Подставь правую щеку

>Вопрос:

Как понимать слова Иисуса «если тебя ударят по левой щеке- подставь правую » и что «всякая земная власть — от Бога» (Антихриста — тоже?).

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он — Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).

Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

Что означает — подставить левую щеку?

Евангелие от Матфея 5 гл
«39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;»
———————————————————
Существует распространённое толкование приведённых выше слов Христа..
Суть этого толкования состоит в буквальном исполнении слов, в прямом смысле — если кто-то действительно ударит тебя по одной щеке,- необходимо подставить ему другую…т.е дать возможность обидчику унижать и истязать тебя дальше, без всякого сопротивления…возможно, до полного уничтожения…
Это толкование распространяется как в среде Православия, так и в других конфессиях Христианства….
Под него «подгоняют» такие вещи, как унижение внутри семьи…——— мол, если муж бьёт свою жену в пьяном виде – смирись жена и терпи…такова твоя доля, твой крест…неси его до самой смерти…
Так же под данное толкование продвигают толстовское – «непротивление злу насилием»… такие, например, идеи, как полное смирение перед фашизмом, когда он вошёл на территорию СССР…мол, необходимо было сразу сложить оружие перед полчищами врага и отдаться в руки палачей…стать их покорными слугами…
Большая часть православных адептов учат паству смиряться перед любым унижением, принимая любое оскорбление, как дар, посланный Богом для твоего же блага….и поэтому всегда, когда об тебя «вытирают ноги» — это благо для настоящего христианина, мол, страдаешь, как Христос…
Православные учителя, распространяющие такое толкование, этим самым подчёркивают истинность их вероисповедания в отличии от тех, кто так не учит…
———————————————
Давайте разберёмся, а истинно ли то, чему они учат, ссылаясь на данный стих Писания?….
Для начала узнаем, почему Христос взял пример об ударе по правой щеке? ——
В древней Палестине существовало » особое» отношение к рукам человека…
Левая рука предназначалась только для «грязных дел» ….до сих пор это установление бытует в Исламе
———
например, при совершении «чистых» дел (еда, питьё, одевание) предпочтение отдаётся правой руке (стороне), а при совершении «грязных» дел (подмывание, отсмаркивание, раздевание) предпочтение отдаётся левой руке (стороне)….
Таким образом, «правая рука» охватывает широкий семантический диапазон: власть, помощь, прочность, достаточность, способность действовать и так далее….
Во времена Иисуса удар левой ладонью по правой щеке имел особый смысл. ———
Этот жест использовали только люди, имеющие большую власть, желая унизить более слабых. — —
Левой ладонью хозяева били своих рабов…, римляне – евреев.., мужчины били жён.., а родители — детей. …Таким образом они как бы говорили: «Знай свое место… ты ниже меня».
НО если бы обличённый властью человек нанёс удар ещё и правой рукой по левой щеке, то это означало бы, что он развязал драку, переступил закон…и тогда оскорблённый имел право защищаться….и быть оправданным….
Это означало бы, что теперь они равны…. обидчик стал подсуден…может лишиться прав, власти …стать узником… или рабом…
Но правой рукой римляне рабов не били. Они наносили им позорные удары левой рукой и смеялись над униженным рабом, который не мог дать сдачи….
Поэтому, если оскорблённый в ответ на удар в правую щеку, подставит оскорбителю свою левую.., то этим самым он останавливает обидчика «непростым» решением…даёт ему понять – ты можешь поплатиться и оказаться на моём месте…
Поэтому, подставив другую щеку, он как бы вновь обретает достоинство и показывает, что не даст себя унижать.
Одновременно он побудит хозяина понять, что свою жизнь обидчик основывает на неверном представлении, что одни люди ниже других.
—————
И всё это он (обиженный) сделает, не ударив в ответ, не применив насилие….
Исходя из сообщённого, мы можем понять, что Христос, сказав эти слова, имел ввиду только то, чтобы люди учились в ответ на чьи-то оскорбления
отвечать ТАК, чтобы обидчики могли вовремя остановиться и понять, что они могут «далеко зайти»… последствия могут быть ужасными….…
Вспомним, КАК повёл себя САМ Христос, когда Его ударил по щеке сотник?
Евангелие от Иоанна 18 гл:
«22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»
————————————-
Итак, мы видим, что Христос (в прямом смысле) не подставил обидчику другую щеку в ответ на пощёчину, но ответил с достоинством ТАК, что дал тому понять, что его злоба беспочвенна, Христос не виноват перед ним…, тем самым устыдив и смирив злобный пыл противника….
Если кто-то желает оскорбить или унизить вас (дома, на работе, в транспорте, в школе…),считая себя выше и достойнее, правее и умнее.., имея, быть может, какое-то «внешнее» превосходство над вами — власть или физическую силу …(начальник на работе, командир воинской части, учитель в школе, каратист, культурист, «всенародный кумир»……),
ТО
Не нужно отвечать ему оскорблением на оскорбление, пытаясь его тоже обозвать, унизить….
А необходимо повести себя тАк и ответить таким образом, чтобы «нападающий» понял, что он неправ…..
Например, муж оскорбляет жену, недовольный тем, что та не успела сварить обед..она по его мнению где-то «прохлаждалась»….! …
В ответ на слова подозрений некоторые женщины начнут возмущаться и обзывать мужа в ответ…мол,какой же ты негодяй последний…
Завязывается скандал – голодный муж, недовольный тем, что жена его не встретила как надо ……и жена, которая, возможно, плохо себя чувствовала…пошла на воздух…затем пришла, прилегла, заснула…
Оскорбление на оскорбление…и вот уже нет того, что люди называют любовью…разочарование, взаимные обиды…оскорблённое самолюбие…депрессия…
А жене нужно было спокойно и ровно объяснить мужу всё как есть… и вот уже муж всполошён…ПочемУ?…ЧтО случилось?…и затем он просит прощения…..
Или человеку (в набитом троллейбусе) наступили на ногу…он от зла толкнул того, кто наступил, да ещё обозвал …
…тот наступил нечаянно и не заметил сразу, а когда его толкнули и обозвали, то у него два выбора – либо в ответ начать обзывать, толкаться, орать…, либо просто извиниться и сказать : не стоит так кричать и толкаться, я наступил Вам невзначай…простите меня… —-
И обидчик утихает…замолкает постыженно…
в обратном случае дело может дойти до убийства…— как происходит сейчас тут и там, когда, например, пешеходы (которым не уступил водитель автомобиля на пешеходном переходе), догоняют эту машину и бьют со всего размаха по стеклу, орут и обзывают…а затем водитель выбирается… и со зла бьёт того по голове, или стреляет из пистолета……
————
Христианин, если его кто-то «не пропустил» на дороге, помолится за этого «наглеца»…и благословит Именем Христа…ведь, он помнит, что когда-то и он вёл себя подобным образом, не зная Бога…
Если верующего кто-то толкнёт в транспорте, или в магазине, он спокойно ответит, скажет человеку, что тот неправ…———
Недавно стою в кассу…очереди две…заняла в одну из них за парой…очередь «наша» продвинулась,а соседняя — нет…
тут из второй очереди переметнулась женщина в «нашу», оттолкнув меня сильным движением, бросила фразу: «я за ними стояла!….и встала передо мной…
Когда-то раньше я бы оскорбилась, вспылила..может, тоже её бы оттолкнула, мол, не ври, ты тут не стояла, я видела тебя в другой очереди…и. т.п
Но теперь, слава Господу, меня её прыть нисколько не тронула, ибо вижу, чЕм люди наполнены, какие мучают их страсти…..
я вообще ей говорить ничего не стала….потому что не посчитала это оскорблением для себя…—
Ведь, когда имеешь радость общения с Господом, то такие мелочи вообще не волнуют…————
вижу – одинокая, немолодая, озлобленная…покупка небольшая…хочет поскорее домой, может голод мучает…
а я никуда не спешу…………ну на несколько минут позже пройду…не беда…
Помолилась об этой женщине, чтобы Господь коснулся её сердца…..смотрю..очередь очень быстро пошла..а она, уходя, взглянула на меня извиняющимся взглядом……
Ещё пример – одна знакомая рассказывала: » поехали они с мужем на дачу…муж хотел по своему что-то там размещать,строить, сеять…
а она считала его решения неверными…они только одни убытки принесут…стала на своём стоять…
он – на своём……………дошло до ссоры…муж бросил всё,..сказал: сама эту дачу и строй, а я «умываю руки»……ушёл..запил…
Осознала она, что неправильно себя вела…покаялась перед ним…вернула его….согласилась делать так, как он решил…
и хотя действительно были убытки от этого, но она не стала выговаривать ему….ведь, всё материальное – временно, а духовные приобретения вечны…–
терпение, уступчивость, прощение, доверие, милосердие…
С тех пор муж начал прислушиваться к её советам… уступать жене…но она говорит: а давай сделаем, как ты считаешь правильным, может, так и лучше будет….и бывает, вправду, выходит лучше…
Итак, я утверждаю мысль о том, что слова Христа » о щеке» имеют для людей НЕ прямой смысл, а духовный, ибо примеры и притчи Христа всегда несли смысл только духовный….
И за этими словами вовсе не стоял тот смысл, который многие учителя стараются внушить людям, уча их безмолвно сносить всевозможные оскорбления и поношения, отдавая себя или своих ближних на растерзание врагам…——
Например, одна женщина терпела побои пьяного мужа, исполняя дословно слова Христа …..до тех пор, пока муж её убил…
Некто во времена Великой Отечественной с распростёртыми объятиями принимал гитлеровцев у себя в доме и не противился им, когда они на его глазах убивали его ближних….
Христос ЭТОМУ не учил….Он сказал: «взявшие меч, от меча и погибнут»….— а это означает не только тО, что ты не должен первым идти на людей с оружием или насилием, …НО и тО, что тот, кто первый поднял меч, тот должен поплатиться таким же образом ….
А кАК возмездие придёт, если кто-то не даст насильнику физический отпор?
Христос учил отношениям людей между собой в «мирное время»…он учил АЗАМ Любви…
——————-
Тем, кто при этом ставят Его в пример, говоря, что сам Господь не стал бороться против своих палачей, не взял в руки меч, не защитил свою жизнь, …ответ таков –
Христос исполнял Миссию!…..
Евангелие от Матфея 26 гл:
«53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?»
Христос шёл на Крест Искупления грехов человеческих….…
А для этого Он должен был испытать (понести на Себе) всю боль, всё унижение, всё оскорбление, всю ненависть..которые люди имели в своих сердцах!………
Написано в Слове » Он был искушён во всём, кроме Греха»……— это значит, что Христос сам грехов не творил…
НО
Он знал (испытал на Себе) последствия этих грехов, терпел на себе их зло, их дьявольскую силу, их несправедливое по отношению к Нему действие…
Для ЧЕГО? – Чтобы Своей Любовью и Силой Духа победить эту вражью силу смерти, идущую от влияния грехов на человека, на его дух!…….
Он боролся…, Ему было очень тяжело…Но без этого Он не исполнил бы Миссию Спасителя!…
И Он победил ад, победил Смерть, победил Грех! …
и теперь всем искушаемым Он может помочь!…
Библия. Евреям. 2 гл:
«9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь»
————
Итак, без Христа и Его Помощи.. здесь, на земле, люди не способны поступать праведно и побеждать в истине всё, что им нужно побеждать…
только Христос, Бог может давать силу, мудрость и Помощь тем, кто желает достигнуть Небес, Жизни вечной…
——————-
Возвращаясь к словам Христа о «щеке..»,хочу опять привести в пример Господа —
Из Евангелия мы знаем, что Христос неоднократно выслушивал в свой адрес оскорбления, обвинения от фарисеев, которые унижали Его Божественное Достоинство…,
Он не молчал в ответ, позволяя Лжи торжествовать..НО Он с терпением и дерзновением объяснял им их заблуждения, а порой Христос обличал лжецов и с праведным гневом….
А когда Христос видел, что злые делатели не понимают Его слов и готовы произвести расправу, Он просто уходил ………..———
Если есть возможность уйти от «обидчиков», которых не достигнуть никаким вразумлением, то за лучшее – уйти, не связываться с ними, не добиваться «справедливости»……
На земле всегда происходит (до последнего часа времени) борьба… между Богом и дьяволом…за души людей…
Поэтому всех конфликтов не избежать…
И когда дело касается Истины, духовного выбора, тогда не может быть речи о молчаливом согласии или уступчивости!…………
Что было бы, если бы пророк Даниил согласился бы поклоняться царю, а от Бога отказался.., согласился бы перестать Ему поклоняться?…— Было бы тО, что называется Предательством …
Так Исав предал Бога, променяв своё спасение за похлёбку…
Так променял Бога на блудниц могучий Самсон… и потерял Богом дарованную ему силу….
Так оставил Бога ради своих языческих жён царь Соломон…
Так Иуда предпочёл вечную смерть.. покаянию перед Господом и обретению Жизни вечной..
На Войне Отечественной есть такие же критерии…— когда воин защищает своё земное отечество от врага, напавшего на него первым, …защищает своих детей, мать, отца…он не может их предать, покорившись врагу, уступив ему без сопротивления свою землю…, позволив врагу надругаться над его семьёй …его друзьями…—
Понятие — верность… от веры происходит…
У безбожных людей такое понятие чаще всего отсутствует…не имеющие Божьей совести в себе, с лёгкостью оправдывают блуд, измены, многожёнство…нарушение обещаний…
Когда ап. Пётр предал Христа, сказав опрашивающим его, что он Его не знает…ему затем было очень горько от своего предательства….он раскаялся и уже никогда не изменял Господу…
——————————
Христианин (рождённый свыше), имеющий в Залог Святого Духа …такой не может смолчать, если при нём будут оскорблять или неправедно обвинять его ближнего..
Он обязательно вступится!…Он защитит, скажет слово истины!..
Божий человек не станет закрывать глаза на чьи-то явные грехи, но при всякой возможности будет их обличать и призывать людей к покаянию перед Господом, к сокрушению их в неправде и беззаконии!…
Поэтому учение о том, что необходимо в буквальном смысле подставлять левую щеку, когда ударят по правой – это ложное учение, которое выгодно тем, кто желает использовать религию в идеологических интересах…
Есть такой современный юмористический рассказ:
«Благочестивый священник возвращался из деревни, где он осуществил требы, в свой монастырь. По дороге ему повстречался пьяный задира, взбудораженный и дерзкий. Монах смиренно попытался уступить ему дорогу, перейти на другую сторону, но забияка, глумливо усмехнувшись – ударил его по щеке….
Помня Заповедь Спасителя, инок поклонился и… подставил ему другую щеку. И тут же был «вознаграждён» новой пощечиной.
Монах вздохнул…поднял обидчика и тряхнул его как следует…— смотри, могу и сильнее тряхнуть!…
На недоуменный взгляд обидчика, монах ответил : третьей щеки у меня нет, а Слово я в точности исполнил…»
Конечно, здесь, опять-таки, монах поступил по «букве» …
Но если даже так, нужно понять одно —— если на ваши попытки(мирным путём остановить конфликт) нет ответного шага противника, значит, вы должны либо уйти прочь, либо применить силу и власть…
Повторю пример, когда фарисеи хотели побить Христа камнями за то, что Он приравнял себя к Богу (а правильнее сказать,— назвал себя Им – Я ЕСМЬ)…Но Христос не стал с ними бороться, или как-то дальше умиротворять их… Он просто ушёл незамеченным…
Если в вашу квартиру ломится пьяный хулиган или бандит и при ваших мирных увещеваниях он не желает отказаться от своих целей, вы можете проявить силу или обратиться в полицию…
Вы сделали всё, что «требовалось»…поэтому вся вина теперь только на нём…
Недавно прочитала в новостях, (есть там и видеоролик)…——-
Маленький мальчик истошно кричал на протяжении всего авиа-полета из Германии в США, который продолжался около восьми часов.
В какой-то момент он встал на сиденье и начал стучать по потолку самолета.
На видео видно, как многие пассажиры закрывают уши, пытаясь спастись от криков.
Мать мальчика (американка) попыталась успокоить сына, попросив у стюардессы доступ к Wi-Fi, чтобы ребёнок мог поиграть на планшете.
Надежды пассажиров на то, что мальчик устанет и успокоится, не оправдались. На видео зафиксировано, как ребёнок бегает по салону, кричит и издает устрашающие звуки. Неясно, страдает ли ребёнок от поведенческих проблем, но его мать не сообщила другим пассажирам о каком-либо особенном состоянии мальчика, которое могло привести к такому поведению.
В какой-то момент ребёнок встал на сиденье и начал стучать по потолку самолета, тогда вмешалась его мать, сказав: «Успокойся, милый».
Когда самолет наконец приземлился, пассажирам стало немного легче. На видео слышно, как одна из женщин прокомментировала ситуацию: «Это был кошмар. Восемь часов непрерывного крика».
——————
Из этого описания вполне понятно, что мальчик страдает одержимостью (которую в миру могут назвать аутизмом или каким-то другим заболеванием психики)….——
В этом случае никакие попытки «по хорошему» остановить безумие (напр.требования к матери как-то повлиять на сына..), не привели к нужному результату…( персонал самолёта и пассажиры пробовали с мальчиком контактировать и уговаривать..)….
Здесь могла помочь только усиленная молитва (если бы в салоне были верующие) или применение силы внешней (связывание и успокаивающий укол)….
Понятно, что мать не знает Бога…её сын взрощен на дьявольских компьютерных играх и мультиках….теперь пожинает последствие…
Этой матери необходимо глубокое покаяние перед Христом, рождение свыше, дабы она по иному взглянула на всю свою жизнь и на то зло, которое она впустила в свою жизнь и жизнь своего сына…
—————————————
Итак, читая Слово Божье, не нужно превращать Его в «должностной устав» или инструкцию по точному буквенному исполнению….
Необходимо иметь мудрость от Бога, знание.. и понимание того, о чём Господь имел ввиду, говоря то или это назидание,
а не трактовать его плотским умом, который не обращён к Богу, не любит Его, но объясняет Слово согласно только букве, не соизмеряя Его с целостностью Писания, мудростью и характером Бога, не соотносясь с настоящим временем, не видя многозначительности того, о чём говорил и учил Христос…

ЗАПОВЕДЬ ИИСУСА ХРИСТА «НЕ ПРОТИВЬСЯ ЗЛОМУ»


“А Я говорю вам не противься злому…”Продолжая сравнение Ветхозаветных правил с принципами Новозаветной морали, Иисус Христос провозгласил в Нагорной проповеди: “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся” (Матф. 5:38-42).

Приведенные слова Иисуса Христа являются одним из самых трудных мест в Евангелии, и в течении всего существования христианства во всех его направлениях и конфессиях породили огромное количество противоречивых толкований, очень часто взаимоисключающих друг друга. У многих людей, искренне желающих понять философию христианства, возникало недоумение по поводу того, что как можно не противиться злому, и как в таком случае можно защитить себя от злодеев, если злу нельзя сопротивляться. Многие люди удивлялись по поводу того, зачем вместо защиты нужно подставлять под удар другую щеку. Зачем нужно отдавать кому-то не только свою рубашку, но и верхнюю одежду. С кем-то идти два поприща. Зачем просящему давать и от желающего занять не отворачиваться?
Одни люди не могли понять эти слова и ясно разобраться в их сути, потому что эти советы казались странными и неясными. Другие люди давали этим словам сбивчивые толкования, которые не приближали к истине. И таких толкований было большинство. Однако в этих прекрасных словах Иисуса Христа, глубоких по смыслу и ясных по изложению, как всегда истина высказана правдиво и мудро. “Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Иоан. 6:63). Но для правильного понимания этих слов нужно знать особенности жизни, обычаи и культуру еврейского народа, примеры из которых очень часто использовал Иисус Христос для изложения Своих истин. В вышеприведенном отрывке из Библии содержится несколько заповедей Иисуса Христа. Рассмотрим каждую из них в отдельности с учетом этнической культуры евреев.
В древнееврейском государстве существовал закон, позволяющий евреям совершать месть. “Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб” (Лев. 24:19-20). Но месть у древних евреев была разрешена Моисеем после судебного приговора, санкционированного гражданским законом. Без суда никто из людей не имел право карать за обиду, применяя месть. Эти правила были отражены в Законе Божьем, данном через Моисея еврейскому народу. “Не говори: “я отплачу за зло”” (Притч. 20:22). “Не говори: “как он поступил со мной так и я поступлю с ним”” (Притч. 24:29). Более того, Ветхозаветный Закон призывал евреев к милосердию и проявлению заботы даже к врагам. “Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется” (Притч. 24:17). “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе” (Притч. 25:21-22) за твои добрые дела добром. Эту фразу нужно понимать так: Господь видит, что твой враг тебе делает зло, а ты за это врагу делаешь добро в виде того, что его кормишь и поишь. Поэтому Господь каждому воздаст по заслугам. А именно: врагу твоему за зло карающим воздаянием. А тебе за твои добрые дела – добром.

Когда ты к своему врагу, несмотря на его зло к тебе, относишься хорошо, утоляешь его голод и жажду, а значит прощаешь его, то этим ты собираешь на голову врага твоего горящие уголья, потому что своим милосердием к врагу и добрыми поступками контрастнее оттеняешь (выделяешь) злые дела своего врага, наглядно показывая суть зла, исходящего от твоего врага во всей его безобразности и омерзительности. И это зло, сделанное твоим врагом на фоне твоих благодеяний, как горящие уголья во тьме ночи, воспылает на голове твоего врага. Это происходит потому, что злые дела, совершенные человеком, превращаются по воле Божьей как бы в горящие угли на его голове, которые огнем праведного воздаяния Божия обжигают голову злодея. Какой выразительно-яркий и запоминающийся образ карающего воздаяния Божьего, порицающий зло, запечатлен в Библии. Ведь по ветхозаветной морали в Высшем плане карает злодея только Бог, а в земной жизни судить злодея и выносить ему приговор должен был гражданский суд, который как представитель власти действовал по воле Божьей. Так как “нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены” (Рим. 13:1). Но несмотря на это, евреи все равно допускали самосуд.
Чтобы прекратить произвол самосуда Моисей вводит закон, по которому ограждались от мщения люди, совершившие неумышленное убийство. С этой целью убийца, до совершения над ним гражданского суда и вынесения приговора, укрывался в специально отведенных для этого городах. В города эти “мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно; и будут у вас города сии убежищем от мстителя , чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд” (Чис. 35:11-12).
Такое правило существовало в еврейской среде после вступления евреев в землю обетованную. В более поздние времена начал действовать закон, по которому в этих городах мог спрятаться человек, совершивший как умышленное, так и непреднамеренное убийство. И города эти должны были “служить убежищем всякому убийце … дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею … и не убил его, между тем как он не подлежит осуждению на смерть” (Втор. 19:3-6). Но этот же закон предписывал старейшинам города взять убийцу из его убежища и за совершение преднамеренного убийства “предать его в руки мстителя за кровь, чтобы он умер” (Втор. 19:12).
Но наряду с этим, в ветхозаветной морали порицалась месть и рекомендовалась любовь к ближнему. “Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев. 19:18).Понимая буквально смысл этого закона, евреи ближними считали только сынов своего народа. А всякого не еврея воспринимали как врага, делая ложный вывод из этого закона о том, что всех не евреев нужно ненавидеть. Хотя в ветхозаветной морали непосредственного закона о ненависти к врагам, или не евреям, не было. Евреи также очень часто не исполняли закон о любви к ближнему, грубо нарушая его тем, что мстили друг другу, даже по решению суда. Несмотря на то, что евреи, по закону Моисея, не имели право чинить месть над своим обидчиком без гражданского суда, они все равно, из-за своего жестокосердия, беспощадно мстили своим врагам.
Месть без суда издавна стала применяться в еврейской среде как древний обычай. И предписания, предназначенные для судей, евреи широко применяли в виде самосуда над обидчиком. “Отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб” (Исх. 21:23-25). Чтобы прекратить широко распространившийся в еврейской среде обычай самосудной мести, Моисей своими законами предписывает осуществлять месть только после гражданского (общественного) суда. Но потакая жестокосердию евреев, разрешает передать обидчика не в руки палача, а в руки мстителя “и предать его в руки мстителя за кровь” (Втор. 19:12). В особенности это касалось мести за убийство.
Более того, при осуществлении мести, узаконенной гражданским судом или без суда, евреи имели обыкновение своему обидчику воздавать гораздо большим количеством страданий, чем тот этого заслуживал. Чтобы прекратить произвол мстителя и чрезмерность мести и жестокости, Моисей в своем законе, повторенном в трех его книгах Исход, Левит, Второзаконие, предписывал мстителю, получившему по суду в свое распоряжение обидчика, причинять ему только такой вред, какой совершил обидчик, но не сверх того.“Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. ” (Втор. 19:21). Как видим, закон Моисея месть не отменял, но сдерживал жестокость и произвол мстителей, требуя чтобы месть осуществлялась только после гражданского суда и чтобы месть была справедливой, то есть чтобы мстивший не воздавал более положенного обидчику. Вот такая картина нравов царила в еврейском государстве до проповеднической деятельности Иисуса Христа.
Прийдя в мир людей, Иисус Христос основал Свое учение прежде всего на всепрощающей, безграничной любви ко всему миру, распространяя эту любовь не только на ближних и любящих нас, но и на ненавидящих нас врагов наших.“Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матф. 5:44). Наряду с этим Иисус Христос обусловил то, что попасть в Царство Небесное могут не все люди, а лишь те, которые станут кроткими (нищими духом), плачущими о своих и чужих грехах (раскаявшимися), правдивыми, милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами. То есть такие люди, которые проявят иную, более высшую праведность чем фарисеи.
Как видим по учению Христову, кротость, миротворчество, милосердие, чистота сердца и всепрощающая любовь последователей Иисуса Христа абсолютно несовместимы с ненавистью, местью, злопамятством. Вот поэтому Иисус Христос и провозгласил в Нагорной проповеди слова: “не противься злому”. И с тех давних пор до наших дней эти слова превратились в объект непримиримых споров, так как люди понимают это высказывание по разному.
Давайте разберемся, действительно ли в этих словах рекомендуется не противиться злу, и всегда ли нужно подставлять под удар другую щеку. Эти слова нужно понимать так. У обычных людей столкновение со злом, как правило, вызывает активную агрессию, раздражительность, враждебность, месть в адрес злодея. Рекомендуя всепрощающую любовь даже к врагам, причиняющим зло, Иисус Христос не может допустить мести и причинения вреда в ответ злодею. Поэтому и провозглашает “не противься злому”, то есть не воздавай злом за зло, не мсти, не проявляй враждебности и агрессии, воздержись от ответного зла даже к врагам.

Слово “противиться” обозначает “оказывать противодействие” (С.И. Ожегов, Словарь русского языка, издание 22-е, страница 622). А слово “противодействовать” означает “оказывать противодействие препятствие” (то же издание страница 623). Иначе слово “противиться” обозначает действовать против, вопреки, наперекор, то есть отвечать противным действием, противничать, чинить препоны, преграды. А Иисус Христос всем Своим учением проповедуя покорность, кротость, милосердие, призывает не создавать никому противные действия, то есть не противодействовать, не преграждать никому путь. То есть не делать преграды даже врагам. Поэтому Спаситель и советует не противиться злому: человеку, фактору, ситуации. То есть не проявлять агрессии, враждебности, мести ко злу, а воспринимать вред, исходящий от зла, со спокойствием, достоинством и мудростью.
Так Иисус Христос рекомендует вести себя человеку при столкновении со злом. Но это вовсе не означает, что Спаситель заставляет подчиняться злу и не вести борьбу с ним. Наоборот, Спаситель призывает бороться со злом и учит побеждать зло, но не методами агрессии и насилия, то есть не оружием зла, а добром. Поэтому Апостол Павел говорит: “Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. 12:17-18). Но наряду с этим Апостол Павел, разъясняя учение Христа, пишет: “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12:21).
Не противиться злу Христос также рекомендует и для того, чтобы человек ответил на вред, причиненный ему злодеем, не агрессией, а милосердием, лаской, то есть добром, и таким образом сделал первый шаг к примирению. А зло, сделанное в ответ обидчику, приводит к новому, еще большему злу, и обостряет отношения между людьми. Прекратить обмениваться ответными злыми действиями враги смогут лишь тогда, когда один из них вместо злого, сделает первый благоразумный добрый поступок, который приведет враждующих людей к примирению. А началом примирения и является непротивление злому, о котором говорит Христос. Так из первого шага добра, в виде непротивления злу, то есть в виде не допущения противных действий, сделанных наперекор враждебной стороне, может возникнуть и постепенно развиться примирение враждующих сторон и дальнейшая дружба, помощь, взаимовыручка и сотрудничество между ними.
Таким образом, поступок непротивления злу, при встрече с врагом или злодеем, представляет собой разумную тактику поведения и мудрую дипломатическую систему, которая является залогом того, что из врага можно сделать друга. Метод не ответного зла, доброго отношения к людям в виде терпеливого проявления к ним заботы и ласки, соединенного с разъяснением того, что нельзя делать зло, широко применяется во всех педагогических и психологических системах мира для того, чтобы перевоспитать злодея или грешника и превратить его в добропорядочного человека и хорошего члена общества. И таким образом без агрессии и вражды победить в душе человеческой зло и заменить его добром.

Слова Спасителя о непротивлении злому человеку применимы также и в том случае жизни, когда один человек причинил вред другому человеку, в одной ситуации сознательно, как враг. В другой ситуации не специально, не умышленно, случайно навредив кому-либо. В этом случае человек, которому навредили, должен не противиться злому, то есть не проявлять агрессию и противодействие в первой ситуации, для того, чтобы из врага сделать друга. Во второй ситуации, для того, чтобы не обострять отношения и из случайного вредителя, своим ответным злом не создать врага. Если бы человек, не являясь злодеем, неосознанно причинил кому-либо нечаянное зло, то в этой ситуации такой человек хотел, чтобы его поняли и ему не мстили, и помогли бы исправить случайно совершенное им неумышленное зло. Поэтому в этой ситуации к такому человеку и нужно не применять агрессию в ответ на его неумышленное, нечаянное зло и не противодействовать, а не противиться его случайному злому поступку и помочь ликвидировать дурные последствия этого случайного зла.
Не противиться злу нужно также и для того, чтобы исполнить такие слова Спасителя. “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Матф. 7:12). То есть если человек не будет проявлять агрессию на зло, а ответит добром, то в том случае, когда этот человек сам случайно совершит непреднамеренное зло, то и ему не будут мстить за это и отвечать враждой, а ответят взаимопониманием и доброжелательностью. Доказательством правоты этого объяснения являются поступки Самого Иисуса Христа, которые всегда будут для нас ярким примером для наследования. “Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос страдал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его” (1Пет. 2:21). Так, например, в тот момент, когда разгневанные евреи взяли камни чтобы побить Спасителя, Он не стал мириться с этим злом, но победил зло добром, которое выразилось не в агрессии, а в мирных словах увещевания. В ответ на злобу евреев Спаситель сказал: “Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?” (Иоан. 10:31-32). Кроткий вопрос, основанный на обезоруживающей правде, прозвучал из уст Спасителя, и разбудив очерствевшую совесть евреев, защитил Иисуса Христа от побоища.
Таким образом, не противностью, не агрессией, а кротостью и правдой Иисус Христос отстранил от Себя опасность и победил зло доброй речью. В другом случае, когда Спасителя допрашивал первосвященник Анна “один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?” (Иоан. 18:22). В этой ситуации Иисус Христос не подставил второй щеки, не смирился со злом, а защитил Себя кротким вопросом, основанным на обезоруживающей правоте и без агрессии и вражды победил зло. Иисус сказал ударившему его служителю: “Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?” (Иоан. 18:23). И пристыженный служитель не поднял больше на Спасителя руки. Известен ещё один случай, когда после проповеди Спасителя в Назаретской синагоге евреи “исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его” (Лук. 4:28-29). То в этом случае Спаситель не дал осуществиться злу по отношению к Себе, но и не противодействовал разгневанным евреям ответным гневом, агрессией или насилием, но опять мирно ликвидировал зло, победив зло добром. В этом случае Спаситель мирно ушел от разгневанных евреев, не причинив никому из них вреда. “Но Он, пройдя посреди них, удалился” (Лук. 4:30).

В другой ситуации, во время посещения Иерусалимского храма Спаситель также не дает восторжествовать злу. “И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.” (Матф. 21:12-13). Сделал это Иисус Христос потому, чтобы очистить храм от осквернения, так как торговцы Святое место – храм, превратили в место торговли, и в доме Божьем, где нужно молиться, активно, как на базаре, вели торговлю: меняли деньги, продавали скот и птицу. Очищая храм от кощунства евреев, Иисус сказал торговцам: “Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников”. Так как торговцы, несмотря на настоятельные уговоры Иисуса, добровольно уходить из храма не хотели, то Спаситель, в качестве вынужденной меры, опрокинул их столы и скамьи, но не причинил никому телесного вреда. Как видим в этом случае Иисус Христос не дает восторжествовать злу в виде осквернения храма торговлей, но напугав упрямых и бессовестных торговцев тем, что после опрокидывания столов и скамеек могут последовать более решительные действия с Его стороны, Спаситель очищает храм от осквернения торговлей, при этом никому не причинив вреда, и победив зло добром, а не агрессией и враждой.
Как видим из поступков Иисуса Христа, Спаситель не подчинялся злу, но противодействуя ему особым, неагрессивным способом, побеждал зло добром, не только словом, но и делом. Поэтому слова Спасителя “не противиться злому” нужно понимать не как призыв покорности злу, не как подчинение злу и примирение со злом, но как наилучшую, самую правильную и рациональную форму поведения человека во время встречи со злом.
Если бы слова Иисуса Христа о непротивлении злу понимались как беспрекословное подчинение злодейству, то не было бы в Библии таких слов, ясно указывающих на то, что зло нужно побеждать. “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12:21). В Библии также говорится о том, что мудрый человек не приветствует зло и не подчиняется ему, а “мудрый боится и удаляется от зла” (Притч. 14:16). И поскольку Господь является воплощением Света, Разума и Добра, а противостоящий Богу символом тьмы, греха и зла, то человек, любящий Господа, ненавидит зло. “Любящие Господа, ненавидьте зло!” (Пс. 96:10).
Итак, из всего вышесказанного, совет не противиться злу нужно понимать не как призыв подчинения злу и согласия со злом (так как в другом месте Библии призывается бороться со злом и побеждать его добром), а как особую форму наиболее правильного поведения человека при встрече со злом. Этот особый способ поведения при столкновении со злом состоит в том, чтобы не проявлять противность (то есть не противиться) и противодействие, связанные с враждой и местью в адрес зла. А отвечая добром на зло, постараться не допустить нового проявления зла, которое может возникнуть в ответ на ваше противодействие злу злом. Доказательством правоты этой мысли и есть такие поясняющие слова. “Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем” (1Фес. 5:15).
Не отвечая на причиненное ему зло, человек достигает осуществления сразу двух задач: 1 сдерживаясь от гнева, сам не участвует в ответном зле, а благодаря этому зла на свете будет меньше; 2 озадачив злодея тем, что не отвечает враждебностью на причиненное ему зло, человек тем самым не допускает новой вспышки зла, которая может последовать со стороны злодея на враждебное действие за предыдущий злой поступок. Поэтому в Писании рекомендуется: “уклоняйтесь от зла и делайте добро, ищите мира и стремитесь к нему” (1Пет. 3:11). Способ поведения, связанный с уклонением от зла, угоден Богу, потому что позволяет делать добро, а это является соблюдением заповедей Божьих. А человек “соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла” (Еккл. 8:5), потому что ему помогает и его защищает Бог.
Как видим совет Спасителя о непротивлении злу, в том смысле чтобы не причинять вреда в ответ злодею, и есть разумным богоугодным поступком, приносящим человеку защиту от зла. Учитывая это правило, в Библии и дается такое поучение. “Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей” (1Пет. 3:9-10). Вот поэтому Спаситель и советует не противиться злому (в смысле не проявлять противность, враждебность, агрессию) в ответ злодею.
Не противиться злу при встрече с ним, то есть не отвечать на зло противностью, ответной агрессией нужно также и потому чтобы исполнить Божью заповедь о прощении врагов. “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф. 6:14-15). Не противиться злому в том смысле, чтобы не допускать ответного зла, нужно также и для того чтобы исполнить заповедь Господа о любви к ближнему своему. “Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев. 19:18). Согласно этой заповеди человек не должен вредить ближнему своему, даже если ближний является злодеем. Но благодаря совершению добрых поступков, человек должен перевоспитать злодея и сделать из него добродетельного человека. То есть вернуть в лоно Господне заблудившуюся душу. В этом и будет состоять в данной ситуации любовь к ближнему.
Не противиться злому в том смысле, чтобы не отвечать злом на зло, нужно также и для того, чтобы не нарушить заповедь Божью о воздаянии. В Библии говорится о том, что Господь “воздаст каждому по делам его” (Матф. 16:27)и “Который воздаст каждому по делам его” (Рим. 2:6). То есть если человек на вред, причиненный врагом, ответит враждой и местью, то этим совершит в адрес врага своего зло. А за совершенное зло, причиненное даже врагу, Господь накажет, так как “воздаст человеку по делам его” (Притч. 24:12). Поэтому, учитывая наличие в жизни закона воздаяния Божьего за дела, человек не должен противиться злу в том смысле, чтобы не допускать агрессии, вражды и мести к злодеям, но должен побеждать зло добром.

Не противиться злу, в смысле не отвечая злом на зло, нужно также и для того, чтобы соблюсти заповедь Божью, согласно которой Бог Сам воздает злодею за зло. “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь” (Рим. 12:19).Господь накажет злодея лучше, чем обиженный человек, потому что любой человек в сравнении с Богом слаб, а Господь Всемогущ. И от гнева Божьего не спрячется никто, так как Господь Всеведущ. Господь накажет злодея в тот момент, когда это будет нужнее всего, потому что Господь Всезнающ. Господь накажет злодея в полной мере, так как Бог Справедлив. Но наряду с этим человек по воле Божьей в пределах своих возможностей тоже может бороться со злом и защищаться от зла, но побеждать зло только добром.
Итак, из всего вышесказанного видно, что в словах Спасителя о непротивлении злу не говорится о подчинении злодеям, о приветствии, признании и поощрении зла. А говорится об особом способе поведения, которого человек должен придерживаться при встрече со злом.
Суть этого способа поведения, как уже говорилось, состоит в том, что зло нужно воспринимать мудро, с достоинством и спокойствием, без нервов и истерик, без раздражения и противности в адрес зла. А главное, ни в коем случае нельзя делать ответное зло, так как это приведет к воздаянию за совершенное вами зло, к обострению вражды между противодействующими сторонами, и в итоге к увеличению в мире зла. Но нужно не подчиняясь и не противясь злу, побеждать зло добром. Для этого Спаситель, Иисус Христос, дает нам целый ряд примеров из Своей жизни, в которых побеждает зло при помощи добра. Для этой цели дается много мудрых поучений и разумных советов в Библии.“Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры” (1Пет. 3:8). И тогда “кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?” (1Пет. 3:13).
Спаситель приводит конкретные примеры того, как можно победить зло добром. Он советует выполнять просимое доброе дело сверх меры, больше в два раза требуемого. В этих примерах Спаситель показывает раскаявшегося человека, готового исправить свою вину и пострадать во искупление греха в двойной степени. Например, подставить не только одну щеку, но и вторую. Отдать не только одну рубашку, но и одежду. Идти не одно поприще, а два. Однако эти слова Иисуса Христа нуждаются в отдельном рассмотрении и пояснении.

Что означает заповедь не противиться злому

Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему и другую, и если кто
хочет отсудить у тебя рубаху, отдай ему и плащ, и если кто приневолит сопровождать его на версту, иди с ним
две. Тому, кто просит у тебя, дай, и от того, кто хочет у тебя занять, не отворачивайся.
Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 39-41
И сказал Он им: «Когда Я послал вас без мешка, без сумы и без обуви, терпели ли вы в чем-нибудь недостаток?»
Они сказали: «Ни в чем!» И Он сказал им: «Но теперь пусть тот, у кого есть мешок, возьмет его и суму, а у кого
нет, пусть продаст свою одежду и купит меч. Говорю вам: должно исполниться на Мне слово Писания — „И к
преступникам причтен“. Ибо всё, предреченное обо Мне, подходит к своему исполнению». А они сказали:
«Господи, вот два меча!» И Он сказал им: «Довольно».
Евангелие от Луки, гл. 22, ст. 35-38
(обе цитаты в переводе С. Аверинцева)
___________________________________
В Священном Писании Нового Завета есть места, которые сложны для понимания и по которым до сих пор не существует единого мнения. Одним из таких мест являются слова Христа «не противься злому». Некоторые склонны абсолютизировать эту заповедь, истолковывая её в духе Льва Толстого: не противься злу насилием везде, всегда, невзирая на обстоятельства. Такое толкование порождает серьёзные затруднения, ибо вынуждает нас упразднить суды, тюрьмы и вообще всяческие наказания, что неизбежно повлечёт за собой социальную катастрофу: обрушение государства и всплеск разгула преступности. Чаще встречается некая вариация толстовства, пытающаяся преодолеть указанную абсурдность: нам говорят, что человечество ещё не готово жить в согласии с тем высоким моральным идеалом, который был указан Христом, т.е. не готово безответно терпеть разгул зла, поэтому для земного царства законы одни, для Царства Небесного — другие; страстной человек «из мира сего» имеет моральное право дать сдачу обидчику, подать на него в суд или одеть наручники, а вот святой угодник Божий должен терпеть, уповая на Божье правосудие. Нам думается, что в обоих случаях присутствует неверное понимание изначальной мысли Христа. Попытаемся разобраться.
Через всю Нагорную проповедь, особенно там, где речь заходит о нормах Моисеева Закона, красной нитью проходит одна и та же мысль, а именно: преступление (грех) нужно предотвращать в его зародыше. Например, чтобы не допускать убийства, нужно не допускать гнева, бытовых ссор, словесных оскорблений и всего прочего, что обычно приводит к убийству (Мф. V, 21-22). Гаси огонь ссоры ещё в мысленной его стадии, пока пламя не вылилось в пожар — именно таков смысл добавления Христа к моисеевой заповеди «не убий». Думается, эту же мысль Господь имел в виду, когда приводил следующую метафору: «Сумей ублаготворить истца, пока вы ещё на пути в суд, чтобы не предал тебя истец — судье, а судья — тюремщику, и чтобы не был ты ввергнут в темницу…» (Мф. V, 25). Не трудно заметить, что почти все поучения данного раздела Нагорной проповеди строятся по одной и той же схеме: чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, нужно не допускать блудных мыслей, не относиться к браку легкомысленно и крепко себе усвоить, что брак — это «на всю жизнь» (Мф. V, 27-32); чтобы не стать клятвопреступником, нужно осознать своё скромное место в этой жизни и не клясться вовсе (Мф. V, 33-37). Всю эту жизненную конкретику Господь приводит ради того, чтобы сделать более понятной одну-единственную мысль: грех начинается не с поступков человека, а с его наличного духовного состояния — с его желаний и помыслов, и именно туда нужно направлять свой пристальный взор, чтобы распознать греховность и покаяться. Эту же мысль мы встречаем и в другом месте Евангелия, где Христос поучает: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» – всё то, что оскверняет человека и делает его нарушителем Моисеева Закона (Мф. XV, 19). Вывод: лечить нужно не внешние проявления болезни (симптомы), а её первопричину.
В этом же духе попробуем растолковать и якобы «непротивленческое» добавление Спасителя к моисеевой норме «око за око, зуб за зуб» (Мф. V, 38-41). Мысль Христа можно выразить следующим образом: не противься мелко-бытовым недружественным выходкам в отношении себя, будь то пощёчина, имущественные притязания или понуждение к труду в чужую пользу (обратите внимание, Христос не говорит здесь о выбитом глазе или каком-либо ином увечье, т.е. вещах более серьёзных). Всё это мелкое (на современном языке — «неуголовное») зло разумнее гасить мудрой уступчивостью и не отвечать обидчику взаимной враждебностью, в противном случае ссора может выйти на уровень «око за око, зуб за зуб», т.е. спровоцировать более тяжкие последствия. А ещё разумнее попытаться наладить мирные отношения с обидчиком и на его пощёчину подставить другую щёку (читай: признать за собой часть вины в конфликте и выразить готовность понести за это наказание); или отдать сверх того, что просит обидчик в имущественном споре, проявив тем самым великодушие и дружелюбие; или добровольно пройти с ним лишнюю версту, если почувствуешь, что это принесёт добрый плод. Цель тут одна — установить мир и согласие, в духе любви к ближнему, или хотя бы избежать эскалации вражды. Вспомним: «Блаженны миротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими» (Мф. V, 9).
Рассматриваемая заповедь Христа призывает нас воздерживаться от мелочной мстительности, уступать в непринципиальных вопросах, гасить огонь гнева ещё в начале спора и не доводить конфликт до точки кипения, и всё это ради того, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ВОВЛЕЧЁННЫМ В БОЛЕЕ ТЯЖКИЙ ГРЕХ, тем более, что в большинстве случаев часть вины в бытовых ссорах лежит на нас самих: вспомним — «Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в своём глазу бревна не примечаешь?» (Мф. VII, 3). Заповедь предлагает нам из двух зол (условно: «повторная пощёчина» и «выбитый глаз» — и не важно, чей этот глаз) выбрать меньшее.
Итак, здесь и речи нет о «непротивлении злу насилием» с его абсурдными выводами. Главная ошибка «непротивленцев» состоит в том, что они вырывают заповедь «не противься» из контекста, тем самым теряя её изначальный смысл. Ненавидеть грех и противиться злу составляет нравственный долг каждого человека. В Евангелии есть множество мест, где Христос подаёт нам примеры психологического, волевого — а единожды даже и физического! — противления злу и побуждает Своих учеников делать то же самое (надеюсь, читателю знакомы эти места). Более того, вся земная жизнь Спасителя есть подвиг противления злу.
Тут может возникнуть резонный вопрос: а как относился Христос к тому, что на современном языке мы называем уголовным кодексом с его правом на насилие? — Ответ вряд ли получится однозначным. С одной стороны, мы видим Его лояльное отношение к традиционному законодательству в целом. Так, в одном месте Он говорит: «Не подумайте, будто Я пришёл, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришёл Я, чтобы упразднить, но чтобы восполнить» (Мф. V, 17). И в другом месте высказывает мысль в том же духе: «… легче прейти небу и земле, чем потерять силу хоть одной черте Закона» (Лк. XVI, 17 — обе цитаты в пер. С. Аверинцева). Таким образом, Христос ясно даёт понять, что не ставит своей целью радикально изменить нравственно-правовые традиции иудеев (куда входили и регулятивные нормы в духе «око за око, зуб за зуб»), а лишь дополнить, уточнить, осветить новым, более глубоким пониманием. С другой стороны, мы видим Его стремление смягчить суровость некоторых традиций. Вспомним историю со спасением женщины, которую «ревнители Закона» намеревались побить камнями за совершённое прелюбодеяние, ссылаясь при этом на соответствующее предписание Моисея (Иоан. 8, 3-11). Христос спас женщину от неминуемой расправы, очевидно, заменив суд общественный на суд совести. Но поступил бы Он точно так же, если бы на месте женщины оказался какой-нибудь хладнокровный убийца или насильник? Наверное, нет.
Не противиться «злу вообще», вне зависимости от характера этого зла – означает: заниматься попустительством злу, подчинять свою волю злу и, по сути, быть соучастником зла. Если смотреть на жизнь глобально, то мы находимся в непрерывной, каждодневной битве со злом, т.е. с грехом. И на этом поприще от нас требуется бескомпромиссность. В мелких же стычках и бытовых конфликтах, особенно семейных, бывает полезнее уступить обидчику, преследуя лишь одну цель — восстановление мира и любовного согласия. Именно такой нехитрый смысл, по нашему мнению, вложил Христос в Свою заповедь о непротивлении.

Если ударят по правой щеке, подставь левую, но — н

Авторы Произведения Рецензии Поиск О портале Вход для авторов

Ирина Ландес: литературный дневник

Нашла на сайте tintuit.ru:
Ева:»В Библии, в Евангелии от Матфея (Мт 5:38-39) есть такие строки:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»

Из католической книги «Не спеши прощать»:
«Почему Иисус подчеркивает именно правую щеку? Представьте себе, что вы — несчастный раб в древней Палестине, и стоите перед хозяином, который собирается вас ударить. Он не может вас ударить левой рукой, так как та предназначена только для выполнения нечистых работ. Ему остается только ударить вас правой. Кулаком или ладонью правой руки он не может ударить вас по правой щеке, потому что в таком случае ему пришлось бы вывернуть или как-то по-другому направить руку. Поэтому, желая вас ударить по правой щеке, он должен будет это сделать наоборот — внешней стороной ладони. Во времена Иисуса удар внешней стороной ладони имел особый смысл. Этот жест использовали только люди, имеющие бОльшую власть, желая унизить более слабых. Внешней стороной ладони хозяева били своих рабов, римляне — евреев, мужчины били жен, а родители — детей. Таким образом говорили: «Знай свое место… ты ниже меня».
Если, подчинившись словам Евангелия, повернешь другую щеку (левую), тогда хозяин, обязанный бить только правой рукой, уже не сможет бить обратной стороной ладони. Желая ударить еще раз, он должен будет ударить кулаком. Однако на кулаках дрались только равные друг другу люди. Поэтому, повернув другую щеку, ты вновь обретаешь достоинство и показываешь, что не дашь себя унижать. Одновременно ты побуждаешь хозяина не забывать о собственном истинном достоинстве и даешь ему понять, что свою жизнь он основывает на неверном представлении, что одни люди ниже других. И все это ты делаешь, не ударив в ответ, не применив насилие».

Добавление от Скифа:»А вот у древних славян — эта мудрость имеет продолжение…
«Если ударят по правой щеке, подставь левую, но — не дай ударить»!!! Что означает — если что-то произошло не обижайся, не осуждай. Не копи в своей душе ненависти, злобы-агрессии, недовольства, уныния, неверия и т.п.
Но при этом, делай же что-нибудь чтобы изменить ситуацию. Иначе, это может произойти снова и снова и снова….
И если активно не реагировать, то это будет — попустительством в безнаказанности, то есть являться — развращением… А если Вы кого-то развращаете, наносится вред уже его душе а не телу. А она как известно даётся нам Свыше. Поэтому и возрастает ответственность.
И конечно же, тут уже Вас благодарить не за что, а даже наоборот…
А вот если же — станешь злиться, негодовать, обижаться, унывать, осуждать и т.д.- у тебя просто не станет энергии. Начнёшь быстро терять жизненную энергию, она начнёт уходить из души. О чём наши предки, прекрасно были осведомлены…
Вот теперь Вы знаете — в чём суть мудрости.
Ну а выбор как быть, да как себя вести — за Вами…

© Copyright: Ирина Ландес, 2013.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.10.2013. Чабрец спасёт от пьянства, но есть протовопоказани
  • 11.10.2013. Стихотворение Бальмонта
  • 03.10.2013. Если ударят по правой щеке, подставь левую, но — н

Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Этот пост появился благодаря некоторым записям и рассуждениям в моей ленте, оставленным комментариям, а также увиденной на просторах сети вот этой фотографии, на которой были запечатлены монахини с оружием. Италия — Рим, Ватикан, 1937.

Существовала «Ватиканская женская стрелковая команда», которая была распущена в феврале 1938 года, потому что Папа Пий XI не думал, что существование стрелковой команды продвинет благочестивый образ католической церкви.
И так. Надо ли подставлять другую щёку, если ударили по одной?
Толкований этой фразы много, но все они практически сводятся к тому, что не надо в ответ на агрессию злиться, обижаться. Некоторые же додумались до того, что отказываются брать в руки оружие, но! Не всегда удаётся остановить зло только словами или бездействием. А как известно безнаказанное зло порождает новое зло, благодаря чему оно только преумножается.
А знаете в чём беда большинства толкователей? От прямого восприятия текста. Человек просто буквально трактует сказанные слова почти 2000 лет назад с точки зрений современных понятий, без учёта традиций и обычаев, что когда-то существовали.
И так. Обратимся к первоисточнику. Евангелие от Матфея:
“Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся”.Мф. 5.38-42.
Мало кто задумывается почему сказано 《кто ударит тебя в правую щеку твою》. Не думайте, что правая щека указана просто так. На это есть причины.
Представьте себе раба в древней Палестине, что стоит перед хозяином, который собирается его ударить. Он не может ударить раба левой рукой, так как та предназначена только для выполнения нечистых работ. Например подмыться после того, как сходил в туалет, это не прихоть, а предписание веры. Хозяину остаётся только ударить раба правой рукой. Кулаком или ладонью правой руки он не может ударить стоящего перед ним человека по правой щеке, потому что в таком случае ему пришлось бы вывернуть или как-то по-другому направить руку. Поэтому, желая ударить раба по правой щеке, он должен будет это сделать наоборот — внешней стороной ладони. Во времена Исуса удар внешней стороной ладони имел особый смысл. Этот жест использовали только люди, имеющие большую власть, желая унизить более слабых. Внешней стороной ладони хозяева били своих рабов, римляне — евреев, мужчины били жён, а родители — детей. Таким образом говорили: «Знай свое место… ты ниже меня».
Если, подчинившись словам Евангелия, повернёшь другую щеку, т.е.левую, тогда хозяин, обязанный бить только правой рукой, уже не сможет бить обратной стороной ладони. Желая ударить ещё раз, он должен будет ударить кулаком или ладонью, что одно и то-же. Однако на кулаках дрались только равные друг другу люди.
Теперь понятен смысл нашей фразы? И этот смысл вовсе не в смирении.)
В связи с этим вспоминается притча, которая известна в разных вариантах. Привожу здесь один из нескольких.
В храм заходит хамоватого вида молодой человек,
подходит к священнику, бьёт его по щеке и, ехидно улыбаясь, говорит:
— А что, отче, сказано ведь, ударили в правую щёку, подставь и левую.
Батюшка — бывший спецназовец — хуком слева отправляет наглеца в угол храма и кротко произносит:
— Сказано также, какой мерою меряете, такой и вам будет отмерено!
Испуганные прихожане:
— Что там происходит?
Дьякон важно:
— Евангелие толкуют.
Кроме того наши предки понимали и знали истинный смысл этой фразы. А как можно ещё объяснить вот эту пословицу? «Если тебя ударили по правой щеке — подставь левую, но не дай ударить»
Это означает, что не нужно злиться, а нужно дать просто отпор, сохраняя своё достоинство. Действительно, скачущий вокруг тебя человек, размахивая руками и изрыгая проклятия, т.к.ударить то он не может, смешон и нелеп и может сравниться только с назойливой мухой.
И последнее. В древности монахи действительно странствовали по миру вроде как безоружные, но… у них был в руках всегда посох, а сами они как правило владели тем или иным видом рукопашного боя. Вот так вот.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *