыслимы.

Супружеская измена в Церкви называется прелюбодеянием (как бы перелюбил), а интимные связи не состоящих в церковном браке христиан называются блудом. Хотя и то, и другое – смертные грехи, однако прелюбодеяние – грех значительно больший: оно наносит тяжелую душевную травму другому супругу и убивает в согрешившем любовь, являющуюся основой и целью благословенного Богом брачного союза.

Семья является одним из основных “кирпичиков” общества. Заключение брака накладывает на супругов моральную, юридическую и экономичес­кую ответственность перед обществом, друг перед другом, и перед их будущими детьми. Исторически сложилось так, что в ряде стран (например – в Германии, и в странах СНГ) заключение церковного брака не признается государством как официальный юридическим акт. Законодательство этих стран предусматривает, что церковному браку должно обязательно предшествовать заключение гражданского брака. Вместе с тем, такой брак является не более чем принятием на себя гражданских обязательств, но вовсе не освящением Богом брачного союза, происходящим в Таинстве Венчания.

Особо следует сказать о содомских грехах: различных формах гомосексуализма и половых извращений. Это тяжелые по духовным последствиям грехи, и на Исповеди их следует обязательно упомянуть.

Тяжелый грех совершили и те, кто имел отношение к физическому или нравственному растлению молодых людей (подростков, юношей, девушек), к лишению их чести и невинности. К этому же примыкают: устроение различных сборищ с развратными зрелищами и соблазнительными разговорами, пьянок со сводничеством и т.п. Все это участие (или соучастие) в моральном убийстве ближнего.

Смертными грехами являются злословие или проклятие родителей, а также любое относительно их рукоприкладство.

Грехом к смерти еще со времен Ветхого Завета считается участие в колдовстве. Сюда же относятся обращение к бабкам-ворожеям-шептухам, к гадалкам, “экстрасенсам”, участие в спиритических сеансах и обрядах новых восточных культов, теософии, антропософии и т.п.
Святитель Димитрий Ростовский говорит и о грехах “вопиющих к небу об отмщении”. К ним, помимо намеренного человекоубийства, он причисляет причинение вреда убогим, а также нанесение обид вдовам и сиротам.

Грехи против Бога

Нарушением заповеди “Не сотвори себе кумира…” (Исх. 20.4) является чрезмерное увлечение, в котором мы,теряя Бога и себя, всецело предаемся идолу-кумиру, в качестве которого могут выступать , например, музыка, танцы, спорт, деньги, работа, еда, приобретение красивой одежды или мебели, коллекционирование, азартные игры, лица другого пола, собственные дети. <_o3a_p>

Господь еще в Ветхом Завете (Исх. 20.8-10), повелел шесть дней в неделю работать, и делать всякие свои дела, а седьмой день недели и дни больших праздников посвящать Богу. Потому является грехом работа или совершение обыденных дел в воскресенье (день, посвящаемый Богу) и в дни больших праздников. Этот грех может быть и простителен, если работа или дела совершались вынуждено – ведь мы не можем не считаться, например, с другими людьми, гражданским или трудовым законодательством.

Нарушением заповеди “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно” (Исх. 20.7) является поминовение Имени Божьего или Пресвятой Богородицы в бытовых разговорах, в роли междометий для придания им выразительности. Недопустимо также ироническое цитирование отдельных выражений из Священного Писания. Еще хуже – произносить Имя Божие в шутках, в гневе во время ссоры, наряду с ругательствами, оскорблениями или проклятиями.

Поскольку не может один и тот же источник давать благоухание и зловоние, то является безмерно оскверненной, а иногда и кощунственной молитва человека поминающего нечистую силу (чертыхающегося), или произносящего матерщину и другие ругательства. К сожалению, в наше время речь многих людей переполнена такими словами и выражениями. Все это раз и навсегда должно быть исключено из употребления, и не произноситься ни при каких обстоятельствах.<_o3a_p>

Грехом против Бога является также уныние, отсутствие надежды на помощь Божью, и кощунственный ропот (из-за бед и страданий, нас постигших) на Него.

Грехи против других людей

Заповедь “Почитай отца твоего и мать твою” (Исх. 20.12) предписывает нам уважительное отношение к своим родителям. Любые споры и ссоры с ними, а также неоказание им помощи являются серьезными грехами.

Каждый человек обязан заботиться о своих ближних, и, прежде всего, о родителях, детях и другом супруге. К сожалению, именно члены наших семей, родственники, друзья и ближайшие сотрудники наиболее часто становятся “мишенью” наших недостатков, плохого настроения и деформированного грехом характера. Мы согрешили, если не имели любви к ближним и не прощали им, а воздавали злом за зло, гневались, раздражались, прекословили, спорили, обижали, оскорбляли, вели себя вызывающе, ревновали, желали им зла; плохо воспитывали детей или жестоко их наказывали.

Мы согрешили также, если воспитывали своих детей вне христианской веры, или обращали недостаточное внимание на их духовную жизнь, поскольку сделали их уязвимыми для тягчайших искушений и грехов при начале самостоятельной жизни.

По Заповедям Божьим человек всегда должен говорить правду, уважать чужую собственность и достоинство, не завидовать, сочувствовать и помогать всем. Поэтому мы согрешили, если:

– обманывали, лицемерили, не исполняли обещанное, не платили долгов, явно или тайно присваивали себе чужое (в том числе и государственное), занимались вымогательством или рукоприкладством, ссорились, враждовали, вредили другим людям, ленились в работе, не уважали чужой труд, заводили корыстную дружбу.

Корнем всех зол в нас является, идущая от первородного греха, страсть, называемая греховной гордостью, порождающая: зависть, гнев, мстительность, любовь к деньгам и вещам, скупость, презрение к малоимущим, хвастовство, осуждение людей, передачу сплетен, празднословие, делание добрых дел напоказ, немилосердие (или жестокость) к людям (особенно к больным или нуждающимся в нашей помощи), к животным и другим живым существам.

Подготовка к Исповеди

Подготовка к Исповеди и является, собственно, вступлением в Таинство Покаяния. Для первой Исповеди будет лучше, если Вы, еще раз читая предыдущие страницы, запишите свои прегрешения. Особое внимание обратите на смертные грехи. Многое вспоминается и потом – когда смертные грехи уже исповеданы. И это, всплывшее в памяти, также желательно записать, чтобы упомянуть на последующих Исповедях. Примите во внимание и то, в чем нас обычно обвиняют другие люди, особенно, бок о бок с нами живущие, наши близкие. Очень часто их обвинения и укоры справедливы. Но даже если они и кажутся несправедливыми, надо принять их с кротостью, без озлобления, и попытаться задуматься – может в них все-таки содержатся крупицы правды?

Помните! Прощаются только названные грехи.

Но одного лишь сожаления о соделанных грехах недостаточно. Плодом подлинного покаяния – раскаяния – является исправление в своей жизни, всего, что только возможно. Нужно перестать совершать новые тяжелые грехи, и попытаться “загладить” последствия уже совершенных. Нужно просить прощение у всех, перед кем считаешь себя виноватым, а в случае, когда твои действия принесли материальный или моральный ущерб, постараться его компенсировать. Это важная сторона нашего покаяния, которую Иоанн Креститель называл “принесением достойных плодов покаяния” (Лк. 3.8). Только начав “приносить плоды”, мы в полной мере осознаем тяжесть совершенных грехов, глубину нашего падения, и укрепим свою решимость начать новую жизнь. Обратитесь в молитве к Всемилостивому: чтобы Он простил нас, дал нам возможность вспомнить свои согрешения, раскаяться в них, и укрепил решимость на пути к новой жизни. Читайте Евангелие – это Слово Божье, обращенное к каждому из нас. Некоторым жить по евангельским заповедям кажется невозможным. Но начните! Ваши искренние попытки будут Им замечены, и помощь Всевышнего не замедлит.

Помните! Господь не только справедливый судья, но и милостивый Отец, всем желающий спасения.

Многие, крещенные детстве, но фактически жившие вне христианской веры и Церкви, приходят на первую исповедь уже состоя в гражданском браке. Если же другой супруг также христианин, и нет с его стороны препятствий, то, то независимо от возраста супругов, исправление их жизни включает освящение брака в Таинстве Венчания.

Есть еще одно условие прощения наших грехов Богом: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный“ (Мф. 6.14). прощение нас обидевших – как это, иногда, не просто! Говорят, что “сердцу не прикажешь”. Но Господь в силе “выправить” наше сердце. Для этого нужно молиться об обидевших, чтобы Господь вразумил нас всех, дал нам покаяние, мир, тишину, любовь.

Помните! Вы будете исповедоваться перед всеведущим Богом, Знающим все обстоятельства Вашей жизни – все, что смягчает и усугубляет Вашу вину.

И священник на Исповеди не судья, а только свидетель.

На Исповеди нужно кратко перечислить все свои прегрешения. Причем, не оправдываясь (не ссылаясь на третьих лиц, или обстоятельства способствовавшие Вашему падению), и не выбирая смягчающих вину выражений.

Понятно, что многое вспоминать тяжело. Стыдно и рассказывать все это священнику. Но Исповедь – это, конечно, суд – который мы сами себе устраиваем, суд перед Богом и людьми, суд по сути неотвратимый, потому что “нет ничего тайного, что не сделалось бы явным” (Мр. 4.23).

Помните! Главное, что должен человек принести на Исповедь – это покаянное исповедование – искреннее и добросовестное.

Господь приемлет его даже если оно не сопровождается сильным чувством раскаяния, весьма трудно возникающем в “иссохшем от греховного пламени” сердце. Ведь раскаяние – это по сути уже отторжение от себя греха, происходящее как результат работы совести, и не без благодатной помощи Божьей. Потому, если Исповедь была чистосердечной, с желанием и попыткой исправить свою жизнь, примириться со всеми, а также с мольбой о помощи Божьей, то чувство раскаяния обязательно приходит, или во время Таинства, или позже.

Составил священник Леонид Цыпин
Разрешение (слав.) – по-русски – освобождение.
Этими смертными грехами “прославились” жители, стёртых Богом с лица земли, двух древних городов – Содома и Гоморры.
“Никакое гнилое слово да не исходит от уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.”(Еф. 4.29-30)
Тут возможны разнообразные ситуации, когда другой супруг не желает вступать в церковный брак. Не отчаивайтесь, молитесь, и посоветуйтесь со священником! Как правило, со временем все удается уладить. Для этого гражданский брак даже с некрещенным супругом нужно сохранять и освящать. Ведь в нем существует супружеская любовь и дети! Подробнее см. У апостола Павла в 1Кор. 7.12-18. Особо важна молитва Церкви. Полезна и беседа священника с обоими супругами.

Памятка о Святом Таинстве Исповеди

Что есть Исповедь

Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. Сын в притче о блудном сыне не просто рассказывает о своих грехах – он кается. Здесь любовь к отцу, а не просто ненависть к себе и своим делам.

Исповедь – это примирение с Богом, когда мы как бы говорим Ему: «Господи, я пришёл открыться перед Тобой, сказать Тебе о всём тёмном, нечистом, мрачном, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить».

Всякая Исповедь должна стать, с одной стороны, оглядкой на прошлое, и с другой стороны, программой на будущий подвиг, на борьбу, на победу над собой во имя Божие и во имя ближнего.

Само перечисление вслух (а именно это и означает славянское слово «исповедь») своих духовных болезней и падении перед духовником имеет большую пользу, ведь в нем преодолеваются гордыня и уныние от сознания безнадежности своего исправления.

Однако значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни. По словам св. Василия Великого, «не тот исповедует грех свой, кто сказал: «согрешил я», и потом остается во грехе, но тот, кто обрел грех свой и возненавидел».

Значение участия священника

Покаяние есть Таинство, в котором христианин, при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов. Таким образом, для совершения Таинства нужны два действия: 1) раскаяние и Исповедь и 2) прощение и разрешение грехов священнослужителем, имеющим от Бога власть прощать грехи.

Исповедь — момент встречи человека с Богом, а священник, как он сам говорит людям перед исповедью, является лишь свидетелем.

Священник перед Исповедью обращается к кающемуся: «Смотри, чадо, Христос невидимо стоит здесь и принимает твою исповедь. Поэтому не стыдись и не бойся, ничего не скрывай от меня, но без колебаний расскажи все, что ты сделал, и получишь прощение от Господа нашего…».

Свт. Тихон Задонский так передает эти слова священника: «Богу ты, чадо, исповедуешься, Которого грехами прогневал, а я служитель Его недостойный и свидетель твоего покаяния; ничего не утай, не стыдись и ничего не бойся, ибо трое только здесь нас.

Все церковные Таинства созидают человека как члена Церкови — Тела Христова; это особенно касается Таинства Покаяния. Грех разлучает человека с Богом и Его Церковью; в Таинстве Покаяния происходит прощение грехов и воссоединение человека с Церковью. Поэтому недостаточно ограничиться внутренним покаянием. Необходимо каяться в грехах Богу в присутствии священника.

Кто может исповедоваться

Участвовать в Таинстве Исповеди может только человек, принявший Крещение, сознательно верующий (принимающий основы православного вероучения и сознающий себя чадом Православной Церкви) и раскаивающийся в своих грехах. Для Церкви не существует непростительного греха, а только нераскаянный.

О чем говорить на Исповеди

Готовясь к Таинству Исповеди, важно испытать свою совесть, восчувствовать сердцем свои согрешения, поставить себе вопрос: что во мне недостойно меня самого, Бога, Которого я исповедую, Церкви, к которой я принадлежу, людей, которые меня окружают? Осознать свой грех также можно, ответив на вопрос: чего я стыжусь в своей жизни? Что я хочу укрыть от лица Божия и от суда собственной совести? В чем обычно обвиняют меня близкие? Почти всегда их обвинения, укоры, нападки имеют основания.

Полезно различать основные грехи от производных, симптомы от внутренних причин. Любой грех является одной из форм потери любви. При этом выделяют грехи против Бога и Церкви (богохульство, маловерие, ропот на Божий Промысел, обращение к гадалкам, «бабкам» и целителям и т.д.), против ближних (аборт, измена, гнев, обидчивость и т.д.) и грехи, которые ранят нашу душу (памятозлобие, зависть, скверные мысли и т.д.). Следует помнить, что греховными бывают не только наши поступки (воровство) и слова (клевета), но и мысли человека (осуждение), его мотивы и желания (согласие на грех).

Исповедуясь, следует избегать соблазна самооправдания, попыток объяснить «смягчающие обстоятельства», упоминаний имен третьих лиц и, тем более, перекладывания вины на ближних.

Следует помнить, что чем больше человек считает себя «хорошим», тем дальше он отходит от Бога. Утверждение на Исповеди, что «ничего плохого не сделал (-а)» тождественно признанию собственной безгрешности, что является великим заблуждением.

На Исповеди не нужно ждать вопросов, стоит самому сделать усилие. Говорить надо точно, называя каждый грех по имени, не затемняя неприглядность греха общими выражениями «во всем грешна», «как все люди грешу».

С другой стороны, следует остерегаться подробностей и многословия. Исповедь не есть перебирание грехов и «отчет о содеянном», это не допрос, где выпытывают все детали пережитого. Господь заранее знает все, что мы можем сказать Ему. И Он не столько слушает наши слова, сколько вслушивается в движения нашего сердца и ума.

Помощь в Исповеди

При подготовке к исповеди можно пользоваться пособиями «В помощь кающемуся» свт. Игнатия (Брянчанинова) или «Опыт построения исповеди» архим. Иоанна (Крестьянкина). Совершенные грехи можно кратко обозначить на бумаге, дабы не упустить что-то важное.

Когда и как совершается Исповедь

В нашем Храме Исповедь регулярно совершается во время вечернего богослужения по пятницам и субботам (начало в 16.00), а для тех, кто не имеет возможности быть в Храме вечером, — во время Литургии по субботам и воскресеньям (начало богослужения в 08.00).

Дождавшись своей очереди, исповедующийся подходит к священнику, стоящему у аналоя — высокого наклонного столика, на котором находятся Крест и Евангелие. Такое внешнее устроение выражает тот факт, что в Исповеди судит не священник, а Бог, Которому и производится исповедание грехов.

Если Вы пришли на Исповедь впервые, лучше сразу сказать об этом священнику — он подскажет, на что следует обратить внимание и в чем нужно раскаяться.

По окончании Исповеди кающийся наклоняет голову, священник накрывает ее епитрахилью и читает разрешительную молитву. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо прощается Богом: «Как только вы сокрушились и раскаялись, прощение уже присуждается вам на Небе, а в момент исповедания сие небесное решение объявляется вам» (свт. Феофан Затворник).

После этого нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое Крест и Евангелие, обещая тем самым уповать на Христа Распятого и исполнять евангельские заповеди. После этого нужно взять благословение у священника.

Ознакомившись с состоянием совести грешника, священник может дать ему полезный совет, указать пути исправления, предостеречь его от повторения грехов.

Тайна Исповеди охраняется церковными канонами и российским законодательством. Ни при каких условиях услышанное на Исповеди священник не может открыть третьим лицам.

Рекомендуемая литература для изучения:

  1. Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие. В 2-х томах. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009.
  2. Иларион (Алфеев), иг. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. — Клин, 2000
  3. Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. – М.: Изд-во Отчий дом, 2004. – 143 с.
  4. Малков П.Ю. Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви: учеб. пособ. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – 198 с.
  5. Митрополит Сурожский Антоний. Об исповеди. – М.: Изд-во Дом надежды, 2007. — 272 с.
  6. Уминский Алексий, прот. Тайна примирения. — М.: Даниловский благовестник, 2007. — 264 с.

Памятка готовящемуся к Исповеди

Памятка готовящемуся к Исповеди

Исповедь является завершением Таинства Покаяния. Истинное покаяние состоит из следующих ступеней:

1. Сознание своих грехов. Для этого нужно припомнить свои грехи и познать степень их тяжести.

2. Сокрушение, или печаль о совершённых грехах, что приводит кающегося в страх и трепет перед правосудием Божиим.

3. Решимость избежать греха, бороться с ним.

4. Исповедь, или свободное признание отцу духовному во всех содеянных грехах с верою в милосердие Божие, надеждою на полное очищение исповеданных грехов и что грехи эти на суде Божием не будут более вменяться нам в вину.

Значение покаяния в жизни христианина очень велико. Мы знаем, как человек стыдится ходить в грязной одежде или с перепачканным телом, он стремится быстрее помыться и постирать одежду. Так же и душа загрязняется грехами, и чем более этой грязи накапливается, тем более она смердит, и Ангел Господень отходит от неё, а бесы слетаются в большом количестве. Отсюда не только духовное, но и телесное нездоровье. Необходимо омывать душу в Таинстве Покаяния как можно чаще! Но, чтобы омовение было полным, необходимо к исповеди пройти все указанные ступени. Грех – это не отдельные поступки, а болезнь, лишающая человека источника истинной жизни. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избежать наказания, сколько чтобы излечиться от грехов, избавиться от их повторения. Поэтому человек, не стремящийся узнать, что есть грех, скрывающий или умаляющий на исповеди свои грехи, не имеющий решимости их оставить – подобен больному, который, придя в лечебницу, скрывает от доктора свою болезнь. Разница только в том, что от доктора можно скрыть болезнь, а от Бога всевидящего скрыть грех никак нельзя.

Грехом Слово Божие называет всякое уклонение от правды Божией, при этом вольное уклонение есть беззаконие, а невольное – немощь. Греху подвергнута вся человеческая природа, и никто не свободен от него. Но как различны болезни тела, также и болезни души – грехи – различны. Тяжкие грехи, и особенно грехи смертные (их семь: гордость, лихоимство, блуд, зависть, чревоугодие, памятозлобие, уныние) – великие раны духовные. Но и малый грех, часто повторяемый, близок к смертному: что быстрее утянет на дно – тяжёлый камень или мешок с песком? Большое количество песчинок иногда может быть тяжелее камня. Но Господь не хочет, чтобы кто-нибудь из грешников погиб, но чтобы все были спасены и вечно живы. Спастись или погибнуть – зависит от самого человека. Велик огонь греха, но погашается слезами. Если покаяние было полным и завершилось исповедью – душа очищается от грехов, и кающийся отходит от священника с душою чистой, как от купели Крещения. А чтобы не было к исповеди грехов забытых, христианин должен испытывать свою совесть не только перед исповедью, но ежедневно на вечерней молитве: нужно вспоминать и записывать содеянные за день грехи (делом, словом, помышлением) и каяться Богу в молитве «Исповедаю Тебе Господу и Богу моему…». Над приобретением чистоты души надо трудиться неустанно и не ослабевая всю жизнь, чтобы – не дай Бог! – не умереть в греховной нечистоте, потому что страшно слово Господне: «В чём застану, в том и сужу!». Но кто привык давать отчёт о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом.

Таинство Покаяния установил Господь Иисус Христос, дав апостолам и их преемникам, пастырям церкви, власть прощать или не прощать грехи. При этом всегда нужно помнить, что священник является свидетелем нашего покаяния, а исповедуемся мы Самому Христу Спасителю, Который невидимо предстоит, приемля наше исповедание. Все ли грехи прощаются христианину в таинстве Покаяния? Все без исключения. Если же Спаситель сказал, что хула на Духа Святого не отпустится человеку ни в этом веке, ни в будущем, то под этой хулой понимается такое ожесточение во зле, которое исключает возможность покаяния. В случае особо тяжких грехов или мучений совести, священник налагает на кающегося епитимию, то есть указывает ему такие духовные упражнения, которые помогут преодолеть греховные привычки: например, невоздержанным назначается пост сверх положенного, скупым – раздача милостыни, небрежным ко спасению – частое посещение богослужения, молитва домашняя с определенным числом поклонов и т.п. Духовник имеет также право отлучать грешника на какое-то время от Причастия. Разрешить (то есть простить грех после исполнения епитимии) может только тот священник, который ее наложил: другой же священник не может разрешать не им запрещенного. Епитимию священника нужно выполнять неукоснительно, не пытаясь идти к другому священнику или в другой храм: таким поступком вы обманываете не духовника, а Самого Всеведущего Спасителя, и чрез это уничтожите в себе Таинство Покаяния и станете недостойными Святого Причащения. Помните: лучше за тяжкий грех получить епитимию от священника, чем ожидать Божьего наказания.

Подготовка к исповеди.

Каждый православный христианин приступает к Таинству Покаяния начиная с семилетнего возраста. Как правильно подготовиться к исповеди? Прежде необходимо примириться со всеми, кого вы обидели и простить всех, кто обидел вас ибо, по словам Господа, «если не будете прощать людям согрешений их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Поэтому непримирившийся напрасно будет каяться: не примет Господь ни его исповеди, ни молитв. Если по дальности расстояния невозможно помириться лично, напишите письмо, простите сердцем, помолитесь за обидевших вас. А если на ваше «прости» вам отказывают в примирении? Попросите прощения ещё раз, со смирением, и, если ничего не помогает, идите с миром. Бог судья тому человеку, вам остается только молиться за него.

Если вы желаете не только исповедаться, но и причаститься, необходимо особое приготовление, оно называется говением (смотри «Памятка готовящемуся ко Святому Причащению»). Но, прежде чем готовиться к Причастию, испросите благословения у духовника, особенно если вы раньше не причащались. Необходимо также помнить, что женщина не может приступать к таинствам в период месячного очищения.

На исповеди свои грехи вы должны называть сами, не ожидая вопросов священника: иначе какое же может быть покаяние, если вы и грехов своих не знаете? Для того, чтобы точнее и подробнее припомнить и исчислить свои грехи, нужно их заранее обдумать по порядку: например, по десяти заповедям Закона Божия. Можно их написать для памяти на бумагу, и это рукописание прочитать духовному отцу, который вместе с прощением грехов и уничтожит эту вашу рукопись греховную.

Пример построения Исповеди по десяти заповедям:

1. Первая заповедь: Я Господь Бог твой, и да не будет у тебя других богов, кроме меня. Подумай: других богов ты не знаешь, кроме Бога истинного; но действительно ли ты не любишь никого и ничего больше, чем Бога, никого более Бога не чтишь и не слушаешь, относишься к Богу с полным доверием, не роптал никогда на Бога и пр.?

Вопросы: 1. Имеешь ли твердую веру в слово Божие и учение св. церкви? 2. Не страдаешь ли от нападения на твою душу частых сомнений в истинах св. веры? 3. Не допустил ли когда сомнения и неверия в промысл Божий? 4. Не был ли когда безбожником или не сочувствовал ли учению безбожников? 5. Не повинен ли в грехе ереси? Не сочувствовал ли ты когда еретическим лжеучениям? 6. Не подвергался ли когда отчаянию в своем спасении по случаю каких-либо тяжких грехов, тобой соделанных? 7. Не страдаешь ли духом уныния? 8. Не обращался ли когда к волшебникам, экстрасенсам, гадателям будущего и ворожеям? Не желал ли чрез них узнать будущее или получить облегчение от болезни, или избегнуть несчастья? Не гадал ли когда сам? 9. Не повинен ли греху суеверия? Не веришь ли в счастливые и несчастливые дни, встречам и другим приметам? 10. Не ленишься ли молиться Богу? 11. Не любишь ли тварь больше Творца? Не пристрастился ли к чему-либо земному до забвения Бога? 12. Не допустил ли греха человекоугодия, т.е, не льстил ли кому и не одобрял ли худых дел? 13. Не надеялся ли на человека более, чем на Бога? 14. Не надеялся ли только на свои силы, на свое богатство, на свои нравственные силы в деле спасения? 15. Любишь ли Бога больше всего на свете, больше отца, матери, детей, собственной жизни? 16. Не повинен ли в грехе неблагодарности Богу за Его безчисленные благодеяния тебе?

2. Вторая заповедь: Не делай изображений чего-либо, что на небе, что на земле или что в воде, не поклоняйся и не служи им. Ты не кланяешься идолам? Но не служишь ли ты более мамоне (т.е. богатству), чем Богу? Своему чреву, своему самолюбию, своей гордости, любостяжанию, объядению, пьянству, сильным мира сего до забвения Бога и т.д.?

Вопросы: 1. Не заражен ли ты страстию любостяжания (т.е. жадностью к богатству) или сребролюбия? 2. Не предаешься ли чревоугодию, сластолюбию, особенно пьянству? 3. Не страдаешь ли гордостью или честолюбием? Не превозносишься ли своими дарованиями, заслугами или добродетелями? 4. Не согрешил ли лицемерием, т.е. не казался ли ты для приобретения славы от людей благочестивым, не имея истинного благочестия в душе? 5. Не считал ли идолопоклонством поклонение св. иконам? Имеешь ли в доме святые иконы, носишь ли на себе крест Христов — орудие нашего спасения, стараешься ли правильно изображать на себе крест Господень? Часто ли причащаешься Святых Таин и с должным ли приготовлением?

3. Третья заповедь: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Не употребляешь ли имя Божие то и дело в шуточных разговорах и вообще без всякого благоговения? Не осеняшь ли себя крестным знамением безо всякой мысли о распятом за нас Господе, кое-как и иногда шутя? Не молишься ли Богу одними устами — холодно, разсеянно, а не сердцем и всею душою?

Вопросы: 1. Не повинен ли ты в грехе богохуления, если не словом, то мыслею? 2. Не роптал ли на Бога в болезни, нужде и в несчастии? 3. Не сознаешь ли себя виновным в грехе кощунства, который бывает тогда, когда неуважительно кто относится к священным предметам? 4. Не был ли когда невнимателен во время молитвы или богослужения и всуе, т.е. только устами, а не сердцем призывал имя Господне? 5. Не нарушил ли когда данных Богу обетов? 6. Не божился ли? Не призывал ли имя Божие всуе в обыкновенных разговорах или без должного благоговения? Не принуждал ли кого к Божбе? Не клялся ли чем иным: именем святых, душою, жизнию и здоровьем? 7. Не утаил ли чего на исповеди по ложному стыду? 8.Не призывал ли Бога и святых Его на помощь в дурных делах, а также при обмане в торговле? 9. Не употреблял ли без разбора на все таких бумаг, на которых написано Имя Божие?

4. Четвертая заповедь: Помни день субботний, чтобы святить его. Трудись шесть дней, седьмой же день отдай Господу Богу твоему. Как ты проводишь праздничные дни? Не имеешь ли привычки работать по праздникам? Но в праздники мало того, что не надо работать, а и проводить их в святости следует, в богомыслии, в чтении слова Божия и духовных книг, в молитве, в творении милостыни, в посещениях больных и облегчении их участи и т.п. Соблюдаешь ли все это?

Вопросы: 1. Не повинен ли ты в грехе неуважения святых праздников? Не работал ли ты без нужды в дни воскресные и праздничные, или не заставлял ли своих подчиненных работать в праздничные дни? 2. Не уклонялся ли от богослужения в праздничные дни? 3. Всегда ли стоял в храме со страхом Божиим, верою и благоговением? 4. Не веселился ли безумно в праздничные дни, вместо того, чтобы, по заповеди Божией, «святить» день Господень? 5. Сознаешь ли долг благотворить храму Божьему, подавать на его нужды? 6. Не ленился ли трудиться в будние дни? 7. Употребляешь ли в праздники время на чтение слова Божия и духовных книг, на молитву, духовные размышления и добрые дела? Соблюдаешь ли определенные церковью посты? 8. Любишь ли нашу св. матерь — православную церковь? Не предпочитаешь ли ты ей какие-либо инославные церкви, христианские общества и самочинные христианские собрания?

5. Пятая заповедь: Почитай отца твоего и матерь твою, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Здесь всю свою семейную жизнь припомни: с родителями, братьями, детьми как ты обращался и обращаешься? Затем к общественной и церковной жизни перейди: насколько ты исправен в отбывании государственных повинностей, начальству благопокорен, духовным отцам предан, в отношении к крестному отцу и матери и крестникам своим исполняешь ли свои обязанности? Не виновен ли ты еще в чем против этой заповеди?

Вопросы: 1. Не согрешил ли когда-либо непочтительностью к родителям? Не оскорбил ли их непослушанием, дерзким словом? Не оставил ли их без помощи? 2. Всегда ли сохранял в душе своей беспредельную сыновнюю любовь к своему отечеству? 3. Не согрешил ли непочитанием начальников гражданских: ропотом, порицанием, пересуждением их действий? 4. Не согрешил ли непочтительностью к пастырям церкви? 5. Не допустил ли когда неуважения к старшим по возрасту? 6. Не обращался ли когда несправедливо, грубо и сурово с подчиненными? Не притеснял ли их платой за труд? 7. Не допускал ли ропота по отношению к тем, кому служишь? Не позволял ли себе небрежности при исполнении своих обязанностей? 8. Заботишься ли о воспитании своих детей? Приучаешь ли их ко всему доброму и святому — к послушанию, любви к правде, молитве, трудолюбию? Внушаешь ли им любовь к Богу, ближним и церкви Божией с ее спасительными обрядами и уставами? Обуздываешь ли дурной их характер разумными мерами наказания, соединенными с кротостью и справедливостью? Не подаешь ли им дурной пример своею жизнью? 9. Молишься ли ты, родитель, за детей своих Богу? Просишь ли у Господа благодатной помощи тебе воспитать их в благочестии и страхе Божием, дабы они были полезными гражданами своего отечества, добрыми детьми твоими, имеющими утешать тебя в твоей старости, помогать тебе в твоей немощи, и быть послушными сынами св. матери церкви?

6. Шестая заповедь: Не убий. Тяжкий грех – вольное убийство, в том числе и убийство нерожденного младенца (аборт). Повинны и те, кто подталкивал к убийству словом или делом. «Но я никого не убил», думаете вы. Да, пусть вы никого не убили, но разве только делом можно убить человека? Бывает и слово клеветы, осуждения, ненависти и презрения хуже ножа. Можно сделаться убийцей другого и таким образом: человек истаивает в нужде, мучится, рвется изо всех сил, и даже больной идет на работу; ты бы мог помочь ему, но не помог, а он от этого умер. Кто его убийца? По закону совести ты виноват в его смерти. Ты должен был если не сам, то людьми помочь ему — и он жил бы еще. Итак, если ты не оказал сострадания несчастному, не утешил печальных, не помог ближнему, не наставил на путь истины и добра заблуждающихся, не отвратил от соблазна, а может быть и сам погубил чью-либо душу грехом соблазна, то ты без сомнения, к великому несчастью, виновен и против 6-й заповеди закона Божия, запрещающей убийство. В чем же ты согрешил против нее?

Вопросы: 1. Не подстрекал ли кого к побоям и вообще к причинению вреда для здоровья ближних? Не последовала ли от этого смерть их? Не допустил ли кому умереть, хотя и мог бы спасти его от смерти (напр. от голода, болезни, утопания и пр.)? 3. Не согрешил ли против шестой заповеди закона Божия, запрещающей не только лишение жизни ближнего, но и всякое оскорбительное слово или действие и ненависть против него? 4. Не раздражителен ли ты в семье и коллективе с которым работаешь? 5. Не соблазнил ли ты, т.е. не навел ли кого-либо на грех своим словом или действием? 6. Избегал ли соблазнов ко греху? 7. Оказываешь ли милосердие твоим ближним? Помогаешь ли им в нужде? Утешаешь ли их в горе и несчастии? Любишь ли их как самого себя? 8. Старался ли примиряться с враждующими и содействовал ли к примирению находящихся во вражде? Не позволял ли себе когда-либо жестоко обращаться с твоими домашними животными? Не морил ли их когда голодом и не бил ли их когда без милосердия? Не мучил ли животных или птиц и не наслаждался ли их мучениями? 10. Не куришь ли? 11. Не покушался ли когда-либо на самоубийство? Не сокращаешь ли жизнь свою невоздержанием, пьянством, излишними трудами и заботами? 12. Деятелен ли ты в деле своего спасения? 13. Не считаешь ли грехом лечиться? 14. Не совершили ли вольного или невольного убийства ( в том числе абортов)? Не подтолкнули ли ближнего к такому убийству?

7. Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй. Эта заповедь запрещает вообще всякую плотскую нечистоту. Сюда же относятся: разные игры и шутки нескромные, непристойные песни, душевредное чтение, страсть к нарядам и театральным зрелищам, и пр., а также употребление противозачаточных средств.

Вопросы: 1. Не согрешил ли ты против седьмой заповеди закона Божия, запрещающей блуд, прелюбодеяние, всякую плотскую нечистоту? 2. Не услаждался ли когда нечистыми плотскими помыслами? 3.Не ходил ли в те собрания, где оскорбляется нравственное чувство? Не смотрел ли на те картины и не читал ли тех книг, которые изображают и описывают нечистую любовь? 4. Не изменил ли ты верности и любви супружеской? В безбрачном состоянии хранишь ли себя в девстве? 5. Не ругаешься ли, особенно при детях, скверно-матерными словами?

8. Восьмая заповедь: Не укради. Ты не считаешь себя похитителем? Это так. Но и всякий обман, подлог, утайка — тоже воровство. Знаешь ли ты это? К разряду воров должны быть отнесены и все, кто так или иначе живет за чужой счет, нищие по ремеслу, люди промышляющие всякой легкой наживой, немилосердные, ростовщики, скупцы всех родов и видов, расточительные домохозяева, разоряющие через это свои семьи и т.д. Не виновен ли ты в чем?

Вопросы: 1. Не погрешил ли ты против восьмой заповеди закона Божия, запрещающей присваивать чужую собственность, при помощи ли обмана или тайного похищения (воровства), грабительства, взяточничества, тунеядства, или при помощи лихоимства, которое состоит во взымании непомерных процентов с людей нуждающихся и бедных? 2. Не допускал ли ты в торговле какого обмана чрез продажу испорченного товара, чрез неверный вес и меру? 3. Не согрешил ли когда-либо против ближних какою-либо ложью или хитростью, с целью повредить их благосостоянию или присвоить нечто из их имения? 4. Не играл ли в азартные игры?

9. Девятая заповедь. Не лжесвидетельствуй на своего ближнего. Кто из нас не сказал ни разу лишнего слова про другого? А двоедушие? Сплетни? Пересуды? В чем ты нарушил эту заповедь?

Вопросы: 1. Не говорил ли когда ложь? 2. Не осуждал ли своих ближних? Не передавал ли дурную молву о других? Не любишь ли слушать пересуды и по ним судить о других? 3. Удерживаешься ли от празднословия? 4. Не любишь ли смеяться над другими? 5. Не скрывал ли истины на суде? Не оклеветал ли кого? Не клялся ли когда ложно, в том, чего не было?

10. Десятая заповедь. Не пожелай жены ближнего твоего… ничего, что принадлежит ближнему твоему. И против 10-й заповеди кто из нас чист? Кто чужд зависти? В чем ты согрешил против этой заповеди?

Вопросы: 1. Не завидуешь ли ближнему своему, — его богатству, счастью, здоровью, его способностям, его успеху в жизни? не радуешься ли несчастию другого? 2. Борешься ли с дурными помыслами и нечистыми пожеланиями? 3. Не презираешь ли ближнего и не считаешь ли себя лучше и достойнее других? Не желаешь ли зла обидчику своему?

Не имеешь ли еще каких грехов, не упомянутых здесь?

Вопросы при исповеди детей

1. Молишься ли ты каждый день Богу, особенно утром и вечером, так же перед началом всякого дела и перед обедом и ужином?

2. Не божишься ли? Не произносишь ли имя Божие — великое, святое и страшное напрасно и небрежно в шутках?

3. Считаешь ли грехом жить праздно, в постоянной рассеянности?

4. Ходишь ли с охотою в церковь на богослужение и проводишь ли, как должно, праздничные дни?

5. Почитаешь ли родителей своих и не оскорбляешь ли их чем и не противишься ли когда им?

6. Прилежно ли учишься и всегда ли слушаешься своих наставников и все ли их требования исполняешь?

7. Относишься ли с почтением к старшим и обходишься ли с ними учтиво, сообразно их достоинству и положению?

8. Не упрямишься ил когда без нужды и не имеешь ли дурной привычки всегда стоять на своем и не исполнять ничьих приказаний?

9. Не сердишься ли напрасно, или не бранишься ли и не ссоришься ли с другими, или других не доводишь ли до ссоры между собой?

10. Не научился ли ты курить табак, который так вреден для здоровья?

11. Не выпил ли ты когда-либо хоть рюмку вина, которого ты должен бояться, как губительного яда, как огня?

12. Не бил ли или не мучил ли ты животных без причины?

13. Не привык ли лгать и не стараешься ли обманывать кого при всяком случае?

14. Не берешь ли что когда-либо без разрешения родителей и вообще не брал ли у кого какой-нибудь вещи без разрешения?

15. Если бывают у тебя свои деньги, то не тратишь ли ты их без разбора на лакомства или на другие какие­ либо ненужные и вредные вещи?

16. Не сделал ли ты чего-нибудь такого, чего не сделал бы или стыдился и боялся бы делать при свидетелях, особенно при родителях?

17. Если сделал, то расскажи, что же это такое?

18. Не имеешь ли еще сам сказать чего, что тяготит твою совесть?

Чтобы стыд и страх не отвлекали вас от искренней исповеди, помните:

— вы каетесь Богу, а не священнику;

— священник, как и всякий человек, имеет свои грехи; выслушивая грехи другого, он вздыхает о своих грехах;

— всё, что открывается на исповеди, останется тайною навсегда.

Весьма полезна частая исповедь, новоначальным христианам рекомендуется исповедаться один раз в две недели. Покаяние открывает зрение своих грехов, покаявшись в одних, человек начинает видеть другие, вспоминает нераскаянные, давно забытые и т.д. Нужно твердо помнить, что после каждой исповеди христианин должен нравственно улучшаться.

Старайтесь исповедаться одному и тому же священнику. Неприлично без крайней необходимости менять духовника, только в случае перемены места жительства (и то иные едут за много километров к своему духовнику), либо в случае его тяжкой болезни.

Обрядовый порядок.

Исповедь совершается в храме утром, перед началом Божественной литургии. Можно также исповедаться и за вечерним богослужением. По особым причинам и в нужде возможна исповедь вне храма.

Вначале совершающий исповедь священник читает общие молитвы, а затем исповедует отдельно каждого из пришедших. Дождавшись своей очереди, следует прежде всего правильно перекреститься, затем совершить земной поклон, затем исповедающийся подходит к священнику, стоящему у аналоя (высокого наклонного столика, на котором находятся Крест и Евангелие). Крест и Евангелие при исповеди означают присутствующего тут Самого Иисуса Христа, Который в Евангелии призывает нас к покаянию, а на Кресте пострадал за наши грехи.

Исповедуя свои грехи, следует помнить:

— исповедь не любит пустословия, не вдавайтесь в подробности своих грехов; назовите прежде грехи, наиболее беспокоящие совесть, далее – все, которые вспомнили, без самооправдания или извинения. Ранее исповеданные грехи, если вы их не повторяли, уже не называйте. Непременно дайте святое обещание отстать от смертных грехов, жить после исповеди благочестиво и старайтесь исполнить свое обещание.

— более всего помогают на исповеди смирение и осознание своего недостоинства перед Богом, более всего мешают гордость и стремление к самооправданию.

— никогда ни в чем не спорьте с духовником! Это великая дерзость!

— какого греха не творили, в том каяться не нужно, а на вопрос о таком грехе следует ответить «Бог миловал меня от этого»;

— если грехов много, то можно исповедовать их не за одну исповедь, а за две или три, но обязательно одному священнику и не приступать к Причастию, пока не будут исповеданы все грехи.

По окончании исповеди кающийся наклоняет голову, (можно и встать на колени) священник накрывает его епитрахилью (часть облачения священнослужителя) и читает разрешительную молитву: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо, вся согрешения твоя». Возложение епитрахили на кающегося означает возвращение ему милости Божией. Самое важное священнодействие – чтение священником разрешительной молитвы над главой кающегося: именно в это время он получает отпущение грехов от Самого Бога. Осознавая важность и спасительность совершённого Таинства, далее нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое Крест и Евангелие и взять благословение у священника. Для этого нужно сложить руки перед собой ладонями вверх крестообразно, правую поверх левой, и после того, как священник перекрестит вас, поцеловать благословляющую руку, опущенную в ваши ладони.

После исповеди хорошо приложиться ко святым иконам Спасителя, Божией Матери, угодников Божиих и внести свою лепту на пользу храма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *